Алтайский краевой детский экологический центр
«Почва кормилица»
(79 лет) Автор: Комарова Наталья
Сергеевна
2018
Почва кормилица
Цели:
Образовательные: формировать представления о почве, ее составе и свойствах.
Развивающие: выявлять причинноследственные связи между живой и неживой
природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать
познавательный интерес; развивать мышление, наблюдательность,
любознательность, исследовательские навыки.
Воспитательные: воспитывать организованность; прививать навыки
природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом
живой/неживой природы; воспитывать интерес к самостоятельной
экспериментальной работе, любовь к природе.
Задачи: Дать элементарные знания о почве;
Познакомить с составом почв;
Выяснить простейшие связи между почвой и растениями.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,
ручки, цветные карандаши, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой,
палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сетка,
спички, кроссворд, лист наблюдений, презентация «Почва». Ход занятия.
1. Организационный момент
Королева почв: Здравствуйте, ребята, мы рады вас всех видеть. Вы готовы
начать занятие.
Королева растений: Нам сегодня потребуется ваша помощь, чтобы занятие
получилось интересным и увлекательным. Вы нам поможете?
Королева почв: Для начала хотели вам представиться, меня зовут Королева
почв.
Королева растений: А я Королева растений. А вот почему мы пришли к вам
вместе, вы узнаете в течение нашего занятия.
2. Объявление темы урока. Введение в тему.
Королева почв: – Тема нашего занятия «Почва кормилица», как вы думаете
почему ее так называют и кого она кормит? Сегодня на занятии нам предстоит
узнать, что такое почва, из чего она состоит. Какое значение имеет почва для
растений.
3. Изучение нового материала
Королева растений: Почва чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок
зерна, а осенью, смотришь вместо одного мешка в кладовой двадцать. Ведро
картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян
делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Какое же
главное свойство почвы?
Основное свойство почвы — это плодородие.
Королева почв: Почва снабжает растение питанием и водой. Глубина
почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 34 см, в других
достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу
нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные
породы, этого чехла вообще нет.
Королева растений: Предлагаю вам отправимся в далёкое прошлое нашей
планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными
скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали
скалы.
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
– Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря
лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала
появляться почва.
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы?
– Живой.
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и
неживой природы.
– Но что такое почва? Из чего состоит?
4. Практическая работа Королева почв:
– Сегодня на занятии мы будем учёнымиисследователями. Исследовать мы
сегодня будем почву.
– Для чёткости нашей работы каждый получил лист, куда будем записывать
результаты наблюдений.
Лист наблюдений
1. Названия предмета исследования …
2. Цвет …
3. Слой земли …
Почва
– Заполните 1 строку листа наблюдений
– Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить состав
почвы, просто внимательно рассмотрев почву? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать
опыты.
– Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва?
– Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый, чёрный)
– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?
– Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений.(верхний)
Опыт 1.
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
– Запишите в таблице (воздух)
– Воздух помогает корням растений дышать.
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.
Опыт 2. – Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и
сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве)
– Сделайте вывод. (В почве есть вода)
– Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений)
Опыт 3.
– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили
комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На
поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых.)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду.
Опыт 4.
– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный
запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений
и животных. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит
плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.
– Запишите в таблицу.
Королева почв. Главная часть почвы – перегной. Из него под действием
микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются
животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву
и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ,
разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной.
Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг
микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые
растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества
«путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела
животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные
говорят: происходит круговорот веществ в природе. – Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
– Запишите в таблицу.
Физминутка
Королева растений
(Дети представляют и изображают, что происходило с растением)
Представьте себе, что вы маленькие семена растений.
Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы
согреться.
Весной солнышко согрело землю.
Семя отогрелось (распрямиться)
Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)
И оно начало расти (подняли руки)
Появились корешки у семени (потопали ножками)
Стал пробиваться росток изпод земли (покачали руками)
Солнышко так согрело росток, что он решил стать высокимвысоким, чтоб
помахать солнышку своими листочками (машем руками)
Появлялись всё новые и новые листочки.
И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)
И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись,
улыбнулись)
Стал радоваться жизни, трепетать на ветру, радовать людей.
Прилетали к нему пчёлки и бабочки.
Но вот наступила осень.
На месте цветка образовались семена
Растение сбросило их в почву.
Теперь они будут ждать новой весны.
Вариант 2
Игра на внимание
– Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
– Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы
хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя,
ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.)
Королева почв
Опыт 5.
– Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет) – Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее
выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных горшках. Посмотрите.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для
развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием,
микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, перегной, соли, живые
организмы (микробы).
7. Закрепление. Кроссворд
1.Верхний слой земли, в котором растут растения.
2.Одна из составных частей почвы.
3.Вещество, повышающее плодородие почвы.
4.Основное свойство почвы.
8. Итог урока
Королева почвы
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в
основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и
является переходным звеном от не живого к живому. Почва и растения –
единство, созданное природой.
Королева растений
– Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали
с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и
помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле.
Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она
будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Сейчас мы с вами начнем еще один эксперимент посадим растения и на
следующих занятиях будем следить, как они растут.
Литература:
1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир" Учебник для 3 класса,
Часть 1, издво «Астрель»
2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь № 1 к учебнику
"Окружающий мир", 3 класс, издво «Астрель» 3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные разработки по курсу
окружающий мир 3 класс, издво «ВАКО»
Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)
Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)
Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)
Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)
Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)
Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)
Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)
Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.