Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
29.11.2018
Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).
Работа с художественным текстом производится на рассказе Валентина Распутина "Вечером". Урок нацелен на формирование потребности в гармонии между красотой природного мира и состоянием человеческой души; воспитание уважения к старшему поколению. В ходе анализа учащиеся приходят к пониманию идейно-художественной основы рассказа, развивают мыслительные и аналитические навыки.
Работа с худ. текстом в 11 кл..docx
Конспект урока. Работа с художественным текстом в 11­м классе.  Урок по рассказу Валентина Распутина «Вечером» Цели урока:  подвести учащихся к пониманию идейно­художественной  основы  рассказа;  способствовать развитию мыслительных, аналитических навыков  учащихся. Задачи: а)  образовательные:  расширение литературного кругозора учащихся;  систематизация   знаний   о   проблематике   современной   русской литературы;  продолжение   знакомства   с   творчеством   Валентина   Григорьевича Распутина; б) развивающие:  совершенствование   навыков   анализа   и   толкования   прозаического текста;  развитие   художественного   вкуса   и   эстетических   представлений учеников; в) воспитательные:  формирование   потребности   в   гармонии   между   красотой   природного мира и состоянием человеческой души;  воспитание уважения к старшему поколению. Оборудование:  текст рассказа Валентина Распутина «Вечером»,   презентация В   качестве   домашнего   задания   ребятам   было   предложено   прочитать рассказ, рассмотреть его сюжетные и композиционные особенности, отметить наиболее удачные, по их мнению, художественно­изобразительные средства языка. Ход урока Первый этап урока ­ вступительная беседа – 8 мин. Задача  ­   активизировать   знания   о   творчестве   писателя   и   определить место данного рассказа в нем: Слайд 1­ 8  По каким произведениям вам знаком В. Распутин? Что вы о нем знаете? (сообщение о писателе, презентация) Слайд 9  Вы прочитали рассказ «Вечером». Когда был написан и опубликован рассказ? (Написан   в  середине   90­х  годов,  опубликован   в  журнале  «Москва»  к  60­ летнему юбилею писателя).  О чем этот рассказ? Какова его тема?  Традиционной или новой для писателя показалась вам тема рассказа? (Тема достаточно традиционна: изображение сибирской природы, жизни людей в глухой деревне).  Кто является  героями рассказа? (простые деревенские жители)  Необходимо   заострить   внимание   учащихся   на   мысли,   что   эти   герои важны, дороги для автора. Этот этап урока должен занять не более 8 минут. Второй этап урока ­ словарная работа ­  не более 3 минут.  Были ли у вас затруднения в понимании текста рассказа? Да,   значения   некоторых   слов   непонятны,   поскольку   это   диалектизмы (например, елань ­ расчищенное в тайге место под злаковые культуры или покос)  или  просторечные слова  и обороты речи  (отчего­нить, ведреный день, маюсь, седни, поди­ка и т.п.).                                   Слайд  С какой целью слова­диалектизмы введены в рассказ? Чтобы подчеркнуть местный колорит и индивидуальность героев. (Хорошо, если учитель сумеет обратить внимание учащихся на то, что бабка Наталья и Дуся   Разметнова   говорят   «че»  вместо   что,  а  более   молодые  (и,  наверное, более образованные) Галя и Максим Суворов говорят «что».) Третий этап урока ­ наблюдения над названием рассказа и первым абзацем текста. Поскольку это проверка домашнего задания, на него следует отвести 7 минут.  Почему рассказ назван не «Вечер», а «Вечером»? Существительное   ВЕЧЕР,   вынесенное   в   заголовок,   подчеркнуло   бы,   что главное   в   рассказе   ­   передать   красоту   этого   времени   суток.   ВЕЧЕРОМ   ­ наречие, которое указывает на время суток, когда ЧТО­ТО ПРОИСХОДИТ.  Давайте   окунемся   в   атмосферу   деревенской   жизни.   Первый   абзац  Рассмотрим   его   языковые рассказа   ­   своеобразный   зачин. особенности. (Чтение 1­го абзаца, слайды, музыка) 1)  Тропы: эпитет (ласковый вечер), олицетворение (земля отдыхает, жадно отдается),   метонимия   (деревня   ахала,   заторопилась)   ­   яркое   выражение авторской позиции; 2) односоставное безличное предложение (полоскало... пять дней) усиливает ощущение безысходности: ничего нельзя исправить, так как происходят эти погодные явления независимо от воли человека; 3) односоставные обобщенно­личные предложения (поднимай... разбрасывай... поглядывай...) подчеркивают обязательность работы для всех сельчан. Четвертый этап урока ­ обозначение проблематики рассказа (проверка домашнего задания.  Чудный   летний   вечер…   Читатель   готов   к   восприятию   активного действия,   которым   должны   быть   охвачены   все   герои   рассказа.   Это ожидание оправдывается? Нет, действия не возникает.  Так что же происходит вечером?  (Эта фраза записывается на доске как тема урока.) Два героя, бабка Наталья и Сеня Поздняков, проводят вечер на лавочке возле дома   в   разговорах   между   собой   и   другими   героями.   Именно   так   автор обозначает проблемы современной деревни. Формулируем проблематику рассказа (7 минут). Работа ведется 3­5 минут самостоятельно.   Учащиеся   делают   записи   в   тетрадях,   затем   следует   их обсуждение и корректировка.  Проблемы, которые обычно выделяют ребята:  проблемы вечные, не зависящие от конкретно­исторического времени (необходимость сенокоса как главной работы на селе);  конкретно­исторические: а) экологические (загрязнение Ангары из­за строительства Братской ГЭС); б)   развал   колхозов   и   отсутствие   работы   в   деревне   (трактор   Пастухова «догнивал за гаражом»); в) как следствие, «обезлюдение» деревни; г) разрыв между поколениями (сын и внуки четыре года не приезжают); д)   пьянство,   зависимость   мужиков   от   современной   «помещицы»   ­ самогонщицы. На пятом этапе урока (7 минут)  работа детей по группам.  Цель:  проследить   за   развитием   сюжета   и   особенностями   композиции рассказа. Итогом работы должна стать следующая запись в тетрадях учеников и на доске.  Кто и зачем вышел вечером на улицу? Бабка Наталья ­ «оглядеться», посидеть «под закатным покоем». Сеня Поздняков ­ «посидеть вместе», за компанию с бабкой Натальей. «Крепостные» мужики ­ идут за самогоном к Зуихе. Галя, жена Сени ­ «устроить обзор улице». Надя, соседка бабки Натальи  ­ загнать корову, пригласить бабку Наталью «под телевизор». Дуся   Разметнова   («катышок»)  чрезвычайных», обежать «погрязший в нелюбопытстве народ». Максим ­ по делу, возможно, в поисках начальства. ­   сообщить   новость   «из   разряда Важно отметить, что каждый эпизод отделяется от другого пейзажной «заставкой». Шестой этап урока (10 минут) посвящен пейзажным зарисовкам и также  Определим «составляющие» пейзажа. Вечер, земля, солнце, закат, небо, Ангара. ведется по группам. Каждая   группа   учащихся   выписывает   фразы,   характеризующие   эти явления, определяет художественно­изобразительные средства языка. Вечер  ­ тихий, ласковый (эпитет); не запахивался осторожно в серые, все темнеющие   одежды,   а   все   распахивался   в   нежном   нежащемся   свете (олицетворение, эпитет); начинал поддаваться сумеркам (олицетворение). Земля ­ вплыла в какую­то полную открытость и приветливость (метафора); лежала в сладкой истоме (олицетворение). Солнце  ­   алое,   горячее   зарево,   ярко,   чисто   отражавшееся   в   воде;   ярко­ золотистое   полукружье   (эпитет,   перифраза);   растеклось   огненной   рекой (сравнение). Закат ­ широкий и ясный отсвет заката... возжег небесным сиянием (эпитет, сравнение);   расплавленное   золото,   утончаясь   и   подсыхая,   растеклось   по горизонту двумя оранжевыми крыльями, растянутыми в полете. Небо  ­ нежная, какая­то младенческой чистоты синева (сравнение); (Сеня) взглянул на небо ­ там, почудилось ему, двигались огромные тени, шла какая­ то таинственная работа... Река Ангара ­ водное сияние; показалась родной и живой; явилась в прежнем легком и сильном теле; а в воде, как в увеличительном стекле, сияние было ярче и игривее; вода, слева фиолетовая, а прямо и справа ­ в многоцветных зыбистых блестках, как от нагретых в глубине камней... (обращаем особое внимание на слово «сияние»).  Глазами каких героев показан вечерний пейзаж? Глазами только двух героев: бабки Натальи и Сени Позднякова. Это легко доказать   примерами   из   текста.   (Бабка   Наталья   ­   вышла   «оглядеться», «присела   под   закатным   покоем»,   «сладко   вздохнула»,   сморщила   лицо   «от внимания и удовольствия», у нее «истома» и т.д. Сеня сначала злился, но «засмотрелся»   на   Ангару   и   «успокоился»,   «радостно»   повторял,   смотрел «полегчавшим взглядом», ему «хорошо сиделось и смотрелось» и т.д.) Итоги урока (2 минуты). Только   бабку   Наталью   и   Сеню,   способных   увидеть   красоту   окружающего мира,   принять   ее   в   свои   души,   автор   наделяет   умением   понять   другого человека, проникнуться его болью и помочь ему в трудную минуту.  Итогом   урока   станет   также   уточнение   темы   урока:   так   что   же происходит с нашими героями «распутинским» вечером? Герои   рассказа   Валентина   Распутина   «Вечером»,   понимающие   и   любящие природу   (Сеня   и   бабка   Наталья),   находят   в   ней   гармонию,   радость   и умиротворение,   их   души   «набирают   высоту»;   с   остальными   персонажами, равнодушными и «глухими», этого не происходит ­ они не выходят за рамки суетности и мелких повседневных интересов. Домашнее задание: этюдная работа: «Когда душа поет…»  или «О чем меня заставил задуматься рассказ В.Распутина?»

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).

Конспект урока по литературе "Работа с художественным текстом" ( 11 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018