Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
5 кл
19.02.2017
Урок истории в 5 классе был разработан и проведен в соответствии с ФГОС. Запланированные этапы проведены в соответствии с временными рамками. Поставленные цели и задачи успешно решены. Занятие было очень интересным для пятиклассников, так как использовались средства ИКТ, интересные задания.
урок истории в 5 классе Природа и люди Древней Индии.docx
Урок по истории Древнего мира в 5классе
Тема урока: Природа и люди Древней Индии.
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода
Тип урока: проблемнодиалогический
Цель урока:
Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями , верованиями и занятиями населения Индии.
Задачи урока:
формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и
понятиями
развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с
историческим источником и учебником
воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Форма организации деятельности:
фронтальная,
индивидуальная
работа в парах
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Постановка целей, задач ,мотивация учебной деятельности учся.
3.Актуализация опорных знаний. 3. Создание проблемной ситуации.
4. Изучение нового материала
географическое положение Древней Индии;
природные особенности Индии;
занятия населения Древней Индии
религиозные верования индийцев.
7. Динамическая пауза.
8.Первичное применение новых знаний.
9.Итог урока. Рефлексия.
10. Домашнее задание
Оборудование
учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/ffc2b7886a4d4aa5bd4d8218506bd13d/?sort=order&from=&&rubric_id[]=116729
план работы для каждой парты;
раздаточный материал для каждого ученика для игры «Испорченный документ»
разноцветные фигурки для рефлексии.
Методы
словесный,
наглядный,
практический.
Межпредметные связи:
Опора на знания по Окружающему миру (4 класс)
Планируемые результаты
Предметные:
познакомить учащихся с кастами в древней Индии;
выяснить в чём значение деления общества на касты;
определить в чьих интересах было деление на касты.
подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;
Метапредметные
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать умение работать в группах;
развивать умение работать с текстом;
развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;
способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.
Личностные
создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
воспитывать чувство уважения к истории;
вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.
Технологическая карта урока
№п.п
Этап урока
Содержание урока
1
Организационный
этап
2
Постановка целей,
задач , создание
проблемной
ситуации.
Мотивация к учебной
деятельности с целью
включения обучающихся
в деятельность на
личностно – значимом
уровне
• постановка цели,
которая должна
быть достигнута
учащимися на данном
этапе урока (что должно
быть сделано
учащимися, чтобы их
дальнейшая работа на
уроке была
эффективной)
Деятельность
учителя
Приветствует детей,
объявляет о начале
урока
Деятельность
обучающегося
Приветствуют
учителя
Формируемые УУД
Личностные: самоопределение
Регулятивные:
Волевая саморегуляция(способность к
преодолению препятствий
Показывает детям
слайд шоу с видами
Индии в
сопровождении
индийской музыки.
Вопрос: как вы
думаете в как
называется
государство, в
которое мы
Смотрят слайд –
шоу, угадывают
страну. Отвечают на
вопросы учителя.
Записывают в
тетрадь тему урока.
Зачитывают вслух
пункты плана.
Регулятивные :
постановка и формулирование цели
предстоящей учебной деятельности –
индивидуальной и коллективной
и др.
Познавательные (общеучебные и
логические):
определять проблему, цели;
и др. • определение целей и
задач, которых учитель
хочет достичь на данном
этапе урока;
Проверка выполнения
домашнего задания.
Выполнение
дифференцированного
тестового задания в
парах по вариантам по
теме «Персидская
держава царя царей»
Игра «Слово – страна»
3
Актуализация
знаний (проверка
домашнего
задания)
отправимся сегодня?
Представляет план в
виде маршрутного
листа, который
дублируется на
слайд презентации.
Создает проблемную
ситуацию: «Древние
греки называли
Индию «страна
чудес». В конце
урока мы должны
ответить, почему»
Организует
тестирование с
взаимопроверкой по
ключу.
Проводит игру
«Слово –страна»
Выполняют
тестирование,
проверяют работу
соседа по парте по
ключу.
Играют в игру.
Регулятивные:
планирование последовательности
деятельности, прогнозирование её
результатов);
контролировать и оценивать
достигнутые результаты своей и
чужой деятельности и адекватно
формулировать их в устной и
письменной форме; вносить
необходимую коррекцию в процессе
деятельности;
волевая саморегуляция (способность к
преодолению препятствий).
и др.
Коммуникативные:
аргументировать свое мнение;
и др.
Познавательные (общеучебные и
логические): 4
Первичное
усвоение новых
знаний
Изучение нового
материала с
использованием
мультимедийного ряда
Power Point , текста
учебника, текста
дополнительного
материала, карт, в
постоянном диалоге с
учащимися
Рассказывает о
местоположении и
природных условиях
Древней Индии,
сопровождая свой
рассказ показом на
карте и в слайдах
презентации.
Вызывает детей к
карте с заданием
показать полуостров
Индостан, горы
Гималаи, реки Инд и
Ганг.
Организует
самостоятельную
работу детей с
текстом
дополнительного
материала и текстом
учебника и
дальнейшую работу
по прочитанному
Слушают рассказ
учителя, отвечают
на вопросы учителя,
активно работают с
картой.
Самостоятельно
изучают текст
отрывка из поэмы
«Махабхарата» и
текстом п. 2
учебника. Отвечают
на вопросы учителя
по прочитанному.
перерабатывать, систематизировать
информацию и предъявлять её
разными способами
и др.
Предметные цели – формирование у
учащихся конкретных знаний (понятий,
правил, законов), умений объяснять и
применять эти знания, действовать
продуктивно в изучаемой области.
Регулятивные:
волевая саморегуляция (способность к
преодолению препятствий).
Познавательные: (общеучебные и
логические):
строить логическую цепь
рассуждения (выдвижение тезиса,
гипотезы, их обоснование, подбор
аргументации и др.);
наблюдение
слушание
и др.
Коммуникативные УУД:
владеть всеми видами
деятельности;
вступать в диалог;
участвовать в коллективном
обсуждении;
аргументировать свое мнение;
строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе
коллективной деятельности;
корректировать поведение;
осуществлять контроль;
5
6
7
Динамическая
пауза
Проведение физминутки
в виде путешествия по
Говорит текст
физминутки и
Выполняют
движения, согласно
Формирование ответственного отношения
к своему здоровью.
джунглям
Первичная
проверка
понимания.
Работа с раздаточным
материалом(восстановит
ь древний документ) с
проверкой по эталону.
побуждает детей к
выполнению
простейших
физических
упражнений
Организует работу
обучающихся с
текстом и
последующую
проверку по
эталону(на слайде
презентации)
тексту
Восстанавливают
текст документа,
вставляя
пропущенные слова
и затем сверяют
полученный
результат по
эталону,
исправляют
ошибки.
Первичное
закрепление
Выполнение задания в
тетради – тренажере.
Стр. 63 №81
Организует работу
Выполняют задание
обучающихся в
тетради – тренажере
в тетради –
тренажере. После
и дальнейшую
проверку
выполнения
разбирают под
руководством
учителя
правильность
выполнения.
Регулятивные:
волевая саморегуляция (способность к
преодолению препятствий);
контролировать и оценивать
достигнутые результаты своей и
чужой деятельности и адекватно
формулировать их в устной и
письменной форме; вносить
необходимую коррекцию в процессе
деятельности;
самоконтроль.
Познавательные УУД (общеучебные и
логические):
выполнять логические операции:
сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификация, установление
аналогий, подведение под понятие ;
Коммуникативные :
участвовать в коллективном 8
9
Информация о
домашнем
задании.
Инструктаж по
его выполнению.
Рефлексия.
Подведение
итогов урока.
Домашнее задание (на
слайде презентации).
&20 учебника, пересказ
«Сказания о Раме»
Ответ на проблемный
вопрос, поставленный в
начале урока.
Оценивание детьми
самих себя и оценивание
детей учителем.
обсуждении;
аргументировать свое мнение;
осуществлять контроль;
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные :
самоконтроль.
Личностные УУД
1. Аргументированно
оценивать свои и чужие
поступки.
Регулятивные
Оценивание результатов собственной
деятельности, деятельности, класса в
целом, Регуляция своего поведения в
соответствии с познанными моральными
нормами и этическими требованими.
Записывают
домашнее задание в
дневник
Отвечают на вопрос
учителя.
Делают выводы о
достигнутых
результатах и их
соответствии
поставленным
целям
Задает домашнее
задание, объясняет,
где находится то или
иное задание и как
его нужно выполнять
Вопрос детям:
«Смогли ли мы
ответить на вопрос,
который поставили
перед собой в начале
урока?»
Побуждает детей
дать оценку своей
работе на уроке.
Оценивает работу
детей.
Конспект урока
1.Организационный момент.
Друзья мои, звенит звонок
И рада я начать урок
Сегодня нас открытья ждут,
Итак, вперёд и в добрый путь! 2. Постановка целей, задач , создание проблемной ситуации
Учитель. Ребята, я вижу вы готовы к уроку и сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру. Но куда? На этот вопрос вы мне ответите
сами, после того, как послушаете музыку и посмотрите слайды ( просмотр слайдов в сопровождении индийской музыки). Вывешивается карта Индии
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия").
Учитель: Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии".(Презентация слайд №1). Запишите число и тему урока в тетрадь.
Вывешивается тема урока на доске. Откройте учебник п.20.(На доске –карта Индии.)( на слайде №2схема –опора для постановки цели урока)Как
вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
(Дети сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, какие природные
условия в Индии,чем занимались жители Древней Индии").
Учитель: У каждого путешественника есть маршрут. У нас с вами тоже есть маршрут – это план нашего путешествия. (Презентация Слайд № 3)
План путешествия раздаётся на каждый стол. Давайте зачитаем по пунктам.рщщаздаются на столы по 2 на путешествия:
ГПлан путешествия:
• Географическое положение Древней Индии.
• Природные особенности Индии.
• Занятия населения Древней Индии.
• Верования индийцев.
Создание проблемной ситуации
Внимание мы отправляемся в страну чудес(слайд №4) именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего
путешествия.
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, прежде, чем мы познакомимся с древнейшей цивилизацией, давайте вспомним, с какими государствами мы уже познакомились.
Сейчас вы поработаете в парах с тестами.
Теперь мы поиграем в нашу игру «Слово страна»: Нил – Египет
Шумеры – Междуречье
Стекло – Финикия
Иероглиф – Египет
Хаммураппи Вавилонское царство
Пирамиды Египет
Клинопись – Междуречье
Яхве Древнееврейское царство
Ниневия Ассирия
Дарий I Персидская держава
4. Первичное усвоение новых знаний
Государство Древняя Индия возникло в глубокой древности. Сначала это были разрозненные племена, соперничавшие между собой, но в III
тысячелетии до н.э. все индийские государства объединил под своей властью Ашока. Столица – Паталипутра.
Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно
знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.
Учитель: Карта, необходимая нам, находится в учебнике на стр.92. А у меня на доске. Индия находится в южной части Азии. На полуострове
Индостан. Найдем на карте. Полуостров это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.? Посмотрите на карту, водами какого
океана омывается Индия.?(Индийский океан).
На северовостоке Индии расположены величайшие в мире горы. Определите по карте название этих гор.(Гималаи). Вершины Гималаев сплошь
покрыты льдами и снегами (слово «Гималаи» означает «жилище из снега») Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи
служили надежной зашитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма. Слово
«Джомолунгма»означает «поднебесное жилище богов.
В стране имеются безводные раскаленные пустыни и могучие реки. (Инд и Ганг). Долины Инда и Ганга сходны по своим природным условиям с
речными долинами Нила, Тигра и Евфрата: 1) Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки; 2) ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил; 3) долины Инда и Ганга расположены в жарком поясе, где много теплых, солнечных дней в году. Свое название страна получила
от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.
Дети работают с картой в учебнике и показывают названные объекты на большой карте.
Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся). Правильно в долинах рек условия благоприятные для
земледелия. Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень
жарко. Изза этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами джунглями. (Презентация, слайд №5).
Самостоятельная работа учащихся с историческим источником(поэма Махабхарата)и учебником
Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 2.стр), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.
Беседа с учащимися по прочитанному.
Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)
Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго, кокосовыми
орехами). Верно. Человек, попавший в
джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые.
А для того, чтобы узнать о животном мире джунглей вам нужно познакомится с отрывком из поэмы «Махабхарата» и ответить на вопросы. Я читаю,
вы следите по тексту.(Презентация. Слайд №6). Задание всем понятно? Работаем.
В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны, по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Беседа по документу.
Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)
В джунглях человека подстерегала опасность. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны,
ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили:
"Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. (Презентация, слайд). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже
участвовал в сражениях воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже
одним из главных богов был бог Ганеша, которого изображали с головой слона.
Но самым почитаемым и священным животным в Индии была корова. (Презентация. Слайд №). Индийцы называли её матерью и божественной
кормилицей.
Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор Киплинг, по этой книге
сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.
5. Динамическая пауза.
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза открываем (несколько раз);
идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием
бедра);
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
6. Первичная проверка понимания.
пункт
III
Учитель:
: Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. Основным занятием жителей Древней Индии было оседлое земледелие. Очень трудно
было им подготовить участок для пашни, им приходилось вырубать лес и выкорчевывать пни. После того, как появились железные топоры, мотыги,
лопаты работать им стало легче. (Слайд №7). Посмотрите на следующий слайд и скажите, что выращивали индийцы? (слайд №8). Древние
путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали своим соотечественникам на Родине, что в далёкой стране на кустах растёт белая шерсть,
которую земледельцы срезают и делают из неё ткани. Это, конечно, хлопчатник. А про сахар они говорили, что это белый порошок, который слаще
мёда и его индийцы добывают из растений.
Ребята, у меня есть документ, который испортился от времени. Вам нужно его восстановить, вспомните, о чем мы говорили и вставьте слова на месте
пропусков.( работа с текстом)
Индия расположена на полуострове…………..Северной границей Индии служат горы …………….Самые крупные реки Индии – это
……………...
Густые, непроходимые леса Индии называются ………………
Жители Древней Индии выращивали…………….и делали из него одежду.
Индийцы называли ………………матерью, божественной кормилицей.
Молодцы, теперь давайте проверим по нашему эталону (Презентация слайд № 9 ).
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Запишите домашнее задание. (Слайд № 10)
8. Итог урока .Рефлексия. Оценивание и комментарии Ребята, как вы думаете, смогли ли мы доказать мнение греков о том, что Индия «страна чудес»? (Презентация слайд№11 )
Вы сегодня все замечательно работали на уроке, мне понравилась ваша работа, а как вы сами себя оцените?
Оценивание себя детьми.
Вам понравилось наше путешествие?
Что вам больше всего запомнилось?
О чем еще вы хотели бы узнать?
Чтобы узнать еще больше, мы продолжим путешествие на следующем уроке.
Теперь я хотела бы, чтобы вы оценили сою работу на уроке. Для этого у вас на столах лежат разноцветные кружочки. Прочитайте, что на них написано
и поднимите тот, который считаете нужным.
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.