Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Мероприятия
doc
воспитательная работа
7 кл
19.01.2017
Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
методическая разработка сценария Мне традиции хранить Казачьи посиделки.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА № 129 СОВЕТСКОГО РАЙОНА  ВОЛГОГРАДА Адрес: 400076 п. Горный, ул. им. П.П. Семушкина, 2  –116@   yandex   Тел.  45­91­59  E­mail  ikt        ru                                                   учитель английского языка                                                                            телефон 8­927­526­83­44    Бондарева Валентина Николаевна Номинация: « Методические разработки по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...» (Сценарии внеклассных мероприятий различных форм) Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Казачьи посиделки»                            Тема:  «Мне традиции хранить…» Не забывайте рода своего, прошлого своего,  изучайте дело и жизнь своих дедов и прадедов.  П.А. Флоренский Волгоград 0 2016 год Аннотация Нравственность,  внутренний   закон   человека,   побуждающий   его соотносить   свои   действия   и   поступки   с   общественными   нормами, обесценилась   в   современном   мире.   Телевидение,   интернет   способствуют духовному   кризису   общества   в   России,  пропагандируя    прагматизм,  культ потребления.  Как   следствие:  агрессивность   и   жестокость,  нравственная деградация.  Духовные истоки возрождения лежат в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими  ценностями. Боязнь разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу прививается в семье.  Через семью, родственников, близких людей, имеющих влияние на ребёнка,   наполняются конкретным содержанием такие простые, но очень важные  понятия  как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».  Установить   гармоничные   отношения   детей     с   окружающим   миром первостепенная задача семьи и школы.  Мы живём в казачьем краю, и наш посёлок   Горный   является   местом   объединения   и   возрождения   казачества. Здесь живут казаки из самых разных районов области. В нашей школе, МОУ СШ № 129,  мы проводим встречи, «Казачьи посиделки»,  с ними  за чашкой чая.   Слушаем   их   рассказы   о   традициях   казаков,   о   том,   как   трудились   и воевали их отцы и деды, как охраняли рубежи нашей Родины.     Готовясь к нашим посиделкам,   мы делаем декорации, шьём костюмы, вяжем,   вышиваем,   учимся   говору   казаков,   их   манере   «играть»   песни   и многому   другому.   А   главное,   мы   встречаемся     с   разными   людьми, увлечёнными, талантливыми, любящими и знающими свой родной край. Они делятся   с   нами   не   только   плодами   своего   труда,   но   и   мудрой   жизненной позицией:   жить   для   людей.   Мы   уносим,   а   потом   храним   в   своей   душе   и 1 радость общения, и благодарность  за науку идти по жизни прямым путём, не боясь трудностей,  достигать желаемого во благо всем. Содержательная часть Для   всех:   и   учителей,   и   обучающихся,   и   их   родителей     «Казачьи посиделки»   очень   важны.   Основной   лейтмотив   мероприятия:   живите,   как жили ваши деды и прадеды:  работайте по будням, отдыхайте по праздникам, Бога   не   забывайте.   Чтобы   жить   достойно   –   надо   много   трудиться.   Эта житейская   мудрость   никому   не   помешала.   Храните   традиции,   уважайте старших, родителей почитайте, младших не обижайте.  Традиций у казаков, также как и у других народов, много. Все они отражали разные стороны жизни с самого рождения человека и до ухода его в мир   иной.   С   детства,     вместе   с   мамой   и   бабушкой,     готовили   девочки приданое, казаки всем миром ставили избу или копали колодец, по­разному готовились и встречали разные праздники….  Вот и здесь близкие детям люди не только рассказали о традициях, нравах и обычаях казаков, но и спели песни, в которых вся жизнь казаков, показали   удалые   пляски   и   многому   научили     «младое   племя»,   которому необходимо знать свои корни. И дети смотрят на них другими глазами, хотят брать с них пример.  И берут. Они не только  поведали много интересного, но и показали своё мастерство: вязание, стряпню, песни и пляски. В сценарий могут вноситься поправки:  наши гости часто вступают  в диалог,   показывают   своё   умение,   приводят   жизненные   примеры   –   это оживляет «посиделки», делает их тёплыми, дружескими, семейными. Цель: воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, 2 инициативного,   компетентного   гражданина   России,   способствуя сохранению духовно­нравственного здоровья детей, приобщению их к духовным ценностям исторического  и культурного  наследия. Основные задачи:  формировать и воспитывать стремление возродить ценности и традиции семьи: почитание родителей, забота о младших и уважение к старшим, любовь,  верность, здоровый образ жизни;  развивать   такие   нравственные   ценности,   как   честность,   доброта,   жизненный   оптимизм,   трудолюбие, искренность,   милосердие, самосознание, позитивная самооценка и самоуважение,   способность к преодолению  трудностей;  формировать   и   воспитывать   чувство   патриотизма   и   гражданской солидарности, толерантность;  развивать   готовность   и   способность   учащихся   к самосовершенствованию   «становиться   лучше»,   умение   осознавать ценность человеческой жизни;  развивать творческие способности Планируемый   результат:  способствовать   возрождению   духовности  и нравственности  как   черты   национального   характера,   привить   чувство гражданственности,   патриотизма,   трудолюбие,   уважение   к   старшим, формировать понимание важности семейных отношений, готовность слышать и понимать друг друга.  3 Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Казачьи посиделки»                            Тема:  «Мне традиции хранить…» Оформление:  скамейки   у   стола   в   избе,   у   окошка   с   вышитой   занавеской прялка, разная утварь   казачьей избы. Столик с вышитой скатертью, икона, рушники.  Плетень, расположенный в глубине сцены,  подсолнухи и горшки. У всех, принимающих участие в представлении, вязанье. На скамейках, у стола сидят взрослые и дети: девочки и бабушки с  рукоделием.  Звучит песня «Пряха» (см. приложение №1) Маша: Бабуля, а что ты вяжешь?  Бабушка Мария Ивановна: Карпетки, внученька. Маша: карпетки?! Что это такое? Вы знаете, девчата? Аня: Я знаю. И вязать их умею. Я даже стихи про них знаю:  Карпетки  –  слово – то,  какое! Как будто иностранное. А веет от него покоем И ничего в том странного! Устав от службы иль от дел, В семьи вернувшись лоно, Карпетки  белые надел   Тепло, уютно в них ему, Жена иль мать связала, Вложила душу в них свою И блага пожелала. Сопят детишки в полусне, Жена пригрелась рядом, Старуха мать, казак отец, 4 Казак.  Он дома.  Он спокоен. Аня: догадались?   Это… носки.  Что в жизни ещё надо! Мария Ивановна:  Вот умница! Покажи­ка, что вяжешь. Аня (показывает): Это косынка пуховая будет. Антонина Петровна: А знаете, как пуховая коза попала в наши края? Дети (хором): расскажите! Антонина   Петровна:  Казаки   народ   военный   говаривали:   «Кормит   нас молодцов Бог, как птиц небесных. Мы не сеем и не собираем хлеб в житницы, а  всегда   сыты   бываем».   Любимым     промыслом     была   охота   или,  как   они называли, гульба.  Гулебщики отрядами человек по сто рыскали по задонским степям, пробираясь даже на Куму и Кубань, а то и дальше, пригоняли табуны лошадей   и   стада   рогатого   скота.   Одна   из   таких   добыч   изменила   быт   и свободное время казачек. Догадались что это за животное? Правильно, коза. Без неё родимой тяжко было в неспокойные годы, а она и молочком напоит, а из   пуха казачки­мастерицы чего только не вязали!   В Урюпинске ей   даже памятник из камня поставили. И по праву. Заслужила. Люда: а я была в Урюпинске и козу видела, из камня. В сквере стоит.   Говорят, надо ей нос потереть ладошкой и удача будет. Антонина Петровна: Трудиться надо, тогда будет удача. Люда:  Я про неё стихи знаю: Над рекою быстрой, Чистой, серебристой ­ Урюпинск, город небольшой, Славен  издавна козой. А река Хопёр течёт До самого Дона. Отчего ж такой почет Здесь козе пуховой? На площади центральной В сквере городском  Стоит коза из камня А подоплёка в чём? Да в том, что в лихолетье Выжить помогла, И накормить, и обогреть Смогла она одна! 5 Антонина Петровна: Да.  Только она и спасала. Пастбища там вольные. Места много.   Трудились   казачки   с   утра   до   вечера,   а   вечером   собирались   на посиделки, как мы сейчас. Песни пели задушевные, разговоры вели длинные, а с ними  и такие как вы пострелята делу учились. Даша:   Я тоже стихи знаю, они как раз об этом. Платки, косынки, шали Казачки все вязали: От мала  до  велика  Владели ремеслом. Замысловатым штучкам. Чесали пух и пряли, А,  в общем, выживали На хлеб насущный для семьи Учили дочек, внучек, Нина Алексеевна: Точно выживали, копейку   добывали. Урюпинцы и Музей  Козы создали.  Копейку   добывали Сергей: Я там был. Мне понравилось  (читает стихотворение). И в благодарность казаки Джемпера, жилетки, В Урюпинске создали Музей, в честь пуховой козы. Казачки все вязали, Шедевры создавали,  Не ведая о том, Что позже, назовут это  Великим мастерством. Теперь висят там в залах Невиданной красы  Косынки,  покрывала, Манишки и горжетки, Для праздника и будней Пушистые платки. Искусством тем гордится  Провинции столица. Заказы отовсюду Приходят мастерицам ­ Заказы от Валерии, От  Путина  жены, От Бабкиной,  от Долиной, Накидки и шарфы. Нина Алексеевна: Неужто заказы и от Путина  жены!?  Сергей: Да. Экскурсовод рассказывал нам,  и отзывы там есть. А давайте  Со всех концов страны. посмотрим.  Презентация Музей Козы Казачьи посиделки 6 Людмила Григорьевна:  Сейчас везде вяжут, не только в Урюпинске, но там почему­то пух какой­то особенный: самый нежный, необыкновенной красоты: серебристый, мягкий, кольцами вьётся. А кто из вас может рассказать, как получаются такие замечательные вещи? (на плечах пуховая шаль) Арина:  Я   знаю.   Сначала   пух   стригут,   а   лучше   вычёсывают   с   козы металлическим   гребнем,   потом   тщательно   перебирают,   затем   чешут   на специальных приспособлениях (показывает чёски), потом уж прядут вот на такой прялке, что стоит у окна. А уж из пряжи вяжут. Людмила   Григорьевна:  Всё   так.   Правильно   рассказала.   Труд   это   великий. Терпения много надо, умения. Арина:  Коза, пух, пряжа, спицы, нитки: И вот на модницах накидки, Платки, косынки, полушалки Ещё хранятся в доме прялки!    (показывает на прялку) А в них казачий дух таится…  А ну, кто хочет похвалиться Своим умением вязать?  (девочки демонстрируют на сцене вязаные вещи) Нина Алексеевна: Казачки всегда отличались трудолюбием: и дома, и в поле работы много было, одной разве справится? Семьи  большие были, дружные, иначе не выжить, не стать крепко на ноги. Вот и приучали с самого раннего возраста к труду. Ведь только трудом велик человек, а безделье губит. К чему у ребёнка душа больше лежит, потом разберутся, а пока будет он выполнять посильную работу. Настя: мне бабушка рассказывала, что девочку учили вышивать, вязать, шить, стряпать   да   печь,   а   мальчика   обучали   плотничать,   столярничать,   землю обиходить. 7 Нина   Алексеевна:  Многому   учила   мать­казачка   своих   дочек,   чтобы   в замужестве   ни   в   чём   не   могла   упрекнуть     свекровь.   И   они   становились хорошими   женами   и   мамочками.   К   чести   казачек   надо   отнести   их заботливость   о   чистоте   своих   жилищ   и   опрятности   в   одежде,     и   как   они приучали к тому же с малых лет своих дочек.   Нина Ивановна:  Помню, в детстве  у бабушки собирались на посиделки её подружки. В долгие зимние вечера при свете керосиновой лампы они вязали пуховые шали и песни пели протяжные, грустные, а потом кто­нибудь весёлой частушкой   прервёт   печальный   мотив,   а   то     истории   начнут   рассказывать: бывает житейские, бывает смешные, а мы больше любили  страшные. Скудно жили, трудно, но тепло и весело. А я как гордилась, что с ними вязала, да песни знала и   подпевала! Сорок лет прошло, а как вспомню, так на душе хорошо станет. Поют песню: «Ой, да ты, калинушка»   (см. приложение №2)   Татьяна Петровна: Да, тяжёл был крестьянский труд: и в избе, и на подворье, и в поле. Это теперь обед сварить просто – спичкой чиркнул и вари, что захочешь, а раньше: дров наноси,  печь истопи, а потом уж стряпать начинай. А   стирка   сколько   времени   занимала!   Воды   надо   принести,   хорошо,   если рядом колодец, а то по воду идти далеко. Два ведра на коромысло повесят, а бывало и третье в руке несут.  Нагреют  воду, а потом уж и стирать можно. А в поле хлеб­то жали вручную, серпами. Не видели, поди,  серпов­то, ребята? (показывает серп) А давайте посмотрим, как жили казаки? Презентация Казачья изба Казачьи посиделки Валентина Николаевна:  Я тоже из краев казачьих. Там, где течёт река Хопёр, Промчались дни мои ребячьи, Теперь Коза под небом чистым, Там  настоящий есть плетень! А песня! Ах, какая песня! И где остался отчий дом. Любую душу усладит. 8 Я из провинции столицы, А плясовая!?  Ведь на месте Стоял казачий там курень ­ Никто из вас не усидит! Танцует детский коллектив «Росинка»  Света: Мы и спеть, и сплясать, и частушку заиграть! Уж мы пели и плясали, Атамана приветали – Приезжайте к нам, гостёчки, На чаёк да на блиночки! Ух! Ансамбль «Росинка»  поёт песню:    «Уж и я ли, молода»  (см. приложение №3)  Презентация Наши казачата Казачьи посиделки  Тамара Николаевна:  Хороши наши посиделки, да всему конец приходит.  А   я   хочу   сказать   вам,   ребята,   живите,   как   жили   ваши   деды   и   прадеды: работайте по будням, отдыхайте по праздникам, Бога не забывайте. Чтобы жить достойно – надо много трудиться. Эта житейская мудрость никому не помешала.   Храните   традиции,   уважайте   старших,   родителей   почитайте, младших не обижайте. Валентина Николаевна:  Традиций у казаков, также как и у других народов, много. Все они отражали разные стороны жизни с самого рождения человека и до ухода его в мир иной. С детства, вместе с мамой и бабушкой, готовили девочки приданое, всем миром ставили избу или копали колодец, по­разному готовились и встречали разные праздники….  На одних посиделках этого не расскажешь.  Мы соберёмся с вами ещё не   раз   и   продолжим   разговор   об   этом.   Много   могут     поведать   нам   о жизненном     укладе   казаков   наши   бабушки   и   дедушки,  но   ведь   и   вы   сами сумеете узнать о традициях казаков из литературы, из разговоров с людьми старшего поколения, из интернета, без которого вы уже не мыслите своей 9 жизни. Вот и постарайтесь отыскать интересные факты о казаках и их житье­ бытье.  Вот Дима у нас разыскал очень интересный обычай, и мы вместе с ним написали стихотворение, которое он читал на конкурсе стихов городского фестиваля   народных   казачьих   традиций   «Казачья   станица»,   где   занял   1­е место. Света: Мы знаем. Он даже грамоту получил и книгу о Российском  казачестве. Расскажи стихотворение. Дима:  Хорошо.   Там   действительно   описан   очень   интересный   обряд посвящения в казаки годовалого казачка. Край казачий, край Донской Край седой, ковыльный… Кружат ветры день – деньской  По дорогам пыльным! Я горжусь тем, что казак, Как был  дед и прадед, А отец  мне рассказал О таком обряде: Годовалого мальчонку  На кошме стригут. Пряди первые волос  За иконой именной Свято берегут. Подостлав  платок  шелковый,  На коня сажают И  как сложится судьба Казака гадают: Портупею примеряли Коль за гриву ухватился – Храбрым станет, смелым, А заплакал, и свалился – Тут уж плохо дело… Вокруг церкви обводили На коне мальчонку Чтоб Богу молился  Да сабле учился!  Малых, чтоб не забижал,  Старших, чтобы уважал, Да к родителям был  почтительным!»… Оседлаю я коня  И помчусь, как ветер. Степь раздольная моя, Я за всё в ответе! Мне традиции хранить, Казаком достойным быть! 10 Тому  казачонку, Примеряли да желали: «Чтобы рос  неквёлый, До работы скорый,  Валентина Николаевна:   Постоять сумею я  За тебя, моя Земля, За цветок лазоревый, И за жизнь привольную! Да, ребята. Вы за всё в ответе! За вами будущее не только нашего края, но и  всей России. Вам  традиции хранить, и во всём достойными быть! А начало  всему  ­ семья.  В корнях, в семье вся наша сила И не исчезнуть ей в веках… Пока жива моя Россия – Нуждаться будут в казаках! Список литературы и других использованных источников: 1. «Иллюстрированная история казачества». Репринтное издание 1909        года с рисунками. Волгоград «Ведо» 1994       2.   Краснов Петр «История донского казачества. Очерки истории Войска        Донского»   Москва «Яуза» «Эксмо» 2007       3. «Российское казачество» Ежемесячный  публицистический  культурно­            просветительный журнал. №10 2011 Кронштадт ООО «Кремлин             Мультимедиа»  4.  Савельев Е.П.  «Древняя история    казачества» М. «Вече» 2010.        5.   Интернет. Источник:  www.  orskinfo    .  ru. Казачьи песни.   Примечания: 11 В  презентации «Наши казачата»  ­ Ансамбль «Росинка»   МОУ СШ №129 Стихотворения: «Карпетки»  (автор Бондарева В.Н. учитель МОУ СШ №129) «Памятник Козе»  (автор Бондарева В.Н. учитель МОУ СШ №129) «Музей Козы»     (автор Бондарева В.Н. учитель МОУ СШ №129) «Край казачий, край Донской» (авторы Березин Д., 5 класс, Бондарева В.Н. учитель МОУ СШ №129) приложение № 1 Пряха В низенькой светёлке Огонёк горит, Молодая пряха Под окном сидит.       Молода, красива,        Карие глаза,       По плечам развита       Русая коса. Русая головка Думы без конца… 12 Ты о чём мечтаешь  Девица­краса?..                 В низенькой светёлке        Огонёк горит       Молодая пряха                Под окном сидит приложение № 2 «Ой, да ты, калинушка»    Ой, да ты, калинушка, Ты, малинушка! Ой, да ты не стой, не стой, На горе крутой.    Ой, да ты не стой, не стой, На горе крутой,  Ой, да не спущай листа Во сине море.            Ой, да не спущай листа 13 Во сине море, Ой, да во синем море Корабель плывёт.    Ой, да во синем море Корабель плывёт, Ой, да корабель плывёт,  Аж вода ревёт. Ой, да корабель плывёт,  Аж вода ревёт, Ой, да как на том корабле Два полка солдат.      Ой, да как на том корабле Два полка солдат, Ой, да  два полка солдат, Молодых ребят Уж и я ли, молода Уж и я ли, молода, Одинокая была, Одинокая была, В одиночестве жила.                Затопила избу­хату,                Сама по воду пошла                Сама по воду пошла                Как на Волгу на реку. Как на Волге на реке 14 приложение № 3 Гуси­лебеди сидят, Гуси­лебеди сидят, Воду свежую мутят. Уж и я ли, молода, Да догадлива  была, Да догадлива  была, Постояла, пождала. Прошла тина, прошла глина, Прошла мутная вода, Распахнула широко,  Почерпнула глубоко. Потихоньку­полегоньку На плечики подняла, На плечики подняла, Да с коромыслом пошла. Уж и я ли, молода, Одинокая была, Одинокая была, В одиночестве жила. 15

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»

Методическая разработка по литературному творчеству и литературному краеведению «Мое начало здесь...»
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку