Методическая разработка классного часа в 9 классе на тему: « О дружбе и товариществе»
Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
9 кл
18.03.2017
Цели:
-раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
-дать учащимся представление о том, какие качества человека ценны для других людей.
Задачи:
-формировать у обучающихся умение различать дружбу и товарищество;
-формировать нравственные качества : умение дружить, ценить дружбу, осознавать свои обязанности перед друзьями;
-формировать культуру общения.
Предварительная работа.
За месяц до беседы учащимся рекомендуется прочитать книги:
И. Кон «Дружба»; Ю. Тынянов « Пушкин. Кюхля»; А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Эпиграф.
Нет ничего драгоценнее друзей;
Не теряйте поэтому случая приобретать их,
Когда только можете.
Ф. Гвиччардини.
Ход классного часа.
Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы:
1. Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?
2. Какие черты характера друга ты больше всего ценишь?
3. 3.Что не смог бы простить другу?
4. Всегда ли ты говоришь другу правду?
5. Какое различие между дружбой и приятельскими отношениями?
После ответов учащихся о приятельских отношениях .
кл ч 9 ещё.doc
Методическая разработка классного часа в 9 классе на тему:
« О дружбе и товариществе»
Цели:
-раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и
товарищества как высших человеческих чувств;
-дать учащимся представление о том, какие качества человека ценны
для других людей.
Задачи:
-формировать у обучающихся умение различать дружбу и
товарищество;
-формировать нравственные качества : умение дружить, ценить
дружбу, осознавать свои обязанности перед друзьями;
-формировать культуру общения.
Предварительная работа.
За месяц до беседы учащимся рекомендуется прочитать книги:
И. Кон «Дружба»; Ю. Тынянов « Пушкин. Кюхля»; А. Сент-Экзюпери
«Маленький принц».
Эпиграф.
Нет ничего драгоценнее друзей;
Не теряйте поэтому случая приобретать их,
Когда только можете.
Ф. Гвиччардини.
Ход классного часа.
Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы:
1. Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим
другом?
2. Какие черты характера друга ты больше всего ценишь?
3. 3.Что не смог бы простить другу?
4. Всегда ли ты говоришь другу правду? 5. Какое различие между дружбой и приятельскими отношениями?
После ответов учащихся о приятельских отношениях .
Первый ученик: приятельские отношения складываются между
хорошо знакомыми людьми на основаниях личных симпатий, общих
интересов. Такие отношения поддерживаются личными встречами,
которые могут быть довольно редки, выполнением некоторых взаимных
услуг, обменом мнениями, взаимным доброжелательством. Приятели
не предъявляют друг другу каких-либо взаимных серьезных
претензий, требований в исправлении и совершенствовании личных
качеств. Однако приятельство не терпит сплетен, лжи и вероломства.
Поскольку такие связи не имеют прочной основы, то приятели легко
расстаются, одни заменяются другими.
Учитель: итак, основой для приятельских отношений являются
взаимная симпатия, наличие каких-либо общих интересов, взаимная
доброжелательность. Но что же такое дружба?
Второй ученик: дружба - это преданность человека человеку. В
дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать
духовной готовностью прийти на помощь другому человеку.
Третий ученик: дружба - это общность интересов, убеждений,
устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу,
разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным
благополучием или временем. Друг знает о тебе все; с приятелем
никогда не поделишься тем, что доверяешь другу.
Учитель: Человек по своей природе существо общественное.
Однажды немецкий драматург Бертольд Брехт не без юмора заметил:
«Все-таки один человек — это еще ничто. Кто-то другой должен его
окликнуть, чтобы он стал человеком». Коллективизм — это качество,
которое в ходе многовековой эволюции способствовало формированию
человека, его сознания и цивилизованного общества. Жизнь человека
— сложная система совместных шагов, контактов, связей с множеством
людей. И по ней идти легче, когда рядом друг.
Товарищество и дружба - удивительные отношения, возникающие
между людьми. «В толковом словаре» В. И. Даля дано такое
определение дружбы: «бескорыстная стойкая привязанность». На
первое место ученый ставил бескорыстие. Именно бескорыстие делает
отношения между друзьями благородными и чистыми? Настоящий друг,
лучше , чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши
переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие
,окажет бескорыстную помощь . Четвертый ученик: дружба означает близость и взаимное
тяготение людей друг к другу. Аристотель считал «Дружба - самое
необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без
друзей, даже если бы он имел все остальные блага».
Учитель: дружба всегда предполагает определенные
нравственные принципы-верность, постоянство, честность и т. д. Сама
потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее
к людям.
Известно много ярких примеров дружбы, которая продолжалась всю
жизнь. Приведите примеры.( Учащиеся приводят примеры из
прочитанных произведений и жизни). Во все времена дружба была
мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о дружбе
пословицы и поговорки.
А какие пословицы и поговорки о дружбе Вы знаете?
Ученики:
«Дружба да братство дороже любого богатства»;
«Один за всех, и все за одного»;
«Нет службы без дружбы»;
«Дружба службе помогает»;
«Чем крепче дружба, тем легче (лучше) служба»;
«Солдат солдату друг и брат»;
«Сила воина крепкой дружбой удвоена»;
«Друга ищи, а найдешь - береги»;
«Друзья познаются в беде»;
«С другом веселее при удаче, легче в беде»;
«Старый друг лучше новых двух»; ит. д.
Учитель: говоря о дружбе нельзя не сказать о таком важном
качестве, как порядочность.
Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Что
значит, по вашему, поступить порядочно?
После ответов учащихся учитель подводит итог.
Поступить порядочно, значит, заступиться за младшего которого
обижают, уступить место в транспорте, прийти на помощь старому
человеку, даже если очень спешишь. Все это проявление порядочности.
Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и
надежные. Друзья на всю жизнь. Такие о которых многие мечтают. Некоторые ребята любят командовать . Высокомерие, эгоизм ,корысть
мешают установлению доверительных дружеских отношений между
людьми.
Ученицы читают стихотворение А. Барто «Требуется друг».
Учитель: Надежный фундамент дружбы- товарищество. Это
благородное чувство. Оно зародилось в глубокой древности, когда
людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была
необходима Взаимопомощь.
Ученик: Товарищество отражает потребность человека в общении.
Как свидетельствуют памятники старины и летописи, чувство
товарищества зародилось у человека в глубокой древности. Видимо не
будет ошибкой утверждать: вместе с развитием человека развивается
и чувство товарищества.
Товарищеские отношения - это отношения, складывающиеся между
людьми в процессе их совместной деятельности на основе единства
интересов, жизненных задач. Они возникают между членами
трудового, первичного коллектива, между людьми, которые
систематически встречаются на протяжении продолжительного
времени, хорошо знают друг друга и в нужное время оказывают
взаимную и бескорыстную помощь.
Товарищеское отношение сплачивает производственный, учебный
коллектив.
Учитель: Приведите примеры, где имеются товарищеские
отношения?
Когда человек особенно остро нуждается в товарищеских отношениях?
Понятие « товарищество» не всегда имело нынешнее значение. В 17в.
слово «товарищество» означало «боевой соратник». Во все времена
особенно ценилось боевое товарищество.
Во все времена сила армии умножалась взаимопомощью воинов.
Каждый солдат действовал и действует не в одиночку, а совместно со
своими товарищами. Современные Вооруженные силы представляют
собой огромную совокупность разнородных коллективов. А воинское
товарищество является славной боевой традицией армии и флота. Оно
по праву считается одной из самых больших наших ценностей.
Присущее всем поколениям российских воинов товарищество играет
весомую роль в укреплении морально-психологического климата в
коллективе и решении стоящих перед ним задач.
Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового
товарищества великий русский полководец А. В. Суворов. В «Науке
побеждать» он писал: «Сам погибай, а товарища выручай». В 2014 году исполнится 69 лет со дня Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов, когда шло суровое испытание
всех моральных качеств советских людей. Она вписала в историю
тысячи подвигов, которые стали возможны благодаря высокому
развитию товарищеских отношений.
Ученики читают стихотворение:
Дрались по- геройски, по- русски
Два друга в пехоте морской
Один паренек был калужский,
Другой паренек – костромской!
Они, точно братья, сроднились,
Делили и хлеб, и табак,
И рядом их ленточки вились
В огне непрерывных атак…
Учитель: Академик Д. С. Лихачев, обращаясь к
молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими
одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым
товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.
Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится все
труднее и труднее подружиться. Помните это».
У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо
беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих
друзей, прощайте их.
Законы дружбы.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе-значит делить с
другом не только радости, но и горе. Если ты видишь, что у друга
беда, иди к нему н помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для
него минуту- значит нравственно готовить себя к предательству.
2. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься
морально чище.
3. Дружба – это прежде всего вера в человека.
4. Дружба и эгоизм несовместимы. Дружба учит человека отдавать
другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
5. Дружба испытывается в беде и опасности. 6. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество
разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена
дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
Учитель: ребята часто задают вопрос: «Как научиться
дружить?» Я хочу ответить строками из писем таких же ребят как
вы.
« Если хочешь иметь хорошего, друга, старайся сам стать
лучше. Будь добрым , справедливым, смелым., честным. Стремись
больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с
тобой дружить.»
«Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много
общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой.
Друзья должны понимать друг друга.
«Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот
человек, на которого можно положиться в трудную минуту, и в
радостную .Тогда у тебя обязательно будут друзья»
Итак, если ты хочешь иметь настоящего друга - будь им.
Заканчивается классный час стихотворением Е. Евтушенко
«Люди сильны друг другом»
Методическая разработка классного часа в 9 классе на тему: « О дружбе и товариществе»
Методическая разработка классного часа в 9 классе на тему: « О дружбе и товариществе»
Методическая разработка классного часа в 9 классе на тему: « О дружбе и товариществе»
Методическая разработка классного часа в 9 классе на тему: « О дружбе и товариществе»
Методическая разработка классного часа в 9 классе на тему: « О дружбе и товариществе»
Методическая разработка классного часа в 9 классе на тему: « О дружбе и товариществе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.