Частное
профессиональное образовательное учреждение
Тюменского областного союза потребительских обществ
«Тюменский колледж экономики, управления и права»
(ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»)
40.02.03 Право и судебное администрирование.
Конкурс буклетов (брошюр)
«Правовая и инклюзивная культура в специальности»
Тюмень 2025
Основной целью занятия является формирование у обучающихся компетентного представления о выбранной профессии, о ее роли, месте и социальной значимости в обществе. Расширение и углубление знаний в будущей профессии и профессиональной деятельности, происходит через формирование таких понятий как: "инклюзия", "инклюзивная культура", "принципы инклюзивной культуры", "ОВЗ", "эмпатия", так как обучающиеся специальности "право и организация социального обеспечения" и «право и судебное администрирование» в своей профессии будут взаимодействовать с самыми не защищенными слоями населения: пенсионеры, люди с ОВЗ, дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию
Для достижения основной цели занятия, используются следующие задачи: 1. ознакомить обучающихся с концепцией и принципами инклюзивной культуры, так же с основными понятиями данной темы; 2. познакомить с нормативно-правовой базой инклюзивной культуры; 3. сформировать у обучающихся чувство уважения, толерантности и эмпатии к людям, независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей.
Для этого, преподаватель в начале классного часа с помощью презентации и лекции знакомит обучающихся с основной терминологией темы: "Инклюзивная культура в специальности право и организация социального обеспечения", далее предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшую брошюру тема «Правовая и инклюзивная культура в специальности»
В соответствии с типом занятия применимы следующие этапы занятия:
- Организационный этап - приветствие обучающихся (3 минут).
- Теоретическая часть классного часа - слово преподавателя (20-25 минут) объяснение концепция брошюры.
- Практическая часть классного часа - обучающиеся организовываются в пары, каждая пара самостоятельно – оформляет брошюру буклет с картинками, цитатами в контексте заданной темы. Тема: «Правовая и инклюзивная культура в специальности»
- Подведение итогов круглых столов, обсуждение фото на память (5 мин) вручение грамот и ценных подарков
План занятия
Дата: Группы:
Цель: Сформировать у студентов представление о месте и роли инклюзивной и правовой культуры в своей специальности право и организация социального обеспечения и право и судебное администрирование.
Задачи:
Образовательная: Углубить знания в области ПСО, ПСА, сформировать более глубокие знания о понятиях "инклюзивная культура", "принципы инклюзивной культуры", "ОВЗ", "эмпатия" "нормативно-правовые акты инклюзивной культуры", месте и роли данных понятий в работе юриста. Так же обще правовая культура в суде, дресскод и т.д. Развить навыки письменной и устной речи монологической и диалогической, выделение главного в форме простого и сложного плана, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. д.
Развивающая: Развивать ораторское искусство, мышление, анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы.
Воспитательная: Сформировать у обучающихся нравственные и эстетические представления о "инклюзивной культуре" в системе "право и организация социального обеспечения", «правовая культура в специальности право и судебное администрирование, систему взглядов на правовую действительность, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Оборудование: Классная доска, презентация, ПК с проектором, справочно-правовые системы "КонсультантПлюс".
Тип учебного занятия: внеаудиторное мероприятие
Вид: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
Формируемые знания: Толкование НПА и основных понятий по теме.
Формируемые умения: Создание творческого продукта по теме.
Ход мероприятия:
Деятельность преподавателя: Классный час начинается с объяснения из чего должна состоять брошюра (буклет) по заданной тематике, дается основная терминология и объясняется на примерах как должен выглядеть буклет.
Слово преподавателя объяснение основной терминологии:
Инклюзивная культура – ученые
по-разному трактуют понятие «инклюзивная культура». Это: 1) особая философия,
согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность
приняты и разделены между всеми участниками данного процесса; 2) часть общей
школьной культуры, направленной на обеспечение поддержки ценностей инклюзии,
высокий уровень которой способствует повышению эффективности процесса инклюзии
в целом; 3) уникальный микроклимат доверия, способствующий развитию
взаимозависимых отношений семьи и школы, позволяющих избежать конфликтных
ситуаций и нанести потенциальный вред каждому участнику процесса; 4) особая
инклюзивная атмосфера, в которой внедряемые модификации адаптированы к
потребностям определенной школы и органично вплетены в ее общую структуру, а
также педагогам предоставлена возможность получения разнообразной поддержки,
как со стороны администрации, так и со стороны других педагогов, позволяет
снизить риск возникновения многих противоречий; 5) фундаментальная основа для
создания культуры инклюзивного общества, в котором многообразие потребностей
приветствуется, поддерживается, аккумулируется обществом, обеспечивая
возможность достижения высоких результатов в соответствии с целями инклюзивного
образования и обеспечивая сохранность, принятие, сотрудничество и
стимулирование непрерывного совершенствования педагогического сообщества и
общества в целом. Перечисленные определения позволяют рассматривать
инклюзивную культуру, как в широком, так и в узком смысле.
Инклюзия - (от
inclusion - включение) - процесс реального включения людей с инвалидностью в
активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и
применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно
участвовать в общественной жизни своей страны. ОВЗ – ограниченные
возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в
физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые,
слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного
аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды. Эмпатия
- осознанное сопереживание текущему эмоциональному
состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого
переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с
развитой способностью к эмпатии. Негативные установки
здоровых учащихся, отказ от контактов с «особым» одноклассником в ряде случаев
объясняются дефицитом знаний об особенностях людей, имеющих те или иные
недостатки в развитии, и отсутствием опыта общения с ними. Следовательно,
педагогическая работа одновременно должна быть направлена на большую
информированность относительно бытия людей с теми или иными формами патологии и
на нравственное развитие обучающихся в соответствии с принципами гуманизма и
равноправия.
2. Рекомендации студентам при составлении памятки: 1) Какие фразы и слова не должны употреблять в отношении лис ОВЗ, так как могут обидеть затруднить взаимопонимание с лицом ОВЗ (т.е словосочетания подсказки которые можно использовать специалисту в своей работе), 2) Учитывать психологию делового общения, а так же использовать психологические приемы и особенности в общении с данной категорией лиц. 3) Ситуации-рассказы, которые повествуют о правильном/или не правильном обращении с лицами ОВЗ с картинками. 4) Перечень часто встречающихся назологий лиц ОВЗ (общая характеристика и особенности взаимодействия с ними).
Пример 1. Памятка-рекомендация: 1)Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. 2) Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку правую или левую, что вполне допустимо. 3) Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя. 4) Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 5) Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске то же самое, что опираться или повиснуть на её обладателе. И это тоже раздражает. Инвалидная коляска это часть неприкасаемого пространства человека, который её использует. 6) Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что Вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам понять его. 7) Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне, тогда Вам будет легче разговаривать. 8) Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите чётко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
Пример 1. Памятка-рекомендация:
Таблица 1
ИСПОЛЬЗУЙТЕ СЛОВА |
ИЗБЕГАЙТЕ СЛОВ (Создают стереотипы) |
Человек с инвалидностью |
Больной, искалеченный, покалеченный, неполноценный, калека, с дефектом здоровья.с недостатками здоровья |
Человек использующий инвалидную коляску, человек на коляске, человек с парализованными ногами. |
Прикованный к инвалидной коляске, паралитик, парализованный. |
Инвалид с детства |
Врожденный дефект/увечье/несчастье |
Человек с особенностями психического развития, человек с особенностями душевного или эмоционального развития |
Псих, сумасшедший, люди с пси-хиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным или эмоциональным расстройством |
Неслышащий / глухой слабослышащий человек, с инвалидностью по слуху, пользующийся жестовой речью |
Глухой как пень, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остатками слуха, глухонемой. |
Пример 2. Памятка-рекомендация
Таблица 2
Использовать слова и понятия, не создающие стереотипы: |
Избегать слов и понятий, создающих стереотипы: |
Человек с инвалидностью; Ребенок, имеющий инвалидность |
Инвалид, дефективный, Больной, неполноценный |
Обычный человек, человек без инвалидности (в отношении неинвалида) |
Нормальный, здоровый (при сравнении с инвалидом) |
Человек, использующий кресло-коляску для передвижения, человек на кресле-коляске |
Прикованный к инвалидной коляске |
Врождённая инвалидность, инвалидность с детства |
Врождённый дефект, несчастье |
Имеет ДЦП (детский церебральный паралич) |
Страдает ДЦП |
Человек, имеющий задержку в развитии, ребёнок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребёнок |
Отсталый, умственно неполноценный, слабоумный |
Человек с синдромом Дауна, дети с синдромом Дауна |
Даун, даунята, больные синдромом Дауна |
Человек с эпилепсией, подверженный пилептическим припадкам |
Эпилептик, припадочный |
Люди с ментальной инвалидностью, с ментальными особенностями здоровья, имеющие психическое расстройство |
Сумасшедший, псих, душевнобольной |
Человек с нарушением зрения, слуха; имеющий инвалидность по зрению, слуху |
Слепой, незрячий, глухой, с недостатками зрения, слуха |
Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной / здоровый», «нормальный / ненормальный», «умственно отсталый», «обычный / неполноценный», «даун», «калека» и т.п.
Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений. Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.
3. Подведение итогов конкурса выдаются дипломы и ценные подарки победителям, фото на память
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.