Цели :
Познакомить обучающихся со страшными истории Великой Отечественной войны;
дать определения « героический поступок», « подвиг», « герой»,
«самопожертвование»; привлечение внимания к истории своей семьи.
Задачи:
Способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей; – воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу, ответственность) гражданского долга.
Предварительная работа:
Беседа в семьях о родных и близких обучающихся, участников Великой Отечественной войны . Подбор аудио и видео материала.
Оборудование и оформление:
Презентация, соответствующая тематике,
музыкальное сопровождение – песни на военную тему, солдатское
письмо-треугольник с букетиком незабудок, шаль, выставка книг и фотографии
участников ВОВ, ордена и медали, военные билеты, дневники.
Ход мероприятия
(Видеоролик Помните)
Вступительное слово классного руководителя:
9 мая 2019 года мы будем отмечать 74 годовщину Победы в Великой Отечественной войне, отзвучали марши, отгремел праздничный салют. Да война унесла жизни наших прадедов и дедов, у старшего поколения отцов, братьев и сестер.
(тихо звучит метроном )
Около 27 миллионов человеческих жизней, если объявить минуту молчания по каждому погибшему в этой войне , то она продлиться более 40 лет….
Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
Классный руководитель:
Мы часто в жизни слышим такие слова « Совершил героический поступок, подвиг, героический человек».
Вопрос обучающимся:
А что мы понимаем под этими словами?
- Что такое героический поступок?
- Что такое подвиг?
- Кого называют героем?
- Что объединяет все эти определения?
Ведущий:
Словарь В. И. Даля содержит следующее определение:
Героизм - это.- особая форма человеческого поведения, к-рая в нравственном отношении представляет собой подвиг.
Значение слова «герой» -человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Подвиг- героический, самоотверженный поступок.
Классный руководитель:
Вопрос обучающимся: А кто для Вас является Героем?
Ответы обучающихся
Классный руководитель:
Давайте посмотрим, видеосюжет, социальный опрос, который проводили среди молодого населения.
(ролик Кто для тебя Герой?)
Основная часть беседы
(тихо звучит песня из кинофильма «Офицеры» )
Классный руководитель:
Обобщая, все выше сказанное, как Вы думаете, как будет звучать тема нашего классного часа?
Ответы обучающихся
« Герои былых времен…»
Классный руководитель:
В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.
Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стены огня, и те, кто под снарядами строили мосты, и те, кто жил на оккупированных территориях.
Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители. Расставались любимые, никто тогда не думал о себе.
Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, – это история нашей страны, наша история, история наших семей.
Классный руководитель:
Готовясь к нашему классному часу, каждый их Вас получил задание подготовить рассказ о участниках ВОВ членах своей семьи, давайте послушаем…
(Рассказ о обучающихся о ветеранах, презентации на тему «Герои нашей семьи»))
Романцов Георгий Харлампиевич 22.04.1916 года рождения уроженец станицы Чертковской Морозовского района, Ростовской области.
Отец Романцов Харлампий Петрович - мельник, мать Александра Евгеньевна – домохозяйка.
Был третьим из четырех детей в семье, единственным сыном. В 1940 году призван в ряды РККА, служил в городе Речица , Гомелевского района ,Белорусской ССР в 487 стрелковом полку, стрелком.
В июне 1941 года при передислокации войск, эшелон попал под обстрел, выжившие были направлены на переформирование. С июля 1941 служил в штабе 20 армии, шофером. В самом начале войны получил два ранения: первое 25 июля в левую руку, вследствие которого потерял 4 и 5 пальцы, второе в 11 ноября этого же года в правую ногу. Попал в окружение на Вяземском направлении Западного фронта, был взят в плен, дважды бежал, пробираясь по оккупированной территории к своим частям. Весной 1942 года был арестован во время зачисток территории немецкими оккупантами и направлен на принудительные работы в Германию, трудовой лагерь. .Работал в мастерских по ремонту паровозов. Проработав несколько месяцев, задумал побег, договорившись с соотечественником, однако сложность заключалась в том, что работали они в разные смены. Тогда мой дед предложил, что он останется после дневной смены, спрячется в депо, когда приступит к работе вторая смена они потихоньку выйдут из депо и уйдут. Дедушка спрятался внутри паровоза, обмазав одежду машинным маслом, чтоб собаки не взяли след. Отсутствие одного из работников заметили, стали обыскивать депо, нашли сумку деда, в которой он припас сухари на дорогу, стали допрашивать его напарника, несколько раз проверили все депо, собаки след не взяли. Сутки сидел он в своем укрытие, без воды и пищи, улучив момент вылез и не дожидаясь напарника т.к. за ним следили, сбежал. У него был компас, шел он ночью по лесам и безлюдным местам, питался ягодами, листьями, ночью на огородах, попадающихся на пути копал и ел сырой картофель. Шел он так несколько недель. В один из дождливых осенних дней, выйдя к проселочной дороге, он спрятался под большой елью которая находилась недалеко от караульной пустующей будки, сильно вымокнув он хотел немного просохнуть и согреться. Однако его планам не суждено было сбыться, проезжавшие мимо ели охотники заметили его в густой хвое и отвели в Гестапо. Попав в застенки гестапо, начались допросы, кто он такой и откуда, назвать своего настоящего имени он не мог т.к. под ним он числился в трудовом лагере, откуда недавно сбежал. Поэтому он стал твердить, что ехал на работы и отстал от поезда, назвался выдуманным именем, сохранив верными только дату и место своего рождения. Несмотря на побои от своей версии не отступал.
Несколько месяцев просидел он в тюрьме гестапо, периодически заключенных водили на различные работы, кормили плохо.
В январе 1943 года мой дед и еще около 60 человек из этой тюрьмы попадают в концентрационный лагерь Гросс-Розен. Он находился в Польше. Вот несколько воспоминаний из его дневника:
«………Везли нас целый день, вечером останавливается наш вагон около небольшой станции. Вдруг открывается дверь и вскакивают два озверелых эссесовца и давай нас крестить (бить) в вагоне, кричат что есть мочи «Раус люсь, раус», мы как ошеломленные овцы бросились с вагона один через другого. Здесь нас окружили эссесовцы и никуда ни шагу, все стоят с автоматами. Подходит машина и давай нас туда насаживать, просто напихали так что в этой машине негде даже повернуться, вот здесь мы и поняли, что нам пришел конец.
И действительно, не успели вылезти с машины как двух уже забили эссесовцы. Привезли нас в концентрационный лагерь, который назывался Гросс Розен. Как только привезли нас, сразу начали делать допросы и на каждом слове твоем он обязательно ударит тебя палкой. Сделали допрос и стали стричь и на голове пробрили полосу шириной на два пальца, а подбрили на два пальца выше ушей – это такая форма была в концлагере. После бритья, стоит бак железный, налит холодной водой- начинают купать, бак маленький и воды в нем ведер 10 (1 ведро =10 литрам), а загоняют в него человек 13 и заставляют окунаться с головой, хоть ты весь будь наружу, а голову держи в воде, а он стоит с резиной и бьет всех как только ему захочется. Вот так скупали нас, дают нам белье полосатое. Дают пиджак без подкладки, одинарный полосатый и матыль полосатый, матыль это по- русски пальто, тоже без подкладки и шапка полосатая в виде матроски бескозырка. Обувь давали деревянные колодки просто выдалбаны (выбиты) в середине и все, вот это была для нас обувь. И сразу направляют нас в 10 блок, блок это казарма, там были немцы заключенные и поляки и чехи всякий народ и все носили пробритую полоску на голове кроме поляков,
……. И так нас стали разбирать по колоннам, мой номер 7233.Я попал в колонну одного немца который был настоящий бандит, он за бандитство и в лагере сидит, звали его Адольф, он был капой, капо то по –русски как бригадир. У них еще есть помощники тех называли Ферарбайтер.И вот это капо и ферербайторы столько они поубивали народа это просто жутко сказать. Вот дадут в колонну 300 человек за одну неделю останется человек 25, а остальных всех побьют, а кого на пост пошлют. В общем, уничтожат людей, за что же они били.
В лагере было очень трудно достать даже 100 гр. Хлеба да и вообще никаких продуктов ни достанешь , порядок был таков выходят на работу в 6 часов и работают до 9 часов, а в 9 часов дают так называемый фриштак, по- русски завтрак, дают 100 гр. хлеба намазанного маргарином. И вот эти капо и ферербайторы, чтобы им оставалось побольше хлеба, так они до 9 часов убьют человек 20-30 вот им и есть хлеб и обычно всегда забивали больше до 9 часов, а дальше у них как в закон вошло, убивать но только уже меньше.
И таких колонн было очень много, так что криматория работала день и ночь, жгли русский народ, хотя и всем доставалось, но русскому народу больше всех пришлось пережить……
………И вот смотришь идет форарбайтор и всегда как закон у него в руках ручка с кирки или с лопаты и он идет и каждого бьет по голове работаешь ты или нет ему все равно, а палкой навернет тебя .Вот и смотришь как только он подходит так стараешься чтоб как ни будь обойти его, что б он тебя не ударил, если хоть на одну минуту забудешь о своей осторожности, считай ты будешь прибит. Хоть он тебя не убил до смерти, ты еще идешь помалу, все равно как увидят тебя СС, так берет за глотку и об землю стукнет, вскочит на тебя ногами и несколько раз подпрыгнет на твоей груди и по лицу и готов, смотришь волокут за ноги в криматорию. Вот такая была расправа с концлагерниками. Зимой нигде нет такой дорожки, чтоб она не была в крови, нет такой лопатки, чтоб ручка не была в крови, нет такой и кирки, чтоб ручка не была в крови, везде русская кровь проливалась. А немцы над этим только посмеивались. Они давали вот этим капо право убивать людей бесчисленное количество, сколько у них хватит сил, столько и убивают.
….. Прошла зима, а марте месяце, в первых числах я заболел, и уже построили ревид, по- русски это больница, и меня приняли в этот несчастный ревид. Вот где была больница, просто курорт. Если попадаешь туда, то обратно уже не выйдешь. А доктор главный был поляк , звали его Каземир. Сколько это доктор позагнал (отправили) людей в криматорию, счету нет. Еще были два поляка и один немец, он работал как санитар. То вот эта тройка всегда за ночь убивает человек 20- 25.Утром выйдешь в уборную( в туалет) , а их лежит набитых. И каждую ночь так. Я сперва лежал на самой крайней полке, и прямо около меня ставят стул и начинают бить за что ни будь и так бьют, что я за свою жизнь не видел, чтоб так били худобу( в деревнях Россия так называли домашних животных), а таим людей так били…..»
Классный руководитель:
Но не только солдаты на передовой приближали нашу Победу. Весомый вклад в общее дело победы внесли труженики тыла. «Все для фронта, все для победы!» - этим лозунгом жил каждый, отдавая последнее на фронт, без устали работая у станка и в поле.
У нас в гостях, труженица тыла Александра Семеновна Чернявская.
(выступление труженика тыла)
Классный руководитель
Война жестока, она ломает судьбы людей, рушит семьи, их счастье, разлучает любимых, порой навсегда... На этой войне были и другие подвиги, не совсем обычные для нашего понимания. Ребята, послушайте балладу Льва Ошанина, которая была написана в 1945 году:
(накидывая шаль на плечи, читается наизусть)
Волжская баллада
Третий год у Натальи тяжелые сны,
Третий год ей земля горяча, –
С той поры, как солдатской дорогой войны
Муж ушел, сапогами стуча.
День-то занят, зато в непроглядную ночь
Думы душу секут, как дожди.
Он и на слово смолоду был не охоч,
Ну а писем и вовсе не жди.
На четвертом году прибывает пакет.
Почерк в нем незнаком и суров:
«Он отправлен в саратовский лазарет,
Ваш супруг, Алексей Ковалев».
Председатель дает подорожную ей.
То надеждой, то горем полна,
На другую солдатку оставив детей,
Едет в город Саратов она.
А Саратов велик. От дверей до дверей Как найти в нем родные следы?
Много раненых братьев, отцов и мужей
На покое у волжской воды.
Наконец ее доктор ведет в тишине
По тропинкам больничных ковров.
И, притихшая, слышит она, как во сне:
– Здесь лежит Алексей Ковалев. –
Нерастраченной нежности женской полна,
И калеку Наталья ждала,
Но того, что увидела, даже она
Ни понять, ни узнать не могла.
Он хозяином был ее дум и тревог,
Запевалой, лихим кузнецом.
Он ли – этот бедняга без рук и без ног,
С перекошенным, серым лицом?
И, не в силах сдержаться, от горя пьяна,
повалилась в кровать головой,
В голос вдруг закричала, завыла она.
– Где ты, Леша, соколик ты мой?! –
Лишь в глазах у него два горячих луча,
Что он скажет – безрукий, немой!
И сурово Наталья глядит на врача:
– Собирайте, он едет домой. –
Не вернуть тебе друга былого, жена, –
Пусть как память живет он в дому.
– Вот спаситель ваш, – детям сказала она. –
Все втроем поклонитесь ему!
Причитали соседки над женской судьбой,
Горевал ее горем колхоз.
Но как прежде, вставала Наталья с зарей,
И никто не видал ее слез.
Чисто в горнице. Дышат в печи пироги…
Только вдруг, словно годы назад,
Под окном раздаются мужские шаги,
Сапоги по ступенькам стучат.
И Наталья глядит со скамейки без слов,
Как, склонившись в дверях головой,
Входит в горницу муж – Алексей Ковалев –
С перевязанной правой рукой.
– Не ждала? – говорит, улыбаясь, жене.
И, взглянув по-хозяйски кругом,
Замечает чужие глаза в тишине
И другого на месте своем.
А жена перед ним ни мертва ни жива…
Но, как был он в дорожной пыли,
Все поняв и не в силах придумать слова,
Поклонился жене до земли.
За великую душу подруге не мстят
И не мучают верной жены.
А с войны воротился не просто солдат,
Не с простой воротился войны.
Если будешь на Волге – припомни рассказ,
Невзначай загляни в этот дом,
Где напротив хозяйки в обеденный час
Два солдата за братским столом.
Классный руководитель:
Вопрос к классу: Как вы понимаете слово память? …
Ответы обучающихся
Ведущий
«Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.
(Ролик Помнят)
Классный руководитель:
Прошло 74 года с того последнего военного дня, но не должна тускнеть от времени память о подвигах героев.
(Песня Помни)
Подведение итогов
Классный руководитель
Я думаю, ребята, что, побеседовав о войне, и в наше время, в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить, сможете не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройдете мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи.
Наш классный час я хотела бы закончит словами Василия Шукшина советского кинорежиссёра, актёра, писателя и сценариста: « Я хочу, чтобы наши люди чаще привлекали бы для решения вопросов в тех или иных ситуациях совесть, силу своего сердца, мужество – вот это не должно исчезать». Именно эти святыни помогают человеку оставаться человеком в самых немыслимых условиях, помогают любить жизнь, ценить ее радости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.