Литературно-музыкальная композиция "Лишь голос твой поет в моих стихах..."(11класс)
Оценка 4.9
Занимательные материалы +3
docx
русская литература
11 кл
01.03.2017
Николай Степанович Гумилёв… Поэт Серебряного века… Последний рыцарь России…
Связующая нить веков соединила нас, сегодняшних, с культурными традициями века ХХ. Память рисует в сознании облик знаменитого нашего земляка, земляка по отцу и деду, своим творчеством давшего нам повод испытывать гордость за свою малую родину.
И очень актуально звучат в связи с этим слова еще одного сына Шиловской земли И.И.Срезневского: «Изучать историю и культуру – нравственный долг каждого человека». Наш нравственный долг – сохранить память о великих наших соотечественниках, а значит, и сохранить свою душу. Так мы живём. От имени к имени, от даты к дате… И нет конца нашим свершениям. И не прервётся веков связующая нить!
В связи с этим возникла необходимость выйти за рамки традиционного урока и в непринужденной обстановке раскрыть личность поэта-земляка. Так родилась идея литературной гостиной, где в театрализованной форме старшеклассники окунулись в атмосферу непростых взаимоотношений двух выдающихся поэтов Н.С.Гумилева и А.А.Ахматовой.Сценарий внеклассного мероприятия, который можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время.
Лишь голос твой... (литературно-музыкальная композиция).docx
Литературномузыкальная композиция
«Лишь голос твой поёт в моих стихах…»
Даньшина Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Автор:
МБОУ «Шиловская сош №3» 2016 г.
Конспект внеклассного мероприятия
Литературномузыкальная композиция
«Лишь голос твой поёт в моих стихах…»
Николай Степанович Гумилёв… Поэт Серебряного века… Последний рыцарь
России…
Связующая нить веков соединила нас, сегодняшних, с культурными
традициями века ХХ. Память рисует в сознании облик знаменитого нашего
земляка, земляка по отцу и деду, своим творчеством давшего нам повод
испытывать гордость за свою малую родину.
И очень актуально звучат в связи с этим слова еще одного сына
Шиловской земли И.И.Срезневского: «Изучать историю и культуру –
нравственный долг каждого человека». Наш нравственный долг – сохранить
память о великих наших соотечественниках, а значит, и сохранить свою душу.
Так мы живём. От имени к имени, от даты к дате… И нет конца нашим
свершениям. И не прервётся веков связующая нить!
В связи с этим возникла необходимость выйти за рамки традиционного
урока и в непринужденной обстановке раскрыть личность поэтаземляка. Так
родилась идея литературной гостиной, где в театрализованной форме
старшеклассники окунулись в атмосферу непростых взаимоотношений двух
выдающихся поэтов Н.С.Гумилева и А.А.Ахматовой.
Цели мероприятия:
1.Содействие сохранению и развитию культурного наследия нашей малой
родины, популяризации творчества поэта Серебряного века Н.С.Гумилева.
2.Духовнонравственное и эстетическое развитие школьников через
воспитание любви к родному краю.
3. Воспитание в детях чувства патриотизма, неравнодушия к истории своего
отечества.
Задачи:
на лучших образцах поэтического текста формировать у учащихся
нравственные ценности, эстетический вкус;
развивать у детей интерес к творчеству Н.С. Гумилева, к чтению
лучших произведений отечественной литературы;
выявлять новые подходы к воплощению литературных произведений;
развивать творческий потенциал детей, фантазию и исполнительское
мастерство;
развивать коммуникативные навыки;
создавать условия для формирования УУД. Познавательные УУД:
умение извлекать информацию из текста;
умение на основе анализа делать выводы.
Коммуникативные УУД:
умение строить речевое высказывание;
умение вести диалог;
умение слушать и понимать других.
Регулятивные УУД:
умение оценивать собственные действия;
умение осуществлять рефлексию.
Личностные УУД:
умение сформировывать свое отношение к поэтам и их творчеству;
умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Форма проведения: литературная гостиная с элементами театрализации.
Межпредметные связи: литература, история, искусство.
Оборудование:
Экран, проектор, компьютер.
Выставка книг Н.С.Гумилева и А.А.Ахматовой.
Музыкальное сопровождение: романс Н.Носкова на стихи Н.С.Гумилева
«Однообразные мелькают в уединеньи дни мои», Бетховен «Лунная
соната»
Ожидаемые результаты:
вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников;
на литературном материале, фактах биографии Н.С.Гумилева и
А.А.Ахматовой пробудить интерес к истории родного края;
сформировать стойкое чувство гордости за свою малую родину. Литературномузыкальная композиция
«Лишь голос твой поёт в моих стихах…»
Слайд 1. Николай Степанович Гумилёв и Анна Андреевна Ахматова. Два
равновеликих поэта. История любви.
На фоне музыки диалог Гумилева и Ахматовой (музыкальный проигрыш
романса Н.Носкова «Однообразные мелькают в уединеньи дни мои…»)
Слайд 2.
Гумилёв: Мы познакомились в 1903 году. Анна была ещё гимназисткой. Я на
всю жизнь полюбил эту девочку с осанкой королевы, но сам не понравился ей.
Ахматова: Он не был красив. Но, высокий ростом, худощавый, с несколько
длинным бледным лицом, он был очень приятен и даже интересен. И он писал
прекрасные стихи.
(на первых аккордах куплета романс на стихи Гумилёва «Однообразные
мелькают в уединеньи дни мои…» исполняет участница композиции,
играющая роль Ахматовой)
Г. Я настойчиво ожидал Анну после занятий в гимназии, 6 лет просил ее
руки. Много раз получал легкомысленный отказ. Но я никогда не любил
отступать перед неудачами. Господи, как она меня терзала. Она была
дьявольски горда. Но до чего прелестна, и до чего я был в неё влюблён!
Наконец, Анна согласилась.
Слайд 3.
Я вышла замуж по своей воле. Мне с этим браком выпало испытать
А.
неземную вечную любовь, но и горюшка испить пришлось полной чашей:
познать горечь измен, обид и разочарований.
Г. Мы абсолютно не подходили друг другу. Абсолютно! Наш брак был
ошибкой. Впрочем, как всякий брак… Счастливых браков не бывает… А как
восхитительно всё начиналось, и как я был счастлив…
Слайд 4
«Она»
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живёт в таинственном мерцанье
Её расширенных зрачков. Её душа раскрыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый.
Так странно плавен шаг её,
Назвать её нельзя красивой, (тихо звучит музыка – «Лунная соната»)
Но в ней всё счастие моё. (встает на колено)
( музыка продолжается, на ее фоне звучит поэтический диалог)
Наши отношения были скорее тайным единоборством. Слишком
А.
свободными людьми и слишком большими поэтами были мы оба.
Слайд 5
Г.Это было не раз, это будет не раз
В нашей битве, глухой и упорной:
Как всегда, от меня ты теперь отреклась,
Завтра, знаю, вернешься покорной.
А. Тебе покорной? Ты сошёл с ума!
Покорна я одной господней воле
Я не хочу ни трепета, ни боли,
Мне муж – палач, а дом его тюрьма.
Но видишь ли! Ведь я пришла сама – (делает шаг навстречу)
Декабрь рождался, ветры выли в поле,
И было так светло в твоей неволе,
А за окошком сторожила тьма.
Так птица о прозрачное стекло
Всем телом бьётся в зимнее ненастье,
И кровь пятнает белое крыло…
Теперь во мне спокойствие и счастье.
Прощай, мой тихий. Ты мне вечно мил
За то, что в дом свой странницу пустил.
ТАНЕЦ (несколько движений вальса)
( музыка прекращается)
Слайд 6
Г. До сих пор не понимаю, почему Анна заявила мне, что хочет развестись со
мной. Меня как громом поразило. Но я овладел собой. Я даже смог заставить
себя улыбнуться и поцеловать её руку. И всётаки я продолжал любить её не
меньше, чем прежде. И никогда, если бы она сама не потребовала, не развёлся
бы с ней. Никогда! Мне и в голову не приходило».
Г. Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя:
Снилось мне, что ты любишь другого,
И что он обидел тебя.
Я бежал от моей постели, Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам тёмным,
Как по руслам высохших рек.
Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я всётаки умираю
Пред твоим закрытым окном.
А. Кажется, в своих стихах он предвидел свою трагическую судьбу.
Буквально накануне гибели были написаны такие стихи: (Юноша и девушка
ведут диалог)
Слайд 7
(вновь звучит «Лунная соната»)
Г. После стольких лет
Я пришёл назад, (сжимают друг другу руки)
Но изгнанник я,
И за мной следят.
А. Я ждала тебя
Столько долгих дней!
Для любви моей
Расстояний нет.
Г. В стороне чужой
Жизнь прошла моя,
Как промчалась жизнь,
Не заметил я.
А. Жизнь моя была
Сладостною мне,
Я ждала тебя,
Видела во сне.
Г. Смерть в дому моём
И в дому твоём
Ничего, что смерть,
Если мы вдвоём.
(музыка затихает, ее рука выскальзывает из его рук)
А. Он как будто предчувствовал, что ему остаётся до смерти «4 шага» и надо
торопиться.
Г. Я верил, я думал, и свет мне блеснул, наконец. Создав, навсегда уступил меня року создатель.
Я продан! Я больше не божий! Ушёл продавец
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.
Летящей горою за мною несётся Вчера,
И Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду… но когданибудь в бездну сорвётся гора,
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.
И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны – поэт, чародей,
Властитель Вселенной – тем будет страшнее паденье.
(вновь звучит «Лунная соната»)
Слайд 8
А. Ты дышишь солнцем, я дышу луною,
Но живы мы любовию одною.
Лишь голос твой поёт в моих стихах,
В твоих стихах – моё дыханьё веет.
О, есть костёр, которого не смеет
Коснуться ни забвение, ни страх.
(музыка затихает, юноша медленно уходит на задний план)
Слайд 9
А.
Гумилёв был расстрелян в августе 1921 года. Преступление его
заключалось в том, что он «не донёс органам Советской власти, что ему
предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он
категорически отказался. Предрассудки дворянской офицерской чести, как
он заявил, не позволили ему пойти с доносом.
Литературно-музыкальная композиция "Лишь голос твой поет в моих стихах..."(11класс)
Литературно-музыкальная композиция "Лишь голос твой поет в моих стихах..."(11класс)
Литературно-музыкальная композиция "Лишь голос твой поет в моих стихах..."(11класс)
Литературно-музыкальная композиция "Лишь голос твой поет в моих стихах..."(11класс)
Литературно-музыкальная композиция "Лишь голос твой поет в моих стихах..."(11класс)
Литературно-музыкальная композиция "Лишь голос твой поет в моих стихах..."(11класс)
Литературно-музыкальная композиция "Лишь голос твой поет в моих стихах..."(11класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.