Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
9 кл—11 кл +1
03.10.2018
Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"
Бывают события, которые по прошествии времени стираются из памяти людей, но есть те, значение которых с каждым десятилетием приобретает особую значимость. К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Данная методическая разработка посвящена именно этой важной теме.
урок цена победы.doc
Методическая разработка урока Дисциплина: ОУДБ.03 История Тема: «Цена победы в Великой Отечественной войне» Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний Вид занятия: круглый стол I. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Проверьте всё ли у вас готово к сегодняшнему занятию. У вас на столах лежат папки со справочным материалом и рабочие листы (даётся инструкция, как  пользоваться папкой).   II. Актуализация знаний Бывают события, которые по прошествии времени стираются из памяти  людей, но есть те, значение которых с каждым десятилетием приобретает  особую значимость. К таким событиям относится Победа нашего народа в  Великой Отечественной войне.  В этом году наша страна празднует 73­годовщину Победы в войне с  фашистской Германией. До сих пор не затихают споры об этой войне. Не  затихают они потому, что выясняя правду о войне, выясняя, каковы были  определяющие факторы победы, мы стремимся понять, в чём наша сила,  понять, как нам жить дальше, ведь уроки прошлого ­ это ориентиры в  будущее.  III. Мотивация темы и цели урока История Великой Отечественной войны занимает особое место в памяти нашего народа. О войне написано немало книг и картин, снято множество  кинофильмов и спета ни одна песня. Послушайте сейчас отрывок из песни  Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа». Опираясь на слова этой песни,  сформулируйте тему нашего урока. О чём мы будем говорить? (Слайд №2) А теперь скажите, как, по вашему мнению, должна звучать тема нашего  урока. Ответы учащихся.  Тема нашего занятия: «Цена победы в Великой Отечественной войне».  Запишите название темы в свои рабочие листы. (Слайд №3). Учащиеся делают записи. 1 Нам нужна одна Победа! Одна на всех, Мы за ценой не постоим! Какой же ценой досталась победа в Великой Отечественной войне? Нам сегодня предстоит узнать. Но кроме этого, я хочу, чтобы каждый из вас в  конце занятия ответил на вопрос: Почему память о Великой Отечественной  войне священна, а победа столь значима для нашей страны? (Слайд №4) IV. Выполнение студентами различного рода заданий  Я предлагаю вам выступить сегодня в роли экспертов­исследователей.  На столах – всё необходимое для работы, прежде всего рабочие листы и  документы. Давайте вспомним самые значимые страницы истории Великой  Отечественной войны. Выполним задание №1 в ваших рабочих листах.  Установите соответствие между событием и датой, запишите ответ.  (Слайд №5) На выполнение задания 2 минуты. 1. Московская битва А) июль 1942 ­ февраль 1943 гг. 2. Сталинградская битва Б) апрель 1945 г. 3. Курская битва В) декабрь 1941 – апрель 1942 гг. 4. Блокада Ленинграда Г) июль 1943 г. 5. Битва за Берлин Д) сентябрь 1941 – август 1944 гг. Ответ:  2 3 1 В А Г 4 Д 5 Б Давайте проверим получившиеся ответы. Обменяйтесь рабочими  листами с вашим соседом по парте, проведём взаимопроверку. Назовите  получившиеся ответы по одному от каждого. Ответы учащихся.  (Слайд №6) Теперь я предлагаю вам поработать группами. Каждая группа состоит  из двух человек: первая парта, т.е. первый и второй исследователи входят в  первую группу, вторая парта – третий и четвёртый исследователи – составляю вторую группу, и так далее. Обратите внимание на рабочие листы, задание 2.  2 Вам предстоит работа с историческими документами. Прочитайте документы  и ответьте на вопрос, который у вас там задан. На выполнение задания 3  минуты, после чего каждая группа должна зачитать вслух свой вопрос и устно ответить на него. Учащиеся работают с текстами документов. V. Проверка выполнения работ, корректировка результатов Ваше время вышло. Давайте заслушаем ответы. Начинает первая группа. Ответы учащихся.  Фашистские идеологи вынашивали кровожадные планы в отношении  Советского Союза. В своих захватнических войнах они отводили особое место нашему народу и вели против него борьбу с неимоверной жестокостью. Вторая группа, теперь мы слушаем вас. Ответы учащихся.  22 июня … Этот день будет вечно отбрасывать нашу Память к 1941  году, а значит и к 9 мая 1945 года. Между этими двумя датами прочная нить.  Без одной не было бы и другой. Точнее сказать – другой могло бы и не быть.  Только задумайтесь, что было бы, если бы мы не победили в той войне? Третья группа, вам слово. Ответы учащихся.  Другой такой войны по своей жестокости не знает история. Советский  Союз сделал всё возможное и невозможное, чтобы выстоять и победить. 1418  дней и ночей народ шёл к Победе… Потоками крови и слез была омыта за эти  нескончаемо долгие 4 года наша многострадальная земля. Но наш великий народ выстоял и победил!!!  Четвёртая группа, мы слушаем вас. Ответы учащихся.  Терпение, мужество, величайшая стойкость, любовь к Отечеству ­  именно эти качества помогли советскому народу отстоять независимость  своей Родины в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной Войны.  Пятая группа, теперь мы слушаем вас. Ответы учащихся.  Могучий враг, с легкостью завоевавший почти всю Европу, не смог  покорить Советский Союз. Наш народ самоотверженно защитил не только  своё государство, но и дал свободу многим другим народам. Чего же стоила  эта победа? Какие потери понёс Советский Союз в Великой Отечественной  войне?   3 VI. Формулирование выводов по изученному материалу Прошу обратить ваше внимание на экран. (Слайд №)  Здесь указаны потери, которые понёс Советский Союз в результате  Великой Отечественной войны. Пусть каждый из вас по­очереди зачитает по  одной строке из списка.  Ответы учащихся.  Вот та цена, которую наш народ заплатил за победу в Великой  Отечественной войне. Какую из названных позиций вы бы могли назвать  «невосполнимой потерей» и почему? Ответы учащихся.  27 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Из 18­ летних не вернулся каждый третий. Ежедневно погибали 15 тыс. человек. Язык цифр  скуп. Но вы всё же, вслушайтесь и представьте. Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это 38 лет.  Я предлагаю сейчас посмотреть видео, в котором к вам обращается  ваша сверстница. Послушайте её внимательно и вспомните то, о чём мы  сегодня говорили. После чего вы должны ответить на вопрос, который был  поставлен в начале нашего занятия: «Почему память о Великой  Отечественной войне священна, а победа столь значима для нашей страны?». Учащиеся смотрят видео. А теперь ответьте на вопрос: «Почему память о Великой Отечественной войне священна, а победа столь значима для нашей страны?». Ответы учащихся.  Помните, какой дорогой ценой досталась победа нашей стране! Именно  благодаря 27 миллионам погибшим в те страшные годы войны, мы сегодня с  вами можем жить. Память о столь великой жертве и дань уважения к подвигу  героев ­ это наш святой долг. Каждый из нас должен делать всё, чтобы страна  и дальше процветала, была такой же великой и непобедимой. И это в наших  силах. Получив профессию, вы сможете пойти работать, тем самым внести  свой вклад в развитие России и доказать на деле, что цена, заплаченная за  победу в Великой Отечественной войне была не напрасна, она того стоила! VII. Подведение итогов занятия, рефлексия  Какая цель у нас сегодня была поставлена в начале занятия? Ответы учащихся.  4 Цель была достигнута?  Ответы учащихся.  Что мы делали для её достижения? Ответы учащихся.    Молодцы ребята, вы сегодня хорошо работали. Но останавливаться на этом не стоит, пополняйте свои знания, получайте новые навыки работы. Домашнее задание Для этого я предлагаю вам следующее домашнее задание – подготовить  сообщение на тему: «Великая Отечественная война в истории моей семьи»,  где вы можете рассказать о том, как события военных лет повлияли на жизнь  ваших родственников. Рефлексия Выскажите одним предложением ваше настроение в конце урока,  выбирая начало фразы (Слайд №):  Сегодня я узнал…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполнял задания…  Я понял, что…  Теперь я могу…  Я научился…  У меня получилось …  Я смог…  Я попробую…  Мне захотелось…  Урок дал мне для жизни…    Ответы учащихся.   Закончить урок я хотела бы словами русского писателя Леонида  Андреева: «Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы  забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти». (Слайд) Занятие окончено! Всем спасибо за внимание! (Слайд) 5 Приложение 1 группа Прочитайте документы и ответьте на вопрос: Каких целей стремились добиться фашисты в войне с Советским Союзом? Из дневника Ф. Гальдера (до 1942 г. начальник генштаба сухопутных войск  Германии). 30.03.1941 г. Наши задачи в отношении России – разгромить ее вооруженные силы,  уничтожить государство… Уничтожающий приговор большевизму не означает социального преступления… речь идет о борьбе на уничтожение…   Эта война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке сама  жестокость – благо для будущего. Судьба народов СССР была обозначена в Генеральном плане «ОСТ»,  подготовленном по приказу рейхсфюрера СС Гиммлера в 1940 г. Генеральным планом «ОСТ» предполагалось частично истребить русских и  представителей других славянских народов, остальных низвести до  положения рабочего скота, беспрекословно повинующегося расе господ –  немцев. На захваченной советской территории предполагалось установить  новый порядок: переселить туда свыше 4,5 миллиона немцев и тысячи  жителей Скандинавии, а остальных славян и русских выселить в Западную  Сибирь. В связи с этим предусматривалось уничтожение 60­ 65 миллионов  человек СССР. Из замечаний и предложений по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера  войск СС Г.Гиммлера, начало 1941 г. Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение  этой исторической цели никогда не означало бы полного решения  проблемы. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы разгромить русских  как народ, разобщить их... Важно, чтобы на русской территории население в  своём большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского  типа… Упомянутые (оккупированные) области должны быть тотально  германизированы, т.е. тотально заселены… 6 2 группа Прочитайте документ и ответьте на вопрос: Какие цели провозгласил И.В.Сталин в войне с Германией? Из выступления по радио И.В. Сталина. 03.07.1941 г. Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину,  начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неутомим. Он ставит своей целью захват наших земель,  разрушение национальной культуры, превращение в рабов. Дело идет… о  жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза  свободными или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли  это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и  перестроили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий пощады  врагу… Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она  является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем  великой войной всего советского народа против немецко – фашистских войск. Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских  угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей  страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского  фашизма…  Все силы народа – на разгром врага! Вперед за нашу победу! 7 Прочитайте документы и ответьте на вопрос: Почему советскому народу так важно было победить именно в этой войне? 3 группа Идя на Восток, Гитлер заявлял: «Мы должны развить технику обезлюживания. Если вы спросите меня,  что я понимаю под обезлюживанием, я скажу, что имею в виду устранение  целых единиц. И это то, что я намерен осуществить, это, грубо говоря, моя  задача.. Если я могу послать цвет германской нации в пекло войны без  малейшего сожаления о пролитии ценной германской крови, то, конечно, я  имею право устранить миллионы низшей расы, которые размножаются как  черви!» В «Памятке немецкого солдата», которой снабдили всех отправленных на Восточный фронт солдат и офицеров гитлеровского вермахта,  говорилось: ...У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе  жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если  перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым  спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься  навек… Из книги И.Л. Солоневича "Народная монархия"                                                    Разгром Гитлера есть, конечно, результат национального чувства, взятого в  его почти химически чистом виде... Германия поставила перед Россией вопрос "быть или не быть" ­ и получила свой ответ.  8 4 группа Прочитайте документ и ответьте на вопрос: Какие факторы помогли советскому народу отстоять независимость своей  Родины в борьбе с фашизмом? Из рецензии майора Л. Хатингса на книгу У. Аллена и П. Муратова  «Русские кампании 1941 – 1943 годов». 1945 г. Одна из главных ошибок немцев заключается тем, что они обманулись в  своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского  государства, и недооценили патриотической готовности русских драться за  свою родину. Крупнейшие просчеты были допущены немцами также в оценке  профессиональных военных качеств советского военного командования и  технических успехов, достигнутых всеми родами советского оружия…  Очевидно также, что, подобно большинству наблюдателей, германский  генеральный штаб не имел представления о масштабах, а в отдельных случаях  – о расположении огромных промышленных ресурсов России, появившихся в  последнее время. Единство фронта и тыла… В экстремальных условиях  войны советская экономика смогла быстрее перейти на выпуск вооружения и  превзойти промышленную мощь фашистского блока.… …. Всё военное искусство и блестящие технические качества германской  армии сошли на нет именно потому, что стратегическое предвидение русских, их стратегическая мысль оказались гораздо более глубокими и  дальновидными, чем стратегия, которой руководствовалась германская  армия. Превосходство русского командования является несомненным  фактором, колоссальные успехи, … выдающиеся достоинства Красной армии  и её молодых военачальников… 9 Прочитайте документы и ответьте на вопрос: Какое влияние оказал Советский Союз на исход Второй мировой войны? 5 группа Из высказываний лидеров антигитлеровской коалиции. Франклин Рузвельт: «Красной Армии и народу Советского Союза  принадлежит вечная слава и честь. Они вписали бессмертные страницы в  историю борьбы против тирании и гнета. Их пример, и самопожертвование  вдохновляют все силы, объединенные в совместной борьбе за победу. Именно  СССР принадлежит решающая роль в победе над фашизмом».  Шарль де Голль: «Французы знают, что сделала для них Советская Россия,  сыгравшая главную роль в их освобождении».  Уинстон Черчилль: «Ни одно государство не смогло бы выстоять в тех  условиях войны, которую Гитлер навязал России. Россия не только выжила и  оправилась от страшных ран, нанесенных Гитлером, но и нанесла сама  немецкой военной машине смертельный урон. Это не смогла бы сделать ни  одна другая сила в мире».  Статистические данные. Вторая мировая война унесла более 50 млн. человеческих жизней. Из них  более 27 млн. человек советских граждан. За освобождение Польши пали 600  тыс. наших солдат и офицеров, Чехословакии – 140 тыс., Венгрии – 140 тыс.,  Румынии – 69 тыс., Австрии – 26 тыс., Югославии – 8 тыс., Норвегии – более 2 тыс., Китая – 8 тыс., Кореи – 1,5 тыс. Свыше 100 тыс. советских воинов полегло на земле Германии. 10 11 Потери СССР в Великой Отечественной войне: ­ 27 миллионов человек ­ 1710 городов ­ 70 тыс. сел и деревень ­ 31 850 фабрик и заводов ­ 1135 шахт ­ 48 тыс. км железнодорожных путей ­ 44 тыс. библиотек и театров ­ 84 тыс. школ и лечебниц ­ 36,8 млн. га посевных площадей ­ 30% национального богатства 12 13

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"

Методическая разработка урока на тему: "Цена Победы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2018