Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"
Оценка 5

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
9 кл—11 кл
03.10.2018
Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"
Цели занятия: Образовательные: - изучить особенности развития СССР в годы правления Н.С.Хрущева. - активизировать познавательную деятельность обучающихся. - предоставить каждому обучающемуся возможность проверить свои знания и навыки, а также повысить их уровень. Развивающие: - развивать логическое мышление, умение применять знания в изменённой ситуации, делать выводы и обобщения. - развивать умения сравнивать, систематизировать, обобщать, получать информацию из различных источников; навыки контроля и самоконтроля. Воспитательные: - прививать интерес и любовь к истории своей страны. - способствовать формированию у обучающихся объективной оценки прошлого нашей страны. - способствовать осознанию личностного смысла изучаемого материала и патриотическому воспитанию обучающихся.
СССР во времена Н.С.Хрущева.doc
Методическая разработка урока Тема: «СССР во времена правления Н.С.Хрущева» Цели  занятия: Образовательные: ­ изучить особенности развития СССР в годы правления Н.С.Хрущева.  ­ активизировать познавательную деятельность обучающихся. ­ предоставить каждому обучающемуся  возможность проверить свои знания и  навыки, а также повысить их уровень. Развивающие: ­ развивать логическое мышление, умение применять знания в изменённой  ситуации, делать выводы и обобщения. ­ развивать умения сравнивать, систематизировать, обобщать, получать  информацию из различных источников; навыки контроля и самоконтроля. Воспитательные: ­ прививать интерес и любовь к истории своей страны. ­ способствовать формированию у обучающихся объективной оценки прошлого  нашей страны. ­ способствовать осознанию личностного смысла изучаемого материала и  патриотическому воспитанию обучающихся.  Оборудование урока ­ карточки с тестовыми вопросами; ­ карточки для самостоятельной работы; ­ мультимедийный проектор, ноутбук. Формы работы:  фронтальная; работа в парах; индивидуальная. I. Организационный момент Здравствуйте ребята! Присаживаемся. Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем занятии! Староста, подайте, пожалуйста, список отсутствующих. Проверьте всё ли у вас готово к сегодняшнему занятию: тетрадь, ручка. На столах лежат папки с раздаточным материалом (даётся инструкция, как  пользоваться папкой).   Обращаю ваше внимание, что оценки вы сегодня получите накопляемые,  т.е. в течение всего занятия вы будите работать и отвечать, а в конце пары я  выставлю вам оценки в зависимости от того насколько активно и плодотворно  вы работали. II. Актуализация знаний Все мы с вами жители одной великой страны, которая насчитывает  многовековую историю. (Слайд №2) И в этой истории были разные события и  времена, которые в той или иной степени повлияли на то, какая теперь у нас  Россия. Но ни одно из этих событий не прошло бесследно, и все люди, когда­ либо жившие здесь, оставили свой отпечаток в истории, особенно если эти люди  – видные политические деятели. Об одном из таких деятелей мы и поговорим на сегодняшнем занятии. (Слайд №3) И зовут этого человека – Никита Сергеевич  Хрущев.  Запишите себе в тетрадь тему сегодняшнего занятия: «СССР во времена  правления Н.С.Хрущева». (Слайд №4) Учащиеся делают запись. Посмотрите внимательно на название темы и попробуйте сформулировать  цель занятия.  Ответы учащихся. Цель нашего занятия – изучить особенности развития СССР в годы правления  Н.С.Хрущева. (Слайд №5) Но прежде чем мы приступим, давайте проверим, как вы усвоили  предыдущий материал. А сделаем мы это, выполнив тестовые задания. Откройте сейчас папки, достаньте эти задания и чистые листы. Подпишите листы и  укажите номер варианта, который у вас написан на тестовых заданиях. В тесте 5  вопросов, на каждый вопрос нужно выбрать всего один вариант ответа и  записать букву, под которой находится правильный ответ на этот вопрос.  2 Учащиеся выполняют задания. А теперь обменяйтесь работами с вашим соседом по парте и проверьте  правильность выполнения заданий. (На экране показаны правильные варианты  ответов и критерии оценивания) (Слайд №6) Учащиеся проверяют ответы своих одногруппников и выставляют  оценки за задание. Верните друг другу работы. Сколько у нас получилось учащихся, которые  выполнили свою работу на «отлично» ­ поднимите руку. Кто из учащихся  получил оценку «четыре», поднимите руку, кто ­ «три», а «два». Вложите эти  работы в свои папки, я позже посмотрю их и выставлю вам дополнительно  оценки. III. Изучение нового материала А теперь мы с вами возвращаемся к теме сегодняшнего занятия. Ребята,  посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд №7) Что вы там видите? Как вы  думаете, что это?  Ответы учащихся. Это памятник ­ скульптура Н.С.Хрущева, выполненная советским  скульптором Эрнстом Неизвестным. Согласитесь немного необычная, нежели  мы привыкли видеть скульптуры. Как вы думаете, какую мысль или идею  пытался передать Эрнст Неизвестный именно таким изображением Хрущева? Ответы учащихся. Подумайте ещё над этим вопросом, мы к нему вернёмся в конце занятия, когда у вас будет больше знаний по этому историческому периоду. И так, чего же всё начиналось? 5 марта 1953г. скончался И.В.Сталин. (Слайд №8) Смерть вождя  расколола общество: на тех, кто его искренне оплакивал, для кого это стало  настоящей трагедией, и на тех, кто обрадовался смерти тирана, только в лагерях и тюрьмах находилось 2,5 млн. человек. А у партийно­государственной элиты  это вызвало своего рода вздох облегчения. Многие считали, что избежали  репрессий. Возникла новая для страны ситуация. Впервые за 30 лет страна  осталась без вождя. Надо заметить, что ярко выраженного лидера не было, т.к.  выделиться, проявить способности, а уж тем более способности лидера при  Сталине, было просто не возможно. Любой политик, который входил в круг  «приближённых», со смертью Сталина получил возможность стать тем самым  лидером, тем более что в той или иной степени каждый имел своих сторонников  и противников. Важно было выбрать правильное направление, которое поддержало бы  советское общество, ведь после тяжелейшей войны, репрессий оно ждало  перемен во всех сферах жизни. Смерть Сталина вызвала неоднозначные чувства.  3 Но все – скорбящие и ненавидевшие, потрясенные и равнодушные –задавались  одним вопросом КТО? Кто станет преемником?  Высшие руководители страны сразу же заявили об установлении  коллективного руководства, но на деле между ними развернулась борьба за  лидерство. Нам нужно с вами выяснить: Кто участвовал в этой борьбе и каков её итог? Ответы на эти вопросы вы можете найти в тексте документа (Карточка  №1), прочитайте его. Учащиеся работают с текстом (Карточка №1) Укажите, кто участвовал в борьбе за власть после смерти И.В.Сталина? Ответы учащихся. На экране вы можете видеть портреты этих людей. (Слайд №9) Каков итог этой борьбы? Ответы учащихся. Что стало с теми, кто проиграл? Ответы учащихся. В чём причины победы Н.С.Хрущева? Ответы учащихся. Кто же такой Никита Сергеевич Хрущев? Давайте посмотрим небольшой сюжет  о нём.  Учащиеся смотрят видео. (Слайд №10) В одном из своих выступлений Н.С.Хрущев говорил, что Ленин вошел в  историю, как организатор революции, Сталин, несмотря на определенные  ошибки, обеспечил победу в кровавой войне с фашизмом. (Слайд №11) Свое же  предназначение он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому  народу. Удалось ли ему это сделать, нам сегодня предстоит узнать. А пока я  хотела бы вам рассказать об одном событии, которое сильно потрясло всю  страну, и связано оно с именем Хрущева. 14 февраля 1956 г. открылся XX съезд Коммунистической партии  Советского Союза. (Слайд №12) Съехавшиеся в Москву делегаты еще не знали,  что в последний день его работы первый секретарь ЦК Никита Хрущев прочтет  доклад «О культе личности Сталина и его последствиях». Да и сам Хрущев не  знал, что начнет свою речь в одной стране, а закончит, по сути, уже в другой.  Потрясенный зал слушал докладчика в гробовом молчании. Несколько человек  во время доклада упали в обморок, и их унесли. Аплодисментов не было даже  после того, как оратор сошел с трибуны. Ход закрытого заседания не  стенографировался. Магнитофонная запись не велась и подавно. Делегатам  также было запрещено делать какие – либо пометки. Что же такого сказал в своём докладе Хрущев, что так сильно потрясло  членов партии? Обратимся к тексту доклада, достаньте из папки Карточку №2 .  Прочитайте отрывок из доклада Хрущева и скажите, о чём идёт там речь. Учащиеся работают с текстом (Карточка №2) О чём говорил Хрущев в своём докладе? Ответы учащихся. 4 Почему это выступление так потрясло делегатов съезда? (Слайд №13) Ответы учащихся. Никто до того времени не смел даже подумать, что Сталин делает что­то  не так, а тем более сказать об этом вслух. Ему безоговорочно верили, а в  условиях тоталитарной системы ещё и боялись. И тут вдруг Хрущев говорит о  нарушениях И.В.Сталиным ленинской политики, о репрессиях, которые  погубили невинных людей, об ошибках Сталина как государственного деятеля.  Конечно, это событие произвело огромный фурор не только в партии, но и во  всём советском обществе. Летом того же года этот доклад был опубликован в  печати, только уже в более корректном виде и стал достояние общественности.  Публичное разоблачение Сталина потрясло советских людей, многие вообще  начали сомневаться в правильности пути, которым шла страна с 1917 г. Хотя и  знали, что Сталин И.В. сделал для нашей страны очень много. Примером тому  служит Победа в Великой Отечественной войне. Запишите в тетрадь: Февраль 1956 г. – выступление Н.С.Хрущева на XX  съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях». Имя Никиты Сергеевича Хрущева в истории нашего государства  ассоциируется с реформами. (Слайд №14)  Нам необходимо выяснить, какие  именно изменения произошли в СССР во времена правления Хрущева. Я  предлагаю поработать с текстом. У каждого из вас в папке лежит Карточка №3,  достаньте её. Ваша задача прочитать текст и назвать основные мероприятия и  реформы Хрущева. (Слайд №15) Первая группа должна назвать политические  реформы, вторая – реформы в сельском хозяйстве, третья – в промышленности,  четвёртая – социальные реформы, пятая – изменения в культуре. После этого  мы с вами запишем их в тетради. Каждая группа должна сделать устный вывод о реформах в той или иной сфере, указав, насколько они были эффективны. Учащиеся работают с текстом (Карточка №3) Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд №16­20) Каждая группа по­очереди зачитывает получившиеся записи, остальные  учащиеся записывают в свои тетради. После перечисления реформ каждая  группа делает вывод о результатах этих реформ. IV. Закрепление и применение знаний Вспомните, что из себя представляла внешняя политика СССР в период с  1953 по 1964 гг., может быть там всё было хорошо? (Слайд №21) Ответы учащихся. И во внешней политике не всё было гладко, а скорее наоборот. В конечном счёте, в начале 60­х гг. XXв. политика Хрущева и его постоянные  эксперименты с реформами стали вызывать неприятие как среди большинства  5 населения, так и среди части высшего руководства, которые особенно были  недовольны решением о периодической смене части руководящих партийных  работников. И честно говоря, не все его реформы, имели положительный  результат. Советское общество просто устало от таких реформ. Преобразования Н.С.Хрущева закончились вместе с его отставкой. (Слайд №22)15 октября 1964 Пленум ЦК КПСС сместил Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Его  место занял Леонид Ильич Брежнев ­ он не увлекался реформами и вполне  отвечал стремлениям советского общества к стабильности. Исходя из полученных сегодня знаний, сделайте вывод. (Слайд №23) Что из  себя представляла деятельность Хрущева на посту главы государства? Какой  след он оставил в истории нашей страны? Ответы учащихся. А теперь вернёмся к изображению памятника Н.С.Хрущеву. (Слайд №24)  Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и ответьте на вопрос: какую мысль или  идею пытался передать автор этой скульптуры? Ответы учащихся. Все мероприятия этого человека носили половинчатый характер,  незавершенный. Даже в этой скульптуре Эрнст Неизвестный выразил отношение  к реформаторской деятельности Никиты Сергеевича. Обратите внимание:  половина скульптуры светлая, а половина – темная. Что же хотел показать  скульптор? Так автор пытался передать особенности деятельности Хрущева в  роли руководителя Советского Союза. Он подчеркнул, что не все плохо в этом  человеке – половина его светлая и хорошая.  V. Подведение итогов урока 1. 2. 3. 4. 5. Вопросы: Какая цель у нас сегодня была поставлена в начале занятия? Цель была достигнута? Что мы делали для её достижения? Какие новые факты из истории нашего государства вы узнали? Какие умения помогли нам получить эти знания? Выставление оценок Мне хотелось бы сегодня сказать большое спасибо тем, кто работал устно  и выставить им оценки в журнал.   Выставление оценок. 6 VI. Домашнее задание  Параграф 95, эссе на тему: «Роль Н.С.Хрущева в истории нашей страны»  (Слайд №25) VII. Рефлексия Выскажите одним предложением ваше настроение в конце урока, выбирая  начало фразы (Слайд №26):  Сегодня я узнал…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполнял задания…  Я понял, что…  Теперь я могу…  Я научился…  У меня получилось …  Я смог…  Я попробую…  Меня удивило… Урок дал мне для жизни…  И в конце нашего занятия, я бы хотела вам сказать следующее: помните, что все  ваши действия влияют на жизнь других людей, совершая какой­либо поступок,  подумайте, каковы будут последствия. Занятие окончено! Всем спасибо за внимание! (Слайд №27) 7 Приложение Вариант 1 1. Перевод экономики на мирные рельсы в СССР в послевоенный период  получил название: А) демобилизация Б) конверсия В) репатриация Г) колонизация 2. Организация Североатлантического договора (НАТО) создана в: А) 1946 г. Б) 1947 г. В) 1948 г. Г) 1949 г. 3. Характерной чертой для сельского хозяйства СССР в 1945­1953 гг.  являлось: А) избыточность рабочей силы в колхозах Б) увеличение размеров личного подсобного хозяйства колхозников В) тяжелое бремя налогов на колхозников Г) значительное повышение государственных закупочных цен на сельхоз  продукцию 4. Денежная реформа и отмена карточной системы после окончания Великой  Отечественной войны в СССР были проведены в: А) 1947 г. Б) 1952 г. В) 1945 г. Г) 1953 г. 5. Какая сфера была приоритетной в восстановлении и развитии народного  хозяйства в послевоенный период в СССР: А) сельское хозяйство Б) лёгкая промышленность В) социальная сфера Г) тяжёлая промышленность 8 Вариант 2 1. Последним актом сталинских репрессий слал процесс под названием: А) «Ленинградское дело» Б) «дело врачей» В) «процесс генералов» Г) «дело Промпартии» 2. США выдвинули «план Маршалла» в: А) 1949 г. Б) 1946 г. В) 1948 г. Г) 1947 г. 3. Главной задачей внутренней политики СССР во второй половине        1940­ х гг. было(­а): А) повышение уровня жизни сельского населения Б) освоение целинных и залежных земель В) форсированное восстановление экономики Г) реабилитация жертв репрессий 1930­х гг. 4. Первые испытания атомной бомбы в СССР произошли в: А) 1949 г. Б) 1947 г. В) 1945 г. Г) 1952 г. 5. Какая из наук была объявлена «лженаукой» и оказалась фактически  запрещённой в СССР в конце 40­х гг.: А) история Б) ядерная физика В) биология Г) кибернетика 9 Карточка №1 На тот момент в стране было три видных претендента на власть:  Берия Лаврентий Павлович, Маленков Георгий Максимилианович и Хрущев  Никита Сергеевич.  Берия Л.П. ­ глава МВД, министр внутренних дел СССР, (аппарат  принуждения). Берия, контролировавший МВД мог продолжить политику сталинизма и репрессий, что создавало серьезную угрозу жизни и  благополучию миллионов людей и целых народов. Маленков Г.М. ­ Председатель Совета министров СССР (глава  исполнительной власти). Маленков руководивший исполнительной властью мог пойти на некоторое смягчение режима, но не стал бы менять  общеполитический курс. Хрущев Н.С. – первый секретарь ЦК КПСС (руководитель партии).  Хрущев не мог остановиться лишь на некоторых изменениях, т.к. его  программа была бы похожа на программу Маленкова, поэтому ему  необходимы были решительные действия ­ поворот к десталинизации:  начальное очищение от наследия сталинизма: освобождение  репрессированных, поворот к решению наиболее острых аграрных вопросов, ослабление догматического пресса в культуре. В результате, в борьбе за власть победил Н.С.Хрущев. Берия был  обвинен в связях с английской разведкой и расстрелян, Маленков был  смещен с поста главы правительства, т.к. в ходе амнистии  политзаключенных было выяснено, что Маленков был одним из  организаторов фабрикации «Ленинградского дела». Как все это удалось  Хрущеву? Партийная власть и власть государственная в СССР срослись  давно, и какая была сильнее, нужно было еще посмотреть. Причина его  успеха в том, что большинство членов ЦК КПСС были ставленниками  Хрущева, которые поддерживали его во всем. Партийный аппарат  стремился сохранить своё главенствующее положение. Н.С.Хрущев,  занимал пост секретаря ЦК КПСС, все остальные наследники Сталина  имели государственные посты. 10 Карточка №2 Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. «О культе личности и его последствиях. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза февраль 1956 года. … Сталин И.В. действовал не путем убеждения, разъяснения,  кропотливой работе с людьми, а путем навязывания своих установок, путем  требования безоговорочного подчинения его мнению. Тот, кто сопротивлялся  этому или старался доказать свою точку зрения, свою работу, тот был обречен на исключение из руководящего коллектива с последующим моральным и  физическим уничтожением… Жертвами деспотизма Сталина стали многие  честные, преданные делу коммунизма, выдающиеся деятели партии и рядовые работники партии… Он отбрасывал ленинский метод убеждения в воспитании, переходил с  позиции идейной борьбы на путь административного подавления, на путь  массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее  через карательные органы, часто нарушая при этом существующие нормы  морали и советские законы. Массовые аресты и ссылки тысячи людей, казни  без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывая страх и даже озлобление. Рассматривая вопрос о культе личности, нам  необходимо прежде всего выяснить, какой ущерб это нанесло… Установлены многочисленные факты фальсифицированных дел против  коммунистов, ложных обвинений, вопиющих нарушений социалистической  законности, в результате чего погибли невинные люди. Массовые аресты,  репрессии партийных, советских, хозяйственных, военных работников  нанесли огромный ущерб нашей стране, делу социалистического  строительства. Активизировались всевозможные клеветники и карьеристы. Единовластие Сталина привело к тяжким последствиям в ходе Великой  Отечественной войны. 11 Карточка №3 (1группа) Политические реформы  XX съезд КПСС в феврале 1956 г. и выступление на нем Н. Хрущева с  докладом о культе личности Сталина стали поворотным пунктом в истории,  началом частичной десталинизации и демократизации жизни страны. В  докладе приводились примеры беззаконий сталинского режима, которые  связывались в основном лишь с деятельностью отдельных конкретных  личностей, но о существовании тоталитарной системы вопрос не ставился.  Таким образом, в СССР начался процесс, получивший название – развенчание  культа личности И.В.Сталина. Это выступление укрепило авторитет Хрущева, что вызвало недовольство других партийных лидеров.  С приходом к власти Н.С.Хрущева начинается реабилитация  политзаключённых. Было прекращено «дело врачей», реабилитированы  жертвы «Ленинградского дела», «Еврейского антифашистского комитета».  Освобождены и реабилитированы арестованные после войны военачальники,  положено начало пересмотру политических обвинений 30­х гг. На свободу  вышли десятки тысяч человек. Проведена реформа карательных органов, над ними был установлен  партийный контроль. Министерство Государственной Безопасности было  реорганизовано в Комитет государственной безопасности при Совмине СССР, что сопровождалось значительной сменой кадров. Была отдана под суд за  фабрикацию фальшивых дел часть руководителей карательных органов,  введён прокурорский надзор за службой госбезопасности. Продолжая свою реформаторскую линию, Хрущев успел сделать  радикальные шаги в перестройке правящей партии. В июне 1957 г. на Пленуме ЦК Хрущев добился введения в состав Президиума ЦК новых лиц,  поддержавших его в трудный час, ­ Брежнева, Жукова, Игнатова и др. На  XXII съезде в октябре 1961 г. были внесены изменения в Устав КПСС,  которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее  12 (вводилась система обновления партийных кадров). Против таких реформ  активно выступал партийный аппарат, который больше не боялся репрессий и  желал стабильности своего положения. В годы правление Н.С.Хрущева произошло расширение прав союзных  республик и органов местного самоуправления.  В 1957 г. восстанавливались права депортированных при Сталине  народов (чеченского, балкарского, ингушского, калмыкского, карачаевского). За годы нахождения у власти Хрущев неоднократно менял линию своей  политики. Подобная непоследовательность наблюдалась во всем. Многие  реформы не были доведены до конца, а некоторые из них, например,  развеивание культа Сталина основывались на личном отношении Хрущева к  политике и экономике. Хрущев хотел сохранить социалистическую модель  власти, но при этом приблизить страну к демократическим нормам Запада.  Возмущение нелогичности политики слышались как со стороны простых  людей, так и со стороны членов партии.  Карточка №3 (2 группа) Реформы в сельском хозяйстве Сельское хозяйство 1953­1958 гг. В центре внимания хрущёвской администрации находились вопросы  экономического развития СССР. Укрепление экономики началось с перемен в аграрном секторе. По решению сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС  были проведены неотложные меры по подъёму сельского хозяйства: во много  раз увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, снижены налоги с  совхозов, усилено финансирование аграрного сектора (с 7,6% от всех  капиталовложений в 1950 г. до 18% в 1955 г.).  Одним из важных решений  стала отмена налога на личное подсобное хозяйство. По инициативе  Н.С.Хрущева был провозглашён и начал внедряться принцип планирования  снизу: колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учётом  специфики местных условий.  В 1954 г. по инициативе Н.С.Хрущева  началось освоение целинных и залежных земель (в Казахстане, Сибири и др.)  Позже  Хрущев предложил строить для сельских жителей здания городского типа и  проводить другие меры по благоустройству быта. Впервые были введены  пенсии колхозникам. Им стали выдавать паспорта. Эти меры способствовали  подъёму сельского хозяйства, за 1953­1958 гг. прирост сельскохозяйственной  продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. Таких  темпов село не знало со времён нэпа.  Сельское хозяйство 1959­1964 гг. 13 Успехи в сельском хозяйстве вселили в Хрущеве уверенность в силу  административных решений, а быстрое улучшение благосостояния крестьян  породило у него опасение в возможном их превращение в кулачество. Это во  многом объясняет тот факт, что с конца 50­х гг. экономические стимулы  начинают вытесняться административным принуждением.  В 1959 г. началась ликвидация машинно­тракторных станций (МТС).  Колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены выкупать её в  течение лишь одного года, причём за высокую цену. Государство таким путём  сумело за один год компенсировать почти все расходы предыдущих лет на  развитие сельского хозяйства. Вместе с тем началось новое наступление на  подсобные хозяйства (было дано поручение государственным органам за 2­3  года скупить скот у рабочих совхозов, у деревенских жителей урезали  приусадебные участки, им запрещалось иметь более одной коровы).   Результатом этих мер явилось обострение продовольственной проблемы в  стране. Попытки решить её с помощью «кукурузной эпопеи» успеха тоже не  принесли. Стремление выращивать эту культуру вне зависимости от климата  нанесло серьёзный ущерб земледелию, произошло общее снижение сбора  зерновых. Ситуация усилилась кризисом в освоении целинных земель  в 1962­ 1963гг, связанным не только с погодными условиями, но и с непродуманной  системой землепользования, приведшей к эрозии почв. Кризис сельского  хозяйства привёл к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за  границей, ставшим затем традиционными и ещё более значительными.  Семилетний план развития сельскохозяйственного производства был  провален. Карточка №3 (3 группа) Развитие промышленности 50­е годы XX века характеризуются большими успехами в  промышленности. Большое внимание уделялось отраслям, связанным с  научно­технической революцией. Наиболее зримых результатов в  использовании научно­технического прогресса удалось добиться лишь в  военно­промышленном комплексе и некоторых смежных областях. В 1954 г. в  городе Обнинске начала работать первая в мире атомная электростанция. В  1957 г. был спущен на воду первый в мире атомоход «Ленин», что позволило  гораздо успешнее решать проблемы северного судоходства. СССР стал одним  из пионеров в создании пассажирской реактивной авиации (самолет «Ту­ 104»), большие успехи были достигнуты в вертолетостроении. Триумф  советской науки и техники был связан с началом освоения космоса. В 1957 г.  в СССР был осуществлён запуск первого в мире искусственного спутника  14 Земли. 12 апреля 1961 г. Ю.А.Гагарин совершил первый полёт человека в  космос. Первостепенное значение имела программа сплошной электрификации  страны. В эксплуатацию вводились новые ГЭС и ГРЭС. Тогда появились такие гиганты, как Куйбышевская и Сталинградская ГЭС на Волге, Братская ГЭС  на Ангаре, началось строительство Красноярской ГЭС на Енисее и др.  Началась продажа электроэнергии за границу. Предприятия начали  переоснащаться новой техникой. Успехи экономики вызвали у руководства во главе с Хрущевым  уверенность в возможности еще большего ускорения темпов развития. Однако начавшиеся в это же время серьезные трудности наглядно  продемонстрировали утопичность этой идеи. Трудности во многом были  связаны с непродуманными реорганизациями последних лет его правления.  Так, были ликвидированы центральные министерства, их функции перешли в  руки совнархозов, созданных в разных регионах страны. Это нововведение,  имевшее и ряд положительных последствий, вело к разрыву связей между  регионами, тормозило внедрение новых технологий. Следует отметить, что  темпы экономического развития неуклонно снижались. Карточка №3 (4 группа)  Социальная сфера Руководство СССР проводило многие мероприятия для повышения  благосостояния народа. Были повышены пенсии. В средних и высших учебных заведениях отменили плату за обучение. Выросли материальные доходы  людей. Развернулось массовое жилищное строительство. Оно позволило  многим получить отдельные, хотя и небольшие, квартиры («хрущевки» или  «хрущобы»). Одновременно с повышением зарплат проводилось снижение цен на  товары массового потребления: на отдельные виды ткани, одежды, товары для детей, часы, лекарства и т.п. Рабочий день сократился до 6 — 7 часов, а в предпраздничные и  праздничные дни еще на час. Рабочая неделя стала короче на два часа.  С конца 50­х гг. XX в. началась продажа товаров длительного  пользования в кредит. Несомненные успехи в социальной сфере в начале 60­х гг. XX в.  сопровождались и негативными явлениями, особенно болезненными для  населения: с прилавков магазинов исчезали продукты первой необходимости,  вплоть до хлеба. В июне 1962 г. решением правительства были повышены цены на продукты (на 30% ­ на мясо и на 25% ­ на масло). Из­за этого произошло  несколько выступлений населения, самым известным из которых  стала демонстрация в Новочеркасске в 1962 г., при подавлении которой  войска применили оружие, что привело ко многим жертвам. Средства  15 массовой информации хранили об этом полное молчание, однако эхо  новочеркасских событий прокатилось по всей стране. Авторитет Хрущева у  простых людей стал падать. Карточка №3 (5 группа) Изменения в культуре По инициативе Хрущева деятели культуры получили возможность  создавать свои произведения без жесткого партийного диктата. Эта политика  получила наименование «оттепели» по названию популярного тогда романа  писателя И.Эренбурга. В период «оттепели» не только в культуре, но и в  жизни общества в целом произошли существенные изменения. Произведения  литературы и искусства стали более глубокими и искренними. Духовная атмосфера времен «оттепели» была относительно  либеральной. Уменьшились цензурные ограничения, расширился круг тем  затрагиваемых в искусстве. Шла активная реабилитация писателей, ставших  жертвами репрессий. Одновременно сохранялась установка на идеалы  коммунизма. Получили большое распространение вечера поэзии, на которых  проходили встречи с молодыми поэтами – кумирами поколения. Крупным  событием стала публикация повести А.И.Солженицына «Один день Ивана  Денисовича», осуществленная при поддержке властей. На новый уровень  вышла литература, посвященная Великой Отечественной войне, появились  произведения писателей, которые в годы войны были простыми солдатами и  офицерами, знали «окопную правду» («лейтенантская проза»). В годы  «оттепели» началась творческая деятельность известных советских  композиторов Э. В. Денисова, А. П. Петрова, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрина, А.  Я. Эшпая и др. Известность получают произведения выдающегося  композитора Г. В. Свиридова. А. И. Хачатурян создает впечатляющую музыку балета «Спартак». Популярными стали песни композитора А.Н. Пахмутовой  на стихи Н. А. Добронравова. В живописи продолжали творить многие  известные мастера, например П. Д. Корин, А. А. Пластов и др. В области  киноискусства тоже царила относительная свобода.  В конце 50­х, начале 60 годов сделано было много. Здесь и открытие  Московского кинофестиваля, и участие наших кинематографистов в  зарубежных фестивалях, усиление концертной и выставочной деятельности. В это же время начало работать советское телевидение.  16 Н.С. Хрущев стремился регулировать развитие культуры. Многие  произведения той поры не могли быть опубликованы по цензурным  соображениям. Так случилось с романом Б.JI. Пастернака «Доктор Живаго». Время хрущевской «оттепели», сопровождавшееся борьбой против «культа  личности» Сталина, отнюдь не было таким уж теплым. Многие деятели  культуры были реабилитированы, вернулись к читателю и зрителю многие  ранее запрещённые произведения. В то же время травля многих  «несимпатичных» и «непонятных» Хрущёву и его приближённым писателей и  художников, музыкантов и режиссеров продолжалась. Среди них оказался  Пастернак, которого заставили отказаться от Нобелевской премии.  Таким образом, политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне  определённые границы. Список используемой литературы  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учеб.  пособие для студентов профессиональных образовательных организаций,  осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно­  методический комплекс.–М., 2017  3. Вяземский Е. Е. , Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим,  размышляем. ­ М.: 2012 4. Дорожина Н. И. Современный урок истории. – М., 2017.  5. Лукьянова М.И. Личностно­ориентированный урок: конструирование и  диагностика. Учебно­методическое пособие. М., 2013. 6. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС М.,2015. 17 18

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока по истории на тему: "СССР во времена Н.С.Хрущева"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2018