Ппрезентация по истории 5 класс. Индийские касты

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 09.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация
Иконка файла материала Ппрезентация по истории 5 класс. Индийские касты.pptx

Индийские касты

Презентация по истории 5 класс

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о кастовой системе Древней Индии, её особенностях и влиянии на жизнь людей.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с понятиями "каста", "варна", "брахманы", "кшатрии", "вайшьи", "шудры", "неприкасаемые".
Описать структуру индийского общества, разделённого на касты.
Объяснить причины возникновения кастовой системы.
Рассмотреть особенности жизни людей в разных кастах.
Показать влияние кастовой системы на культуру и традиции Древней Индии.
Развивающие:
Развивать умение работать с историческими источниками (текст учебника, иллюстрации, карты).
Развивать умение анализировать и сравнивать исторические явления.
Формировать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
Развивать умение выражать свою точку зрения и вести дискуссию.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к культуре и традициям других народов.
Формировать негативное отношение к любым формам дискриминации и неравенства.
Способствовать развитию эмпатии и понимания человеческого страдания.
Воспитывать интерес к изучению истории.

Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся знают основные термины и понятия темы.
Учащиеся могут описать структуру индийского общества и особенности жизни в разных кастах.
Учащиеся понимают причины возникновения кастовой системы и её влияние на жизнь людей.
Метапредметные:
Учащиеся умеют работать с различными источниками информации.
Учащиеся умеют анализировать и сравнивать исторические явления.
Учащиеся умеют работать в группах и выражать свою точку зрения.
Личностные:
Учащиеся проявляют интерес к изучению истории и культуры других народов.
Учащиеся формируют негативное отношение к любым формам дискриминации и неравенства.
Учащиеся проявляют эмпатию и понимание человеческого страдания.

1. Миф о происхождении четырёх каст*

Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы — те, кто пашет землю и пасёт скот, — возникли из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что созданы из запылённых ступней его ног.

Каста — группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.

Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг — слугами.

2. Как брахманы приносили жертвы.

Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома предлагал им за это богатый подарок, обычно корову. Сначала брахманы разжигали огонь трением двух деревянных палочек. Потом они пели хвалебную песнь богам и звали их в гости — посидеть на связках травы у костра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь.

Индийцы думали, что зёрна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса — к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность даруют людям хороший урожай на полях. Так и кормили друг друга люди и боги.

3. Периоды жизни брахмана. 

Жизнь брахмана делилась на 3 периода:
Учение (с 7 лет).
Обзаведение семьёй (с 16 лет).
Отшельничество (когда появлялись внуки).

Прочитать п.3

4. Касты знатных воинов, земледельцев и слуг. 

Индийские цари сами были из касты знатных воинов и окружали себя людьми из этой касты. Воины участвовали в битвах на слонах или на колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания в стрельбе из лука.

Люди из касты воинов считали, что их предками были древние цари и герои, такие, как Рама. Уже поэтому они намного выше простых земледельцев, а тем более слуг. Но и земледельцы, которые имели свои дома, поля и скот, с пренебрежением относились к слугам-беднякам.

Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам, прося их о помощи. Хозяину своему он должен был подчиняться беспрекословно и почитать всех людей более высоких каст, особенно брахманов.

Легенда о Будде

5. «Неприкасаемые». 

Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли «неприкасаемыми». Им даже запрещалось жить в деревне. Спали они в жалких лачугах за её пределами, а питались отбросами. С ними никто не садился за один стол — всё равно что с каким-нибудь грязным животным. «Неприкасаемые» носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошёл и не прикоснулся. И когда они входили в деревню убрать мусор или сделать другую чёрную работу, то люди старались уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных существ.

6. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным.

  Если человек из низшей касты осмеливался поднять руку на брахмана, царь приказывал отрубить ему руку. Если он обращался к брахману с поучениями, ему лили в глотку кипящее масло или пронзали язык раскалённым железом. Религия давала людям лишь одно утешение: если простые земледельцы и слуги будут покорны своей участи, то после смерти они могут родиться воинами, царями и даже брахманами.

Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Так, Будда, основатель религии буддизма, учил, что главное — личные достоинства человека, а не его происхождение.

варны — это сословия, а касты — это социальные группы в рамках этих сословий – это большие группы людей живущих по своим обрядам , правилам передаваемым по наследству

Домашнее задание:

Индивидуальные задания в тетради