Методическая разработка по ИЗО "Пейзаж.По мотивам калмыцкой легенды о праздновании Цаhан сар"

  • Занимательные материалы
  • Культурные мероприятия
  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эта разработка расчитана на учащихся 3 класса школ Республики Калмыкия.Тема: Пейзаж.Перспектива.Материал для демонстрации -это работы учащихся по данной теме Цаган сар,Белый месяц или Праздник Весны.Разработка состоит из Технологической карты урока,презентации по мотивам легенды о праздновании Цаган сар и приложения(рисунков )
Иконка файла материала Технологическая карта ЦАГАН САР.docx

МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия им. Кичикова А.Ш.»

 

 

Методическая разработка

По ИЗО

Тема: Рисование пейзажа. Перспектива .3класс

(По мотивам  калмыцкой легенды о празднике весны Цаhан сар)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела :педагог доп. образования

                                                                                                                     Манжеева Виктория Викторовна

                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

Элиста

2017

 

 

Тема

 

«Рисование пейзажа. Перспектива»

(По мотивам  калмыцкой легенды об истории праздника  Цаhан сар)

 

 

Класс

3 класс

Цель учителя:

 

 

 

 

Цель учащихся:

  -Закрепить знания детей о жанре пейзажа, особенностях изображения,

- дать определение перспективы;

- познакомить с особенностями построения перспективы,.

 

-научиться  грамотно рисовать пейзаж,

- познакомиться с историей праздника Цаган сар;

 

Тип урока

Урок изучения новых знаний, комбинированный.

Автор УМК

Неменский Б.

Планируемые результаты (предметные ПР)

. продолжать знакомится с устным народным творчеством

-совершенствовать навыки изображения  предметов в пространстве по 4-м  свойствам пространства- по 4-м законам рисования пейзажа.

- развивать композиционное мышление

Личностные (ЛР)

 

-изучать   фольклор родного края ;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные (МПР)\задачи для учащихся

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

 

Основное содержание темы, понятия, термины.

 

Пейзаж, перспектива, пространство, композиция ,линия горизонта ,план .

Приемы критического мышления: проблемные вопросы, «мозговая атака», фишбоун, таблица, дидактическая игра.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

 

Образовательные ресурсы.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, дидактическая игра

Материал: альбом, акварель, салфетки,  набор кистей, вода .

Зрительный ряд:  - презентация1  «Пейзажи калмыцких художников»,

Презентация2  Power Point «Легенда  о Цаган сар», составленная по рисункам  учащихся др.классов.

Музыкальный ряд: калмыцкие мелодии

Литературный ряд:  стихотворение  «Пейзаж», загадки о пейзаже  , легенда  о  празднике весны Цаган сар.

 

 

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

 итоги

1.      Организационный момент,

 

Организация внимания

 

 

 

 

 

 

Приветствие, проверка готовности к уроку.

 

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Рисовать красиво

Научишься и ты.

Какое это счастье –

Прекрасное творить!

Только лишь старание

Нужно проявить!

 

Эмоциональный настрой на работу

 

2.      Определение темы урока, проблем-

ные вопросы,

постановка учебной задачи,

 

По  картинам  Презентации 1  дети определяют тему урока.

 

 

Описание: K:\открытый урок\Бумба=.jpg

 

 

Из предлагаемых вариантов дети выбирают

нужный и озвучивают цели урока.

 

 

 

 

 

Заполняют фишбоун

(ПЕЙЗАЖ-леса-поля-луга-горы-реки-озера-моря-степи-ПРИРОДА)

Предлагаю  посмотреть картины калмыцких художников в Презентации1.

- Чему будет посвящен наш урок?

-Что изображено на всех картинах ?

-Как называются картины с изображением природы?

- Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?

-Какие цели урока мы должны достигнуть сегодня?

(Учитель предлагает несколько готовых вариантов целей урока для выбора нужного из заранее приготовленных карточек).

Слово «пейзаж» в переводе с французского языка обозначает «природа». И поэтому картины, на которых изображается природа, ее многочисленные образы - леса, поля, луга, горы, реки, озера, моря - будут называться жанром пейзажа.

 

 Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белостенные кибитки

Иль калмыцкие стада,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!

 

Дети активно включаются в деятельность, активизируют мышление.

Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД.

 

3.      Актуализа

ция имеющихся знаний, «Мозговая атака»,

формирование новых знаний,

индивидуальная и групповая  работа.

 

Смотрят  легенду о празднике Цаган сар

в рисунках старшеклассников

Презентация2

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Коллективно повторяют правило

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозговая атака»:

 

-По мере удаления люди как бы становятся меньше, а приближаясь к вам, словно вырастают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хором и по одному повторяют правило:

перспектива - это изображение глубокого пространства. Все предметы в пространстве подчинены ей.

2.-Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные – обобщенно. А также все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

3.-Предметы, которые мы хотим нарисовать ближе, в цвет предмета добавляют теплые тона, таким образом, мы как бы оптически приближаем к себе рисуемый предмет.

А предметы, которые мы хотим нарисовать дальше, в цвет предмета добавляют холодные тона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.- Цвет на расстоянии теряет свою яркость, и второй план (а также третий и четвертый) по сравнению с первым кажется белёсым, выцветшим.

 

 

 

Демонстрирую презентацию2.

 

 

 

 

 

-Но, чтобы изобразить природу на картине, художник должен знать законы рисования  пространства.

А вот изображение глубокого пространства называется перспективой. Слово «перспектива» с латинского языка, означает «ясно вижу».

В глубоком пространстве разница между предметами бросается в глаза сразу, если они находятся на расстоянии друг от друга.

1)Первое свойство пространства. Масштабная разница.

-Как изменяются  предметы по мере удаления?

Вы, вероятно, замечали, что

(Показ рисунков). Вон на остановке шагах в тридцати от тебя стоит человек. Подведи свою ладонь под его башмаки – и вот ты великан, а он лилипут.

То же самое, не сходя с места, ты можешь сделать с памятником, домом, машиной.

- Итак, ближнее – крупно, дальнее – мелко. - Это первый закон рисования пейзажа.

Но, рисуя предмет меньше, вы еще не сделали его дальше.

Вот вы видите на рисунке Окон Тенгр( показ слайда), а позади нее линия - это линия горизонта, то есть линия, которая  условно как бы делит землю и небо.

Любой предмет, помещенный между Окон Тенгр и этой линией, мы можем делать больше или меньше.

Надо лишь не забывать, что все, находящееся выше этой линии, - небо, а ниже земля. И хотя голова девушки или  лошади могут находиться на уровне неба (выше линии горизонта), ноги человека или лошади- всегда на земле (ниже линии горизонта). То же самое касается и других предметов, и деревьев, и  животных, и сооружений.

Все то, о чем мы говорили, художники называют перспективой. Итак повторим: перспектива - это изображение глубокого пространства. Все предметы в пространстве подчинены ей. Она способна из великана сделать карлика и наоборот.

2)Второе свойство пространства. Превращение частного (конкретного) в общее.

Как воспринимаются ближние и удаленные предметы?

 

Пронаблюдаем это свойство на примере деревьев, изображенных на этом рисунке (показ слайда).

Окон Тенгр стоит   под деревом, а  сзади  него  шумит лес. Дерево, под которым  она стоит , можно отчетливо разглядеть: кору, ветви, листья, даже жучков ползающих по нему. Это от того, что оно стоит близко. Деревья же, которые далеко, предстают перед вами без особых подробностей. Листья сливаются в единый зеленый массив - листву, стволы и ветви также еле различимы, не говоря уже о рисунке коры, жучках и прочем. Помните, когда вы будете рисовать пространство (ближе - дальше), что оно обладает свойством не только уменьшать, но также и обобщать детали.

- Итак, чем дальше предмет, тем он более размыт. - Это второй закон рисования пейзажа.

3) Третье свойство пространства. Работа цветом.

-Расстояние изменяет цвет предметов?

Сравните, какой  тон-теплый или  холодный- добавляют в цвет предметов на переднем плане, а какой тон- в цвет дальнего плана?

Таким образом, вы  отодвигаете предметы немного в глубь пространства, которое вы создаете на листе. Это происходит из-за того, что между предметами находится слой воздуха (воздух как бы искажает цвет предмета, делает его холоднее).

Знание свойства теплых и холодных цветов приближать и удалять поможет вам в работе с пространством.

- Итак, расстояние изменяет цвет предметов. Краски как бы начинают делиться на две группы – удаляющиеся  и приближающиеся.

К  первой группе относятся все холодные цвета,

ко второй группе относятся все теплые цвета. - Это третий закон рисования пейзажа.

 

4) Четвертое свойство пространства. Оно очень простое:

-Как меняется цвет на расстоянии?

(Показ рисунка).  Дерево на переднем плане нарисовано ярче, чем деревья на дальнем плане.

-Поэтому,

 

если вы рисуете пространство карандашами - ослабьте нажим.

Если гуашью - добавьте белил.

Если акварелью - разбавляйте цвет водой. 

Используемый метод – беседа, позволяет формировать коммуникативное учебное действие: умение выражать свои мысли, при этом слышать других.

Познавательные УУД.

Словарная работа на доске

способствует развитию речи, обогащает словарный запас детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Опережающее задание для детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа на доске

способствует развитию речи, обогащает словарный запас детей.

Связь с литературным чтением.

 

 

 

Наглядный метод обучения удерживает произвольное внимание младших школьников

 

 

Проблемные вопросы формируют умение вступать в диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Физкультми

нутка,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Практическая работа

5.1.Игра«ближе -дальше».

Цель:Проверка полученных знаний.

 

 

Физические упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Играют

Показ презентации физкультминутка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру «ближе -дальше» и заполним таблицу

Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника.

 

 

 

 1

2

3

4

 

Ближе

Крупнее

Подробнее

Теплее

Ярче

 

Дальше

Мельче

Обобщеннее

Холоднее

Бледнее

 

 

5.2. Дидактическая игра

 Цель. Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

 

 

5.3.Самостоятельная практическая работа.

 

Обсуждают правила построения пейзажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют пейзаж ,учитывая правила перспективы

1.Проводят линию горизонта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Планом называют взаимное расположение частей, порядок чего-либо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют на переднем плане объекты самых больших размеров, на среднем- эти объекты поменьше размером, на заднем плане предметы будут еще меньше, чем на среднем плане.

 

 

Базовый уровень:

Выполняют пейзаж, грамотно расположив на  трех  планах:

3кибитки,полынь,ковыль,тюльпаны.

 

 

 

Повышенный уровень сложности: 1.Выполняют  такой же пейзаж , учитывая правила перспективы + 2.раскрашивают согласно  правилу о цвете в пространстве, т.е. цвет объектов на переднем плане  будет ярким, а на каждом последующем плане-все бледнее и бледнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание. -Постройте на заданной таблице из предлагаемых предметов пейзаж, учитывая правила перспективы.

«Композиция»-

 ( латинское слово) означает «располагать какие – либо предметы красиво».

 

 

 

Нарисовать пейзаж, учитывая правила перспективы.

1. Разделим  плоскость бумаги на две части: небо и землю. Эта линия называется линией горизонта.

- Ребята, а вы знаете, что такое план?

 

 

На картине бывает передний план, средний и задний. Передний план составляют крупные предметы, средний – помельче, задний – еще меньше.

-Нарисуйте на каждом плане соответствующие по размеру объекты.

 

Целевые обходы учителя:

-Контроль за организацией рабочего места;

-Контроль за правильностью выполнения приемов работы;

-Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

-Контроль за объемом и качеством работы.

 

Познавательные и регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время работы ведется съемка видео.

 

6.Подведение итогов, анализ работ, рефлексия урока, соотнесение старых и новых представлений;

обобщение изученного материала.

 

Дети оценивают все продемонстрированные работы .

 

 

 

 

Подводят итоги:

-Научились рисовать пейзаж по правилам;

-Узнали  историю праздника  Цаган сар.

 

- Цели и задачи выполнили .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Опрашиваю:

-Что нового узнали? –

-Вспомните значение всех новых  слов, изначально выписанных на доске.

 

 

Подведем итоги урока:

-Какую учебную задачу  ставили в начале урока?

 -Что можете сказать?

 

Вывод?

 

Познавательные УУД.

 

                                                                                          Ход урока.

 

 

 

Список использованной литературы для учащихся:

1. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2013.

 

 

Список использованной литературы для учителя:

1. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2013

2. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд (1–4). – М.: Просвещение, 2013.

3. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд (1–8). – М.: Просвещение, 2013.

4. Пономарева, А. Н. Школа ИЗО. – М.: Агаров, 2008.

5. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2013.