День воинской славы России. Битва за Измаил. (слайд1.) 24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова; произошло 11 (22) декабря 1790 года.
Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о взятии крепости Измаил, героизме русских солдат; раскрыть величие этой победы. Педагогические задачи: воспитывать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;
чувства преданности и любви к своему народу. (слайд 2)
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация; книжная выставка. Герб и флаг России.
Подготовка к уроку: раздача стихотворений детям
Ход занятия.
Учитель
День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Суворова (1790 год) установлен Федеральным законом от 13.03.95 N 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России». Об этом мы сегодня будем говорить.
Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. имело взятие Измаила - цитадели турецкого владычества на Дунае. Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров в соответствии с новейшими требованиями фортификации. (слайд 3)
С юга ее защищал Дунай, имеющий здесь ширину в полкилометра. Вокруг крепостных стен был вырыт ров шириной 12 м и глубиной 6-10 м, в некоторых его местах стояла вода глубиной до 2 м. Внутри города имелось множество каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон крепости насчитывал 35 тыс. человек и 265 орудий.
Чтец 1. Из
трех сот жерл огнем дышали,
Ты там прославился днесь вновь.
Вождь рек: «Се стены Измаила!
Да сокрушит твоя их сила!..»
И воскипела бранна кровь.
Г. Державин.
Учитель. В ноябре 1790 г. русские войска начали осаду Измаила. Две попытки взять Измаил окончились неудачно. И тогда главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин поручил взятие неприступной крепости Суворову. (слайд 4)
Однако, прибыв 13 декабря под Измаил, Суворов в течение шести дней вёл деятельную подготовку к штурму, в том числе обучая войска штурмовать макеты высоких крепостных стен Измаила. (слайд 5)
Рядом с Измаилом, в районе нынешнего села Сафьяны в кратчайшие сроки были выстроены земляные и деревянные аналоги рва и стен Измаила — солдаты тренировались забрасывать фашинником ров, быстро ставить лестницы, после подъёма на стену они быстро кололи и рубили установленные там чучела, имитирующие защитников
Александр Васильевич Суворов всесторонне изучил военное дело, военную теорию, выработал в себе практические боевые навыки. Он постоянно заботился о русском солдате. Его забота заключалась главным образом в стремлении научить солдат и офицеров постоять за родину, добиться победы над врагом. Суворовские солдаты по праву назывались «чудо-богатырями» - они преодолевали любые трудности и одерживали победы. (слайд 6)
Чтец 2. Учил Суворов в лихих боях
Держать во славе Российский флаг.
Отцом и братом Суворов был,
Сухарь последний с бойцом делил.
В дыму походов, в огне боев
Ковал победу, громил врагов
Он на Очаков, на Измаил
Победно войско свое водил.
Учил Суворов: «Вперед глядеть!
Уж если встали – стоять на смерть!»
Суворов, братцы, пример для нас –
Он не терялся в тяжелый час.
За честь Отчизны я жизнь отдам,
Не дам в России гулять врагам.
За честь Отчизны я постою,
В ученье трудно – легко в бою.
Учитель. Началась
усиленная подготовка к штурму крепости. Стремясь избежать кровопролития,
Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости, на что
последовал ответ: «Скорее небо обрушится на землю и Дунай потечет вверх, чем
сдастся Измаил». (слайд 7)
Чтец 3. Как воды, с гор весной в долину (слайд 8)
Низвержась, пенятся, ревут,
Волнами, льдом трясут плотину,
К твердыням россы так текут.
Ничто им путь
не воспящает;
Смертей ли бледных полк встречает,
Иль ад скрежещет зевом к ним, —
Идут — как в тучах скрыты громы,
Как двигнуты безмолвны холмы;
Под ними стон, за ними — дым.
Идут в
молчании глубоком, (слайд 9)
Во мрачной страшной тишине,
Собой пренебрегают, роком;
Зарница только в вышине
По их оружию играет;
И только их душа сияет,
Когда на бой, на смерть идет.
Уж блещут молнии крылами,
Уж осыпаются громами —
Они молчат, — идут вперед.
Г. Державин
Учитель. (слайд 10)
24 декабря 1790 г. русские войска девятью колоннами с разных сторон двинулись на штурм крепости. Речная флотилия подошла к берегу и под прикрытием огня артиллерии высадила десант. Умелое руководство Суворова и его соратников, отвага солдат и офицеров решили успех боя, продолжавшегося 9 часов. Турки оборонялись упорно, но Измаил был взят. Неприятель потерял 26 тыс. убитыми и 9 тыс. пленными. Было захвачено 265 орудий, 42 судна, 345 знамен. Суворов написал в рапорте потери русской армии в 1815 человек убитыми и 2455 ранеными. (слайд 11)
Чтец 4. Луна полна на башнях крови,
Поникли гордой Мекки брови;
Стамбул склонился вниз челом.
О! ежели
издревле миру
Побед славнейших звук гремит,
И если приступ славен к Тиру, —
К Измаилу больше знаменит.
Там был вселенной покоритель,
Машин и башен сам строитель,
Горой он море запрудил,
А здесь вождя одно веленье
Свершило храбрых россов рвенье;
Великий дух был вместо крыл.
Услышь,
услышь, о ты, вселенна!
Победу смертных выше сил;
Внимай Европа удивленна,
Каков сей россов подвиг был.
Г. Державин
Учитель. Измаил был взят армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. Случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства. Успех был обеспечен тщательностью и скрытностью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн, ясной и точной постановкой целей. (слайд 12) Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией, которая завершилась Ясским миром (1792), закрепившим за Россией Крым и северное Причерноморье от Кубани до Днестра.
(слайд 13) Российская императрица Екатерина II повелела выбить медаль в честь А.В. Суворова за взятие Измаила и учредила офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость» — для награждения за подвиги, совершенные при штурме города.
Чтец 5. Утешьтесь! — Ветры в ветры дуют,
Стихии меж собой воюют;
Сей свет — училище терпеть.
И брань коль восстает судьбою,
Сын россиянки среди бою
Со славой должен умереть.
А слава тех не
умирает,
Кто за отечество умрет;
Она так в вечности сияет,
Как в море ночью лунный свет.
Времен в глубоком отдаленьи
Потомство тех увидит тени,
Которых мужествен был дух.
С гробов их в души огнь польется,
Когда по рощам разнесется
Бессмертной лирой дел их звук.
Г. Державин
Учитель: Сегодня на уроке, вы познакомились с героями той далекой войны, и узнали о великом сражение русской армии.
Подведение итогов (Рефлексия)
Как вы понимаете слова А. Суворова: «Тяжело в учении, легко в бою»? Значима ли победа А. Суворова для России?
А вы хотели бы быть похожим на А. Суворова?
На кого из знаменитых людей вы бы хотели быть похожими?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.