Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"
Оценка 4.8

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Оценка 4.8
Игры
doc
Междисциплинарный 3
9 кл
14.08.2018
Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"
Современный цивилизационный и культурологический подход к объяснению истории человечества невозможно обосновать без знания природно-географическихфакторов и биологических особенностей развития человечества, те в свою очередь нельзя объяснить, не зная основ химии, а современные экологические, демографические, социально-экономические проблемы трудно понять в отрыве от исторического и политического процесса. Интеграцию этих знаний (исторических, географических, химических и биологических) можно применять как на уроках, так и во внеучебное время. Одна из таких возможностей – проведение познавательных мероприятий игрового характера, в которых объединяющим, стержневым элементом является история – история открытий, науки, совершенствования человеческой цивилизации. К мероприятиям такого типа относится интеллектуальная командная игра «В лабиринте знаний». Она может проводиться в старших классах в виде обобщения и презентации знаний во время проведения Недели естественных и обществоведческих дисциплин в школе.
В лабиринте знаний.doc
Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"       Профилизация   и   модернизация   российского   образования   предполагают   расширение возможности интеграции предметов школьной программы. Наибольшие перспективы, нам кажется,   кроются   в   тесной   взаимосвязи   таких   дисциплин,   которые   всесторонне рассматривают   человека   в   философском   единстве   как   существо   биологическое   и социальное. Именно сам человек, его взгляды на окружающий мир, его деятельность во времени   и   пространстве   наиболее   близки   и   понятны   учащимся,   соответствуют   их потребностям   в   социализации   и   адаптации.   Современный   цивилизационный   и культурологический подход к объяснению истории человечества невозможно обосновать без   знания   природно­географическихфакторов   и   биологических   особенностей   развития человечества, те в свою очередь нельзя объяснить, не зная основ химии, а современные экологические,   демографические,   социально­экономические   проблемы   трудно   понять   в отрыве от исторического и политического процесса.    Интеграцию этих знаний (исторических, географических, химических и биологических) можно применять как на уроках, так и во внеучебное время. Одна из таких возможностей – проведение познавательных мероприятий игрового характера, в которых объединяющим, стержневым элементом является история – история открытий, науки, совершенствования человеческой цивилизации.     К мероприятиям такого типа относится интеллектуальная командная игра «В лабиринте знаний». Она может проводиться в старших классах     в виде обобщения и презентации знаний   во   время   проведения   Недели   естественных   и   обществоведческих   дисциплин   в школе.   Существенным преимуществом  является то, что она не требует длительной специальной подготовки,   так   как   учащиеся   в   ходе   мероприятия   в   основном   активизируют   уже имеющиеся у них знания основ разных школьных предметов и логику. Примерно за неделю до интеллектуальной  игры  ученики    и преподаватели  организуют  создание команд  для проведения конкурса.  В конкурсе участвуют команды по 5 человек от 4­х и более старших классов (9­11 кл.). Выбирается капитан команды. Зрителями и вместе с тем  участниками конкурса являются одноклассники соревнующихся команд.  Конкурс проводят учителя соответствующих дисциплин. Один из них является ведущим мероприятия. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или наиболее подготовленных учеников.  Конкурсное время – 1 час.  Цель проведении мероприятия: в игровой форме активизировать знания по географии и истории, химии и биологии, прочувствовать взаимосвязи между ними; дать возможность учащимся   проявить   находчивость,   чувство   юмора,   смекалку,   творческую   активность; заинтересовать школьников в получении дополнительных сведений; воспитывать уважение к   обществоведческим   и   естественнонаучным   дисциплинам;   способствовать   укреплению классного   коллектива   на   основе   совместной   деятельности   и   сопереживания   за   свою команду. Оборудование. Конкурс проводится в актовом зале, который можно оформить атрибутами соответствующей   тематики   (большой   глобус   или   физическая   карта   мира,   портреты исторических   деятелей,   ученых,     путешественников,   исторические   карты,   таблица химических  элементов и т.п.). Потребуются  также карточки разного цвета с номерами заданий,   бланки   итогового   листа   ответов   для   участников   и   жюри,   хронометр,   табло 1 результатов,   игровые   столы   для   участников   команд,   желательно   также   использовать компьютерную и проекционную аппаратуру, музыкальное сопровождение. Структура конкурса    Первый тур. «Проверим знания» (по одной минуте для ответа на вопрос). Все команды получают «Лист ответов», куда записывают свой вариант ответа на вопросы ведущего. Затем   сдают   его   жюри,   которое   подсчитывает   набранные   баллы.   Ведущий   задает   по   2 вопроса   по   разным   учебным   дисциплинам.   Команды   получают   по   1   баллу   за   каждый правильный ответ.    Четыре команды, набравшие большее количество баллов выходят в следующий тур. Второй тур. «Покажем знания» (1 мин. для ответа на один вопрос). Команды, вышедшие во второй тур, занимают места за своими игровыми столами. Капитаны команд поочередно выбирают карточки 4­х цветов (по числу дисциплин)   с номерами заданий, которые затем оглашаются ведущим; команда совместно обсуждает вопрос, затем капитан указывает на участника, который будет давать ответ. Всего каждой команде предлагается ответить на 3 вопроса.  Команды получают по 2 балла за правильный ответ.      В следующий тур не выходит команда, набравшая меньшее количество баллов. При равенстве очков ведущий задает дополнительные вопросы до выявления аутсайдера.      Третий тур.  «Удивим знаниями»   (макс.1 мин. для ответа на один вопрос). Брейн­ турнир. Команды действуют в режиме брейн­ринга. Им необходимо раньше соперников дать   ответ   на   вопрос   ведущего.   Капитан   извещает     ведущего   о   готовности   ответить поднятием руки. Если команды не дают знак готовности в отведенный период времени, ведущий «снимает» данный  вопрос с конкурса. Всего будет предложено ответить на 8 вопросов.   За   правильный   ответ   команда   получает   3   балла.   В   том   случае,   если   первая команда   дает   неверный   ответ,   то   вторая   может   предложить   свой   вариант.   Если   он правильный, то второй команде прибавляется  2 балла, а третьей – только 1 балл. В финал выходят две команды, набравшие большую сумму баллов.      Четвертый   тур.    «Мы  знаем  все!».  Блиц­турнир.   (2   мин.   для   каждой   команды). Команда   за   отведённое   время   должна   дать   как   можно   больше   правильных   ответов   на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ команде зачисляется 1 балл. В состязании выигрывает команда, получившая большее количество баллов по итогам всех туров. Ход интеллектуальной игры    Ведущий объясняет  цели и сущность интеллектуальной  игры,  представляет команды, капитанов.   Сначала   все   команды   компактно   располагаются   в   зале   или   в   большой аудитории,   так   как   первый   тур,   по­существу,   является   отборочным.   Капитаны   команд получают «Лист ответов», где в течение одной минуты одним словом или словосочетанием участники отвечают на вопрос ведущего. После ответов на все вопросы капитан команды отправляет «Лист ответов» на стол жюри для подсчета набранных баллов. Вопросы 1тура. «Проверим знания» (в скобках указаны правильные ответы) 1. Что великий Леонардо да Винчи назвал соком жизни? (воду). 2. Он спал 33 года, а потом проснулся и даже угодил на знаменитую картину В.М. Васнецова. Кто это?  (Илья Муромец). 2 3. В древнегреческой мифологии он – один из богов старшего поколения, а чем он является в химии?  (химический элемент ­ титан). 4. Петр I накануне решающей битвы сказал: «Господа…, может быть, еще побьют нас, но у них мы научились побеждать». Кто дал русским такой урок?  (шведы).  5. Этот северный полуостров дал название химическому элементу.   (Скандинавский, скандий). 6. Из   всех   земных   существ   пройти   тест   «зеркала»,   т.е.   распознать   самого     себя, способны только человек, орангутанг, шимпанзе и … Кто еще? (дельфин). 7. Итальянский путешественник Марко Поло писал: «В Китае жилье отапливают … камнем, огонь от которого сильнее, чем от дров». Какое  это топливо?  (каменный уголь). 8. На   территории   бывшего   СССР   было   два   наиболее   древних   языка.   Один   – грузинский, а какой второй?  (армянский). 9. Восточный   философ   Абу­аль­Фарадж   уподобил   стадии   опьянения   человека поведению   разных   животных:   сначала   ­   величавый   павлин,   затем   –   смешная обезьяна, потом – воинственный лев, а в конце ­…  Кто? (грязная свинья). 10. Этот цветок производили в Индии, а войны из­за продукта, произведенного из него, вели в XIX веке в Китае. Какое общее название получили эти войны? (опиумные). Тур 1. «Проверим знания». Лист ответа  команды ____________ класса Ответ команды Кол­во баллов (заполняется жюри)   № вопроса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.    Далее ведущий объявляет правильные ответы и комментирует их. Жюри подводит итоги 1 тура, в следующий этап выходят четыре команды, набравшие большую сумму баллов.     Затем участников команд, вышедших в следующий тур, приглашают занять свои места за игровыми   столами,   а   ведущий   объясняет   условия   следующего   конкурса   ­   «Покажем знания». Капитаны или представители  команд поочередно подходят к столику жюри и выбирают карточки с номерами вопросов. Синий цвет карточки предполагает задание из области географии, зеленый – биологии, красный – истории, а белый – химии. Участникам предлагается дать ответы на 3 вопроса (не более одной минуту на подготовку для ответа на вопрос), «стоимость» каждого из них оценивается  уже двумя баллами. Вопросы 2 тура «Покажем знания» 1. Биология. Их равное количество у геометрического тела – куба и в теле человека. Сколько их?  (12 ребер). 3 2. Химия.  Этот химический термин является одним из самых распространенных. В переводе на русский язык он означает «сильный, здоровый». Какое это понятие? (валентность). 3. География.  Известно, что земные сутки длятся на экваторе 24 часа, а какова их продолжительность на Северном полюсе? (везде одинакова – 24 часа). 4. История. Она началась осенью, а завершилась весной, но в российской истории получила название «зимняя». Что это?   (советско­финляндская война 1939­1940 гг.). 5. Биология.  Если королек – самая маленькая в России, то какая самая большая в мире? (африканский страус). 6. Биология. Не рыба, а птица, но крылья в чешуе (пингвин). 7. География. Все живое, попадая в это озеро на острове Сицилия, погибает, поэтому ему дали соответствующее название. Какое? (озеро Смерть). 8. История.  За всю историю существования Военного ордена Победоносца Георгия его полных кавалеров было всего четверо. Все они – фельдмаршалы: Барклай­де Толли;   Паскевич­Эриванский;   Дибич­Забалканский   и   …   А   кто   же   еще?     (М.И. Кутузов). 9. География.  Что означает поднятый флаг над Букингемским дворцом в Лондоне? (королева  находится дома). 10. География. Если с Вашингтоном она равна 1, то сколько она стоит с Франклином? (100;   банкнота в сто долларов – портреты государственных деятелей на купюрах США). 11. Химия. Он входит в состав любого органического вещества (углерод). 12. Биология. Если «био» означает «живой», то что значит «вирус»? (яд). 13. География.  Щит   на   гербе   Австралии   держат   два   местных   животных   –   справа кенгуру, а кто слева?  (страус эму). 14. История.  Раньше   там   жили   индейцы,   а   сейчас   это   самая   густонаселенная испаноязычная страна мира. Какая?  (Мексика). 15. Геграфия.  С. Цвейг писал: «если Колумбу принадлежит заслуга подвига, то ему… принадлежит заслуга осмысления подвига». Кто этот человек? (Америго Веспуччи). Участники   игры   отвечают   на   вопросы,   а   жюри   начисляет   баллы.   После   их   подсчета объявляются 3 команды, которые будут принимать участие в следующем туре.    Ведущий раскрывает условия очередного конкурса и напоминает, что цена правильного варианта ответа возросла до 3 баллов. Вопросы 3 тура. Брейн­турнир «Удивим знаниями». 1. Последний год первой мировой войны положил начало еще одной общеевропейской трагедии, приведшей к гибели почти в 5 раз большего количества людей, чем в годы самой войны. Что это было? («испанка» ­ пандемия гриппа ­ 40 млн. погибших). 2. В XVIII в. популярным видом мужской одежды был камзол с удлиненными спереди и   укороченными   сзади   полами.   Но   удлиненные   полы   мешали   кавалеристам   при верховой   езде,   поэтому   их   стали   подрезать.   Отрезанным   частям   было   найдено оригинальное применение – и тем самым был создан новый тип костюма. Какой? (фрак ­ отрезанные части пришивали сзади). 3. Всего в нее входят 66 книг, 39  ­ в наиболее древнюю часть, а остальные в ­  новую. На русский язык она была полностью переведена только в XIX веке. Назовтие это многотомное произведение?  (Библия). 4 4. По­гречески он означает «лед», а особый блеск ему придает содержание свинца. Что это за материал?  (хрусталь). 5. Когда он разливается, то вода становится сначала зеленой, а затем красной, а земля, по которой он протекает, получила у местных жителей название «Черная». О какой стране идет речь?  (Египет, река Нил). 6. В честь победы русских в Чесменском сражении над турецким флотом была выбита медаль.   На   ее   лицевой   стороне   изображен   портрет   Екатерины   Великой,   а   на обратной – османский флот и выразительная надпись, лаконично отражающая итог данного события. Какая это надпись?  («Был»). 7. В   1807   г.   был   введен   знак   отличия   Военного   ордена   Победоносца   Георгия   для награждения унтер­офицеров и солдат. Он изготавливался в двух вариантах: в виде креста и 8­угольного щита. Кому вручался второй вариант ордена?   (российским воинам­мусульманам). 8. В 1739 г. при императрице Анне Ивановне состоялась грандиозная женитьба шута князя  Голицина. Для этого был сооружен целый дворец. Из какого оксида он был изготовлен?  (оксида водорода – вода, дворец был сделан изо льда).  9. В США их разводят на специальных фермах, во Франции их зовут «Божий зверь», в Англии – «Птичка богородицы», а как их называют в России?  (божья коровка). 10. Характеризуя в эту   европейскую столицу, Петр  I  сказал: «Город этот рано или поздно претерпит вред от излишней роскоши …, а от вони вымрет». Какой город удостоился такой нелестной оценки российского царя? (Париж).    По итогам данного конкурса   в финал интеллектуальной игры выходят две лучшие команды,   которые   и   участвуют   в   последнем   туре   интеллектуальной   игры   ­   блиц­ турнире   «Мы   знаем   все!».   Ведущий   задает   вопросы   сначала   одной,   а   затем   другой команде. Их задача – дать правильные ответы (за каждый начисляется 1 балл) в течение 1   минуты.   Побеждает   команда,   набравшая   по   итогам   всех   туров   самое   большое количество баллов. Вопросы для проведения 4 тура. Блиц – турнир «Мы знаем все!». 1. Самый большой океан? (Тихий). 2. Высший гражданский чин в петровской Табели о рангах (канцлер). 3. Какая кислота содержится в желудочном соке? (соляная). 4. Кто составил первую карту части побережья Латинской Америки? (Х. Колумб). 5. Вещество, ускоряющее химическую реакцию (катализатор).  6. В какое время года произошло «Ледовое побоище»? (весной) 7. Как у нас называются цифры, которые изобрели в  Индии? (арабские) 8. Самая «молодая» религия (ислам) 9. Самый легкий газ (водород) 10. Грозным у него было прозвище, а каким по счету было его имя? (Иван IV) 11. Оксид водорода (вода) 12. Столица первой республики на Руси (Новгород) 13. Вещество в крови, переносящее кислород (гемоглобин) 14. Какую страну он объединил «железом и кровью (Бисмарк Германию) 15. Сколько  пар ног у насекомых (3) 16. В США первым был Вашингтон, а кто в России? (президент Б.Н. Ельцин) 17. Кто называл свою страну Эллада? (древние греки) 18. Что не различает дальтоник? (Цвет) 19. Во Франции ее в 1804 г. основал Наполеон, а кто создал ее в России? (империю ­ Пётр I) 5 20. В   древности   их   было   7.   До   наших   дней   сохранилось   только   одно.   Какое? (египетские пирамиды ­ чудеса света). 21. Кто сказал: «Могущество Российское прирастать будет Сибирью»? (Ломоносов) 22. С каким государством Россия имеет самую короткую сухопутную границу? (КНДР) 23. Какие точки земли имеют только одну географическую координату? (Северный и Южный полюса) 24. Мореплаватели какой страны, еще в древности первыми обогнули Африку с юга? (Финикии) 25. «Медный» остров  (Кипр) 26. Что называют «легкими планеты»? (леса) 27. Коренное население Антарктиды (нет) 28. Самый большой остров России (Сахалин) 29. Какой газ выделяют растения при фотосинтезе? (кислород) 30. Каким веществом  «обжигает» крапива? (муравьиной кислотой) 31. Что древние греки называли «великой рекой, обтекающей всю Землю»? (океан). 32. Какое животное длиннее всего «раскатало губу»? (слон). 33. У человека она четвертая и самая редкая. Что это?  (группа крови). 34. Исследователь   Ушаков   назвал   это   природное   явление   «улыбкой   Арктики». (северное сияние). 35. В китайской поговорке: «Царь растений – женьшень», а кто  царь зверей? (тигр). Итоговая таблица результатов интеллектуальной игры «В лабиринте знаний» Название конкурса Количество баллов Класс____ Класс___ _ Класс___ _ Класс___ _ Класс___ _ Класс____   «Удивим   «Покажем 1.   «Проверим знания» 2. знания» 3. знаниями» 4.   «Мы   знаем все!» Итого: Место: Подведение итогов. Награждение команд и участников Литература. 1. Балязин В.Н. Тысяча сюжетов русской истории. ­ М., 1995. 2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география.­ М., 2002. 3. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. ­ М., 1998. 4. Драхлер А.Б. Кроссворды по истории Древнего мира. – М., 2005. 5. Литвинов А.В. История становится ближе: Задачник. ­ М.,1996. 6. Мельников А.А. Историко­географический калейдоскоп. // История. 2004. №20. 7. Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. – М., 2001. 6 8. Рыжова   С.О.,   Рыжов   В.А.   Викторина   "Своя   игра"   //Преподавание   истории   и обществознания в школе. 2001. № 7. 9. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. ­ М., 2000. 10.  Энциклопедия российской монархии. Под ред. В.Бутромеева. – Екатеринбург, 2002. 7

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"

Методическая разработка интеллектуальной командной игры для старшеклассников "В лабиринте знаний"
Скачать файл