Методическая разработка вн. меропр. «Картины нашего земляка».docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 129
СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Адрес: 400076 п. Горный, ул. им. П.П. Семушкина, 1
Бондарева Валентина Николаевна,
МОУ СШ №129, учитель английского языка
телефон 89275268344
Номинация:
« Методические разработки по литературному творчеству
и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
(Сценарии внеклассных мероприятий различных форм)
Сценарий проведения внеклассного мероприятия
«Казачьи посиделки»
Тема: «Картины нашего земляка»
Не забывайте рода своего, прошлого своего,
изучайте дело и жизнь своих дедов и прадедов.
П.А. Флоренский Волгоград
2016 год
Аннотация
Что будет с нашими детьми, если мы не сумеем наполнить душу наших
детей добротой, милосердием, великодушием, гордостью за свою Отчизну, за
свою Малую родину? Как научить их в потоке негатива различать зло и
добро, замечать вокруг себя красоту родной природы, ценить людей, которые
живут скромно, трудятся не только ради денег, а являются примером
служения своей Родине?
Кто сможет передать детям любовь к труду, к красоте своей земли, к
Родине, чтобы эта любовь, как компас, указала верный путь, согрела душу,
пробудила добрые чувства, а малая Родина непременно стала надёжной
опорой в жизни. Конечно, люди старшего поколения, много пережившие и
видевшие на своём веку, оттого и с интересной
судьбой, люди
неравнодушные, имеющие большое желание поделиться своим жизненным
опытом!
Мы, педагоги МОУ СШ № 129, что в посёлке Горном Волгограда,
решили, что начинать следует с малого: возродить обычаи нашего края, а край
1 наш казачий, вот и вспомнили мы давнюю традицию из жизни казаков –
посиделки.
В долгие зимние вечера при свете керосиновой лампы собирались
казачки с детьми в чьейнибудь избе, вязали пуховые шали, косынки, карпетки
и прочие нужные вещи. Монотонно стучали прялки, песни лились протяжные,
грустные, задорные частушки поднимали настроение. И бесконечное
множество рассказов о трудовых и ратных подвигах казаков, их мужестве и
стойкости, об их стремлении к воле, свободе, их любви к родному краю, их
тоске на чужбине, будило воображение детей, оставляя глубокий след в
памяти, тревожа и возвышая душу. Была трепетная и прочная связь между
поколениями. Разве не такие воспоминания пронесёт человек через всю
жизнь? Все мы «родом из детства»…
Содержательная часть
Тема: «Картины нашего земляка»
Цель: воспитывать ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России, способствуя приобщению детей к
духовным ценностям исторического и культурного наследия.
Основные задачи:
развивать умение видеть красоту родного края, беречь её, развивать
творческие способности, стремление «становиться лучше», чувство
прекрасного, готовность к самосовершенствованию;
предоставить возможность подрастающему поколению глубже
почувствовать свои корни, развивать чувство ответственности перед
2 родным краем, умение понимать природу, быть ей другом и
помощником;
возрождать утраченные нравственные ценности:
трудолюбие,
милосердие, любовь к окружающей природе, Родине, вера в Бога,
любовь, верность, здоровый образ жизни;
осознавать, что человек и природа едины;
Планируемый результат:
доверительности, готовность слышать и понимать друг друга, привить
создать атмосферу уюта,
тепла,
любовь к родному краю, его красоте и незащищённости, к человеку, как
творцу всего прекрасного на Земле. Готовясь к нашим посиделкам, мы
многому учимся: делаем декорации, шьём костюмы, вяжем, вышиваем,
учимся говору казаков, их манере «играть» песни и многому другому. А
главное, мы встречаемся с разными людьми, увлечёнными, талантливыми,
любящими и знающими свой родной край. Они делятся с нами не только
плодами своего труда, но и мудрой жизненной позицией: жить для людей. Мы
уносим, а потом храним в своей душе и радость общения, и благодарность за
науку идти по жизни прямым путём, не боясь трудностей, достигать
желаемого во благо всем.
В сценарий могут вноситься поправки: наши гости часто вступают в
диалог – это оживляет «посиделки», делает их тёплыми, дружескими…
Сценарий внеклассного мероприятия: «Картины нашего земляка»
Оформление: На сцене «изба», у окошка с вышитой занавеской прялка,
другая утварь и убранство казачьей избы. Икона. Рушники. Скамейки, стол
с вышитой скатертью. Ведущий, девочки и мальчики за столом рассматривают
альбом с фотографиями картин А. Я. Харламова, художника из Урюпинска.
Картины, в процессе обсуждения, появляются на экране одна за другой.
3 Звучит музыка. В зале гости. На столах чай и пироги, испечённые
старшеклассницами.
Валентина Николаевна: Посетив с экскурсией городскую картинную
галерею в Урюпинске, мы попали на выставку картин А. Я. Харламова и не
остались равнодушными.
Когото манят дальние края,
Экзотика и красота чужая,
А мне милее родина моя:
Неторопливая, простая…
Сосновый бор, реки обрыв
И травы луговые в пояс.
Я упаду в них, всё забыв,
Взглянув на небо, успокоюсь
И приведу в порядок мысли,
И душу, может, исцелю,
Я тишину твою услышу –
Мой край, люблю тебя, люблю…
Эти стихи отражают тему всех полотен непрофессионального
художника А. Я. Харламова, бывшего офицера и очень интересного человека.
Рассказывал он о себе скупо и повоенному чётко, зато разрешил сделать
фото всех выставленных картин. Так у нас появился замечательный альбом и
ещё одна прекрасная тема для «Казачьих посиделок».
Анна: (листает альбом) Какие замечательные картины, в каждой из них –
душа, настроение, а главное любовь к нашей природе ! Мне всегда было
интересно, о чём думает, что чувствует художник, когда пишет картины, что
его волнует и восхищает.
Даша: А я, рассматривая любую картину, представляю художника: какой он,
как и чем живёт.
(На экране для гостей фото № 1. Автопортрет. А. Я. Харламов)
4 Дима: А вот и художник – Александр Яковлевич Харламов.
Даша: Это же офицер! Какой бравый! Он не профессиональный художник?
Дима: Это он в пору своей молодости. Он всегда очень хотел стать военным
и стал, а картины пишет для души. После школы поступил в Одесское высшее
артиллерийское командное училище, окончил с отличием, служил во Львове,
инженерная академия дала право преподавать в Тбилисском высшем
артиллерийском училище. В Чечне воевал, награждён медалями за «Отвагу»,
за «Ратную доблесть», за «Службу Родине в ВС».
Даша: Как интересно! Боевая биография. Офицер и художник. Если так, то
картины должны быть о войне: сражения, баталии. А тут – природа!
Да. Удивительная природа Прихопёрья на его полотнах, в его рисунках. В
какой бы уголок нашей необъятной страны не заносило по долгу службы
Александра Яковлевича, сердцем он всегда был здесь, в казачьем краю на
берегу Хопра. Долгая разлука с родной стороной, любовь к ней, талант и
трудолюбие сделали его настоящим художником. Он не мог не рисовать
красоту родных мест и рисовал с детства.
Дима: Детство его было, как и у всех подростков 60х: несытое,
материально скудное, но богатое на приключения и открытия. Лыжи, рыбалка,
походы с ночёвкой на берегу Хопра, лапта, казакиразбойники. И природа!
Каждый уголок был исследован, каждая тропинка – знакома. Рано пришлось
5 повзрослеть – отец умер молодым, мать одна поднимала детей. Александр
был опорой для матери и младшей сестры. Самостоятельность,
ответственность, забота о тех, кто нуждается в помощи, была с пелёнок.
Даша: А как дальше сложилась его жизнь? Я думаю, только увлечённый
любимым делом человек может и такие удивительно душевные картины
писать, и честно, и преданно России служить.
Дима: Уйдя в отставку, подполковник Александр Яковлевич вернулся в
родной Урюпинск, но и тут не сидел, сложа руки: преподавал в гимназии, был
начальником штаба городской казачьей организации.
(На экране фото № 2. А.Я. Харламов в должности начальника штаба)
(На экране фото № 3)
6 В лучах заката - голубой
Хопер качается волной.
А небо смотрит свысока
И отражает облака.
А те плывут в речной волне,
Плывут в небесной вышине…
Вика: Мне очень понравилась эта картина! Это же Хопёр? Как он красив и
величав – глаз не отвести! А небо! Оно сливается с рекой… Какой простор!
Руки раскинь – и лети! Дух просто захватывает!
(На экране фото № 4)
Коля: А вот, смотрите, это Хопёр детства Саши, я думаю. С этого берега он,
может быть, нырял и плыл вооон на тот островок! Жара, а вода прохладная!
Так и хочется, чтобы и меня течение унесло туда!
Мой Хопёр течёт из
детства –
То спокойно, то бурля…
Он в моё впадает сердце,
Чувства тёплые храня…
(На экране фото № 5)
Валентина Николаевна: А вот на этой картине и грусть, и боль художника,
ребята. Была река, остался ручеёк. Смотришь, и сердце болит за родной край,
за варварское наше отношение к природе. Сколько лесов загублено, сколько
речек пересохло, одни таблички с названиями остались. Немой, но очень
яркий призыв художника: «Сохраните красоту, берегите её!»
7 Была когдато быстрой,
Весёлою и чистой…
Заросла теперь травой.
Грустят деревья над тобой.
Куда течёшь, хотят узнать.
Но можешь ли ответ ты дать?
(На экране фото № 6)
Валентина Николаевна: Очень трогательные пейзажи. Такая неброская, но
близкая сердцу русского человека красота: смотришь – и не понять: то ли
грустно, то ли радостно. Светло на душе от этих картин.
Тишина да речки просинь,
А вокруг гуляет осень.
Разноцветием играя,
Зябнет осень золотая…
У берёзки ветер плачет,
Слёзы неумело прячет…
Может, по кому горюет,
Может быть, чегото жаль,
Может, о весне тоскует
И о ней его печаль?..
(На экране фото № 7)
Анна: Осень – необычная пора: немного жалко уходящего лета, но осень мне
ближе: краски сочные, приятная прохлада, листья кружатся, словно в вальсе.
Романтичная пора, как и сама Земля русская – необъятная, непостижимая…
Как не любить её, как ею не восхищаться!
8 Небо выше, даль светлее,
На дороге лужицы…
И, петляя меж холмами,
Осень в танце кружится:
Тут оставит жёлтый след,
Там оставит след багряный,
И зелёного букет
С ароматом пряным…
Валентина Николаевна:
человек может написать такие картины. Я рада, что благодаря этим картинам
Только бесконечно любящий свою Родину
самые лучшие, возвышенные чувства пробудились в ваших сердцах. Не зря
говорят: «Красота спасёт мир»!
(На экране фото № 8)
А ещё вера в Бога. Александр Яковлевич – верующий человек, со
светлой душой, а иначе не было бы этих двух картин. Они величественны в
своей простоте, глубоки. Слёзы тихой радости, нежной грусти переполняют
душу. Хочется стать лучше и благодарить Бога за то, что дал нам
возможность жить на этой земле, любить, творить добро.
А на том берегу ни души,
А на том берегу в тиши
Колокольный звон церквей
Сладкой грустью в душе
моей…
В пояс кланяется трава.
И пронзительна, и светла
Без людской толчеи тишина:
Милая, Малая родина…
9 (На экране фото № 9)
Январский снег нарядней всех:
Днем – серебристый и цветной,
А под луною – с синевой…
Хранит он искры волшебства,
И ждёт святого Рождества!
Сергей: Александр Яковлевич казак, наверное?
Дима: Да. Его прадед, дед и отец тоже были казаками. Художнику близка
тема деревенской жизни, её уклад, казачий быт. Заброшенный хуторок, но
жизнь идёт своим чередом: сено заготовлено, в избе варят щи, пекут пироги
или блины: там тепло и спокойно. Санный след уходит в лес по первому
снегу. Может, лесник уехал проверить, всё ли ладно в его хозяйстве? Лес ещё
не готов к зиме. Тишина…
(На экране фото №10)
Согревает душу
Первый снег. Избушка.
Стог под снежной шапкой…
Хоть немного зябко,
Но на сердце так отрадно,
Удивительно тепло,
И вокруг всё так нарядно,
И вокруг всё так светло!
Сергей: Александр Яковлевич всегда считал, что человеку необходимо
помнить отчий дом, своих дедов и прадедов чтить, край свой родной, не
забывать рода своего, своего прошлого, корни свои не утратить…
10 (На экране фото №11)
Ставни голубые…
Соломенная крыша...
Кажется, что говор,
Я казачий слышу.
И пахнет липа под окном:
Всему начало – отчий
дом…
Валентина Николаевна: С экрана исчез последний кадр, закрыт альбом.
«Казачьи посиделки» завершены, но никто не хочет уходить. Ведь сегодня,
благодаря таланту А. Я. Харламова, мы все вместе не просто увидели, а
почувствовали милую прелесть трогательной, незащищённой красоты нашего
родного края, нашей славной волгоградской земли. Свет, тепло, гармония его
картин наполнили наши души, объединили нас в этом ощущении красоты и
добра. Помните эти мгновения, берегите их, храните в своих сердцах.
Каждый наш день – это шаг по лестнице нашей жизни, смысл которой в
постоянном развитии и совершенствовании себя. Куда нас приведёт эта
лестница, зависит только от нас.
11 Список литературы и других использованных источников:
Бондарева В.Н. (автор методической разработки, г. Волгоград). Стихи
Харламов А.Я. (непрофессиональный художник, г. Урюпинск) Фотографии
картин
Материалы биографии Харламова А.Я. взяты из интервью с ним,
подтверждены документально.
12
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.