При содействии:
Томской областной детско-юношеской библиотеки,
Молодежный парламент Томской области при Государственной
Думе Томской области,
ТРОО «Добровольное общество любителей книги», ТРОО «Томский исследовательский центр по правам человека. При участии: Партия Единая Россия.
«Права и обязанности человека в обществе». О.Н.Копылова, учитель высшей квалификационной категории
Цель: познакомить воспитанников с основными правами человека на основе Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
Образовательная: способствовать
формированию правовых знаний гражданина РФ. Коррекционноразвивающая: закреплять
умение слушать друг друга, оценивать ответы товарищей, развивать навыки
диалога, дискуссии. Воспитательная: прививать уважение к
закону и праву РФ.
Ход урока:
Введение в тему урока (беседа и практическая работа)
Выступление представителей партии Единая Россия.
В свободном обществе у человека много различных прав. Чем больше прав у каждого человека, тем свободнее он себя чувствует. Права каждого человека защищены законом. Мы уже говорили, ребята, о том, что живем в правовом обществе, т.е. в таком обществе, где жизнь человека в отдельности и всего общества в целом подчинены законам. В нашей стране самым главным законом является Конституция РФ. Глава 2 Конституции носит название «Права и свободы человека и гражданина».
Прежде чем знакомиться с правами человека, указанными в нашей Конституции, я бы хотела, чтобы вы выполнили следующую работу. Подумайте и напишите 6 прав, которыми должен обладать каждый человек в свободном обществе.
Школьникам раздаются карточки, куда они должны вписать свои права.
Изучение новой темы
Школьники читают стихотворение:
Права даны для нас такие: любить
друзей, страну любить, Учиться, уважать людей. Быть для Отечества опорой.
И мы стараемся учиться, природу нашу охранять.
Цветы садить, для птиц
кормушки делать, язык зверей
В округе понимать.Мы любим
всех детей,
На солнечной планете и кожи цвет, религия нам
Вовсе не помеха. Мы не хотим, чтоб умирали дети,
Чтобы они болели лишь от смеха.
- Мы не даром начали с этого стиха, в нем заложены именно те права и обязанности которые должен знать, выполнять каждый житель нашей Родины.
- Что же такое право?
Право
— это система
установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение
которых обеспечивается силой государственного принуждения. Нормы права
необходимо исполнять всем. Перед правом равны все без исключения. Здесь ни у
кого не должно быть никаких преимуществ. -
Конституция как основной закон государства берет под защиту важнейшие, или
конституционные права и свободы.
- Все права человека можно разделить на
личные гражданские, политические, социальноэкономические.
(вывешивается таблица с названием только групп прав, объяснение по таблице,
приводятся примеры)
Школьникам предлагаются карточки-картинки, на которых показаны отдельные права; им надо определить к какому из разделов таблицы соответствует данная карточка, задание выполняется группой с общими обсуждениями.
Закрепление изученного материала (творческая работа)
- Предлагаю нам отправиться в сказочное путешествие, давайте рассмотрим иллюстрации к сказкам.
-Скажите, какие права героев сказок нарушены.
- Вы писали в начале урока карточки – 6 прав, давайте сейчас обоснуем ваши
ответы (каждый по очереди зачитывает, обсуждение правильности)
Итог и домашнее задание
- Сегодня мы только начали с вами разговор о правах человека в общем.
На последующих уроках мы будем говорить более подробно о личных правах гражданина, о социально-экономических, политических правах и т.д.
- Предлагаю вам дома выполнить такую творческую работу.
- Задание: вспомнить и найди героев сказок чьи и какие права они нарушали, можно найти готовые рисунки или нарисовать и подписать.
Правовые акты
Конституция Российской Федерации
(Извлечения)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 22
1.Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Приложения.
|
|
|
|
|
|
|
|
125
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.