Методическая разработка классного часа на тему: «Конституция РФ – основной закон государства»

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 29.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образовательная: познакомить учащихся с международными документами по правам человека, с Конституцией РФ – основным законом нашей страны, правах и свободах человека и гражданина. Развивающая: развивать логическое мышление, внимание; умение работать самостоятельно с текстом Конституции РФ, с учебником; развивать память, речь, творческие способности учащихся. Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к основам государственности в правовом понимании.
Иконка файла материала классный час Конституция.docx
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 1 (г.КУРСК) Разработала: мастер производственного обучения Бочарова Анна Анатольевна Методическая разработка классного часа на тему: «Конституция РФ – основной закон государства» Курск­2013 Тема: «Конституция – основной закон государства» (слайд 1) Цели: (слайд 2)Образовательная: познакомить   учащихся   с   международными   документами по правам человека, с Конституцией РФ – основным законом нашей страны, правах и свободах человека и гражданина. Развивающая: развивать логическое мышление, внимание; умение работать самостоятельно с текстом Конституции РФ, с учебником; развивать память, речь, творческие способности учащихся. Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к основам государственности в правовом понимании. Тип: комбинированный Оборудование:     Учебник  Обществознание. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю.  И., Городецкая Н. И.  М.,  2011 Конституция РФ. М.: ИНФРА­М, 2011 Компьютер; Интерактивная доска Структура: I. Организационный момент – постановка цели перед обучающимися. II. Подготовка   обучающихся   к   усвоению   новых   знаний –   введение   в проблему. III.  Изучение   новых   знаний –   обучающимся   дается   задание:   открыть Конституцию и обратиться к статье 2, к главе 2 Конституции, найти статьи, в которых   перечисляются   права   и   свободы   человека   и   гражданина: гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права. IV. Первичная проверка знаний. Обучающимся даются задания. V. Первичное   закрепление   знаний.   Обучающимся   даются   задания   на закрепление пройденного материала. VI. Выводы.  2Ход классного часа I. Организационный момент. Тема:  педагог формирует цель урока: дать представление обучающимся  о  конституции РФ, как основном законе государства, о правах и свободах  человека и гражданина. План: (слайд 3) 1. 2. 3. Конституция РФ – основной закон государства. Права и свободы человека и гражданина в Конституции РФ. Защита прав человека. Педагог: главный вопрос, на который мы ищем ответ во 2 главе: Какие права  человека и гражданина закреплены в Конституции РФ? (с   лайд 4) Ответ обучающегося: на жизнь, на свободу, на собственность. (с   лайд 5)  лайд 7) Педагог:  какой российский закон подтверждает признание этих прав  человека? (с   лайд 6) Ответ обучающегося:  Конституция РФ. (с  II. Изучение новых знаний.  Педагог: Мы уже говорили, что Россия – страна развивающейся демократии.  Главная цель, которую ставит перед собой власть в демократическом  государстве – служить народу. 12 декабря 1993 года состоялся всенародный  референдум (голосование) на котором была принята Конституция РФ. В  референдуме приняло участие около 55% всех имеющих право голоса. (с   лайд 8) Задание обучающимся: (с   лайд  9) Педагог:  откройте   главу  I  Конституции   РФ:   “Основы   конституционного строя” и прочитайте статью 2. “Человек,   его   права   и   свободы   являются   высшей   ценностью.   Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. 3Если прежние Российские конституции 1918, 1924, 1936, 1977 годов исходили из   главенствующей   роли   государства,   то   в   нынешней   конституции провозглашено главенство человека, его прав и свобод как высшей ценности. Согласно Конституции все люди признаются равными перед законом и судом вне   зависимости   от   пола,   расы,   национальности,   языка,   происхождения, отношения к религии и др. обстоятельств. Вопрос обучающимся: – О каких правах и свободах идет речь? Педагог:  Они перечислены в Конституции РФ. Задание обучающимся:  – Ребята! Откройте Конституцию РФ и найдите главу 2 Закона. – Как она называется? (“Права и свободы человека и гражданина”). Глава 2 Конституции состоит их 48 статей. (с  Конституция обеспечивает и охраняет: Права человека и гражданина Вопрос обучающимся:  – Вспомните, чем отличаются слова “человек” и “гражданин”? Человек – существо биосоциальное, права человека присущи ему от рождения и признаются за всеми людьми, независимо от того, являются ли они  гражданами государства, в котором живут. Права гражданина России напрямую связаны с его гражданством. Таким образом, Гражданин РФ обладает: (слайд 11)  лайд  10)   Всеми правами человека. Всеми правами гражданина. Вопрос: – Как узнать, где в Конституции речь идет о правах человека, а где о правах  гражданина? Педагог: – Есть подсказка. Слова: “каждый” и “гражданин”. Посмотрите на статьи 2­й главы Конституции. Одни статьи начинаются со слов: “Каждый имеет право….” – речь идет о  правах человека. А другие статьи со слов “Гражданин РФ…” Задание обучающимся: Посчитайте, сколько раз во 2 главе Конституции употребляется слово  “каждый”? – 33 раза 4– Ребята! Посмотрите на слайд (с   лайд 12). В нем перечислены группы прав и  свобод человека и гражданина: 1. 2. 3. 4. 5. Личные (гражданские) права. Политические права. Социальные права. Экономические права. Культурные права. Задание обучающимся: личные права – неотъемлемые права, которые  принадлежат каждому человеку. – Ребята! Попытайтесь найти во 2­й главе Конституции статьи, в которых  перечисляются личные права: (После выполнения задания открывается (слайд 13) гражданские права  , где перечислены     Право на жизнь;  Охрана достоинства личности;  Свобода и личная неприкосновенность;  Неприкосновенность частной жизни;  Неприкосновенность жилища;  Свободный выбор национальной принадлежности и языка;  Свобода передвижения и места жительства;  Свобода совести и вероисповедания;  Свобода слова и мысли;  Право на тайну переписи, телефонных переговоров, почтовых,  телеграфных и иных сообщений. Задание:  Политические права – связанные с возможностью участвовать в управлении  делами государства. Ребята! Найдите во 2­й главе Конституции статьи, в которых перечисляются  политические права: (После выполнения задания открывается (слайд 14)  Право создания общественных, политических объединений;  Признание политического многообразия, многопартийности;  Право проводить собрания, митинги, демонстрации и шествия; 5 Право на участие в управлении;  Право избирать и быть избранными;  Свобода массовой информации. Задание обучающимся.  Социальные права – обеспечивают достойный уровень жизни и  благосостояние человека. Ребята! Попытайтесь найти во 2­й главе Конституции статьи, в которых  перечисляются социальные права: (После выполнения задания открывается (слайд 15)  Право на отдых;  Защита материнства и детства;  Охрана здоровья и медицинская помощь;  Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,  потери кормильца;  Право на благоприятную окружающую среду. Задание обучающимся.  Экономические права – возможности свободного распоряжения  имущественными благами и ведением хозяйственной деятельности. Ребята! Найдите в Конституции экономические права. (После выполнения задания открывается (слайд 17,18)  Право частной собственности на землю и имущество;  Свобода труда, выбора деятельности и профессии;  Право на труд и на оплату труда;  Право на индивидуальные коллективные и трудовые споры;  Право на жилище. Задание обучающимся.   Ребята! Найдите в Конституции статьи, в которых перечислены культурные  права. (После выполнения задания открывается  (слайд 19)  Право на образование;  Свобода литературного, художественного, научного, литературного  творчества, преподавания;  Право участвовать в культурной жизни страны;  Пользоваться музеями, театрами, библиотеками. 6V. Первичное закрепление знаний.  (слайд 20) Задание обучающимся: предлагается выполнить письменно задание: Напишите, к какой группе прав относятся следующие права, перечисленные  на слайде: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Право на жизнь. Право принимать участие в управлении страной. Право на образование. Право владеть имуществом. Право на участие в выборах. Право на свободу литературного, художественного, технического  творчества. Право на отдых, на досуг. Право на личную неприкосновенность. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 10. Право на равную оплату за равный труд. 11. Право на свободу убеждения. 12. Право на участие мирных собраний, на участие в союзах и  объединениях. (Слайд 21) – обучающиеся могут проверить правильность ответов. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Гражданские права. Политические права. Культурные права. Экономические права. Политические права. Культурные права. 77. 8. 9. Социальные. Гражданские права. Социальные права. 10. Экономические права. 11. Гражданские права. 12. Политические права.                                       Игра «Эрудит» (слайд 22) Участники делятся на две команды. Текстом Конституции пользоваться  нельзя. Игра проводится в форме теста. Команда поднимает карточку с  правильным вариантом ответа. Вопросы ­ Ответы (корректируются с учетом внесения поправок) 1. Президент РФ является главой партии, государства, правительства?  Государства (слайд 23) 2. При вступлении в должность президент приносит народу клятву, обещание,  присягу? Присягу (слайд 24) 3. Президент РФ избирается на 4, 3, 5 лет? На 4 года (слайд 25) 4. Подписывает и обнародует федеральные законы: премьер, президент или  председатель Госдумы? Президент (слайд 26) 5. Как называется парламент РФ: Госдума, Федеральное собрание, Совет  Федерации? Федеральное собрание (слайд 27) 6. Госдума избирается на 2, 3, 4 года? 4 года (слайд 28) 7. Первое заседание Госдумы открывает самый молодой депутат, старший по  возрасту депутат или руководитель партии, набравшей большее количество  голосов при выборах в Думу? Руководитель партии, набравшей большее число голосов (слайд 29) 88. Федеральное собрание является постоянно, временно или по вызову  действующим органом? Постоянно (слайд 30) 9. Исполнительную власть в РФ осуществляет премьер, правительство или  президент? Правительство РФ (слайд 31) 10. Какой суд является высшим судебным органом по уголовным и  гражданским делам: Конституционный, Высший арбитражный или Верховный  суд РФ? Верховный суд РФ (слайд 32) VI. Выводы: Следует помнить, основные права и свободы не дарованы людям каким­то  великодушным правительством или государством, они принадлежат человеку  по праву рождения и не могут быть отняты у него.  Ребята! А теперь вернемся к нашему главному вопросу: Какие права человека и гражданина закреплены в Конституции  РФ? (Слайд 33). 1. 2. 3. 4. 5. Личные (гражданские) права. Политические права. Социальные права. Экономические права. Культурные права. 9