Предлагаемый методический материал представляет собой разработку творческой тематической работы для выполнения школьниками на занятиях детского творчества в рамках работы кружков, внеклассных мероприятий, студий художественно-эстетической направленности. Материал может служить своеобразной инструктивной карточкой с поэтапным описанием работы. Работа может быть выполнена школьниками среднего или старшего возраста или адаптирована для начальных классов.
гладь.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
«ДВУСТОРОННЯЯ И ОДНОСТОРОННЯЯ ГЛАДЬ»
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
С какой техникой вышивки вы познакомились на прошлом уроке?
Какие предметы одежды и быта можно украсить этой вышивкой?
Что нужно сделать, прежде чем обшить края дырочки швом через край?
III. Изложение основного материала.
Давайте рассмотрим современные журналы мод и журналы по
рукоделию. Вы обратили внимание, что наиболее часто встречающийся в них
вид отделки – художественная вышивка. Художественная вышивка потому
так и называется, что напоминает нам живопись общими художественными
приемами и многоцветностью. Она выполняется разными способами. Чаще
всего для художественного вышивания используется гладь – так называется
вышивка прямыми или косыми стежками, проложенными внутри заданных
контуров и плотно прилегающими друг к другу. Гладь бывает двусторонняя,
когда стежки выглядят одинаково с двух сторон, плоская и рельефная
(плюмети). При вышивании рельефной гладью делается так называемый
настил. Для этого пространство между контурами рисунка заполняется
крупными стежками, идущими в противоположном направлении по
отношению к последующим гладьевым стежкам. Двусторонняя гладь
используется и для оформления краев вышивкиаппликации (см.
Приложение 3) прямым гладьевым валиком. Гладь бывает и односторонняя,
когда большая часть нити остается с лицевой стороны, а с изнанки видны
лишь прикрепки.
Техник выполнения односторонней глади несколько. Мы рассмотрим на
уроке лишь атласную (арабскую) гладь.
Давайте посмотрим наглядные пособия (см. Приложение 4).
Требования к профессиональной вышивке заключаются не только в
высоком качестве лицевой стороны изделия, но и в чистоте изнанки. Мы
будем переходить с одного вышитого участка на другой по изнанке,
подныривая под стежками. Закрепляем нить также под стежками или в
невышитый гладьевой участок.
Начиная с XIX века ручные техники вышивки стали имитировать при
помощи швейных машин, что ускорило процесс вышивания и сделало
вышивки более прочными и дешевыми. В связи с этим многие виды рукоделия
значительно утратили свою ценность, так как исчезло очарование
индивидуального творчества. В ручной вышивке каждый стежок равноценен
мазку кисти живописца и хранит почерк его создателя. (Демонстрация
новых и изношенных образцов машинной вышивки.)Какие еще вы видите недостатки машинной вышивки? (Стягивание
ткани; невозможность использования нежных ниток для ручной вышивки,
что ухудшает внешний вид изделия; вообще машинная вышивка грубее,
особенно это заметно на легких тканях.)
IV. Самостоятельная практическая работа.
Задание: выполнить образцы двусторонней и односторонней глади
(см. Инструкционную карту № 4).
V. Итоги урока.
Самоконтроль: обратить внимание на точность попадания иглой в
контур рисунка, на плотность заполнения контура стежками и слегка
свободное натяжение нити.
Домашнее задание: то же.
Инструкционная карта № 4
Рис. 13
Двусторонняя гладь
Рис. 14
Односторонняя гладь
Рис. 15
Узелковая гладь (рококо)
Приложение 4Мотивы для украшения уголков носовых платков и салфеток
Хедебо, дырочки
и различные виды швов
Дырочки
и двусторонняя гладь
«Фиалка»
(двусторонняя гладь)
«Шиповник»
(односторонняя гладь)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.