Методическая разработка по ОБЖ в 5 классе раздела программы "Безопасность и защита человека в опасных ситуациях". В работе рассматриваются темы раздела: Город, как среда обитания; Опасность в квартире; ЧС природного, техногенного и социального характера; Безопасность на дорогах; Безопасность на водоёмах. В качестве примера предлагается разработка урока на тему "Взаимоотношения людей, проживающих в городе".
Презентация по ОБЖ.ppt
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Методическая разработка
Методическая разработка
раздела учебной программы по
раздела учебной программы по
курсу
курсу
Основы безопасности
Основы безопасности
жизнедеятельности
жизнедеятельности
в 5 классе
в 5 классе
Безопасность и защита
Безопасность и защита
человека в опасных ситуациях
человека в опасных ситуациях
Выполнила
Выполнила
учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 143
учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 143
г.Нижнего Новгорода
г.Нижнего Новгорода
Красовская Е.Д.
Красовская Е.Д.
2017 год
2017 год
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
УМК
Учебник «Основы безопасности
жизнедеятельности». 5 класс
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
«Просвещение»,2008 г.
Программа общеобразовательных
учреждений «Основы безопасности
жизнедеятельности»
под общей редакцией
А.Т. Смирнова,
«Просвещение» 2010 г.
«Основы безопасности
жизнедеятельности»
58 классы, школьный
курс в тестах, играх,
кроссвордах и заданиях с
картинками.
А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников, М.В.Маслов
«ОБЖ» система заданий,
5 – 9 классы
Дополнительная
литература,
«Просвещение» 2013 г.
«Глобальные проблемы
человечества» сборник
статей
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Пояснительная записка
Пояснительная записка
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности
стали одной из насущных потребностей каждого человека,
стали одной из насущных потребностей каждого человека,
общества и государства.
общества и государства.
В стратегии национальной безопасности Российской
В стратегии национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года отмечено: «В условиях
Федерации до 2020 года отмечено: «В условиях
глобализации процессов мирового развития,
глобализации процессов мирового развития,
международных политических и экономических отношений,
международных политических и экономических отношений,
формирующих новые угрозы и риски для развития
формирующих новые угрозы и риски для развития
личности, общества и государства, Россия в качестве
личности, общества и государства, Россия в качестве
гаранта благополучного национального развития
гаранта благополучного национального развития
переходит к новой государственной политике в области
переходит к новой государственной политике в области
национальной безопасности».
национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области
Подготовка подрастающего поколения россиян в области
безопасности жизнедеятельности должна основываться на
безопасности жизнедеятельности должна основываться на
комплексном подходе к формированию у подростков
комплексном подходе к формированию у подростков
современного уровня культуры безопасности,
современного уровня культуры безопасности,
индивидуальной системы здорового образа жизни,
индивидуальной системы здорового образа жизни,
антиэкстремистского мышления и антитеррористического
антиэкстремистского мышления и антитеррористического
поведения.
поведения.
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
ЦелиЦели
Воспитательная:
Развивающая:
Образовательная:
Образовательная: овладение знаниями о
овладение знаниями о
государственной системе обеспечения защиты
государственной системе обеспечения защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций,
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могут угрожать человеку в повседневной
которые могут угрожать человеку в повседневной
жизни – природной, техногенной и социальной среде.
жизни – природной, техногенной и социальной среде.
Воспитательная: формирование культуры безопасности
формирование культуры безопасности
жизнедеятельности, экологической культуры,
жизнедеятельности, экологической культуры,
здорового образа жизни, как неотъемлемой части
здорового образа жизни, как неотъемлемой части
общей нравственной культуры человека, общества и
общей нравственной культуры человека, общества и
государства (антиэкстремистское мышление,
государства (антиэкстремистское мышление,
антитеррористическое поведение, негативное
антитеррористическое поведение, негативное
отношение к вредным привычкам).
отношение к вредным привычкам).
Развивающая: повышать уровень сознательности
повышать уровень сознательности
учащихся в необходимости умений ориентироваться в
учащихся в необходимости умений ориентироваться в
ситуациях, связанных с реальными жизненными
ситуациях, связанных с реальными жизненными
событиями (опасность, чрезвычайная ситуация, авария,
событиями (опасность, чрезвычайная ситуация, авария,
катастрофа, экстремальная ситуация…). Прививать и
катастрофа, экстремальная ситуация…). Прививать и
закреплять навыки по оказанию первой помощи
закреплять навыки по оказанию первой помощи
пострадавшим при неотложных состояниях.
пострадавшим при неотложных состояниях.
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Задачи
Задачи
Формирование у учащихся современного уровня культуры
Формирование у учащихся современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности;
безопасности жизнедеятельности;
Формирование индивидуальной системы здорового образа
Формирование индивидуальной системы здорового образа
жизни;
жизни;
Формирование духовно-нравственных позиций
Формирование духовно-нравственных позиций
противостояния идеологии терроризма и экстремизма;
противостояния идеологии терроризма и экстремизма;
Формирование негативного отношения к курению,
Формирование негативного отношения к курению,
употреблению алкоголя, наркотиков, к противоправному
употреблению алкоголя, наркотиков, к противоправному
поведению;
поведению;
Формирование умений принимать обоснованное решение и
Формирование умений принимать обоснованное решение и
проектировать план своих действий в условиях конкретной
проектировать план своих действий в условиях конкретной
опасной ситуации с учётом обстановки и своих возможностей.
опасной ситуации с учётом обстановки и своих возможностей.
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Психолого-педагогическое объяснение
Психолого-педагогическое объяснение
специфики восприятия и освоения
специфики восприятия и освоения
учебного материала учащимися в
учебного материала учащимися в
соответствии с возрастными
соответствии с возрастными
особенностями
особенностями
Использование на уроках игровых упражнений,
Использование на уроках игровых упражнений,
направленных на развитие внимания, проявление
направленных на развитие внимания, проявление
активного запоминания;
активного запоминания;
Формирование активного, самостоятельного, творческого
Формирование активного, самостоятельного, творческого
мышления
мышления
Начало формирования наиболее высокого уровня учебной
Начало формирования наиболее высокого уровня учебной
деятельности;
деятельности;
Доверие учителя к интеллектуальным возможностям
Доверие учителя к интеллектуальным возможностям
учащихся, высокая оценка интеллектуальных сил;
учащихся, высокая оценка интеллектуальных сил;
Организация поисковой познавательной деятельности
Организация поисковой познавательной деятельности
учащихся, которая даёт им возможность переживать
учащихся, которая даёт им возможность переживать
радость самостоятельных открытий.
радость самостоятельных открытий.
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты
В результате изучения в 5 классе раздела «Безопасность
В результате изучения в 5 классе раздела «Безопасность
и защита человека в опасных ситуациях» ученик должен:
и защита человека в опасных ситуациях» ученик должен:
Освоить особенности проживания человека в городской среде;
Освоить особенности проживания человека в городской среде;
Уметь находить отличия природных условий в городе и в
Уметь находить отличия природных условий в городе и в
сельской местности;
сельской местности;
Понять чем отличаются взаимоотношения городских жителей и
Понять чем отличаются взаимоотношения городских жителей и
жителей сельской местности;
жителей сельской местности;
Различать опасные и чрезвычайные ситуации природного,
Различать опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера, уметь их предвидеть и
техногенного и социального характера, уметь их предвидеть и
избегать;
избегать;
Знать основные способы регулирования дорожного движения и
Знать основные способы регулирования дорожного движения и
дорожную разметку;
дорожную разметку;
Освоить и применять основные правила безопасного поведения
Освоить и применять основные правила безопасного поведения
пешехода, пассажира, водителя (велосипеда);
пешехода, пассажира, водителя (велосипеда);
Запомнить и применять в случае необходимости основные
Запомнить и применять в случае необходимости основные
правила пожарной безопасности, безопасного поведения
правила пожарной безопасности, безопасного поведения
в быту, дома и на улице при различных погодных условиях.
в быту, дома и на улице при различных погодных условиях.
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Классификация методов обучения
Классификация методов обучения
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение,
беседа, самостоятельная работа.
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка
к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия
учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный, частично-поисковый,
исследовательский.
По принципу расчленения или соединения знаний:
аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий,
классификационный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию:
индуктивный, дедуктивный, традуктивный.
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Обоснование используемых в образовательном
процессе методов, форм организации деятельности
учащихся.
Личностно-ориентированный
Деятельностный подход:
опирается на
подход
индивидуальные
особенности ребенка,
уважительное отношение
к ребенку, право выбора
собственной траектории
освоения образовательной
программы, использует
возможности предмета
для развития личности
ученика.
создание проблемной
ситуации, совместное
целеполагание,
осознание содержания
материала, открытие новых
знаний и способов
деятельности,
сопоставление
запланированных и
достигнутых результатов,
анализ собственной
деятельности.
Дифференцированный подход - деление учащихся на
группы в соответствии с достигнутым уровнем усвоения
учебного материала, с учетом особенностей мышления,
внимания, памяти.
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Типы уроков
Типы уроков
Комбинированный урок.
Урок изучения нового материала, усвоения
новых знаний.
Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок проверки и оценки знаний.
Нестандартные уроки - урок-лекция, урок-
семинар, урок-практикум, урок-игра, урок-
соревнование
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Поурочное планирование по теме «Безопасность и
Поурочное планирование по теме «Безопасность и
защита человека в опасных ситуациях»
защита человека в опасных ситуациях»
Тема урока – 5 класс, 16 часов
Тема урока – 5 класс, 16 часов
Кол-во часов
Кол-во часов
Глава II «Человек, среда его обитания, безопасность
«Человек, среда его обитания, безопасность
Глава
человека».
человека».
Город, как среда обитания.
Город, как среда обитания.
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения.
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения.
Особенности природных условий в городе.
Особенности природных условий в городе.
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и
безопасность.
безопасность.
Основы безопасности жизнедеятельности человека.
Основы безопасности жизнедеятельности человека.
Глава II II «Опасные ситуации техногенного характера»
«Опасные ситуации техногенного характера»
Глава
Дорожное движение, безопасность участников движения.
Дорожное движение, безопасность участников движения.
Пешеход. Безопасность пешехода.
Пешеход. Безопасность пешехода.
Пассажир. Безопасность пассажира.
Пассажир. Безопасность пассажира.
Водитель.
Водитель.
Пожарная безопасность.
Пожарная безопасность.
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Глава III
Глава
Погодные условия и безопасность человека.
Погодные условия и безопасность человека.
Безопасность на водоёмах
Безопасность на водоёмах
Глава IVIV «Опасные ситуации социального характера»
«Опасные ситуации социального характера»
Глава
Криминогенные ситуации и личная безопасность.
Криминогенные ситуации и личная безопасность.
Обеспечение личной безопасности дома
Обеспечение личной безопасности дома
Обеспечение личной безопасности на улице
Обеспечение личной безопасности на улице
III «Опасные ситуации природного характера»
«Опасные ситуации природного характера»
55
11
11
11
11
11
66
11
11
11
11
11
11
22
11
11
33
11
11
11
№№
II
1.11.1
1.21.2
1.31.3
1.41.4
1.51.5
IIII
2.12.1
2.22.2
2.32.3
2.42.4
2.52.5
2.62.6
IIIIII
3.13.1
3.23.2
IVIV
44.1.1
4.24.2
4.34.3
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Раздел программы
Раздел программы
«Безопасность и защита
«Безопасность и защита
человека в опасных ситуациях»
человека в опасных ситуациях»
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Город, как среда обитания
Город, как среда обитания
Много жителей, смог, кремль и разноцветные купола
Много жителей, смог, кремль и разноцветные купола
церквей, аварии на дорогах и ночные рекламы…и мало
церквей, аварии на дорогах и ночные рекламы…и мало
зелени!..
зелени!..
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Опасность в квартире
Опасность в квартире
Электроприборы, газовое оборудование, водопровод и
Электроприборы, газовое оборудование, водопровод и
канализация, теплоснабжение – пожар, отравление
канализация, теплоснабжение – пожар, отравление
газом, взрыв, затопление соседей…
газом, взрыв, затопление соседей…
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Чрезвычайные
ситуации
Природного
характера
Техногенного
характера
Социального
характера
БезОпасность на водоёмах
БезОпасность на водоёмах
Водоём, дно, течение, ныряние, игры, буйки, судовой ход,
Водоём, дно, течение, ныряние, игры, буйки, судовой ход,
судорога, надувные средства, лёд, полынья…
судорога, надувные средства, лёд, полынья…
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Тема урока: Взаимоотношения людей, проживающих в городе и
безопасность
Класс 5
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями взаимоотношений людей
в городе, «профессиями» городов, правилами безопасности при общении с
незнакомыми людьми.
Задачи:1.Выяснить какие типы городов существуют.
2. Определить особенности взаимоотношений людей в городе.
3. Выработать правила безопасного общения с незнакомыми людьми в
городе.
Опережающее задание: творческий проект
«Я и круг моего общения»
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Взаимоотношения людей в городе
Взаимоотношения людей в городе
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Этапы урока
Этапы урока
1. Организационный
1. Организационный
Деятельность учащихся
Деятельность учащихся
Стимулирование
Стимулирование
деятельности учащихся
деятельности учащихся
2. Актуализация
2. Актуализация
темытемы
3. Изучение нового
3. Изучение нового
материала
материала
этап 1
этап 1
этап 2
этап 2
этап 3
этап 3
этап 4
этап 4
этап 5
этап 5
4. Заключительный
4. Заключительный
этап
этап
Организация и направление
Организация и направление
к цели деятельности
к цели деятельности
учеников
учеников
Формирование основных
Формирование основных
знаний и умений по теме
знаний и умений по теме
Беседа, работа с учебником
Беседа, работа с учебником
Беседа, обсуждение
Беседа, обсуждение
Защита творческих проектов
Защита творческих проектов
Вопрос – ответ: работа с
Вопрос – ответ: работа с
карточками
карточками
Записи в тетради
Записи в тетради
Усвоение умений пользоваться
Усвоение умений пользоваться
знаниями
знаниями
Содержание этапа
Содержание этапа
Организация внимания и
Организация внимания и
внутренней готовности
внутренней готовности
учеников
учеников
Актуализация ранее
Актуализация ранее
полученных знаний и умений
полученных знаний и умений
Постановка проблемного
Постановка проблемного
вопроса
вопроса
«Профессии»» городов
городов
«Профессии
Социальное созревание
Социальное созревание
Взаимоотношения людей
Взаимоотношения людей
Опасные места в городе
Опасные места в городе
Правила безопасности
Правила безопасности
Решение проблемного вопроса,
рефлексивно-оценочный
момент
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Актуализация ранее полученных знаний
Чем отличаются условия проживания
людей в городе от условий проживания в
сельской местности?
Какие «профессии» могут быть у городов?
К какому типу городов относится Нижний
Новгород?
Какие факторы окружающей среды
влияют на наше здоровье?
Как можно улучшить экологическое
состояние городов?
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Проблема урока:
Как связаны между собой личная
безопасность человека и его
взаимоотношения с другими людьми ?
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
«Профессии» городов
«Профессия» города и
социальный состав
населения деятельность
городов; (работа с учебником
под руководством учителя)
К какому типу городов
относится Н. Новгород?
а) по природным условиям
б) по количеству населения;
в ) по «профессии»
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Социальное созревание
Социальное созревание
Какие знания, умения и навыки помогают в общении с
Какие знания, умения и навыки помогают в общении с
другими людьми? Беседа.
другими людьми? Беседа.
а) общаясь с родителями, учащиеся получают ответы на
а) общаясь с родителями, учащиеся получают ответы на
самые разнообразные вопросы: ребята приводят
самые разнообразные вопросы: ребята приводят
разные примеры своих бесед с мамой и папой;
разные примеры своих бесед с мамой и папой;
б) у бабушки и дедушки они приобретают знания о
б) у бабушки и дедушки они приобретают знания о
жизни во времена их молодости, умения в
жизни во времена их молодости, умения в
приготовлении пищи, работе по дому…
приготовлении пищи, работе по дому…
в) общаясь со сверстниками – приобретают опыт в
в) общаясь со сверстниками – приобретают опыт в
различных областях деятельности: спорт, музыка,
различных областях деятельности: спорт, музыка,
компьютерные игры, фильмы…
компьютерные игры, фильмы…
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Взаимоотношения людей
Взаимоотношения людей
Защита проектов: учащиеся
Защита проектов: учащиеся
выходят со своими
выходят со своими
творческими работами и
творческими работами и
рассказывают о своём круге
рассказывают о своём круге
общения и уровне общения
общения и уровне общения
с разными категориями
с разными категориями
людей: родителями,
людей: родителями,
бабушками и дедушками,
бабушками и дедушками,
близкими друзьями и
близкими друзьями и
одноклассниками,
одноклассниками,
учителями,
учителями,
малознакомыми людьми –
малознакомыми людьми –
врач, продавец, кондуктор
врач, продавец, кондуктор
и.т.д.
и.т.д.
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Я и моё общение
Я и моё общение
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Опасные места в городе
Опасные места в городе
- Какие места в городе считаются
- Какие места в городе считаются
опасными для посещения детей?
опасными для посещения детей?
( тёмные дворы, окраины парков, чердаки, подвалы…)
( тёмные дворы, окраины парков, чердаки, подвалы…)
- В каких местах опасно находиться без взрослых?
- В каких местах опасно находиться без взрослых?
(стадионы, метро, площади…)
(стадионы, метро, площади…)
Какие правила безопасности необходимо соблюдать,
-Какие правила безопасности необходимо соблюдать,
находясь на улице? (не вступать в разговор с незнакомыми
находясь на улице? (не вступать в разговор с незнакомыми
людьми; не сообщать свой адрес чужим людям; не давать
людьми; не сообщать свой адрес чужим людям; не давать
сведений о родителях; не общаться с нетрезвыми людьми; не
сведений о родителях; не общаться с нетрезвыми людьми; не
садиться в машину к незнакомым)
садиться в машину к незнакомым)
Где в городе могут оказать помощь в случае необходимости?
-Где в городе могут оказать помощь в случае необходимости?
(магазины, аптеки, отделения милиции, пожарная часть…)
(магазины, аптеки, отделения милиции, пожарная часть…)
- Какие опасности могут встретиться вам по пути в школу?
- Какие опасности могут встретиться вам по пути в школу?
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Решение проблемного вопроса, рефлексивно-
Решение проблемного вопроса, рефлексивно-
оценочный момент
оценочный момент
Игра «Линия риска»
Игра «Линия риска»
На каждую ситуацию поднимаем определённую карточку: красную,
На каждую ситуацию поднимаем определённую карточку: красную,
если риск опасности или конфликта велик; жёлтую, если риск
если риск опасности или конфликта велик; жёлтую, если риск
небольшой; зелёную, если риска нет.
небольшой; зелёную, если риска нет.
1. Ты идёшь один по улице вечером. Навстречу взрослый мужчина, он
1. Ты идёшь один по улице вечером. Навстречу взрослый мужчина, он
просит проводить его до магазина в конце улицы. Ты
просит проводить его до магазина в конце улицы. Ты
соглашаешься.
соглашаешься.
2. Подросток, которого ты мало знаешь, приглашает к себе поиграть
2. Подросток, которого ты мало знаешь, приглашает к себе поиграть
в компьютер.
в компьютер.
Ты отказываешься, ссылаясь на то, что тебя ждут дома.
Ты отказываешься, ссылаясь на то, что тебя ждут дома.
3. Играя в компьютерную игру, ты проигрываешь своему другу .Тебе
3. Играя в компьютерную игру, ты проигрываешь своему другу .Тебе
неприятно и ты сердишься.
неприятно и ты сердишься.
4. Мама посылает тебя в магазин, тебе не хочется, но ты
4. Мама посылает тебя в магазин, тебе не хочется, но ты
соглашаешься сходить.
соглашаешься сходить.
Учитель после урока попросил помочь убрать класс. Но тебе срочно
5. 5. Учитель после урока попросил помочь убрать класс. Но тебе срочно
надо домой.
надо домой.
Ответы учащихся на заданные ситуации говорят о степени усвоения ими
Ответы учащихся на заданные ситуации говорят о степени усвоения ими
изученного материала.
изученного материала.
Методическая разработка по ОБЖ - презентация
Используемая литература
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник
для 5 класса, М. «Просвещение» 2008 г.
Программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности
жизнедеятельности», под ред. А.Т. Смирнова, 5 – 11 классы,
М. «Просвещение» 2010 г.
А.Т. Смирнов. Б.О. Хренников. М.В. Маслов «Основы безти жти» планируемые
результаты, система заданий 5 – 9 классы М. «Просвещение» 2013 г.
Рабочие программы А.Т. Смирнов. Б.О. Хренников «Основы бти жти» 59 кл
М. «Просвещение» 2012 г.
Г.П. Попова «Основы безопасности жизнедеятельности» школьный курс в тестах,
играх, кроссвордах и заданиях с картинками. 5 – 8 класс, изд. Волгоград
И.А. Родионова «Глобальные проблемы человечества», изд.М. АО Аспент Пресс
1999 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.