Методическая разработка Общешкольное мероприятие "Я выбираю жизнь"
Оценка 4.7
Мероприятия
doc
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
02.10.2017
Общешкольное мероприятие направленное на профилактику суицида, среди обучающихся. Пропаганда здорового образа жизни. Улучшение эмоционального состояния участников акции; повышение компетентности родителей и педагогов в области профилактики суицидального поведения; повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации.
Акция Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ.doc
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ
«Я выбираю жизнь!»
Цель: профилактика суицидального риска.
Задачи:
• улучшение эмоционального состояния участников акции;
• повышение компетентности родителей и педагогов в области профилактики
суицидального поведения;
• повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и
помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации.
Категории участников: школа, родители, приглашенные специалисты.
Необходимые материалы: бумага, фломастеры, карандаши, обои или
ватман, цветные стикеры, двухсторонний скотч, ножницы, гуашевые краски,
емкости для краски (одноразовые тарелочки), широкие кисти (по количеству
цветов).
ПЛАН АКЦИИ
В фойе первого этажа по всему периметру стен прикреплены белой стороной
обои (либо ватман). В нескольких местах под обоями стоят столы, на которых
расположены емкости с яркой краской (гуашью) и салфетками. У столов
дежурят медиаторы. На центральной стене висит плакат с девизом: «Мы
голосуем за жизнь!» Каждый приходящий в школу приглашается к столам с
краской. Медиаторы берут его за руку, с помощью широкой кисти покрывают
ладонь тем цветом, который человек выбирает, и предлагают оставить свой
отпечаток на обоях, проголосовать «За жизнь!». Ладонь можно вытереть
салфеткой.
В школьных коридорах на разных этажах организуется выставка «Жизнь
замечательных людей». Выставленный материал включает в себя фотографию
человека (не только известных, великих и авторитетных для детей людей, но и
замечательных родителей, учителей, выпускников школы и др.) и наиболее
интересные факты его жизни (кратко, на листах формата А4).
В фойе второго этажа (либо там, где находятся средние классы)
располагается «Дерево жизни». Это нарисованное на ватмане большое дерево
без листочков, либо довольно крупная ветка, укрепленная в горшке, как
дерево. Около дерева дежурят медиаторы. У них есть стикеры в виде
листочков и фломастеры. Медиаторы предлагают всем, кто проходит мимо, написать на стикере, почему он выбирает жизнь, и приклеить его в качестве
листочка на «Дерево жизни».
В фойе третьего этажа (там, где учатся старшие классы) выставка
фотографий старшеклассников «Я выбираю жизнь». Под каждой
фотографией можно прикрепить чистый лист, чтобы проходящие мимо могли
написать свои мысли на тему, заданную фотографией. На выставке дежурят
несколько медиаторов.
В конце учебного дня по всей начальной школе проводятся классные часы на
тему: «Путешествие в Жизнь». Классные руководители рассказывают о том,
что же такое жизнь, какие она имеет смыслы (на различных позитивных
примерах). Затем ребятам предлагается с помощью бумаги и карандашей
совершить путешествие в свою жизнь: нарисовать линию своей жизни и
отметить на ней настоящие и будущие достижения, нарисовать рядом с
линией то и тех, ради кого мы живем, для чего мы живем и пр.
По всей средней школе в формате токшоу проходят классные часы на тему:
«Один день жизни». Желающие рассказывают об одном дне своей жизни,
когда хотелось все бросить и уйти, не хотелось жить, все было плохо. Класс
задает уточняющие вопросы и предлагает варианты выхода из подобной
ситуации (как можно больше) и ищет ресурсы (кто мог бы помочь,
поддержать, остановить).
По всей старшей школе проходят классные часы на тему «ОтражениЯ»
(формат токшоу). Классные руководители показывают социальные ролики о
суициде, а затем организуют токшоу по данной теме.
В токшоу участвуют приглашенные специалисты, родители.
Для педагогов в актовом зале проводится семинар по профилактике
суицидального риска (с просмотром роликов).
Каждый ученик в этот день получает памятку для родителей «О здоровой и
радостной жизни». Для желающих родителей организован консультационный
пункт, который работает в течение всей акции. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о
суициде
(Эрл Гроллман)
Для начала автор рекомендует не просто принять суицидента как личность,
способную на самоубийство, но и признать за человеком формальное право
совершить такой шаг. А во время самого диалога взрослому рекомендуется:
• внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают
от одиночества и невозможности излить перед кемто свою душу;
• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о
сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
• не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые,
самые шокирующие высказывания;
• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется
лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы»
заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
• постараться изменить романтическотрагедийный ореол представлений
подростка о собственной смерти;
• не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не
способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
• привести конструктивные способы ее решения;
• одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако,
должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и
возможностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Правила для работы с подростками,
друг или подруга которых совершили самоубийство
(Эрл Гроллман)
• Избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьезных проблем
молодежи состоит в отсутствии у них знаний о суицидах изза стремления
взрослых к сохранению тайны в интересах детей. Между тем искажение
реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии изза случившегося, состояние подавленности. Поэтому
необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и
ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития. Очень
важно, чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах смерти от
педагогов, а не от приятелей, соседей или из прессы.
• Говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и
вспоминая не только о произошедшей трагедии, но и о счастливом времени и
моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и
поводов суицида следует проводить избирательно.
• Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние,
протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на
открытое проявление чувств. Вместе с тем необходимо обращать особое
внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в
непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для
его предотвращения.
• Преодолевать фаталистические настроения, обсуждая конструктивные
пути преодоления возможных конфликтов. Важно убедить ребенка, что
суицид является недостойным способом выхода из затруднительного
положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, потом обязательно выглянет
солнце. Или самая ужасная зубная боль проходит, стоит только немного
потерпеть.
• Помочь ребенку принять решение вновь начать жизнь. Выход из
депрессии и реабилитация не происходит после одной встречи, 1–2 дней или
ночей, поэтому важно продолжать работу с друзьями суицидента на
протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них
надежду на облегчение в будущем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Афоризмы для классных часов на тему «ОтражениЯ»
«Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены
дара речи, они не имеют возможность выяснять отношения» (В. Маяковский).
«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем
бросить в огонь самую книгу» (Ж. Санд).
«Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого»
(Веслав Брудзиньский).
«Убийца убивает человека, самоубийца – человечество» (Г. Честертон).
«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).
Методическая разработка Общешкольное мероприятие "Я выбираю жизнь"
Методическая разработка Общешкольное мероприятие "Я выбираю жизнь"
Методическая разработка Общешкольное мероприятие "Я выбираю жизнь"
Методическая разработка Общешкольное мероприятие "Я выбираю жизнь"
Методическая разработка Общешкольное мероприятие "Я выбираю жизнь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.