Актуальность часа общения по теме «Жизненные ценности» обусловлена вызовами современного общества. В современном обществе с трудом можно выделить главное. Так в погоне за высоким социальным статусом человек жертвует основополагающими благами. В методической разработке приведены методы, позволяющие оказать влияние на ценностные ориентации молодого поколения. К таким методам можно отнести применение эффективного дидактического метода для раскрытия понятия жизненных ценностей. Использование научных теорий, применяемых на практике. Примеры, основанные на жизненном опыте и личностной оценки самих обучающихся, многих поколений, выдающихся людей. А также чувственное восприятие обучающихся природных закономерностей и воздействие художественно-эстетических приемов из классической литературы будут способствовать принятию адекватных решений обучающимися.
ГАПОУ ЧО «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тематического классного часа
ВСЁ НА СВЕТЕ ПРОДАЁТСЯ?
(ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ)
Магнитогорск, 2019Составитель: Ларкина Е.В., преподаватель высшей категории ГАПОУ ЧО «Политехнический
колледж»ВСЁ НА СВЕТЕ ПРОДАЁТСЯ?
(ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ)
Тип мероприятия: тренинговое занятие
Цель: Развитие понятия – «Жизненные ценности» человека.
Задачи:
1.
2.
3.
Привитие навыков самоанализа;
Развитие толерантности и коммуникативной культуры;
Формирование собственных жизненных ценностей.
Время проведения: 45 минут.
Подготовка к проведению мероприятия:
1) Подбор материала по теме.
2) Составление плана мероприятия.
Ход занятия:
I. Введение в обсуждаемую тему
Всё на свете продаётся?
Но возможно ли продать
глубь иссохшего колодца,
или неба благодать,
или след летящей птицы,
или шорохи травы,
или пляску огневицы
на границе синевы…
Если даже и возможно,
если совесть ни при чём,
нужно очень осторожно
приценяться – что почём,
дабы не продешевили
то, чего нельзя купить,
дабы те, что нас любили,
не стыдились нас любить.
аи
ии
ии
Лар са Никол евна Вас льева
(23.11.1935 — 27.02.2018)
— советская и российская поэтесса
Автор более двадцати поэтических
сборников. Основательница музея
«История танка Т34».
Работа в группах по 5 человек.
В каждой группе выбирается капитан, который принимает решение после обсуждения
вариантов решения задания.
Задание 1: Из предложенных ценностей выберите 5 наиболее значимых для вашей
группы. Выпишите избранные ценности по убыванию значимости.
Жизненные ценности:
крутой автомобиль;
быть уважаемым человеком;
уютный дом;
приобретение разнообразных впечатлений (общение с интересными людьми,
путешествия и т.д.); своя квартира;
стабильность в жизни;
везение, удача;
хорошая карьера;
крепкое здоровье;
быть комуто нужным;
много друзей;
интересная работа;
богатство;
высокооплачиваемая работа;
взаимопонимание в семье;
быть хорошим профессионалом
встретить настоящую любовь;
обладать возможностью построить дом, посадить дерево, воспитать сына;
создать крепкую семью;
сдать хорошо экзамены;
хорошее образование;
сдать на право управлением автомобиля;
обладать богатым духовным миром, быть интересным разносторонним
человеком;
обладать современными гаджетами (смартфон и т.д.)
быть красивым;
участвовать в управлении (на производстве, в обществе);
быть популярным, знаменитым;
открыть свой успешный бизнес;
быть свободным и независимым;
заниматься благотворительностью.
После выполнения задания представители групп озвучивают в порядке убывания
ценности, желаемые достижения, выбранные группой.
Осмысление результата
Выбирая привлекательный результат, вы руководствовались своей жизненной системой
ценностей, модными тенденциями, мнением товарищей. Настойчивость при обсуждении
значимых достижений в жизни был основан на приоритетах ценностей. Так, что же собою
представляет жизненная система ценностей.
II. Теория иерархия потребностей человека
Все стремления человека основаны на его потребностях.
Согласно идее американского психолога Абрахама Маслоу все потребности человека
можно расположить в определенном порядке: от примитивных до наивысших.Базовый уровень образуют физиологические потребности, необходимые для
существования живого организма: дыхание, пища, сон. Затем следуют потребности в
безопасности и стабильности. На следующем уровне находятся социальные потребности – это
ощущение полезности и значимости в социальной среде (любовь и принадлежность). В след за
ними располагаются потребности в признании и самоуважении, влияющие на самооценку,
уверенность в себе и своих силах. Наивысший уровень составляют духовные потребности,
которые выражаются в стремлении изучать окружающий мир, реализации творческого
потенциала.
Данная теория широко применяется в теории менеджмента.
По мнению автора, данное деление не является строго фиксированным и зависит от
личности человека.
Причем для достижения потребности следующего уровня требуется хотя бы частичное
удовлетворение потребности предыдущего уровня.
Однако бывают случаи, когда без удовлетворения потребностей первых уровней человек
переходит к реализации высшей. По мнению Маслоу, такое смещение приоритетов
обусловлено неблагоприятными внешними условиями и нарушает гармоничное развитие,
является стрессом.
Вывод: Для гармоничного развития человек должен осознавать свои потребности и
добиваться их удовлетворение адекватными способами.
Задание 2: Соотнесите выбранные группой ценности по уровням потребностей Маслоу.
Вывод: Как правило, у современного человека желаемые ценности находятся на
наивысших уровнях иерархии потребностей. К сожалению, для достижения желаемого
человек жертвует базовыми ценностями, имеющимися у него. Имеют место случаи,
когда все средства (время, деньги, имущество, силы) человеком направляются на
приобретение современного гаджета (смартфон, машина) для демонстрации своей
успешности в социуме. Причем зачастую функционально неважная вещь быстро
устаревает, ломается, а человек остается без базовых благ, необходимых для
существования (нет денег на еду, одежду, нет жилья и т.д.)
III. Изучение потребностей человека на основе природных закономерностей
Сосуд жизни у каждого заполнен основой (кристаллами камней, почвой). Камни – это
наши родственники, друзья, знакомые. Почва – это наши ценностные убеждения. И насколько
устойчив наш сосуд и способствует развитию и цветению нашей жизни зависит от надежной
опоры камней и плодородности почвы.
Однако для пышного цветения и развития жизни необходимы и другие стихии помимо
земли. Так солнце (огонь) несет свет, тепло, энергию, страсть. Вода (влага) источник свежих
впечатлений, идей, мыслей. Воздух (ветер) – сила, вносящая перемены и формирующая
стойкость, гибкость и выносливость.Причем следует отметить, что все составляющие данной системы находятся в
постоянном движении. Количество и надежность опорных кристаллов со временем
изменяется. Плодородность почвы истощается в процессе развития жизни. Увеличиваясь в
размерах, росток жизни ближе устремляется к источнику света и тем самым увеличивается и
воздействие теплоты, страстей, а так же потребность в преобразовании энергии. С каждым
днем информационные потоки проливают на нас все больше и больше информации. Выбрать
среди неё живительную влагу – задача не из легких. А ещё нужно окрепнуть под воздействием
ветра перемен.
Вопрос? Как управлять жизненной системой ценностей?
Наши рассуждения можно сравнить с философской концепцией Платона об устройстве
мироздания. Согласно данной концепцией четыре правильных многогранника олицетворяли
четыре сущности, или стихии. «Тетраэдр символизировал Огонь, так как его вершина
стремится вверх; икосаэдр – Воду, так как самый «обтекаемый» многогранник; куб – Землю,
как самый «устойчивый» многогранник; октаэдр – Воздух, как самый «воздушный»
многогранник». Пятый многогранник, додекаэдр считался главной геометрической фигурой
мироздания и символизировал все мироздание. Античными математиками установлено, что
элементы додекаэдра (ребро, внешняя площадь, объем) соразмерны золотому сечению.
Вывод: Следовательно, для гармонического развития жизни требуется соразмерность в
образе жизни и поступках.
ВЫВОД: Каждому человеку в дар дается своя уникальная, постоянно изменяющаяся
жизненная система. Научиться мастерству управления данной системы – задача
каждого.
IV. Обращение к накопленному опыту человечества
Какими же аксиомами (принципами) руководствоваться для достижения гармонии в мире
человеку?
На этот вопрос можно найти ответы в древних книгах. А также в напутствующих мнениях
выдающихся людей
Десять христианских заповедей по Синодальному переводу Библии.Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. (соблюдай
1.
закон)
2.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле
внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой,
Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода,
ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим
заповеди Мои. (не делай себе кумира не поклоняйся идолам)
3.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без
наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (обращайся по важным проблемам –
концентрируйся на главном)
4.
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела
твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты,
ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в
жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день
седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. (помни об
отдыхе)
5.
Господь, Бог твой, дает тебе.
6.
Не убивай.
7.
Не прелюбодействуй.
8.
Не кради.
9.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни
рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (не завидуй, не будь
корыстен)
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую
Мусульманские заповеди
Поверь и уверуй! Поклоняйся лишь богу!
Соблюдай чистоту, аккуратность, опрятность!
Ешь лишь столько, сколько необходимо для поддержания жизненных сил! Говори
1)
2)
3)
благое или молчи!
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
От тебя должны слышать лишь добрые, хорошие, вежливые слова ничего иного.
Не пустословь и не любопытствуй бесцельно.
Век живи — век учись. Бери лучшее из того, что видишь, слышишь, и иди своим путем.
Делай приятное родителям и близким. Уважай и почитай их!
Заботься о своих детях, им нужно твое внимание и мудрое воспитание!
Не убей!
Не прелюбодействуй!
Не кради!
Не злословь!
Не завидуй!
Не участвуй в грехе и в разжигании вражды!
Помогай в благом.
Береги время!
Оценивай свои поступки с точки зрения морали
Ислам и его ценности должны стать тем, что вдохнет в тебя жизнь!
V. Мудрость от знаменитого человека:
Жизнь Матери Терезы считается величайшим событием XX века. Маленькая, хрупкая
монашка являлась символом милосердия. Мать Тереза заслуженно получила Нобелевскую
премию «За деятельность и помощь страждущему человеку».Заповедями матери Терезы гласят:
Жизнь — это…
Жизнь, это возможность — используйте её.
Жизнь, это красота — восхищайтесь ею.
Жизнь, это блаженство — вкусите его.
Жизнь, это мечта — осуществите её.
Жизнь, это вызов — примите его.
Жизнь, это долг — исполните его.
Жизнь, это игра — сыграйте в неё.
Жизнь, это богатство — дорожите им.
Жизнь, это любовь — наслаждайтесь ею.
Жизнь, это тайна — познайте её.
Жизнь, это шанс — воспользуйтесь им.
Жизнь, это горе — превозмогите его.
Жизнь, это борьба — выдержите её.
Жизнь, это приключение — решитесь на него.
Жизнь, это трагедия — преодолейте её.
Жизнь, это счастье — сотворите его.
Жизнь, слишком прекрасна — не губите её.
Жизнь, это жизнь — боритесь за неё
Эдуард Асадов русский советский поэт
(7.09.1923 — 21.04.2004)
В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком получил
тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль
с боеприпасами до артиллерийской батареи. Последовало продолжительное лечение в
госпиталях. Врачи спасли его жизнь, но не смогли сохранить зрение; и с того времени Асадов
был вынужден до конца жизни носить чёрную «полумаску» на лице.
Дорожите счастьем, дорожите! (1968)
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз...
Разве это будет тыщу раз!
На бульваре освещают вечер
Тополей пылающие свечи.
Радуйтесь, не портите ничем
Ни надежды, ни любви, ни встречи!Лупит гром из поднебесной пушки.
Дождик, дождь! На лужицах веснушки.
Крутит, пляшет, бьет по мостовой
Крупный дождь в орех величиной.
Если это чудо пропустить,
Как тогда уж и на свете жить?!
Все, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не возвратить!
Хворь и ссоры временно оставьте,
Вы их все для старости оставьте.
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас
Эта "прелесть" миновала вас.
Пусть бормочут скептики до смерти.
Вы им, желчным скептикам, не верьте
Радости ни дома, ни в пути
Злым глазам, хоть лопнуть, не найти!
А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость вам сама протянет руки,
Если сердце светлое у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!
VI. Заключение
Жизненная система ценностей нуждается в постоянной заботе.
Дайте совет: Как осуществить должный уход за развивающейся системой ценностей
человека?
Необходимы: крепкая семья, надежные друзья, постоянно развиваться как личность,
принимать решения на основе принципов морали.
Резюме по теме:
Омар Хайям персидский философ, математик, астроном и поэт
«О, если б каждый день иметь краюху хлеба,
Над головою кров и скромный угол, где бы
Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть!
Тогда благоволить за счастье можно б небо».