Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
чтение
1 кл
17.04.2019
Методическая разработка урока по литературному чтению  по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».
Основной замысел данного урока направлен на формирование познавательного интереса к чтению, четырёх основных качеств чтения (правильности, беглости, сознательности и выразительности). Современный урок литературного чтения призван решать целый комплекс образовательных, воспитательных и развивающих задач. Урок включает в себя не только знакомство с произведением, толкованием слов, повышающих словарный запас, умением изображать буквы, используя части своего тела, но и работу с анаграммами, игры со словами. Все это привлекает детей, развивает интерес. Использовались приемы: диалог, выборочное чтение, групповая работа Результативность: через игру - путешествие с элементами детектива возрастает интерес к чтению Учащиеся часто отождествляют себя с персонажами, относятся к ним как к действительно существующим, они для детей вполне реальны и даже осязаемы.
конспект урока.docx
Методическая разработка урока по литературному чтению  по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». Автор:   Сухина   Елена   Анатольевна,   учитель   начальных   классов   первой квалификационной категории СОШ №18 г. Сочи УМК «Школа России» 2019г Автор учебника:  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Цель:  Выявление и закрепление знаний по произведению И.П. Токмаковой  «Аля, Кляксич и буква «А»; усвоение учащимися понятий «сказка» и «рассказ». Задачи: ­Обучение навыкам выразительного чтения с опорой на знаки препинания;  ­обучение навыкам выделять главную мысль сказки;   ­развитие артикуляционного аппарата; ­поднятие мотивации чтения; ­развитие умения читать тексты в разном темпе, ускоряя и замедляя, по слогам и целыми словами; ­формирование   системы   читательских   и   речевых   умений,   интереса   к чтению; ­развитие   умений   обучающихся   обобщать   полученные   знания,   проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; ­обеспечение условий для развития внимательности, наблюдательности  и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов. Создать условия для: ­развития   у   обучающихся   умений   формулировать   проблемы,   предлагать пути их решения; ­развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, способствовать развитию монологической и диалогической речи). Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты: предметные: называть отличительные особенности сказки, учиться читать используя   разный   темп,   начиная   по   слогам,   затем   целыми   словами,   четко произносить звуки, находить ответы на вопросы в произведении. Метапредметные: регулятивные:  объяснить   поставленные   учителем   задачи,   сравнивать учебную задачу и результат, оценивать свою работу; познавательные: сравнивать сказку и рассказ, сопоставлять эпизод сказки с иллюстрацией; коммуникативные:  найти   в   толковом   словаре   значение   слова  «клякса», уметь   объяснить   значение   слово   Кляксич,   вступать   в   диалог   с   учителем   и одноклассниками. Личностные: проявлять творческие способности и фантазию, учиться  высказывать свою точку зрения. Оборудование:  фотография И.П. Токмаковой, выставка книг, карточки с буквами, карточки со словами и картинками для ребуса, буквы, подготовленные детьми,  рисунки,  напечатанные слова для игры. Ход урока 1Мотивация к учебной деятельности  (2мин) Буквы тихо пошептались, Улыбнулись, подтянулись, (дети потягиваются)  Ровно выстроились в ряд (встали ровно) И нам с вами говорят: «Не ленитесь, не деритесь, (грозят пальчиком) И на пять всегда учитесь, Сядьте тихо, не шалите, (тихо садятся) тишину вы берегите». Речевая разминка Давайте для разминки прочтем стихотворение о буквах шепотом (дети с  учителем читают медленно) Буквы, буквы, буквочки, Эй, эй, эй! Ваши дверцы запирал Чародей. Кто умеет отпирать, Тридцать три замка, В эту книжку заходи – Вот моя рука. А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую тихо. Теперь прочитайте быстро!  Теперь давайте пропоем это стихотворение! 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5 мин) (Работа с рубрикой «Разноцветные страницы») Ребята,   чтобы   вы   научились   читать   бегло,   без   ошибок,   выразительно, авторы   учебника   предлагают   специальную   рубрику,   которая   называется «Разноцветные страницы». ­Откройте стр. 24 учебника, обратите внимание на оформление страницы. ­Что вы можете сказать об этом? (Ответы детей) ­Правильно,   ребята,   страница   оформлена   очень   красочно,   тексты размещены на фоне различных причудливых образов животных. ­Как вы думаете, зачем это сделали авторы? (Ответы детей) ­Конечно, чтобы заинтересовать вас, чтобы вам было увлекательно читать эти произведения, чтобы чтение проходило с хорошим настроением. ­С данной рубрикой вы будете работать почти на каждом уроке. ­Обратите   внимание,   что   тексты,   размещенные   в   этой   рубрике,   тоже необычные, они коротенькие и чаще всего веселые, но встретятся и серьезные тексты, над которыми надо будет подумать. ­Итак, для чего же вы будете читать эти тексты? (чтобы научиться читать без ошибок и выразительно.) ­Прочитайте задание, которое предлагают вам авторы к первому тексту. Как вы поняли это задание? ­Теперь   я   буду   читать,   а   вы   следите   за   мной   по   тексту   и   читайте вполголоса. ­Что же потеряли детишки в словах? (звук р). ­А почему так происходит с маленькими детьми? (звук «р» трудный для произношения, надо постоянно тренироваться, чтобы произносить его четко). ­Следовательно,   данное   стихотворение   будет   учить   вас   правильно произносить звук? (звук «р»). ­А теперь давайте читать вместе со мной, хором, ускоряя темп чтения. ­Ребята, обратите внимание, что стихотворный текст записан необычно. ­Может, вы помните, как называется такая форма текста? (диалог) ­А что значит диалог? Как его нужно читать? (по ролям) Работа со словарем. Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами. ­Давайте попробуем. Я буду читать за учителя, а вы – за детей. ­Попробуйте это стихотворение прочитать по ролям в парах, после чего поменяйтесь ролями и снова прочитайте диалог. ­Вернитесь на стр.3 учебника, где определены цели изучения темы. Найдите цель,   в   которой   отражен   результат   сегодняшней   нашей   работы   со стихотворением. Подумайте, получилось ли у вас сейчас реализовать. ­Одну из целей, заявленных на первой страничке изучения темы, вы уже постарались реализовать. ­Давайте посмотрим, может быть, какую­то еще из этих целей вы воплотите на сегодняшнем уроке. ­Правильно, вы будете знакомиться с интересной сказкой, размышлять, кто и как их может оживить, будете учиться понимать смысл прочитанного. ­А   теперь   подумайте,   что   значит   размышлять   над   чем­то,   что   значит понимать смысл прочитанного (предположения детей) ­Но, прежде чем продолжить нашу работу, мы с вами встанем и немного разомнемся. Физминутка «Черный ящик»  (В ящичке лежат 5 букв: Я, А, Л, Ф, К. Обучающийся подходит, берет карточку с буквой, не показывая её другим. С помощью своего тела изображает букву, дети угадывают и повторяют) 3.   Выявление   места   и   причины   затруднения,   постановка   цели деятельности (4мин) ­Как называется раздел, который мы начали изучать? («Жили­были буквы») ­Кто главные герои раздела? (Буквы) ­ Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ответы детей) Откройте стр.9, прочитайте фамилию автора. Знакомство с автором. ­   Сегодня   мы   познакомимся   с   популярной   писательницей,  поэтессой     и переводчиком ­ Ириной Петровной Токмаковой. Всё её творчество посвящено детям, книги, написанные замечательным автором могут спасти не только от скуки, но и научить читать и выражать свои мысли.  Ирина Токмакова родилась 3 марта 1929 года, в этом году ей бы исполнилось 90 лет, но, к сожалению, ее не стало   в   апреле   прошлого   года.  Стихи   Ирина   Петровна   писала   с  детства,  но считала, что писательских способностей у нее нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ, затем в аспирантуру, она хорошо знала английский, немного шведский язык работала переводчиком.  Но настал момент, когда стали сочиняться и собственные стихи. Первые стихи Токмаковой сразу вошли в детскую жизнь. Теплые, нежные, лиричные и веселые, игровые, они были сродни народным песенкам по мелодии и интонации. Ирина   Токмакова   ­   лауреат   Государственной   премии   России,   лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина (2002). (Выставка книг) Обратите внимание на выставку, которая у нас в классе! Даже по обложкам этих книг можно догадаться, кто был главными героями ее произведений, а, главное, для кого написаны эти книги – для вас, ребята!  Много замечательных стихотворений ею написано:  «Времена года», «Может, нуль не виноват?», «Где спит рыбка»,   «Сказка про Сазанчика», но сегодня мы остановимся на очень необычном произведении.  А для того, чтобы узнать, о каком произведении идет речь, отгадайте зашифрованное слово. 4. Построение выхода из затруднения (открытие нового знания) (8мин) На доске карточки: К А З А К С   (Девочки будут отгадывать слово из букв, которые перепутались.  Загаданное слово – «СКАЗКА») Мальчики отгадают это же слово, но по первым звукам названий предметов. А я посмотрю, кто же быстрее справится с поставленной задачей. (Приложение  1) ­А что такое сказка? Работа со словарем. Сказка –   фольклорное   или   литературное   произведение   с   элементами вымысла и фантастики. Наиболее распространённые виды сказок – волшебные, сказки о животных, бытовые. Вы уже знаете, что сказки бывают народные и литературные. Бывают сказки в   стихотворной   форме,   в   которой   последние   слова   в   строках   рифмуются (вспомнить   накануне   пройденные   сказки   А.С.   Пушкина),   а   бывают   сказки, представленные в виде текста, а не стихотворения, такие произведения носят красивое название «проза» Работа со словарем.  Проза – нестихотворная литература, в отличие от  поэзии. Я   прошу   выйти   к   доске     ребят   (8   человек)   и   расставить   карточки   в правильном порядке: (учитель переставляет карточки местами, задача детей – выставить их в правильном порядке) НАРОДНАЯ СКАЗКА Автор – народ  Первоначально   создается   в ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА Автор – конкретное лицо Создается в письменной форме устной форме Существует   в   нескольких Внесение   изменений   в вариантах Время   создания   определить невозможно содержание не допускается  Время написания известно ­Прочитайте название сказки (на доске открывается запись: «Аля, Кляксич  и буква «А»), посмотрите на иллюстрации. ­Как выдумаете, кто будет героями сказки? (Ответы детей) Действительно, героями сказки являются буквы. Ребята, а что такое буква? (значок для обозначения звука). ­Мы с вами уже выучили все звуки и буквы. Давайте вспомним, какие звуки бывают? (гласные и согласные)  ­А какие есть две необычные буквы? (ъ, ь ­ они звуков не обозначают, но играют важную роль в словах) ­Сколько гласных букв?(10) А звуков?(6) Рассмотрите иллюстрацию на стр.9.  Кто изображен на ней? Что делает девочка? (Ответы детей) Как вы думаете, какая по характеру эта девочка? Пофантазируйте, о чем   будет это произведение? (Ответы детей) А чтобы узнать имя главного героя, отгадайте загадку: Мой первый слог В начале алфавита вы найдете. Второй мой слог Шестою нотой пропоете. (Аля.) 5. Реализация построенного проекта (4 мин) Чтение учителем произведения (с. 9­10  учебника) Вопросы: ­Какое впечатление произвело на вас начало книги? ­ Каким вы представляете себе Кляксича?  ­Что такое клякса? Давайте посмотрим значение в толковом словаре. Работа со словарем. Клякса – бесформенное чернильное пятно на листе бумаги. ­ Какие еще приключения могут произойти с героями? ­ Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите свое мнение. ­ В самом начале урока вы вспоминали сказки. Какие они бывают? (Ответы детей.) ­ Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная.) ­А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной. ­ К каким сказкам относится наша сказка (К литературным.) ­Кто ее автор? 6. Первичное закрепление (8 мин) Словарная работа – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами. Эти слова называются сложными, они состоят 3­4 и даже 5 слогов. Поэтому мы с вами сейчас их прочитаем вместе: ста­ра­лась –  старалась не слу­ша­лись –  не слушались пе­ре­ссо­ри­лись –  перессорились раз­ма­хи­ва­ла –  размахивала и­зу­ми­лась –  изумилась вы­го­во­ри­ла –  выговорила вос­клик­ну­ла –  воскликнула пле­мян­ни­ца –  племянница Среди этих слов встречаются  слова, которые, возможно, некоторым из вас незнакомы. Кто знает значение данных слов, выйдите, пожалуйста, к доске и соедините со словом, близким к нему по значению (синонимом) удивилась громко сказала, крикнула родственница Изумилась  Воскликнула  Племянница  Чтение по цепочке произведения обучающимися: Вопросы: ­ Перечитайте текст о буквах. ­ Прочитайте строчки, в которых говорится о букве «А». ­Чем была взволнована буква «А»? Что она делала? Прочитайте фрагмент. ­А какой характер у буквы «А»?  (Она добрая, переживает за то, что происходит). ­ Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев. ­Опишите девочку Алю. Какой вы себе ее представили? (Старательная.) ­Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная. ­Легко ли давалось письмо Але? Почему? ­Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки. ­Про Кляксича мы уже говорили. Какой он? (Добрый или злой, сварливый или добродушный) ­Подумайте   и   скажите,   какова   главная   мысль   сказки.   (Разыгрывание отрывка по ролям.) ­ Попробуем с вами определить, мы прочитали сказку или рассказ? ­ Что обычно происходит в сказках? (Ответы детей) Физминутка для глаз. Ах, как долго мы читали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)  Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево ­ вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх ­ влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 мин) (Обучающимся раздаются карточки с заданием: Рассмотри иллюстрации и обведи   в   кружок   лишнюю,   ту,   которая   не   соответствует   содержанию произведения). (Приложение 2) 8. Включение в систему знаний и повторение (3мин) ­Какие еще приключения могут произойти с героями? ­Победят ли буквы Кляксича? ­Чем закончится придуманная тобой история? 9. Рефлексия учебной деятельности (3мин) Вот и кончился урок, И подводим мы итог! ­Скажите, что у вас на уроке получилось хорошо и легко? ­Что  было самым трудным? ­Можете ответить, с каким произведением вы познакомились? ­Кто автор этой сказки? ­Понравилась ли вам сказка? ­Что помогло вам представить себе героев этой сказки? Домашнее задание Домашнее   задание   в   1   классе   не   задается   и   носит   рекомендательный   характер. Детям   предлагается   перечитать   сказку   и   придумать   самостоятельно   ее продолжение. Спасибо за урок! Вы – большие молодцы! Приложение 1 Самолет «С» Кит «К» Ананас «А» Заяц «З» Карандаш «К» Акула «А» Загаданное слово ­ СКАЗКА Приложение 2

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению  по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению  по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению  по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению  по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению  по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению  по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению  по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению  по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению  по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Методическая разработка урока по литературному чтению  по теме: И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2019