Сценарий мероприятия к 9 мая "По местам боевой славы"
Оценка 4.9

Сценарий мероприятия к 9 мая "По местам боевой славы"

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +4
docx
Междисциплинарный 4
07.04.2024
Сценарий мероприятия к 9 мая "По местам боевой славы"
Dokument_5.docx

              Сценарий проведения мероприятия “ По местам боевой славы”

Цель: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину. Уважение к людям защищавшим страну.

 Задачи работы: создать туристический маршрут по местам боевой славы воинов . Ознакомить с культурой и значимыми местами боевых действий в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. и современной войны в Донбассе 2014-2023 гг.

Актуальность работы: развить патриотизм и историческую грамотность у жителей региона и людей, которые проявляют интерес к истории Донбасса, Отечества.

Все это сопровождается презентацией

Ведущий 1: Война, которая принесла много горя. Унесла жизни примерно 27 миллионов человек. Оставила в руинах города.

Какой долгожданной и радостной была после этого Великая Победа. О ней говорят как о празднике со слезами на глазах.

В память о тех, кто погиб, защищая Родину, сегодня возведены мемориальные комплексы и горит Вечный огонь. В благодарность тем, кто сражался за мир, каждый год во всех городах России отмечается День Победы .Пройдем по местам, которые помнят жестокие бои, рассказывают о военных годах и героизме русского народа.

Ведущий 2: Предлагаю вам  посетить виртуальную экскурсию по местам боевой славы

Ведущий 1: Первая наша остановка это Брестская кре­пость...

Старая крепость над Бугом. Здесь первый свой шаг сделала вой­на. Здесь начало многотрудного и славного  боевого пути советских войск к Великой Победе.

В ночь на 22 июня 1941 года в Брестской крепости располагались отдельные подразделения 6-й и 42-й стрелковых дивизий, 333-гоинженерного полка и 17-го погранично­го отряда. В результате вероломного и внезапного нападения врага вои­ны этих подразделений оказались в окружении уже в первые часы воен­ных действий. Ворвавшаяся в город гитлеровская 45-я дивизия пыталась овладеть крепостью. Защитники не только оборонялись, но и предпринимали контратаки, отбрасывая врага на исходные позиции. Брестская крепость стала неприступным бастионом в глубоком тылу фашистских армий, отрезанная от всего мира. Не было воды, закончились запасы пищи, но на предложение о капитуляции советские солдаты вывесили на одной из стен ответ, написанный кровью: «Все умрем за Родину, но не сдадимся». Героические защитники Брестской крепости с честью выполнили свой воинский долг. Большинство из них героически погибло. Погиб основной состав, оставленный для обороны крепости. При раскопках в развалинах кре­пости были обнаружены на камен­ных сводах стен надписи, сделан­ные ее героическими защитниками: «Умрем, но из крепости не уйдем», «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»

Многие годы жизни целого по­коления отделяют нас от Великой Победы, которая спасла человечест­во от ужасов гитлеровской тирании. Но славные события и деяния геро­ических военных лет не подвластны времени. Они никогда не изгладят­ся из памяти народной, Родина помнит своих героев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено по­четное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1967 году был создан творчес­кий коллектив для разработки про­екта мемориала. Возглавил его на­родный художник СССР, скульптор . 25 сентября 1971 года мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» был открыт.

Комплекс расположен в восточ­ной части цитадели. Каждый композиционный элемент ансамбля не­сет большую смысловую нагрузку и оказывает сильное эмоциональное воздействие. Главный вход решен как проем в виде пятиконечной звезды в монолитном железобетон­ном массиве, опирающемся на вал и стены казематов. Сколы звезды, пе­ресекаясь, образуют сложную дина­мическую форму.

От главного входа торжествен­ная аллея ведет через мост к пло­щади Церемониалов. Слева от мос­та скульптурная композиция «Жажда» — фигура советского вои­на, который, опираясь на автомат, тянется с каской к воде. Нелегкий путь к воде — это жажда жизни, борьбы, победы. Все запасы воды отдавались раненым, детям, жен­щинам, но они, в свою очередь, отказывались от глотка воды, так как она нужна была пулеметам, чтобы те продолжали работать и отбивать натиск врага.

В планировочном и образном решении мемориала важная роль принадлежит площади Церемониа­лов, где проходят массовые торже­ства. К ней примыкают здание Му­зея обороны Брестской крепости и руины Белого дворца. Композици­онным центром ансамбля является главный монумент «Мужество» — погрудная скульптура воина (вы­полнена из бетона, высота 33,5 м), на ее обратной стороне — рельеф­ные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости: «Атака», «Пар­тийное собрание», «Последняя гра­ната», «Подвиг артиллеристов», «Пулеметчики». Над обширным пространством доминирует штык-обелиск (цельносварная металлоко­нструкция, облицованная титаном; высота 100 метров, вес 620 тонн).

В трехъярусном некрополе, композиционно связанном с мону­ментом, захоронены останки 850 человек, на установленных здесь мемориальных плитах — имена 216. Перед руинами бывшего инженер­ного управления в углублении, об­лицованном черным лабрадоритом, горит Вечный огонь Славы. Перед ним — отлитые в бронзе слова: «Стояли насмерть, слава героям!» Недалеко от Вечного огня — Мемо­риальная площадка городов-героев Советского Союза, открытая 9 мая 1985 года. Под гранитными плита­ми с изображением медали «Золотая Звезда» установлены капсулы с землей городов-героев, доставлен­ной сюда их делегациями. На сте­нах казарм, руинах, кирпичах и ка­менных глыбах, на специальных подставках установлены мемори­альные доски в виде отрывных листков календаря 1941-го, кото­рые являются своеобразной хрони­кой героических событий. Сегодня мемориальный комп­лекс «Брестская крепость-герой» является областным внештатным центром патриотического воспита­ния молодежи. Стало традицией проводить в Брестской крепости прием присяги воинами Брестского гарнизона, пограничниками, сот­рудниками МВД; дни призывника; встречи с ветеранами войны; ми­тинги в День Победы — 9 мая и ми­тинги-реквиемы в День памяти и скорби — 22 июня.  В 1999 году филиалом мемори­ального комплекса стал V форт. Он открыт для посещения, здесь ведут­ся работы по созданию музея исто­рии вооружения и фортификации.

У седых руин цитадели особенно остро осознаешь глубокую нерас­торжимую связь между вчерашним и сегодняшним днем. Крепость всегда в строю. И, находясь сегодня на земле крепости-героя, мы как бы заново, еще раз переживаем, пере­осмысливаем историческую значи­мость, величие и красоту подвига защитников Бреста. Их подвиг — одно из ярких свидетельств героиз­ма и мужества многонационального советского народа, внесшего реша­ющий вклад в разгром фашизма.

ЧТЕЦ:

Не раз,

Не второй

И не сотый

От крепости немец отбит.

Уже как пчелиные соты

Все стены, а крепость стоит.

Ну кто там, ну кто там остался?

Форты разбомбили дотла

И даты. А стяг не шатался,

А стяг не окутала мгла!

Убьет знаменосца осколком,

Но стяг подымает другой.

Полотнище алого шелка

Пылает над Бугом-рекой.

Но кровью горячею рдели

Все новые раны на нем.

Ряды знаменосца редели

Под шквальным кинжальным огнем,

И шли напролом самоходки,

Горели земля и кусты...

Бинтов не хватало - обмотки

Пришлось разорвать на бинты.

Воды по глоточку,

Но каждый

«Максиму» ее отдает,

Чтоб не задохнулся от жажды,

Чтоб жил,

Чтоб служил пулемет.

Пусть сил не хватает поправить

Повязку и кровь утереть,

Пока есть патроны — не вправе

Никто из бойцов умереть.

А тучка плывет над лесами...

Эх, если б свернула сюда!

Патроны взрываются сами

В стволе

Докипела вода...

А где-то колышутся вишни,

И птицы поют на вербе...

Патроны последние вышли.

А самый последний — себе...

Сомкнулись зеленые кроны

Над теми,

Кто в смертном бою

Не жизнь сохранял, а патроны

И верил в победу свою.

С. Гаврусь. Стяг Брестской крепости

ВЕДУЩИЙ 2: Хатынь...

В память о сотнях белорусских деревень, уничтоженных вместе с населением немецко-фашистскими оккупантами, на месте сожженной деревни Хатынь воздвигнут мемо­риальный архитектурно-скульптур­ный комплекс. Оно одно такое на свете, это страшное кладбище дере­вень.

Хатынь — бывшая деревня Логойского района Минской области Беларуси — стала символом траге­дии белорусского народа, скорбной страницей истории времен Великой Отечественной войны. Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.

В этой деревне жили люди до 22 марта 1943 года. В этот день отряд карателей окружил деревню. Жите­ли деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партиза­нами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до вели­ка — стариков, женщин, детей — вы­гоняли из домов и гнали в колхоз­ный сарай. Поднимали с постели больных, не щадили матерей с мла­денцами на руках. Когда все населе­ние деревни было в сарае, фашисты заперли двери, обложили его соло­мой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно заго­релся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти де­тей. Под напором десятков челове­ческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бе­жать, но тех, кто вырывался из пла­мени, фашисты хладнокровно рас­стреливали из автоматов и пулеме­тов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до шестнадцатилетнего возраста. Де­ревня была разграблена и сожжена дотла.

Единственный взрослый свиде­тель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Камин­ский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в де­ревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов од­носельчан он нашел своего изра­ненного сына. Мальчик был смер­тельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского поло­жен в основу создания единствен­ной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» — «Непоко­ренный человек». Гневный и непо­корный, отчаянный, с мертвым сы­ном на руках, стоит он на Хатынс­кой земле. В бронзе застыл на века. Глухо гудит под ногами серая, будто пеплом запорошенная бетонная тропа, и не криком, а стоном плы­вет над тишиной колокольный на­бат. Звонят колокола Хатыни... зво­нят над сожженными холмами, над судьбами людей, что знали свободу и счастье. Звонят над братской мо­гилой односельчан, над могилами детей. 26 железобетонных контуров с обелисками и колоколами увеко­вечили дома Хатыни. На обелисках мемориальные доски с фамилиями и именами бывших жильцов домов, тех, кого фашисты заживо сожгли 22 марта 1943 года. Немного троп на земле, по которым так тяжко, так больно ступать, как по этой, хатын­ской, — будто идешь по горячей зо­ле. И горе, и скорбь смотрят тебе прямо в душу глазами бронзового Каминского. 186 белорусских дере­вень, включая Хатынь, остались не восстановленными. Они мертвы. Их земля в специальных урнах по­коится в Хатынском мемориале, на «кладбище деревень». А рядом с кладбищем, как бы символизируя, что жизнь сильнее смерти, — симво­лическое Дерево жизни с перечнем 433 белорусских деревень, пережив­ших трагедию Хатыни, но возро­дившихся из пепла после войны.

В левой части мемориала — скорбная Стена Памяти узников фашистских концлагерей с зареше­ченными нишами, в которых уста­новлено 66 плит с названиями наи­более крупных лагерей смерти и мест массового уничтожения совет­ских граждан.

Оно одно на свете... страшное кладбище деревень... Пусть не будет таких нигде и никогда. Хатынь — это символ великой трагедии, той, что на века сохраняется в народной памяти и в сердцах каждого нового поколения отдается не меньшей болью, чем в сердцах тех, кто пере­жил все это, был свидетелем страш­ных событий.

Ведущий 2: Мамаев курган...

Мамаев курган — господствую­щая над городом высота. В период Сталинградской битвы он был мес­том самых ожесточенных боев, клю­чевой позицией обороны города.

Защитники Сталинграда хорошо понимали значение кургана и об­разно называли его главной высо­той России.

Почти сто дней и ночей над кур­ганом свирепствовали железные ливни, фашисты остервенело рва­лись на эту высоту, но так и не смог­ли захватить ее полностью.

Из воспоминания одного из участников Сталинградской битвы: «На Мамаевом кургане наступил перелом во Второй мировой войне, но и цена, которую мы заплатили за нашу победу, была огромной». Вер­шина кургана много раз переходила из рук в руки, а северо-восточные его склоны прочно удерживали со­ветские воины на протяжении всей битвы. Почернел, будто обуглился, от жестокого огня курган, земля на нем за время боев перемешалась с железными осколками и кровью. Наша страна свято чтит память о ге­роизме участников Сталинградской битвы. Лучшие архитекторы, скульп­торы, художники принимали учас­тие в создании грандиозного памятника-ансамбля на Мамаевом курга­не, который был открыт 15 октября 1967 года. Сооружение было созда­но по замыслу скульптора Е. Вучетича. Памятник-ансамбль, своеоб­разная каменная книга о бессмерт­ном мужестве, стойкости, глубокой преданности своей Родине. Ежегод­но огромное количество людей из всех стран мира приезжает сюда, чтобы почтить светлую память геро­ев Сталинградской битвы.

Историко-мемориальный комп­лекс начинается с вводной компози­ции — многофигурной скульптуры «Память поколений» как неотъемле­мой части всенародного шествия, людского потока с цветами, венка­ми, приспущенными знаменами в память тех, кто отстоял жизнь и сво­боду.

Она расположена у подножия Мамаева кургана. В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и нацио­нальностей. С венками и знаменами они идут, чтобы отдать дань светлой памяти павших героев. Их лица сос­редоточены, головы опущены. Они зовут посетителей к широкой лест­нице. Лестница выводит посетите­лей на аллею пирамидальных топо­лей. Здесь взору открывается скульптурная часть памятника-ан­самбля.

С аллеи тополей по трехмаршевой гранитной лестнице и путепро­воду мы попадаем на площадь Стоявших насмерть! В центре площади расположен круглый водный бас­сейн диаметром 35,2 метра. В центре самого бассейна монументальная однофигурная скульптура «Стоять насмерть», символизирующая са­мый трудный период Сталинград­ской битвы, представляя глубоко эмоциональный обобщенный образ нашего народа, победившего страш­ного и жестокого врага.

Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталин­градской битвы. Как бы из самой великой реки России поднимается советский воин-богатырь и стано­вится на защиту родного города. Его фигура высечена из огромной глы­бы. Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу.

Воин-богатырь — это глубоко эмоционально-обобщенный образ нашего советского народа, У осно­вания фигуры — надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Не по­срамим священной памяти».

От площади Стоявших насмерть! к площади Героев идет широкая гра­нитная лестница шириной 40 мет­ров, постепенно сужающаяся до 18 метров. Эту пятимаршевую лестни­цу с обеих сторон обрамляют две стены — руины-пропилеи. Авторам проекта пришла мысль создать две огромные стены, поставленные под углом друг другу и сходящиеся в перспективе, своеобразные руины сооружений, разрушенных долго­временными обстрелами, бесчис­ленными бомбежками, выщерблен­ных прямым попаданием снарядов, автоматными очередями, — свиде­тели яростных боев зимы 1942—1943 годов. В барельефном изображении руин с фигурными композициями, документальными надписями зву­ковым оформлением передан об­щий дух Сталинградской битвы, выражено душевное состояние ее участников. Длина стен 46 метров, высота достигает 18 метров.

Тематическое содержание левой стены — клятва сталинградских защит­ников «Ни шагу назад!», правой — сама битва «Только вперед!» Стены-руины озвучены, исполняются песни периода войны, звучат сводки Информбюро и хода боевых действий.

Невозможно перечислить всего того, что изображено на Стенах-ру­инах, так много здесь сказано.

Из этих «развалин» выступают изображения человеческих лиц в определенном смысловом порядке.

На торце правой стены образ ге­роя Михаила Паникахи, который поднялся из окопа, чтобы метнуть бутылку с зажигательной смесью в танк, но пуля разбила ее, загорелась одежда. Не обращая внимания на боль, с последней бутылкой Михаил бросился на танк и сгорел вместе с ним. «Слава тебе во веки веков, морской пехотинец, комсомолец Михаил Паникаха!» — высечены слова под изображением героя. Ле­вая сторона раскрывает тему солда­тской клятвы и верности.

Уходя в бой, солдаты клянутся, что не посрамят славы русского ору­жия. Советский человек в шинели встал на Сталинградской земле, закрыв собой город. Фрагменты в верхней части стены рассказывают о работе в тылу женщин, стариков, подростков, отдавших все ради по­беды.

За Стенами-руинами открывает­ся следующая площадь ансамбля — площадь Героев.

В центре площади прямоуголь­ный водный бассейн. Зеркальная гладь воды в бассейне является сим­волом Волги, по замыслу авторов, вода как источник всего живого на земле символизирует здесь неистре­бимость жизни, ее торжество над силами разрушения и смерти. Не­посредственно к бассейну с трех сторон примыкает четырехрядный амфитеатр, поверхность которого покрыта гранитом «брекчия», сту­пени гранитные.

Слева — стена, напоминающая по форме развернутое знамя. Вдоль всей Стены-Знамени крупными рельефными буквами надпись: «Же­лезный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суе­верного страха охватывало против­ника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Стена-Знамя длиной 112 метров, высотой 8 метров.

С правой стороны на площади Героев расположены шесть мону­ментальных двухфигурных скульп­турных композиций, которые в художественной форме раскрывают героику подвига советского народа в Сталинградской битве.

«Выстояв, мы победили смерть. Два солдата защищают позицию. Один из них ранен, но не выпускает гранату из рук. Другой поддерживает раненого, держит винтовку без патронов.

Гранитные ступени ведут в Воинской славы. Сурово и строя оформлен вход в зал. Сам зал имеет форму цилиндра.

Вдоль стены зала — двухметровая, постепенно поднимающаяся дорожка-пандус. Стены зала облицованы мозаикой из золотистого стекла. На стене, по кругу, расположены 34 мозаичных траурных зна­мени, выполненных из красной смальты и символизирующих всех погибших в Сталинградской битве. На знаменах увековечены имена погибших защитников города (всего 7200 человек). В зале выставляется почетный караул. Верх зала венчает гвардейская лента, на которой начертаны слова: «Да, мы были простыми смертными и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной». На потолке зала выполнены макеты орденов и медалей СССР.

Центр зала занимает большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.

Спиральный пандус выводит из зала Воинской славы на площадь Скорби. Здесь склонившаяся женщина-мать. Перед тем как похоронить сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь. Ли­цо воина покрыто знаменем. В памятнике выражается не только скорбь, но и протест всех женщин против войны, уносящей миллион г жизней.

Над площадью Скорби подни­мается насыпной курган — братские могилы. Здесь похоронены защит­ники города. Их 3 тысячи. На гра­нитной плите братской могилы над­пись: «Слава героям, погибшим в боях за Родину!» Венчает весь ансамбль монумент «Родина-мать зо­вет»! Несмотря на внушительные размеры, на фоне небосклона она подобна парящей в небе птице Скульптура представляет собой сложнейшую конструкцию, не име­ющую аналогов в мировой практике. Родина-мать звала своих сынов на борьбу с врагами, изгнать фа­шистов с советской земли. Величе­ственная скульптура поднялась над курганом на 52 метра.

Самые гордые вершины истории видятся отсюда холмами. Покры­тый заросшими траншеями былых сражений, усеянный кладбищами погибших надежд и страстей чело­веческих, этот мир войны вызывает скорбь и размышления. Чем дальше в прошлое уходят военные годы, тем величественнее и ярче вырисовы­вается бессмертный подвиг советс­кого народа. Боевая слава неувядае­ма: «Никто не забыт, и ничто не за­быто!»

Здесь, на Мамаевом кургане, незримой нитью проходит связь по­колений. Убеленные сединами вете­раны вспоминают тяжелые дни ис­пытаний — годы войны, дают нака­зы молодым быть надежными защитниками своей страны, быть верными традициям своих дедов, отцов и старших братьев.

Уходящие в вечность годы не могут предать забвению славное прошлое. Голос истории как заве­щание павших и живых ветеранов доносит новому поколению прос­тую и ясную истину — человек рож­дается для жизни.

Ведущий 1: Город-герой Ново­российск...

Много ярких страниц в истории Новороссийска. За период своего существования он трижды стано­вился ареной жесточайших сраже­ний и трижды выходил из них побе­дителем.

Грянула Великая Отечественная война, и Новороссийск стал несо­крушимым бастионом на пути за­клятого врага. Более года он был ареной ожесточенных сражений, 365 дней в районе цементного заво­да «Октябрь» стояли насмерть со­ветские воины, выполняя приказ Родины: «Ни шагу назад!» Там про­ходила самая южная точка совет­ско-германского фронта. Рубеж обороны города ныне обозначил памятник-ансамбль «Линия оборо­ны». Сорокаметровая балка-стела, перекинутая через шоссе, символизирует неп­риступную ска­лу, ставшую на пути оккупан­тов, а четыре исполинские руки, сжимаю­щие автоматы, олицетворяют боевую мощь советского на­рода. Рядом — изрешеченный тысячами пуль и снарядов не­мой свидетель великого под­вига - остов железнодорожного вагона, став­ший памятником.

Исключительную храбрость в боях за Новороссийск проявили ге­рои Малой Земли, те, кто в суровую вьюжную ночь с 3 на 4 февраля 1943 года высадились на неболь­шом клочке земли, который отста­ивали в течение 225 дней до полно­го разгрома фашистских войск в го­роде. Место высадки десанта на южном берегу Цемесской бухты, у самой кромки воды, украсил в 1982 году памятник — ансамбль «Малая Земля», который является частью мемориального комплекса «Героям Гражданской войны и Великой Оте­чественной войны 1941 — 1945 гг.». В его символике слились воедино об­раз десантного корабля и образы ге­роических защитников плацдарма.

В стремительном рывке выско­чил на берег и стал на вечный при­кол в граните и бронзе десантный корабль, корабль-мемориал, оли­цетворяя могучую силу советских воинов. На его левом борту — брон­зовая девятифигурная скульптурная группа «Десант»: приготовились к броску слитые единством воли мо­ряк, пехотинец, командир, девуш­ка-санинструктор. Другой борт ко­рабля уходит в море, на нем много­фигурный рельеф: в едином наступательном порыве готовые к атаке бойцы.

Внутри памятника-ансамбля — галерея боевой славы, представля­ющая собой многомаршевую лест­ницу из красного карельского гра­нита, с обеих сторон которой на 22 стилизованных знаменах из крас­ного полированного гранита начертаны наименования частей и соеди­нений, сражавшихся на плацдарме Малая Земля, помещены 30 брон­зовых портретов Героев Советского Союза, участников боев за Малую Землю и Новороссийск. В центре галереи — скульптурная компози­ция «Клятва» с мозаичным панно, текстом клятвы малоземельцев, ко­торую они подписали кровью: «От­воеванный нами у врага клочок земли под городом Новороссий­ском мы назвали «Малой Землей». Она хоть и мала, но она наша, совет­ская, она полита нашим потом, на­шей кровью, и мы ее никогда и ни­какому врагу не отдадим». Здесь же находится позолоченная бронзовая капсула «Сердце» с именами ге­роев, погибших в боях за Ново­российск.

Галерея озвучена музыкальной поэмой «Память» композитора .

16 сентября 1943 года после тя­желых боев Новороссийск был пол­ностью очищен от фашистов.

Малая Земля соединилась с Большой. В этот день столица на­шей Родины Москва и корабли Черноморского флота салютовали доблестным освободителям города.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.01.01 года городу Новороссийску присвоено почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Героизм воинов, сражавшихся за Новороссийск, навсегда останется в памяти народной как яркий пример несгибаемой воли и мужества совет­ских людей.

(Звучит аудиозапись песни «Бабий Яр» в исполнении А. Розенбаума)

Ведущий 2 : Лагерь смерти на польской земле в Освенциме...

Опустевшие сторожевые выш­ки уже не грозят пулеметами, не слышно окриков часовых и топота сапог сменившегося караула. По территории лагеря, которая была самым большим полем брани в истории человечества, уже не блуждают тысячи теней, темных, в полосатых одеждах...

В начале Второй мировой вой­ны окрестные земли был включе­ны в состав Третьего рейха. Ос­венцим переименовали в Аушвиц, дав название, использовавшееся во времена австрийцев. Гитлеров­цы начали возводить в городе хи­мические предприятия и вскоре устроили тут концлагерь.

Приказ о создании концлагеря в Освенциме появился в апреле 1940 года, а летом сюда привезли пер­вый транспорт — 728 поляков. По­чему был выбран Освенцим? Во-первых, это важный железнодо­рожный узел, куда удобно было доставлять обреченных. Кроме то­го, пригодились опустевшие ка­зармы Войска польского, где и устроили концлагерь Аушвиц. Он стал крупнейшим в Европе мес­том уничтожения людей разных национальностей, главным обра­зом евреев.

Масштабы террора росли, и в следующем году в 3 км от Ос­венцима — деревне Бжезинке, переименованной в Биркенау, — построили новый лагерь — Аушвиц-П. Еще через год в Монови­цах под Освенцимом появился Аушвиц-Ш, для которого во вре­мя войны соорудили около четы­рех десятков филиалов.

Концлагерь в Ос­венциме был не только самым боль­шим. Его недаром называют лагерем смерти: из примерно 7,5 миллиона чело­век, погибших в гит­леровских концлаге­рях с 1939 по 1945 год, на его долю при­ходится 4 миллиона. Если в остальных ла­герях, по мнению ис­следователей, выжил лишь каждый деся­тый, то в Освенциме победы дождались только те, кого не ус­пели уничтожить Летом 1941 года на больных заключенных-поляках и 600 сове­тских военнопленных гитлеровцы испытали отравляющий газ. Это были первые из 2,5 миллионов жертв «циклона-Б».

В течение пяти лет лагерь раз­росся в комплекс площадью 40 гектаров, в который входил глав­ный лагерь, лагеря в Бжезинке и Моновицах и еще 43 малых лагеря. После печально известного сове­щания в Ваннзее, где главные фа­шистские чиновники разработали детали «окончательного решения» еврейского вопроса, в Аушвице сразу же приступили к уничтоже­нию евреев в газовых камерах при помощи газа «циклон-Б».

7 октября 1941 года в Освен­цим привезли эшелон советских военнопленных, их было 13 тысяч человек, а к 17 января 1945 года их осталось 92 человека. Людей при­возили издалека, они проделыва­ли этот путь в замерзших товар­ных вагонах, не получали пищи, были лишены санитарно-гигие­нических удобств.

Заключенным татуировали но­мера на левом предплечье, и этот номер становился единственным опознавательным знаком узника, как бы его фамилией.

После отбора людей на желез­нодорожной платформе им гово­рили, что ведут в баню, а на самом же деле в газовую камеру. В потол­ках газовой камеры были как бы душевые приспособления. Камеру площадью 210 м2 гитлеровцы за­полняли 2000 жертв. Двери каме­ры в помещении закрывали и че­рез специальные трубы пускали газ «циклон-Б», через 15—20 минут двери газовой камеры открывали, у мертвых вырывали золотые зубы, отрезали волосы, снимали золотые кольца и серьги, после этого отво­зили в крематорий.

После освобождения Освенци­ма советскими войсками на скла­дах было найдено: 7000 кг волос, штук мужских костюмов, предметов женской одеж­ды, 5255 пар женской обуви,пар мужской обуви. Огром­ное количество зубных щеток, кис­точек для бритья, протезов, очков. Все эти предметы являются молча­ливыми свидетелями убийств.

Повседневная картина гибели товарищей, вид колючей прово­локи угнетали узников. Видя без­надежность своего положения, уз­ник решался на последний шаг, «шел на колючую проволоку», так в лагере называли самоубийство.

Заключенные получали скуд­ную пищу: суп из капусты, брюк­вы, из остатков пищи, которую привозили в эшелонах. В супе не­редко были пуговицы и бумага, хлеба давали 300 г, 30 г жира, 20 г колбасы, 5 г сахара. Так выглядел дневной паек узника, недостаток калорий — причина голодной смер­ти. Вместе со взрослыми в лагерь попадали и дети. Эсесовцы прово­дили отбор, устанавливали планку высотой 120 сантиметров. Всех де­тей, которые могли пройти под этой планкой, отвозили в кремато­рий. Зная это, дети вытягивались вверх, как только могли, стараясь попасть в группу тех, кого оставят жить. Дети подчинялись той же дисциплине, что и взрослые. Во время освобождения Освенцима в лагере было свыше 200 детей.

В корпусах, в которых заклю­ченные жили (их называли бло­ками), рассчитанных на 40—50 человек, было 200 заключенных.

В Освенциме врачи проводили над заключенными различные опыты. Корпус № 11 получил на­звание «корпус смерти». Только здесь погибло 20 тысяч человек. Земля пропитана кровью расстре­лянных людей, здесь были темни­цы и стоячие карцеры. Попытав­шихся бежать, чаще всего вешали на передвижной виселице.

До сих пор неизвестно точное число погибших, так как перед на­ступлением советских войск была уничтожена вся документация ла­геря, а заключенных погнали в смертельный марш на запад. Предполагается, что в лагере по­гибло около 4 миллионов человек: замучено, отравлено в газовых ка­мерах, умерло от голода и в ре­зультате варварских медицинских экспериментов. Среди них граж­дане разных стран: Польши, Австрии, Бельгии, Чехословакии, Дании, Франции, Греции, Голлан­дии, Югославии, Люксембурга, Германии, Румынии, Венгрии, Италии, Советского Союза, а так­же Испании, Швейцарии, Тур­ции, Великобритании и Соеди­ненных Штатов Америки.

Евреев в Освенциме, по пос­ледним данным, погибло не менее 1,5 миллиона. Это место печали людей всего мира, но особенно трагично оно для евреев и цыган, подвергавшихся здесь беспощад­ному тотальному уничтожению. Приводит в ужас не только само это место, где совершались массо­вые убийства, но и свидетельства об использовании человеческих останков в качестве вторичного сырья. Мы должны чтить память тех, кто здесь умер. Их пепел разб­расывали по полям и окрестным прудам. В честь их памяти 2 июня 1947 года здесь создан Государ­ственный музей «Освенцим-Бжезинка» на месте бывших концла­герей Аушвиц-Биркенау. Он стал памятником миллионам жертв фашистского террора. Собствен­но на территории бывшего лагеря Биркенау в 1967 году открыт меж­дународный памятник жертвам фашизма. С 1992 года в городе действует центр информации, где собраны материалы о концлагере и его идеологах. Здесь организу­ются многочисленные междуна­родные встречи, дискуссии, сим­позиумы и богослужения.

Ведущий 2: Удастся ли буду­щим поколениям прожить мирную жизнь, ощутив себя великим народом, ясно сознавая цель и смысл, удастся ли извлечь этот ве­ликий урок единства и ясности цели, преподнесены жизнью по­коления 1945-го? Чтобы это прои­зошло, надо как минимум знать о войне и помнить о нашей Победе!

ЧТЕЦ:

Светлая память,

Остановись у обелиска,

Цветы на плиты положи.

И вспомни всех —

Родных и близких,

Кто пал в боях и не дожил.

Склоняем головы о павших,

Храним и помним о живых,

За нас с тобой отвоевавших,

Еще живых — все меньше их.

А сколько их безвестных

В чужой, далекой стороне,

Простых и мужественных, честно

Себя, отдав на той войне.

Плывут над ними облака,

И шепчут им тихонько травы.

Привет от них издалека

Нам шлют зеленые дубравы,

От тех полянок и лесов

Посмертный вздох

Да крики птичьих голосов —

Последнее им поминанье.

Мы низко кланяемся Вам,

К могилам Вашим припадая,

Великим огненным годам Святую память сохраняя.

Ю. Луканов «Светлая память...»

(Звучит аудиозапись песни «Хотят ли русские войны» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко).)

Ведущий 1: Саур-Могила – памятник героической истории Донбасса

 Саур-Могила - высокий холм, довлеющий над донецкой степью, и своего рода краеугольный камень Донбасса. "Могилами", то есть курганами, в этих краях называют все одинокие холмы, а Саур или Савур - это мифический казак-герой, победитель татар, которого считают своим и донцы, и запорожцы: в казачьих легендах и песнях Саур-Могила неизменно была ориентиром родины.

В 1943-м в жесточайших боях за прорыв немецкого Миус-фронта под ней полегли десятки тысяч бойцов, и её взятие стало символом освобождения Донбасса, годовщины которого праздновались позже на ней. Жестокие бои за Саур-Могилу развернулись и в 2014-м, став переломом в Донбасской войне, когда наступавшая украинская армия угодила в Южный котёл.

В честь прошлой войны на Саур-Могиле построили мемориал, а нынешней войной он был разрушен, став грандиозным памятникам обеим войнам, едва ли не единственной официальной достопримечательностью ДНР.

Она действительно больше похожа на грандиозный (278 над уровнем моря) оплывший курган, чем на естественный холм, а на её вершине - руины мемориала.

Вот как он выглядел до нынешней войны (это с плаката в Снежном) - 36-метровый обелиск построили в 1967 году, и он был главным в этих краях местом празднования Дня Победы и Дня Освобождения Донбасса.

Саур-Могила была ключевым звеном Миус-Фронта - мощнейшего укрепрайона, который немцы выстроили на восточных границах захваченной УССР, где остались крупнейшие советские заводы и вожделенный чернозём. Пробивали его долго и упорно, от Ростова до Таганрога шли полгода, и даже странно, что бои за Миус-фронт известны меньше, чем например форсирование Днепра - вместе с раненными и пленными Красная Армия потеряла на Миус-фронте до 800 тысяч человек, и только на одной Саур-Могиле - 28 тысяч.

Красноармейцы заняли её мощным ударом в июле 1943 года, так что немцам под угрозой краха фронта пришлось перебрасывать туда части с Курской дуги, что в конечном счёте и решило её исход: немцы под командованием Манштейна выбили наших с Саур-Могилы и отразили ещё несколько атак, но прорывы на других участках фронта стали грозить Донбасским котлом, как минимум достойным Сталинграда, поэтому фашисты отступили. Утром 31 августа 1943 года над Саур-Могилой был поднят красный флаг, а 8 сентября освободителей уже встречали в Донецке (тогдашнем Сталино). Но вглядитесь - пилон у подножья с каменными цветами весь покрыт эпитафией:

На площадке - военная техника. На машине, припарковавшейся среди орудий и танков, был номер Северной Осетии, а с другой стороны вскоре подъехала машина с номерами Южной Осетии, и водители горячо приветствовали друг друга.

Но прежде, чем идти наверх, мы свернули в рощу у подножья. Там оказалось кладбище ополченцев, и среди пары десятков надмогильных табличек мне запомнились две. А ряд безымянных могил под старыми касками я сперва принял за захоронения тех самых мифических "псковских десантников", но судя по символике это неопознанные останки красноармейцев, найденные в перепаханной взрывами земле и при разминировании.

...Как и в 1943-м, в 2014-м штурмовали да обороняли гору обе стороны. Украинская армия тогда планомерно наступала вдоль границы, понемногу беря ЛДНР в тиски, и в это же самое время, взяв Славянск, неумолимо приближались с севера к Донецку. Уже тогда в украинской прессе трубили на весь мир, что идёт война с Россией, под Торезом рухнул "Боинг", Европа раскачалась на введение санкций... но было ли это правдой на тот момент, и главное верили ли в это сами украинские политики?

Ведь если ЛДНР были не "под контролем повстанцев", а "оккупированы Россией", выходило, что вдоль потерянной границы росло то, что на военном сленге называют "оперативная кишка" - тонкая полоска, которую легко перерубить, образовав "котёл", и Саур-Могила была "крышкой" этого котла, позволявшей простреливать "кишку" до российской границы. Большую часть лета 2014 года на ней крепко сидели ополченцы, наконец сброшенные оттуда 9 августа - но к этому моменту Южный котёл уже "сварился", украинские части были разбиты, иные спасались от ополченцев на территории России (где им оказывали медпомощь и отсылали домой), а армия Новороссии после этого стала намного сильнее, разом захватив десятки танков и орудий.

После нескольких штурмов к 26 августу Саур-Могила была отбита армией Новороссии, а впереди был Иловайский котёл и общая "точка невозврата" - я помню, как в те самые дни крымские пляжи были ещё полны отдыхающими с Украины... Специально или случайно кладбище разбито за памятным знаком дружбы России и Украины. Вот такая вот дружба:

А над кладбищем заливались соловьи... Пойдём на вершину мимо каскада пилонов - первый посвящён пехотинцам:

Второй - танкистам, и он тут какой-то самый зрелищный:

Каменные красноармейцы, изрешечённые пулями новой войны:

Они как бы защищали эту высоту вместе с живыми, причём ведь своими "союзниками" их почитают с обеих сторон, и обе стороны по ним здесь стреляли:

Между танкистским и артиллеристским пилонами - Выжившее дерево. Это целый жанр, такое есть и в Волгограде, и на Малаховом Кургане в Севастополе, хотя тот факт, что выживает на высотах стабильно одно дерево - настораживает. Как бы то ни было, в отличие от тех двух это дерево мёртвое, уж не знаю от чего - плохой экологии, обилия ленточек или повторной войны.

Осколки:

Чем выше - тем сильнее разрушены памятники:

Самый верхний пилон лётчиков - практически до неузнаваемости:

Даже урны все в дырках от пуль:

А мы уже на вершине:

И хотя главный обелиск Саур-Могилы рухнул от ДНРовского залпа, он в тот момент уже был обглодан, поэтому сказать, что разрушили мемориал те или эти - нельзя. В таких случаях обычно и говорят - "разрушенный войной":

Ещё несколько могил и деревянная звонница - единственные новые объекты на Саурке:

Здесь похоронены погибшие "Медведевцы" - небольшая группа батальон "Восток" под командованием дончанина-"афганца" Олега Гришина с позывным Медведь. 28 июля 2014 года ВСУ сообщали, что взяли Саур-Могилу, а ВСН это опровергали. На самом деле правы были обе стороны: была мощная атака украинской армии, часть ополченцев покинули гору, а Медведь и оставшиеся с ним люди вызвали огонь на себя, и в тот же день перепаханная "Градами" вершина вновь была отбита. Табличка "неизвестный солдат" впечатляет - кого-то, значит, было невозможно опознать...

Идём на выжженную солнцем вершину, вдоль упавшего обелиска к его основанию:

С другой стороны - одинокий сапог бронзового солдата:

Вокруг мемориала обломки не старых мемориальных пушек, а зениток, и в отличие от всей прочей битой техники, их никуда не вывозят:

Помимо нас да тех осетин на Саур-Могиле был ещё и наряд МЧС и съёмочная группа - то ли учения, то ли образцово-показательные работы в заведомо безопасном месте, где найтись могли бы разве что осколки. Звук десятка металлоискателей разом завораживал...

А значение Саур-Могилы легко понять, просто на неё взойдя. Говорят, в ясную погоду отсюда видно даже Азовское море в 90 километрах южнее, то есть намётанным глазом можно различить даже Донецк и Таганрог. В любую погоду видно Снежное с небольшой белой церковкой и гигантским терриконом Десятой шахты:

И чуть левее Торез, весь в терриконах и копрах:

 В 2022 году произошла реконструкция мемореального комплекса. Восстановили память о наших защитниках, восстановили памятные места исторического масштаба

 

Послушай ветры над Саур-Могилой,
коснись рукой пахучих диких трав,
здесь мужество с боями проходило,
легендою для всех навеки став.
Когда земля дрожала под ногами,
когда металл от взрывов уставал,
солдаты шли в бушующее пламя,
туда, где не выдерживал металл.
Земля считать не успевала раны,
увидела тогда Миус-река,
как огненные брызгали фонтаны,
и падали на землю облака.
Солдаты шли, степь кровью окропляли,
горячей кровью каждую версту ...
Но отстояли! Выдержали! Взяли
немыслимой отвагой высоту!
Послушай ветры над Саур-Могилой
и ты поймёшь, кто эту землю спас,
чьё мужество в боях освободило
врагу не покорившийся Донбасс.
Вознёсся в небо памятник бессмертья
героям, павшим доблестно в боях,
которым жить не годы, а столетья,
и вечно в благодарных жить сердцах.


 

Скачано с www.znanio.ru

Сценарий проведения мероприятия “

Сценарий проведения мероприятия “

Большинство из них героически погибло

Большинство из них героически погибло

В трехъярусном некрополе, композиционно связанном с мону­ментом, захоронены останки 850 человек, на установленных здесь мемориальных плитах — имена 216

В трехъярусном некрополе, композиционно связанном с мону­ментом, захоронены останки 850 человек, на установленных здесь мемориальных плитах — имена 216

Убьет знаменосца осколком, Но стяг подымает другой

Убьет знаменосца осколком, Но стяг подымает другой

Патроны последние вышли. А самый последний — себе

Патроны последние вышли. А самый последний — себе

Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов од­носельчан он нашел своего изра­ненного сына

Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов од­носельчан он нашел своего изра­ненного сына

Защитники Сталинграда хорошо понимали значение кургана и об­разно называли его главной высо­той

Защитники Сталинграда хорошо понимали значение кургана и об­разно называли его главной высо­той

Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период

Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период

Фрагменты в верхней части стены рассказывают о работе в тылу женщин, стариков, подростков, отдавших все ради по­беды

Фрагменты в верхней части стены рассказывают о работе в тылу женщин, стариков, подростков, отдавших все ради по­беды

Спиральный пандус выводит из зала

Спиральный пандус выводит из зала

Рядом — изрешеченный тысячами пуль и снарядов не­мой свидетель великого под­вига - остов железнодорожного вагона, став­ший памятником

Рядом — изрешеченный тысячами пуль и снарядов не­мой свидетель великого под­вига - остов железнодорожного вагона, став­ший памятником

Малая Земля соединилась с Большой

Малая Земля соединилась с Большой

Это были первые из 2,5 миллионов жертв «циклона-Б»

Это были первые из 2,5 миллионов жертв «циклона-Б»

Дети подчинялись той же дисциплине, что и взрослые

Дети подчинялись той же дисциплине, что и взрослые

ЧТЕЦ: Светлая память, Остановись у обелиска,

ЧТЕЦ: Светлая память, Остановись у обелиска,

Звучит аудиозапись песни «Хотят ли русские войны» (муз

Звучит аудиозапись песни «Хотят ли русские войны» (муз

Манштейна выбили наших с Саур-Могилы и отразили ещё несколько атак, но прорывы на других участках фронта стали грозить

Манштейна выбили наших с Саур-Могилы и отразили ещё несколько атак, но прорывы на других участках фронта стали грозить

России (где им оказывали медпомощь и отсылали домой), а армия

России (где им оказывали медпомощь и отсылали домой), а армия

Ещё несколько могил и деревянная звонница - единственные новые объекты на

Ещё несколько могил и деревянная звонница - единственные новые объекты на

Послушай ветры над Саур-Могилой, коснись рукой пахучих диких трав, здесь мужество с боями проходило, легендою для всех навеки став

Послушай ветры над Саур-Могилой, коснись рукой пахучих диких трав, здесь мужество с боями проходило, легендою для всех навеки став
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2024