МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»
Региональный педагогический конкурс методических профориентационных материалов
«Шаги к будущей профессии»
Номинация: «Методическая разработка профориентационного мероприятия профессионального ориентирования (ориентирование в профессии) (для обучающихся ППОО)»
Название работы: «Настольная образовательная игра «Законный труд»
Авторы:
Югатова Татьяна Владимировна
Кузнецова Екатерина Валерьевна
Шахты - 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
|
1 Основная часть |
|
2 Правила игры |
|
3 Заключение |
|
4 Список используемых источников |
|
Введение
В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. В связи с этим, профориентационная работа стала неотъемлемой частью работы, как профессионального образовательного учреждения, так и дополнительного образования. Очевидно, что проблема профессионального самоопределения настолько сложна, что удовлетворительное ее решение крайне затруднительно для подавляющего большинства людей. Поэтому процесс профессионального самоопределения требует разностороннего информационного и организационного обеспечения.
К моменту завершения основного/среднего общего образования молодые люди должны подойти психологически готовыми к вступлению во взрослую жизнь, что предполагает наличие способностей и потребностей, которые позволят наиболее полно реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Эти качества, будучи сформированными, образуют психологическую базу для личностного и профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение представляет собой процесс нахождения смысла, ценности самостоятельно выбранной профессии.
Очевидно, что проблема профессионального самоопределения настолько сложна, что удовлетворительное ее решение крайне затруднительно для подавляющего большинства людей. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует разностороннего информационного и организационного обеспечения.
Сформированность профессионального самоопределения является основным критерием эффективности работы по профориентации, которая реализуется посредством различных мероприятий соответствующей направленности. И если формы этих мероприятий давно известны и могут использоваться в «готовом» виде, то наполнение их конкретным материалом, разработка их содержательной части в большинстве случаев – творческий труд самих педагогов или психологов.
Цель игры-конкурса: пополнение, закрепление, уточнение и обобщение имеющихся знаний обучающихся о профессии, изучить общий порядок заключения договора, а также нормы трудового законодательства, которое распространяется на стороны в связи с заключением трудового договора.
Задачи:
1. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
2. Ввести в курс специальности «Юриспруденция»
2. Познакомить обучающихся с правилами приема на работу
3. Воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать и помогать другому человеку.
Профориентационная работа обладает богатым арсеналом методов, способствующих формированию профессионального самоопределения детей, подростков и молодежи. Конкурсно-игровая программа «Законный труд» является мероприятием, относящимся к числу профориентационных. Она позволяет познакомить учащихся школ с разнообразным и многогранным миром профессий (Юрист). В игровой форме можно выявить знания подростков о профессиях, расширить их кругозор, словарный запас, формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Основными методами профориентационного конкурса являются игровая деятельность, диалогическое общение, наглядность и образность используемых материалов; эмоциональная насыщенность занятия, которая достигается благодаря использованию фрагментов из карточек. Обучающиеся школьного возраста гораздо лучше воспринимают информацию, которая подается в виде игры.
Игра включает в себя: игру, настольные карточные игровые методики, которые позволяют моделировать проблемы личностного и профессионального самоопределения в более простых формах.
Время проведения: 45- 60 минут.
Оборудование и материалы:
- Мультимедийная аппаратура - компьютер, видеопроектор, экран;
- Макет игры «Законный труд»;
- дидактические материалы к игре: карточки, фишки, инструкция.
1. Основная часть
С заключением трудового договора стороны, вступая в новые правовые отношения, становятся участниками трудовых отношений.
Общеизвестно, что трудовой договор является юридическим фактом возникновения трудовых отношений между работодателем и работником, поэтому права и обязанности как работодателя, так и работника вытекают из заключения трудового договора.
Принимая во внимание важность трудового договора для установления трудовых отношений и обеспечения прав и интересов как работодателей, так и работников, можно утверждать, что действующее трудовое законодательство четко устанавливает порядок и условия заключения трудового договора.
Цель каждого игрока успешно пройти испытательный срок и продолжить трудовые отношения с работодателем.
На пути к цели вам предстоит преодолевать различные испытания: разбираться с новыми задачами, исправлять ошибки, справляться с критикой и доказывать свою ценность как сотрудника.
Только тот, кто проявит терпение, настойчивость и свои юридические умения сможет добиться успеха и получить долгожданное место в компании.
Настольная игра включает в себя:
1. Игровое поле
2. Фишки
3. Кубики
4. Карточки с резюме, опытом работы.
5. Карточки с заданиями
2. ПРАВИЛА ИГРЫ
Подготовка к игре
- Перед началом необходимо перемешать и разложить на игровом поле игровые карточки;
- Все карточки кладутся рубашкой вверх;
- Каждый игрок выбирает свой цвет фишки/ карточки на игровом поле;
- Маркер учета времени ставится на поле.
Каждый игрок выбирает:
1. Резюме – определяет начальные характеристики.
2. Опыт работы – добавляет дополнительные преимущества.
3. Должность – за какую позицию предстоит бороться.
Выбранные карточки выкладываются перед игроком.
Бонусы резюме
В нижней части карточки указано, какие преимущества можно получать в начале игры:
1. Увеличение рейтинга;
2. Дополнительная карточка;
3. «Супер-вопрос»;
4. Или все сразу.
Ход игры
Все игроки выбрали свои карточки и выставили начальные значения рейтинга, определяется, кто ходит первым. Для этого каждый бросает кубик- начинает тот, у кого выпало наибольшее число. Дальнейшие ходы идут по часовой стрелке.
Каждый ход состоит из трех этапов:
Шаг 1.
Передвижение маркера времени – сдвиг на одну ячейку.
Шаг 2.
Бросок кубика и определение ситуации.
Виды ситуаций:
Во время второго шага игрок бросает кубик и смотрит, какое число ему выпало. Затем он сверяет результат с таблицей на игровом поле. Каждое значение от 1 до 6 соответствует определенной ситуации.
Точные значения и их последствия указаны на игровом поле. Игрок выполняет действие, соответствующее его броску, и переходит к следующему шагу.
Шаг 3.
Выбор улучшения: игрок получает выбор между улучшениями.
После этого ход передается следующему игроку.
Что означают карточки?
Вопрос.
Карточки
вопросов в игре призваны продемонстрировать важность трудовых знаний. Успешный
ответ поможет завладеть преимуществом
или избежать неприятностей
Производственный случай.
Порой случаются события, независимые от воли человека. Такие события способны радикально повлиять на исход его дальнейшего трудоустройства и могут касаться любого игрока
Карточки «Супер-вопрос».
Когда игрок получает карточку супер-вопроса, он может задать его любому игроку.
- Если оппонент отвечает правильно, игрок теряет 1 очко рейтинга, а он получает 2 очка.
- Если ответ неверный, игрок получает 2 очка рейтинга, а оппонент теряет 1 очко.
Карточку супер-вопроса получает тот, кто увеличивает свой рейтинг.
Примечание: Если несколько победителей с одинаковым рейтингом, считается тот, кому принадлежит ход или ближайший к ходу следующий участник
Окончание игры: Игра завершается подсчётом очков и объявлением победителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профориентация
- это система методов подготовки абитуриентов к
самостоятельному и осознанному выбору профессии.
Опыт профориентационной работы говорит о том, что чаще всего подростки не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, так как в этом возрасте их профессиональные планы далеки от реалистичности. Кроме того, часто на их мнение влияют родители, друзья, непонимание особенностей той или иной профессии.
Поэтому,
перед учебными заведениями среднего профессионального
образования стоит сложная задача - формирование интереса к своим специальностям
и содействие профессиональному самоопределению абитуриентов.
Профориентация для колледжа - это попытка повлиять на абитуриента при
выборе учебного заведения.
Одним из способов повышения качества образовательного процесса в ГБПОУ РО ШРКТЭ является планомерная, систематическая профориентационная работа всего коллектива.
При этом, преподаватели применяют разнообразные методы и формы ее проведения, а также осуществляют поиск новых.
Настольная
образовательная игра «Законный труд» - один из
новых методов работы с абитуриентами. Такая форма сотрудничества позволяет
установить более тесный контакт с общеобразовательными организациями и абитуриентами,
так как подразумевает неоднократную встречу в течение учебного года. В рамках игры
преподаватели доступно, интерактивно и информативно ориентируют подростков о
специальности «Юриспруденция», дисциплине «Трудовое право» и правилах приема на
работу.
Данный вид профориентационного мероприятия не отменяет, а наоборот дополняет традиционно используемые формы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)/ СПС «КонсультантПлюс»
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025)/ СПС «КонсультантПлюс»
3. Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
4. Основы профориентологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
5. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
6. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.