МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «АЗБУКА МАКРАМЕ: ПЛЕТЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ УЗЛОВ»

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 31.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал представляет собой разработку творческой тематической работы для выполнения школьниками на занятиях детского творчества в рамках работы кружков, внеклассных мероприятий, студий художественно-эстетической направленности. Материал может служить своеобразной инструктивной карточкой с поэтапным описанием работы. Работа может быть выполнена школьниками среднего или старшего возраста или адаптирована для начальных классов.
Иконка файла материала простейшие узлы макраме.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «АЗБУКА МАКРАМЕ: ПЛЕТЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ УЗЛОВ» Цели урока: 1. О б р а з о в а т е л ь н а я – знакомство с новыми узлами макраме: репсовым, двойным плоским и “капуцин”. 2. В о с п и т а т е л ь н а я – приучение к безопасным и качественным приемам работы, рациональной организации рабочего места. 3. Р а з в и в а ю щ а я – научить детей быстро и качественно завязывать двойной плоский узел, репсовый узел и узел “капуцин”. Оборудование: подушки для работы, булавки, ножницы, сантиметровая лента. Наглядные пособия: стенд с графическим изображением узлов, образцы узлов, плакат по технике безопасности. Ход урока I. Организационная часть. Подготовить работу и необходимые инструменты. II. Проверка домашнего задания (плетение 7 цепочек из ОПУ по 7 см каждая). Показать лучшие работы. Выставить оценки за лучшие работы. III. Повторение пройденного материала. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ (с ответами) В о п р о с. С какими двумя видами основ при плетении мы имеем дело? О   т   в   е   т.   1. Основа   для   крепления   нитей –   горизонтальная   нить. 2. Основа для затягивания узлов. В о п р о с. Какой узел мы с вами учили на прошлом уроке? О т в е т. Одинарный плоский узел (ОПУ). В о п р о с. Сколько нитей мы использовали в плетении этого узла? О т в е т. В плетении одинарного плоского узла мы используем четыре нити. В о п р о с. Как мы при этом распределили нити? О т в е т. Если считать слева направо: левая крайняя – рабочая нить, две средние – основы и правая крайняя – рабочая нить. В   о   п   р   о   с.   Какой   узор   получается   при   многократном   завязывании одинарного плоского узла? О т в е т. При многократном завязывании ОПУ у нас получается витая цепочка. После опроса выставить оценки учащимся. IV.   Практическая   работа.  Знакомство   с   новыми   узлами:   репсовый, “капуцин”, двойной плоский узел.Перед   началом   работы   необходимо   напомнить   правила   техники безопасности. Последовательность выполнения работы: 1. Закрепите изделие на подушке. 2. Вторую нить длиной 30 см заколите параллельно первой – основе,   отступив   7 см   так,   чтобы   она   накрыла   окончание   витых цепочек – это  основа (рис. 6). Нити, которые остались от плетения цепочек и находятся под основой, – рабочие. Рис. 6 3. Основу   держите   правой   рукой   горизонтально,   слегка натягивая. Нить 1 возьмите  левой  рукой  и  перекиньте  ее  через основу  влево  (рис. 7, а). Аккуратно уложите нить, натянув основу. Затем   выведите   нить   вперед   вверх   на   основу   и   вниз   в   петлю (рис. 7, б). Подтяните нить, аккуратно уложив две петельки рядом. Вот вы и завязали горизонтальный узел.                      а                                         б                                   в Рис. 7                     Так же завяжите остальные 27 нитей. Дорожка,   которая   получается   при   завязывании   репсовых   узлов, называется брида. Старайтесь подтянуть бриду вплотную к витым цепочкам. Примечание. Этого можно добиться, только затянув туго первый узел. Регулировать расстояние вторым узлом нельзя. 4.  Когда брида готова, снимите изделие с подушки (рис. 8).Два конца нижней основы     Два конца верхней основы                  Рис. 8 5. Свяжите  два  конца  верхней  основы  между  собой  в  тугое кольцо (рис. 9).                            Рис. 9                                                 Рис. 10                     То же самое сделайте с двумя концами нижней основы (рис. 10). 6. Соедините   между   собой   два   этих   кольца   и   сшейте потайными стежками. У нас получился цветок с семью лепестками. Все нити выведите на лицо, на каждую нить можно надеть бусинку, завяжите узел “капуцин” (рис. 11). Рис. 11 7. Приколите “Кометку” к подушке. Слегка натяните одну из нитей, а правой рукой образуйте петлю справа. Затем левой рукой зажмите пересечение нитей, а правой обмотайте свободным концом левую часть петли 8–10 раз (рис. 12). Затем потяните за оба конца, стяните туго витки, и у вас получится узел (рис. 13).Рис. 12                                             Рис. 13                           Завязали несколько узлов “капуцин”. Запомнили, как выполняется этот узел? Закончите плетение этих узлов на кисти броши дома. ВЫПОЛНЕНИЕ ОБРАЗЦОВ Образец 1 – крепление нити на основе. Мы с вами познакомимся с тремя с п о с о б а м и навески первых узлов: 1. Крепление нити замочком налицо. 2. Крепление нити замочком наизнанку. 3. Расширенное крепление нити замочком наизнанку. Для   выполнения   образца   подготовить   одну   нить   длиной   15 см   –   это основа   и   три   нити   по   20 см –   это   рабочие.   Основу   (15 см)   закрепить   на подушке,   предварительно   завязав   на   концах   нити   простые   узлы   (рис. 14), чтобы концы не пушились и хорошо крепились булавками к подушке. Рис. 14 Рассмотрим первый способ – крепление нити замочком налицо. Возьмите одну нить длиной 20 см, сложите ее пополам и опустите петлей вниз за основу (рис. 15, а). Затем оба конца нити опустите вниз за основу и в петлю (рис. 15, б).                      а                                                           бРис. 15 Второй способ – крепление нити замочком наизнанку мы с вами уже знаем. Мы пользовались им при закреплении четырнадцати рабочих нитей для броши   “Кометка”   (см. рис. 2,   урок   1).   Навесим   вторую   рабочую   нить самостоятельно. Третий способ –  расширенное крепление нити замочком наизнанку (рис. 16). Рис. 16 Нить сложить пополам и укрепить на основе вторым способом “замочком наизнанку”. Теперь действуйте каждым концом нити отдельно: возьмите правую нить, заведите   ее   на   основу   вверх,   вниз   под   основу   и   в   петлю.   С   левой   нитью выполните те же действия. Неровное крепление нити Этот вид крепления нити применяется при выполнении цепочки, так как рабочая   нить   при   этом   укорачивается   в   4 раза   быстрее   основы.   Поэтому, укрепляя нить для плетения цепочки, внутренние нити надо делать короче, а крайние – длиннее. Образец 2 – одинарный плоский узел (ОПУ). Для   выполнения   этого   образца   подготовьте   одну   нить   длиной   15 см (основа) и 2 нити по 30 см (рабочие). 1. Правой рукой возьмите правую рабочую нить и заведите ее под основу и на левую рабочую нить (рис. 17, а). 2. Левой рукой возьмите левую рабочую нить, уложите ее на основу и введите   сверху   в   петлю,   образующуюся   между   основой   и   правой   рабочей нитью (рис. 17, б). 3. Вы завязали второй плоский узел. На основе этого узла можно сплести правостороннюю витую цепочку (рис. 17, в).а                                           б                                    в Рис. 17 4. Продолжите   работу   на   начатом   образце:   завяжите   еще   3   вторых плоских узла. 5. Посмотрите внимательно на образец: группа узелков повернулась чуть­ чуть   вправо.   Поверните   наш   образец   на   180  вправо   и   сплетите   еще   4–5 вторых плоских узла, затем опять поверните работу на 180  вправо и так продолжайте дальше. Вы получили правостороннюю витую цепочку. Образец 3 – двойной плоский узел (ДПУ) или квадратный узел. Для выполнения образца приготовьте одну нить длиной 15 см (основа) и две нити по 30 см (рабочие). 1. Укрепите на основе две нити первым способом, неровным креплением. 2. Завяжите   на   основе   первый   плоский   узел   (см.   урок   1,   плетение “Кометки”) и сразу же под ним второй плоский узел (рис. 17). Сочетание правостороннего и левостороннего одинарных плоских узлов дает   новый   узел   –  двойной   плоский   (квадратный),  сокращенно –   ДПУ (рис. 18).                                                 Рис. 18 Признак   законченности   узла   ДПУ –   замочек   справа.   Однако   замочек может   получиться   и   слева,   если   завязать   сначала   второй   плоский   узел,   а затем – первый (рис. 19).Рис. 19 Так, чередуя плоские узлы в определенной последовательности, сплетите цепочку из ДПУ (рис. 20). Количество ДПУ в цепочке можно посчитать по замочкам.               1–               2–      3–      4–      5–      6–                             Рис. 20 Домашнее задание:  закончить   завязывание   узлов  “капуцин”   на  кисти броши “Кометка”. Подготовить картон или плотную бумагу для крепления образцов. Закрепить выполненные образцы на картон.