Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)
Оценка 4.7

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
doc
воспитательная работа +2
2 кл—11 кл +1
09.07.2018
Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)
Кроссворд для проверки полученных знаний по теме "Промыслы Костромской области"
Методическая разработка по теме Промыслы Костромской области doc.doc
Методическая разработка  по теме:  «Промыслы Костромской области»   Автор: учитель  начальных классов МБОУ  «Средняя  общеобразовательная школа  №6»  городского округа г. Шарья Костромской области Бойкова Татьяна Михайловна г. Шарья, 2017 г. Содержание 1.Введение………………………………………………………………………...3 1.1 Актуальность……………………………………………………………….…3 1.2 Принципы отбора содержания…………………………………………….…5 1.3 Цели и задачи методической разработки………………………………….   5 1.4 Способы реализации намеченных целей и задач…………………………...6 1.5 Технология и формы организации деятельности…………………………..8 2. Содержание методической разработки беседы­ диалога  «Промыслы Костромской области»………………………………….................9 3. Информационно­методическое обеспечение разработки………………….14 4. Материально – техническое обеспечение разработк...……………………..14 6. Список литературы………………………………………………………….15 7. Приложение…………………………………………………………………..15 2 1. Введение Как   учитель,   я   не   случайно   обратилась   к   проблеме   использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя свою работу по развитию устной и письменной речи детей на уроках литературного чтения, русского языка и окружающего мира, пришла к выводу, что учащиеся мало знают   о   своей   малой   родине,   родном   крае,   не   знакомы   с   его   прошлым   и настоящим.   Считаю,   что   есть   необходимость     повысить   познавательный интерес к истории родного края, его прошлому, настоящему и будущему, к окружающей нас природе. Именно поэтому я  обратилась к теме краеведения, поставив перед собой задачу, познакомить детей с историей родного края, учитывая возрастные особенности детей.  Как подобрать краеведческий материал? Как подать найденный детям материал доступно и интересно?            В «Концепции модернизации российского образования»  перед школой была   поставлена   задача:   создать   условия   доступа   всех   учащихся   «…к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и   этой   разработки   по склонностями».    Предпосылкой  для   создания     краеведению   образовательных   стандартах     стало     отсутствие     в   Федеральных   государственных   начального   общего   образования   учебной дисциплины   по   краеведению,   нет   и     разработок   аналогичных   учебных программ  для  начальной школы  федерального и местного значения.  3 1.1Актуальность  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту организация   занятий   по   направлениям   внеурочной   деятельности   является неотъемлемой  частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся   и их родителей в формах, отличных  от урочной системы обучения.  Организация   дополнительной   развивающей   среды   (краеведение),   продуктивные   виды   деятельности, сочетающая   игровую   форму, неформальную   обстановку,   помогает   детям   из   группы   риска   найти   свою сферу  интересов.  Школьники,  не  столь успешные  в  учебной  деятельности, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе.  Актуальность данной методической разработки  заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной   из   главных   ступеней     духовно­нравственного   развития   ребёнка, определённых  в  «Концепции  духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций,   ценностей,   особых   форм   культурно­исторической,   социальной   и духовной жизни его родного села, города, района, области, края.          Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к   нему,   формирования   гражданской   позиции   и   исследовательских компетенций.   Оно   играет   существенную   педагогическую   роль   в   духовно­ нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим   звеном   между   учебной   и   воспитательной   деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, 4 каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире, природе, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей   родины.  Каждый   человек   связан   с  прошлым,  настоящим   и  будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети знали истоки, и гордились историей и  культурой своего края.            Изменения,  произошедшие  в  общественном  строе,  внесли  изменения в   нравственные   ценности.   В   младшем   школьном   возрасте   происходит формирование     характера,     мышления,     речи     человека,     начинается длительный     процесс     формирования     духовно­нравственных     ценностей, которые     лежат     в     основе     любви     к   малой   родине.     Эта   любовь подрастающего  поколения  начинается  с  ощущения  родного  края,  родной земли.  Материал  по  краеведению  является  богатым  источником,  дающим возможность   восполнить       пробелы   в   духовно­нравственном   воспитании учащихся,  которые  возникли  в  последнее  время.   1.2 Принципы отбора содержания.  Принципы, лежащие в основе отбора содержания  методической  разработки «Промыслы Костромской области» в начальных  классах:  принцип гуманизации; (гуманное отношение к личности воспитанника;  уважение его прав и свобод; предъявление воспитаннику посильных и  разумно сформированных требований)  принцип научности; (использование научных, достоверных данных)  принцип доступности; ( объем и содержание учебного материала по  силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и  имеющемуся запасу знаний, умений и навыков)  принцип практической направленности; (связь теории и практики) Существуют различные уровни изучения краеведения в начальной школе:  получение «готовых» знаний о крае из рассказа учителя; 5  самостоятельное   приобретение   знаний,   активизирующих познавательную   деятельность   через   рассказы   очевидцев,   членов семьи, изучение материалов местных изданий. 1.3 Цели и задачи методической разработки  Цель: формирование знаний о видах  промыслов Костромской области. природе,   культуре   родного   края,  способствующих   развитию   социальной активности   детей,   воспитанию   потребности   сохранения   культурной самобытности родного города. Задачи:  Формирование представлений о промыслах Костромской области.  Воспитывать   любовь   и   интерес   к   Костромскому   краю,   бережное отношение к окружающему миру..   Развивать  эстетический вкус, чувство красоты. 1.4   Способы   реализации   намеченных   целей   и   задач:  беседа,   игры, виртуальная экскурсия, выставки. Разработка  дает   возможность   формирования   универсальных учебных действий у обучающихся: Личностные УУД:  воспринимать целостно окружающий мир;  чувство гордости за свою Родину; Регулятивные УУД:  осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;   отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;   выбирать способ действия, привлекая знания из различных областей;   находить недостающую информацию в информационном поле;  Коммуникативные УУД:   учебное   взаимодействие   со   взрослыми   –   вступать   в   диалог, задавать вопросы и т.д.;  6  вести дискуссию;  развитие монологической речи;   уверенно держать себя во время выступления;   отстаивать свою точку зрения;   находить компромисс;  Познавательные УУД:  устанавливать причинно­следственные связи;   выдвигать гипотезы;   овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;   анализировать, полученные умения для получения новых знаний. Основные  подходы формирования универсальных учебных действий: Картографический   подход   ­  формирование   умения   свободно пользоваться картами разного содержания и составление плана местности.  Экологический подход  формирует у учащихся современное понятие о триединстве системы «природа ­ человек ­ общество» и наглядно раскрывает учащимся   роль   человека   во   взаимодействии   с   окружающей   средой,     дает конкретные   примеры   ее   изменений,   показывает,   какая   существует   связь хозяйственной   и   общественной   деятельности   с   природой   и   к   каким   она приводит результатам, как для природы, так и для человека. Исторический   подход  в   краеведение   является   одним   из   источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования   гражданских   понятий   и   навыков.   Он   раскрывает   учащимся связи края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь,   единство   истории   каждого   города,   села   с   историей,   жизнью   нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честь стать достойным наследником лучших традиций родного края.  Практический   подход  в   содержании   краеведения   занимает значительное   место.   Экскурсии,   работа   на   местности,   интегрированные 7 занятия с практической направленностью, учат нас применять теоретические знания на практике.  Исследовательский   подход  позволяет   сделать   процесс   обучения   более значимым.  В   общественном   сознании   существует   представление   об исследовании   как   установлении,  обнаружении,  понимании   закономерностей действительности. Под этим типом деятельности подразумевается извлечение чего­либо   из   “следа”,   т.е.   восстановление   некоторого   порядка   вещей   по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.   Это   является   принципиальной   особенностью   организации мышления   при   исследовании, наблюдательности, аналитических навыков.   с   которым   сопряжены   развитие Показатели достижений результата:   систематизация знания учащихся о промыслах Костромской области  формирование умения извлекать необходимую информацию из разных источников (библиотека, книга, Интернет);  выступления с докладами и сообщениями (уровень класса, школы);  работа с семейными архивами (фотоальбомами);  работа с картой (планом города);  бережное отношение к своему краю 1.5 Технология и формы организации деятельности. Наиболее эффективной   формой организации деятельности   является: беседа­диалог   с  учащимися,  викторины,  конкурсы,  игры.  Установлено,  что игровые формы занятий стимулируют школьников к изучению краеведческой литературы. С точки зрения отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский, В.С. Мухина, игра – это особая форма активной деятельности ребенка. В ней 8 выражаются отношения ребенка к окружающей действительности, к самому себе.  Практическая   работа   прививает   и   закрепляет   навыки,   заложенные теоретическими   занятиями.   Такие   виды   работ,   как   разгадывание кроссвордов,       участие   в   викторинах   и   др.   подготавливает     учащегося   к самостоятельной деятельности. Практические,   частично­поисковые   и исследовательские   методы   и приёмы    организации   учебной   деятельности   нацелены   на   выработку   у учащихся     навыков     работы     с     разными     источниками     краеведческой информации:     справочными     и     учебными     пособиями,     рукописными материалами,  иллюстрациями,  фотоматериалами,  средствами  телевидения, радио  и  печатными  периодическими  изданиями,  а  также  художественной литературой. Изложение   материала   на   занятиях   должно   быть   эмоционально   и логически   последовательно,     с   целью   привести   ребенка   к   высшей   точке удивления и переживания, поэтому на занятиях       должна присутствовать некоторая  импровизация. 2. Содержание методической разработки беседы ­ диалога «Промыслы Костромской области» Ход мероприятия: I. Сообщение темы, целей. Послушайте загадку. Он летом одетый и голый зимой Туда за грибами идем мы с тобой  Лес – наше богатство! ( Презентация­слайд 2) Казенные и помещичьи леса Ветлужского уезда, полные зверья и птиц, тянулись   на   многие   версты.   Затерянным   в   этих   лесах   жителям   издавна приходилось приспосабливаться к условиям, к которым они оказались волей природы. Здешние почвы мало радовали, как ни трудился мужик, частые дожди и засухи не оставляли надежды на высокие урожаи. Хлеба хватало только до масленицы, да и то в хлебородный год. Лес был враг, у которого нужно было отвоевать землю под пашни, но лес и «кормил» 9 ­ Как вы понимаете выражение «лес кормил»? Т.к.  основное   богатство   в   нашей   области  –   это   лес,   то   и   промыслы нашей   земли   вышли   из   леса.   Сегодня   мы   с   вами   поговорим   о   народных промыслах и ремеслах. Недаром   русский   народ   подметил   «Кто,   что   знает,   тем   и   хлеб добывает». «Не без ума так и не без промысла», «ремесло пить, есть не просит, а хлеб приносит». II. Основная часть Первое ремесло, о котором мы с вами узнаем, вы мне назовете сами, но сначала послушайте мои загадки. Приходил   крестьянин   в   лес   с   инструментом,   который   кланяется, кланяется   придет   домой   растянется.   Топором   рубил   деревья,   обтесывал, получались бревна, а из бревен рубилась она. А кто она такая вы мне скажите сами, отгадав загадку «она сделана из бревен, крыша есть и есть труба, вся украшена резьбою, называется­ ИЗБА.» 1. Рубка изб. ( Презентация­слайд 3) Из всех пород леса на строительство в первую очередь шли хвойные деревья. Они имели стройные стволы, много смолы, которая предохраняла избы от сырости и загнивания. Виды изб ( Презентация­слайд 4) 1 вид – это одножилая курная изба, она имела форму квадрата, с топкой по черному, т.е. без трубы – дым в ней шел в дверь или особое окно, чаще над дверью. Размером была 5 х 4 м. И называлась она где «скотная изба», где «кормушка», где «дымница». 2 вид – это белая одножилая изба. Это большой сруб. К такой избе сзади прирубался двор. 3 вид – это белая двужилая изба, она состояла из двух изб­ летней и зимней, называли такую избу светелкой. 4 вид – это дом пятистенок – по середине его воздвигалась стена (5), которая делила его на две половины. 2. Плетение ­ Кто знает, что это такое? 1.  Самым древним было  плетение из корня сосны,  изделия были так плотно сплетены, что можно было хранить в них воду. ( Презентация­ слайд 5) 2. Затем наши предки плели корзины, сани, люльки, коляски и др. изделия  из   ивового   прута   –   тальника.  Перед   тем   как   плести   тальник замачивали,   затем   его   запаривали   кипятком,   потом   снимали   …   и   плели. ( Презентация­слайд 6) 10 Изделия,   которые   шли   на   продажу   выполнялись   из   тонких   прутьев (показ корзинки, хлебницы). Для себя из более грубых. 3.  Плетение и из коры липы (лыко).   Весной,   когда   у   деревьев   начиналось   сокодвижение,   кора   легко отделялась от ствола, после чего ее отмачивали в воде примерно 2 месяца. Осенью   кору   выжимали,   раздирали   на   длинные   ленты   и   развешивали сушиться. Из лыка плели (лапти).  ( Презентация­слайд 7) Загадка. Сплетены они из лыка, На ногах они легки, В них крестьяне все ходили, И на Волге бурлаки. (показ.) А еще из лыка плели мочало, а из мочальных тонких полос получалась рогожа. Рогожа, которой покрывались летние и зимние экипажи называлась,  циновка. 4.  Это  плетение  из  бересты, т.е.  берестяное. Как  и  из  лыка  из бересты плели лапти. Недаром народ подметил «Кабы не лыко да береста и мужик  бы рассыпался». ( Презентация­слайд 8) «Липовый лапоть прочнее, березовый наряднее». Изготовляли из бересты и посуду.  Для этого бересту брали двух видов: ­ снятой сплошным слоем – околица. ­ в виде длинной ленты – легка. Из околицы делали туеса (показ), короба, ковш – большие емкости для хранения продуктов из легки плели лапти, лукошки, корзиночки, кузовки, а также украшения и погремушки. 3. Получение меда из бортей ( Презентация­слайд 9) Следующий промысел вы мне назовете сами. Этот промысел связан с   добыванием очень полезного вещества, а какого вы узнаете из загадки: Продукт такой полезен всем,  Его приносят пчелы. Пчелы тот продукт приносят, В сотах весь его хранят Как лекарство он полезен, Для здоровья всех ребят.  (МЕД) А   получали   мед   из   бортей.  Борть  –   это   дупло   дерева.   В   это   дупло запускались пчелы, его замазывали, оставляли небольшую щелку – леток. Борти   располагались   высоко   над   землей,   чтобы   защитить   мед   от медведя,   но   это   мало   помогало.   Лесной   мед   был   необычно   душистый   и вкусный, хотя и не такой прозрачный, как из улья. При добывании меда пчел выкуривали дымом. Из­за чего в лесу случались пожары.  4. Сплав леса. ( Презентация­слайд 10) 11 Этот   промысел   всем   вам   знаком,   вы   все   бывали   на   реке   Ветлуге   и видели много бревен плывущих по течению реки, она наполняют плоты, но не скреплены между собой. 5. Промысел добывания дёгтя и смолы  Дёготь – это жидкость черного цвета, которая нужна была для пропитки   кожи   и   для   смазки   сбруи,   колес   и   др.   Получался   деготь   из древесины. На заводе по производству дегтя 4­6 печей. В каждой печи был вмонтирован ящик из железа, в этот ящик клали бересту, сжатую прессом и начинали топить.  ( Презентация­слайд 11) Кроме   дёгтя   добывали   у   нас   и   смолу.   Материалом   для   этого служила древесина хвойных деревьев. Больше всего смолы было в сосновых пнях. Но для того, как говорили старики «им нужно было посидеть в земле многие годы (15) да на высоком сухом месте, а то сгниют». Смолье курили в высоких чанах, а затем отделяли воды от смолы. ( Презентация­слайд 12) 6. Изготовление деревянной посуды  ( Презентация­слайд 13) Деревянная посуда хранится у нас и по сей день. Сейчас ее делают на многих   фабриках   Костромской   области.   У   нас   в   городе   этим   занималось акционерное   общество   «Шарьядрев».   Оно   изготавливало   ложки   с хохломскими узорами (показ.), разделочные доски (показ фотографии) и др. предметы быта (показ фотографии). Наши предки делали все это вручную.  Славилась   наша   область   изготовлением   ковшей   (   Презентация­слайд 14) .   Эта работа была трудоемкой, хороший резчик вырезал 18 ковшей из одного дерева. Вот как описывает производство ковшей краевед: «Кустарь ковши выделывает из сырого материала. Дерево расписывает двуручной пилой на 10­11 валов кругляшей. Вал этот колется на две равные части. Части эти вносят в избу для оттаивания на один день. Потом кустарь начинает   их   обтесывать   топором,   чтобы   придать   им   форму   ковша,   потом выдалбливает середину. Когда ковш был практически готов, его ставили в теплую   печь   на   просушку   на   1   сутки.   Потом   кустарь   окончательно отшлифовывал   ковш   и   расписывал   его.   В   18   веке   у   нас   производили праздничные ковши или застольные, и назывались они «скопкари» или утицы. У такого ковша имелись две ручки, одна из которых выполнена в виде головы птицы с клювом и гребнем, а изогнутая дугой шея, соединена с телом ковша. Другая ручка представляла хвост птицы. 7. Ткачество. ( Презентация­слайд 15)   Все промыслы о которых мы говорили, вышли из леса, но есть у нас промысел, вышедший из поля, а называется он ткачество. А ткали у нас из растения с голубыми цветами. Про этот промысел деды говорили: «Топили, колотили, рвали, крутили, ткали, мяли, трепали и на стол послали» (лен – скатерть). А называется это растение лен. Сейчас я вам прочитаю рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла?» А вы слушайте и запоминайте этап обработки льна.  12 8. Вышивка. ( Презентация­слайд 16) Этот промысел вы назовете мне сами. Это искусство из ниток разных цветов создавать на ткани причудливые узоры. (Вышивка). А нитки которыми вышивали наши бабушки назывались «мулине» (показ.). А в далеком прошлом не было цветных ниток и вышивали там «белой строчкой», т.е. в цвет ткани. Цветная нить вводилась лишь для того, чтобы выделить контур узора. Вышивали у нас по­разному (показ образцов). 1. Крестиком 2. Гладью В   наше   время   вышивка   тоже   распространена,   существуют   большое разнообразие стилей. Например, я увлекаюсь вышивкой, которая пришла к нам из Франции – «Ришелье» (показ.) 3. Петельным 4. Стебельчатым и др.  III. Итог мероприятия: «Кроссворд» (Презентация­слайд 17) Выдаётся один на парту (работа в парах с проверкой по эталону­ слайд 18) По горизонтали:   1.   Как   называются   ремесленные   производства,   добывание   чего­либо   или изготовление изделий ручным способом (промыслы)  2. Дупло дерева, в которое помещали пчел (борть).  3. Она бывает одножилая, двужилая, курная (изба).  4. Основное богатство Костромской области (лес).  5. Основой для этого промысла были: корень сосны, ивовые прутья, липовое лыко, береста (плетение). 6. Ивовый прут по­другому (тальник).  7. Кора у березы, из нее плели туеса (береста).  8. Это черная жидкость, которая нужна для пропитки кож, смазки в хозяйстве (дёготь). По вертикали:  1.   Дом,   посередине   которого   была   стена,   делящая   его   на   две   половины (пятистенок). 2. Искусство создавать узоры на ткани (вышивка).  3. Старинная деревенская обувь из липового лыка (лапти).  4. Рогожа, которой покрывались летние и зимние экипажи (циновка).  5.Что это: «Утка в море, хвост на воле» (ковш).  6. Промысел, вышедший из поля (ткачество). IV.Рефлексия У Вас на партах лежат 3 вида картинок, а у меня есть домотканая салфетка, которую нужно украсить. Солнышко   ­   если   Вам   мероприятие   понравилось,   и   вы   многое   узнали   о промыслах нашего края. Солнышко с тучкой ­ если всё что сегодня говорилось, вы знали раньше. Тучка – если вам было не интересно и ничего полезного вы для себя не взяли. 13 2в 1п р о м ы с л ы ш я и в к 3и з б а 6 2б о р т ь 4л е с 5п л е т е н и е 7б е р е с т а 8д ё г о т ь н к 4ц и о в к а а п т и т а 3л ь н и 5к к о в а ч ш е с т в о 14 3. Информационно­методическое обеспечение разработки:  История Костромского края: http://mail.slavyanskaya­ tradition.ru/ethnography/istorija­kostromskogo­kraja.html    Музей льна и бересты http://flax.net.ru/muzei­lna­i­beresty   Музей «Петровская игрушка в Костроме»  http://kostroma.ru/whatsee/museum/kostroma/petr_igrushka/index.aspx   Музей­заповедник «Костромская слобода»  http://www.sdelanounas.ru/blogs/41759/  Народные промыслы Костромы https://russia.travel/places/283078   Презентация по краеведению "Древние ремёсла Костромской  области"  https://infourok.ru/prezentaciya­po­kraevedeniyu­drevnie­ remyosla­kostromskoy­oblasti­599047.html  Электронный энциклопедический справочник «Памятники истории и культуры Костромы» http://enckostr.ru/... 4 .Материально – техническое обеспечение разработки:  изделия   промыслов   (деревянная   посуда,   ткань,   вышитое   полотенце, рубаха изо льна).   фотоматериалы   из   книги   «Деревянное   зодчество»,   ковш,   туесок, корзинки и др;   кроссворд «Народные промыслы»­15 штук.  презентация Microsoft  PowerPoint   жетоны для рефлексии. 5. Список    литературы:  Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы  для истории. — Кострома: Костромской общественный фонд культуры. ISBN 5­89362­016­Х  Владимирский Н.Н. Лесной промысел в Костромской губернии.  Кострома: Костромской Губстатотдел, 1927. — 48 с. 15  Костромской край с древнейших времен до наших дней [Текст] :  учеб. пособие : В 2­х ч. Ч.1. Для уч­ся 6­7 кл. / Администрация  Костромской области, Департамент образования и науки  Костромской области, Костромской ин­т развития образования; отв. ред. Е.А. Лушина. – Кострома : КОИРО, 2017. – 280 с. : ил. –  Библиогр. в конце ст.   Костромской край с древнейших времен до наших дней [Текст] :  учеб. пособие : В 2­х ч. Ч.2. Для уч­ся 8­9 кл. / Администрация  Костромской области, Департамент образования и науки  Костромской области, Костромской ин­т развития образования; отв. ред. Е.А. Лушина. – Кострома : КОИРО, 2017. – 280 с. : ил. –  Библиогр. в конце ст.  Майорова О. «Край ремесленный богатый…» / Губернский дом. – 2000.  – №1. – С.9.  В.Назарова –Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие  материалы –М;, РИПОЛ классик – 2011г  Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Избяная литургия. Книга о  русской избе. Серия: "Древнерусское деревянное зодчество". Выпуск  2.Издательство "Ополо", 2001. ­ 512с.  Памятники архитектуры Костромской области: Выпуск 7: Вохомский,  Октябрьский, Павинский, Поназыревский, Пыщугский и Шарьинский  районы. ­ Кострома, 2005. ­ 184 с.  Смурова О.В. Развитие кустарно­промысловой системы и её роль в  обслуживании бытовых нужд жителей сёл и деревень (начало – 60­е гг.  ХХ в.) / Народные ремёсла и промыслы Костромского края – вчера,  сегодня, завтра (материалы конференции). – Кострома, 1993. 7. Приложение  кроссворд «Народные промыслы» (отдельный документ)  презентация Microsoft  PowerPoint (отдельный документ) 16 17

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)

Методическая разработка по теме "Промыслы Костромской области" ( начальная школа)
Скачать файл