Методическая разработка "Работа с родителяти"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Взрослым
17.11.2017
Методическая разработка "Работа с родителяти"
Методическая разработка "Работа с родителями" может быть использована кураторами учебных групп, классными руководителями, мастерами производственного обучения. В работе особое место отведено подготовке и проведению родительского собрания, основным этапам собрания. так-же даны рекомендации для подготовки руководителя ргуппы к собранию, перечень тем.Методическая разработка "Работа с родителями" может быть использована кураторами учебных групп, классными руководителями, мастерами производственного обучения. В работе особое место отведено подготовке и проведению родительского собрания, основным этапам собрания. так-же даны рекомендации для подготовки руководителя ргуппы к собранию, перечень тем.
Родит.собрания.doc
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно – технический институт» Колледж НГГТИ Публицистическая, научно­исследовательская работа. « Работа с родителями. Родительское собрание» Федоренко О.В. ­ преподаватель русского языка и  литературы   Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся   является  родительское собрание.  Главное   его   предназначение   ­ согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий   для   развития   духовно   богатой,   нравственно   чистой   и   физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся. Родительское собрание проводится, как правило, два раза в семестр, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность зависит от подготовительной работы руководителя группы и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания родителей можно от­ нести следующие:  выбор темы собрания;  определение целей родительского собрания;  изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно­методической литературы по рассматриваемой проблеме;  проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;  определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников;  приглашение родителей и других участников собрания;  разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;  оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Рассмотрим   более   подробно   каждый   из   перечисленных   элементов подготовительной работы. Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть   случайной.   Ее   выбор   обусловливается   целевыми   ориентирами Выбор темы собрания. жизнедеятельности   коллектива,   закономерностями   развития   личности, особенностями   протекания   процессов   обучения   и   воспитания,   логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений колледжа и семьи. Опытные педагоги хорошо понимают, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен   рассмотрением   лишь   учебных   дел   обучающихся,   поэтому   они стремятся обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно­нравственного и физического развития   детей.   Нередко   классные   руководители   определяют   тематику собраний не на один учебный год, а на 3­4 года, составляется  примерный перечень тем родительских собраний, который предлагается преподавателям в качестве методической подсказки. Вот один из них. Тема собрания Форма проведения Проводят «Давайте познакомимся» Традиционное   собрание с элементами тренинга Консилиум  Психолого­ педагогический всеобуч  Продуктивная игра  Куратор, психолог куратор, психолог, предметники Куратор, психолог  Куратор  Традиционное собрание  Куратор  Традиционное собрание  Куратор  Традиционное собрание  Куратор  Адаптация   обучающихся к   новым   условиям обучения Этот трудный подростко­ вый возраст  Общение   родителей   с детьми­подростками  Поощрение и наказание в воспитании детей  Здоровый   образ   жизни ­основа   успешной   жизне­ деятельности  Роль   семьи   в   воспитании моральных качеств личности  Контакты и конфликты  Психолого­   Куратор, психолог  Воспитание   ненасилием   в семье  Подросток и закон  Экзамены:   как   избежать стресса?  педагогический всеобуч  Дискуссия  психолог, Круглый стол  Куратор, социальный педагог  Куратор, ОПДН, педагог  Час вопросов и ответов  Куратор,   инспектор социальный психолог,       администрация, предметники Организация   учебного труда выпускника  Традиционное собрание  Куратор  В составленный перечень тем собраний на несколько лет, разумеется, ежегодно   вносятся   какие­то   коррективы,   но   перспективное   планирование помогает   руководителю   группы   системно   строить   взаимодействие   с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно обсуждены. Повестка   очередного   собрания   в   большинстве   случаев   определяется куратором   совместно   с   членами   родительского   комитета,   при   этом обязательно учитывается мнение и остальных родителей. Иначе откровенного заинтересованного   разговора   родителей   на   самом   собрании   может   не получиться. Определение целей родительского собрания. Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на   родительском   собрании.   Уже   при   выборе   темы   куратор   отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие:  повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их   знаний   по   конкретному   вопросу   воспитания   ребенка   в   семье   и колледже;   выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;  пропаганда   опыта   успешного   семейного   воспитания,   профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей;  подведение   итогов   совместной   деятельности   педагогов,   учащихся   и родителей за полугодие или учебный год. Изучение научно­методической литературы. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный   опыт   работы   по   решению   похожей   проблемы   в   других сообществах   родителей   и   педагогов.   Отсюда   очевидна   целесообразность обращения   классного   руководителя   и   родителей   к   научно­методическим публикациям,   изучение   которых   помогает   выделить   ключевые   аспекты рассматриваемой проблемы  и предварительно  наметить  пути и  способы  ее решения.  Как   правило,   особой   популярностью   у   педагогов   и   родителей пользуются такие периодические издания, как «Первое сентября», «Семья и «Классный   руководитель», школа»,   «Воспитание   школьников». Квалифицированные   советы   в   поиске   литературы   организаторам   собрания могут   дать   библиотекарь,   психолог,   социальный   педагог,   заместитель директора по воспитательной работе, работники методических кабинетов и центров. Куратор, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем   предлагает   изучить   некоторые   из   них   родителям.   Нередко   они становятся   основой   выставки   литературы   для   участников   родительского собрания. Проведение микроисследования. Оно   необходимо   для   получения   дополнительной   информации   о характере   и   причинах   возникновения   той   или   иной   проблемы,   возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс­методики, которые   не   требуют   больших   затрат   времени   и   усилий   для   подготовки   и проведения   исследования,   обработки   и   анализа   его   результатов.   К   таким исследовательским   средствам   можно   отнести   беседы   с   родителями   и обучающимися,   заполнение   ими   простейших   тестов   и   анкет   с   небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь куратору в проведении микроисследования оказывают психолог и социальный педагог. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников. В методических пособиях называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний:  организационные, на которых составляются и утверждаются планы ра­ боты, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;  собрания   по   плану   всеобуча   родителей,  являющиеся   формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;  тематические,     посвященные обсуждению   наиболее   актуальных и сложных вопросов воспитания и развития обучающихся данной группы;   собрания­диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;  собрания­практикумы,  направленные   на   освоение   родителями   кон­ кретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;  итоговые, имеющие целью показать учебно­воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса. Далее   следует   определить   организационную   форму   родительского собрания.   В   практике   творчески   работающих   педагогов   и   родительских комитетов   используются   такие   формы,   как   педагогическая   мастерская, организационно­деятельностная   игра,   конференция,   диспут,   практикум.   В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы   участников   родительского   собрания.   Правильно   поступают   те педагоги, которые  стремятся разнообразить  формы и способы  организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании. Приглашение родителей и других участников собрания. Родителей целесообразнее пригласить на собрание дважды: первый раз ­   за   2­3   недели   до   его   проведения,   чтобы   они   смогли   заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз ­ за 3­4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего обучающиеся   устно   ставят   в   известность   родителей,   несколько   реже используются   изготовленные   приглашения  с  текстом   примерно   такого содержания:   «Уважаемые   Николай   Петрович   и   Наталья   Николаевна, приглашаем вас принять участие в родительском собрании по теме: «О роли семьи   в   трудовом   воспитании»,  которое   состоится  17  марта   в  18  часов  в аудитории №…. Надеемся, что вы выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме. С уважением, куратор группы Иванова И.И.». Заботясь   об   обеспечении   явки   родителей,   нельзя   забывать   о   свое­ временном   приглашении   других   участников   собрания,   ведь   в   нем   могут принимать   участие   представители   администрации   учебного   заведения, учителя­предметники,   школьный   библиотекарь,   психолог,   социальный педагог,   работники   учреждений   культуры,   медицины,   правоохранительных органов и др. Подготовка   решения   собрания,   его   рекомендаций,   памяток   ро    ­ дителям.  Решение ­ это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и колледжа. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего   с   высокой   явкой   и   заинтересованным   участием   родителей. Поэтому куратор долен за 2­3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму ­ и в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При   их   разработке   целесообразно   воспользоваться   помощью   социального педагога, психолога, логопеда и других работников колледжа. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом следует специально позаботиться куратору и обучающимся.   В   аудитории   размещаются   выставки   творческих   работ обучающихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно­ методической   литературы   по   обсуждаемой   проблеме.   На   доске   цветными мелками   пишутся   тема   и   эпиграф   родительского   собрания,   изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в группе микроисследо­ вания, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки… Перечисленные   нами   действия   по   подготовке   собрания   позволяют куратору быть более уверенными  в  том,  что собрание  состоится,  успешно пройдет и окажется полезным для родителей и других его участников. Родительское собрание можно условно разделить на три части ­ всту­ пительную, основную и заключительную. Постараемся кратко их описать. Вступительная   часть.  При   входе   в   классную   комнату   куратор встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и   творческих   работ   учащихся.   Затем   родители   занимают   специально оборудованные для них рабочие места. Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем, как правило, куратор или председатель родительского комитета. Кто­то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи,   знакомит   с   порядком   совместной   работы   его   участников, представляет   приглашенных   на   собрание,   подчеркивает   актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно   содержать   достаточную   информацию   для   формирования   у родителей   отчетливого   представления   о   целевых   установках   и организационных  моментах  проводимого  собрания.  Важно,  чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.  Основная часть.  Этот период связан с реализацией главных идей за­ мысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная   информация,   происходит   коллективное   ее   обсуждение,   осу­ ществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.   Организация   деятельности   участников   собрания   строится   в соответствии   с   правилами   и   требованиями,   присущими   избранной   форме родительского форума. Понятно, что совершенно разные приемы и методы используются   при   проведении   родительского   собрания   в   форме   педагоги­ ческой   мастерской,   организационно­деятельностной   игры   или   дискуссии. Однако в любом случае необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило   обогащение   теоретического   и   практического   арсенала родителей, чтобы не допускалось  публичное  осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения   обучающихся.   Лучше   обратить   внимание   мам   и   пап   на   эти   не­ достатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение. Заключительная часть.  Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В   данный   период   дорабатывается   предварительно   подготовленный   проект решения   собрания,   и   затем   оно   утверждается   с   внесенными   в   него поправками.   Очень   важно,   чтобы   заключительный   этап   собрания   стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения.  Формирование у пап и мам установки на тесное сотрудничество со школой  происходит  более  успешно,  если  собрание  завершается  «минутами благодарности»,   во   время   которых   классный   руководитель   благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"

Методическая разработка "Работа с родителяти"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2017