Методическая разработка открытого урока на тему "Военные письма" (7 класс, музыка)

  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка открытого урока по музыке в седьмом классе поможет учителям в разработке интересного конкурсного урока на основе материалов Валерия Гаврилина "Военные письма". В данном материале показаны истории людей которые с фронта отправляли или не отправляли письма своим родным и близким.
Иконка файла материала Военные письма урок.docx
Методическая разработка открытого урока для школьного конкурса педагогического мастерства «Педагогическое вдохновение – 2018» «Военные письма» Цель:  1. Познакомить с вокально­симфонической поэмой «Военные песни» В.А. Гаврилина; 2. Показать   различные   состояния   героев   Великой   Отечественной   войны через   данное   произведение   и   его   актуальность   в   воспитании патриотизма современного человека. Задачи: 1. Воспитательная.  Воспитывать   патриотические   чувства   у подрастающего   поколения,   любовь   к   своей   Родине,   уважение   к старшему поколению через музыку посвященную годам войны. 2. Образовательная.  Знакомство   учащихся   с   историческим   прошлым через творчество композитора Валерия Гаврилина. 3. Развивающая.  Развить   творческое   нестандартное   мышление   и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, связи музыки с литературой, историей, изобразительным искусством, киноискусством. На   уроке   используется:  документальных фильмов, mp3 записи песен, компьютер, проектор. видеофрагменты   из   художественных   и Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников 1 слайд 2  слайд Приветствие,   готовность   оборудования.   Включить   первый   слайд презентации.   Пожелтевшие   от   времени   треугольники,   открытки   со штемпелями полевой почты…  Шесть миллиардов писем было написано в годы   войны.   В  пропавших  порохом  строках  –  дыхание   войны,  грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… Почему   композитор   обращается   к   военной   теме,   есть   ли   доля автобиографичности в этом сочинении? Дети:  Поэма  написана   в   память   о   военном   детстве   (отец   Валерия   был призван   в   армию   политруком   и   погиб   под   Лиговым   (Ленинградская область) в августе 1942 года).  «"Военные письма", как и большинство моих сочинений, — сочинение о любви, которая разрушена, на этот раз страшным бедствием — войной. Подобно злому лиху из русских сказок она приносит горе и слезы людям,3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд отнимая у них самых дорогих и близких — отнимая любимых», говорил В. Гаврилин  в одной из передач. Поэма   начинается   с   эпиграфа,   в   котором   автор   рисует   нам   двух действующих лиц. СЛУШАНИЕ ЭПИГРАФА В ЗАПИСИ. Кого?  В каком состоянии находится мать? Дети: (обсуждение)  Эпиграф – яркое подтверждение тому, что это сочинение о войне глазами ребёнка   и   матери,   образ   отца   солдата   у   ребёнка   вырисовывается   из рассказов матери. Перед вами название номеров поэмы, их 12.   Как вы думаете, номера выстроены   от   прощания   к   победе   или   каким­то   иным   образом? (обсуждение, объединение номеров в смысловые блоки) Валерий Гаврилин  выбирает другой  путь выстраивания  сюжета.  Все вы, наверное, заметили, что в фильмах режиссёр, иногда, «возвращает» зрителя в   прошлое,   такой   приём   называется  ретроспективной   драматургией. Цель   композитора   ­   в  захватывающих   воображение   сменах   контрастных эпизодов   (есть   детское   восприятие),   в   остановках   действия   выявить различные   оттенки   психологического   состояния   героев,   глубоко   и   ярко обрисовать их характеры. 3,4 – как вы думаете от какого героя идёт повествование? (от ребёнка) Номер   «Дразнилка».   Ребёнок   не   может   осознать   всю   масштабность катастрофических   разрушений,   поэтому   для   него   война   связана   с фантастическим   образом   Лиха­войны­смерти­сатаны,   про   которых   дети играют в дразнилки. Что значит дразнить? (обзываться).  Это   современный   жанр   детского   творчества   или   он   давно существует?  (Давно). Эти маленькие стишки часть русского фольклора. Проанализировать текст. СЛУШАНИЕ ДРАЗНИЛКА Кого дразнят дети? (Войну) Скажите, что в этом номере делается помимо пения?  (Танцуют, есть слова три­та­туш­ки) Смотрим   её   в   исполнении   большого   детского   хора   из   литературно­ музыкальной композиции «Валерий Гаврилин. Я – композитор». Режиссер: Владимир Васильев. Производство: ГТРК "Культура", 2010,  без остановки следующий номер «Лихо». Краткий анализ. Сейчас послушаем один из номеров поэмы («Дорогой, куда ты едешь?») СЛУШАНИЕ ДОРОГОЙ, КУДА ТЫ ЕДЕШЬ?  Какое название вы бы ему дали?  Какие чувства испытывают герои?  Какие   средства   музыкальной   выразительности   использовал композитор? Прочитайте   стихотворение,   и   ответь   на   вопрос.   Если   бы   вы   были кинооператорами, какие кадры сняли бы к этой музыке?   (ответы на8, 9  слайд 10 слайд        11 слайд  4.Рефлексия 12 слайд 13 слайд вопросы после прочтения стихотворения) Треугольники простые Птицами домой летели. Письма, письма фронтовые Потемнели, пожелтели… Следующий номер поэмы … «Письмо». Долетела весточка от солдата и до нашей героини.   Каким представляется нам солдат (каков его образ)(красивый, добрый, любящий муж, заботливый и рачительный хозяин)  О   каких   событиях   из   военной   жизни   повествует   письмо солдата?  Каково общее настроение письма? Смотрим   фрагмент   фильма   «Военные   письма»   исполняют Э.Хиль,Т.Калинченко(1974) «Военные письма» предпоследний номер поэмы,  как вы думаете, каким задумал его композитор? СЛУШАНИЕ ВОЕННЫЕ ПИСЬМА Дети: (обсуждение)  Какими   чувствами   насыщена   музыка,   помогает   ли   она   лучше понять чувства главных героев?  От лица какого героя идёт повествование? (это взгляд автора)  Как   развивается   музыка   номера   «Военные   письма»?   Какие инструменты использует композитор и почему? Смотрим   фрагмент   фильма   «Военные   письма»   исполняют Э.Хиль,Т.Калинченко(1974) В фильме использованы работы (цикл эстампов «Вечно живые» 1975 год)   литовского   советского   художника­графика   С.   Красаускаса (обсуждение его работ). «Май зелёный» последний номер поэмы, итог. Как вы думаете, кто будет исполнять номер, почему? (обсуждение)  Дети: символ надежды в светлое будущее, весна, молодость, чистота. СЛУШАНИЕ МАЙ ЗЕЛЕНЫЙ Раздать листочки треугольной формы и попросить ответить на вопросы письменно (в течение нескольких минут)  Расскажите мне о своих чувствах, которые вызвала у вас музыка, какой номер поэмы запомнился вам больше?  Какое открытие вы для себя сделали? Я думаю, что сегодня Вы для себя открыли новое произведение военной тематики, в котором автор повествует не об ужасах войны, не о тяжести военной службы, а о тяжёлой доле женщины, которая пытается рассказать ребёнку про отца, мужа которой погиб на фронте. В этом произведении В. Гаврилин   описал   судьбы   многих   миллионов   вдов,   рассказав   лишь   одну историю любви.14 слайд Закончить урок я хочу исполнением песни «Так нужно Родине!». Встали, внимание на экран.