Методическая разработка по ИЗО "Пейзаж.По мотивам калмыцкой легенды о праздновании Цаhан сар"
Оценка 5

Методическая разработка по ИЗО "Пейзаж.По мотивам калмыцкой легенды о праздновании Цаhан сар"

Оценка 5
Занимательные материалы +5
docx
Междисциплинарный 5
3 кл—11 кл +1
22.01.2018
Эта разработка расчитана на учащихся 3 класса школ Республики Калмыкия.Тема: Пейзаж.Перспектива.Материал для демонстрации -это работы учащихся по данной теме Цаган сар,Белый месяц или Праздник Весны.Разработка состоит из Технологической карты урока,презентации по мотивам легенды о праздновании Цаган сар и приложения(рисунков )
Технологическая карта ЦАГАН САР.docx

МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия им. Кичикова А.Ш.»

 

 

Методическая разработка

По ИЗО

Тема: Рисование пейзажа. Перспектива .3класс

(По мотивам  калмыцкой легенды о празднике весны Цаhан сар)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела :педагог доп. образования

                                                                                                                     Манжеева Виктория Викторовна

                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

Элиста

2017

 

 

Тема

 

«Рисование пейзажа. Перспектива»

(По мотивам  калмыцкой легенды об истории праздника  Цаhан сар)

 

 

Класс

3 класс

Цель учителя:

 

 

 

 

Цель учащихся:

  -Закрепить знания детей о жанре пейзажа, особенностях изображения,

- дать определение перспективы;

- познакомить с особенностями построения перспективы,.

 

-научиться  грамотно рисовать пейзаж,

- познакомиться с историей праздника Цаган сар;

 

Тип урока

Урок изучения новых знаний, комбинированный.

Автор УМК

Неменский Б.

Планируемые результаты (предметные ПР)

. продолжать знакомится с устным народным творчеством

-совершенствовать навыки изображения  предметов в пространстве по 4-м  свойствам пространства- по 4-м законам рисования пейзажа.

- развивать композиционное мышление

Личностные (ЛР)

 

-изучать   фольклор родного края ;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные (МПР)\задачи для учащихся

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

 

Основное содержание темы, понятия, термины.

 

Пейзаж, перспектива, пространство, композиция ,линия горизонта ,план .

Приемы критического мышления: проблемные вопросы, «мозговая атака», фишбоун, таблица, дидактическая игра.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

 

Образовательные ресурсы.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, дидактическая игра

Материал: альбом, акварель, салфетки,  набор кистей, вода .

Зрительный ряд:  - презентация1  «Пейзажи калмыцких художников»,

Презентация2  Power Point «Легенда  о Цаган сар», составленная по рисункам  учащихся др.классов.

Музыкальный ряд: калмыцкие мелодии

Литературный ряд:  стихотворение  «Пейзаж», загадки о пейзаже  , легенда  о  празднике весны Цаган сар.

 

 

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

 итоги

1.      Организационный момент,

 

Организация внимания

 

 

 

 

 

 

Приветствие, проверка готовности к уроку.

 

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Рисовать красиво

Научишься и ты.

Какое это счастье –

Прекрасное творить!

Только лишь старание

Нужно проявить!

 

Эмоциональный настрой на работу

 

2.      Определение темы урока, проблем-

ные вопросы,

постановка учебной задачи,

 

По  картинам  Презентации 1  дети определяют тему урока.

 

 

Описание: K:\открытый урок\Бумба=.jpg

 

 

Из предлагаемых вариантов дети выбирают

нужный и озвучивают цели урока.

 

 

 

 

 

Заполняют фишбоун

(ПЕЙЗАЖ-леса-поля-луга-горы-реки-озера-моря-степи-ПРИРОДА)

Предлагаю  посмотреть картины калмыцких художников в Презентации1.

- Чему будет посвящен наш урок?

-Что изображено на всех картинах ?

-Как называются картины с изображением природы?

- Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?

-Какие цели урока мы должны достигнуть сегодня?

(Учитель предлагает несколько готовых вариантов целей урока для выбора нужного из заранее приготовленных карточек).

Слово «пейзаж» в переводе с французского языка обозначает «природа». И поэтому картины, на которых изображается природа, ее многочисленные образы - леса, поля, луга, горы, реки, озера, моря - будут называться жанром пейзажа.

 

 Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белостенные кибитки

Иль калмыцкие стада,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!

 

Дети активно включаются в деятельность, активизируют мышление.

Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД.

 

3.      Актуализа

ция имеющихся знаний, «Мозговая атака»,

формирование новых знаний,

индивидуальная и групповая  работа.

 

Смотрят  легенду о празднике Цаган сар

в рисунках старшеклассников

Презентация2

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Коллективно повторяют правило

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозговая атака»:

 

-По мере удаления люди как бы становятся меньше, а приближаясь к вам, словно вырастают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хором и по одному повторяют правило:

перспектива - это изображение глубокого пространства. Все предметы в пространстве подчинены ей.

2.-Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные – обобщенно. А также все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

3.-Предметы, которые мы хотим нарисовать ближе, в цвет предмета добавляют теплые тона, таким образом, мы как бы оптически приближаем к себе рисуемый предмет.

А предметы, которые мы хотим нарисовать дальше, в цвет предмета добавляют холодные тона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.- Цвет на расстоянии теряет свою яркость, и второй план (а также третий и четвертый) по сравнению с первым кажется белёсым, выцветшим.

 

 

 

Демонстрирую презентацию2.

 

 

 

 

 

-Но, чтобы изобразить природу на картине, художник должен знать законы рисования  пространства.

А вот изображение глубокого пространства называется перспективой. Слово «перспектива» с латинского языка, означает «ясно вижу».

В глубоком пространстве разница между предметами бросается в глаза сразу, если они находятся на расстоянии друг от друга.

1)Первое свойство пространства. Масштабная разница.

-Как изменяются  предметы по мере удаления?

Вы, вероятно, замечали, что

(Показ рисунков). Вон на остановке шагах в тридцати от тебя стоит человек. Подведи свою ладонь под его башмаки – и вот ты великан, а он лилипут.

То же самое, не сходя с места, ты можешь сделать с памятником, домом, машиной.

- Итак, ближнее – крупно, дальнее – мелко. - Это первый закон рисования пейзажа.

Но, рисуя предмет меньше, вы еще не сделали его дальше.

Вот вы видите на рисунке Окон Тенгр( показ слайда), а позади нее линия - это линия горизонта, то есть линия, которая  условно как бы делит землю и небо.

Любой предмет, помещенный между Окон Тенгр и этой линией, мы можем делать больше или меньше.

Надо лишь не забывать, что все, находящееся выше этой линии, - небо, а ниже земля. И хотя голова девушки или  лошади могут находиться на уровне неба (выше линии горизонта), ноги человека или лошади- всегда на земле (ниже линии горизонта). То же самое касается и других предметов, и деревьев, и  животных, и сооружений.

Все то, о чем мы говорили, художники называют перспективой. Итак повторим: перспектива - это изображение глубокого пространства. Все предметы в пространстве подчинены ей. Она способна из великана сделать карлика и наоборот.

2)Второе свойство пространства. Превращение частного (конкретного) в общее.

Как воспринимаются ближние и удаленные предметы?

 

Пронаблюдаем это свойство на примере деревьев, изображенных на этом рисунке (показ слайда).

Окон Тенгр стоит   под деревом, а  сзади  него  шумит лес. Дерево, под которым  она стоит , можно отчетливо разглядеть: кору, ветви, листья, даже жучков ползающих по нему. Это от того, что оно стоит близко. Деревья же, которые далеко, предстают перед вами без особых подробностей. Листья сливаются в единый зеленый массив - листву, стволы и ветви также еле различимы, не говоря уже о рисунке коры, жучках и прочем. Помните, когда вы будете рисовать пространство (ближе - дальше), что оно обладает свойством не только уменьшать, но также и обобщать детали.

- Итак, чем дальше предмет, тем он более размыт. - Это второй закон рисования пейзажа.

3) Третье свойство пространства. Работа цветом.

-Расстояние изменяет цвет предметов?

Сравните, какой  тон-теплый или  холодный- добавляют в цвет предметов на переднем плане, а какой тон- в цвет дальнего плана?

Таким образом, вы  отодвигаете предметы немного в глубь пространства, которое вы создаете на листе. Это происходит из-за того, что между предметами находится слой воздуха (воздух как бы искажает цвет предмета, делает его холоднее).

Знание свойства теплых и холодных цветов приближать и удалять поможет вам в работе с пространством.

- Итак, расстояние изменяет цвет предметов. Краски как бы начинают делиться на две группы – удаляющиеся  и приближающиеся.

К  первой группе относятся все холодные цвета,

ко второй группе относятся все теплые цвета. - Это третий закон рисования пейзажа.

 

4) Четвертое свойство пространства. Оно очень простое:

-Как меняется цвет на расстоянии?

(Показ рисунка).  Дерево на переднем плане нарисовано ярче, чем деревья на дальнем плане.

-Поэтому,

 

если вы рисуете пространство карандашами - ослабьте нажим.

Если гуашью - добавьте белил.

Если акварелью - разбавляйте цвет водой. 

Используемый метод – беседа, позволяет формировать коммуникативное учебное действие: умение выражать свои мысли, при этом слышать других.

Познавательные УУД.

Словарная работа на доске

способствует развитию речи, обогащает словарный запас детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Опережающее задание для детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа на доске

способствует развитию речи, обогащает словарный запас детей.

Связь с литературным чтением.

 

 

 

Наглядный метод обучения удерживает произвольное внимание младших школьников

 

 

Проблемные вопросы формируют умение вступать в диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Физкультми

нутка,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Практическая работа

5.1.Игра«ближе -дальше».

Цель:Проверка полученных знаний.

 

 

Физические упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Играют

Показ презентации физкультминутка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру «ближе -дальше» и заполним таблицу

Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника.

 

 

 

 1

2

3

4

 

Ближе

Крупнее

Подробнее

Теплее

Ярче

 

Дальше

Мельче

Обобщеннее

Холоднее

Бледнее

 

 

5.2. Дидактическая игра

 Цель. Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

 

 

5.3.Самостоятельная практическая работа.

 

Обсуждают правила построения пейзажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют пейзаж ,учитывая правила перспективы

1.Проводят линию горизонта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Планом называют взаимное расположение частей, порядок чего-либо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют на переднем плане объекты самых больших размеров, на среднем- эти объекты поменьше размером, на заднем плане предметы будут еще меньше, чем на среднем плане.

 

 

Базовый уровень:

Выполняют пейзаж, грамотно расположив на  трех  планах:

3кибитки,полынь,ковыль,тюльпаны.

 

 

 

Повышенный уровень сложности: 1.Выполняют  такой же пейзаж , учитывая правила перспективы + 2.раскрашивают согласно  правилу о цвете в пространстве, т.е. цвет объектов на переднем плане  будет ярким, а на каждом последующем плане-все бледнее и бледнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание. -Постройте на заданной таблице из предлагаемых предметов пейзаж, учитывая правила перспективы.

«Композиция»-

 ( латинское слово) означает «располагать какие – либо предметы красиво».

 

 

 

Нарисовать пейзаж, учитывая правила перспективы.

1. Разделим  плоскость бумаги на две части: небо и землю. Эта линия называется линией горизонта.

- Ребята, а вы знаете, что такое план?

 

 

На картине бывает передний план, средний и задний. Передний план составляют крупные предметы, средний – помельче, задний – еще меньше.

-Нарисуйте на каждом плане соответствующие по размеру объекты.

 

Целевые обходы учителя:

-Контроль за организацией рабочего места;

-Контроль за правильностью выполнения приемов работы;

-Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

-Контроль за объемом и качеством работы.

 

Познавательные и регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время работы ведется съемка видео.

 

6.Подведение итогов, анализ работ, рефлексия урока, соотнесение старых и новых представлений;

обобщение изученного материала.

 

Дети оценивают все продемонстрированные работы .

 

 

 

 

Подводят итоги:

-Научились рисовать пейзаж по правилам;

-Узнали  историю праздника  Цаган сар.

 

- Цели и задачи выполнили .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Опрашиваю:

-Что нового узнали? –

-Вспомните значение всех новых  слов, изначально выписанных на доске.

 

 

Подведем итоги урока:

-Какую учебную задачу  ставили в начале урока?

 -Что можете сказать?

 

Вывод?

 

Познавательные УУД.

 

                                                                                          Ход урока.

 

 

 

Список использованной литературы для учащихся:

1. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2013.

 

 

Список использованной литературы для учителя:

1. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2013

2. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд (1–4). – М.: Просвещение, 2013.

3. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд (1–8). – М.: Просвещение, 2013.

4. Пономарева, А. Н. Школа ИЗО. – М.: Агаров, 2008.

5. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2013.

 

 


 

МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия им

МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия им

Тема «Рисование пейзажа. Перспектива» (По мотивам калмыцкой легенды об истории праздника

Тема «Рисование пейзажа. Перспектива» (По мотивам калмыцкой легенды об истории праздника

Презентация2 Power Point «Легенда о

Презентация2 Power Point «Легенда о

Заполняют фишбоун (ПЕЙЗАЖ-леса-поля-луга-горы-реки-озера-моря-степи-ПРИРОДА)

Заполняют фишбоун (ПЕЙЗАЖ-леса-поля-луга-горы-реки-озера-моря-степи-ПРИРОДА)

Актуализа ция имеющихся знаний, «Мозговая атака», формирование новых знаний, индивидуальная и групповая работа

Актуализа ция имеющихся знаний, «Мозговая атака», формирование новых знаний, индивидуальная и групповая работа

Хором и по одному повторяют правило: перспектива - это изображение глубокого пространства

Хором и по одному повторяют правило: перспектива - это изображение глубокого пространства

Предметы, которые мы хотим нарисовать ближе, в цвет предмета добавляют теплые тона, таким образом, мы как бы оптически приближаем к себе рисуемый предмет

Предметы, которые мы хотим нарисовать ближе, в цвет предмета добавляют теплые тона, таким образом, мы как бы оптически приближаем к себе рисуемый предмет

Цвет на расстоянии теряет свою яркость, и второй план (а также третий и четвертый) по сравнению с первым кажется белёсым, выцветшим

Цвет на расстоянии теряет свою яркость, и второй план (а также третий и четвертый) по сравнению с первым кажется белёсым, выцветшим

Физкультми нутка, 5

Физкультми нутка, 5

Планом называют взаимное расположение частей, порядок чего-либо

Планом называют взаимное расположение частей, порядок чего-либо

Дидактическая игра Цель . Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины

Дидактическая игра Цель . Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины

Методическая разработка по ИЗО "Пейзаж.По мотивам калмыцкой легенды о праздновании Цаhан сар"

Методическая разработка  по ИЗО "Пейзаж.По мотивам калмыцкой легенды о праздновании Цаhан сар"
Скачать файл