Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"
Оценка 4.7

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Оценка 4.7
Документация +3
docx
воспитательная работа +2
1 кл—4 кл
13.05.2017
Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"
Презентация "Инклюзивное образование в современной России"
гмо.docx
Инклюзивное образование Слайд 1 Все мы слышали понятие «инклюзивное образование», но не многие из нас знакомы с  основными принципами и подходами  инклюзивного образования. И это, в первую  очередь, связано с отсутствием необходимости в знакомстве с ними до недавнего  времени. Те изменения, которые происходят сейчас в нашей школе, касающиеся  деятельности по принципам инклюзивного образования, требует от всех педагогов  знаний и четкого понимания, что же такое «инклюзивное образование», каковы его  принципы, подходы и каким, собственно, должен быть педагог инклюзивного  образования.  Слайд 2 Понятие «инклюзивное образование» (от франц. Inclusif ­ включающий в себя) для  нашей страны является относительно новым (вошло в обиход в конце 90­х годов). В  Федеральном Законе № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года  «Об образовании в Российской  Федерации» (статья 2)  инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного  доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых  образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.  Инклюзивное образование –  образование, которое каждому ребенку, несмотря на  имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и  другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий, единый и  целостный процесс обучения, воспитания, развития и социализации, что затем  позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества и снижает  риски его изоляции. Слайд 3 Принятие философии инклюзии – это принятие ценности каждого ребенка, вне  зависимости от его особенностей и возможностей; понимание приоритета социальной и  образовательной адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде; понимание того,  что любой ребенок – и особый, и обычный – развивается в инклюзивной среде.  Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям, которые  возникают при организации включенного образования.    Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и  руководства.  Слайд 4 Условия эффективной реализации инклюзивного образования ­ Какими же должны быть условия для эффективной реализации инклюзивного  образования в школе? 1 1. Правовые условия.  Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность внутри  самого образовательного учреждения. Например, деятельность консилиума  образовательного учреждения с опорой на федеральные документы.  «Облегченная» процедура лицензирования образовательного учреждения по  различным образовательным программам.    Наличие юридически оформленного договора между образовательным  учреждением и родителями. В этом договоре зафиксированы все необходимые  условия обучения ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям  (семье).   Наличие договоров/соглашений о сотрудничестве со специальными  коррекционными образовательными учреждениями, территориальной психолого­ медико­педагогической комиссией (ТПМПК), учреждениями дополнительного  образования. Слайд 5 2. Организационные условия.  Сотрудничество с ресурсным центром по инклюзивному образованию в регионе  (Областным методическим центром), с территориальной ПМПК.   Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными коррекционными  образовательными учреждениями вертикали или сети (школа, сад, техникум и  т.п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и  документами.   Преемственность в работе учреждений разных ступеней инклюзивной вертикали.   Преемственность в работе образовательных учреждений различного уровня.   Взаимодействие с внешними партнерами. Оно подразумевает организацию  системы взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны  «внешних» социальных партнеров: территориальной ПМПК, методического  центра, ППМС­центра, специальных (коррекционных) школ, органов социальной  защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими  организациями необходимо заключить договоры. Реализация этого условия  позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его  особенностях развития образовательный маршрут, максимально полно и  ресурсоемко обеспечить его обучение и воспитание. Важным компонентом этого  условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая  учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.  2  В системе образования должны быть созданы условия для комплексного  взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных  учреждений, обеспечивающих проведение постоянной методической поддержки,  получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной  образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ,  использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в  области коррекционной педагогики. Слайд 6 3. Кадровые условия.  Наличие подготовленных педагогов для реализации задач инклюзивного  образования. Обучение в общеобразовательной школе ребенка с ОВЗ  определенной категории (с нарушением слуха, зрения, расстройствами  аутистического спектра и т.д.) ставит перед специалистами и педагогами школы,  а также администрацией задачу – повысить свои профессиональные знания в  области коррекционной педагогики. Учитель не только проходит курсы  повышения квалификации по различным разделам специальной педагогики и  психологии, но и самостоятельно изучает специальную литературу по вопросам  особенностей развития детей с теми или иными вариантами нарушений.   Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной  компетентности специалистов.    Наличие команды специалистов сопровождения: координатора по инклюзии  (завуч), психологов, учителей­логопедов, учителей­дефектологов, социального  педагога, тьюторов и других специалистов сопровождения. Слайд 7 4. Средовые условия.   Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду.   Специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное  пространство класса /группы в зависимости от типа и вида отклоняющегося  развития у конкретного ребенка или группы детей.    Организация социально­бытовых условий с учетом конкретных потребностей  ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного  учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.). Слайд 8 5. Содержательные условия. 3  Составление и реализация адаптированной образовательной программы для  ребенка с ОВЗ в соответствии с его возможностями и особыми образовательными потребностями.  Например, ребенок не может освоить программу по математике, по которой  работает весь класс. В этом случае создается адаптированная программа по  данному предмету с учетом возможностей конкретного ребенка.   Наличие адекватных адаптированной программе индивидуальных учебных  планов, УМК, дидактических материалов, методов и приемов работы с ребенком. Часто возникает необходимость в использовании дидактических материалов,  разработанных для обучения детей в специальных коррекционных школах I – VIII  видов.   Наличие программ сопровождения и коррекционного компонента (программы).   Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение доступного  уровня образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего  инклюзивную практику. Слайд 9 Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса:  детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,   нормально развивающихся учащихся и членов их семей,   учителей и других специалистов образовательного пространства,   администрации,   структур дополнительного образования.  Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не  только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но  и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области  коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми  сверстниками и между детьми и их родителями, между родителями и педагогами. Слайд 10 Основными принципами построения инклюзивного образовательного пространства выступают:  Раннее включение в инклюзивную среду. Это обеспечивает возможность  абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию;   Коррекционная помощь. Ребенок с нарушениями развития обладает  компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в  4 построении образовательно­воспитательного процесса. Ребенок, как правило,  быстро адаптируется к социальной среде, однако, он требует организации  поддерживающего пространства и специального сопровождения (что также  выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности).    Индивидуальная направленность образования. Ребенок с нарушениями может  осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным  условием его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При  необходимости разрабатывается  индивидуальный образовательный маршрут в  зависимости от особенностей, глубины дефекта и возможностей ребенка.  Маршрут должен быть гибким, ориентироваться на зону ближайшего развития,  предусматривать формирование речевых умений, основных видов познавательной деятельности соответственно возрасту, развитие социальных умений.   Командный способ работы. Специалистам, педагогам, родителям необходимо  работать в тесной взаимосвязи (по командному принципу), что предполагает  совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого  ребенка, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей,  процесса его движения в развитии и освоении социально­педагогического  пространства.   Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка.  Родители являются полноправными членами команды, поэтому им должна быть  предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении  педагогического процесса, его динамики и коррекции.    Приоритет социализации как процесса и результата инклюзии. Главным целевым  компонентом в работе является формирование социальных умений ребенка,  освоение им опыта социальных отношений. Ребенок должен научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя,  высказывать свое мнение, найти себе друзей; развивая межличностные  отношения, научить других детей принимать себя таким, какой есть. А это, в  свою очередь, возможно при достаточном уровне личностного и познавательного  развития ребенка.    Развитие позитивных межличностных отношений.    Слайд 11 Каждый этап развития и обучения ребенка с ОВЗ имеет свои структурные компоненты.  Мы рассмотрим только школьное обучение. Оно состоит из трех компонентов. 1. Система психолого­медико­педагогического сопровождения всех обучающихся в учреждении. 5 2. Обучение в условиях общеобразовательного класса по адаптированным  программам.  3. Развёрнутая сеть услуг дополнительного образования. Слайд 12 1. Система психолого­медико­педагогического сопровождения всех  обучающихся в учреждении. На базе школы создается ПМПк (психолого­медико­педагогический консилиум),  специалисты которого осуществляют диагностику учащихся и консультирование  родителей и педагогов, организуют помощь и педагогическую поддержку всем детям  школы с трудностями в обучении, готовят документы на ПМПК. В состав консилиума входят:  Зам.директора по УВР  Организатор воспитательной работы  Логопед  Учителя­дефектологи  Психолог  Врач, мед.сестра  Учителя, имеющие опыт работы в коррекционных классах    Основные задачи деятельности специалистов ПМПк.   Разработка совместно с педагогами и методистами адаптированной  образовательной программы (АОП), в том числе и компонента коррекционной  работы.    Уточнение общей стратегии специализированной коррекционно­развивающей  помощи ребенку с ОВЗ, а также разработка тактики и конкретных технологий.   Определение тех организационных мероприятий, которые будут способствовать  адаптации в детской среде и образовательном учреждении ребенка с ОВЗ.   Конструирование адаптированной программы в соответствии с рекомендациями  комиссии и основные направления деятельности специалистов сопровождения.  Психолого­медико­педагогический консилиум образовательного учреждения  определяет вид коррекционно­развивающей программы, методы, приемы и  технологии, которые надо использовать при работе с данным ребенком, а также  режим занятий и их интенсивность.  6  Динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий, в первую  очередь по отношению к процессам социальной адаптации ребенка, оценка  освоения адаптированной образовательной программы.   Внесение изменений в образовательной траектории ребенка с особыми  образовательными потребностями в самом ОУ (при согласии родителей).  Выявление детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса «включенный».  Для успешной адаптации и обучения им необходимо создать дополнительные  специализированные условия и оказывать помощь со стороны различных  специалистов. Такие дети относятся к категории «ограниченные возможности  здоровья», но в силу тех или иных обстоятельств не имеют на настоящий момент  статус «включенные».  Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной  специализированной помощи детям. Слайд 13 Как распределяются обязанности среди специалистов.  Психолог. Уточнение типа отклоняющегося развития, оценка его причин и механизмов, определение направлений, последовательности и тактики психологической  коррекционной работы. Психиатр, невролог. Постановка нозологического (определенного клинически)  диагноза. Логопед. Определение уровня речевого развития.  Учитель­дефектолог или педагог класса. Определение(в рамках данного вида  образовательного учреждения) адекватных возможностям ребенка условий и форм  обучения, оценивание сформированности его образовательных навыков и умений на их  соответствие образовательной программе данного учреждения.  Социальный педагог. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится  ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи.   Слайд 14 Диагностический этап.  Этапы деятельности психолого­медико­ педагогического консилиума (ПМПк). I. Каждый специалист проводит углубленное обследование ребенка, целью которого  является выявление особенностей психического развития, особых образовательных  потребностей. В итоге проведенного обследования каждый специалист пишет  развернутое заключение.   7 II. Коллегиальное обсуждение и разработка коррекционного компонента  адаптированной образовательной программы.  В соответствии с принципом индивидуально­коллегиального обследования  специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов  обследований ребенка. В процессе коллегиального обсуждения специалисты:   конкретизируют и уточняют представление о характере и особенностях развития  ребенка;   определяют степень включенности ребенка с ОВЗ в образовательный процесс(с  полной степенью включенности, с частичной и эпизодической степенью  включенности );   определяют вероятностный прогноз его дальнейшего развития и систему тех  коррекционно­развивающих  мероприятий, которые будут способствовать  максимальной социальной и образовательной адаптации включаемого ребенка;   уточняют нюансы коррекционной работы, ее конкретных этапов, тактик и  технологий как в индивидуальной работе с ребенком, так и с группой детей;   определяют круг специалистов, которые будут разрабатывать адаптированную  образовательную программу (если это прописано в рекомендациях ПМПК),  индивидуализировать учебный план, а также определять необходимые к  реализации на данном этапе коррекционные и развивающие программы  деятельности специалистов сопровождения;   рекомендуют формы работы с детьми (индивидуальная или групповая) и частоту проведения занятий; координируют и согласовывают все последующее  взаимодействие специалистов друг с другом, а при необходимости определяют  последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком. III. Реализация коррекционного компонента адаптированной образовательной  программы (АОП). Оценка эффективности реализации АОП и коррекционной  работы. Решение вопроса о продолжении работы или коррекции АОП и  направлений деятельности специалистов. На данном этапе проводятся коррекционно­ развивающие мероприятия силами  специалистов ОУ, а также привлеченных специалистов.   Своеобразным завершением работы на данном этапе является динамическое  обследование (оценка состояния ребенка на промежуточном этапе работы) или  итоговое обследование после окончания всего цикла развивающе­коррекционной  работы или обучения. Результаты деятельности специалистов отражаются в их  заключениях, где дается оценка динамики развития и адаптации ребенка. На основании 8 динамической оценки эффективности коррекционной помощи и степени освоения  ребенком адаптированной образовательной программы можно решать вопрос:   о продолжении подобной работы или изменении ее направлений;   о дальнейшей адаптации программного материала и соответствующих  дополнительных разработках. Рассмотрим на конкретном примере. Родители приносят в школу заключение ПМПК. Причем, родители имеют право  предъявить его в образовательном учреждении как специального профиля  (СКОУ I­ VIII вида), так и в общеобразовательной школе.       (зачитать заключение) В соответствии с Положением о ПМПК, комиссия не направляет ребенка в ОУ  конкретного вида, а только дает рекомендации по организации условий обучения  ребенка с ОВЗ. В случае, если родители выберут для ребенка общеобразовательную  школу – то есть выберут инклюзивное образование – школа должна будет обеспечить  эти условия для ребенка в соответствии с Законом об образовании.  Последовательность действий педагогического коллектива в этом случае определяется этапами деятельности консилиума ОУ, с четким распределением задач каждого  участника сопровождения и обязательным заключением договора с родителями  ребенка. ­ Мы рассмотрели 1 этап школьного обучения. Слайд 15 2.  Обучение в условиях общеобразовательного класса по адаптированным  программам.  Дети с ОВЗ изучают такие предметы, как изобразительное искусство, окружающий  мир, физкультура, музыка, пение и трудовое обучение по общеобразовательным  программам, а такие предметы как математика, русский язык, письмо, развитие речи,  чтение (если ребенок испытывает трудности в усвоении общеобразовательной  программы)  по программам для С(К)ОУ соответствующих видов. Учитель создает  адаптированную образовательную программу по этим  предметам для ребенка с ОВЗ.  При этом  в классе могут находиться не более 2 детей с ОВЗ и только дети одной  нозологической группы.  Для обучения учащихся с особенностями в развитии за основу берутся:   типовые государственные программы для общеобразовательных  учреждений;   программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I­ VIII  видов   На основе обозначенных программ, учебников и учебных пособий составляется  интегрированное календарно­тематическое планирование по учебным дисциплинам  9 таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту  же тему, но информация, получаемая учениками с ОВЗ по теме, должна быть адекватна их образовательной программе. Контрольные и творческие работы разрабатываются в  соответствии с уровнем развития учащихся и оцениваются согласно требованиям  учебной программы. Поурочное планирование составляется исходя из требований отобранных  образовательных программ для обучения учащихся с ОВЗ и базируется на областном  базисном учебном плане для специальных (коррекционных) образовательных  учреждений (классов) определенного вида.  Для детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации совместно с нормативно развивающимися сверстниками или в отдельном классе разрабатывается  индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ), который является своего  рода механизмом реализации адаптированной образовательной программы. Это  документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации  особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и  воспитания на определенной ступени образования.   ИОМ включает в себя:  • учебный план и соответствующие  рабочие программы;   • направления и программы коррекционной и развивающей работы;  • направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с  ОВЗ.  Адаптированные программы и индивидуальный образовательный маршрут  ­ это  отдельные большие темы, которые будем рассматривать подробнее на последующих  встречах. Слайд 16 Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс  рекомендуется при очной форме обучения:   детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и  речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться  совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе;    обучающимся по адаптированным образовательным программам:   ­ имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих  отклонений в развитии;  ­  имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;  ­ имеющим нарушения опорно­двигательного аппарата и потенциально сохранные  возможности интеллектуального развития;  10 ­ имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные  возможности интеллектуального развития;  ­ обучающимся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени  легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии;  ­ обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия,  моторная алалия, афазия).  Слайд 17  Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности  рекомендуются  при очно­заочной форме обучения.   При частичной включенности в рекомендациях необходимо отразить степень  включенности ребенка с ОВЗ в классно­урочную, внеурочную и внеклассную  деятельность; режим занятий и консультаций, коррекционные мероприятия,  дополнительное специальное оборудование, потребность в сопровождении (тьютор),  срок повторного обращения к специалистам ПМПК, дополнительная помощь  специалистов вне образовательной организации.  Эпизодическая включенность рекомендуется:   детям с выраженными нарушениями поведения и показаниями для  индивидуального обучения на дому;    детям с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими  нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального  обслуживания населения.  По рекомендации ПМПК данная категория детей в сопровождении родителей/законных представителей эпизодически объединяется с нормативно развивающимися детьми из  образовательных организаций на определенный промежуток времени (в специально  организованные походы, праздники, конкурсы, экскурсионные и культурно­ развлекательные мероприятия, кружки и секции. Дополнительно возможно включение  данной категории детей на некоторые комбинированные уроки (урок­экскурсия, урок­ викторина и др.). При реализации очно­заочной формы обучения возможно использование  дистанционных технологий (по заявлению родителей/законных представителей).   Слайд 18 Категория детей: 1. дети, имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание  снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП) 2. дети, имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с  нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП) 11 3. дети, имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности,  имбецильности. 4. дети, имеющие ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и  функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не  обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода). Слайд 19 ­ 3 этап школьного обучения 3. Развёрнутая сеть услуг дополнительного образования. Его направления могут быть достаточно различны, но необходимый минимум это:   Физкультурно­спортивные секции;   Художественно­эстетические студии и кружки;  Занятия декоративно­прикладным искусством;   Научно­техническое творчество. Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с  ОВЗ, но в то же время  обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально  сохранить свое привычное социальное окружение. Ранняя социализация благотворно  сказывается на формировании личности детей с ОВЗ и их адаптации в реальной жизни.  Благодаря инклюзивному обучению часть «неординарных» детей, посещая ближайшую  массовую школу, сможет не разлучаться с семьей, как это бывает, когда ребенок  учится в специальной (коррекционной) школе­интернате. Родители, таким образом,  получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными  жизненными установками. Слайд 20 Трудности, с которыми может столкнуться ОУ при внедрении инклюзивного образования 1. Неподготовленность школьного общества к пониманию проблем детей с  особыми образовательными потребностями, с возможностью совместного  обучения и  к участию в их судьбе. Поэтому необходимо будет проводить  большую работу по подготовке ученического, педагогического и  родительского коллектива общеобразовательной школы к принятию таких  детей в свою среду. Некоторые родители здоровых детей могут не всегда  однозначно положительно относятся к практике совместного обучения их  детей и детей с ОВЗ. 12 2. Недостаточная готовность детей с ОВЗ к восприятию учебного материала и к  установлению социальных контактов в условиях общеобразовательной школы. Здесь необходимо будет оказывать адресную специальную помощь. 3. Неготовность педагогов к работе с  детьми с ОВЗ: профессиональная,  психологическая и методическая. Поэтому необходимо повышение  квалификации через специальные курсы по коррекционной педагогике и  психологии и, конечно же, постоянное самообразование. Проведение  информационных и обучающих семинаров по вопросам инклюзивного  образования. 4. Неготовность многих родителей оказывать помощь своим детям. Низкая  степень родительской включенности, при данных обстоятельствах, может  иметь весьма негативные последствия: ребенок с ОВЗ может не справляться с  освоением стандартизированной общеобразовательной программы, трудно  интегрироваться и адаптироваться в социуме массовой школы. А пассивная  родительская позиция «потребителя образовательных услуг» может свести на  нет саму идею инклюзивного образования. Поэтому необходимо будет обучать родителей грамотному и активному участию в  деле воспитания и обучения  своих детей. 5. Отсутствие в городе узких специалистов (определенных врачей,  тифлопедагогов, сурдопедагогов и т.п.), способных оказать качественную  помощь и родителям и детям с ОВЗ.    Отсутствие в штатном расписании ставок тьютера и педагогов  сопровождения.   6. 7. Отсутствие в городе дошкольного инклюзивного образования.   13 14

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"

Методическая разработка для ГМО учителей начальных классов " Инклюзивное образование в современной России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017