МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РИШЕЛЬЕ И РОКОКО»

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 31.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал представляет собой разработку творческой тематической работы для выполнения школьниками на занятиях детского творчества в рамках работы кружков, внеклассных мероприятий, студий художественно-эстетической направленности. Материал может служить своеобразной инструктивной карточкой с поэтапным описанием работы. Работа может быть выполнена школьниками среднего или старшего возраста или адаптирована для начальных классов.
Иконка файла материала ришелье.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:  «РИШЕЛЬЕ И РОКОКО» I. Организационный момент. II. Повторение изученного. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ Среди предложенных образцов найдите гладьевые вышивки. Чем отличается двустороння гладь от односторонней? Как можно скрыть переходы рабочей нити по изнанке? III. Изложение основного материала. Техника рококо относится к односторонним видам глади, еще ее называют узелковой  или  швом навивкой. Эта самая выпуклая техника вышивки весьма своеобразна и хорошо смотрится в миниатюрах. (Демонстрация миниатюры “Розы” – см. Приложение 3.) Использовать ее в одежде следует осторожно, учитывая   сложность   утюжки   узелковых   участков.   Очень   объемные   цветы, вышитые   шерстяной   нитью   по   шерстяному   трикотажу,   вообще   не   утюжат. Варьируя число витков нити на игле от 2–3 до 50, мы можем выполнять и мелкие тычинки, и крупные розы. Для выполнения элемента вышивки рококо надо вывести иглу с ниткой на лицевую поверхность ткани, сделать маленький стежок и, не выводя иглы из ткани, намотать нить 2–3 раза на виднеющееся острие иглы; затем прижать витки на игле большим пальцем к ткани и вытаскивать иглу, не убирая большой палец до тех пор, пока не будет проведена вся нить сквозь витки; вколоть иглу под готовый узелок и переступить по изнанке на место следующего узелка. Вышивка  ришелье, а более правильное название “ренессанс”, относится к ажурным видам вышивки  и  с успехом может заменить  дорогое коклюшечное кружево. Раньше вышивку ренессанс использовали для украшения столового и постельного белья и выполняли белым по белому. А теперь применяют и для женской одежды, часто используют цветные нитки. При выполнении этой вышивки контур узора прометывается два раза швом “вперед иголку”. Затем делают бриды (от англ. Bride – мост). Иголку с ниткой выводят на лицевую сторону у одного контура, где намечена брида, переступают на   другую   сторону   будущего   вырезного   участка,   цепляясь   за   ткань   и проложенные   ранее   стежки   контура,   и   так   нечетное   число   раз;   бриды обметывают, идя обратно, не захватывая ткани, обвивая лишь натянутые нити тугим   петельным   швом.   Затем   основные   линии   узора   обшиваются   петельным швом, рубчиком к той стороне, которая вырезается. Когда вся вышивка готова,аккуратно, так как чинить порезы на ришелье сложно. V. Изложение нового материала (продолжение). 1. Уход за вышитыми изделиями. ткань внутри контуров вырезается, а после стирки и утюжки края окончательно подравниваются. В отличие от вышивки ренессанс, в ришелье на бридах и краях вырезных участков делаются зубчики пико. А в венецианской вышивке по краям фестонов делают густой настил и уже потом проходят петельным швом.  Очень   похожи   по   технологии   на   вышивку   ренессанс  фестонный   шов  и прорезная   гладь,   в   них   так   же   до   прокладывания   петельных   стежков прошиваются швом “вперед иголку” края, у которых будет вырезаться ткань. (Демонстрация наглядных пособий, см. Приложение 5.) IV. Самостоятельная работа. Выполнить рококо и ришелье – по Инструкционным картам № 4, 5. Концы нитей   закреплять   в   невышитый   стебель   цветка   стежками   “вперед   иголку”, которые послужат еще и настилом под гладь. Выполнить стебель цветка косым гладьевым валиком, как показано на рис. 17. Самоконтроль: следить за частотой стежков и натяжением нити, вырезать Стирать изделие следует вручную в мягких моющих средствах для цветного белья, шерсти и шелка. Полоскать в теплой, а затем в холодной воде, слегка отжимая. Закатать вышитое изделие в махровое полотенце и, пока греется утюг, сдавливать   полотенце руками. Изделие  вынуть из полотенца  и расправить по долевой и уточной нити. Утюжить с изнанки на мягкой подложке. Если есть необходимость проутюжить с лицевой стороны – использовать проутюжельник. Терморегулятор утюга устанавливать в соответствии с составом ткани. 2. О работе художника по вышивке. Как вы считаете, откуда берутся эти очаровательные мотивы? Художник   по   вышивке,   прежде   всего,   искусствовед   и   этнограф.   Он отправляется на поиск, часто теряет надежду, а все­таки всегда в конце концов находит! Дальние деревни, старые избушки, уединенные жилища, разрушенные временем   настолько,   что   уже   еле­еле   держатся…   Все   это   священные   места художника. Его сопровождают безграничная терпеливость и надежда на успех, удача, помогающие открывать старинную вечную красоту… Взгляните на эти вышивки! Их нельзя не понять, не почувствовать их очарование и волшебство. Они – источник свежести, бодрости и молодости. Вначале любуемся старыми вещами лишь мельком, потом – кто знает? – может быть, один из этих рисунков врежется нам в память, запомнится надолго, пробудит в нас желание… жить лучше,   красивее,   осмысленнее.   Жить,   не   нарушая   гармонии   и   совершенствалиний   предметов   и   вещей,   которые   художник   снова   возвращает   жизни,   а следовательно, всем нам. Художник по вышивке не только хороший рисовальщик, он – собиратель и хранитель   художественного   наследия.   Художник   по   вышивке   –   редкая профессия. В старину на Руси его называли “знаменщиком” (рисующим знамена). Уважение   и   любовь   к   традициям   народного   творчества,   восхищение декоративным   убранством   храмов,   трепетное   отношение   к   сокровищам запасников   и   тишине   музеев   –   питают   талант   художника.   Как   модельер прекрасно разбирается в шитье, так художник в совершенстве владеет секретами вышивки и создает неповторимые рисунки, которые не только украшают одежду, но и превращают ее в произведение искусства. Кредо художника – “Мир полон прекрасного, природа им переполнена, и человек просто не в состоянии остаться лишь безучастным созерцателем. Вдохновленный, и он превращается в творца”. А   как   вы   думаете,   кто   такая   вышивальщица   и   где   она   может применить свое умение? (На фабриках по пошиву одежды, в ателье и частной мастерской,   дома   и   учебных   заведениях,   реставрационных   мастерских   и   при монастырях). Для того чтобы вы имели более полное представление о работе художника по   вышивке   и   вышивальщицы,   рекомендую   двухтомник   Терезы   де   Дильмон “Энциклопедия   для   дам”,  в   котором   представлены   с   комментариями   лучшие музейные образцы ручной вышивки. IV. Итоги урока. Домашнее   задание:  закончить   образец   ручной   вышивки,   подшить   края образца,   постирать,   проутюжить,   прикрепить   в   альбом;   принести   альбом   для зачета; принести новую тетрадь для конспектов по шитью. Инструкционная карта № 4Рис. 13 Двусторонняя гладь Рис. 14 Односторонняя гладь Рис. 15 Узелковая гладь (рококо) Инструкционная карта № 5                 Рис. 16. Ришелье                                         Рис. 17.                                                                         Косой гладьевой валикПриложение  Мотивы для уголков воротничков и салфеток Прорезная гладь Фестонный шов Ришелье (ренессанс)