Методическая разработка "Современные подходы к анализу художественного текста"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Современные подходы к анализу художественного текста"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
25.03.2017
Методическая разработка "Современные подходы к анализу художественного текста"
АННОТАЦИЯ Цель: привлечение внимания учащихся к художественному тексту. Метод: изучение литературы на основе первичного эмоционального восприятия текста и анализе как корректировке восприятия. Результат: учащиеся достигают высшего уровня художественного восприятия, обогащается их читательский опыт. Выводы: методическая концепция помогает наметить путь дальнейшего анализа, сделать его существенно важным для литературного развития учащихся. Ключевые слова: первичное восприятие текста, анализ как корректировка восприятия.методическая разработка
Современные подходы к анализу художественного текста.docx

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

                                           Лангуева Елена Викторовна

                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                                МАОУ «Школа № 178» г. Нижнего Новгорода                                                         

                                                              

 

Главная проблема школьного литературного образования заключается в том, что большинство школьников катастрофически мало читают, теряют интерес к чтению высокохудожественных произведений. Поэтому необходимо искать действенные пути совершенствования школьного литературного образования, привлечения внимания учащихся к художественному тексту.

Методическая концепция на основе изучения читательского восприятия помогает учителю  выяснить, какой слой содержания произведения понятен ученикам, какие страницы текста ярко и верно ими восприняты или, напротив, прошли мимо их сознания, не встретили отклика в их душевном мире, а затем наметить контуры дальнейшего анализа, грамотно его построить, определить последовательность приемов и вопросов, сделать анализ существенно важным для внутренней жизни и литературного развития учащихся.

Метод анализа на основе читательского восприятия покажем на примере изучения пьесы Виктора Розова «В добрый час!».

Вопросы после первичного чтения пьесы

1.Какое впечатление произвела на вас пьеса?

2.Какими вы представляете себе героев пьесы? Какие герои вызвали у вас симпатию и уважение, а какие нет? Кого можно назвать главным героем?

Уже после первичного чтения учащиеся  в своих работах осмысляют содержание пьесы не только на эмоционально-образном уровне, но, рассуждая о мотивах поступков героев, пытаются подняться до осмысления авторского отношения к изображаемым событиям, объяснить название пьесы:

«История о молодых людях, наших ровесниках, которые входят во взрослую жизнь, делают свой первый, действительно важный выбор и принимают непростые решения, очень актуальна. Мне было интересно узнать, отличаются ли наши заботы от забот тех ребят, о чем они мечтают, кем хотят стать, как готовятся к экзаменам» (Смирнова Катя)

«Андрей принимает достойное решение, которое перечеркнет его безответственную и благополучную жизнь. Поэтому пьеса называется «В добрый час!». Это его добрый час. Автор уверен, что Андрей выберет верную дорогу в жизни – дорогу чести»  (Хмакова Наташа)

Учитывая, что пьеса понята учащимися верно, последующая работа будет идти на углубление восприятия образов через анализ деталей, ключевых сцен, композиции, т.е. освоение формы и содержания художественного произведения в единстве.

Работа по 1 действию

1.Все ли благополучно в семье Авериных?  (проанализируйте ремарки, реплики героев, детали – атрибуты быта). Как страсть к благополучию противопоставлена прошлому, по которому ностальгируют герои? Можно ли говорить, что быт является орудием испытания героев на нравственную прочность?

2.С какой сцены начинается пьеса? Какова ее роль?

Чтение по ролям сцены стол­кно­вения брать­ев  по по­воду гал­сту­ка.

Работа по 2-3 действию.

 Чтение по ролям, комментированное чтение ключевых сцен:

ü    столкновение Вадима и Алексея;

ü    эпизод с запиской декану;

ü    разговор Андрея с родителями после провала на экзамене.

1.Составить цитатную характеристику жизненных идеалов героев, выделить наиболее значимые реплики, сопоставить их позиции.

2.Характер какого героя показан в динамике? Сравните Андрея в начале и в конце пьесы. Найдите реплики, которые становятся ключевыми в описании состояния Андрея.

3.Какая нравственная проблема классических произведений 19 века вводится в связи с образом Вадима?

«Мо­тив «не­обык­но­вен­ной лич­ности» и «прос­тых смер­тных» (Попов Роман)

Работа с композицией пьесы.

Определите завязку, кульминацию, развязку пьесы. Можно ли считать ее «пьесой без конца»?

Вопросы обобщающего характера.

1.Сумел ли драматург в судьбе конкретных героев обобщить мироощущение всего молодого поколения 60-х годов ХХ века?

2.Что общего у «розовских мальчиков» с «русскими мальчиками» Ф.М.Достоевского?

«Розовские мальчики», как и мальчики Ф.М.Достоевского, не удовлетворены собой, обладают незаурядной нравственной силой, которая поможет им возмужать. Их помыслы и мечты чисты. Они не ищут легкой дороги в жизни, идут торным путем, который самый трудный. Это ищущие герои, размышляющие о жизни» (Андрианов Артем)

Для домашнего задания.

1.Поразмышлять, почему пьеса В.Розова современна?

2.Посмотреть фильм  «В добрый час». Сравнить свои наблюдения и трактовку образов героев актерами. Какие эпизоды В.Розов, автор сценария,  добавляет в фильм? Почему? Что вы изобразили бы на афише к фильму «В добрый час»? (попытайтесь создать образ-символ)

Форма анализа литературного произведения, в основе которого лежит изучение читательского восприятия художественного текста, дает  положительные результаты: во-первых, помогает учащимся достичь высшего уровня художественного восприятия, что составляет цель чтения художественных произведений вообще и в школе в частности, во-вторых, обогащает  читательский опыт учащихся, приводит  их к адекватному пониманию текста и собственным открытиям.

        


 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ

История о молодых людях, наших ровесниках, которые входят во взрослую жизнь, делают свой первый, действительно важный выбор и принимают непростые решения, очень актуальна

История о молодых людях, наших ровесниках, которые входят во взрослую жизнь, делают свой первый, действительно важный выбор и принимают непростые решения, очень актуальна

Андрея с родителями после провала на экзамене

Андрея с родителями после провала на экзамене

Почему? Что вы изобразили бы на афише к фильму «В добрый час»? (попытайтесь создать образ-символ)

Почему? Что вы изобразили бы на афише к фильму «В добрый час»? (попытайтесь создать образ-символ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017