МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия им. Кичикова А.Ш.»
Методическая разработка
По ИЗО
Тема: Рисование пейзажа. Перспектива .3класс
(По мотивам калмыцкой легенды о празднике весны Цаhан сар)
Провела :педагог доп. образования
Манжеева Виктория Викторовна
Элиста
2017
Тема
|
«Рисование пейзажа. Перспектива» (По мотивам калмыцкой легенды об истории праздника Цаhан сар)
|
Класс |
3 класс |
Цель учителя:
Цель учащихся: |
-Закрепить знания детей о жанре пейзажа, особенностях изображения, - дать определение перспективы; - познакомить с особенностями построения перспективы,.
-научиться грамотно рисовать пейзаж, - познакомиться с историей праздника Цаган сар;
|
Тип урока |
Урок изучения новых знаний, комбинированный. |
Автор УМК |
Неменский Б. |
Планируемые результаты (предметные ПР) |
. продолжать знакомится с устным народным творчеством -совершенствовать навыки изображения предметов в пространстве по 4-м свойствам пространства- по 4-м законам рисования пейзажа. - развивать композиционное мышление |
Личностные (ЛР)
|
-изучать фольклор родного края ; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР)\задачи для учащихся |
Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий.
|
Основное содержание темы, понятия, термины.
|
Пейзаж, перспектива, пространство, композиция ,линия горизонта ,план . Приемы критического мышления: проблемные вопросы, «мозговая атака», фишбоун, таблица, дидактическая игра. Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
|
Образовательные ресурсы. |
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, дидактическая игра Материал: альбом, акварель, салфетки, набор кистей, вода . Зрительный ряд: - презентация1 «Пейзажи калмыцких художников», Презентация2 Power Point «Легенда о Цаган сар», составленная по рисункам учащихся др.классов. Музыкальный ряд: калмыцкие мелодии Литературный ряд: стихотворение «Пейзаж», загадки о пейзаже , легенда о празднике весны Цаган сар. |
Этап урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
итоги |
|||
1. Организационный момент,
|
Организация внимания
|
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Сколько в мире красок! Сколько красоты! Рисовать красиво Научишься и ты. Какое это счастье – Прекрасное творить! Только лишь старание Нужно проявить!
|
Эмоциональный настрой на работу |
|
|||
2. Определение темы урока, проблем- ные вопросы, постановка учебной задачи,
|
По картинам Презентации 1 дети определяют тему урока.
Из предлагаемых вариантов дети выбирают нужный и озвучивают цели урока.
Заполняют фишбоун (ПЕЙЗАЖ-леса-поля-луга-горы-реки-озера-моря-степи-ПРИРОДА) |
Предлагаю посмотреть картины калмыцких художников в Презентации1. - Чему будет посвящен наш урок? -Что изображено на всех картинах ? -Как называются картины с изображением природы? - Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж? -Какие цели урока мы должны достигнуть сегодня? (Учитель предлагает несколько готовых вариантов целей урока для выбора нужного из заранее приготовленных карточек). Слово «пейзаж» в переводе с французского языка обозначает «природа». И поэтому картины, на которых изображается природа, ее многочисленные образы - леса, поля, луга, горы, реки, озера, моря - будут называться жанром пейзажа.
Если видишь на картине, Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса, Белостенные кибитки Иль калмыцкие стада, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денек. Нарисованным быть может Или север, или юг. И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!
|
Дети активно включаются в деятельность, активизируют мышление. Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД. |
|
|||
3. Актуализа ция имеющихся знаний, «Мозговая атака», формирование новых знаний, индивидуальная и групповая работа.
|
Смотрят легенду о празднике Цаган сар в рисунках старшеклассников Презентация2
Ответы детей.
Коллективно повторяют правило
«Мозговая атака»:
-По мере удаления люди как бы становятся меньше, а приближаясь к вам, словно вырастают.
Хором и по одному повторяют правило: перспектива - это изображение глубокого пространства. Все предметы в пространстве подчинены ей. 2.-Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные – обобщенно. А также все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно.
-
3.-Предметы, которые мы хотим нарисовать ближе, в цвет предмета добавляют теплые тона, таким образом, мы как бы оптически приближаем к себе рисуемый предмет. А предметы, которые мы хотим нарисовать дальше, в цвет предмета добавляют холодные тона.
4.- Цвет на расстоянии теряет свою яркость, и второй план (а также третий и четвертый) по сравнению с первым кажется белёсым, выцветшим.
|
Демонстрирую презентацию2.
-Но, чтобы изобразить природу на картине, художник должен знать законы рисования пространства. А вот изображение глубокого пространства называется перспективой. Слово «перспектива» с латинского языка, означает «ясно вижу». В глубоком пространстве разница между предметами бросается в глаза сразу, если они находятся на расстоянии друг от друга. 1)Первое свойство пространства. Масштабная разница. -Как изменяются предметы по мере удаления? Вы, вероятно, замечали, что (Показ рисунков). Вон на остановке шагах в тридцати от тебя стоит человек. Подведи свою ладонь под его башмаки – и вот ты великан, а он лилипут. То же самое, не сходя с места, ты можешь сделать с памятником, домом, машиной. - Итак, ближнее – крупно, дальнее – мелко. - Это первый закон рисования пейзажа. Но, рисуя предмет меньше, вы еще не сделали его дальше. Вот вы видите на рисунке Окон Тенгр( показ слайда), а позади нее линия - это линия горизонта, то есть линия, которая условно как бы делит землю и небо. Любой предмет, помещенный между Окон Тенгр и этой линией, мы можем делать больше или меньше. Надо лишь не забывать, что все, находящееся выше этой линии, - небо, а ниже земля. И хотя голова девушки или лошади могут находиться на уровне неба (выше линии горизонта), ноги человека или лошади- всегда на земле (ниже линии горизонта). То же самое касается и других предметов, и деревьев, и животных, и сооружений. Все то, о чем мы говорили, художники называют перспективой. Итак повторим: перспектива - это изображение глубокого пространства. Все предметы в пространстве подчинены ей. Она способна из великана сделать карлика и наоборот. 2)Второе свойство пространства. Превращение частного (конкретного) в общее. Как воспринимаются ближние и удаленные предметы?
Пронаблюдаем это свойство на примере деревьев, изображенных на этом рисунке (показ слайда). Окон Тенгр стоит под деревом, а сзади него шумит лес. Дерево, под которым она стоит , можно отчетливо разглядеть: кору, ветви, листья, даже жучков ползающих по нему. Это от того, что оно стоит близко. Деревья же, которые далеко, предстают перед вами без особых подробностей. Листья сливаются в единый зеленый массив - листву, стволы и ветви также еле различимы, не говоря уже о рисунке коры, жучках и прочем. Помните, когда вы будете рисовать пространство (ближе - дальше), что оно обладает свойством не только уменьшать, но также и обобщать детали. - Итак, чем дальше предмет, тем он более размыт. - Это второй закон рисования пейзажа. 3) Третье свойство пространства. Работа цветом. -Расстояние изменяет цвет предметов? Сравните, какой тон-теплый или холодный- добавляют в цвет предметов на переднем плане, а какой тон- в цвет дальнего плана? Таким образом, вы отодвигаете предметы немного в глубь пространства, которое вы создаете на листе. Это происходит из-за того, что между предметами находится слой воздуха (воздух как бы искажает цвет предмета, делает его холоднее). Знание свойства теплых и холодных цветов приближать и удалять поможет вам в работе с пространством. - Итак, расстояние изменяет цвет предметов. Краски как бы начинают делиться на две группы – удаляющиеся и приближающиеся. К первой группе относятся все холодные цвета, ко второй группе относятся все теплые цвета. - Это третий закон рисования пейзажа.
4) Четвертое свойство пространства. Оно очень простое: -Как меняется цвет на расстоянии? (Показ рисунка). Дерево на переднем плане нарисовано ярче, чем деревья на дальнем плане. -Поэтому,
если вы рисуете пространство карандашами - ослабьте нажим. Если гуашью - добавьте белил. Если акварелью - разбавляйте цвет водой. |
Используемый метод – беседа, позволяет формировать коммуникативное учебное действие: умение выражать свои мысли, при этом слышать других. Познавательные УУД. Словарная работа на доске способствует развитию речи, обогащает словарный запас детей.
-Опережающее задание для детей.
Словарная работа на доске способствует развитию речи, обогащает словарный запас детей. Связь с литературным чтением.
Наглядный метод обучения удерживает произвольное внимание младших школьников
Проблемные вопросы формируют умение вступать в диалог
|
|
|||
|
|
||||||
|
|||||||
4. Физкультми нутка,
5. Практическая работа 5.1.Игра«ближе -дальше». Цель:Проверка полученных знаний.
|
Физические упражнения
Играют |
Показ презентации физкультминутка)
-А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру «ближе -дальше» и заполним таблицу |
Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника.
|
|
|||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
Ближе |
Крупнее |
Подробнее |
Теплее |
Ярче |
|
||
Дальше |
Мельче |
Обобщеннее |
Холоднее |
Бледнее |
|
||
5.2. Дидактическая игра Цель. Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
5.3.Самостоятельная практическая работа. |
Обсуждают правила построения пейзажа
Рисуют пейзаж ,учитывая правила перспективы 1.Проводят линию горизонта.
- Планом называют взаимное расположение частей, порядок чего-либо.
Рисуют на переднем плане объекты самых больших размеров, на среднем- эти объекты поменьше размером, на заднем плане предметы будут еще меньше, чем на среднем плане.
Базовый уровень: Выполняют пейзаж, грамотно расположив на трех планах: 3кибитки,полынь,ковыль,тюльпаны.
Повышенный уровень сложности: 1.Выполняют такой же пейзаж , учитывая правила перспективы + 2.раскрашивают согласно правилу о цвете в пространстве, т.е. цвет объектов на переднем плане будет ярким, а на каждом последующем плане-все бледнее и бледнее.
|
Задание. -Постройте на заданной таблице из предлагаемых предметов пейзаж, учитывая правила перспективы. «Композиция»- ( латинское слово) означает «располагать какие – либо предметы красиво».
Нарисовать пейзаж, учитывая правила перспективы. 1. Разделим плоскость бумаги на две части: небо и землю. Эта линия называется линией горизонта. - Ребята, а вы знаете, что такое план?
На картине бывает передний план, средний и задний. Передний план составляют крупные предметы, средний – помельче, задний – еще меньше. -Нарисуйте на каждом плане соответствующие по размеру объекты.
Целевые обходы учителя: -Контроль за организацией рабочего места; -Контроль за правильностью выполнения приемов работы; -Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; -Контроль за объемом и качеством работы.
|
Познавательные и регулятивные УУД
Во время работы ведется съемка видео. |
|
|||
6.Подведение итогов, анализ работ, рефлексия урока, соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала.
|
Дети оценивают все продемонстрированные работы .
Подводят итоги: -Научились рисовать пейзаж по правилам; -Узнали историю праздника Цаган сар.
- Цели и задачи выполнили .
. |
Опрашиваю: -Что нового узнали? – -Вспомните значение всех новых слов, изначально выписанных на доске.
Подведем итоги урока: -Какую учебную задачу ставили в начале урока? -Что можете сказать?
Вывод?
|
Познавательные УУД. |
|
|||
Ход урока.
Список использованной литературы для учащихся:
1. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2013.
Список использованной литературы для учителя:
1. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2013
2. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд (1–4). – М.: Просвещение, 2013.
3. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд (1–8). – М.: Просвещение, 2013.
4. Пономарева, А. Н. Школа ИЗО. – М.: Агаров, 2008.
5. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.