Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Оценка 4.7

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
7 кл
19.01.2017
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
За молодыми будущее не только нашего края, но и всей России. Им традиции хранить, и во всём достойными быть! А начало всему - семья.
Методическая разработка вн. меропр. «Картины нашего земляка».docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 129 СОВЕТСКОГО РАЙОНА  ВОЛГОГРАДА Адрес: 400076 п. Горный, ул. им. П.П. Семушкина, 1      Бондарева Валентина Николаевна,  МОУ СШ №129,  учитель английского языка телефон 8­927­526­83­44 Номинация: « Методические разработки по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...» (Сценарии внеклассных мероприятий различных форм) Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Казачьи посиделки»                            Тема:  «Картины нашего земляка» Не забывайте рода своего, прошлого своего,  изучайте дело и жизнь своих дедов и прадедов.  П.А. Флоренский Волгоград 2016 год Аннотация Что будет с нашими детьми, если мы не сумеем наполнить душу наших детей добротой, милосердием, великодушием, гордостью за свою Отчизну, за свою  Малую  родину?    Как  научить   их   в  потоке   негатива   различать   зло  и добро, замечать вокруг себя красоту родной природы,  ценить людей, которые живут   скромно,   трудятся   не   только   ради   денег,     а   являются   примером служения своей Родине?  Кто сможет  передать детям любовь к труду, к красоте своей земли, к Родине, чтобы эта любовь, как компас, указала верный путь, согрела душу, пробудила   добрые   чувства,   а   малая   Родина     непременно   стала   надёжной опорой в жизни. Конечно, люди старшего поколения, много пережившие и видевшие   на   своём   веку,   оттого   и   с   интересной     судьбой,   люди неравнодушные,   имеющие   большое   желание   поделиться   своим   жизненным опытом!   Мы,   педагоги   МОУ   СШ   №   129,   что   в   посёлке   Горном  Волгограда, решили, что начинать следует с малого: возродить обычаи нашего края, а край 1 наш казачий,  вот  и вспомнили мы   давнюю традицию из жизни казаков   – посиделки.   В   долгие   зимние   вечера   при   свете   керосиновой   лампы   собирались казачки с детьми в чьей­нибудь избе, вязали пуховые шали, косынки, карпетки и прочие нужные вещи. Монотонно стучали прялки, песни лились протяжные, грустные,   задорные   частушки   поднимали   настроение.   И   бесконечное множество рассказов о трудовых и ратных подвигах казаков, их мужестве и стойкости, об их стремлении к воле, свободе,  их любви к родному краю, их тоске   на   чужбине,   будило   воображение   детей,   оставляя   глубокий   след   в памяти, тревожа и возвышая душу. Была трепетная и прочная связь между поколениями.   Разве     не   такие   воспоминания   пронесёт   человек   через   всю жизнь?  Все мы «родом из детства»…   Содержательная часть Тема: «Картины нашего земляка» Цель:  воспитывать  ответственного,  творческого,  инициативного,  компетентного гражданина России, способствуя приобщению детей к  духовным ценностям исторического и культурного  наследия.  Основные задачи:  развивать   умение   видеть   красоту   родного   края,  беречь   её,  развивать творческие   способности,   стремление   «становиться   лучше»,   чувство прекрасного, готовность к самосовершенствованию;  предоставить   возможность   подрастающему   поколению   глубже почувствовать свои   корни, развивать чувство ответственности   перед 2 родным   краем,   умение   понимать   природу,   быть   ей   другом   и помощником;  возрождать   утраченные   нравственные   ценности:   трудолюбие, милосердие,   любовь   к   окружающей   природе,   Родине,   вера   в   Бога, любовь,  верность, здоровый образ жизни;  осознавать, что человек и природа едины; Планируемый   результат:  доверительности,   готовность   слышать   и   понимать   друг   друга,       привить создать   атмосферу   уюта,   тепла, любовь к родному краю, его красоте и   незащищённости,   к человеку, как творцу всего прекрасного на Земле.   Готовясь к нашим посиделкам,     мы многому   учимся:   делаем   декорации,   шьём   костюмы,   вяжем,   вышиваем, учимся   говору   казаков,   их   манере   «играть»   песни   и   многому   другому.   А главное, мы встречаемся   с разными людьми, увлечёнными, талантливыми, любящими   и   знающими   свой   родной   край.  Они   делятся   с  нами   не   только плодами своего труда, но и мудрой жизненной позицией: жить для людей. Мы уносим, а потом храним в своей душе и радость общения, и благодарность  за науку   идти   по   жизни   прямым   путём,   не   боясь   трудностей,     достигать желаемого во благо всем. В сценарий могут вноситься поправки: наши гости часто вступают в диалог – это оживляет «посиделки», делает их тёплыми, дружескими… Сценарий внеклассного мероприятия:  «Картины нашего земляка» Оформление:  На   сцене   «изба»,   у   окошка   с   вышитой   занавеской   прялка, другая утварь и убранство казачьей избы. Икона. Рушники. Скамейки,      стол с вышитой скатертью. Ведущий, девочки и мальчики за столом рассматривают альбом с фотографиями картин  А. Я. Харламова, художника из Урюпинска. Картины,   в   процессе   обсуждения,   появляются   на   экране   одна   за   другой. 3 Звучит   музыка.   В   зале     ­   гости.   На   столах   чай   и   пироги,   испечённые старшеклассницами.  Валентина Николаевна: Посетив с экскурсией городскую картинную галерею в Урюпинске, мы попали на выставку картин А. Я. Харламова и не остались равнодушными.  Кого­то манят дальние края, Экзотика и красота чужая, А мне милее родина моя: Неторопливая, простая… Сосновый бор, реки обрыв И травы луговые в пояс. Я упаду в них, всё забыв, Взглянув на небо, успокоюсь И  приведу в порядок мысли, И  душу, может, исцелю, Я тишину твою услышу – Мой край, люблю тебя, люблю…  Эти   стихи   отражают   тему   всех   полотен   непрофессионального художника А. Я. Харламова, бывшего офицера и очень интересного человека. Рассказывал он о себе скупо и по­военному чётко, зато разрешил сделать фото всех выставленных картин. Так у нас появился замечательный альбом и ещё одна прекрасная тема для «Казачьих   посиделок».  Анна: (листает альбом) Какие замечательные картины, в каждой из них   –   душа, настроение, а главное любовь к нашей природе ! Мне всегда было  интересно, о чём думает, что чувствует художник, когда пишет картины, что  его волнует и восхищает.  Даша: А я, рассматривая любую картину, представляю художника: какой он,  как и чем живёт.  (На экране  для гостей  фото № 1.  Автопортрет.  А. Я. Харламов) 4 Дима: А вот и художник – Александр Яковлевич Харламов. Даша: Это же офицер! Какой бравый!  Он не профессиональный художник?  Дима: Это он в пору своей молодости. Он  всегда очень хотел стать военным и стал, а картины пишет для души. После школы поступил в Одесское высшее артиллерийское командное училище, окончил с отличием, служил  во Львове, инженерная     академия   дала   право   преподавать   в   Тбилисском   высшем артиллерийском училище. В Чечне воевал, награждён медалями  за «Отвагу», за «Ратную доблесть», за «Службу Родине в ВС».  Даша: Как интересно! Боевая биография. Офицер и художник. Если так, то картины должны быть о войне:  сражения, баталии.  А тут  –  природа! Да. Удивительная природа Прихопёрья на его полотнах, в его рисунках. В какой бы уголок нашей необъятной страны не заносило по   долгу службы Александра Яковлевича,   сердцем он всегда был   здесь, в казачьем краю на берегу Хопра. Долгая разлука с родной стороной, любовь к ней,   талант и трудолюбие     сделали   его   настоящим   художником.  Он   не   мог   не   рисовать красоту родных мест и  рисовал с детства. Дима:  Детство   его   было,   как     и   у   всех   подростков   60­х:   несытое, материально скудное, но богатое на приключения и открытия. Лыжи, рыбалка, походы с ночёвкой на берегу Хопра, лапта, казаки­разбойники. И природа! Каждый уголок был исследован, каждая тропинка – знакома. Рано пришлось 5 повзрослеть  –  отец умер молодым, мать одна поднимала детей. Александр был   опорой   для   матери   и   младшей   сестры.   Самостоятельность, ответственность, забота о тех, кто нуждается в помощи, была с пелёнок.  Даша:  А   как   дальше   сложилась   его   жизнь?   Я   думаю,   только   увлечённый любимым   делом   человек   может   и   такие   удивительно   душевные   картины писать, и честно, и преданно России служить.  Дима:  Уйдя   в   отставку,   подполковник   Александр   Яковлевич   вернулся   в родной Урюпинск, но и  тут не сидел, сложа руки: преподавал в гимназии, был начальником штаба городской казачьей организации. (На экране  фото № 2. А.Я. Харламов  в должности  начальника штаба)  (На экране    фото № 3)  6 В лучах заката - голубой Хопер качается волной. А небо смотрит свысока И отражает облака. А те плывут в речной волне, Плывут в небесной вышине… Вика:  Мне очень понравилась эта картина! Это же Хопёр? Как он красив и величав – глаз не отвести! А небо! Оно сливается с рекой… Какой простор! Руки раскинь – и лети! Дух просто захватывает! (На экране    фото № 4) Коля: А вот, смотрите, это Хопёр детства Саши, я думаю. С этого берега он,  может быть, нырял и плыл во­о­он на тот островок! Жара, а вода прохладная!  Так и хочется, чтобы и меня течение унесло туда! Мой Хопёр течёт из  детства – То спокойно, то бурля… Он в моё впадает сердце, Чувства тёплые храня…    (На экране    фото № 5)  Валентина Николаевна: А вот на этой картине и грусть, и боль художника,  ребята. Была река, остался ручеёк. Смотришь, и сердце болит за родной край,  за варварское наше отношение к природе. Сколько лесов  загублено, сколько  речек пересохло, одни таблички с названиями остались. Немой, но очень  яркий  призыв художника: «Сохраните красоту, берегите её!» 7 Была когда­то быстрой, Весёлою и чистой… Заросла теперь травой. Грустят деревья над тобой. Куда течёшь, хотят узнать. Но можешь ли ответ ты дать? (На экране    фото № 6) Валентина Николаевна: Очень трогательные пейзажи. Такая неброская, но близкая сердцу русского человека  красота: смотришь  – и не понять: то ли грустно, то ли радостно. Светло на душе от этих картин. Тишина да речки просинь, А вокруг гуляет осень. Разноцветием играя, Зябнет осень золотая… У берёзки ветер плачет,  Слёзы неумело прячет… Может, по кому горюет, Может быть, чего­то жаль, Может, о весне тоскует И о ней его печаль?.. (На экране    фото № 7)  Анна:  Осень – необычная пора: немного жалко уходящего лета, но осень мне ближе: краски сочные, приятная прохлада, листья кружатся, словно в вальсе. Романтичная пора, как и сама Земля русская – необъятная, непостижимая… Как не любить её, как ею не восхищаться! 8 Небо выше, даль светлее, На дороге лужицы… И, петляя меж холмами,  Осень в танце кружится: Тут оставит жёлтый след, Там оставит след багряный, И зелёного букет С ароматом  пряным… Валентина   Николаевна:  человек может написать такие картины. Я рада, что благодаря этим картинам   Только     бесконечно   любящий   свою   Родину самые лучшие, возвышенные  чувства пробудились в ваших сердцах.  Не зря говорят: «Красота спасёт мир»!  (На экране    фото № 8)  А   ещё   вера   в   Бога.   Александр   Яковлевич   –   верующий   человек,   со светлой душой, а иначе  не было бы этих двух картин. Они величественны в своей простоте, глубоки. Слёзы тихой радости, нежной грусти переполняют душу.   Хочется   стать   лучше   и   благодарить   Бога   за   то,   что   дал   нам возможность жить на этой земле, любить, творить добро.   А на том берегу ­ ни души, А на том берегу ­ в тиши Колокольный звон церквей Сладкой грустью в душе  моей… В пояс кланяется трава.  И пронзительна, и светла Без  людской толчеи  тишина: Милая, Малая родина… 9 (На экране    фото № 9) Январский снег нарядней всех:  Днем – серебристый и цветной,  А под луною –  с синевой… Хранит он искры волшебства,  И ждёт святого Рождества!        Сергей: Александр Яковлевич ­  казак, наверное?  Дима:  Да. Его прадед, дед и отец тоже были казаками. Художнику близка тема деревенской   жизни, её уклад,   казачий быт. Заброшенный хуторок, но жизнь идёт своим чередом: сено заготовлено, в избе варят щи, пекут пироги или блины: там тепло и спокойно. Санный след уходит в лес по  первому снегу.  Может, лесник уехал проверить, всё ли ладно в его хозяйстве? Лес ещё не готов к зиме. Тишина…        (На экране    фото №10) Согревает душу ­  Первый снег. Избушка. Стог под снежной шапкой… Хоть немного зябко, Но на сердце так отрадно, Удивительно тепло, И вокруг ­  всё так нарядно, И вокруг  ­ всё так светло!  Сергей: Александр Яковлевич всегда считал, что человеку необходимо  помнить отчий дом, своих дедов и прадедов чтить, край свой родной, не  забывать рода своего, своего прошлого, корни свои не утратить… 10 (На экране    фото №11)  Ставни  голубые…  Соломенная  крыша... Кажется, что говор, Я казачий слышу. И пахнет липа под окном: Всему начало – отчий дом… Валентина Николаевна:  С  экрана  исчез  последний  кадр, закрыт  альбом. «Казачьи посиделки» завершены, но никто не хочет уходить. Ведь сегодня, благодаря   таланту   А.  Я.   Харламова,   мы   все   вместе   не   просто   увидели,   а почувствовали милую прелесть трогательной, незащищённой красоты нашего родного края, нашей славной волгоградской земли. Свет, тепло, гармония его картин наполнили наши души, объединили нас в этом ощущении красоты и добра.   Помните   эти   мгновения,   берегите   их,     храните   в   своих   сердцах. Каждый   наш день – это шаг по лестнице нашей жизни, смысл которой в  постоянном   развитии   и   совершенствовании     себя.   Куда   нас   приведёт   эта лестница, зависит только от нас.  11 Список литературы и других использованных источников: Бондарева В.Н.  (автор методической разработки, г. Волгоград). Стихи  Харламов  А.Я. (непрофессиональный художник, г. Урюпинск)  Фотографии  картин Материалы биографии  Харламова  А.Я. взяты из интервью с ним,  подтверждены документально. 12

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017