Предлагаемый методический материал представляет собой разработку творческой тематической работы для выполнения школьниками на занятиях детского творчества в рамках работы кружков, внеклассных мероприятий, студий художественно-эстетической направленности. Материал может служить своеобразной инструктивной карточкой с поэтапным описанием работы. Работа может быть выполнена школьниками среднего или старшего возраста или адаптирована для начальных классов.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРБОТКА НА ТЕМУ:
«ШВЫ НА ОСНОВЕ ПЕРЕКРЕЩЕННОЙ СТРОЧКИ
И ТАМБУРНОГО ШВА»
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Какие швы вы изучили на прошлом уроке?
Какие детали вышивки ими можно выполнить? (Линейные: стебли,
контуры…)
Можно ли применить эти швы для шитья и ремонта одежды?
(Да. 1й шов – для сметывания, временного соединения деталей;
2й – для восстановления отделочных строчек, ремонта кожаных
изделий;
3й и 4й – для зашивания распоровшихся швов;
5й – для восстановления эластичных строчек на трикотажных
изделиях).
А еще эти швы можно применять для заполнения пространства внутри
контуров рисунка, тогда они называются покрывающими. Например, если стежки
“вперед иголку” выполнять рядом, прилегающими друг к другу, то это будет
русская гладь. Ею выполнена миниатюра “Грибы” (см. Приложение 3).
Если стебельчатый шов выполнять в одну нитку да при этом прокалывать
предыдущий стежок, то это – лицевая гладь, применяемая для вышивания икон
(демонстрация образца).
III. Изложение основного материала.
Швы на основе перекрещенной строчки используют для выполнения
декоративных дорожек, соединительных и маскировочных швов в народной
одежде (демонстрация книги “Художественное вышивание”) и теневой глади
(демонстрация журнала “Бурда”). Теневая гладь выполняется по тонким
полупрозрачным тканям (кисея, маркизет, батист, шелк) белыми или цветными
нитками. В старину использовалась для оформления тонких занавесей, нижнего
белья и т. п. (Демонстрация батистовой детской блузки и открытки “С днем
рождения” – см. Приложение 2.)
На основе тамбурного шва существуют десятки вариаций, их также
используют для декоративных дорожек и узких фрагментов вышивок: стебли,
листья, ленты и т. д. (Демонстрация картины “Аквариум” и открытки
“Новогодняя” – см. Приложение 3.)
IV. Практическая работа.Принять позу вышивальщицы: стул подвинут глубоко под стол, спина
опирается о спинку стула, предплечья опираются о край стола. Помните о
технике безопасности!
Выполнить швы: козлик, перекрещенная строчка, восьмерка (теневая гладь),
елочка и каракули – по Инструкционной карте № 2. (Тем ученикам, которые не
поняли технологию по инструкционной карте, учитель помогает
и
показывает непосредственно на их образце.)
V. Итоги урока.
Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя,
обратить внимание на длину стежка и угол наклона иглы.
Домашнее задание: закончить швы и закрепить нити с изнанки; принести те
же инструменты и материалы; обязательно принести маникюрные ножницы.
Инструкционная карта № 2
3
2
1
а
3
2
3
2
67
1
5
4
б
Рис. 7. Шов «козлик»
1
4
5
в
Рис. 8. Шов «перекрещенная строчка»
Рис. 9. Шов «восьмерка»
2
1
2
1
3
4
а
3
а
Рис. 10. Шов «елочка»
б
Рис. 11. Шов «каракули»
бОткрытки “Новогодняя” и “С днем рождения”
Приложение 2
5
1
1 – шов «елочка»;
2 – стебельчатый шов;
3 – тамбурный шов;
4 – рококо;
5 – двусторонняя гладь
2
2
3
2
4
1
4
1 –перекрещенная строчка;
2 –шов «восьмерка»;
3 –шов «вперед иглу дважды»;
4 – петля вприкреп;
5 – рококо;
6 – двусторонняя гладь
1
5
1
1
2
1
1
6
2
3
Петля вприкреп
Приложение 3Миниатюры “Грибы”, “Розы”, “Мухомор”
2
5
3
2
3
1
1 – русская гладь;
2 – рококо, узелковая гладь;
3 – двусторонняя гладь;
4 – односторонняя гладь;
5 – прямой гладьевой валик
3
5
1
4