Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
19.02.2017
Цель проведения проекта – формирование метапредметных умений и действий. Состоит из комплекта материалов для одного класса включает в себя описание материалов, текст задания,листы планирования и продвижения по маршруту, листы самооценки, рекомендации по организации работы, памятки, информационные ресурсы. Работа составлена по аналогии.
Метапредметный проект для 5 класса по Основам Мировых религий.docx
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА
ТЕМУ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ. ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МОРОЗОВА А.К. ГБОУ «ШКОЛА 1002» Г. МОСКВЫ.
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛОВ
КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОДНОГО
КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ:
Название
Назначение и
адресаты
Колво
копий
Примечание
Общее
материалов//см.
Мировые религии описание
описание
файл 01
Текст задания //см. файл
02_Проект «Мировые религии
задание
Лист планирования и
продвижения по
заданию//см. файл 03 Проект
«Мировые религии» раздат. Мат лист
продвижения
Лист самооценки//см. файл
04_ Проект «Мировые религии»
мат_ лист самооценки
Рекомендации по
организации работы
групп и проведению
проекта//см. файл 05_Проект
«Мировые религии»
рекомендации
Памятка//см. файл 06 Проект
«Мировые религии»
памятка
для координаторов
при организации
работы
раздается учащимся
для прочтения и
пометок
раздается учащимся
для заполнения
группой
раздается учащимся
для индивидуального
заполнения
для педагогов,
организующих
деятельность
учащихся
06 помещается на
доску для
организации
деятельности
учащихся
Информационные
ресурсы для выполнения
проекта//см. файлы 07.1 – 07.4
Проект«Мировые религии»
ресурсы
для использования
учащимися
1
6 или
2530
колво копий определено из
расчета: 1 экземпляр на группу
или 1 экземпляр на каждого
ученика;
на тексте задания разрешается
делать пометки
6
колво копий определено из
расчета: 1 экземпляр на группу
25 – 30
колво копий определено из
расчета: 1 экземпляр на
каждого ученика
1 – 2
колво копий определено из
расчета: 1 экземпляр на
каждого педагога организатора
1
Доводится до сведения
учащихся с помощью
компьютерной презентации,
плаката или записи на доске
при
наличии
в
свободн
ом
доступе
компьют
еров не
тиражи
руются
Информационные ресурсы
находятся в свободном
доступе. Наиболее
целесообразное размещение – в
папках на рабочем столе
компьютера.
Книги и иные ресурсы на
бумажной основе
целесообразно иметь в
нескольких экземплярах.
Допустимо использование
различных (но равноценных по
объему и сложности) ресурсов
на бумажной основе 8.
Карта эксперта//см. файл
09_Проект «Мировые религии»
карта эксперта
заполняется
учителем в ходе
презентации групп
Задание
6
колво копий определено из
расчета: 1 экземпляр на
каждую группу
Религия совокупность взглядов на мир которые чаще всего основываются на вере в
бога. Сегодня важно признать, что религия в истории народов занимает важное место и это
не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь всех народов. С
религиозными обрядами рождается и умирает человек. С религией связаны многие
достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись… Каждая религия
часть мировой истории и культуры, каждая религия по – своему самобытна и интересна.
Истинно культурный человек должен знать об окружающем его мире и религии живущих
рядом с ним людей.
В школе идёт подготовка цикла передач об истории мировых религий для школьного
телевидения. Учащиеся 5 класса участвуют в конкурсе на лучший сценарий одной из
передач.
В раздаточном материале (распечатанные материалы и файлы на рабочем столе
компьютера) представлены информационные ресурсы для подготовки сценария передачи о
религиях и сформулированы общие правила подготовки сценария.
В ходе подготовки проекта вам необходимо разработать и представить сценарий
15минутной телевизионной передачи по мировых религий.
Советы по разработке сценария
1. Сформулируйте идею (основную мысль) телевизионной передачи, используя
раздаточный материал «Информационный текст история религий. Исходя из
идеи, выберите или сформулируйте тему для сценария.
Возможные темы:
Основы возникновения и развития христианства.
Основы возникновения и развития ислама.
История возникновение и развития буддизма.
2. Выберите формат и придумайте название телевизионной передачи:
Телевизионное интервью
Научнопопулярная телепрограмма
Токшоу
С особенностями каждого телевизионного жанра можно познакомиться в раздаточном
материале «Ресурсы_Формат телевизионных передач». 3. Обдумайте, из каких минисюжетов будет состоять передача продолжительностью 15
минут.
Часть вопросов для обсуждения вы можете выбрать из представленного ниже списка.
Прежде чем включить вопросы в свой сценарий, подумайте, как они соотносятся с
выбранной вами темой телепередачи, кто из гостей и как смог бы ответить на эти вопросы.
Когда и где возникло христианство, ислам, буддизм.
Религии мира и их основатели.
Признаки мировых религий?
Почему данные религии стали популярны среди людей? Какие ценности они
проповедуют?
Священные книги мировых религий.
Функции религии.
Какие культурнокультовые особенности каждой из мировых религий? Связь
религии и культуры.
Почему они являются мировыми религиями?
4. Продумайте список гостей для участия в телепередаче и запланируйте включение в
сценарий показ фотографий и/или фрагментов фильмов.
Если гости – реально существующие люди, укажите их фамилию, имя, отчество, статус
или род занятий. Можно представить гостя по профессии (например: кинорежиссёр,
художник, оператор и пр.).
5. Продумайте заключение передачи в виде вывода или обратной связи с аудиторией.
6. Подготовьте презентацию сценария телевизионной 15минутной передачи в виде
буклета, плаката или компьютерной презентации (не менее 3 слайдов). Презентация
должна содержать:
заголовок – название темы телевизионной передачи;
указание авторов проекта;
краткое описание сценария телепередачи.
Советы по выполнению задания
1. Обсудите идею (основную мысль) и тему вашего сценария.
2. Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план
выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению
задания. Заполните лист планирования и продвижения по заданию. 3. Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе
планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её
удалось выполнить за 4050 минут.
4. Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
5. Представьте результаты вашей работы другим группам. Выступление группы
должно занять не более 7 минут.
6. Выслушайте отчеты других групп.
7. Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите свой стикер
(клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше
всего понравилась.
8. Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист
самооценки.
Для выполнения задания вы можете использовать:
учебники, книги и справочники, ресурсы сети Интернет;
информационные и иллюстративные материалы, содержащиеся в папках на рабочем
столе компьютера и (или) распечатанные;
ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши и бумагу, фломастеры,
ножницы и клей, клейкую ленту, стикеры и закладки;
компьютер и принтер, проектор;
магнитную доску с держателями;
интерактивную доску.
Лист планирования и продвижения по заданию
Код класса ____________ Номер группы ___________
Название группы _____________________________________________ Тема, выбранная группой ______________________________________
запишите выбранную вами тему
Форма представления проекта.
Отметьте выбранную вами форму:
(cid:128) А. Плакат, буклет, эскиз
(cid:128) Б. Компьютерная презентация
Начало работы __ час ___мин
Окончание работы __ час ___ мин
Что делаем
Кто делает
Отметка о
выполнении
(+ или –)
1.
2.
3.
Лист самооценки Код класса ____________ Номер группы ___________
Название группы _____________________________________________
Фамилия и имя ___________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен
(согласна).
1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
(cid:128) А. Да, все работали одинаково.
(cid:128) Б. Нет, работал только один.
(cid:128) В. Ктото работал больше, а ктото меньше.
2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
(cid:128) А. Работали дружно, ссор не было.
(cid:128) Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
(cid:128) В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
3. Тебе нравится результат работы группы?
(cid:128) А. Да, все получилось хорошо.
(cid:128) Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
(cid:128) В. Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком
X.
Почти все
сделали без меня.
Я сделал(а) очень
много, без меня
работа бы не
получилась. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГРУПП И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОЕКТА
1. Цель проведения проекта – формирование метапредметных умений и действий.
2. Примерное время выполнения проекта.
В период введения стандарта на выполнение проекта рекомендуется отвести 3 урока. Ниже
представлено примерное распределение времени на проведение проекта.
Этапы занятия
Организационный этап
Выполнение проекта детьми
Перерыв
Презентации работ группами
Взаимооценка и подсчет голосов,
самооценка, подведение итогов
Итого
Время проведения
1015 минут
4050 минут
10 мин
30 минут
10 минут
115120 мин
3. Организация рабочего пространства класса.
В классе одновременно работает три группы. В классе должны быть:
три рабочие зоны: «круглых стола» (четыре составленные вместе парты) и стулья (по
числу членов в группе)»; на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:
o листы с заданием (по числу участников группы);
o листы планирования и продвижения по заданию (один на группу);
o листы самооценки (по числу участников группы);
o ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы,
закладки для книг, стикеры;
П римечание. Каждой группе выдаются стикеры своего цвета;
o бейджики с номерами от 1 до 5 и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером
группы;
компьютерная зона (пять столов с компьютерами, расположенными, например, вдоль
стены, и 1012 посадочных мест), желательно, чтобы компьютеры были подключены к сети
Интернет;
стол(ы) и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях
(распечатанные Ресурсы для выполнения проекта), дополнительная литература по теме
проекта (книги, энциклопедии и т.д.);
стол с ручными инструментами и материалами (см. Ресурсы для выполнения
проекта);
зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями).
4. Ресурсы для выполнения проекта
1) Подборка информационных ресурсов:
раздаточные материалы
«07.1 Проект «Мировые религии» ресурсы правила создания сценария»,
«07.2 Проект «Мировые религии» ресурсы история возникновения и развития
Мировых религий ( Христианство, ислам, буддизм)
«07.3 Проект «Мировые религии» ресурсы_ формат(жанры) телевизионных
передач; короткие адаптированные для данного школьного возраста тексты,
книги,
статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т.п.;
иллюстрации;
ресурсы в сети Интернет.
2) Инструменты и средства: пять компьютеров, принтер, проектор, экран (или
интерактивная доска), магнитная доска с держателями или рейки для крепления плакатов,
ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы.
3) Материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага форматом А4, клей, клейкая лента,
закладки для книг, стикеры, бейджики с номерами от 1 до 5 (по числу детей в классе).
5. Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.
Занятие проводится учителем и школьным психологом. Желательно участие в проведении и
оценивании проектов также учителя информатики. Для наблюдения за работой группы и
заполнения карты наблюдений приглашаются старшеклассники – по одномудва человека на
каждую группу.
Функции учителя:
поддержка организованного проведения урока;
оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе – по организации их
деятельности;
Примечание. Помощь не должна носить характера прямой подсказки.
общее наблюдение за процессом работы групп;
заполнение карты эксперта в ходе презентаций групп, а также карты эксперта №2 (части 1).
Примечание. Необходимо заранее ознакомиться с картой экспертов и особенностями ее заполнения.
Функции школьного психолога:
проведение инструктажа наблюдателей по заполнению карты наблюдений, включая
совместное пробное заполнение карты наблюдений по ситуациям, описанным психологом;
Примечание. Инструктаж проводится за одиндва дня до выполнения проекта.
оказание необходимых консультаций и помощи наблюдателям, при необходимости –
корректировка результатов наблюдений;
общее наблюдение за процессом работы групп.
Функции учителя информатики:
обеспечение технической поддержки и технологического сопровождения при работе
учащихся на компьютерах, с мультимедийными проекторами, интерактивными досками;
общее наблюдение за процессом работы на компьютерах;
заполнение карты №2 эксперта (части 2) по оцениванию умений учащихся в области ИКТ.
Функции наблюдателей:
заполнение карты наблюдений за работой групп.
Примечание. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдений и пройти
инструктаж школьного психолога.
6. Организация деятельности учащихся
1) Учитель объявляет тему урока и делит детей на 6 групп по 4 – 5 человек в каждой группе.
Группы составляются по списку детей в журнале: первые 5 человек в списке – первая группа,
вторые 5 человек в списке – вторая группа и т.д.
При выполнении данного проекта недопустимо составлять группы по желанию детей.
А) сначала предлагает учащимся прочесть текст задания, обращает внимание на то, что они
самостоятельно выбирают любую тему в рамках проекта и должны решить, что они будут
делать – плакат, буклет или презентацию, показывает, где стоят компьютеры, столы с
материалами и инструментами;
Б) затем предлагает учащимся прочесть советы по выполнению задания, обращает внимание
на необходимые этапы выполнения задания: 1. обсуждение темы, формы представления результата;
2. составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения);
3. выполнение задания;
4. контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о
выполнении задания);
5. представление результатов;
6. голосование за лучший проект;
7. самооценка (дети находят лист самооценки);
В) еще раз обращает внимание детей на доступные ресурсы, их расположение;
Г) дает необходимые пояснения, отвечает на вопросы;
Д) дает команду приступить к работе (весь этап не должен занять более 1520 мин).
2) Задания рассчитаны так, чтобы учащиеся, имеющие опыт групповой работы, могли выполнить
их примерно за 4050 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп – надо дать
детям закончить работу. Поэтому примерно за 1015 минут до окончания самостоятельной
работы в группах учитель должен оценить степень готовности каждой группы и, если
необходимо, продлить время выполнения проекта.
3) По окончании работы над проектом группы (после перерыва) поочередно представляют свои
работы. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и
названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом
проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После пяти минут выступления
необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута.
4) После заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой
стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После
окончания «голосования» учитель или наблюдатели подводят итоги «голосования», а детям
предлагается заполнить лист самооценки.
Примечание. В отчете о результатах голосования необходимо указать общее число
проголосовавших за каждый проект и указать, сколько из общего количества голосов принадлежит
членам этой группы. Такой подсчет легко осуществить, если выполнено условие, оговоренное выше,
– каждой группе выдаются стикеры своего цвета.
5) В конце занятия все учащиеся собираются вместе и объявляются проектыпобедители (темы,
вызвавшие наибольший интерес) и группы, выполнившие эти проекты. Учитель, психолог и
наблюдатели благодарят детей за хорошую и слаженную работу, интересные и содержательные
проекты и просят каждую группу собрать и сдать:
o лист планирования и продвижения по заданию;
o листы самооценки.
Примечание. Необходимо проследить за тем, чтобы подготовленная группой компьютерная
презентация была сохранена с указанием в названии файла названия подготовившей ее группы и класса.
7. Ввод данных по результатам проведения проекта.
Ввод данных осуществляется в электронные формы в соответствии с рекомендациями.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учащиеся могут выполнять проект, пользуясь как уже известными им сведениями, так и
привлекая дополнительные источники информации. Задавая общую проблематику, проект не
ограничивает возможности выбора тематики учащимися. Поэтому целесообразно предоставить как
можно более широкий и структурированный перечень информационных источников.
Для выполнения проекта можно предложить имеющиеся в школьной библиотеке: 1
учебники, учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения (причем желательно не
только те, по которым шло обучение);
2
периодические издания, содержащие любые доступные учащимся материалы по
выбранной тематике;
статьи, научнопопулярные книги;
текстовые и иллюстративные материалы из Интернета.
3
4
Основные требования к предлагаемым источникам:
научная достоверность содержащихся сведений;
доступность языковых средств;
небольшой объём и/или чёткость структуры, допускающие беглое прочтение текста.
Учащимся предлагаются небольшие адаптированные текстовые материалы и подборка
иллюстраций, которые могут быть размещены на рабочем столе персональных компьютеров и/или
распечатаны.
Что такое сценарий?
Понятие «сценарий» существует с давних времён. Сценарием называли план,
конспект драматургического произведения, который представлял собой краткое описание
действия и порядок следования сцен. И само слово «сценарий» возникло от театрального
понятия «сценариус» – так называли человека за сценой, указывающего актёрам, когда им
выходить на сцену и с какой стороны кулис, а также следящего за своевременным
вступлением в действие всевозможных сценических эффектов. Мы используем слово
«сценарий» в значении «литературнодраматическое произведение, написанное как основа
для постановки кино или телефильма или телевизионной передачи».
Написание сценария – один из этапов творческого процесса создания телевизионной
передачи. Сценарий представляет собой литературную запись изобразительного и
звукового решения будущего экранного сообщения.
Жанр передачи обусловливает особенности сценария, технические возможности
будущей передачи. Например, жанр телевизионного интервью предполагает участие
гостей, видеоряд может быть связан с событиями, о которых рассказывают очевидцы.
Основой сценария является создание идеи (основной мысли) телепередачи.
Например, идеей передачи, посвящённой акции «Бессмертный полк», может явиться
мысль о неразрывной связи поколений россиян. Поэтому в телепередаче важны
микросюжеты, иллюстрирующие эту мысль.
На телевизионных студиях существуют различные формы записи сценария,
например: Слева – зрительный ряд, справа – текст, авторский комментарий, т.е. слева записано
то, что зритель видит на экране, справа – то, что он слышит.
Сплошной текст, разбитый автором на определенные фрагменты, из которых
складывается целая передача, и их последовательность.
Пример сценария первого типа:
Сценарий «Индия — страна чудес»
Кадр 1
В И Д Е О
А У Д И О
В кадре: Индия — страна
чудес
(Камера даёт панораму вида
индийской природы,
джунглей, рек, слонов, кобр,
тигров, богатых дворцов
лачуг, жителей. Затем камера
приближается к изображению
статуи Будды и крупным
планом показывает
изображение его лица
Музыка мелодии из индийских кинофильмов
Ведущий: Земля грез и романтики, богатства и
нищеты, ламп Аладина, тигров и слонов, кобр и
джунглей; страна сотен народов и языков,
тысячи религий и двух миллионов богов. Индия
родина одной из древнейших мировых религий
буддизма.
Наши журналисты взяли интервью у тех, кто
исповедует буддизм и знает об этой религии.....
Требования к созданию сценария
Создание сценария – процесс творческий, но подчиняющийся определённым
законам.
Вопервых, информационный материал должен соответствовать теме и идее
телевизионной передачи. Тема – это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают;
это также постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и
характер художественного повествования. Тема – это вопрос, выделенный автором
как самый важный для данного материала. Тема сценария уточняется и
формулируется в процессе отбора материала. Идея – это основная мысль сценария, с
помощью которой автор выражает свою позицию. Идея может предшествовать
изучению материала. Тема шире, чем идея. Одной теме могут быть посвящены разные
передачи, но идея у каждой будет своя.
Вовторых, информационные блоки должны соединяться друг с другом не механически, а
в определённой последовательности, чтобы создать смысловое единство и отразить идею
телевизионной передачи.
Когда собран материал для будущего сценария, определена его тема и ясна идея,
начинается следующий этап творческой работы – отбор фактов, событий и лиц,
которые должны войти в телепередачу, и одновременно поиск композиционного
решения. Композиция – это составление, соединение, связь, построение сценария,
соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое, это
принцип организации материала.
Втретьих, воплощение сценария в передаче должно вызывать у зрителя
эмоциональный отклик и рождать чувство сопричастности к увиденному и услышанному.
Поэтому важно установить обратную связь с аудиторией.
Монтаж информационного материала
Монтаж информационного материала – основа создания сценария. Отобранная
информация располагается в определённой последовательности, создающей не только
тематическое, но и композиционное единство. Композиция может строиться поразному.
Один из путей создания композиционного единства – построение материала в
соответствии с законами драматического искусства: завязка, развитие действия,
кульминация (самый напряжённый момент действия) и развязка. Другой путь – в
соответствии с законами построения рассуждения: тезис, доказательства (примеры
иллюстрации), вывод.
Создание сценария в соответствии с первым вариантом требует тщательного отбора
материала и создания текста, помогающего связать разные информационные сообщения в
единое целое. Для сценария, выстроенного по второму типу, нужно сочинить/подобрать тезис (по
сути это идея сценария, его основная мысль). Все информационные блоки должны быть
отобраны в соответствии с идеей сценария и иллюстрировать её. Завершением сценария
является вывод – яркий акцент, который подводит итог и логически связывает все
элементы сценария, или вопрос, который устанавливает обратную связь с аудиторией.
Инструкция по созданию сценария
1. Выберите тему для создания сценария.
2. Прочитайте информационный материал. Отберите те информационные
сообщения, которые соответствуют выбранной вами теме сценария. При необходимости
тексты можно сократить в соответствии с замыслом и идеей.
3. Создайте сценарий: расположите информацию в последовательности, создающей её
смысловое единство. Укажите, как эта информация будет донесена до зрителя: через
слова ведущего, через сообщение гостя, через видеоряд и пр.
4. Подберите соответствующую фотографию или фрагмент фильма которые будут
продемонстрированы во время информационного сообщения или в дополнение к нему.
5. Придумайте название для сценария и напишите на первом слайде компьютерной
презентации или в верхней части по центру плаката/постера. ФОРМАТ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ
ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИНТЕРВЬЮ
Телевизионное
интервью – это
беседа журналиста
(ведущего) с
определённым
человеком
(приглашённым
гостем) по
интересным для
многих
телезрителей
вопросам, которые
могут быть связаны
как с личностью
самого гостя, так и
с
историями/события
ми, про которые он
может рассказать.
ПАМЯТКА «КАК СОЗДАТЬ ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИНТЕРВЬЮ?» Определить тему, на которую будет проводиться интервью
Сделать анонс темы – объяснить, чем выбранная тема может быть интересна
многим телезрителям
Выбрать и представить телезрителю гостя (почему именно этого гостя
пригласили на передачу? почему именно этот гость может чтолибо рассказать по
заявленной теме?)
Выбрать самые интересные вопросы (т.е. те вопросы, ответы гостя на которые
было бы интересно услышать каждому телезрителю) – вопросы о самом госте и
вопросы о некоторых историях, событиях, про которые гость может рассказать
Выстроить вопросы в определенном порядке так, чтобы в результате из ответов
складывался полный рассказ на заявленную тему
Описать возможный сценарий интервью (как и что будет отвечать на вопросы
ведущего приглашенный гость) НАУЧНОПОПУЛЯРНАЯ ТЕЛЕПРОГРАММА
Научнопопулярная телепрограмма
представляет собой телевизионный
рассказ, состоящий из несколько
сюжетов, которые объединены общей
темой и повествуют о некоторых
научнопопулярных и/или
познавательных фактах какоголибо
события или явления.
ПАМЯТКА «КАК СОЗДАТЬ НАУЧНОПОПУЛЯРНУЮ ТЕЛЕПРОГРАММУ?»
Определить тему, которой будет посвящена телепрограмма
Сделать анонс темы – объяснить, чем выбранная тема может быть интересна
многим телезрителям
Выбрать самые интересные, познавательные сюжеты телепрограммы (т.е.
такие сюжеты, в которых было бы показано и рассказано то, что может быть
интересно каждому телезрителю)
Выбрать ведущего и определить, как он будет взаимодействовать телезрителем
Составить план телепрограммы (о чём и о ком будет идти речь? в какой
последовательности будут идти сюжеты? как это будет согласовано с темой
телепрограммы?)
Описать возможный сценарий телепрограммы (что и как будет предложено
узнать телезрителю) ТОКШОУ
Токшоу –
это
телевизионн
ая передача
в виде
свободного
обмена
мнениями
на заданную
тему, в ходе
которой
приглашенн
ые гости
отвечают на
вопросы
ведущего,
других
гостей и
телезрителе
й.
ПАМЯТКА «КАК СОЗДАТЬ ТОКШОУ?»
Определить тему, которой будет посвящено токшоу
Сделать анонс темы – объяснить, чем выбранная тема может быть интересна
многим телезрителям
Выбрать гостей (почему именно этих гостей пригласили на передачу? объяснить,
почему именно эти гости могут чтолибо рассказать по заявленной теме?)
Выбрать самые интересные вопросы ведущего, других гостей и/или телезрителей
(т.е. те вопросы, ответы гостей на которые было бы интересно услышать каждому
телезрителю) – вопросы, на которые каждый гость может ответить интересной
историей по заявленной теме Составить план токшоу (какие истории будут рассказывать герои? в какой
последовательности будут идти истории? как они будут согласовываться с темой
телепрограммы?)
Описать возможный сценарий токшоу (как, что и кто будет отвечать на
вопросы ведущего, других гостей и/или телезрителей)
Ресурсы
Что есть религия?
Если почитать про обыденную жизнь древних племён, которые существовали тысячелетия назад, то
легко можно найти признаки того, что люди верили в божества.
Было их много, и каждый святой отвечал за свою сферу.
К одним богам обращались, чтобы пошёл дождь.
К другим – чтобы помог в борьбе с врагами.
Третьих просили о помощи в беде и болезни.
Так зарождалась религия – вера в сверхъестественного помощника, называемого Богом, и
возможность обращаться к нему посредством молитв. Время шло, верования людей менялись, зрели и объединялись в группы. Сегодня существует много
религиозных движений, сторонниками которых могут быть сотни, а могут быть и миллиарды человек.
Каждое религиозное верование включает в себя:
нормы морали и этики;
правила поведения;
набор ритуалов и обрядов, при помощи которых обращаются к святыням, прося помощи в
делах насущных.
На сегодняшний день в мире есть три основные религии. Все остальные верования – лишь ответвления
от них с небольшими своими тонкостями. Самые важные жизненные постулаты сохраняются в любой
религии.
Самая древняя религия — буддизм
Возникло буддистское религиозное течение в 6 веке до нашей эры в Индии.
История возникновение буддизма связывает с именем Сиддхартха Гаутамы.
Согласно древней легенде он в свои 29 лет ушёл из своего роскошного дома, когда увидел «правду
жизни»:
старость в виде попавшегося на глаза дряхлого старика;
болезнь через повстречавшегося тяжело больного;
смерть из столкновения с похоронной процессией.
В поисках истины он размышлял и медитировал, осознавая неизбежность мириться с обязательными в
жизни моментами. В результате он нашёл смысл существования всего, что нас окружает, и как
говорят буддисты, стал просветлённым, поэтому был назван Буддой.
Найденной в глубине своего сознания истиной о судьбе человека, Будда стал делиться с
окружающими – так возникла священная книга Типитака.
В ней перечислены все основные религиозные идеи буддизма:
страдания в жизни неизбежны; чтобы от них избавиться, нужно отречься от земных желаний,
стремясь достичь нирваны – высшего состояния души;
человек сам определяет свою дальнейшую судьбу своими поступками, перерождаясь в другой
жизни в новое живое существо, кем вы будете потом – зависит от того, как вы ведёте себя в этой
жизни;
правильное поведение – это доброта и способность сострадать другим;
правильный жизненный путь – это честность;
правильная речь – это отсутствие лжи;
правильное действие – не вредить ничему живому, не воровать и не иметь вредных привычек;
правильное обучение – осознание, что всего можно добиться, если приложить усилия.
Сегодня буддизм поддерживают в разных странах более 500 миллионов человек. Буддисты Азии, Дальнего Востока, Лаоса, Тайланда, ШриЛанки и Камбоджи всё своё свободное
время посвящают медитации в монастырях, пытаясь достичь этого самого высшего состояния и
освободиться от жизненных оков.
Буддистская штабквартира располагается в Бангкоке. Представители этой религии в качестве
святынь выбирают божественные статуи, к которым возлагают цветы.
Учёныекультурологи считают, что, не поняв буддизма, нельзя понять и великую культуру восточных
народов Индии, Китая, Тибета и Монголии. Присутствует буддизм и в России, вы можете пообщаться
с его поклонниками в Калмыкии или Бурятии.
Это интересно! Название буддистских канонов «Типитака» значит «тройная корзина», что
обычно трактуют как «три корзины закона». Учёные полагают, что возможно священные
тексты правил, написанные в древности на листьях пальм, хранились в плетёных корзинах.
Христианская религия
Родиной христианства является Палестина бывший восток Римской империи.
Появившееся в 1 веке религиозное движение обращалось ко всем униженным, которые искали
справедливости, с предложением обратиться за помощью к Богу в надежде избавиться от всего
плохого. Возникновение христианской религии связывают с проповедями Иисуса Христа, рождение
которого было предсказано деве Марии. Когда ему исполнилось 30 лет, посланник Бога вышел в люди, чтобы проповедовать святое слово,
донося до народа идеи трудолюбия, мира и братства, осуждая богатство и превознося духовное над
материальным. Еврейское имя Иисуса – Иешуа, переводится оно как «спаситель», которому суждено
было пострадать за грехи всех христиан.
Основа христианской религии – вера в ангелов и демонов, загробную жизнь, страшный суд и конец
Света.
Святая книга христианской религии – Библия, в которой записаны все основные десять правил —
заповедей, соблюдение их для каждого верующего христианина – цель в жизни. Самая главная из них – любить Бога как самого себя. Есть здесь и правила не воровать и не лгать,
трудиться и почитать родителей.
В 1054 году христианская церковь раскололась на православных (восток) и католиков (запад), а
позже, в 16 веке, появились протестанты.
Больше всего православных проживает в России, Белоруссии, Греции, Молдавии, есть они среди
канадцев и американцев. Католицизм распространён в Португалии, Франции, Испании, Италии,
Германии.
Сегодня в христианской религии около 2 миллиардов верующих.
Это самая крупная религия в мире по количеству последователей и по географии – в каждой стране
есть, пусть даже маленькая, христианская община. Все христиане, и православные, и католики, посещают церковные храмы, проходят процедуру
крещения и искупляют свои грехи через молитвы и соблюдение постов.
Самая молодая религия — ислам
Самая молодая по возрасту мировая религия появилась у арабов Аравийского полуострова в 7
веке и переводится как «покорность».
Но молодая — не значит, что в ней мало верующих – сегодня среди последователей ислама около 1,5
миллиарда человек из почти 120 стран мира. Идеи ислама принёс в народ родившийся в Мекке
Муххамед, заявивший, что он – избранник Аллаха (бога исламистов) для проведения его проповедей в
жизнь.
Священное писание мусульман – так называют тех, кто избрал своей религией ислам – Коран, куда и
вошли все проповеди Мухаммеда. Исламская святыня – мечеть, куда верующие приходят для того чтобы помолиться 5 раз в день.
Многие исследователи считают, что молодой ислам всю основу взял из христианской Библии, добавив
арабских традиций: здесь тоже есть страшный Божий суд и демоны, рай и сатана.
По мусульманскому Корану человек живёт, чтобы пройти все жизненные испытания, служа Аллаху и
готовясь к загробной жизни. Самыми тяжкими грехами в исламе считаются азартные игры и пьянство,
а также ростовщичество (это когда дают в долг и требуют вернуть его в большем размере, начисляя
проценты).
А ещё истинные мусульмане ни в коем случае не едят свинину. Особо внимательно мусульмане
относятся к соблюдению постов в месяц Рамадан, когда не разрешается в светлое время даже крошки
еды.
Есть у ислама религиозный закон, называемый Шариатом, суд которого иногда никак не укладывается
в условия современности – за тяжкие грехи и нарушение Корана мусульмане забивают камнями до
смерти, за мелкие проступки колотят палками. Такие наказания ещё сохранились в некоторых
районах исламских государств.
Что объединяет три мировые религии Как бы ни были названы три религии, характеристику которым мы дали сегодня, чем бы они не
отличались в обрядах, святынях и вере, все они, вместе взятые, устанавливают человеческие нормы
морали и правила поведения, запрещая причинять боль и вред всему живому, прибегать к обману,
вести себя неуважительно по отношению к окружающим.
Любая из мировых религий учит терпимости, призывает быть милосердными и относиться к людям с
добром.
Делясь добром, никто не станет нищим,
Сторицей возвратится всё назад.
Кто делает наш мир светлей и чище,
Тот станет сам от доброты богат.
БУДДИЗМ
Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее
время распространена в странах Южной, ЮгоВосточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и
насчитывает около 800 млн. последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем
царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на
любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как
гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего
проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей.
Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все
это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью,
в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35
лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение,
которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.
Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от
страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если
следовать путем спасения, указанным Буддой.
После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового
живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и
поведением его «предшественников».
Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных
привязанностей. В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его
управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска
внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.
ХРИСТИАНСТВО
Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия,
обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства —
надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей
пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель».
Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю
пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье
царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом,
когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.
Основные христианские идеи:
Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух,
которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть
Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения
человека от греха.
Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем
Сатаной.
Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия
состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть
Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки,
Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.
В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской
империи. Христианство не является единым. Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство
разделилось на римскокатолическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась
Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.
Православие и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание, покаяние,
причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия
состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о
чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в
католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско
католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.
Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты
считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю
личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего
священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все
протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.
ИСЛАМ
Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая
молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.
Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был
для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась
святыня, почитавшаяся большинством арабовязычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда
ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда,
семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и
вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что
Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и
Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром
мусульманской религии.
Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда.
При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались
устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составили
Коран.
В вероучении мусульман большую роль играет Сунна сборник назидательных рассказов о жизни
Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее
тяжкими ipexa. Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская
неверность.
Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и
животных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на
духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий
Коран, мусульманские законы и правила богослужения.
Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго
исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:
произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк
его»;
совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
соблюдение поста в месяц рамадан;
раздача милостыни бедным;
совершение паломничества в Мекку (хадж)
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Метапредметный проект для 5 класса на тему "Мировые религии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.