Важнейшим направлением в формировании базовой культуры личности учащегося в педагогическом процессе является осуществление нравственно-эстетического воспитания.
Чтобы изучить и усвоить основы нравственно-эстетического воспитания, необходимо владеть основными понятиями его теории: знать сущность основных понятий – мораль, нравственность, этика, эстетика, нравственно-эстетические категории.Каждый поступок человека, если он в той или иной мере влияет на других людей и не-безразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, нравственный или безнрав-ственный, красивый или безобразный и т.д. При этом человечество пользуется понятиями «мораль», «нравственность», «этика», «эстетика».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО
ЧАСА:
«Сущность и цели нравственноэстетического
воспитания. Компоненты нравственноэстетического
воспитания: доброта, порядочность, честность,
правдивость, справедливость, трудолюбие,
дисциплинированность, коллективизм и т.д.».
Группа 1116
Классный руководитель: Давыдова Э.В.
1Классный час на тему:
«Сущность и цели нравственноэстетического воспитания. Компоненты нравственно
эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость,
справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».
Важнейшим направлением в формировании базовой культуры личности учащегося в
педагогическом процессе является осуществление нравственноэстетического воспитания.
Чтобы изучить и усвоить основы нравственноэстетического воспитания, необходимо
владеть основными понятиями его теории: знать сущность основных понятий – мораль,
нравственность, этика, эстетика, нравственноэстетические категории.
Каждый поступок человека, если он в той или иной мере влияет на других людей и
небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается
как хороший или плохой, правильный или неправильный, нравственный или
безнравственный, красивый или безобразный и т.д. При этом человечество пользуется
понятиями «мораль», «нравственность», «этика», «эстетика».
Мораль – это форма общественного сознания, возникающая в системе конкретно
исторических общественных отношений, являющаяся их духовным
продуктом, суммой правил, требований, норм,
между людьми, их отношения к вещам, явлениям реального мира (Б.Т. Лихачев).
Мораль в прямом значении этого слова это обычай, нрав. Правило. Иногда в качестве
синонима к слову «мораль» используется понятие «этика» (буквально – привычка,
обыкновение, обычай). В другом значении этика трактуется как философская наука о
морали и нравственности. В зависимости от того, как усвоены человеком нормы морали,
этики, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с существующими
моральными нормами и принципами, можно судить о его нравственности (см. глоссарий).
Человек может знать нормы морали и не следовать им, нарушая их в своей жизни, нанося
вред другим людям. Тогда о нем судят как о моралисте и безнравственном человеке. Под
нравственностью можно понимать личностную характеристику человека, в которой
объединяются такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность,
правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и
т.д. Эти качества регулируют индивидуальное поведение людей в обществе.
В науке о морали и нравственности (этике) определены нравственные категории, то есть
понятия морали и нравственности, имеющие общий характер, побуждающие всех, всюду и
которые регулируют взаимодействия
2всегда руководствоваться ими в жизни. В их числе такие категории, как добро,
справедливость, долг, честь, совесть, достоинство, счастье.
Воспринимая мораль и нравственность как правила жизни, общество выработало
понятие нравственный идеал, то есть образец нравственного поведения, к которому
нужно стремиться всем людям, взрослым и детям, чтобы общественная жизнь была
разумной, полезной для всех и красивой, эстетичной. Нравственноэстетические
идеалы находят свое отражение в сознании. Нравственноэстетическое сознание –
сложное явление, которое складывается из следующих компонентов:
v нравственноэстетические представления;
v нравственноэстетические понятия, они переживаются человеком
как нравственноэстетические чувства (чувства совести, долга, собственного
достоинства и т.д.).
v нравственные потребности и воля, вне которых нравственноэстетическое
развитие человека невозможно;
v нравственноэстетические привычки и навыки, определяющие проявление
нравственноэстетического сознания, уровень нравственной воспитанности.
Сформированность нравственноэстетического сознания человека – это и есть его
нравственноэстетическая культура, развитие и формирование которой
осуществляется в системе нравственноэстетического воспитания в условиях семьи,
школы, общественности. Нам важно осмыслить и усвоить его сущность и содержание
в условиях педагогического процесса в школе.
Нравственное и эстетическое воспитание (см. глоссарий) – это организация педагогами
разнообразной деятельности учащихся, развития отношений и общения, в которых
формируется нравственноэстетическое сознание развивающейся личности. В
педагогической теории и практике выработано содержание воспитательной работы
по формированию нравственного сознания и поведения учащихся в педагогическом
процессе техникума. В целом эта работа включает в себя формирование моральных
отношений детей к окружающему их миру:
v Отношение к политике государства, к Родине, к другим странам и
народам (гражданственность, патриотизм, национальное самоопределение,
интернационализм).
v Отношение к труду (трудолюбие, добросовестность в труде, трудовая
дисциплинированность, понимание того, что труд – основа жизни и счастья человека).
v Отношение к природе, материальным ценностям, общественному и личному
достоянию (экологическое сознание, включающее в себя понимание взаимосвязи и
взаимозависимости человека и природы, видение себя частью природной среды, любовь
к природе, эстетическое ее восприятие; бережливость и экономность, аккуратность в
использовании вещей и т.д.).
v Отношение к людям (гуманность, коллективизм и демократизм, вежливость,
сформированность культуры общения, доброжелательность к окружающим,
уважение чужого личностного достоинства).
v Отношение к себе (наличие собственного чувства личностного достоинства,
уверенность в своих силах и возможностях, скромность, адекватная самооценка).
Особо следует остановиться на группе отношений к другим людям, что предполагает
с точки зрения нравственноэстетического воспитания формирование гуманизма –
мировоззрения, центром которого является понимание человека как высшей ценности
на Земле. Гуманизм как мировоззрение содержит не только оценку мира (как
объективной реальности человека), но и оценку отдельной личностью своего места в
жизни, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении
3а не черту характера, поскольку качество – «это объективная
находят свое выражение все отношения, о которых шла речь в плане содержания
нравственного воспитания (отношение к Родине, к другим народам, к обществу, к
духовным и материальным ценностям, к труду, к природе).
Создавая в педагогическом процессе условия для развития гуманистических взглядов и
убеждений учащихся на основе познанного в учебновоспитательном процессе, учитель
решает задачи нравственноэстетического воспитания в целом, способствует
формированию гуманности как системообразующего личностного качества
воспитуемого. Представляется правомерным рассматривать гуманность именно
как качество личности,
и всеобщая характеристика человека, обнаруживающаяся в совокупности,
интегрированности его многих свойств и черт характера.
Гуманность – это совокупность нравственнопсихологических свойств,
интегративное качество личности, в котором выражается осознанное и
сопереживаемое отношение к человеку как высшей жизненной ценности.Это
качество личности раскрывается в проявлении доброты и дружелюбия, милосерди я,
готовности прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, в умении понять другого
человека, сопереживать ему, быть терпимым, порядочным и т.д. Одновременно
гуманность проявляется и в добром, заботливом отношении к миру природы, ко всему
живому на Земле, в созидательном труде на благо человека, общества, природы.
Проявления гуманности исключают такие негативные личностные проявления, как
агрессивность, раздражительность, злопамятность, высокомерие по отношению к
людям, вандализм по отношению к природе и вещам, созданным умом и руками других
людей.
Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в
межличностных отношениях. Признаки бездушия, черствости, нечестности у
воспитанников не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Он обязан
создавать в жизни детей такие ситуации, в которых учащиеся могут совершить свой
нравственный выбор в пользу гуманности, в которых это качество способно
развиваться и формироваться. Особая роль в воспитании гуманности
принадлежит личному положительному примеру педагога. Его гуманитарная
профессиональная культура состоит не только в личном следовании принципам
гуманизма, но и в том, насколько учитель сам умеет поддержать ученика в трудные
моменты, помочь найти выход из затруднительных жизненных ситуаций.
Важным моментом нравственного воспитания является формирование ценностного
отношения человека к явлениям общественной жизни. Эти отношения интегрируются
в таком личностном качестве, как гражданственность. Оно включает в себя
внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине
(патриотизм), стремление к миру и уважение к другим народам (интернационализм).
Гражданское воспитание это организация в педагогическом процессе разнообразной
деятельности учащихся, предполагающей формирование гражданского сознания, которое
дает человеку возможность осознать социальные процессы и явления, свои поступки и
действия с позиций интересов общества.
В настоящее время в Республике Беларусь содержание гражданского воспитания в школе
определяется работой учителей, воспитателей по формированию национального
самосознания учащихся (приобщение детей к национальной культуре Беларуси), по
патриотическому и интернациональному воспитанию.
Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной и внеучебной
деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в нем
4отыгрывает работа по изучению государственных символов Республики Беларусь – Герба,
Флага, Гимна, символики других стран.
Особо следует сказать о роли эстетического воспитания в развитии и формировании
личности школьника. Слово «эстетика» в переводе с греческого (aisthetikos) означает
“чувственно воспринимаемы, имеющий отношение к чувственному восприятию. Сегодня
оно означает науку о прекрасном, о чувствах, переживаниях прекрасного.
Эстетическое воспитание имеет главным объектом воздействия эмоции, чувства людей.
Оно не менее актуально, чем развитие интеллекта, формирование научного мировоззрения,
так как «человек утверждается в предметном мире не только через посредство мышления,
а и через посредство всех чувств» (К. Маркс).
Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием, поэтому в
педагогической теории и практике прочно утвердилось понятие «нравственноэстетическое
воспитание».
В общем, философском плане эстетическое воспитание – это процесс формирования
чувств человека в области прекрасного, то есть таких чувств, переживая которые
человек оценивает явления, события, факты, предметы как красивые или безобразные,
возвышенные или вульгарные, грубые или изящные и т.д.
Педагогическая наука дает узкопрофессиональное определение эстетического воспитания
(см. глоссарий).
По мнению Б.Т. Лихачева. Перед педагогами в области эстетического воспитания стоят
прямые и косвенные задачи.
К прямым задачам относятся:
v Развитие у каждого школьника способностей восприятия эстетических явлений в
искусстве и действительности, выработка у школьников умений и навыков различения
прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического;
v Формирование творческих способностей, умений и навыков созидания прекрасного в
деятельности (учебной, трудовой, игровой), в отношениях с людьми.
Косвенными задачами Б.Т. Лихачев считает развитие эстетических восприятий,
художественных способностей, умений и навыков созидания прекрасного в процессе
формирования базовой культуры личности, осуществление эстетического воспитания
в тесной связи с жизнью детей.
Эффективное решение данных задач, по мнению К.В. Гавриловец и И.И. Казимирской.
Возможно на основе знаний и учета в реальном педагогическом процессе важнейших
факторов, которые обусловливают нравственноэстетическое развитие школьников,
результативность их воспитания в целом. К таким факторам относятся:
v готовность педагога к диалогическому общению с воспитанниками, к сотрудничеству с
ними, уважение мнений и личного достоинства учащихся;
v демократизация отношений между учителями и учащимися;
v наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждого
школьника;
v возрастание удельного веса в педагогическом процессе трудового воспитания, так как
широта видения прекрасного в жизни, в искусстве, по мнению многих педагогов и
психологов, открывается человеку по мере его приобщения к серьезному труду;
v эстетизация всех сторон жизни школьников.
На основании вышесказанного К.В. Гавриловец и И.И. Казимирская сформулировали
следующие задачи нравственноэстетического воспитания:
1. Создание нравственноэстетической школьной среды развития учащихся,
предполагающей эстетизацию школьного быта, обеспечение культуры межличностных
отношений всех участников педагогического процесса.
52. Педагогическое просвещение родителей, приобщение их к эстетическому воспитанию
детей в школе и в семье, эстетизация домашнего быта школьников, семейных
межличностных отношений.
3. Включение школьников в разнообразные виды деятельности, позволяющие накапливать
опыт творческого, эстетического самовыражения.
4. Приучение учащихся к анализу своей жизнедеятельности по нравственноэстетическим
критериям.
5. Актуализация всех источников эстетического опыта школьников – в учебной,
внеклассной, внешкольной деятельности. Выработка единства эстетических требований и
критериев семьи, школы, общества.
6. Организация систематических упражнений учащихся в нравственном поведении и
эстетической творческой деятельности; преобладание действенных упражнений перед
словесными формами воздействия на учащихся в процессе нравственноэстетического
воспитания.
Компоненты нравственноэстетического воспитания. Нравственноэстетическое
воспитание как важнейшее средство формирования базовой культуры личности является
сложным и многогранным процессом. Можно определить его общие структурные
компоненты в соответствии со структурой нравственноэстетического сознания, которое
является целью воспитательных усилий педагогов в процессе обучения и воспитания
учащихся:
v формирование моральных, нравственноэстетических знанийшкольников в процессе
преподавания учебных предметов, во внеклассной и внешкольной работе; развитие
нравственноэстетических представлений и понятий;
v на их основе – выработка нравственноэстетических чувств, так понятия переживаются
человеком как чувства; воспитание чувств совести, долга, собственного достоинства и т.д.
v помощь учащимся в определении собственных нравственноэстетических жизненных
позиций и выработке нравственноэстетических потребностей и воли;
v создание условий для формирования нравственного поведения, культуры общения,
вежливости,развития умений и навыков творческой деятельности, созидания прекрасного
в жизни.
Конкретными компонентами нравственноэстетического воспитания являются те
направления воспитательной работы, которые определены как приоритетные для
современных учебновоспитательных учреждений в Республике Беларусь. Они находят
свое отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в
Республике Беларусь» (2006 г.). Подробно с данным документом, его содержанием вы
ознакомитесь на практических занятиях, в лекции мы только обозначим структуру
нравственноэстетического воспитания в соответствии с ним:
v воспитание культуры отношений личности к себе и другим людям, психологической
культуры личности, культуры поведения, внешнего вида и т.д.;
v воспитание эстетической культуры;
v воспитание культуры отношений личности к обществу, результатом усилий педагогов
в этом направлении является сформированность национальной, гражданской, правовой,
политической культуры личности студента.
6