Предлагаемый методический материал представляет собой разработку творческой тематической работы для выполнения школьниками на занятиях детского творчества в рамках работы кружков, внеклассных мероприятий, студий художественно-эстетической направленности. Материал может служить своеобразной инструктивной карточкой с поэтапным описанием работы. Работа может быть выполнена школьниками среднего или старшего возраста или адаптирована для начальных классов.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ГРАММАТИКА
МАКРАМЕ: Работа над сувениром «Гном»
Цели урока: 1. О б р а з о в а т е л ь н а я – познакомить учащихся с
полезными советами, основными этапами творческого процесса. Начать
работу над сувениром.
2. В о с п и т а т е л ь н а я – продолжить формирование добросовестного
отношения к труду, дисциплинированности в работе и товарищеской
взаимопомощи.
3. Р а з в и в а ю щ а я – научить учащихся составлять эскиз изделия,
пользуясь условными обозначениями.
Оборудование: подушки для работы, булавки, ножницы, сантиметровая
лента, карандаши, лист бумаги.
Наглядные пособия: плакат с условными обозначениями, карточки с
описанием работы над сувениром, образцы готовых изделий.
РИСУНКИ УЗЛОВ И УЗОРОВ И ИХ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
(плакат)
I
II III
Способы навески Дорожка из одинарных
первых узлов
плоских узлов (ОПУ)
4
Дорожка из
“Ягодка” из Сетка из ДПУ
двойных плоских четырех ДПУ (шахматка)
узлов (ДПУ)Пико в цепочке
из ДПУ
Диагональный репсовый узел
Ход урока
I. Организационная часть.
Подготовить работу и необходимые инструменты.
II. Проверка домашнего задания (закрепление образцов узлов и узоров
на плотную бумагу или картон).
Показать лучшие работы. Выставить оценки.
III. Повторение пройденного материала.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ (с ответами)
В о п р о с. Какие названия репсового узла вы знаете?
О т в е т. Репсовый узел имеет разные названия в зависимости от
1) горизонтальным;
Он может быть:
направления нити основы.
2) вертикальным; 3) диагональным.
В о п р о с. Что обозначает сокращение – ОПУ?
О т в е т. ОПУ – одинарный плоский узел.
В о п р о с. Что обозначает сокращение – ДПУ?
О т в е т. ДПУ – двойной плоский узел.
В о п р о с. Что такое “пико”?
О т в е т. Свободные нити, образующие петли между узлами, называются
“пико”.
В о п р о с. Что такое “неровное крепление нитей” и когда этот прием
применяется?
О т в е т. Этот вид крепления нити применяют при плетении цепочек, так
как рабочая нить при этом укорачивается в 4 раза быстрее основы. Поэтому,
укрепляя нить для плетения цепочки, внутренние нити надо делать короче, а
крайние длиннее.
IV. Выполнение учащимися эскиза изделия. Ознакомление с
основными этапами творческого процесса.
Последовательность выполнения эскиза изделия:1. Сделать подписи под каждым узлом и узором, указать их
условные обозначения.
2. Рассмотреть образцы готовых сувениров: филин, гном, сова,
лягушка, рак. (Раздать учащимся на каждый стол по одному
изделию.)
3. Самостоятельная работа.
З а д а н и я:
· Используя условные обозначения узлов, составьте схему изделия.
· Приготовьте лист бумаги в клеточку.
· Нарисуйте контур изделия карандашом.
· Внимательно рассмотрите свое изделие. Какие знакомые узлы вы
видите в своих сувенирах?
· Разберите каждый сувенир со всем классом.
Филин (рис. 25). Навешивали нити вторым способом.
Рис. 25 Рис. 26
Лицо: на крайних нитях слева и справа дорожки из ДПУ, в середине –
сетка из ДПУ: 1й ряд – 4 ДПУ, 2й ряд – 3 ДПУ, 3й ряд – 4 ДПУ. В 4м ряду
в середине узор “ягодка”, 5м – 4 ДПУ. Лицо от туловища отделяет
горизонтальная брида. Крылья – пять вертикальных брид. Туловище – сетка
из ДПУ. Хвост – три горизонтальные бриды.
Гном (рис. 26). Колпак выполнен из горизонтальных репсовых узлов.
Лицо – сетка из ДПУ. 1й ряд – 4 узла, 2й ряд – 3 узла, 3й ряд – 4 узла, 4й
ряд – 3 узла и в середине “ягодка” – нос, 5й ряд – 2 узла. Руки, туловище и
ноги – дорожка из ДПУ.Лягушка (рис. 27). Губы – две горизонтальные бриды. Туловище –
вертикальные бриды. Передние и задние лапы – витая цепочка из ОПУ.
Пальцы лап – цепочка из простых узлов.
Рак (рис. 28). Клешни – витая цепочка ОПУ. Панцирь – вертикальные
репсовые узлы. Хвост – двойные плоские узлы. Кисточка хвоста после ряда
репсовых узлов.
Рис. 27 Рис. 28
З а д а н и е: теперь заполните свои нарисованные контуры условными
обозначениями узлов, из которых состоит ваше изделие.
4. После того как учащиеся справятся с работой, собрать листы для
проверки и выставления оценки.
Познакомимся с основными э т а п а м и творческого процесса:
П е р в ы й э т а п. Выполнение эскиза изделия. Прежде всего надо
выполнить эскиз задуманного изделия, т. е. необходимо изобразить контур
изделия карандашом.
В т о р о й э т а п. Подбор материала для работы и выбор
конструктивных деталей.
Вот некоторые полезные советы по улучшению внешнего вида материала
для изделия.
Полезные советы
1
Если материал мягкий, его можно сделать жестче с
помощью желатина. В 500 г воды опустить 25 г желатина, оставить
для разбухания. Для полного растворения поместить сосуд в
паровую баню и нагревать. Когда желатин растворится, добавить 1/2
чайной ложки глицерина и 1 л горячей воды. В этот раствор
поместить сухую нить на несколько минут, затем нить вынуть и
просушить.2. При необходимости нить можно подкрасить анилиновыми или
природными красителями. Анилиновые красители можно купить в магазине,
природные (шелуха лука, еловые шишки, березовые листья и т. д.) можно
насобирать дома или в лесу.
Красить нити анилиновыми красителями необходимо строго по
инструкции, данной в аннотации к красителю.
Природные красители лучше использовать высушенные, так как они дают
более мягкие тона.
Краситель вымачивают в течение суток в мягкой воде. Затем кипятят в
этой воде 15–20 минут. На 100 г красителя берут 1–2 литра воды.
Полученный отвар процеживают в посуду для окрашивания. Для полного
выделения краски из красителя его кипятят еще 15–20 минут в 1–2 литрах
воды, которую затем смешивают с отваром.
Смотанные в клубки нити перевязывают в трехчетырех местах льняной
нитью. Нити на сутки замочить, чтобы оттенок при крашении получился
ровным. Красить в эмалированной посуде, чтобы раствор полностью покрывал
нити.
Красят три часа на медленном огне, постоянно помешивая.
Для закрепления красящего вещества на нитях используют закрепители
(протраву). Протрава делает окраску более устойчивой к свету. В качестве
закрепителя можно использовать рассол квашеной капусты, соль, уксус.
Закрепитель следует добавлять перед началом крашения.
Природные красители дают разный цвет.
Шелухой лука можно окрасить нити в желтые тона, бежевые и
красноватобежевый цвета. Еловые шишки дают коричневый цвет. Листья
березы придадут нитям бежевый оттенок.
Нарезать нити для изделия лучше после окраски и просушки, так как при
кипячении нить дает усадку.
3. Порванную нить можно склеить клеем, сшить нитью в тон пряжи; если
нить эластичная, ее можно связать тугим узлом и коротко подрезать концы.
Следующий этап (третий) творческого процесса – подбор узора.
Это основная часть работы. Возьмите за правило – не выдумывать
сложных узоров. Чем проще узор, тем интереснее и изысканнее вещь.
Попробуйте отработать несколько вариантов узора и остановитесь на
лучшем.
Сделайте необходимый образец и рассчитайте длину и число нитей.
Не смущайтесь, если в процессе работы вам придет в голову новая идея и
нужно будет поменять элементы узора. Это важно, но сначала убедитесь, что
новая идея лучше старой.
Самое прекрасное в творческом процессе – это поиск.
Здесь необходимо проявить не только терпение, усидчивость и
настойчивость, но и выдумку, фантазию, упорство в достижении поставленной
цели.При обдумывании какойлибо работы обязательно перелистайте книги по
живописи, рассмотрите открытки, сходите на выставку современной
живописи, внимательно вглядитесь в окружающий мир.
V. Практическая работа.
Работа над сувениром “Гном”.
Последовательность выполнения работы:
1. Нарежьте шестнадцать нитей по 2 м, толщина нитей 1,52 мм. Завяжите
на концах узелки.
2. Перевяжите все нити простым узлом таким образом, чтобы один конец
был длиннее другого на 15 мм (рис. 29).
Рис. 29
3. Хорошо зафиксируйте узел на подушке. Начинаем плетение с
середины. Большая половина используется для плетения колпака, вторая для
плетения туловища.
Плетем колпак. Для этого берем крайнюю левую нить и направляем ее
слева – направо.
Наплетаем на нее пятнадцать нитей репсовым узлом. Оставляем
направляющую нить свободной (рис. 30).
Рис. 30 Рис. 31
Берем крайнюю левую нить, ведем ее так же слева – направо и наплетаем
на нее четырнадцать свободных концов. Расстояние между бридами в начале
порядка 1 мм, в конце – 8–10 мм.
Направляющая нить второй бриды также остается свободной (рис. 31).И так выполняем еще 13 брид, пока не останутся две нити.
Предпоследняя нить становится узелковой (направляющей), последняя –
рабочей. Этот элемент называется “раковина” (рис. 32).
(Продолжение – см. урок 5.)
Домашнее задание: доплести колпак.
Рис. 32
Тема: ГРАММАТИКА МАКРАМЕ
Работа над сувениром “Гном” (продолжение)
Цели урока: 1. О б р а з о в а т е л ь н а я – познакомить учащихся с
историей создания сувенира и технологией плетения сувенира “Гном”.
2. В о с п и т а т е л ь н а я – познакомить учащихся с народными
художественными промыслами.
3. Р а з в и в а ю щ а я – научить учащихся пользоваться литературой при
выполнении изделия.
Оборудование: подушки для плетения, булавки, ножницы.
Наглядные пособия: альбом с образцами, карточки с описанием работы,
образцы готовых изделий, плакат по технике безопасности.
Ход урока
I. Организационная часть.
Подготовить необходимое оборудование.
II. Проверка домашнего задания (см. урок 4).
Выставить оценки, показать лучшие работы.
III. Беседа об истории создания сувенира.Учитель показывает учащимся различные сувениры и репродукции,
выясняет, как они представляют себе значение слова “сувенир”. Учащиеся
называют наиболее распространенные виды сувениров (значки, игрушки,
матрешки).
С у в е н и р – это вещь, связанная с воспоминаниями о какихлибо
событиях или о какомто человеке. Сувенирами могут быть различные
изделия, имеющие как декоративное, так и декоративноутилитарное
значение.
Д е к о р а т и в н ы е и з д е л и я, служащие украшением, – это
различные панно, глиняные, деревянные расписные и резные игрушки (к ним
можно отнести и самодельные игрушки из ткани). Сувениры декоративно
утилитарного характера, кроме того, находят применение в быту.
Французское слово “сувенир”, означающее “подарок на память”, пришло
в русский язык в петровские времена. Раньше сувениром считали любой
подарок, который напоминал о человеке, сделавшем его.
История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она
связана с магическими обрядами. Человек приписывал силам природы
сверхъестественный характер, поэтому старался задобрить их. Отсюда
почитание идолов, вера в волшебную силу талисманов и амулетов. Созданные
руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в
обрядах.
Со временем изображения утрачивают магический смысл, в результате
чего идол переходит в разряд игрушки, а талисман – в разряд украшений. Эти
изображения, сохранившие местные художественные традиции, стали дарить
как сувениры.
Считается, что в производстве сувениров преимущественное право
художественных
принадлежит, прежде всего,
промыслов. Такие изделия, как знаменитые на весь мир красочные матрешки,
дымковские игрушки, лаковая миниатюра Палеха, расписные шали, кружево,
золотая хохлома, стали своего рода эталонами сувениров. Они являются
выразителями художественной культуры народа, а кроме того, в них
воплощается единство ремесла и искусства. (Окончание – см. урок 6.).
изделиям народных
Наш сувенир “Гном” – символ благополучия, хранитель домашнего очага.
Выполненный умелыми руками, он будет сохранять в себе чистую энергию
любви и добра, станет замечательным подарком родным и близким.
IV. Практическая работа:
оплести колпак узлом “горизонт”;
сформировать кисть; выполнить лицо, руки и туловище гнома.
Работа над сувениром “Гном”.
4. Продолжаем плетение колпака. Этот элемент называется “раковина”.
Для этого зафиксируем последний репсовый узел первого ряда, после этого
берем свободно свисающую узелковую нить первого ряда (рис. 33) и,превращая ее в основу, направляем вдоль правого края колпака. Затем берем
узелковую нить следующей бриды колпака и обвиваем ею узелковую нить
первой бриды, заполняя расстояние от первой до третьей бриды узлом
“горизонт” (рис. 34). Заполнив промежуток от первой до третьей бриды,
рабочую нить берем в основу и следующий промежуток оплетаем третьей
нитью (свободно свисающей) и т. д. Таким образом постепенно все нити
собираются в кисть. Кисть подрезать.
Рис. 33 Рис. 34
5. Развязываем простой узел и с обратной стороны начинаем плести лицо
гнома.
Плетем 5 рядов сетки из двойных плоских узлов:
1й ряд – 4 узла, 2й ряд – 3 узла, 3й ряд – 4 узла, 4й ряд – 3 узла, 5
й ряд – 2 узла.
6. В 4м ряду на средних четырех нитях выполнить узор “ягодка”,
символизирующий нос гнома.
7. Из четырех крайних нитей плетем с двух сторон полоски – руки гнома
двойными плоскими узлами длиной 8–12 см в зависимости от роста гнома.
8. Центральные 8 нитей заплетаем двойными плоскими узлами 242.
Длина дорожки 4–6 см (рис. 35).Рис. 35
V. Итоги урока.
Проверить выполненную работу, оценить.
Домашнее задание: доплести руки, туловище гнома; принести две пуговицы
для глаз гнома.
Тема: ГРАММАТИКА МАКРАМЕ
Работа над сувениром “Гном” (окончание)
Цели урока: 1. О б р а з о в а т е л ь н а я – продолжить знакомство с
историей сувенира.
2. В о с п и т а т е л ь н а я – привить уважение к выразителям
художественной культуры народа.
3. Р а з в и в а ю щ а я – научить учащихся качественно и аккуратно
оформлять изделие.
Оборудование: подушки для работы, булавки, ножницы, стенд для
оформления минивыставки.
Наглядные пособия: карточки с описанием работы, образцы готовых
изделий, плакат по технике безопасности.
Ход урока
I. Организационная часть.
Подготовить работу и необходимые инструменты.
II. Проверка домашнего задания.
Выставить оценки; показать лучшие изделия.
III. Повторение пройденного материала.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ (с ответами)В о п р о с. Что означает слово “сувенир”?
О т в е т. Сувенир (франц.) обозначает “подарок на память”.
В о п р о с. Какие изделия могут быть сувенирами?
О т в е т. Сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как
декоративное, так и декоративноутилитарное назначение. Декоративные
изделия, служащие украшением, – это различные панно, игрушки
декоративноутилитарного характера, кроме того, они находят применение в
быту.
В о п р о с. Как в древности относились к фигуркам из глины, дерева,
камня?
О т в е т. Человек приписывал силам природы сверхъестественный
характер, поэтому старался задобрить их. Отсюда почитание идолов, вера в
волшебную силу талисманов и амулетов. Созданные руками человека фигурки
из глины, дерева, камня, играли важную роль в обрядах.
В о п р о с. Какие народнохудожественные промыслы вы знаете?
О т в е т. Знаменитые на весь мир матрешки, дымковские игрушки,
лаковая миниатюра Палеха, расписные шали, кружево, золотая хохлома.
Провести опрос учащихся и поставить оценку.
IV. Беседа о сувенирах (окончание).
Продолжая разговор о различных видах сувениров, требованиях,
предъявляемых к ним, учитель знакомит учащихся с понятиями: личный и
общезначимый сувенир.
Личным, индивидуальным, сувениром может быть любой предмет
природного происхождения или сделанный человеком, напоминающий о
какомлибо событии, месте, человеке. Такой предмет может быть подарен,
куплен или найден гдето и взят на память о чемто личном. Например, им
может быть рисунок, платок, автограф, фотография, интересный камень
и т. д.
Общезначимый сувенир связан с важнейшими событиями, датами, с
историей и жизнью страны, города, с традиционными художественными
промыслами, то есть связан с какойлибо значительной темой, событием. Это
различные значки, памятные медали, изделия народных мастеров и
художественных промыслов, работающих в традициях своего края,
местности. Создать новый сувенир не просто. Художник, работающий над
сувениром, должен учитывать, что сувенир – это изделие, несущее в своем
художественном решении определенную информацию. Что же это за
информация? О чем может рассказать сувенир?
Прежде всего,
мастерстве,
изобретательности и тонком юморе, умении обрабатывать материал, не
нарушая его красоты.
о красоте народного искусства,Отечественные художественные изделия и сувениры языком искусства
рассказывают о жизни нашей страны и его народа. Они всюду находят своих
почитателей – в Токио и Монреале, Париже и Лондоне.
Таким образом, сувенир дает представление о стране, ее истории,
художественной культуре народа, его традициях и эстетических идеалах.
Сувениры приобретают чаще всего во время туристических поездок,
путешествий, во время посещений выставок, музеев и т. д. Поэтому при
разработке эскизов сувениров следует думать не только об их высоком
художественном уровне, качестве исполнения и отделки, но и о размерах. Не
следует увлекаться большими размерами: сувенир должен быть легким,
малогабаритным, портативным.
V. Практическая работа: плетение ног гнома; изготовление бороды и
бровей; окончательная отделка.
Работа над сувениром “Гном”.
9. Переходим к плетению ног гнома.
Рис. 36
Делим нити от плетеного туловища на две группы по 4 нити в каждой
группе. Плетем на каждых четырех нитях по два двойных плоских узла.
Соединяем нити рук и нити туловища и плетем полоски (ноги) двойными
плоскими узлами 242 (рис. 36); полоски по 4–6 см.
10. Поворачиваем плетение на 90 для образования ступни. Выбрать две
самые длинные нити – это рабочие, остальные шесть нитей в основе.
Выполните четыре двойных плоских узла, подрезая после каждого узла нити
из основы (самые короткие). Оставляем 4 рабочих конца, на них плетем еще
3 ДПУ. Затем 2 средних конца загибаем за линию ступни, а двумя крайними
закрепляем их, как бы оплетая лапти.
11. Бороду выполняем на отдельной нити, навесив на нее обрезки,
оставшиеся от работы вторым способом. Полоска должна занять промежуток
в нижней части лица гнома между руками.
12. На другую дополнительную нить можно набрать лохматые брови.13. Пришить полоски к лицу гнома. Подровнять брови и бороду,
распушить, если позволяет нить.
14. Подобрать по размеру и цвету глаза гнома – пуговицы.
VI. Итоги урока.
Проверить работу учащихся, поставить оценку и приколоть изделие на
приготовленный стенд.
Оформить минивыставку, на которой собираются все работы учащихся.