Сценарий проведения мероприятия “ По местам боевой славы”
Цель: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину. Уважение к людям защищавшим страну.
Задачи работы: создать туристический маршрут по местам боевой славы воинов . Ознакомить с культурой и значимыми местами боевых действий в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. и современной войны в Донбассе 2014-2023 гг.
Актуальность работы: развить патриотизм и историческую грамотность у жителей региона и людей, которые проявляют интерес к истории Донбасса, Отечества.
Все это сопровождается презентацией
Ведущий 1: Война, которая принесла много горя. Унесла жизни примерно 27 миллионов человек. Оставила в руинах города.
Какой долгожданной и радостной была после этого Великая Победа. О ней говорят как о празднике со слезами на глазах.
В память о тех, кто погиб, защищая Родину, сегодня возведены мемориальные комплексы и горит Вечный огонь. В благодарность тем, кто сражался за мир, каждый год во всех городах России отмечается День Победы .Пройдем по местам, которые помнят жестокие бои, рассказывают о военных годах и героизме русского народа.
Ведущий 2: Предлагаю вам посетить виртуальную экскурсию по местам боевой славы
Ведущий 1: Первая наша остановка это Брестская крепость...
Старая крепость над Бугом. Здесь первый свой шаг сделала война. Здесь начало многотрудного и славного боевого пути советских войск к Великой Победе.
В ночь на 22 июня 1941 года в Брестской крепости располагались отдельные подразделения 6-й и 42-й стрелковых дивизий, 333-гоинженерного полка и 17-го пограничного отряда. В результате вероломного и внезапного нападения врага воины этих подразделений оказались в окружении уже в первые часы военных действий. Ворвавшаяся в город гитлеровская 45-я дивизия пыталась овладеть крепостью. Защитники не только оборонялись, но и предпринимали контратаки, отбрасывая врага на исходные позиции. Брестская крепость стала неприступным бастионом в глубоком тылу фашистских армий, отрезанная от всего мира. Не было воды, закончились запасы пищи, но на предложение о капитуляции советские солдаты вывесили на одной из стен ответ, написанный кровью: «Все умрем за Родину, но не сдадимся». Героические защитники Брестской крепости с честью выполнили свой воинский долг. Большинство из них героически погибло. Погиб основной состав, оставленный для обороны крепости. При раскопках в развалинах крепости были обнаружены на каменных сводах стен надписи, сделанные ее героическими защитниками: «Умрем, но из крепости не уйдем», «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»
Многие годы жизни целого поколения отделяют нас от Великой Победы, которая спасла человечество от ужасов гитлеровской тирании. Но славные события и деяния героических военных лет не подвластны времени. Они никогда не изгладятся из памяти народной, Родина помнит своих героев.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1967 году был создан творческий коллектив для разработки проекта мемориала. Возглавил его народный художник СССР, скульптор . 25 сентября 1971 года мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» был открыт.
Комплекс расположен в восточной части цитадели. Каждый композиционный элемент ансамбля несет большую смысловую нагрузку и оказывает сильное эмоциональное воздействие. Главный вход решен как проем в виде пятиконечной звезды в монолитном железобетонном массиве, опирающемся на вал и стены казематов. Сколы звезды, пересекаясь, образуют сложную динамическую форму.
От главного входа торжественная аллея ведет через мост к площади Церемониалов. Слева от моста скульптурная композиция «Жажда» — фигура советского воина, который, опираясь на автомат, тянется с каской к воде. Нелегкий путь к воде — это жажда жизни, борьбы, победы. Все запасы воды отдавались раненым, детям, женщинам, но они, в свою очередь, отказывались от глотка воды, так как она нужна была пулеметам, чтобы те продолжали работать и отбивать натиск врага.
В планировочном и образном решении мемориала важная роль принадлежит площади Церемониалов, где проходят массовые торжества. К ней примыкают здание Музея обороны Брестской крепости и руины Белого дворца. Композиционным центром ансамбля является главный монумент «Мужество» — погрудная скульптура воина (выполнена из бетона, высота 33,5 м), на ее обратной стороне — рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости: «Атака», «Партийное собрание», «Последняя граната», «Подвиг артиллеристов», «Пулеметчики». Над обширным пространством доминирует штык-обелиск (цельносварная металлоконструкция, облицованная титаном; высота 100 метров, вес 620 тонн).
В трехъярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 850 человек, на установленных здесь мемориальных плитах — имена 216. Перед руинами бывшего инженерного управления в углублении, облицованном черным лабрадоритом, горит Вечный огонь Славы. Перед ним — отлитые в бронзе слова: «Стояли насмерть, слава героям!» Недалеко от Вечного огня — Мемориальная площадка городов-героев Советского Союза, открытая 9 мая 1985 года. Под гранитными плитами с изображением медали «Золотая Звезда» установлены капсулы с землей городов-героев, доставленной сюда их делегациями. На стенах казарм, руинах, кирпичах и каменных глыбах, на специальных подставках установлены мемориальные доски в виде отрывных листков календаря 1941-го, которые являются своеобразной хроникой героических событий. Сегодня мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» является областным внештатным центром патриотического воспитания молодежи. Стало традицией проводить в Брестской крепости прием присяги воинами Брестского гарнизона, пограничниками, сотрудниками МВД; дни призывника; встречи с ветеранами войны; митинги в День Победы — 9 мая и митинги-реквиемы в День памяти и скорби — 22 июня. В 1999 году филиалом мемориального комплекса стал V форт. Он открыт для посещения, здесь ведутся работы по созданию музея истории вооружения и фортификации.
У седых руин цитадели особенно остро осознаешь глубокую нерасторжимую связь между вчерашним и сегодняшним днем. Крепость всегда в строю. И, находясь сегодня на земле крепости-героя, мы как бы заново, еще раз переживаем, переосмысливаем историческую значимость, величие и красоту подвига защитников Бреста. Их подвиг — одно из ярких свидетельств героизма и мужества многонационального советского народа, внесшего решающий вклад в разгром фашизма.
ЧТЕЦ:
Не раз,
Не второй
И не сотый
От крепости немец отбит.
Уже как пчелиные соты
Все стены, а крепость стоит.
Ну кто там, ну кто там остался?
Форты разбомбили дотла
И даты. А стяг не шатался,
А стяг не окутала мгла!
Убьет знаменосца осколком,
Но стяг подымает другой.
Полотнище алого шелка
Пылает над Бугом-рекой.
Но кровью горячею рдели
Все новые раны на нем.
Ряды знаменосца редели
Под шквальным кинжальным огнем,
И шли напролом самоходки,
Горели земля и кусты...
Бинтов не хватало - обмотки
Пришлось разорвать на бинты.
Воды по глоточку,
Но каждый
«Максиму» ее отдает,
Чтоб не задохнулся от жажды,
Чтоб жил,
Чтоб служил пулемет.
Пусть сил не хватает поправить
Повязку и кровь утереть,
Пока есть патроны — не вправе
Никто из бойцов умереть.
А тучка плывет над лесами...
Эх, если б свернула сюда!
Патроны взрываются сами
В стволе
Докипела вода...
А где-то колышутся вишни,
И птицы поют на вербе...
Патроны последние вышли.
А самый последний — себе...
Сомкнулись зеленые кроны
Над теми,
Кто в смертном бою
Не жизнь сохранял, а патроны
И верил в победу свою.
С. Гаврусь. Стяг Брестской крепости
ВЕДУЩИЙ 2: Хатынь...
В память о сотнях белорусских деревень, уничтоженных вместе с населением немецко-фашистскими оккупантами, на месте сожженной деревни Хатынь воздвигнут мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс. Оно одно такое на свете, это страшное кладбище деревень.
Хатынь — бывшая деревня Логойского района Минской области Беларуси — стала символом трагедии белорусского народа, скорбной страницей истории времен Великой Отечественной войны. Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.
В этой деревне жили люди до 22 марта 1943 года. В этот день отряд карателей окружил деревню. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей — выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Поднимали с постели больных, не щадили матерей с младенцами на руках. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до шестнадцатилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.
Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.
Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» — «Непокоренный человек». Гневный и непокорный, отчаянный, с мертвым сыном на руках, стоит он на Хатынской земле. В бронзе застыл на века. Глухо гудит под ногами серая, будто пеплом запорошенная бетонная тропа, и не криком, а стоном плывет над тишиной колокольный набат. Звонят колокола Хатыни... звонят над сожженными холмами, над судьбами людей, что знали свободу и счастье. Звонят над братской могилой односельчан, над могилами детей. 26 железобетонных контуров с обелисками и колоколами увековечили дома Хатыни. На обелисках мемориальные доски с фамилиями и именами бывших жильцов домов, тех, кого фашисты заживо сожгли 22 марта 1943 года. Немного троп на земле, по которым так тяжко, так больно ступать, как по этой, хатынской, — будто идешь по горячей золе. И горе, и скорбь смотрят тебе прямо в душу глазами бронзового Каминского. 186 белорусских деревень, включая Хатынь, остались не восстановленными. Они мертвы. Их земля в специальных урнах покоится в Хатынском мемориале, на «кладбище деревень». А рядом с кладбищем, как бы символизируя, что жизнь сильнее смерти, — символическое Дерево жизни с перечнем 433 белорусских деревень, переживших трагедию Хатыни, но возродившихся из пепла после войны.
В левой части мемориала — скорбная Стена Памяти узников фашистских концлагерей с зарешеченными нишами, в которых установлено 66 плит с названиями наиболее крупных лагерей смерти и мест массового уничтожения советских граждан.
Оно одно на свете... страшное кладбище деревень... Пусть не будет таких нигде и никогда. Хатынь — это символ великой трагедии, той, что на века сохраняется в народной памяти и в сердцах каждого нового поколения отдается не меньшей болью, чем в сердцах тех, кто пережил все это, был свидетелем страшных событий.
Ведущий 2: Мамаев курган...
Мамаев курган — господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы он был местом самых ожесточенных боев, ключевой позицией обороны города.
Защитники Сталинграда хорошо понимали значение кургана и образно называли его главной высотой России.
Почти сто дней и ночей над курганом свирепствовали железные ливни, фашисты остервенело рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью.
Из воспоминания одного из участников Сталинградской битвы: «На Мамаевом кургане наступил перелом во Второй мировой войне, но и цена, которую мы заплатили за нашу победу, была огромной». Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, а северо-восточные его склоны прочно удерживали советские воины на протяжении всей битвы. Почернел, будто обуглился, от жестокого огня курган, земля на нем за время боев перемешалась с железными осколками и кровью. Наша страна свято чтит память о героизме участников Сталинградской битвы. Лучшие архитекторы, скульпторы, художники принимали участие в создании грандиозного памятника-ансамбля на Мамаевом кургане, который был открыт 15 октября 1967 года. Сооружение было создано по замыслу скульптора Е. Вучетича. Памятник-ансамбль, своеобразная каменная книга о бессмертном мужестве, стойкости, глубокой преданности своей Родине. Ежегодно огромное количество людей из всех стран мира приезжает сюда, чтобы почтить светлую память героев Сталинградской битвы.
Историко-мемориальный комплекс начинается с вводной композиции — многофигурной скульптуры «Память поколений» как неотъемлемой части всенародного шествия, людского потока с цветами, венками, приспущенными знаменами в память тех, кто отстоял жизнь и свободу.
Она расположена у подножия Мамаева кургана. В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и национальностей. С венками и знаменами они идут, чтобы отдать дань светлой памяти павших героев. Их лица сосредоточены, головы опущены. Они зовут посетителей к широкой лестнице. Лестница выводит посетителей на аллею пирамидальных тополей. Здесь взору открывается скульптурная часть памятника-ансамбля.
С аллеи тополей по трехмаршевой гранитной лестнице и путепроводу мы попадаем на площадь Стоявших насмерть! В центре площади расположен круглый водный бассейн диаметром 35,2 метра. В центре самого бассейна монументальная однофигурная скульптура «Стоять насмерть», символизирующая самый трудный период Сталинградской битвы, представляя глубоко эмоциональный обобщенный образ нашего народа, победившего страшного и жестокого врага.
Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой реки России поднимается советский воин-богатырь и становится на защиту родного города. Его фигура высечена из огромной глыбы. Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу.
Воин-богатырь — это глубоко эмоционально-обобщенный образ нашего советского народа, У основания фигуры — надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Не посрамим священной памяти».
От площади Стоявших насмерть! к площади Героев идет широкая гранитная лестница шириной 40 метров, постепенно сужающаяся до 18 метров. Эту пятимаршевую лестницу с обеих сторон обрамляют две стены — руины-пропилеи. Авторам проекта пришла мысль создать две огромные стены, поставленные под углом друг другу и сходящиеся в перспективе, своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, выщербленных прямым попаданием снарядов, автоматными очередями, — свидетели яростных боев зимы 1942—1943 годов. В барельефном изображении руин с фигурными композициями, документальными надписями звуковым оформлением передан общий дух Сталинградской битвы, выражено душевное состояние ее участников. Длина стен 46 метров, высота достигает 18 метров.
Тематическое содержание левой стены — клятва сталинградских защитников «Ни шагу назад!», правой — сама битва «Только вперед!» Стены-руины озвучены, исполняются песни периода войны, звучат сводки Информбюро и хода боевых действий.
Невозможно перечислить всего того, что изображено на Стенах-руинах, так много здесь сказано.
Из этих «развалин» выступают изображения человеческих лиц в определенном смысловом порядке.
На торце правой стены образ героя Михаила Паникахи, который поднялся из окопа, чтобы метнуть бутылку с зажигательной смесью в танк, но пуля разбила ее, загорелась одежда. Не обращая внимания на боль, с последней бутылкой Михаил бросился на танк и сгорел вместе с ним. «Слава тебе во веки веков, морской пехотинец, комсомолец Михаил Паникаха!» — высечены слова под изображением героя. Левая сторона раскрывает тему солдатской клятвы и верности.
Уходя в бой, солдаты клянутся, что не посрамят славы русского оружия. Советский человек в шинели встал на Сталинградской земле, закрыв собой город. Фрагменты в верхней части стены рассказывают о работе в тылу женщин, стариков, подростков, отдавших все ради победы.
За Стенами-руинами открывается следующая площадь ансамбля — площадь Героев.
В центре площади прямоугольный водный бассейн. Зеркальная гладь воды в бассейне является символом Волги, по замыслу авторов, вода как источник всего живого на земле символизирует здесь неистребимость жизни, ее торжество над силами разрушения и смерти. Непосредственно к бассейну с трех сторон примыкает четырехрядный амфитеатр, поверхность которого покрыта гранитом «брекчия», ступени гранитные.
Слева — стена, напоминающая по форме развернутое знамя. Вдоль всей Стены-Знамени крупными рельефными буквами надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Стена-Знамя длиной 112 метров, высотой 8 метров.
С правой стороны на площади Героев расположены шесть монументальных двухфигурных скульптурных композиций, которые в художественной форме раскрывают героику подвига советского народа в Сталинградской битве.
«Выстояв, мы победили смерть. Два солдата защищают позицию. Один из них ранен, но не выпускает гранату из рук. Другой поддерживает раненого, держит винтовку без патронов.
Гранитные ступени ведут в Воинской славы. Сурово и строя оформлен вход в зал. Сам зал имеет форму цилиндра.
Вдоль стены зала — двухметровая, постепенно поднимающаяся дорожка-пандус. Стены зала облицованы мозаикой из золотистого стекла. На стене, по кругу, расположены 34 мозаичных траурных знамени, выполненных из красной смальты и символизирующих всех погибших в Сталинградской битве. На знаменах увековечены имена погибших защитников города (всего 7200 человек). В зале выставляется почетный караул. Верх зала венчает гвардейская лента, на которой начертаны слова: «Да, мы были простыми смертными и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной». На потолке зала выполнены макеты орденов и медалей СССР.
Центр зала занимает большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.
Спиральный пандус выводит из зала Воинской славы на площадь Скорби. Здесь склонившаяся женщина-мать. Перед тем как похоронить сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь. Лицо воина покрыто знаменем. В памятнике выражается не только скорбь, но и протест всех женщин против войны, уносящей миллион г жизней.
Над площадью Скорби поднимается насыпной курган — братские могилы. Здесь похоронены защитники города. Их 3 тысячи. На гранитной плите братской могилы надпись: «Слава героям, погибшим в боях за Родину!» Венчает весь ансамбль монумент «Родина-мать зовет»! Несмотря на внушительные размеры, на фоне небосклона она подобна парящей в небе птице Скульптура представляет собой сложнейшую конструкцию, не имеющую аналогов в мировой практике. Родина-мать звала своих сынов на борьбу с врагами, изгнать фашистов с советской земли. Величественная скульптура поднялась над курганом на 52 метра.
Самые гордые вершины истории видятся отсюда холмами. Покрытый заросшими траншеями былых сражений, усеянный кладбищами погибших надежд и страстей человеческих, этот мир войны вызывает скорбь и размышления. Чем дальше в прошлое уходят военные годы, тем величественнее и ярче вырисовывается бессмертный подвиг советского народа. Боевая слава неувядаема: «Никто не забыт, и ничто не забыто!»
Здесь, на Мамаевом кургане, незримой нитью проходит связь поколений. Убеленные сединами ветераны вспоминают тяжелые дни испытаний — годы войны, дают наказы молодым быть надежными защитниками своей страны, быть верными традициям своих дедов, отцов и старших братьев.
Уходящие в вечность годы не могут предать забвению славное прошлое. Голос истории как завещание павших и живых ветеранов доносит новому поколению простую и ясную истину — человек рождается для жизни.
Ведущий 1: Город-герой Новороссийск...
Много ярких страниц в истории Новороссийска. За период своего существования он трижды становился ареной жесточайших сражений и трижды выходил из них победителем.
Грянула Великая Отечественная война, и Новороссийск стал несокрушимым бастионом на пути заклятого врага. Более года он был ареной ожесточенных сражений, 365 дней в районе цементного завода «Октябрь» стояли насмерть советские воины, выполняя приказ Родины: «Ни шагу назад!» Там проходила самая южная точка советско-германского фронта. Рубеж обороны города ныне обозначил памятник-ансамбль «Линия обороны». Сорокаметровая балка-стела, перекинутая через шоссе, символизирует неприступную скалу, ставшую на пути оккупантов, а четыре исполинские руки, сжимающие автоматы, олицетворяют боевую мощь советского народа. Рядом — изрешеченный тысячами пуль и снарядов немой свидетель великого подвига - остов железнодорожного вагона, ставший памятником.
Исключительную храбрость в боях за Новороссийск проявили герои Малой Земли, те, кто в суровую вьюжную ночь с 3 на 4 февраля 1943 года высадились на небольшом клочке земли, который отстаивали в течение 225 дней до полного разгрома фашистских войск в городе. Место высадки десанта на южном берегу Цемесской бухты, у самой кромки воды, украсил в 1982 году памятник — ансамбль «Малая Земля», который является частью мемориального комплекса «Героям Гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.». В его символике слились воедино образ десантного корабля и образы героических защитников плацдарма.
В стремительном рывке выскочил на берег и стал на вечный прикол в граните и бронзе десантный корабль, корабль-мемориал, олицетворяя могучую силу советских воинов. На его левом борту — бронзовая девятифигурная скульптурная группа «Десант»: приготовились к броску слитые единством воли моряк, пехотинец, командир, девушка-санинструктор. Другой борт корабля уходит в море, на нем многофигурный рельеф: в едином наступательном порыве готовые к атаке бойцы.
Внутри памятника-ансамбля — галерея боевой славы, представляющая собой многомаршевую лестницу из красного карельского гранита, с обеих сторон которой на 22 стилизованных знаменах из красного полированного гранита начертаны наименования частей и соединений, сражавшихся на плацдарме Малая Земля, помещены 30 бронзовых портретов Героев Советского Союза, участников боев за Малую Землю и Новороссийск. В центре галереи — скульптурная композиция «Клятва» с мозаичным панно, текстом клятвы малоземельцев, которую они подписали кровью: «Отвоеванный нами у врага клочок земли под городом Новороссийском мы назвали «Малой Землей». Она хоть и мала, но она наша, советская, она полита нашим потом, нашей кровью, и мы ее никогда и никакому врагу не отдадим». Здесь же находится позолоченная бронзовая капсула «Сердце» с именами героев, погибших в боях за Новороссийск.
Галерея озвучена музыкальной поэмой «Память» композитора .
16 сентября 1943 года после тяжелых боев Новороссийск был полностью очищен от фашистов.
Малая Земля соединилась с Большой. В этот день столица нашей Родины Москва и корабли Черноморского флота салютовали доблестным освободителям города.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.01.01 года городу Новороссийску присвоено почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Героизм воинов, сражавшихся за Новороссийск, навсегда останется в памяти народной как яркий пример несгибаемой воли и мужества советских людей.
(Звучит аудиозапись песни «Бабий Яр» в исполнении А. Розенбаума)
Ведущий 2 : Лагерь смерти на польской земле в Освенциме...
Опустевшие сторожевые вышки уже не грозят пулеметами, не слышно окриков часовых и топота сапог сменившегося караула. По территории лагеря, которая была самым большим полем брани в истории человечества, уже не блуждают тысячи теней, темных, в полосатых одеждах...
В начале Второй мировой войны окрестные земли был включены в состав Третьего рейха. Освенцим переименовали в Аушвиц, дав название, использовавшееся во времена австрийцев. Гитлеровцы начали возводить в городе химические предприятия и вскоре устроили тут концлагерь.
Приказ о создании концлагеря в Освенциме появился в апреле 1940 года, а летом сюда привезли первый транспорт — 728 поляков. Почему был выбран Освенцим? Во-первых, это важный железнодорожный узел, куда удобно было доставлять обреченных. Кроме того, пригодились опустевшие казармы Войска польского, где и устроили концлагерь Аушвиц. Он стал крупнейшим в Европе местом уничтожения людей разных национальностей, главным образом евреев.
Масштабы террора росли, и в следующем году в 3 км от Освенцима — деревне Бжезинке, переименованной в Биркенау, — построили новый лагерь — Аушвиц-П. Еще через год в Моновицах под Освенцимом появился Аушвиц-Ш, для которого во время войны соорудили около четырех десятков филиалов.
Концлагерь в Освенциме был не только самым большим. Его недаром называют лагерем смерти: из примерно 7,5 миллиона человек, погибших в гитлеровских концлагерях с 1939 по 1945 год, на его долю приходится 4 миллиона. Если в остальных лагерях, по мнению исследователей, выжил лишь каждый десятый, то в Освенциме победы дождались только те, кого не успели уничтожить Летом 1941 года на больных заключенных-поляках и 600 советских военнопленных гитлеровцы испытали отравляющий газ. Это были первые из 2,5 миллионов жертв «циклона-Б».
В течение пяти лет лагерь разросся в комплекс площадью 40 гектаров, в который входил главный лагерь, лагеря в Бжезинке и Моновицах и еще 43 малых лагеря. После печально известного совещания в Ваннзее, где главные фашистские чиновники разработали детали «окончательного решения» еврейского вопроса, в Аушвице сразу же приступили к уничтожению евреев в газовых камерах при помощи газа «циклон-Б».
7 октября 1941 года в Освенцим привезли эшелон советских военнопленных, их было 13 тысяч человек, а к 17 января 1945 года их осталось 92 человека. Людей привозили издалека, они проделывали этот путь в замерзших товарных вагонах, не получали пищи, были лишены санитарно-гигиенических удобств.
Заключенным татуировали номера на левом предплечье, и этот номер становился единственным опознавательным знаком узника, как бы его фамилией.
После отбора людей на железнодорожной платформе им говорили, что ведут в баню, а на самом же деле в газовую камеру. В потолках газовой камеры были как бы душевые приспособления. Камеру площадью 210 м2 гитлеровцы заполняли 2000 жертв. Двери камеры в помещении закрывали и через специальные трубы пускали газ «циклон-Б», через 15—20 минут двери газовой камеры открывали, у мертвых вырывали золотые зубы, отрезали волосы, снимали золотые кольца и серьги, после этого отвозили в крематорий.
После освобождения Освенцима советскими войсками на складах было найдено: 7000 кг волос, штук мужских костюмов, предметов женской одежды, 5255 пар женской обуви,пар мужской обуви. Огромное количество зубных щеток, кисточек для бритья, протезов, очков. Все эти предметы являются молчаливыми свидетелями убийств.
Повседневная картина гибели товарищей, вид колючей проволоки угнетали узников. Видя безнадежность своего положения, узник решался на последний шаг, «шел на колючую проволоку», так в лагере называли самоубийство.
Заключенные получали скудную пищу: суп из капусты, брюквы, из остатков пищи, которую привозили в эшелонах. В супе нередко были пуговицы и бумага, хлеба давали 300 г, 30 г жира, 20 г колбасы, 5 г сахара. Так выглядел дневной паек узника, недостаток калорий — причина голодной смерти. Вместе со взрослыми в лагерь попадали и дети. Эсесовцы проводили отбор, устанавливали планку высотой 120 сантиметров. Всех детей, которые могли пройти под этой планкой, отвозили в крематорий. Зная это, дети вытягивались вверх, как только могли, стараясь попасть в группу тех, кого оставят жить. Дети подчинялись той же дисциплине, что и взрослые. Во время освобождения Освенцима в лагере было свыше 200 детей.
В корпусах, в которых заключенные жили (их называли блоками), рассчитанных на 40—50 человек, было 200 заключенных.
В Освенциме врачи проводили над заключенными различные опыты. Корпус № 11 получил название «корпус смерти». Только здесь погибло 20 тысяч человек. Земля пропитана кровью расстрелянных людей, здесь были темницы и стоячие карцеры. Попытавшихся бежать, чаще всего вешали на передвижной виселице.
До сих пор неизвестно точное число погибших, так как перед наступлением советских войск была уничтожена вся документация лагеря, а заключенных погнали в смертельный марш на запад. Предполагается, что в лагере погибло около 4 миллионов человек: замучено, отравлено в газовых камерах, умерло от голода и в результате варварских медицинских экспериментов. Среди них граждане разных стран: Польши, Австрии, Бельгии, Чехословакии, Дании, Франции, Греции, Голландии, Югославии, Люксембурга, Германии, Румынии, Венгрии, Италии, Советского Союза, а также Испании, Швейцарии, Турции, Великобритании и Соединенных Штатов Америки.
Евреев в Освенциме, по последним данным, погибло не менее 1,5 миллиона. Это место печали людей всего мира, но особенно трагично оно для евреев и цыган, подвергавшихся здесь беспощадному тотальному уничтожению. Приводит в ужас не только само это место, где совершались массовые убийства, но и свидетельства об использовании человеческих останков в качестве вторичного сырья. Мы должны чтить память тех, кто здесь умер. Их пепел разбрасывали по полям и окрестным прудам. В честь их памяти 2 июня 1947 года здесь создан Государственный музей «Освенцим-Бжезинка» на месте бывших концлагерей Аушвиц-Биркенау. Он стал памятником миллионам жертв фашистского террора. Собственно на территории бывшего лагеря Биркенау в 1967 году открыт международный памятник жертвам фашизма. С 1992 года в городе действует центр информации, где собраны материалы о концлагере и его идеологах. Здесь организуются многочисленные международные встречи, дискуссии, симпозиумы и богослужения.
Ведущий 2: Удастся ли будущим поколениям прожить мирную жизнь, ощутив себя великим народом, ясно сознавая цель и смысл, удастся ли извлечь этот великий урок единства и ясности цели, преподнесены жизнью поколения 1945-го? Чтобы это произошло, надо как минимум знать о войне и помнить о нашей Победе!
ЧТЕЦ:
Светлая память,
Остановись у обелиска,
Цветы на плиты положи.
И вспомни всех —
Родных и близких,
Кто пал в боях и не дожил.
Склоняем головы о павших,
Храним и помним о живых,
За нас с тобой отвоевавших,
Еще живых — все меньше их.
А сколько их безвестных
В чужой, далекой стороне,
Простых и мужественных, честно
Себя, отдав на той войне.
Плывут над ними облака,
И шепчут им тихонько травы.
Привет от них издалека
Нам шлют зеленые дубравы,
От тех полянок и лесов
Посмертный вздох
Да крики птичьих голосов —
Последнее им поминанье.
Мы низко кланяемся Вам,
К могилам Вашим припадая,
Великим огненным годам Святую память сохраняя.
Ю. Луканов «Светлая память...»
(Звучит аудиозапись песни «Хотят ли русские войны» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко).)
Саур-Могила - высокий холм, довлеющий над донецкой степью, и своего рода краеугольный камень Донбасса. "Могилами", то есть курганами, в этих краях называют все одинокие холмы, а Саур или Савур - это мифический казак-герой, победитель татар, которого считают своим и донцы, и запорожцы: в казачьих легендах и песнях Саур-Могила неизменно была ориентиром родины.
В 1943-м в жесточайших боях за прорыв немецкого Миус-фронта под ней полегли десятки тысяч бойцов, и её взятие стало символом освобождения Донбасса, годовщины которого праздновались позже на ней. Жестокие бои за Саур-Могилу развернулись и в 2014-м, став переломом в Донбасской войне, когда наступавшая украинская армия угодила в Южный котёл.
В честь прошлой войны на Саур-Могиле построили мемориал, а нынешней войной он был разрушен, став грандиозным памятникам обеим войнам, едва ли не единственной официальной достопримечательностью ДНР.
Она действительно больше похожа на грандиозный (278 над уровнем моря) оплывший курган, чем на естественный холм, а на её вершине - руины мемориала.
Вот как он выглядел до нынешней войны (это с плаката в Снежном) - 36-метровый обелиск построили в 1967 году, и он был главным в этих краях местом празднования Дня Победы и Дня Освобождения Донбасса.
Саур-Могила была ключевым звеном Миус-Фронта - мощнейшего укрепрайона, который немцы выстроили на восточных границах захваченной УССР, где остались крупнейшие советские заводы и вожделенный чернозём. Пробивали его долго и упорно, от Ростова до Таганрога шли полгода, и даже странно, что бои за Миус-фронт известны меньше, чем например форсирование Днепра - вместе с раненными и пленными Красная Армия потеряла на Миус-фронте до 800 тысяч человек, и только на одной Саур-Могиле - 28 тысяч.
Красноармейцы заняли её мощным ударом в июле 1943 года, так что немцам под угрозой краха фронта пришлось перебрасывать туда части с Курской дуги, что в конечном счёте и решило её исход: немцы под командованием Манштейна выбили наших с Саур-Могилы и отразили ещё несколько атак, но прорывы на других участках фронта стали грозить Донбасским котлом, как минимум достойным Сталинграда, поэтому фашисты отступили. Утром 31 августа 1943 года над Саур-Могилой был поднят красный флаг, а 8 сентября освободителей уже встречали в Донецке (тогдашнем Сталино). Но вглядитесь - пилон у подножья с каменными цветами весь покрыт эпитафией:
На площадке - военная техника. На машине, припарковавшейся среди орудий и танков, был номер Северной Осетии, а с другой стороны вскоре подъехала машина с номерами Южной Осетии, и водители горячо приветствовали друг друга.
Но прежде, чем идти наверх, мы свернули в рощу у подножья. Там оказалось кладбище ополченцев, и среди пары десятков надмогильных табличек мне запомнились две. А ряд безымянных могил под старыми касками я сперва принял за захоронения тех самых мифических "псковских десантников", но судя по символике это неопознанные останки красноармейцев, найденные в перепаханной взрывами земле и при разминировании.
...Как и в 1943-м, в 2014-м штурмовали да обороняли гору обе стороны. Украинская армия тогда планомерно наступала вдоль границы, понемногу беря ЛДНР в тиски, и в это же самое время, взяв Славянск, неумолимо приближались с севера к Донецку. Уже тогда в украинской прессе трубили на весь мир, что идёт война с Россией, под Торезом рухнул "Боинг", Европа раскачалась на введение санкций... но было ли это правдой на тот момент, и главное верили ли в это сами украинские политики?
Ведь если ЛДНР были не "под контролем повстанцев", а "оккупированы Россией", выходило, что вдоль потерянной границы росло то, что на военном сленге называют "оперативная кишка" - тонкая полоска, которую легко перерубить, образовав "котёл", и Саур-Могила была "крышкой" этого котла, позволявшей простреливать "кишку" до российской границы. Большую часть лета 2014 года на ней крепко сидели ополченцы, наконец сброшенные оттуда 9 августа - но к этому моменту Южный котёл уже "сварился", украинские части были разбиты, иные спасались от ополченцев на территории России (где им оказывали медпомощь и отсылали домой), а армия Новороссии после этого стала намного сильнее, разом захватив десятки танков и орудий.
После нескольких штурмов к 26 августу Саур-Могила была отбита армией Новороссии, а впереди был Иловайский котёл и общая "точка невозврата" - я помню, как в те самые дни крымские пляжи были ещё полны отдыхающими с Украины... Специально или случайно кладбище разбито за памятным знаком дружбы России и Украины. Вот такая вот дружба:
А над кладбищем заливались соловьи... Пойдём на вершину мимо каскада пилонов - первый посвящён пехотинцам:
Второй - танкистам, и он тут какой-то самый зрелищный:
Каменные красноармейцы, изрешечённые пулями новой войны:
Они как бы защищали эту высоту вместе с живыми, причём ведь своими "союзниками" их почитают с обеих сторон, и обе стороны по ним здесь стреляли:
Между танкистским и артиллеристским пилонами - Выжившее дерево. Это целый жанр, такое есть и в Волгограде, и на Малаховом Кургане в Севастополе, хотя тот факт, что выживает на высотах стабильно одно дерево - настораживает. Как бы то ни было, в отличие от тех двух это дерево мёртвое, уж не знаю от чего - плохой экологии, обилия ленточек или повторной войны.
Осколки:
Чем выше - тем сильнее разрушены памятники:
Самый верхний пилон лётчиков - практически до неузнаваемости:
Даже урны все в дырках от пуль:
А мы уже на вершине:
И хотя главный обелиск Саур-Могилы рухнул от ДНРовского залпа, он в тот момент уже был обглодан, поэтому сказать, что разрушили мемориал те или эти - нельзя. В таких случаях обычно и говорят - "разрушенный войной":
Ещё несколько могил и деревянная звонница - единственные новые объекты на Саурке:
Здесь похоронены погибшие "Медведевцы" - небольшая группа батальон "Восток" под командованием дончанина-"афганца" Олега Гришина с позывным Медведь. 28 июля 2014 года ВСУ сообщали, что взяли Саур-Могилу, а ВСН это опровергали. На самом деле правы были обе стороны: была мощная атака украинской армии, часть ополченцев покинули гору, а Медведь и оставшиеся с ним люди вызвали огонь на себя, и в тот же день перепаханная "Градами" вершина вновь была отбита. Табличка "неизвестный солдат" впечатляет - кого-то, значит, было невозможно опознать...
Идём на выжженную солнцем вершину, вдоль упавшего обелиска к его основанию:
С другой стороны - одинокий сапог бронзового солдата:
Вокруг мемориала обломки не старых мемориальных пушек, а зениток, и в отличие от всей прочей битой техники, их никуда не вывозят:
Помимо нас да тех осетин на Саур-Могиле был ещё и наряд МЧС и съёмочная группа - то ли учения, то ли образцово-показательные работы в заведомо безопасном месте, где найтись могли бы разве что осколки. Звук десятка металлоискателей разом завораживал...
А значение Саур-Могилы легко понять, просто на неё взойдя. Говорят, в ясную погоду отсюда видно даже Азовское море в 90 километрах южнее, то есть намётанным глазом можно различить даже Донецк и Таганрог. В любую погоду видно Снежное с небольшой белой церковкой и гигантским терриконом Десятой шахты:
И чуть левее Торез, весь в терриконах и копрах:
В 2022 году произошла реконструкция мемореального комплекса. Восстановили память о наших защитниках, восстановили памятные места исторического масштаба
Послушай
ветры над Саур-Могилой,
коснись
рукой пахучих диких трав,
здесь
мужество с боями проходило,
легендою
для всех навеки став.
Когда
земля дрожала под ногами,
когда
металл от взрывов уставал,
солдаты
шли в бушующее пламя,
туда,
где не выдерживал металл.
Земля
считать не успевала раны,
увидела
тогда Миус-река,
как
огненные брызгали фонтаны,
и
падали на землю облака.
Солдаты
шли, степь кровью окропляли,
горячей
кровью каждую версту ...
Но
отстояли! Выдержали! Взяли
немыслимой
отвагой высоту!
Послушай
ветры над Саур-Могилой
и
ты поймёшь, кто эту землю спас,
чьё
мужество в боях освободило
врагу
не покорившийся Донбасс.
Вознёсся
в небо памятник бессмертья
героям,
павшим доблестно в боях,
которым
жить не годы, а столетья,
и
вечно в благодарных жить сердцах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.