Методическая разработка мероприятия
«Закон. Порядок. Право»
Разработанного и проведённого в рамках гражданско – патриотического направления школьной программы по воспитательной работе школы-интерната №1 Кудряшовой Татьяной Алексеевной
Форма проведения: игра для учащихся 9 х классов.
Цель: Формировать правовую культуру, правосознание учащихся, их уважение к основному закону нашей жизни, через понимание конституционного - правового строя в жизни личности и общества.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции. Закрепить знания о государственных символах РФ;
– Организация совместной исследовательской деятельности учащихся для самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной власти РФ;
- Формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ;
Развивающие:
- Развитие творческого потенциала учащихся. (Привлечение к оформлению эмблем, названий команд, инсценировке ситуаций по нарушению прав ребёнка).
- Развитие умений и навыков самостоятельной работы с документом по заданному плану;
- Использование различных форм проверки знаний учащихся – индивидуальных, групповых, игровых.
- Применение информационных технологий
Воспитательные
- Воспитание и развитие коммуникативных навыков посредством работы в парах/ микро группах;
- Групповые формы работы с учениками позволяют развивать коллективную ответственность, чувство сопереживания.
- Воспитание уважения к закону, чувства патриотизма, уважительного отношения к работе государственных органов страны.
ГБОУ школа интернат №1 г. о. Чапаевск
Методическая разработка мероприятия
«Закон. Порядок. Право»
Воспитатель
Кудряшова Татьяна Алексеевна.Методическая разработка мероприятия
«Закон. Порядок. Право»
Разработанного и проведённого классным руководителем, воспитателем
9 « класса, в рамках гражданско – патриотического направления школьной
программы по воспитательной работе школыинтерната №1 Кудряшовой
Татьяной Алексеевной
Форма проведения: игра для учащихся 9 х классов.
Цель: Формировать правовую культуру, правосознание учащихся, их
уважение к основному закону нашей жизни, через понимание
конституционного правового строя в жизни личности и общества.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о
Конституции. Закрепить знания о государственных символах РФ;
– Организация совместной исследовательской деятельности учащихся для
самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной
власти РФ;
Формирование представлений учащихся об основных функциях органов
государственной власти РФ;
Развивающие:
Развитие творческого потенциала учащихся. (Привлечение к оформлению
эмблем, названий команд, инсценировке ситуаций по нарушению прав
ребёнка).
Развитие умений и навыков самостоятельной работы с документом по
заданному плану;
Использование различных форм проверки знаний учащихся –
индивидуальных, групповых, игровых.
Применение информационных технологий
Воспитательные
Воспитание и развитие коммуникативных навыков посредством работы в парах/
микро группах;
Групповые формы работы с учениками позволяют развивать коллективную
ответственность, чувство сопереживания.
Воспитание уважения к закону, чувства патриотизма, уважительного
отношения к работе государственных органов страны.
Музыкальное оформление.Используются песни: “Журавлиная песня”, “Куда уходит детство”,
“Маленькая страна”.
Оборудование:
Столы для команд теоретиков, жюри.
Мультимедийное оборудование.
Фотография президента России.
Таблицы с изображением символов России.
План мероприятия.
I этап. Конкурсы для команд теоретиков.
II этап. Творческие группы показывают ситуации, в которых нарушены права
ребёнка. Команда соперников должна назвать нарушенные права.
III этап. Подведение итогов.
Участники.
1. 2 команды теоретиков, 2 группы для выполнения творческого задания.
2. Жюри – педагоги класса.
3. Ведущие классный руководитель, социальный педагог.
4. Болельщики учащиеся из другого класса параллели.
5. Группа, проводящая социологический опрос.
Ход игры :
I.
Вступительное слово ведущего.
II. Конкурсы для команд теоретиков.
III.
Выполнение творческого задания.
IV. Награждение.
Организационный момент
(Звучит “Журавлиная песня”)
1. Вступительное слово ведущего.
Классный руководитель: Для многих из вас эта песня незнакома или вы её
слышали 1 – 2 раза в своей жизни. Для меня эта песня дорога. Она будитвоспоминания о школьных годах, о том возрасте, в котором вы сейчас
находитесь. А это детство! Счастливая пора! Катание на лыжах с крутой
горы, на лодке по озёрам с друзьями, поездки к бабушке в Приволжский
район. Да, много их было – счастливых мгновений, беззаботных дней!
(Опрос аудитории)
А что для вас значит детство? (1 – взрослый, 1 подросток)
Социальный педагог: А всё ли так хорошо? Резко сократилась рождаемость,
возросла смертность, образовался так называемый демографический крест на
территории многих регионов России. Из 16 летних к пенсионному возрасту
подойдёт только 50%. У 50% детей функциональные отклонения в организме,
у 60% психические, и только 1% здоровые дети. Растёт количество
преступлений, совершённых детьми. Каждое 4 ое из которых в алкогольном
или наркотическом опьянении. 2/3 преступлений носят имущественный
характер.
Почему это происходит? Настоящая война против детей в нашей стране!
Вспомните песни для детей и про детей, которые звучали бы по радио или по
ТВ, современных авторов? А фильмы? “Один дома” или эти бесконечные
боевики. А реклама? В результате свободы нравов растёт количество
самоубийств среди детей. 78% из за проблем общения, 47% детей не могут с
“продвинутыми” общаться, 6 млн. беспризорников. Детей оставляют в
роддомах. А преступления взрослых против детей, изнасилования, убийства,
втягивание в проституцию – обычное дело для больших городов.
И только 15 – 20 минут в день родители уделяют детям. И даже такой, на
первый взгляд, незначительный факт общение в семье построено на крике,
родители мстят детям за то, что они им мешают. А ведь ещё в 19 веке
Ф.М. Достоевский сказал: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке
невинного ребёнка”.
Классный руководитель: Поэтому наша встреча называется “Азбука права:
права ребенка”. Мы с вами сегодня ещё раз поговорим о правах человека,
правах ребёнка, рассмотрим различные документы, посвящённые им. И
сегодня мы обобщим наши знания.
Встречаются 2 команды.
(Представление команд, жюри, ведущих игры.)
II
Конкурсы
Конкурс “Документы”.
Перечислите документы, защищающие права ребёнка. Разделите их на 2
группы по направлениям.
(Ответ)
Международные
РоссийскиеВсеобщая декларация прав ребёнка.
Конституция РФ.
Декларация прав ребёнка.
Семейный кодекс.
Конвенция о правах ребёнка.
Гражданский кодекс.
7 ответов – максимально, 1 ответ – 1 балл Уголовный кодекс.
Классный руководитель: А знаете, с чего начинается Конституция? (Нет.)
На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная
песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.
Государственный гимн Российской Федерации
1. Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава,
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая,
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
3. Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Классный руководитель: Государственный гимн существует во всех
современных государствах. На протяжении многих лет гимны России
менялись: «Боже, царя храни» Львова на слова В. А. Жуковского,
«Интернационал» Эжена Потье, гимн А. В. Александрова на стихи С. В.
Михалкова и Г. Г. ЭльРегистана «Союз нерушимый республик свободных». В
декабре 2000 г. был принят федеральный закон, утвердивший в качестве
гимна музыку А. В. Александрова на слова С. В. Михалкова.
Социальный педагог: Государство, прославляемое в гимне, обязано быть
достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ долженбыть достоин своего исторического призвания. В гимне находят отражение
ценности нашего государства.
– Внимательно изучите текст российского гимна. Какие ценности
России нашли свое отражение в нем?
Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность
Отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому,
связь с предками, гордость за свою страну, восхищение природой родного
края.
Классный руководитель: На протяжении всемирной истории все
государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть
самыми разными. Кто знает основные символы любого государства?
Да, это герб, гимн, флаг.
– Какие символы России вы знаете?
Для любого современного государства его символы существуют в
триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны,
внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание
символов есть проявление гражданской позиции.
Конкурс “Картинки”.
Социальный педагог: Какие права ребёнка изображены на рисунках?(Ответ)
1. Право на защиту семьёй.
2. Право на заработанные деньги (зарплату, стипендию).
Максимум 2 балла.1 ответ – 1 балл.
Конкурс “Личность”
Какое право ребёнка отражено в этих документах?
Свидетельство о рождении.
Свидетельство о браке родителей.
Паспорт.
(Ответ)
Право на установление происхождения ребёнка.
Чтение прав и обязанностей человека, записанных в Конституции.
Социальный педагог: Каждый человек имеет право на личную
неприкосновенность, жизнь и свободу (ст. 20).
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному
обращению (ст. 21).
Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён
законом (ст. 22).
Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и
выбирать местожительство. Каждый человек имеет право уехать из своей
страны, а также вернуться на родину (ст. 27).Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами
государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы
государственной власти (ст. 32).
Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе
иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им
(ст. 35).
Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы,
справедливые условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек
имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 37).
Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без
исключения дети должны пользоваться одинаковой специальной защитой ст.
38 (2).
Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и
необходимую для развития его личности поддержку в экономической,
социальной и культурной области (ст. 39).
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от
вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и
репутацию (ст. 40).
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно
содействовать полному развитию личности (ст. 43).
В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или
законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с
помощью суда (ст. 46, 47).
Каждый человек имеет обязанности перед обществом (ст. 57). О них он
не должен забывать (ст. 58, 59).
Викторина «Права».
Классный руководитель: А теперь давайте попробуем применить
Конституцию к сказкам.«Дюймовочка»
«Гарри Поттер»
« Три поросенка»
«Золотой ключик»
«Мороз
Иванович»
«Золушка»
«Красная Шапочка»
1. В какой сказке нарушено право на
неприкосновенность жизни?
2. В каком произведении нарушено право на тайну
корреспонденции?
3. В каком произведении нарушено право на
неприкосновенность жилища?
4. В каком произведении нарушено право человека
владеть своим жилищем?
5. В каком произведении нарушено право на отдых и
досуг?
6. В каком произведении нарушено право работающего
на справедливое вознаграждение?
Конкурс капитанов.
Социальный педагог: Назвать даты принятия документов о правах ребёнка
(капитаны вытягивают листки с документами у ведущего)
(ответ)
Всеобщая декларация прав человека
1948
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребёнка
Конституция РФ
Семейный кодекс
Уголовный кодекс
1 балл за названную дату
1959
1989
1993
1996
1996
Конкурс инсценировок
Вам покажут сценки, в которых отражены права ребёнка. Каждая команда
должна назвать нарушенные права.1 команда
Право на имущество
Право на общение с родителями и
родственниками
Право на жизнь
2 команда
Нарушается право иметь свою
собственность
Право общения с родственниками
Право общения с родственниками и
право на своё мнение
III
То, что мы с вами хорошо знаем права ребёнка, отразилось на данных
социологического опроса. Послушаем девочек, которые провели его анализ.
Социологический опрос
1
Взрослые люди 55 – 70 лет, бабушки и дедушки.
Половина опрошенных в возрасте 55 – 70 лет ответила: “Затрудняюсь”. Для
них не очень знакомы эти понятия: права человека, права ребёнка. Среди
отрицательных ответов встречались и такие: “У каждого человека равные и
одинаковые права и объединять права ребёнка в какую – нибудь группу
бессмысленно”. Да, ответивших утвердительно мало. Но они говорят: “Мы
должны дарить нашим детям тепло и ласку. Это же наши внуки, мы их
любим”.
Я думаю, что затруднившиеся ответить на вопрос о правах ребёнка, ответили
бы положительно на вопрос – любят ли они своих внуков.
2
Дети – учащиеся 8 – 9 ых классов, 13 – 14 лет.
Все ребята на вопрос: “Необходимо ли права ребёнка выделить в особую
группу?” ответили “да”. Их аргументация: “Дети будут более защищёнными”,
“дети – особый слой общества”, “мне хочется, как ребёнку, иметь свои
права”, “ребёнок нуждается в помощи взрослого человека”.
Встречались мнения, что человек, он и есть человек, никаких ограничений
между людьми не должно быть: “Права должны быть, что у взрослых, что и у
детей – одинаковые”.
Мы считаем, что 100% учащихся ответили “да”.
3
Взрослые люди 30 – 40 лет, родители учащихся 8 – 9 х классов.
Мы попросили ответить на этот вопрос наших родителей, возраст которых от
30 до 40 лет. 35% ответили отрицательно. Ктото категоричное “нет” написал.
Ктото так: “Необходимо расширить круг их обязанностей и ограничить до
минимума права”. Другой вариант отрицательного ответа: “Ребёнок имеетправо на жизнь, на учёбу, работу, как и все взрослые. Зачем тогда их права
выделять в особую группу?”.
65% ответили “Да”. Вот их аргументация: “С детства надо воспитать в
ребёнке достойного члена нашего общества, уважать закон. Надо следить за
тем, чтобы эти права ребёнка работали”. Один папа написал: “Дети – наше
будущее”.
Социальный педагог: Этот социологический опрос показал, что ответы на
вопрос “Необходимо ли права ребёнка выделить в особую группу?” зависят от
уровня знаний людей. То есть, мы с вами на правильном пути и продолжим
изучение прав человек, прав ребёнка, чтобы повышать свою правовую
культуру.
Надо чтобы детство было защищено, только тогда оно будет счастливой
порой.
Классный руководитель: Сегодняшняя Конституция прочный фундамент
демократического развития российского государства. Это не просто
декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого
действия. Конституция для гражданина любой страны Закон, который он
должен знать в первую очередь. Ведь знание и грамотное применение законов
– норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения его качества.
Подведение итогов.
Награждение.
Использованная литература:
1. Конституция Р.Ф., Москва, 2005г.
2.
3. Права на всякий случай Е.Шабельник, Е.Каширцева;
О правах ребёнка для всей семьи; Самара 2006г.
Москва: Витапресс 1995г.
4. Научно методический журнал « Классный руководитель»
(издаётся с января 1997 г.)
5. Классные часы. Сост .Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008г.