Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература
Оценка 4.9

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
22.03.2017
Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература
Сценарий урока.docx
Тема урока (2 часа):          Мастерская творчества                             (на материале творчества  В.В.Маяковского) Цель: познакомиться с творчеством Маяковского В.В., открыть необычность. Талант и  удивительность поэта; опробовать свои творческие способности; дать оценку своего Я. Задачи: ­ узнать грани творчества поэта, выразительно читать его стихи, уметь понимать  стихотворения В.В.Маяковского; ­ воспитывать интерес и уважение к поэтическому слову и труду поэта; ­ развивать творческое воображение и творческие способности. Методы: наглядно­иллюстративный, эвристический, поисковый, исследовательский. Оборудование: портрет В.В.Маяковского, стихотворение «Ночь», цветная бумага, клей,  ножницы  симфония № 5 Бетховена, видео «Маяковский читает стихи» и «Живой голос  Маяковского»». К уроку: выучить стихи Маяковского, прочитать дополнительный материал о художнике  Малевиче.  Ход урока. 1.  Здравствуйте. Запишите дату – 5 февраля.  Сегодня очень интересный и знаменательный день. Подскажете, почему? Ну, не буду вас  томить. 2. 5 февраля в разные годы произошли замечательные события. Взгляните… 1755 ­ императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении в Москве первого российского  университета, по проекту Михаила Ломоносова и графа Ивана Ивановича Шувалова. 1880 ­ покушение Степана Халтурина на Александра II в столовой Зимнего дворца. С. Халтурин  подготовил взрыв, но неудачно 1881 ­ состоялась премьера оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» на сцене московского Большого театра. 1928 ­ Удаётся искусственно синтезировать витамин D 1943 ­ вступила в строй Дорога победы, напрямую связавшая блокадный Ленинград с остальной страной 1960 ­ принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об организации в Москве  Университета дружбы народов. 1783 В Италии началось сильнейшее землетрясение, одно из самых длительных в истории.  1919 Открылась первая пассажирская авиалиния.  Родились в этот день: 1812 Жорж Шарль Дантес французский офицер и политик, «убийца» А.С. Пушкина  1836 Николай Добролюбов русский писатель и литературный критик 1840 Хайрем Максим английский изобретатель американского происхождения, создатель пулемета  «Максим»  1840 Джон Данлоп шотландский изобретатель надувных шин  1851 Иван Сытин русский предприниматель, книгоиздатель и просветитель 1878 Андре­Гюстав Ситроен  французский промышленник, основатель концерна «Ситроен»  1924 Александр Матросов советский солдат, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. 1912 Открылась первая выставка Общества художников­авангардистов «Бубновый валет» «Бубновый  валет» — творческое объединение группы художников­авангардистов. И наконец, главное событие для нашего урока: В феврале  1912 года родилось новое течение Серебряного века – футуризм.  А по церковному календарю: именины Владимира.  Из характеристики: Владимир с  раннего детства проявляет любознательность и стремится проверить свои знания  на практике. Он склонен к риску и в некоторой степени даже к авантюрам.  Стремится в компании сверстников занять ведущее положение.  ­ Не подскажете, какой поэт будет в центре нашего внимания? (В.В.Маяковский). ­ Запишите тему урока: «Творческая мастерская (на материале творчества Маяковского). ­ Чем мы будем заниматься? (Развивать знания, умения, творческое воображение,  творческое созидание). ­ Освежим наши знания: задание «Лови ошибку». 1.Хронологические рамки Серебряного века: 1892­1920гг 2.И.А.Бунин – один из поэтов Серебряного века. 3. Литературные направления Серебряного века: символизм, имажинизм, футуризм. 4. Символисты делятся на младосимволистов и старших символистов. 5. В.Брюсов – центральный представитель символизма. 6. Философской основой символизма является философия И.Канта. 7. Николай Бердяев ввел название Серебряный век. 8. Представители акмеизма: А.Ахматова, Н.Гумилев, В.Хлебников. 9. Первый печатный трактат футуризма – «Пощечина общественному вкусу». 10. Главный и самый талантливый представитель футуризма – Константин Бальмонт. 4. На доске – эпиграф: Я поэт. Этим и интересен. В. В. М.. Удивительная скромность у этого человека и поэта, который ворвался «агитатором,  горланом, главарем»,  в поэзию и взорвал литературу своими стихами. Вот некоторые  высказывания: «Голос Маяковского: шторм, идущий на штурм (штурмующий шторм)». И Северянин «Он поэт катастроф и конвульсий, все слова у него сногсшибательные». «Маяковский ­ поэт движения, динамики, вихря. Его стихи ­ настоящее  экстра­монстра­гала­ представление…» К. Чуковский. «Архангел­тяжелоступ, крещенный в огне». М. Цветаева. Маяковскому Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел­тяжелоступ — Здорово, в веках Владимир! Он возчик, и он же конь, Он прихоть, и он же право. Вздохнул, поплевал в ладонь: — Держись, ломовая слава! Певец площадных чудес — Здорово, гордец чумазый, Что камнем — тяжеловес Избрал, не прельстясь алмазом. Здорово, булыжный гром! Зевнул, козырнул — и снова Оглоблей гребет — крылом Архангела ломового.           5. Творчество Маяковского сравнивают с творчеством художника­авангардиста ­  Малевичем. Как вы думаете – почему? Как всякий большой художник, он пришел в искусство с заявкой на новое. Причем  заявка была демонстративной, а жажда незнаемого, дерзкий вызов – по­ мальчишески заостренными. 6. Главное для Маяковского в поэзии – удивить, эпатировать, заставить напрячь все силы  творчества. (К.Чуковский. Мое первое знакомство с поэтом В. Маяковским состоялось уже давно и произвело на  меня сильное впечатление, заставило о многом задуматься и многое переосмыслить. Хотелось читать  стихи, письма, статьи, выписывать его мысли и высказывания, заучивать целые строфы, как меткие,  глубокие афоризмы, делиться своими впечатлениями с кем­нибудь. И сам поэт представлялся мне то  грубым скандалистом, то смиренным христианином, то циником, то энергичным, зовущим на борьбу за  переустройство жизни, не желающим “вымаливать милостей судьбы”. Порой его стихи кажутся  заумными, чуждыми, ненужными. И только погрузившись в удивительный мир поэта, можно увидеть, что за внешней привычной оболочкой, заклеймившей Маяковского как “агитатора”, “горлана­главаря”,  скрывается нежнейшее сердце гуманиста, человека с открытой душой, всю жизнь проведшего на  “несгораемом костре немыслимой любви”, страстно отстаивающего добро, справедливость, честь,  творчество, любовь. Да, до одних стихов Маяковского мы выросли! , а до некоторых еще не доросли, и  “… порой кажется, что вовсе не из прошлого, а из туманного будущего доносится его голос…” Поэзия  Маяковского заставляет сегодня нас спорить, размышлять, она поднимает глубокие нравственные  проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное,  сиюминутное и вечное. А осветить эти проблемы с помощью своего божьего дара может лишь поэт и  гражданин).              Послушайте стихотворение «Ночь». Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты. Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги. Толпа ­ пестрошерстая быстрая кошка ­ плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома. Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая. ­ Скажите, что вы поняли из стихотворения? Какова тема? Идея? Кто является  лирическим героем? Каков он? Что описывает поэт? Какие тропы использует? ( Материал для учителя. Разговор о лирике раннего Маяковского обычно начинают со стихотворения «Ночь», того самого, о котором поэт писал в своей биографии как о «первом профессиональном». О  чём же «Багровый и белый … »? Понять поэта обывателю с примитивным, нехудожественным  мышлением сложно, и зачастую «заумь» ничего, кроме раздражения, не вызывает, хотя в общем­то  начало стихотворения достаточно ясно. Цвета дня уходят, отступают на задний план. Зелёное  сумеречное небо, зажигаются звёзды, «синие тоги» на зданиях …Но уже во второй строфе возникает  не всегда понятный образ: «И раньше бегущим, как жёлтые раны, / огни обручали браслетами ноги … » Что увидел здесь поэт? Ведь Маяковский – художник, не выносящий «красивенького», И он очень  точен в каждой изображаемой детали. Так как же появились эти «браслеты» на ногах? Понятно, что  это свет. Но где источник этого света? Ни луна, ни уличные фонари не могут «обручать браслетами  ноги» – они дают рассеянный свет, а здесь «браслеты», узкая полоска света. В современном городе  этого уже нет, но это Москва 1912 года, Москва Гиляровского! И свет этот свет из подвальных окон, только самым краешком  поднимающихся над землёй, конечно, это мелочь и к пониманию идеи стихотворения относится  достаточно опосредованно, но как важны подчас и интересны всякие «неважности»! Мы вместе с поэтом, пройдя по московским окраинам, выходим в центр города. Фешенебельные  рестораны, дорогие магазины, радостная, счастливая, разряженная публика.  У Маяковского слово зачастую многозначно и создаёт образ на уровне подсознания, ассоциации.  Пёстрая толпа – «пёстрошёрстная» кошка. Но это только первый слой. Кошка – какая она?  Грациозная, гибкая (поэтому толпа и плывёт, извиваясь»), мягкая, «домашняя» – и в ту же секунду  хищная, агрессивная, подчинённая никому не понятным инстинктам. А теперь попробуем представить себе восемнадцатилетнего юношу, нищего, оборванного, но с  претензией на неоценённую гениальность, рвущегося к признанию, не чуждого эпатажу; в котором  соединяется подсознательный страх быть не таким, как все, и тут же нежелание быть таким, как все.  И всё это накладывается на стремление любить и быть любимым – одновременно с мальчишеской  закомплексованностью. В последней строфе ключ к пониманию всего стихотворения. Здесь и мимолётно брошенный взгляд  разодетой в меха красавицы, выходящей в сопровождении разжиревшего богача из авто, взгляд, где сочетается чувственный интерес и презрение к нищему оборванцу, и ответный – поэта, соединяющий  презрение к «смотрящей устрицей из раковины вещей» со страстностью, что сродни злобе. Интересен глагол «протиснул», содержащий в себе некое указание на сопротивление, поэт словно пробивается в мир, чуждый ему. Но мир этот не приемлет «грубого гунна», и «бабочка поэтиного сердца»  раздавлена. Что же произошло с героем в финале стихотворения? Что это за арапы с крылом попугая надо лбом, почему они «хохочут ударами в жесть»? В московских дорогих заведениях начала века проявлялись несколько стилей, и среди них  доминировали два: классический, старорусский, с седобородым привратником в медалях, и модерн,  привлекающий необычайным, экзотикой, где швейцарами служили молодые арапы в шапочках,  украшенных яркими перьями. Задача же швейцара – «держать И не пущать», отсекать нежелательные элементы, разрушающие  иллюзию безмятежности жизни, и перед странным молодым человеком в жёлтой блузе  захлопываются двери в сияющий огнями мир. Тема конфликта лирического героя и окружающего его мира). ­ А на парте у вас ­ предметы для творчества. Изобразите по мотивам стихотворения  что­нибудь уникальное, необычное. 7. 10 минут делают поделки и представляют. (Фон ­ Симфония № 5 Бетховена) 8. Маяковский – поэт­художник, его творчество вдохновляло на открытия. Кричу кирпичу, слов исступленных вонзая кинжал в неба распухшего мякоть, К.Чуковский. 9. Послушаем еще несколько стихотворений разной тематики. А вам – задание:  выберите из стихотворений 10 слов, на ваш взгляд, самых интересных, которые  произвели на вас особенное впечатление. «Левый марш». (Букреева Ю.) «Лилечка» (Айтуганов В.) «А вы могли бы?» (Деревскова Е.) «Послушайте» (Игбаев Г.) И стихотворение в исполнении самого автора (живой голос). ­ Выбрать из этих слов 6 самых важных. А теперь – только 3 самых­самых  понравившихся. Придумайте к ним рифмы. ­ Как Маяковский писал стихи? Неожиданные рифмы, интонации, ритм, построение. Слово ­ полководец человечьей силы.ВВМ Гвоздями слов прибит к бумаге я. ВВМаяковский Это время ­ трудновато для пера, но скажите вы, калеки и калекши, где, когда,  какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? ВВМаяковский Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. 10.  Сочинить свое стихотворение в духе футуризма – 10 минут (Эннио Мариконе). 11. Прочитать. Замечательно! Стих М. (живой голос). 12. Судьба Маяковского была трагичной. Поэт покончил с жизнью. Умер человек, но  не умер поэт. Помните, как писал поэт: Иду­красивый, двадцатидвухлетний…». Миссия поэта, по убеждению Маяковского, заключается в том, чтобы вобрать в себя  боль миллионов и рассказать о ней миру. Поэт готов отдать людям “бабочку  поэтического сердца”, разделить с ними их страдания и горе.  Стихи, по мнению В. Маяковского, должны согревать душу каждого человека, поэзия  необходима людям, как солнце. Поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет умами и сердцами людей.  Маяковский определяет место поэта в рабочем строю – водитель народных масс и  одновременно слуга народа. По мнению поэта, устремленность в будущее – вообще отличительная черта истинного поэта. Многое недоговорил векам, истории и мирозданию поэт Владимир Маяковский, “… свое земное, не дожил, на земле свое недолюбил, но главное, думается, успел  сказать”. Он успел оставить людям свой дар поэта, “истратил жизнь, чтобы сделать  созданную им поэзию сокровищем народа…” Он был мастером большой, всеобщей  жизни и потратил свое сердце на ее устройство. “Звонкая сила поэта” напоминает нам, что Маяковский “до самого последнего литка” достоин носить имя Первого поэта и  Гражданина Грядущего. Поэт верил в Россию. «Я знаю, город будет……» Я хочу быть понят моей страной,  А не буду понят ­ что ж. По родной стране пройду стороной. Как проходит косой дождь. В. Маяковский 13. Чтение стиха: «Кто ты, грядущий человек?». Грядущие люди! Кто вы? Вот – я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души! 14 Возьмите листок и напишите в центре: «Кто я?» ­ синквейн. Прочитайте, оцените. 15. Рефлексия. Как вам урок? Что бы вы хотели добавить? Ваше мнение? 16. Спасибо за урок. Домашнее задание: драматургия В.В.Маяковского.

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература

Урок с презентацией на тему: Мастерская творчества (на материале творчества В.В.Маяковского) 11 класс. литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2017