Объяснительная записка
Экологическая игра «Тайны лесной тропинки» рассчитана на обучающихся начальной школы (2 – 3 классы).
Методическая разработка может быть использована целиком в виде внеурочного занятия; на уроке окружающего мира или кубановедения; при проведении мероприятий на летних игровых площадках, в летних лагерях дневного пребывания на базе школ.
Кроме того, структура методической разработки позволяет использовать в ходе урока или внеурочного (внеклассного) мероприятия её отдельные части (загадки, знакомство с растениями нашей местности, народные приметы, составление цепочек слов и пр.).
Содержание методической разработки допускает её использование и в других регионах РФ.
Выбранная форма проведения – игра – наиболее приемлема для учащихся начальной школыОбъяснительная записка
Экологическая игра «Тайны лесной тропинки» рассчитана на обучающихся начальной школы (2 – 3 классы).
Методическая разработка может быть использована целиком в виде внеурочного занятия; на уроке окружающего мира или кубановедения; при проведении мероприятий на летних игровых площадках, в летних лагерях дневного пребывания на базе школ.
Кроме того, структура методической разработки позволяет использовать в ходе урока или внеурочного (внеклассного) мероприятия её отдельные части (загадки, знакомство с растениями нашей местности, народные приметы, составление цепочек слов и пр.).
методическая разработка.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 84 г. Сочи
Методическая разработка экологической игры
«Тайны лесной тропинки»
подготовлена
учителем начальных классов
МОБУ СОШ № 84 г. Сочи
Дрель Людмилой Николаевной
(г. Сочи, пос. Совет – Квадже,
ул. Сибирская 9, l.drel@mail.ru)
г. Сочи 2016 г.
Объяснительная записка
Экологическая игра «Тайны лесной тропинки» рассчитана на обучающихся
начальной школы (2 – 3 классы).
Методическая разработка может быть использована целиком в виде
внеурочного занятия; на уроке окружающего мира или кубановедения; при
проведении мероприятий на летних игровых площадках, в летних лагерях
дневного пребывания на базе школ.
Кроме того, структура методической разработки позволяет использовать в
ходе урока или внеурочного (внеклассного) мероприятия её отдельные части
(загадки, знакомство с растениями нашей местности, народные приметы,
составление цепочек слов и пр.).
Содержание методической разработки допускает её использование и в
других регионах РФ.
Выбранная форма проведения – игра – наиболее приемлема для учащихся
начальной школы. Игра – общение равных, и имеет особое педагогическое
значение:
игра – фактор развития ребёнка;
игра –способ приобщения ребёнка к окружающему миру;
игра – щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным умениям;
игра – мягкое корректирование воспитанности ребёнка;
игра – простой и лёгки способ формирования товарищества и дружбы
между детьми, гуманистической атмосферы в классе
Северо – Западный Кавказ, в границах которого расположен Краснодарский
край, один из наиболее сложных природных районов Кавказа. В его
пределах
явления природы
Средиземноморья, влажной древней Колхиды и суровой морской стихии.
Здесь сформировался сложный комплекс самых разнообразных экосистем,
богатый в видовом отношении мир растений и животных. Задача учителя –
донести до детей понимание того, что природа богата и щедра, но уязвима
перед человеком, и каждый человек должен беречь природу, чтобы сохранить
её богатство и многообразие. Отсюда – целевые установки данного
мероприятия.
причудливым образом переплетаются Цель занятия:
знакомство с растениями своей местности, воспитание экологической
культуры.
Задачи занятия:
дать понятие определения «Экология»;
познакомить с растениями, произрастающими на Черноморском побережье;
познакомить с растениями, внесёнными в Красную книгу Краснодарского
края;
учить работать в команде;
расширять представления о растениях и животных, обитающих в нашей
местности;
познакомить с народными приметам;
развивать речь;
воспитывать наблюдательность;
формировать экологическую культуру;
прививать навыки бережного отношения к природе.
Оборудование:
интерактивная лоска;
листы бумаги, карандаши.
Тематическое содержание
1. Вступительное слово учителя (ведущего).
2. Разминка (загадки).
3. Командная игра «Кто больше знает».
4. Викторина.
5. Игра «Цепочка слов»
6. Игра «Проверим внимание»
7. Знакомимся с народными приметами.
8. Конкурс умников.
9. Блиц – турнир.
10. Подведение итогов. Рефлексия.
В результате проведения занятия учащиеся научаться:
различать отдельные растения по внешнему виду;
усвоят понятие «экология»;
отличать растения, занесённые в Красную книгу Краснодарского края. Учащиеся получат возможность научиться:
знать, какую пользу приносят отдельные растения;
ориентироваться по народным приметам;
работать в команде.
Используемая литература
Для учителя:
1. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина. М.: Просвещение, 2004.
– 128 с.
2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение,
2005. – 126 с.
3. Красная книга
Краснодарского края. – Краснодарское книжное
издательство, 1994. – 285 с.
4. Молчанов В.М. Знакомьтесь – Сочи, Краснодарское книжное
издательство, 1989 г. – 89 с.
5. Щуркова Н.Е. Игровые методики , М.: Педагогическое общество
России, 2006 . – 135 с.
Для учащихся:
1. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина. М.: Просвещение, 2004.
– 128 с.
2. Красная книга
Краснодарского края. – Краснодарское книжное
издательство, 1994. – 285 с. 1. Вступительное слово учителя (ведущего).
Педагог:
Вспомните, ребята, в каком месте мы живём? (Заслушивает ответы).
Чем отличается наш край от других регионов нашей Родины?
(Заслушивает ответы)
Ребята, сегодня мы с вами поиграем, но это будет не просто игра, а игра
экологическая. Для начала уясним, что обозначает слово «экология»
(выслушать ответы детей).
Слово это образовалось из двух греческих слов (на доске высвечивается
поочерёдно) «экос» дом, «логос» наука.
Подумайте, каков будет перевод? Верно это наука о доме.
Как вы думаете, о каком доме идёт речь? (Выслушать ответы). Верно,
речь идёт не о том доме, что построили из кирпича и бетона. Речь идёт о
большом общем природном доме для животных, растений и человека.
Значит, наша игра коснётся вопросов о животных, растениях и человеке.
Сегодня мы будем путешествовать по лесной тропинке и увидим на ней
много неизвестных тайн в самых обычных местах. Итак, отправляемся в
путешествие (на доске высвечивается нарисованная тропинка).
2. Разминка (загадки).
Посмотритека, что за дерево растёт справа на нашей тропинке? и
отгадайте
То ли с крыши, то ли с неба –
То ли вата, то ли пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка?
(Тополь)
(На доске появляется изображение тополя) Что вы знаете об этом дереве?
Ребёнок:
Тополь – одно из самых привычных деревьев, знакомых нам с детских лет.
Но, к сожалению, люди предвзято относятся к нему, потому что в городе в
маеиюне начинается тополиная снежная метель – белый пух кружится в
воздухе повсюду. Когда тополиные «снежинки» попадают в глаза или нос, все
ворчат, сердятся на бедное дерево. А между тем из всех лесных пород тополь
– самая «домашняя» порода. Человек ей отдал особое предпочтение, когда в
старину «приручал» деревья к городу.
В атмосфере много вредных газов и пыли. Промышленные предприятия
загрязняют воздух сернистым газом, окисью углерода, окислами азота,
соединениями свинца, ртути и т.д. И вот тут нам на помощь приходят зелёные
санитарыдеревья.
Бесспорно, что разные виды тополей, а в роду тополя более 100 видов,
считаются лучшими целителями воздуха. Учёные провели эксперимент, кто
лучше всех из наших зелёных друзей справится с вредным для человека и
животных веществом, как двуокись серы. Наблюдали берёзу, ясень, клён, липу
и тополь. Выяснилось, что лучше всех отбил «газовую атаку» тополь
бальзамический. Он поглотил 180 граммов двуокиси серы. Вот какую
огромную пользу приносит нам такое обычное на первый взгляд дерево!
В разных географических поясах тополь переодевается в различные наряды.
У некоторых кора морщинистая, а крона напоминает деревенский треух, у
других крона высокая, похожая на колпак сказочного звездочёта. Есть ещё
тополь дрожащий – осина, хоть и родичи, но выглядят поразному. Тополь
канадский вырастили путём скрещивания американского(дельтовидного) с
чёрным тополем, который растёт в Европе.
В старину люди считали, что если чтото болит, то этим местом нужно
прислониться к тополю, либо положить на больное место тополиный брусок. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или ктото обидел,
при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут.
Педагог:
А у нас растут тополя?
А что это за цветочек слева на полянке? Отгадайте:
Изпод снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(подснежник)
(На доске изображение подснежника)
Что вы знаете об этом растении:
Ребёнок:
Подснежник — многолетнее луковичное растение. Луковица округлая, до
3 см в диаметре. Листья немногочисленные, узкие, плоские, линейные или
ланцетные, блестящие темнозеленого или сероватозеленого цвета, шириной
1 см. Из луковицы вырастает одиночный цветок на прямой цветоножке.
Листья появляются одновременно с цветками. Цветки поникающие,
колокольчатой формы, белые с зелеными пятнышками на краю лепестка. В
цветке б лепестков: 3 длинных наружных и 3 коротких внутренних. Такое
строение придает цветку подснежника неповторимое изящество.
Подснежник снежный (Galanthus nivalis) в диком виде произрастает в
тенистых лиственных лесах Европы. Высота растений 10—15 см. Плоские
сероватозеленые листья 0,4—1 см в ширину и 10 см в длину. Цветок среднего
размера, поникающий, белый, внутренние лепестки вдвое короче, с зеленым
пятнышком и разрезом. Цветет в середине—конце марта.
Род подснежников включает 18 дикорастущих видов, которые встречаются
в Южной и Средней Европе, в западной части Малой Азии и на Кавказе. Например, в Ставропольском и Краснодарском краях России можно
обнаружить 12 из 18 видов. Изящные хрупкие растения подснежника растут
на опушках лесов, вдоль рек и на горных лугах.
Педагог:
Вы знаете, что все без исключения представители рода подснежников
являются охраняемыми растениями, а некоторые редкие виды стоят на грани
исчезновения. Именно поэтому они внесены в Красную книгу Краснодарского
края
(Демонстрирует Красную книгу и страницу с изображением
подснежника).
А вот ещё дерево, угадайте его:
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч.
(дуб)
Что вы знаете об этом растении?
Ребёнок:
Дуб среди деревьев, что лев – царь среди зверей, что орёл – царь между птиц!
Латинское название дуба означает «красавец», он считался священным
деревом у многих народов. Древние греки уважали его очень, верили даже, будто дуб судьбу предсказывает. Они вслушивались внимательно в шелест его
листвы на ветру, либо в треск сучьев в бурю и по ним предсказывали, какие
события ждут человека: счастье или горе?
Древние славяне вырезали исключительно из него изображения Перуна –
одного из наиболее почитаемых богов. Славяне объявили священными целые
дубовые рощи, а дубыпатриархи становились ритуальными – их обносили
оградой, заходить за которую разрешалось лишь избранным: жрецам,
вершащим религиозный обряд и др. Даже кровный враг был неприкосновенен
возле такого дуба.
Педагог:
А у нас растут дубы? (Выслушать ответы).
А это дерево у нас встречается?
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке.
(сосна)
Что мы знаем о сосне?
Ребёнок:
Сосна (Pinus) – типовой род хвойных деревьев семейства Сосновые (Pinaceae). По современным данным существует около 120 видов сосны, которые
произрастают по всему Северному полушарию от экватора до заполярья.
По данным ученых, в сосновом лесу на 1 метр кубический встречается
только 500 микробов, тогда как в городском воздухе – 36 тысяч! Даже в
радиусе 5 км от соснового леса воздух целебный, ионизированный. Как
лекарственное средство хвоя сосны употреблялось очень давно. Во время
археологических раскопок центрального города древнейшего Шумерского
государства была найдена глиняная табличка, исписанная клинописью. Она
содержала 15 рецептов: для компрессов и припарок шумерские врачи
довольно часто употребляли высушенную хвою сосны и пихты.
Педагог:
Оказывается, в Древнем Египте растительные смолы, в частности смола
сосны, входили в состав для бальзамирования трупов. При этом
бактерицидные свойства смолы сохранились на протяжении тысячелетий.
Кусочки просмоленных тканей, пролежавших в гробнице одного из
египетских фараонов около трех тысяч лет, исследовали на бактерицидное
действие. Было установлено, что смоляная пропитка продолжает оказывать
довольно сильное бактерицидное действие до сих пор. Бактерии, высеянные
на питательной среде вокруг кусочка просмоленной ткани, погибли, но на
периферии питательной среды.
3. Командная игра «Кто больше знает»
Педагог:
А теперь посоревнуемся. Для игры нам нужно разделиться на 2 команды,
придумать название каждой из команд и провести соревнование.
1 команда садится за один стол, получает листок и пишет туда растения на
букву «р».
2 команда садится за свой стол и пишет на листке названия животных,
начинающихся на букву «к».
Время работы команд – 3 минуты. Время пошло!
Подведём итог (подводится итог, награждаются победители).
4.Викторина
Не для рыб сети расставляет? (паук)
Какая птица двигается по стволу дерева вверх или вниз головой?
(поползень)
Какая птица может нырять на дно водоёма и бегать там? (оляпка)
Что раньше появляется у мать – и –мачехи: листья или цветы? (цветы) Какая птичка на земле самая маленькая? (колибри).
5.Игра «Цепочка»
Составим на доске цепочку из 10 слов, включающих растения и животных
таким образом, чтобы последняя буква слова была началом следующего
слова. Например: оса – акула.
Первое слово – аист.
Каждая команда работает на своей половине доски. Время ограничено.
Подведём итоги. Посмотрим, как справилась с заданием каждая из команд.
6.Игра «Проверим внимание»
У кумушки – лисы зубки острые, шубка тёплая, нос пятачком.
Найдите ошибку в тексте (текст на доске).
Медведь – хищник, но хищник особый. Охотится он редко, зато любит
полакомиться ягодами и грибами. Медведь хорошо лазает по деревьям,
цепляясь при этом лапами и помогая хвостом.
Заботливая лиса запасает на зиму много корма.
Зайцы живут в лесу. У них много врагов: волк, лиса, ёж, филин.
Спасаются зайцы бегством. Бегают они быстро, большими прыжками,
потому что задние ноги у зайцев короткие, а передние – длинные. Потому
– то и от волка, и от лисы могут убежать зайцы.
7. Знакомимся с народными приметами
(подготовленные учащиеся)
Дым поднимается вверх – к хорошей погоде.
Ласточки и стрижи летают низко над землёй – к дождю.
Туман – к дождю.
Дым стелется к земле – к дождю.
Вечером сильно стрекочут кузнечики – к дождю.
Обильная роса утром – к жаркому дню.
Видно много пауков – к хорошей погоде.
Педагог: А какие народные приметы вы знаете?
8. Конкурс умников
На лесной опушке, на склоне оврага, где припекает солнце, слышится вдруг
шуршание прошлогодней листвы и глухое гудение. Из земляного убежища выбирается это мохнатое насекомое. Медленно ползает, согревается. И
летит к цветам, переполненным нектаром и пыльцой. Кто это? (шмель)
Что вы знаете о шмеле?
Ребёнок:
Внешне шмель очень похож на обыкновенную пчелу, только он крупнее, в
длину до 2,5 см и больше, его толстенькое тельце густо покрыто волосками.
Спинка тёмная, чаще всего с жёлтыми полосками, но иногда полоски бывают
оранжевого или красного цвета, редко встречаются чисто чёрные особи без
полосок. Тельце насекомого заканчивается гладким жалом без зазубрин,
которое не видно в обычном состоянии. На спинке расположены 2 небольших
прозрачных крылышка.
Всего ученые насчитали более 300 видов шмелей. Появились они на
Земле около 30 млн. лет назад! Живут в северной части Евразии и Африки, в
Северной Америке. Не так давно этих мохнатых насекомых завезли в
Австралию и Новую Зеландию. Они прекрасно себя чувствуют и в горах, и в
лесах, и в полях. Шмели строят гнезда в земле, листовой подстилке, дуплах,
птичьих гнездах, кротовых, мышиных, беличьих норах.
Педагог:
Подумайте и скажите, как связаны между собой осина, заяц и волк.
(Учащиеся отвечают, что это одна пищевая цепочка, схематично изображают
на доске).
Приведите примеры, как может измениться равновесие в природе при
исчезновении какого – либо звена (приводят примеры).
К каким последствиям это может привести? А теперь подумайте и составьте своей командой пример цепочки, используя
и растения, и животных.
(Команды работают, затем доказывают свою точку зрения, изображая
цепочку на доске).
9. Блиц – турнир
Перелётные птицы улетают в тёплые края? (да)
Каких птиц называют зимующими? (зимуют дома)
Ласточка – зимующая птица (нет)
Верно ли, что у клестов птенцы появляются зимой? (да)
Верно ли, что зимой птицы питаются семенами? (да)
Нужно ли подкармливать птиц зимой? (да)
Педагог: Молодцы. Как можно помочь птицам? (ответы детей). А кто
помогал птицам? (ответы детей).
10.
Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог:
Наше путешествие подошло к концу. Подведём итог.
О каких растениях вы сегодня услышали? (тополь, сосна, подснежник,
дуб).
О каких насекомых? (шмель)
Какие из растений занесены в Красную книгу Краснодарского края?
Какие из этих растений встречаются в нашей местности?
Какова польза тополя? Сосны?
Какую пользу приносят насекомые?
Чем отличается растительный мир Черноморского побережья?
Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на нашей тропинке и, я надеюсь,
узнали новое и интересное. Название работы: «Башня Ахун»
Номинация: «Историческое
краеведение»
Техника исполнения: карандаш.
Фамилия, имя автора: Стерлигова
Ангелина
Класс: 2
ОУ: МОБУ СОШ № 84 г. Сочи
«Историческое
имя автора: Красова
Название работы: Знакомые места
Номинация:
краеведение»
Техника исполнения: карандаш
Фамилия,
Василиса
Класс:2
ОУ: МОБУ СОШ № 84 г.Сочи
Паспорт работы
Наименование работы: Башня «Ахун»
Техника исполнения: карандаш.
Фамилия, имя автора: Стерлигова Ангелина
Возраст: 8 лет
Адрес автора: г.Сочи, пос. Нижнее Макопсе,
ул.Греческая 8, тел. моб.(мама) 8 918 400 43 05
ФИО педагога: Дрель Людмила Николаевна тел. моб. 8 918 207 32 67
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательная школа № 84 г.Сочи
ФИО руководителя:
Николаевна 2747629, school84@edu.sochi.ru
общеобразовательное
средняя
Рудниченко Ольга
учреждение
Паспорт работы
Наименование работы: «Знакомые места»
Техника исполнения: карандаш
Фамилия, имя автора: Красова Василиса
Возраст: 8 лет
Адрес автора: г.Сочи, пос. Нижнее Макопсе,
ул.Греческая 5, тел. моб.(мама) 8 918 916 94 05
ФИО педагога: Дрель Людмила Николаевна
тел. моб. 8 918 207 32 67
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательная школа № 84 г.Сочи
ФИО руководителя:
Николаевна 2747629, school84@edu.sochi.ru
общеобразовательное
средняя
Рудниченко Ольга
учреждение
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Методическая разработка игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.