Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
5 кл
19.02.2017
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Урок истории в 5 классе был разработан и проведен в соответствии с ФГОС. Запланированные этапы проведены в соответствии с временными рамками. Поставленные цели и задачи успешно решены. Занятие было очень интересным для пятиклассников, так как использовались средства ИКТ, интересные задания.
урок истории в 5 классе Природа и люди Древней Индии.docx
Урок по истории Древнего мира в 5классе Тема урока: Природа и люди Древней Индии. Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода Тип урока: проблемно­диалогический Цель урока:  ­Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями ,  верованиями  и занятиями населения Индии. Задачи урока:  формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и  понятиями развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с  историческим источником и учебником воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.   Форма организации деятельности:  фронтальная,   индивидуальная работа в парах Структура урока 1. Организационный этап. 2. Постановка целей, задач ,мотивация учебной деятельности уч­ся.                                                                                                                                         3.Актуализация опорных знаний. 3. Создание проблемной ситуации. 4. Изучение нового материала ­географическое положение Древней Индии; ­природные особенности  Индии; ­занятия населения Древней Индии          ­религиозные верования индийцев. 7. Динамическая пауза. 8.Первичное применение новых знаний. 9.Итог урока. Рефлексия. 10. Домашнее задание Оборудование   учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г; компьютер;  мультимедийный проектор;     презентация; http://school­collection.edu.ru/catalog/res/ffc2b788­6a4d­4aa5­bd4d­8218506bd13d/?sort=order&from=&&rubric_id[]=116729 план работы для каждой парты; раздаточный материал для каждого ученика для игры «Испорченный документ» разноцветные фигурки для рефлексии. Методы   словесный, наглядный,  практический. Межпредметные связи: Опора на знания по  Окружающему миру (4 класс) Планируемые результаты Предметные:     познакомить учащихся с кастами в древней Индии; выяснить в чём значение деления общества на касты; определить в чьих интересах было деление на касты.  подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым; Метапредметные       развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать умение работать в группах; развивать умение работать с текстом; развивать сообразительность, мышление, внимание, память. развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями; способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать. Личностные      создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу; воспитывать чувство уважения  к истории; вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных. Технологическая карта урока №п.п Этап урока Содержание урока 1 Организационный этап 2 Постановка целей, задач , создание проблемной ситуации. Мотивация к учебной деятельности с целью включения обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне • постановка цели,  которая должна быть достигнута  учащимися на данном  этапе урока (что должно быть сделано  учащимися, чтобы их  дальнейшая работа на  уроке была  эффективной) Деятельность учителя Приветствует детей, объявляет о начале урока Деятельность обучающегося Приветствуют учителя Формируемые УУД Личностные: самоопределение Регулятивные: Волевая саморегуляция(способность к  преодолению препятствий Показывает детям слайд­ шоу с видами Индии в сопровождении индийской музыки. Вопрос: ­ как вы думаете в как называется государство, в которое мы Смотрят слайд – шоу, угадывают страну. Отвечают на вопросы учителя. Записывают в  тетрадь тему урока. Зачитывают вслух пункты плана. Регулятивные : постановка и формулирование цели  предстоящей учебной деятельности –  индивидуальной и коллективной и  др. Познавательные (общеучебные и  логические): определять проблему, цели; и  др. • определение целей и  задач, которых учитель  хочет достичь на данном этапе урока; Проверка выполнения домашнего задания. Выполнение дифференцированного тестового задания в парах по вариантам по теме «Персидская держава царя царей» Игра «Слово – страна» 3 Актуализация знаний (проверка домашнего задания) отправимся сегодня? Представляет план в виде маршрутного листа, который дублируется на слайд презентации. Создает проблемную ситуацию: «Древние греки называли Индию «страна чудес». В конце урока мы должны ответить, почему» Организует тестирование с взаимопроверкой по ключу. Проводит игру «Слово –страна» Выполняют тестирование, проверяют работу соседа по парте по ключу. Играют в игру. Регулятивные: планирование последовательности  деятельности, прогнозирование её   результатов); контролировать и оценивать  достигнутые результаты своей и  чужой деятельности и адекватно  формулировать их в устной и  письменной форме; вносить  необходимую коррекцию в процессе  деятельности; волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий). и  др. Коммуникативные: аргументировать свое мнение; и  др. Познавательные (общеучебные и  логические): 4 Первичное усвоение новых знаний Изучение  нового  материала с  использованием  мультимедийного ряда  Power Point , текста  учебника, текста  дополнительного  материала, карт, в  постоянном диалоге с  учащимися  Рассказывает о местоположении и природных условиях Древней Индии, сопровождая свой рассказ показом на карте и в слайдах презентации. Вызывает детей к карте с заданием показать полуостров Индостан, горы Гималаи, реки Инд и Ганг. Организует самостоятельную работу детей с текстом дополнительного материала и текстом учебника и дальнейшую работу по прочитанному  Слушают рассказ  учителя, отвечают  на вопросы учителя, активно работают с  картой. Самостоятельно  изучают текст  отрывка из поэмы  «Махабхарата» и  текстом п. 2  учебника. Отвечают на вопросы учителя  по прочитанному. перерабатывать, систематизировать  информацию и предъявлять её  разными способами и  др. Предметные цели – формирование у  учащихся конкретных знаний (понятий,  правил, законов), умений объяснять и  применять эти знания, действовать  продуктивно в изучаемой области.  Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий). Познавательные: (общеучебные и  логические): строить логическую цепь  рассуждения (выдвижение тезиса,  гипотезы, их обоснование, подбор  аргументации и др.); наблюдение слушание и др. Коммуникативные УУД: владеть всеми видами  деятельности;  вступать в диалог; участвовать в коллективном  обсуждении; аргументировать свое мнение; строить продуктивное  взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе  коллективной деятельности; корректировать поведение;  осуществлять контроль;  5 6 7 Динамическая пауза Проведение физминутки в виде путешествия по Говорит текст физминутки и Выполняют движения, согласно Формирование ответственного отношения к своему здоровью. джунглям Первичная проверка понимания. Работа с раздаточным материалом(восстановит ь древний документ) с проверкой по эталону. побуждает детей  к выполнению простейших физических упражнений Организует работу обучающихся с текстом и последующую проверку по эталону(на слайде презентации) тексту Восстанавливают текст документа, вставляя пропущенные слова и затем сверяют полученный результат по эталону, исправляют ошибки. Первичное закрепление  Выполнение задания в тетради – тренажере. Стр. 63 №81 Организует работу Выполняют задание обучающихся в тетради – тренажере в тетради – тренажере. После и дальнейшую проверку выполнения­ разбирают под руководством учителя правильность выполнения. Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий); контролировать и оценивать  достигнутые результаты своей и  чужой деятельности и адекватно  формулировать их в устной и  письменной форме; вносить  необходимую коррекцию в процессе  деятельности; самоконтроль. Познавательные УУД (общеучебные и  логические): выполнять логические операции:  сравнение, анализ, синтез, обобщение,  классификация, установление  аналогий, подведение под понятие ; Коммуникативные : участвовать в коллективном 8 9 Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Рефлексия. Подведение итогов урока. Домашнее задание (на слайде презентации).  &20 учебника, пересказ «Сказания о Раме» Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Оценивание детьми самих себя и оценивание детей учителем. обсуждении; аргументировать свое мнение; осуществлять контроль;  Личностные УУД  1. Оценивать свои и чужие поступки. Регулятивные : самоконтроль. Личностные УУД  1. Аргументированно  оценивать свои и чужие  поступки. Регулятивные Оценивание результатов собственной  деятельности, деятельности, класса в  целом, Регуляция своего поведения в  соответствии с познанными моральными  нормами и этическими требованими. Записывают домашнее задание в дневник Отвечают на вопрос учителя. Делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям Задает домашнее задание, объясняет, где находится то или иное задание и как его нужно выполнять Вопрос детям:­ «Смогли ли мы ответить на вопрос, который поставили перед собой  в начале урока?»  Побуждает детей дать оценку своей работе на уроке. Оценивает работу детей. Конспект урока 1.Организационный момент. Друзья мои, звенит звонок И рада я начать урок Сегодня нас открытья ждут, Итак, вперёд и в добрый путь! 2. Постановка целей, задач , создание проблемной ситуации Учитель. Ребята, я вижу вы готовы к уроку и сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру. Но куда? На этот вопрос вы мне ответите  сами, после того, как послушаете музыку и посмотрите слайды  ( просмотр слайдов в сопровождении индийской музыки). Вывешивается карта Индии Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия"). Учитель: Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии".(Презентация ­ слайд №1). Запишите число и тему урока в тетрадь.  Вывешивается тема урока на доске. Откройте учебник  п.20.(На доске –карта Индии.)( на слайде №2схема –опора для постановки цели урока)Как  вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (Дети сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, какие природные  условия в Индии,чем занимались жители Древней Индии"). Учитель: У каждого путешественника есть маршрут. У нас с вами тоже есть маршрут – это план нашего путешествия. (Презентация ­ Слайд № 3)   План путешествия раздаётся на каждый стол. Давайте зачитаем по пунктам.рщщаздаются на столы по 2 на путешествия: ГПлан путешествия: • Географическое положение Древней Индии. • Природные особенности Индии. • Занятия населения Древней Индии. • Верования индийцев. Создание проблемной ситуации Внимание мы отправляемся в страну чудес(слайд №4) именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего  путешествия. 3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Учитель: Ребята, прежде, чем мы  познакомимся  с древнейшей цивилизацией, давайте  вспомним, с какими государствами мы уже познакомились.  Сейчас вы поработаете в парах с тестами.  Теперь мы поиграем в нашу игру «Слово­ страна»: Нил – Египет       Шумеры – Междуречье       Стекло – Финикия       Иероглиф – Египет Хаммураппи  ­ Вавилонское царство       Пирамиды  ­ Египет       Клинопись – Междуречье Яхве  ­ Древнееврейское царство       Ниневия  ­ Ассирия Дарий I  ­  Персидская держава 4. Первичное усвоение новых знаний     Государство Древняя Индия возникло в глубокой древности. Сначала это были разрозненные племена, соперничавшие между собой, но  в III  тысячелетии до н.э. все индийские государства объединил под своей властью Ашока. Столица – Паталипутра.     Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно  знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. Учитель: Карта, необходимая нам,  находится в учебнике на стр.92. А у меня на доске. Индия находится в южной части Азии. На полуострове  Индостан. Найдем на карте. Полуостров ­ это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.? Посмотрите на карту, водами какого  океана омывается Индия.?(Индийский океан).                                                                                                                                                                                      ­На северо­востоке Индии расположены величайшие в мире горы. Определите по карте  название этих гор.(Гималаи). Вершины Гималаев сплошь  покрыты льдами и снегами (слово «Гималаи» означает «жилище из снега») Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи  служили надежной зашитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма.     Слово  «Джомолунгма»­означает «поднебесное жилище богов. ­В стране имеются безводные раскаленные пустыни и могучие реки. (Инд и Ганг). Долины Инда и Ганга сходны по своим природным условиям с  речными долинами Нила, Тигра и Евфрата: 1) Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки; 2) ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил; 3) долины Инда и Ганга расположены в жарком поясе, где много теплых, солнечных дней в году. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. Дети работают с картой в учебнике и показывают названные объекты на большой карте. ­Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся). Правильно в долинах рек условия благоприятные для  земледелия.  Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень  жарко. Из­за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами ­ джунглями. (Презентация, слайд №5). Самостоятельная работа учащихся с историческим источником(поэма Махабхарата)и учебником ­Я приглашаю вас заглянуть в джунгли.  Работая с текстом учебника (пункт 2.стр), вы найдете информацию о растительном мире джунглей. Беседа с учащимися по прочитанному. ­ Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)  ­ Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами).                                                                                                                                                                                        ­ Верно. Человек, попавший в  джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. ­А для того, чтобы узнать о животном мире джунглей  вам нужно познакомится с отрывком из поэмы «Махабхарата» и ответить на вопросы. Я читаю,  вы следите по тексту.(Презентация. Слайд №6). Задание всем понятно? Работаем.  В ветвях деревьев гнездились, шумели, порхали и пели Птицы лесные и всюду… в дикой глуши попадались То кабан, то шакал, то буйвол, то рысь, то пантера… И светлая влага кипела Множеством рыб, крокодилов и змей… …и ветви обвивши хвостами, С криком качались на них обезьяны, по  сучьям деревьев Ползали, перьями ярко блестя, попугаи… Беседа по документу.  ­ Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?  ­ Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями) В джунглях человека подстерегала опасность. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны,  ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили:  "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. (Презентация, слайд). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже  участвовал в сражениях­ воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже  одним из главных богов был бог Ганеша, которого изображали с головой слона.    Но самым  почитаемым и священным животным в Индии была корова. (Презентация. Слайд №). Индийцы называли её матерью и  божественной  кормилицей.  Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор ­ Киплинг, по этой книге  сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её. 5. Динамическая пауза.                                                                                                                                                                                                       Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:     заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза ­ открываем (несколько раз); идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги ­ вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием  бедра); увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо); впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);   раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя); вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания). 6. Первичная проверка понимания.  пункт  III   Учитель:       : Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. Основным занятием жителей Древней Индии было оседлое земледелие. Очень трудно  было им  подготовить участок для пашни, им приходилось вырубать лес и выкорчевывать пни. После того, как появились железные топоры, мотыги,  лопаты работать им стало легче. (Слайд №7). Посмотрите на следующий слайд и скажите, что выращивали индийцы? (слайд №8). Древние  путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали своим соотечественникам на Родине, что в далёкой стране  на кустах растёт белая шерсть,  которую земледельцы срезают и делают из неё ткани. Это, конечно, хлопчатник.  А про сахар они говорили, что это белый порошок, который слаще  мёда и его индийцы добывают из растений.  Ребята, у меня есть документ, который испортился от времени. Вам нужно его восстановить, вспомните, о чем мы говорили  и вставьте слова на месте  пропусков.( работа с текстом) Индия расположена на полуострове…………..Северной границей Индии служат горы …………….Самые крупные реки Индии – это  ……………... Густые, непроходимые леса Индии называются ……………… Жители Древней Индии выращивали…………….и делали из него одежду. Индийцы называли  ………………матерью, божественной кормилицей.  ­ Молодцы,  теперь давайте проверим по нашему эталону (Презентация слайд № 9  ). 7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Запишите домашнее задание. (Слайд № 10) 8. Итог урока .Рефлексия. Оценивание и комментарии ­Ребята, как вы думаете, смогли ли мы доказать мнение греков о том, что Индия «страна чудес»? (Презентация слайд№11 ) ­Вы сегодня все замечательно работали  на уроке, мне понравилась ваша работа, а как вы сами себя оцените? Оценивание себя детьми. ­ Вам понравилось наше путешествие? ­ Что вам больше всего запомнилось? ­О чем еще вы хотели бы узнать?  ­ Чтобы узнать еще больше, мы продолжим путешествие на следующем уроке.  Теперь я хотела бы, чтобы вы оценили сою работу на уроке. Для этого у вас на столах лежат разноцветные кружочки. Прочитайте, что на них написано  и поднимите тот, который считаете нужным.

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017