Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
29.11.2018
Работа с художественным текстом производится на рассказе Валентина Распутина "Вечером". Урок нацелен на формирование потребности в гармонии между красотой природного мира и состоянием человеческой души; воспитание уважения к старшему поколению. В ходе анализа учащиеся приходят к пониманию идейно-художественной основы рассказа, развивают мыслительные и аналитические навыки.
Работа с худ. текстом в 11 кл..docx
Конспект урока.
Работа с художественным текстом в 11м классе.
Урок по рассказу Валентина Распутина «Вечером»
Цели урока:
подвести учащихся к пониманию идейнохудожественной основы
рассказа;
способствовать развитию мыслительных, аналитических навыков
учащихся.
Задачи:
а) образовательные:
расширение литературного кругозора учащихся;
систематизация знаний о проблематике современной русской
литературы;
продолжение знакомства с творчеством Валентина Григорьевича
Распутина;
б) развивающие:
совершенствование навыков анализа и толкования прозаического
текста;
развитие художественного вкуса и эстетических представлений
учеников;
в) воспитательные:
формирование потребности в гармонии между красотой природного
мира и состоянием человеческой души;
воспитание уважения к старшему поколению.
Оборудование:
текст рассказа Валентина Распутина «Вечером»,
презентация
В качестве домашнего задания ребятам было предложено прочитать
рассказ, рассмотреть его сюжетные и композиционные особенности, отметить
наиболее удачные, по их мнению, художественноизобразительные средства
языка. Ход урока
Первый этап урока вступительная беседа – 8 мин.
Задача активизировать знания о творчестве писателя и определить
место данного рассказа в нем:
Слайд 1 8
По каким произведениям вам знаком В. Распутин? Что вы о нем знаете?
(сообщение о писателе, презентация)
Слайд 9
Вы прочитали рассказ «Вечером». Когда был написан и опубликован
рассказ?
(Написан в середине 90х годов, опубликован в журнале «Москва» к 60
летнему юбилею писателя).
О чем этот рассказ? Какова его тема?
Традиционной или новой для писателя показалась вам тема рассказа?
(Тема достаточно традиционна: изображение сибирской природы, жизни
людей в глухой деревне).
Кто является героями рассказа? (простые деревенские жители)
Необходимо заострить внимание учащихся на мысли, что эти герои
важны, дороги для автора. Этот этап урока должен занять не более 8
минут.
Второй этап урока словарная работа не более 3 минут.
Были ли у вас затруднения в понимании текста рассказа?
Да, значения некоторых слов непонятны, поскольку это диалектизмы
(например, елань расчищенное в тайге место под злаковые культуры или
покос) или просторечные слова и обороты речи (отчегонить, ведреный
день, маюсь, седни, подика и т.п.).
Слайд
С какой целью словадиалектизмы введены в рассказ? Чтобы подчеркнуть местный колорит и индивидуальность героев. (Хорошо,
если учитель сумеет обратить внимание учащихся на то, что бабка Наталья и
Дуся Разметнова говорят «че» вместо что, а более молодые (и, наверное,
более образованные) Галя и Максим Суворов говорят «что».)
Третий этап урока наблюдения над названием рассказа и первым абзацем
текста. Поскольку это проверка домашнего задания, на него следует отвести 7
минут.
Почему рассказ назван не «Вечер», а «Вечером»?
Существительное ВЕЧЕР, вынесенное в заголовок, подчеркнуло бы, что
главное в рассказе передать красоту этого времени суток. ВЕЧЕРОМ
наречие, которое указывает на время суток, когда ЧТОТО ПРОИСХОДИТ.
Давайте окунемся в атмосферу деревенской жизни. Первый абзац
Рассмотрим его языковые
рассказа своеобразный зачин.
особенности.
(Чтение 1го абзаца, слайды, музыка)
1) Тропы: эпитет (ласковый вечер), олицетворение (земля отдыхает, жадно
отдается), метонимия (деревня ахала, заторопилась) яркое выражение
авторской позиции;
2) односоставное безличное предложение (полоскало... пять дней) усиливает
ощущение безысходности: ничего нельзя исправить, так как происходят эти
погодные явления независимо от воли человека;
3) односоставные обобщенноличные предложения (поднимай... разбрасывай...
поглядывай...) подчеркивают обязательность работы для всех сельчан.
Четвертый этап урока обозначение проблематики рассказа (проверка
домашнего задания.
Чудный летний вечер… Читатель готов к восприятию активного
действия, которым должны быть охвачены все герои рассказа. Это
ожидание оправдывается?
Нет, действия не возникает.
Так что же происходит вечером? (Эта фраза записывается на доске
как тема урока.)
Два героя, бабка Наталья и Сеня Поздняков, проводят вечер на лавочке возле
дома в разговорах между собой и другими героями. Именно так автор
обозначает проблемы современной деревни. Формулируем проблематику рассказа (7 минут). Работа ведется 35 минут
самостоятельно. Учащиеся делают записи в тетрадях, затем следует их
обсуждение и корректировка.
Проблемы, которые обычно выделяют ребята:
проблемы вечные, не зависящие от конкретноисторического времени
(необходимость сенокоса как главной работы на селе);
конкретноисторические:
а) экологические (загрязнение Ангары изза строительства Братской ГЭС);
б) развал колхозов и отсутствие работы в деревне (трактор Пастухова
«догнивал за гаражом»);
в) как следствие, «обезлюдение» деревни;
г) разрыв между поколениями (сын и внуки четыре года не приезжают);
д) пьянство, зависимость мужиков от современной «помещицы»
самогонщицы.
На пятом этапе урока (7 минут) работа детей по группам.
Цель: проследить за развитием сюжета и особенностями композиции
рассказа. Итогом работы должна стать следующая запись в тетрадях учеников
и на доске.
Кто и зачем вышел вечером на улицу?
Бабка Наталья «оглядеться», посидеть «под закатным покоем».
Сеня Поздняков «посидеть вместе», за компанию с бабкой Натальей.
«Крепостные» мужики идут за самогоном к Зуихе.
Галя, жена Сени «устроить обзор улице».
Надя, соседка бабки Натальи загнать корову, пригласить бабку Наталью
«под телевизор».
Дуся Разметнова («катышок»)
чрезвычайных», обежать «погрязший в нелюбопытстве народ».
Максим по делу, возможно, в поисках начальства.
сообщить новость «из разряда
Важно отметить, что каждый эпизод отделяется от другого пейзажной
«заставкой».
Шестой этап урока (10 минут) посвящен пейзажным зарисовкам и также
Определим «составляющие» пейзажа.
Вечер, земля, солнце, закат, небо, Ангара.
ведется по группам.
Каждая группа учащихся выписывает фразы, характеризующие эти
явления, определяет художественноизобразительные средства языка. Вечер тихий, ласковый (эпитет); не запахивался осторожно в серые, все
темнеющие одежды, а все распахивался в нежном нежащемся свете
(олицетворение, эпитет); начинал поддаваться сумеркам (олицетворение).
Земля вплыла в какуюто полную открытость и приветливость (метафора);
лежала в сладкой истоме (олицетворение).
Солнце алое, горячее зарево, ярко, чисто отражавшееся в воде; ярко
золотистое полукружье (эпитет, перифраза); растеклось огненной рекой
(сравнение).
Закат широкий и ясный отсвет заката... возжег небесным сиянием (эпитет,
сравнение); расплавленное золото, утончаясь и подсыхая, растеклось по
горизонту двумя оранжевыми крыльями, растянутыми в полете.
Небо нежная, какаято младенческой чистоты синева (сравнение); (Сеня)
взглянул на небо там, почудилось ему, двигались огромные тени, шла какая
то таинственная работа...
Река Ангара водное сияние; показалась родной и живой; явилась в прежнем
легком и сильном теле; а в воде, как в увеличительном стекле, сияние было
ярче и игривее; вода, слева фиолетовая, а прямо и справа в многоцветных
зыбистых блестках, как от нагретых в глубине камней... (обращаем особое
внимание на слово «сияние»).
Глазами каких героев показан вечерний пейзаж?
Глазами только двух героев: бабки Натальи и Сени Позднякова. Это легко
доказать примерами из текста. (Бабка Наталья вышла «оглядеться»,
«присела под закатным покоем», «сладко вздохнула», сморщила лицо «от
внимания и удовольствия», у нее «истома» и т.д. Сеня сначала злился, но
«засмотрелся» на Ангару и «успокоился», «радостно» повторял, смотрел
«полегчавшим взглядом», ему «хорошо сиделось и смотрелось» и т.д.)
Итоги урока (2 минуты).
Только бабку Наталью и Сеню, способных увидеть красоту окружающего
мира, принять ее в свои души, автор наделяет умением понять другого
человека, проникнуться его болью и помочь ему в трудную минуту.
Итогом урока станет также уточнение темы урока: так что же
происходит с нашими героями «распутинским» вечером?
Герои рассказа Валентина Распутина «Вечером», понимающие и любящие
природу (Сеня и бабка Наталья), находят в ней гармонию, радость и
умиротворение, их души «набирают высоту»; с остальными персонажами,
равнодушными и «глухими», этого не происходит они не выходят за рамки
суетности и мелких повседневных интересов. Домашнее задание: этюдная работа: «Когда душа поет…» или «О чем меня
заставил задуматься рассказ В.Распутина?»
Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).
Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).
Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).
Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).
Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).
Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.