Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля» (9 класс, русский язык)
Оценка 5

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля» (9 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл—9 кл
10.07.2018
Методическая разработка  урока  «Подготовка к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля» (9 класс, русский язык)
Разработку урока могут использовать учителя русского языка при подготовке к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. На уроке повторяется алгоритм написания сжатого изложения, формируется умение выделять в тексте микротемы, оценивать свою работу в соответствии с экзаменационными критериями; отрабатываются навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста,Разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту публицистического стиля"
Подготовка к сжатому изложению.docx
Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту публицистического  стиля Цели урока:   ­ совершенствовать умение   писать сжатое изложение на материале публицистического текста.  ­развивать   лингвистическую   компетенцию   учащихся,   их   аналитические   способности   и языковую интуицию, коммуникативные качества личности  Задачи урока: ­формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста; ­формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное; ­отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию. Тип урока:  урок­практикум. Оборудование: презентация, аудиозапись текста изложения. ХОД УРОКА. 1.Организационный момент.  2. Объявление целей урока. ­ Ежедневно вам приходится пересказывать самые разнообразные по содержанию, объему и форме подачи тексты: главы из художественных книг, параграфы учебников, отрывки из научных статей. При этом от вас требуется не подробная, полная передача содержания, а изложение   сути,   главной,   существенной   информации.   Навыки   краткого   пересказа   и интерпретации текста необходимы для успешного обучения в старшей школе и вузе. Сегодня   на   уроке   мы   повторим   порядок   действий   при   написании   сжатого   изложения, будем учиться применять  приемы сжатия текста. 3. Актуализация знаний.   ­ Что такое сжатое изложение? (Краткое изложение исходного текста с передачей  существенной информации, при котором исключаются подробности). ­ Вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем? (Основных приемов сжатия  информации  два: обобщение частной и исключение второстепенной). 4.Повторение  алгоритма  написания сжатого изложения. ­ Вспомним порядок действий при написании сжатого изложения (презентация): 1). При первом прочтении текста все усилия направить на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними. 2).Записать пункты плана, а лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки; указать, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов; одним­ двумя словами наметить, как можно немного эти тезисы распространить. 3).При   втором   чтении   уточнить   тезисы   и   заполнить   оставленные   промежутки дополнениями, объем и степень подробности которых следует обдумать после чтения. 4).Создать   черновик,   подсчитать   количество   слов   в   нем,   в   зависимости   от   результата внести коррективы – что­то добавить, исключить или обобщить, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем. Если в исходном тексте около 150 слов, то  в работе должно остаться не менее 70 слов или чуть больше. 5).Черновик надо проверить несколько  раз:  отдельно   речь   (если   беззвучно   проговаривать   текст,   артикуляция   поможет   уловить неоправданные повторы),   отдельно   орфографию   (если   написание   слова   вызывает   сомнение,   лучше   это   слово исключить или заменить),  отдельно   пунктуацию   (эту   проверку   лучше   производить   «ершом»   ­   от   последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать только о структуре предложений). 6). Работа переписывается на чистовик и еще раз проверяется. 5. Первое прослушивание текста.           Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это  не просто выражение  вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь  большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по­доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат  огромной внутренней работы духа.        Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв  души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое  достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы  уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие,  сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от  пороков, калечащих душу.      Увеличивать добро  в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель  жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу,  которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое,  обретают новые силы, становясь всё выше, а человек, их центр,  мудрее. ( По Д.С.Лихачёву). 157 слов.  ­ Запишите тезисы, передающие содержание текста, оставляя между ними промежутки. ­  О чём этот текст? ­ Какова главная мысль текста? (Умение человека делать добро другим является самой большой ценностью жизни). ­   Какую   коммуникативную   задачу   решал   автор   текста?   Определите   структуру   текста. (Данный текст ­ рассуждение, он соответствует структуре: тезис, доказательства, вывод. Рассуждая о нравственных ценностях,   автор призывает читателей увеличивать добро в окружающем мире:  в этом заключается самая большая цель жизни). Работа в группах. ­ Сформулируйте содержание микротем текста, выделите самые важные, ключевые слова. 1)   Умение  видеть   по­доброму  окружающий   мир,   людей   –  выражение   человеческой сущности, показатель культуры, результат большой внутренней работы. 2) Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие. 3) Увеличивать добро  в окружающем нас мире – это самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее. 6. Второе прослушивание текста.   ­ Какие способы сжатия текста вы будете использовать?  Запишите содержание каждого  абзаца. Текст Сжатие текста Мы часто говорим друг другу: желаю тебе  всего доброго. Это  не просто выражение  вежливости. В этих словах мы выражаем  свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать  добра другим. Умение чувствовать, умение  видеть по­доброму окружающих тебя  людей – это не только показатель  культуры, но и результат огромной  Пожелание людям добра ­ это не  просто выражение вежливости, в  этих словах мы выражаем свою  человеческую сущность. Надо  иметь большую силу духа, чтобы  уметь желать добра другим.  Умение видеть по­доброму  окружающих тебя людей ­  показатель культуры, результат  внутренней работы духа. Способы  сжатия  текста Обобщение,  исключение внутренней работы духа. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы  говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв  души. Отказать человеку в помощи –  значит потерять собственное  человеческое достоинство. Равнодушие к  нуждающимся в помощи – это душевное  уродство. Чтобы уберечь себя от  равнодушия, надо развивать в своей душе  соучастие, сочувствие, сострадание и в то  же время умение отличать безобидные  человеческие слабости от пороков,  калечащих душу Увеличивать добро  в окружающем нас  мире – в этом заключается самая большая  цель жизни. Добро слагается из многого, и  каждый раз жизнь ставит перед человеком  задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь  всё выше, а человек, их центр,  мудрее. 157 слов Обобщение,  исключение, замена Просьба ­ это порыв души.  Отказать человеку в помощи ­  значит потерять собственное  человеческое достоинство.  Равнодушие ­ это душевное  уродство. Чтобы уберечь себя от  него, надо развивать в своей душе соучастие и сострадание.  Увеличивать добро в  окружающем нас мире ­ самая  большая цель жизни. Любовь и  дружба обретают новые силы, а  человек становится мудрее Обобщение,  исключение 88 слов 7. Оценивание проделанной работы в соответствии с экзаменационными критериями.  Работа  в группах. На презентации – исходный   текст, один ученик   читает  свой вариант сжатого текста, называет использованные приемы сжатия. Оценивание ведется по критериям –ИК1 – 1я группа,  –ИК2 ­ 2я группа, –ИК3 ­ 3я группа. Все члены группы сравнивают сжатый текст с исходным, оценивают работу в соответствии с экзаменационными критериями  (карточка для каждой группы). Учитывая замечания, все учащиеся вносят коррективы в свои черновики.        № ИК1 ИК2 Критерии оценивания изложения Содержание изложения  Баллы Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. Экзаменуемый   передал   основное   содержание   прослушанного   текста, упустил или добавил 1 микротему.  Экзаменуемый   передал   основное   содержание   прослушанного   текста, упустил или добавил более 1 микротемы.   но  но Сжатие исходного текста Экзаменуемый   применил   1   или   несколько   приёмов   (исключение,   обобщение,   упрощение),   использовав   протяжении всего текста. Экзаменуемый   применил   1   или   несколько   приёмов     сжатия   текста (исключение,   обобщение,   упрощение),     использовав   их   для   сжатия     2­х микротем  текста.   сжатия   текста   их   для   сжатия   на 2 1 0 3 2 Экзаменуемый   применил   1   или   несколько   приёмов     сжатия   текста (исключение,   обобщение,   упрощение),     использовав   их   для   сжатия       1 микротемы  текста. Экзаменуемый  не использовал приёмов сжатия текста. ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа   экзаменуемого   характеризуется   смысловой   цельностью,     речевой связностью и последовательностью изложения:  ­ логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения  не нарушена; ­ в работе нет нарушений абзацного членения текста. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или  в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,  но  допущено более 1 логической ошибки, и/или  имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям     ИК1–ИК3 1 0 2 1 0 7 8. Рефлексия. ­   После этого урока  я могу… ­  Мне еще надо поработать над.. 9. Домашнее задание: проверить черновик  (речь, орфографию, пунктуацию), переписать на чистовик.  Список использованной литературы: Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. «Подготовка к ГИА по  русскому языку в 9­м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический  университет «Первое сентября», 2013. Н.А.   Шапиро,   А.В.   Волкова,   Е.В.   Кузнецова,   Е.Ю.   Шувалова.   «Подготовка   к   ГИА   по русскому языку в 9­м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля» (9 класс, русский язык)

Методическая разработка  урока  «Подготовка к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля» (9 класс, русский язык)

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля» (9 класс, русский язык)

Методическая разработка  урока  «Подготовка к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля» (9 класс, русский язык)

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля» (9 класс, русский язык)

Методическая разработка  урока  «Подготовка к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля» (9 класс, русский язык)

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля» (9 класс, русский язык)

Методическая разработка  урока  «Подготовка к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля» (9 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2018