Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)
Оценка 4.6

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)

Оценка 4.6
Лабораторные работы +1
doc
окружающий мир
2 кл—3 кл
23.04.2018
Методическая разработка "Почва кормилица", презентация  "Почва кормилица" (2-3 класс)
почва кормилица.doc
Алтайский краевой детский экологический центр «Почва кормилица» (7­9 лет) Автор: Комарова Наталья  Сергеевна 2018 Почва кормилица Цели: Образовательные: формировать представления о почве, ее составе и свойствах. Развивающие: выявлять причинно­следственные связи между живой и неживой  природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать  познавательный интерес; развивать мышление, наблюдательность,  любознательность, исследовательские навыки. Воспитательные: воспитывать организованность; прививать навыки  природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом  живой/неживой природы; воспитывать интерес к самостоятельной  экспериментальной работе, любовь к природе. Задачи: Дать элементарные знания о почве; Познакомить с составом почв; Выяснить простейшие связи между почвой и растениями. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ручки, цветные карандаши, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой,  палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сетка,  спички, кроссворд, лист наблюдений, презентация «Почва». Ход занятия. 1. Организационный момент Королева почв: ­ Здравствуйте, ребята, мы рады вас всех видеть.  Вы готовы  начать занятие. Королева растений: ­  Нам сегодня потребуется ваша помощь, чтобы занятие  получилось интересным и увлекательным. Вы нам поможете? Королева почв: Для начала хотели вам представиться, меня зовут Королева  почв. Королева растений: А я Королева растений. А вот почему мы пришли к вам  вместе, вы узнаете в течение нашего занятия. 2. Объявление темы урока. Введение в тему. Королева почв: – Тема нашего занятия «Почва кормилица», как вы думаете  почему ее так называют и кого она кормит? Сегодня на занятии нам предстоит  узнать, что такое почва, из чего она состоит. Какое значение имеет почва для  растений. 3. Изучение нового материала Королева растений: Почва ­ чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь ­ вместо одного мешка в кладовой ­ двадцать. Ведро  картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян  делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Какое же  главное свойство почвы?  Основное свойство почвы — это плодородие. Королева почв: Почва  снабжает растение питанием и водой. Глубина  почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3­4 см, в других ­  достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу  нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные  породы, этого чехла вообще нет.  Королева растений: Предлагаю вам отправимся в далёкое прошлое нашей  планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали  скалы.  – Это объекты какой природы? (неживой природы) – Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря  лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала  появляться почва.  – Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы? – Живой. – Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и  неживой природы. – Но что такое почва? Из чего состоит? 4. Практическая работа Королева почв: – Сегодня на занятии мы будем учёными­исследователями.  Исследовать мы  сегодня будем почву. – Для чёткости нашей работы каждый получил лист, куда будем записывать  результаты наблюдений. Лист наблюдений 1. Названия предмета исследования … 2. Цвет … 3. Слой земли … Почва – Заполните 1 строку листа наблюдений – Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву? (Нет.)  – Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать  опыты.  – Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва?  – Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый, чёрный) – Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)  – Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?  – Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений.(верхний) Опыт 1. – Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку) – Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).  – Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух) – Запишите в таблице (воздух)  – Воздух помогает корням растений дышать.  – Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его. Опыт 2. – Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и  сильно сожмем.(на столе)  – Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)  – Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве)  – Сделайте вывод. (В почве есть вода)  – Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений)  Опыт 3. – А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили  комочек почвы. – Какая стала вода? (Мутная).  – Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На  поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых.)  – Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)  – Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина) – Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. – Глина хорошо удерживает воду.  Опыт 4. – Следующий опыт вам продемонстрирую я.  – Нагреем немного почвы над огнем.  – Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный  запах).  – Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.  – Чем больше перегноя, тем плодородней почва. – Что доказал этот опыт?  – Итак, что еще содержится в почве? (Перегной). Вывод: в почве содержится перегной. – Запишите в таблицу. Королева почв. Главная часть почвы – перегной. Из него под действием  микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются  животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву  и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ,  разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной.   Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг  микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые   растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества  «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела  животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные  говорят: происходит круговорот веществ в природе. – Какой вывод сделаем?  – Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).  – Запишите в таблицу.  Физминутка Королева растений (Дети представляют и изображают, что происходило с растением) Представьте себе, что вы маленькие семена растений. Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы  согреться. Весной солнышко согрело землю. Семя отогрелось (распрямиться) Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться) И оно начало расти (подняли руки) Появились корешки у семени (потопали ножками) Стал пробиваться росток из­под земли (покачали руками) Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким­высоким, чтоб  помахать солнышку своими листочками (машем руками) Появлялись всё новые и новые листочки. И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки) И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись,  улыбнулись) Стал радоваться жизни, трепетать на ветру, радовать людей. Прилетали к нему пчёлки и бабочки.  Но вот наступила осень.  На месте цветка образовались семена Растение сбросило их в почву. Теперь они будут ждать новой весны. Вариант 2 Игра на внимание – Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.  – Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы  хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой. (Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя,  ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.) Королева почв Опыт 5. – Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её. – Поместим несколько капель воды на стекло.  – Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.  – Как называется этот процесс? (испарение) – Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет) – Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее  выпаривания? – Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям. – Минеральные соли часто видны в цветочных горшках. Посмотрите.  Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для  развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием,  микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде. Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, перегной, соли, живые  организмы (микробы).  7.  Закрепление. Кроссворд 1.Верхний слой земли, в котором растут растения. 2.Одна из составных частей почвы. 3.Вещество, повышающее плодородие почвы. 4.Основное свойство почвы. 8. Итог урока Королева почвы Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в  основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и  является переходным звеном от не живого к живому. Почва и растения –  единство, созданное природой. Королева растений – Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и  помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле.  Складывали о ней стихи и песни. – Давайте же и мы с вами любить, ценить землю,  заботиться о ней. Тогда она  будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Сейчас мы с вами начнем еще один эксперимент посадим растения и на  следующих занятиях будем следить, как они растут. Литература: 1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир" Учебник для 3 класса,  Часть 1, изд­во «Астрель» 2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь № 1 к учебнику  "Окружающий мир", 3 класс, изд­во «Астрель» 3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные разработки по курсу  окружающий мир 3 класс, изд­во «ВАКО»

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация  "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация  "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация  "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация  "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация  "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация  "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация  "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация "Почва кормилица" (2-3 класс)

Методическая разработка "Почва кормилица", презентация  "Почва кормилица" (2-3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018