Предлагаемый методический материал представляет собой разработку творческой тематической работы для выполнения школьниками на занятиях детского творчества в рамках работы кружков, внеклассных мероприятий, студий художественно-эстетической направленности. Материал может служить своеобразной инструктивной карточкой с поэтапным описанием работы. Работа может быть выполнена школьниками среднего или старшего возраста или адаптирована для начальных классов.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «АЗБУКА МАКРАМЕ:
ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ»
Цели урока: 1. О б р а з о в а т е л ь н а я – знакомство с историей
макраме, материалами и приспособлениями для плетения.
2. В о с п и т а т е л ь н а я – заинтересовать учащихся новым видом
рукоделия, привить уважение к народным традициям.
3. Р а з в и в а ю щ а я – ознакомить учащихся с приемами плетения
одинарного плоского узла и вторым способом навески первых узлов.
Оборудование: подушки для плетения, булавки, ножницы, линейки.
Наглядные пособия: стенд с графическим изображением узлов, образцы
узлов, образец броши “Кометка”, плакат по технике безопасности.
Ход урока
I. Организационный момент. Знакомство учителя с детьми.
II. Ознакомительная лекция по истории макраме.
История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями.
Предположительно, началась она с того времени, когда человеку
понадобилось соединить два конца веревки и он завязал первый узел. Позднее
первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.
На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к
узлам поразному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Табу на узлы
существовало в Лапландии, ОстИндии, у приморских даяков и у жителей
северной части острова Целебес (Индонезия). Римским сенаторам
запрещалось иметь на одежде хотя бы один узел.
На Руси вязать узлы – “наузить” означало “колдовать, знахарить,
ворожить” – так пишет об этом В. И. Даль. Христианством на Руси
осуждалось ношение узловамулетов.
Но такое отношение к узлам было недолгим и неповальным. Некоторые
народы считали, наоборот, что узлы приносят известную пользу, – об этом
писал римский историк Плиний Старший (I век). Люди того времени верили,
например, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить
грыжу; применяли узлы при лечении переломов.
На Востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря
которой люди собирали и сохраняли нужную информацию.
На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса,
облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди героя
узлом, который люди так и назвали геркулесовым.
Древние греки были уверены в магической силе геркулесового узла.
Воины с его помощью перевязывали себе раны. Геркулесов узел завязывали на
бечевке и носили на шее как талисман. Моряки плели цепочки и привязывали
их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось завязать и
развязать такой сложный узел, как “турецкий”. Это было своеобразным
соревнованием в ловкости. “Турецкий узел”, возможно, и является тем
легендарным гордиевым узлом, распутывание которого, по древним легендам,
сулило власть над Азией.
А легенда такова. Сын фригийского бедняка Гордий (отец Мидаса) был
простым земледельцем. Но фригийцы выбрали его царем, так как именно он
встретился им первым, едущим в повозке к храму Зевса. К его повозке было
прикреплено ярмо при помощи искусного узла, который никто не мог
развязать. Эту простую повозку с хитроумным узлом из лыка дикой вишни на
дышле позднее Мидас, сын Гордия, преподнес в дар Зевсу, и с тех пор она
находилась во дворце.
Александр Македонский знал легенду об удачливом царе из народа, и
ему очень хотелось увидеть знаменитую повозку и хитроумно сплетенный
узел, распутывание которого, согласно древнему пророчеству, обещало власть
над Азией. По одним источникам, дошедшим до нас, Александр не смог
распутать гордиев узел и, выхватив меч, разрубил его. По другим – царь
вытащил колышек, распутал узел и снял ярмо, чем и подтвердил свое право
быть властелином Азии.
Расцвет макраме относится к IX веку до н. э. Именно с этого времени
просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения.
Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели
цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.
В XIV веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании,
Индии, Китая, Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, занавеси,
одежду.
Были открыты первые школы макраме в Турине; например, Валентина
Кавандоли обучала плетению детей в возрасте 5–6 лет. Она ввела новый
прием плетения, который теперь носит название “Кавандоли”. Этот прием
построен на использовании нитей двух цветов в плетении репсового узла.
В XVII веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу,
Северную Америку и Англию.
Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера.
Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий: шторы, покрывала,
чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из
золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.
В разные времена искусство плетения называлось поразному: квадратное
плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома. И
только в XIX веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть
“макраме”. В переводе с турецкого “макрама” – это шарф или салфетка с
бахромой, в переводе с арабского “миграмах” – это бахрома или шарф,
украшенный плетеным кружевом.С 20х годов двадцатого столетия макраме вновь возрождается и входит
в моду. Плетеными изделиями: салфетками, коврами, абажурами, ширмами, а
позднее и шторами, кашпо – стали украшать комнаты. Плетение панно начали
комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при
создании таких предметов, как качели, гамак, беседка. Сейчас возможности
макраме еще более расширились.
Попрежнему используя макраме для украшения одежды и интерьера
комнат, к нему стали обращаться и при оформлении общественных
помещений: кафе, фойе дворцов культуры. Удачны сочетания плетеных
светильников, панно на стенах и плетеных штор на окнах.
При оформлении спектакля “Дон Кихот” декораторы Музыкального
театра им. К. С. Станиславского и В. И. НемировичаДанченко в Москве
использовали технику макраме.
Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в
технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой, и даже
изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления
личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и…
сотворяете чудо.
III. Подготовка к работе.
Для плетения нужны будут некоторые приспособления:
Полумягкая подушка. Для ее изготовления нужно взять кусок поролона
или пенопласта размером 40 х 25 х 4 см и обтянуть плотной мягкой тканью.
Желательно, чтобы ткань была однотонной. Пенопласт можно обклеить
плотной бумагой, чтобы не было мусора. Можно использовать также спинку
от мягкого стула.
Булавки для работы должны быть длинными, не короче 3 см, иначе они
не будут прочно держать плетение на подушке. Самые удобные булавки – с
цветными пластмассовыми шариками на головках. Их хорошо видно и очень
легко вынимать и втыкать.
Булавки можно сделать и самим. Для этого берут швейные иглы № 10
или большие штопальные иглы, а также пластмассовые шарики, бусинки,
пуговицы или мозаичные фишки. Ушко иглы следует раскалить на огне и
быстро проткнуть им шарик до середины, оставить в нем игу и дать остыть.
Ножницы и сантиметровая лента также необходимы для работы.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ
Плести можно из любой нити или веревки. Важно только, чтобы она была
туго скручена, в этом случае отчетливо видна фактура узла и плетеное
изделие хорошо сохраняет свою форму и выглядит красиво. В настоящее
время для плетения применяют: бельевую и пеньковую веревку; шелковый,
льняной и синтетический шнур, а также шнур шторный, кордовый и
рыболовный; шпагат, сутаж, леску – шелковую, крученую, кордовую;хлопчатобумажную,
льняную,
хлопчатобумажную № 0, шелковую крученую (показать образцы нитей и
веревок).
объемную пряжу;
нити – суровую,
IV. Знакомство учащихся с техникой безопасности.
Наглядные пособия: плакаты.
ТЕКСТЫ ПЛАКАТОВ
При работе с иглами и булавками:
1. Шить с наперстком.
2. Хранить иглы и булавки в определенном месте, не оставлять
их на рабочем столе. Запрещается иглы и булавки брать в рот,
вкалывать в одежду.
3. Запрещается пользоваться ржавыми и гнутыми иглами и
булавками.
При работе с ножницами:
1 Хранить ножницы в определенном месте.
4. Класть ножницы при работе сомкнутыми лезвиями от себя.
5. Ножницы подавать кольцами вперед.
Правила поведения в кабинете:
1 Входить в класс по приглашению учителя.
6. Пользоваться электрооборудованием с разрешения учителя.
7. Не загромождать проходы вещами и стульями.
8. Не размахивать инструментами.
9. Не трогать рубильник.
10. Обо всех неисправностях сообщать учителю.
11. В случае пожара немедленно покинуть помещение,
оповещая окружающих, и не пытаться самостоятельно тушить пожар
и спасать имущество.
V. Практическая работа.
Плетение броши “Кометка”
Подготовить для работы 14 шелковых нитей толщиной 1 мм, длиной 1 м
(рабочие нити) и 2 нити по 30 см – для о с н о в ы.Рис. 1
Последовательность выполнения работы:
12. Приколите нить длиной 30 см на подушку (рис. 1). Это
основа. Закрепите все 14 нитей на основе замочком наизнанку. Для
этого каждую нить длиной 1 м сложите пополам и проведите под
основу петлей вверх (рис. 2, а).
2. Опустите петлю на основу вниз (рис. 2, б) и пропустите в нее два конца
нити (рис. 2, в).
В работе 28 концов. Обратите внимание, что после крепления нитей на
основе получается удвоенное число концов. Их в дальнейшем и будем
называть тоже нитями.
а б в
Рис. 2
3. Разделите нити на 7 групп по 4 нити в каждой группе.
4. На каждых четырех нитях сплетите цепочку из одинарных плоских
узлов длиной 7 см.
Одинарный плоский узел (ОПУ). Распределите нити первой группы
(считая слева направо так, как показано на рис. 3). Нити 1 и 4 – рабочие, а 2 и
3 – основа.1 2 3 4
Рис. 3
Итак, при плетении мы имеем дело с двумя видами основ: основа
для крепления нитей (горизонтальная нить) и основа для затягивания
узлов (нити 2 и 3). Это положение надо твердо усвоить.
5. Приступаем к плетению первого плоского узла.
4 1 2 3 4 2 3 1
а б
Рис.
Правой рукой возьмите правую рабочую нить и заведите ее на основу и
под левую рабочую нить (рис. 4, а). Теперь левой рукой возьмите левую
рабочую нить и заведите ее под основу и снизу в петлю, образовавшуюся
между основой и правой рабочей нитью (рис. 4, б), и затяните туго. Вы
завязали первый плоский узел. На основе этого узла можно сплести
левостороннюю витую цепочку.
6. Продолжайте работу на первых четырех нитях. Завяжите еще 3 первых
плоских узла. Посмотрите внимательно на свою работу. Вы заметили, что
группа узелков чутьчуть повернула влево? Поверните работу на 180 влево и
снова выполните 4 первых плоских узла. Так продолжая плетение, вы
получите левостороннюю витую цепочку (рис. 5).Рис. 5
Примечание: При выполнении цепочки следите, чтобы в ней не было
видно основы. Тогда она будет иметь красивый вид. При каждом повороте
работу закрепляйте булавками.
7. Продолжаем плетение. Нам необходимо сплести семь цепочек по 7 см
каждая.
VI. Итоги урока.
Проверить выполнение работы, выставить оценки (показать лучшие
работы).
Домашнее задание: закончить плетение семи цепочек.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ (с ответами)
В о п р о с. В каких странах существовал запрет на ношение узлов
амулетов?
О т в е т. Табу на узлы существовало в Лапландии, ОстИндии, у
приморских даяков и у жителей северной части острова Целебес (Индонезия).
Римским сенаторам запрещалось иметь на одежде хотя бы один узел.
В о п р о с. Как относились к узлам христиане в Древней Руси?
О т в е т. На Руси вязать узлы – “наузить” означало “колдовать,
знахарить, ворожить” – так пишет об этом В. И. Даль. Христианством на Руси
осуждалось ношение узловамулетов.
В о п р о с. При лечении каких болезней древние люди использовали
узлы?
О т в е т. Считалось, что при помощи развязывания и завязывания узлов
можно вылечить грыжу. Применяли их и для лечения переломов.
В о п р о с. Где в древности существовала узелковая грамота?
О т в е т. На Востоке в древности люди собирали и сохраняли нужную
информацию с помощью узелковой грамоты.
В о п р о с. Какой узел древние греки считали магическим?О т в е т. Геркулесов узел древние греки считали магическим. Его
использовали при перевязывании ран, такой узел носили на шее, привязывали
на вершины мачт, свято веря, что это убережет их от бед.
В о п р о с. Кого по праву считают родоначальниками макраме?
О т в е т. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы
досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких
странах.
В о п р о с. Что обозначает “макраме” в переводе с турецкого?
О т в е т. В переводе с турецкого “макрама” – это шарф или салфетка с
бахромой.
В о п р о с. Для плетения каких изделий используют технику макраме?
О т в е т. В технике макраме можно выполнить ковры, шторы, панно, кашпо,
салфетки, абажуры, ширмы, кружева, кулоны, воротники, браслеты и многое
другое.