Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"
Оценка 4.7

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
26.02.2019
Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"
В данном материале представлена методическая разработка классного часа "История фронтового письма". Данный материал может быть использован для проведения классных часов в 7-11 классах, а так же при подготовке вечеров памяти и литературно-музыкальных композиций. Мероприятие представлено в виде виртуальной экскурсии в музей фронтового письма.
Медынцева Н.В. История фронтового письма.docx
Методическая разработка классного часа «История фронтового письма» Медынцева Наталья Валерьевна воспитатель ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц  Министерства обороны Российской Федерации» Россия, г.Москва, 2019г. I. Пояснительная записка В последние годы в вопросах воспитания школьников определился целый  ряд проблем, которые, в виду их особой значимости, потребовали особо  пристального внимания со стороны руководителей системы образования,  государственных органов, учителей и родителей. Речь идет о духовно­ нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Среди разнообразных форм воспитания серьезное место занимает  внеклассная работа учителя. Предлагаемая методическая разработка  классного часа направлена на решение сразу нескольких задач:  патриотического воспитания школьников, формирования навыков  поисковой деятельности, развитие умений и навыков самостоятельной  работы учащихся (исследовательской работы, отбора фактов, их анализа),  развитие творческих способностей детей (подготовка фотоматериалов,  стихов, музыкальных произведений по данной тематике), развитие навыков  работы учащихся в программе MS Power Point и создание самостоятельных  презентации. Актуальность данной работы состоит в том, что используя компьютерные  навыки современных школьников, учитель развивает интерес к истории  своей страны, воспитывает толерантность, умение сопереживать. Готовясь  к данному классному часу, учащиеся увидели войну глазами простого  солдата. Перечитывая фронтовые письма, они смогли увидеть не только  смелость, отвагу и подвиг, но и любовь, переживания, а иногда и страх. Подготовка к классному часу проходила в несколько этапов: 1. обсуждение и выбор темы, 2. подбор и исследование фото ­ , музыкальных и литературных  материалов, 3. подготовка виртуальной экспозиции. В методической разработке представлены презентация, музыкальное  сопровождение, фотографии военных лет, фотографии фронтовых писем. Данная методическая разработка может быть использована для проведения  классных часов в 8­11 классах и при подготовке вечеров памяти и литературно­музыкальных композиций, посвященных Великой  Отечественной войне. Цели урока: 1.    Расширить знания обучающихся о войне; заинтересовать неизвестными  историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины;  развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности,  побуждение интереса к истории своей страны, малой родины. 2.    Способствовать формированию у учащихся представлений об истории  переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей  страны и нашего народа. Задачи  урока: 1.  Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов,  ветеранам ВОВ; 2. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые  заслуги; 3. Развивать духовно­нравственный и интеллектуальный потенциал  художественно­эстетическими средствами, музыкальной культурой. 4.Раскрыть значение военно­полевой почты для поддержания духа воинов на  фронте и рабочих в тылу; 5.Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на  защиту своей страны; Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор,  презентация «История фронтового  письма» Форма проведения: виртуальная экскурсия в музей. I. Этап погружения в историю возникновения фронтовой почты и  военных писем.  ­ Ребята, письма имеют большое значение в жизни людей. Почти в каждой  семье в дальнем уголке письменного стола можно найти связку пожелтевших  от времени писем. Это фронтовые письма. Письма с фронта до сих пор  бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история:  счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том,  что родной человек жив ­ здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали —  годами, десятилетиями. Сегодня на уроке мы отправимся в виртуальную экскурсию в музей  фронтовых писем, чтобы узнать историю фронтовой почты и познакомиться  боевыми письмами. Давайте дадим слово экскурсоводам музея.  Первый зал музея : «История фронтовой почты»  1 экскусовод: А знаете ли вы, ребята, что было особое время. Когда очень ждали писем,  некоторые письма боялись читать. Эти письма особые, и история у них  богатая. Это письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок.  Они были сложены треугольником. Вот так…(показывает, как сложить  фронтовой треугольник) В декабре 1941 г. в армии началось создание Управления военно­полевых  почт. Органы военной связи при армиях развернули военно­полевые почтовые  базы, а при штабах входящих соединений ­ полевые почтовые станции. Этому  способствовало назначение Народного комиссара связи СССР И.Т.  Пересыпкина заместителем Наркома обороны.  2 экскурсовод:  В 1941 г. в действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем и более 30 млн. газет. Отмечая огромное значение почты для поддержания  духа воинов на фронте и рабочих в тылу, главная в то время газета страны  "Правда" 18 августа 1941 г. писала: "Важно, чтобы письмо бойца родным,  письма и посылки бойцам, которые идут со всех концов страны, не  задерживались по вине связистов. Каждое такое письмо, каждая такая  посылка именем отцов, матерей, братьев и сестер, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на  новые подвиги". 3 экскурсовод:  Какой путь проходили письма с фронта? Исследователь В.В. Синегубов  описывает его так: "Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооруженный из  подручных средств и укрепленный в удобном месте. Почтальон части  ежедневно собирал конверты, "треугольники", открытки, секретки и относил  на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, которые транспортом  части отправлялись на базу полевой почты. Оттуда корреспонденция,  рассортированная по направлениям, передавалась на ВПСП (военно­почтовые  сортировочные пункты). Всего в годы войны их было около 40. Дальнейший  путь проходил обычными маршрутами в почтовых вагонах. Доставка  корреспонденции с полевых почтовых станций на передовые подразделения  требовала большого мужества. Нередко путь почтальона к блиндажам и  окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага". 4 экскурсовод: С 1 марта 1942 г. на все постпакеты и мешки с военной почтой крепились  отличительные адресные ярлыки "Воинский", и они отправлялись в первую  очередь. Задержка корреспонденции или засылка ее не по назначению  расценивались почтовыми органами как должностное преступление. Вот  какое огромное значение имели военные письма. При резко возросшем объеме  переписки недоставало конвертов и открыток. В такой­то обстановке и  родился фронтовой "треугольник". Народ прозвал его солдатским. Их  складывали из любой оказавшейся под руками бумаги, вплоть до газетной. Но  могли они быть сложены и из специальной почтовой бумаги. На такой бумаге  помещался патриотический рисунок и текст. 5 экскурсовод:  Фронтовые письма являются самыми уникальными свидетелями того  времени. Все письма с фронта проходили через руки военной цензуры,  сыгравшей особую роль в период ВОВ. Поток писем из армии в тыл и обратно  был огромен, и поэтому главной задачей цензуры было преcечение утечки  информации: место действия войск, нахождение частей и фамилии  командиров. Так же она была озабочена настроениями в действующей армии.  Обратите внимание на вычеркнутые слова в этих письмах. 6 экскурсовод: Немаркированные иллюстрированные односторонние почтовые карточки  предназначались в основном для отправлений из действующей армии в тыл.  На лицевой стороне написано: «Почтовая карточка» или «Воинское». После  слов «Обратный адрес» следовали надпись «Полевая почта» и линии для  указания обратного адреса. Для рисунка оставалась всего половина лицевой  стороны, поэтому рисунки были лаконичны, плакатны, с кратким  выразительным текстом. Второй зал музея:  «Письма военных лет» Учитель: Приглашаем вас на экскурсию по второму залу музея, начнём  знакомство с материалами второго зала.  Писем белые стаи Прилетали на Русь. Их с волнением читали Знали их наизусть Эти письма поныне Не теряют, не жгут Как большую святыню Сыновьям берегут. Учитель:  Фронтовые письма пробуждают интерес к истории своей семьи, к  семейным архивам, а, значит, и к истории Отечества. Война разлучила тысячи  семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких — в тылу и на фронте. Читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на  глаза наворачиваются слезы.  1.Письма матерям  ­ Со всех писем, адресованных матерям, веет теплотой, беспокойством,  любовью сыновей.  «Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!..  Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело  простое, солдатское — воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это  невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их  командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти  свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно,  очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в  родной город, встретиться со всеми вами». ­ Бесстрашному командиру Александру  Долгову было дано ответственное  задание — на одном из участков прорвать оборону гитлеровцев. И, как всегда, своим умением и бесстрашием он увлек бойцов. Боевая задача была  выполнена. Но немцы продолжали отстреливаться. Александр Долгов  геройски погиб в тот же день, 1 мая 1945 года. Его письмо матери было  предсмертным. А. Долгов посмертно был удостоен звания Герой Советского  Союза. 2.Письма жёнам ­Василий Иванович Волков, житель Алтая. В каждом его письме к жене  чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. «Многоуважаемая  Маня! Шлю привет детям — Зое, Коле и Вале. Я жив­здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко». Война никого не щадила. Жестоко она обошлась и с этой семьей. У  Василия Волкова в годы войны погибли два брата. Его сестра Мария жила в  Ленинграде, где заведовала детским садом. Во время переправы по «Дороге  жизни» машина с детьми от артобстрела на ее глазах ушла под лед.  Потрясенная увиденным, Мария тяжело заболела, а в 1947 году умерла.  Погибли в боях и братья жены Василия Волкова. Сам старший лейтенант  Василий Волков пал смертью храбрых в 1943 году. Трудно пришлось Мане  Волковой. Зое в это время только исполнилось 10 лет, ее сестре Вале — 7,  братику Коле — 3 года. Все тяготы военного времени мужественно  преодолели и жёны, и матери. 3.Письма любимым  ­ Солдаты с нетерпением ждали письма от любимых. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать  Родину. Георгий Чернышев познакомился с Тамарой Скобелевой в 1937 году  в Казани, он поступил учиться в КГУ, она – в КХТИ, им было всего 17 лет. А  потом была война. «… Об одном только прошу тебя, дорогая Томка, если я  погибну, а это в порядке вещей, то пусть твоя жизнь будет счастливой, так  как это счастье будет куплено очень дорогой ценой, ценой крови. Это счастье  будет мой последний дар тебе. Береги его. А если я останусь жив, мы должны  быть счастливы вместе». Георгия убили 8 мая 1945 года. Он остался навсегда  25­ летним. А Тамара умерла 2005 году в городе Казани в возрасте 85 лет.  Тамара Ивановна Скобелева так никогда и не вышла замуж.  4.Письма братьям  ­Это письмо Павленко Анатолий Иванович отправил брату. Он до войны  работал агрономом, на фронт ушёл добровольцем. Погиб на подступах к  Кенигсбергу. От прямого попадания вражеского снаряда сгорел вместе с  самоходкой. «Здравствуй, дорогой брат Веня! Я пишу тебе письмо с фронта. Здесь я  защищаю Родину. А тебя прошу — учись хорошо и слушай мамочку! Венечка,  учиться нужно только на отлично. Этим ты будешь помогать мне, громить  врага». 5.Письма дочерям На основе одного из таких писем в  городе­герое Волгограде установили  мемориал «Солдатское поле». Одним из памятников этого мемориала и стал  солдатский треугольник.  Написал это письмо своей дочери защитник  Сталинграда майор Петраков. На памятнике подлинный текст письма.       «Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. Вдруг очередной взрыв, и василёк  сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки… Мила, папа Дима  будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха,  чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком…»     Письмо любящего отца, который больше никогда не увидел свою дочь, а  рядом с ним  тоненькая девочка с васильком в руке. Эти строки до сих пор  обжигают  душу болью и мужеством тех, кто приходит к мемориалу  «Солдатское поле».   II. Минута молчания  ­ Письма согревали бойца, в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в  атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Давайте,  почтим минутой молчания. Пока мы помним с вами наших бабушек и  дедушек, значит, есть у всех сердце. III. Обобщение урока ­ рефлексия.  Учитель: ­ Какие чувства вызывали у вас эти письма, ребята? Ответы: волнение, огорчение, боль, переживание, гордость, желание стать  таким.  Вопрос: Изменилось ли ваше отношение к письму, как к виду общения?  Ответы: ­ Да, у меня тоже появилось желание написать письмо. ­ Мы по телефону и в контакте общаемся однотипными предложениями, а  письма­ это совсем другое, очень дорогое. ­ С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из  своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют  радости. ­ Письма помогают общаться душою. ­ В письмах теплота, душевность, когда читаешь письма, словно  разговариваешь с близким тебе человеком. ­ Письмо – это беседа с отсутствующими друзьями.  Учитель: – С той поры прошло много лет. Но по­прежнему острые  солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков,  напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы победы. О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как  жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя.  Наш священный долг – сохранить память о тех, кто отдал жизнь за Родину,  сохранить и передать ее ­ нашим детям и внукам. Ребята, пишите друг другу  письма, потому что в наш громкий век им нет цены.

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"

Методическая разработка классного часа "История фронтового письма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019