МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».

Оценка 5
Работа в классе
docx
воспитательная работа
Взрослым
01.06.2019
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА:   «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».
Важнейшим направлением в формировании базовой культуры личности учащегося в педагогическом процессе является осуществление нравственно-эстетического воспитания. Чтобы изучить и усвоить основы нравственно-эстетического воспитания, необходимо владеть основными понятиями его теории: знать сущность основных понятий – мораль, нравственность, этика, эстетика, нравственно-эстетические категории.Каждый поступок человека, если он в той или иной мере влияет на других людей и не-безразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, нравственный или безнрав-ственный, красивый или безобразный и т.д. При этом человечество пользуется понятиями «мораль», «нравственность», «этика», «эстетика».
Классный час Нравственно-эстетическое воспитание.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО  ЧАСА:   «Сущность и цели нравственно­эстетического  воспитания. Компоненты нравственно­эстетического  воспитания: доброта, порядочность, честность,  правдивость, справедливость, трудолюбие,  дисциплинированность, коллективизм и т.д.».  Группа 11­16 Классный руководитель: Давыдова Э.В. 1 Классный час на тему:  «Сущность и цели нравственно­эстетического воспитания. Компоненты нравст­венно­ эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость,  справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».               Важнейшим направлением в формировании базовой культуры личности учащегося в  педагогическом процессе является осуществление нравственно­эстетического воспитания. Чтобы изучить и усвоить основы нравственно­эстетического воспитания, необходимо  владеть основными понятиями его теории: знать сущность основных понятий – мораль,  нравственность, этика, эстетика, нравственно­эстетические категории. Каждый поступок человека, если он в той или иной мере влияет на других людей и  небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается  как хороший или плохой, правильный или неправильный, нравственный или  безнравственный, красивый или безобразный и т.д. При этом человечество пользуется  понятиями «мораль», «нравственность», «этика», «эстетика». Мораль – это форма общественного сознания, возникающая в системе конкретно­ исторических общественных отношений, являющаяся их духовным  продуктом, суммой правил, требований, норм, между людьми, их отношения к вещам, явлениям реального мира (Б.Т. Лихачев). Мораль в прямом значении этого слова ­ это обычай, нрав. Правило. Иногда в качестве  синонима к слову «мораль» используется понятие «этика» (буквально – привычка,  обыкновение, обычай). В другом значении этика трактуется как философская наука о  морали и нравственности. В зависимости от того, как усвоены человеком нормы морали,  этики, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с существующими  моральными нормами и принципами, можно судить о его нравственности (см. глоссарий).  Человек может знать нормы морали и не следовать им, нарушая их в своей жизни, нанося  вред другим людям. Тогда о нем судят как о моралисте и безнравственном человеке. Под  нравственностью можно понимать личностную характеристику человека, в которой  объединяются такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность,  правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и  т.д. Эти качества регулируют индивидуальное поведение людей в обществе. В науке о морали и нравственности (этике) определены нравственные категории, то есть  понятия морали и нравственности, имеющие общий характер, побуждающие всех, всюду и    которые регулируют взаимодействия    2 всегда руководствоваться ими в жизни. В их числе такие категории, как добро,  справедливость, долг, честь, совесть, достоинство, счастье. Воспринимая мораль и нравственность как правила жизни, общество выработало  понятие нравственный идеал, то есть образец нравственного поведения, к которому  нужно стремиться всем людям, взрослым и детям, чтобы общественная жизнь была разумной, полезной для всех и красивой, эстетичной. Нравственно­эстетические  идеалы находят свое отражение в сознании. Нравственно­эстетическое сознание –  сложное явление, которое складывается из следующих компонентов: v нравственно­эстетические представления; v нравственно­эстетические понятия, они переживаются человеком  как нравственно­эстетические чувства (чувства совести, долга, собственного  достоинства и т.д.). v нравственные потребности и воля, вне которых нравственно­эстетическое  развитие человека невозможно; v нравственно­эстетические привычки и навыки, определяющие проявление  нравственно­эстетического сознания, уровень нравственной воспитанности. Сформированность нравственно­эстетического сознания человека – это и есть его  нравственно­эстетическая культура, развитие и формирование которой  осуществляется в системе нравственно­эстетического воспитания в условиях семьи,  школы, общественности. Нам важно осмыслить и усвоить его сущность и содержание в условиях педагогического процесса в школе. Нравственное и эстетическое воспитание (см. глоссарий) – это организация педагогами разнообразной деятельности учащихся, развития отношений и общения, в которых  формируется нравственно­эстетическое сознание развивающейся личности. В  педагогической теории и практике выработано содержание воспитательной работы  по формированию нравственного сознания и поведения учащихся в педагогическом  процессе техникума. В целом эта работа включает в себя формирование моральных  отношений детей к окружающему их миру: v Отношение к политике государства, к Родине, к другим странам и  народам (гражданственность, патриотизм, национальное самоопределение,  интернационализм). v Отношение к труду (трудолюбие, добросовестность в труде, трудовая  дисциплинированность, понимание того, что труд – основа жизни и счастья человека). v Отношение к природе, материальным ценностям, общественному и личному  достоянию (экологическое сознание, включающее в себя понимание взаимосвязи и  взаимозависимости человека и природы, видение себя частью природной среды, любовь  к природе, эстетическое ее восприятие; бережливость и экономность, аккуратность в  использовании вещей и т.д.). v Отношение к людям (гуманность, коллективизм и демократизм, вежливость,  сформированность культуры общения, доброжелательность к окружающим,  уважение чужого личностного достоинства). v Отношение к себе (наличие собственного чувства личностного достоинства,  уверенность в своих силах и возможностях, скромность, адекватная самооценка). Особо следует остановиться на группе отношений к другим людям, что предполагает  с точки зрения нравственно­эстетического воспитания формирование гуманизма –  мировоззрения, центром которого является понимание человека как высшей ценности  на Земле. Гуманизм как мировоззрение содержит не только оценку мира (как  объективной реальности человека), но и оценку отдельной личностью своего места в  жизни, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении  3 а не черту характера, поскольку качество – «это объективная  находят свое выражение все отношения, о которых шла речь в плане содержания  нравственного воспитания (отношение к Родине, к другим народам, к обществу, к  духовным и материальным ценностям, к труду, к природе). Создавая в педагогическом процессе условия для развития гуманистических взглядов и  убеждений учащихся на основе познанного в учебно­воспитательном процессе, учитель  решает задачи нравственно­эстетического воспитания в целом, способствует  формированию гуманности как системообразующего личностного качества  воспитуемого. Представляется правомерным рассматривать гуманность именно  как качество личности, и всеобщая характеристика человека, обнаруживающаяся в совокупности,  интегрированности его многих свойств и черт характера. Гуманность – это совокупность нравственно­психологических свойств,  интегративное качество личности, в котором выражается осознанное и  сопереживаемое отношение к человеку как высшей жизненной ценности.Это  качество личности раскрывается в проявлении доброты и дружелюбия, милосерди  я,  готовности прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, в умении понять другого  человека, сопереживать ему, быть терпимым, порядочным и т.д. Одновременно  гуманность проявляется и в добром, заботливом отношении к миру природы, ко всему  живому на Земле, в созидательном труде на благо человека, общества, природы. Проявления гуманности исключают такие негативные личностные проявления, как  агрессивность, раздражительность, злопамятность, высокомерие по отношению к  людям, вандализм по отношению к природе и вещам, созданным умом и руками других  людей. Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в  межличностных отношениях. Признаки бездушия, черствости, нечестности у  воспитанников не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Он обязан создавать в жизни детей такие ситуации, в которых учащиеся могут совершить свой  нравственный выбор в пользу гуманности, в которых это качество способно  развиваться и формироваться. Особая роль в воспитании гуманности  принадлежит личному положительному примеру педагога. Его гуманитарная  профессиональная культура состоит не только в личном следовании принципам  гуманизма, но и в том, насколько учитель сам умеет поддержать ученика в трудные  моменты, помочь найти выход из затруднительных жизненных ситуаций. Важным моментом нравственного воспитания является формирование ценностного  отношения человека к явлениям общественной жизни. Эти отношения интегрируются в таком личностном качестве, как гражданственность. Оно включает в себя  внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине  (патриотизм), стремление к миру и уважение к другим народам (интернационализм). Гражданское воспитание ­ это организация в педагогическом процессе разнообразной  деятельности учащихся, предполагающей формирование гражданского сознания, которое  дает человеку возможность осознать социальные процессы и явления, свои поступки и  действия с позиций интересов общества. В настоящее время в Республике Беларусь содержание гражданского воспитания в школе  определяется работой учителей, воспитателей по формированию национального  самосознания учащихся (приобщение детей к национальной культуре Беларуси), по  патриотическому и интернациональному воспитанию. Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной и внеучебной  деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в нем  4 отыгрывает работа по изучению государственных символов Республики Беларусь – Герба,  Флага, Гимна, символики других стран. Особо следует сказать о роли эстетического воспитания в развитии и формировании  личности школьника. Слово «эстетика» в переводе с греческого (aisthetikos) означает  “чувственно воспринимаемы, имеющий отношение к чувственному восприятию. Сегодня  оно означает науку о прекрасном, о чувствах, переживаниях прекрасного. Эстетическое воспитание имеет главным объектом воздействия эмоции, чувства людей.  Оно не менее актуально, чем развитие интеллекта, формирование научного мировоззрения,  так как «человек утверждается в предметном мире не только через посредство мышления,  а и через посредство всех чувств» (К. Маркс). Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием, поэтому в  педагогической теории и практике прочно утвердилось понятие «нравственно­эстетическое воспитание». В общем, философском плане эстетическое воспитание – это процесс формирования  чувств человека в области прекрасного, то есть таких чувств, переживая которые  человек оценивает явления, события, факты, предметы как красивые или безобразные, возвышенные или вульгарные, грубые или изящные и т.д. Педагогическая наука дает узко­профессиональное определение эстетического воспитания (см. глоссарий). По мнению Б.Т. Лихачева. Перед педагогами в области эстетического воспитания стоят  прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относятся: v Развитие у каждого школьника способностей восприятия эстетических явлений в  искусстве и действительности, выработка у школьников умений и навыков различения  прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического; v Формирование творческих способностей, умений и навыков созидания прекрасного в  деятельности (учебной, трудовой, игровой), в отношениях с людьми. Косвенными задачами Б.Т. Лихачев считает развитие эстетических восприятий,  художественных способностей, умений и навыков созидания прекрасного в процессе  формирования базовой культуры личности, осуществление эстетического воспитания  в тесной связи с жизнью детей. Эффективное решение данных задач, по мнению К.В. Гавриловец и И.И. Казимирской.  Возможно на основе знаний и учета в реальном педагогическом процессе важнейших  факторов, которые обусловливают нравственно­эстетическое развитие школьников,  результативность их воспитания в целом. К таким факторам относятся: v готовность педагога к диалогическому общению с воспитанниками, к сотрудничеству с  ними, уважение мнений и личного достоинства учащихся; v демократизация отношений между учителями и учащимися; v наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждого  школьника; v возрастание удельного веса в педагогическом процессе трудового воспитания, так как  широта видения прекрасного в жизни, в искусстве, по мнению многих педагогов и  психологов, открывается человеку по мере его приобщения к серьезному труду; v эстетизация всех сторон жизни школьников. На основании вышесказанного К.В. Гавриловец и И.И. Казимирская сформулировали  следующие задачи нравственно­эстетического воспитания: 1. Создание нравственно­эстетической школьной среды развития учащихся,  предполагающей эстетизацию школьного быта, обеспечение культуры межличностных  отношений всех участников педагогического процесса. 5 2. Педагогическое просвещение родителей, приобщение их к эстетическому воспитанию  детей в школе и в семье, эстетизация домашнего быта школьников, семейных  межличностных отношений. 3. Включение школьников в разнообразные виды деятельности, позволяющие накапливать  опыт творческого, эстетического самовыражения. 4. Приучение учащихся к анализу своей жизнедеятельности по нравственно­эстетическим  критериям. 5. Актуализация всех источников эстетического опыта школьников – в учебной,  внеклассной, внешкольной деятельности. Выработка единства эстетических требований и  критериев семьи, школы, общества. 6. Организация систематических упражнений учащихся в нравственном поведении и  эстетической творческой деятельности; преобладание действенных упражнений перед  словесными формами воздействия на учащихся в процессе нравственно­эстетического  воспитания.  Компоненты нравственно­эстетического воспитания. Нравственно­эстетическое  воспитание как важнейшее средство формирования базовой культуры личности является  сложным и многогранным процессом. Можно определить его общие структурные  компоненты в соответствии со структурой нравственно­эстетического сознания, которое  является целью воспитательных усилий педагогов в процессе обучения и воспитания  учащихся: v формирование моральных, нравственно­эстетических знанийшкольников в процессе  преподавания учебных предметов, во внеклассной и внешкольной работе; развитие  нравственно­эстетических представлений и понятий; v на их основе – выработка нравственно­эстетических чувств, так понятия переживаются человеком как чувства; воспитание чувств совести, долга, собственного достоинства и т.д. v помощь учащимся в определении собственных нравственно­эстетических жизненных  позиций и выработке нравственно­эстетических потребностей и воли; v создание условий для формирования нравственного поведения, культуры общения,  вежливости,развития умений и навыков творческой деятельности, созидания прекрасного  в жизни. Конкретными компонентами нравственно­эстетического воспитания являются те  направления воспитательной работы, которые определены как приоритетные для  современных учебно­воспитательных учреждений в Республике Беларусь. Они находят  свое отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в  Республике Беларусь» (2006 г.). Подробно с данным документом, его содержанием вы  ознакомитесь на практических занятиях, в лекции мы только обозначим структуру  нравственно­эстетического воспитания в соответствии с ним: v воспитание культуры отношений личности к себе и другим людям, психологической  культуры личности, культуры поведения, внешнего вида и т.д.; v воспитание эстетической культуры; v воспитание культуры отношений личности к обществу, результатом усилий педагогов в этом направлении является сформированность национальной, гражданской, правовой,  политической культуры личности студента.   6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА:   «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА:   «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА:   «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА:   «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА:   «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА:   «Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д.».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2019