Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа
Оценка 5

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа

Оценка 5
Мероприятия +1
docx
русская литература +1
Взрослым
05.02.2018
Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа
Разработка на тему: "Человек прекрасной и сильной души! подойдет для проведения интерактивного урока по литературе, при проведении внеклассного мероприятия (классный час, или литературная гостиная). Основная цель - постижение нравственности через художественный образ. Можно выявить творческие способности студентов при инсценировании рассказа А.П. Чехова, чтения отрывка из произведения. Желательно подготовить презентацию для большей наглядности.
Чехов Лит. гостиная.docx
Человек прекрасной и сильной души! (Литературная гостиная) «Читая Чехова,  я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь…  Вот определение таланта»   Л.Н.Толстой. (инсценировка рассказа «Дура, или капитан в отставке» А.П.Чехова) 1й ведущий:  «Любезный брат Миша! Отец и мать — единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко   стоять,   то   это   дело   их   рук,   славные   они   люди»,   ­   так   писал семнадцатилетний   гимназист   Антон   Чехов,   будущий   писатель.   Прожил   он всего сорок четыре года. «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её изображал бесстрастным, острым пером». Когда   он   умер,   после   него   осталось   не   только   20   томов   всемирно прославленной прозы, но четыре деревенских школы, да шоссейная дорога, да библиотека   для   целого   города,   да   памятник   Петру   I,   да   посеянный   на пустоши лес, да два замечательных сада». Из воспоминаний К.И. Чуковского. Им   восхищался   Лев   Толстой,   его   пламенно   почитал   Петр   Ильич Чайковский,   нежно   любил   Федор   Шаляпин,   большим,   умным,   ко   всему внимательным человеком называл его Максим Горький Это был не просто писатель, это был человек, который открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. 2й ведущий:   Родился Антон Чехов на берегу Азовского моря, в уездном глухом в ту пору городке Таганроге, в семье купца третьей гильдии. Мещанская бедность семьи,   молчаливая   мать,   строгий   отец,   заставлявший   по   ночам   старших сыновей петь в церковном хоре, мучивших их спевками поздними вечерами. Нередко он требовал, чтобы они сидели в качестве «хозяйского ока» в лавке. Правда,   это   сидение   в   лавке   дает   Антону   раннее   знание   людей,  делает   его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей. Когда Антон был в начальном классе гимназии, при таганрогском уездном училище   был   открыт   ремесленный   класс,   где   обучали   сапожному   и портняжному делу. Антоша с братьями, Иваном и Николаем, стали учиться в нем. Антон, обучаясь портняжному мастерству, выучился шить себе брюки и жилеты и был очень доволен. Так,   между   гимназией,   спевками,   сидением   в   лавке,   шитьем   брюк   и жилетов проходили детские годы Чехова. Вспоминая о них, он говорил: «В детстве у меня не было детства». Помогать материально родителям он стал, еще учась в гимназии: давал уроки, занимался репетиторством. Бедность,   как   говорил   Чехов,   мучила   его,   как   зубная   боль.   Слишком рано Антон повзрослел. Из всех сыновей (а их было пятеро, Антон третий) мать   могла   посоветоваться   только   с   ним.   В   девятнадцать   лет   он   стал кормильцем семьи. Долг перед родными для Чехова был святым. Знанию жизни помогло и то, что он с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывал себе на хлеб, а затем в Москве, еще студентом, много толкался в 1 «мелкой   прессе»,   где   человеческие   недостатки   и   пороки   не   очень­   то скрываются.   К   тому   же   чуть   ли   не   с   первых   курсов   университета   стал работать в сельских больницах. «Чехов проводил в больнице целые дни. Он работал   с  большим   вниманием   и   любовью   к   больным,   которых   осматривал. Никогда  не   повышал   он  голоса   и  всегда  терпеливо   отвечал   на   все   вопросы больных», ­ так вспоминал о практике Чехова земский врач Архангельский. 3й ведущий: А   вот   что   писал   Константин   Паустовский   о   семье   Чеховых:   «Семья Чеховых была талантливой, шумной и насмешливой. Особенно дурачествам не было   конца,   когда   отдыхали   летом   в   Бабкине,   в   Подмосковье.   Каждый пустяк,   даже   ловля   карасей   или   прогулка   в   лес   по   грибы,   разрастался   в веселое   событие.   С   утра   за   чайным   столом   уже   начинались   невероятные рассказы.   Выдумки,   хохот.   Он   не   затихал   до   позднего   вечера.   Каждая забавная   человеческая   черта   или   смешное   слово   подхватывались   всеми   и служили толчком для шуток. Больше   всего   доставалось   другу   Николая   Чехова   ­   художнику   Исааку Левитану. Его постоянно обвиняли во всяких смехотворных преступлениях и, наконец,   однажды,   устроили   над   ним   суд.   Антон   Чехов,   загримированный прокурором, произнес обвинительную речь. Слушатели падали со стульев от хохота.   Николай   изображал   дурака­свидетеля.   Он   давал   сбивчивые показания,   пугался   и   был   похож   на   чеховского   мужичка   из   рассказа «Злоумышленник»   ­   того,   что   отвинтил   от   рельсов   гайку,   чтобы   сделать грузило.   Александр   Чехов   ­   защитник   ­   произнес   высокопарную   актерскую речь... Между прочим, на одной из первых картин Левитана, которая называется «Осенний день в Сокольниках», женскую фигуру, написал Николай Чехов. Итак,   у   Антона   Чехова   были   прекрасные   актерские   способности,   и   он постоянно, еще, будучи гимназистом, изображал кого­нибудь: зубного врача, важного чиновника, танцующего на балу». 4й ведущий:  доброжелательности Личность Чехова многих, кто знал его, поражала сочетанием мягкости и несгибаемой бескомпромиссной требовательности   ­   прежде   всего   к   самому   себе.   Чехов   в   юности   твердо взялся   за   самовоспитание.   Может   быть,   сказалось   в   этом   воздействие тургеневского Базарова: Чехов восторженно отзывался об «Отцах и детях». Но   воспитание   ­   великое   дело. двадцатишестилетний А.Чехов поясняет, что такое воспитание:   В   письме   к   брату   Николаю воли, и         «Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям: 1.   Они  уважают  человеческую  личность,  всегда  снисходительны. Мягки, уступчивы...  Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.  Не лгут даже в пустяках... Они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.   Они   не   уничижают   себя   с   той   целью,   чтобы   вызвать   в   другом сочувствие  Они не суетны...   Если   имеют   в  себе   талант,  то   уважают   его...  Они  жертвуют   для  него всем». 2. 3. 4. 5. 6. 2 Это письмо интересно не только как назидание. Из него можно понять, как   воспитывал   себя   Антон   Павлович   и   как   был   требователен   к   себе.   Это также объясняет многие стороны его характера.  Например,   ему   не   свойственна   была   выспренность   (напыщенность). «Возвышенные»   слова   его   раздражали.   Когда   один   знакомый   пожаловался ему: «Антон Павлович! Что мне делать? Меня рефлексия заела!», он ответил: «А вы поменьше водки пейте». Однажды   его   посетили   три   пышно   одетые   дамы,   наполнив   комнату шумом шёлковых юбок и запахом крепких духов. Они заговорили о политике и начали «ставить вопросы»:  Антон Павлович! А как вы думаете, чем кончится война? Чехов покашлял и тоном серьезным и ласковым ответил: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­  Вероятно миром...  Ну да, конечно! Но кто, же победит? Греки или турки?  Мне кажется, победят те, которые сильнее...  А кто, по­вашему, сильнее? ­ наперебой спрашивали дамы.  Те, кто лучше питаются и более образованы.  А кого вы больше любите ­ греков или турок? Антон Павлович ласково посмотрел... и ответил с любезной улыбкой:  Я люблю мармелад... А вы любите? 5й ведущий:  Вы знаете, Чехов любил повторять, что человек, который не работает, всегда   будет   чувствовать   себя   пустым   и   бездарным.   «Праздная   жизнь   не может   быть   чистою»,   ­   так   говорил   доктор   Астров   у   Чехова.   Сам   же   он работал,   даже   слушая   других.   Его   записные   книжки   полны   сюжетов, схваченных на лету. Иногда он вынимал из стола записную книжку и, блестя очками, нежно говорил: «Ровно сто сюжетов»! Да­с, милсдарь! Не вам чета, молодым! Хотите, парочку продам?» Какие сюжеты он предпочитал? Простые. Например, профессор узнаёт, что болен неизлечимой болезнью и ведет дневник своих последних месяцев. Чехова   поразил   контраст   между   трагизмом   надвигающейся   смерти   и обыденностью   последних   поступков   человека.   Так   родилась   «Скучная история». Еще   сюжет.   Человек,   у   которого   колесом   вагона   отрезало   ногу, беспокоится,   что   в   сапоге,   надетом   на   отрезанную   ногу,   спрятано   «21 рублёв». Сюжеты  его  просты и  не  надуманы,  он  берет  их  из  жизни.  И герои  его рассказов ­ обыкновенные люди со своими повседневными переживаниями. (Отрывок из рассказа «Ванька» А.П.Чехов). 1й ведущий:  Будучи   врачом,   он   мог   наблюдать   людей   в   самых   отчаянных   и кризисных   моментах.   Болезнь   и   нищета   не   лгут.   Человек   представляется Чехову   существом,   страдающим   и   часто   в   своей   гнусности   близким   к животному. Ему   доводилось   видеть   мужика   с   пропоротым   вилами   животом; женщину,   обварившую   кипятком   ребенка   ненавистной   соперницы.   Он записывал: когда живешь дома, в покое, то жизнь кажется обыкновенной, но едва   вышел   на   улицу   и   расспрашиваешь,   например,   женщин,   то   жизнь   ­ 3 Но   если   жизнь   ужасна,   как   вынести   ее   самому   и   как   помочь   другим? Прежде   всего,   активным   состраданием.   Ни   один   писатель   не   действовал активно,   как   Чехов   ­   врач   и   советник.   Он   пытался   облегчить   людские страдания.   Доктором   он   был   превосходным.   Живя   в   Мелихове,   он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома. Обращавшихся к нему людей Чехов лечил бесплатно. Знания врача помогали ему в литературной работе. Чехов неоднократно повторял, что «медицина его жена, а литература ­ любовница». Поэтому при всей поэтичности ум его был, прежде всего, аналитическим и смотрел он на вещи и на людей, как врач. Как,   например,   «простой   человек   смотрит   на   луну   и   умиляется   как перед   чем­то   ужасно   загадочным   и   непостижимым...Но   астроном   не   может иметь на этот счет дорогих иллюзий. 2й ведущий:  При всей аналитичности ума у Чехова было доброе, полное сострадания сердце.   Иначе   не   получилось   из   него   писателя.   Потребность   делать   добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя его жизнь была нелёгкой: он был долгое время беден и всегда болен, ­ никто не слышал, чтобы он жаловался. В дни   его   самых   острых   страданий   окружающие   ни   о   чем   не   догадывались. Когда   его   жалели,   он   переводил   беседу   на   другую   тему   и   с   мягким задушевным   юмором   говорил   о   пустяках.   Да,   Чехов   оставил   о   себе   самую яркую   память.   Он   строил   дороги,   мосты,   копал   пруды,   сажал   деревья.Он украшал землю, жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова. А его поездка на Сахалин была настоящим гражданским подвигом. Он и сам   внутренне   гордился   ею.   Гордился   тем,   что   у   него   появилась   книга «Остров   Сахалин»,   которая   заставила   правительство   задуматься   об   этой далёкой окраине и принять определённые меры. Чехов   любил   жизнь,  радость,  умел   ценить   человеческое   общение.  Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокого, изящного, гибкого, очень подвижного, со светло ­ карими весёлыми глазами, магнетически влекущими к себе. К своей неугомонной   весёлости   он   приобщил   всех.   Например,   мог   сунуть московскому   городовому   в   руки   тяжёлый   арбуз,   обёрнутой   бумагой,   и сказать: «Бомба! ­ неси в участок да смотри поосторожнее...». 3й ведущий:  Всех   изумляли   свобода   и   лёгкость,   с   которой   могучая   энергия творчества   воплощалось   в   несметное   количество   разнообразных рассказов...Сколько   сменилось   литературных   мод,   а   Чехов   живет   и   живет себе и заставляет нас так же смеяться и грустить над своими страницами, как и своих современников. Что же все ­ таки сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде   всего,   бесконечная   влюбленность   в   жизнь,   радость   бытия.   Это придавало   его   художественному   взгляду   такую   неповторимую   новизну, свежесть. Для него интересно всё: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться. ужасна. «Чехов ­ один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, 4 правдивый, друг, любящий её, сострадающий ей во всём» (А.М Горький). Его повесть «Степь» ­ это гимн России. А   вот   какими   словами   он   выразил   слово   любовь   к   Петру   Ильичу Чайковскому. «Посылаю вам и фотографию, и книгу, послал бы даже солнце, если б оно принадлежало мне». 4й ведущий.  А   театр   Чехова?   В   чём   его   своеобразие?   Как   здесь   проявляется личность автора? И тут он так же прост, как и во всём. Интрига сведена к минимуму. Текст в его пьесах не столько тем, что говорится, сколько тем, о чём умалчивается. Лишь изредка герой осмеливается кричать о своей боли и ярости Большую роль играют паузы. Иногда один герой пускается в монолог, его   перебивает   другой   со   своим   монологом  ­   в  жизни   люди   тоже   не   всегда умеют слушать друг друга. «Высшим   выражением   счастья   или   несчастья,   ­   писал   он,   ­   является чаще   всего   безмолвие:   влюбленные   понимают   друг   друга   лучше,   когда молчат». В   этом   он   подобен   великим   музыкантам,   которые   с   помощью   паузы вызывают   или   поддерживают   волнение   или   дают   необходимую   передышку, чтобы перейти к другой теме. У Чехова паузы нередко заполнены музыкой. Кто­то из героев насвистывает, напевает, играет на гитаре. Замирают в дали звуки оркестра. В пьесе «Чайка» поют романсы, в «Вишневом саде» слышатся грустные   песни,   щебет   птиц,   звук   лопнувшей   струны,   который   предвещает несчастье: вишневый сад вырубают. 5й ведущий:  В самом деле, пьеса Чехова ­ это музыкальная композиция. Он любил «Лунную   сонату»  Бетховена   и  «Ноктюрн»  Шопена.  Думается,  что   он   хотел подчеркнуть своими пьесами грустную мелодию жизни вообще и задумчивую красоту,   присущую   ей.   Его   авторские   ремарки   удивительны.   Это   тоже   ­ высокое   искусство.   Чехов   не   любил   лишнего   на   сцене.   Не   выносил оживляющих жестов. Драма внутри человека, считал он. Сюжеты   пьес   могут   уместиться   в   трех   фразах:   люди   несчастны,   их положение   безвыходно,   но   они   хранят   надежду   на   неведомое   будущее.   По музыкальности   своих   пьес   Чехов   ­   Шопен   в   драматургии.   Воспитательное значение их огромно. После них каждый задумается и спросит себя: так ли я живу? Какой должна быть моя жизнь? Как изменить ее к лучшему? Чехов писал, что большой  писатель  должен  вести читателя  к большой цели. Какую же цель ставил он? Вот его слова: «... свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником». Плюс активное сострадание. Плюс вера в человека и подлинное чувство любви.   А.П.Чехова) (отрывок   из   фильма   «Свадьба»   по   одноименному   рассказу 5 1

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа

Методическая разработка посвященная А.П.Чехову для студентов колледжа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2018