Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»
Оценка 4.9

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
09.03.2018
Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»
Уроки литературы в 10 классе «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова» - продолжение работы над творчеством Лескова ( 2 и 3 уроки после 1 урока «Жизнь и творчество Н. С.Лескова» ). Данные уроки способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихсяУроки литературы в 10 классе «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова» - продолжение работы над творчеством Лескова ( 2 и 3 уроки после 1 урока «Жизнь и творчество Н. С.Лескова» ). Данные уроки способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся
Малянова Е.Н.уроки литературы в 10 кл..docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области» Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова» учителя русского языка и литературы  высшей квалификационной категории  Маляновой Елены Николаевны 2018г. Цели урока:  показать старшеклассникам конкретное художественное воплощение того  сложного замысла, о котором Н.С.Лесков писал, полемизируя с  А.Ф.Писемским и другими своими современниками: найти «хотя бы то  небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»;  проанализировать образ Ивана Флягина как носителя русского  национального характера;   научиться определять и формулировать собственную позицию по  отношению к проблематике и художественной идее повести;  способствовать формированию у учащихся высокой гражданской позиции.               Задачи: создать на уроке условия, чтобы ученик смог  высказать собственную точку зрения, опираясь на аргументы;  определить значение названия повести «Очарованный странник» в её  образно – художественной системе и сущность понятий грешный и  праведный, русский национальный характер по контексту и с помощью  словаря;  приготовить сообщение;  поучаствовать в работе группы;  исследовать текст;  приготовить ответ по плану (заданию);  сформулировать микровыводы;  составить логико ­ смысловую модель «Дорога жизни Ивана Флягина»;   обобщить наблюдения за образом главного героя;  выразить личное отношение к герою и соотнести его с авторским.          Основной подход: исследование текста.         Методы и приемы: частично­поисковый, проблемный, кластер, фишбоун. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,  работа в парах.          УУД:   лексическая работа,   просмотр и анализ видеоролика,  выразительное чтение,  художественный пересказ эпизодов,   чтение эпизодов по ролям,   анализ произведения,   составление логико – смысловой модели.           Метапредметные ценности: развитие ценностных и нравственно ­  эстетических представлений о русском национальном характере.            Развивающие:  развивать умение ведения дискуссии;  развивать умения работа в малой группе;  развивать аналитическое мышление (анализировать, обобщать информацию,                                                               делать  выводы);  развивать умение пользоваться различными источниками для поиска                                                             необходимой  информации;                                                                                                                                                                                               развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод.    Воспитательные:  воспитывать интерес и любовь к литературе, к родному слову;  посредством групповой работы воспитывать чувство коллективизма,  чувства такта,отзывчивости и умению управлять своими эмоциями;  воспитывать чувство сопричастности к судьбе своей страны           Предметные:   знать содержание повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»;   уметь анализировать характеры героев, поступки, противоречивость  характеров, взаимоотношения с другими персонажами;   уметь проводить аналогию между проблемами, затронутыми  в произведении художественной литературы, и историческими,  жизненными вопросами.            Личностные:   реализовать возможность монологического выступления,                                                                                          закрепить навык  работы в группе на основе принципов взаимоуважения,                                                                                      формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени .            Метапредметные:   умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения   собственной позиции, выделять причинно­следственные связи в   устных высказываниях, формулировать выводы;   самостоятельно организовывать собственную деятельность,   оценивать ее;  работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,   использовать для доказательства собственного мнения.  «Мне за народ очень помереть хочется…» Н.С.Лесков «Очарованный странник» 1.Организационный момент. Психологический настрой Ход урока Учитель. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений­ Ждет нас сегодня диалог!   Итак, следуя нашей давней традиции, я приглашаю вас к диалогу:  ­ диалогу со мной; ­ диалогу с самим собой;         ­ диалогу друг с другом. 2. Актуализация знаний Учитель. Мы продолжаем работу над  повестью Н.С.Лескова «Очарованный  странник», с которой познакомились на прошлом уроке. Просмотрите видеоролик и сформулируйте тему урока. (Просмотр видеоролика  по повести Н. С. Лескова «Очарованный  странник».Автор видео Страхова Елена.При создании видео использованы  песня в исполнении Н. Караченцева «Загадочная русская душа» и кадры из  кинофильма «Очарованный странник».1990 г., в главной роли – Александр  Михайлов.) ­Итак, какова, по­вашему, тема нашего   урока? 3. Целеполагание. Мотивация. Учитель.Тема нашего урока: «Загадочная русская душа, или Русский  национальный характер  в изображении Н. С. Лескова »  ­Всё ли вам понятно в данной формулировке?  ­Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Каковы цели нашего урока?  ­ Что мы должны сделать для их решения? 4.Проблемная ситуация    Учитель. Как много в жизни удивительного! В каждом цветке, в каждой  травинке ­ целая вселенная. Но прекрасней и сложнее человеческой судьбы нет  ничего.С тех пор, как появилась письменность на Руси, каждый владеющий  даром писать, поднимал вопросы :кто мы, русские? Что значит «загадочная  русская душа»? Каковы особенности русского национального характера? Почему за длительную историю российского государства никому так и не  удалось победить русского человека, сломить его дух? Сегодня,  анализируя    произведение, мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы.     Перед Вами на экране список черт, качеств характера человека. Как вы думаете, речь идет   об  одном человеке или нескольких? Доброта и простодушие,                                                                                               горячность и смирение,                                                                                         бесстрашие и бескорыстие,                                                                            жертвенность и противоречивость,                                                                          нежность и злость, ненависть,                                                                                    честность и предательство,                                                                                           любовь к родине и безответственность,                                                                  вера в бога и греховность. Ученики высказывают свою точку зрения: одни предполагают, что это черты  одного человека, другие считают, что в одном не могут быть явно  противоположные качества   Учитель. Я думаю, к концу занятий мы сможем прийти к единому мнению, а  пока узнаем историю создания произведения, может, эти сведения нам помогут  разобраться.     5.Поиск решения    1) Сообщение ученика об истории создания (индивидуальное задание). Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли Русской,  возникла у Лескова в 70 – е годы 19 века после посещения святынь русского  Севера­ островов Валаама и Соловков. Толчком послужил спор с критиком  А.Ф. Писемским.     Писемский писал Лескову о том, что нет уже святости на Руси, а в душе  каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Такое признание  поразило Лескова: «Как, ­ думал я, ­ неужели, в самом деле, не видать ничего,  кроме дряни? Неужели всё доброе и хорошее, что когда – либо заметил  художественный глаз других писателей,­ одна выдумка и вздор? Это не только  грустно, но и страшно».       «Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один  город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и  твоей душе. И пошёл я искать праведных, но куда я ни обращался, кого ни  спрашивал – все отвечали, что праведных людей не видывали, потому что все  люди грешные, а так, кое – каких хороших людей знавали». Так возникают очерки и рассказы, в которых Лесков опровергает  утверждение Писемского. Это такие произведения, как: «Левша»,    «Очарованный странник», «Тупейный художник» и другие. Лесков «как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь» и начал  «создавать для России иконостас ее святых и праведников», «маленьких  великих людей»,­писал Максим Горький. 2)Работа с толковым словарем Учитель. А можно ли Ивана Флягина назвать праведником?  Почему автор называет его очарованным странником? Давайте проанализируем лексическое значение слов «праведник»,  «очарованный» и «странник». Как вы их понимаете? В каких словарях мы  можем найти информацию?    Ученики высказывают своё мнение, затем работают с толковыми словарями   Ожегова, Даля. (3 группы) 1 группа –«очарованный» 2 группа –«странник» 3 группа –«праведник» С.И.Ожегов а) Очаровать, очаровывать кого­то – обворожить, околдовать, отвести глаза… Прельщать или пленять – влюблять кого­либо в себя. б)Странники – скитальцы, бездомные бродяги, ищущие временного приюта,  богомольцы. В.И.Даль а) очарование – чарующая сила, прелесть чего­нибудь. б) странник  (устар.) – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье. в)Праведник: 1) Верующий человек, живущий праведной жизнью. 2) На  церковном языке название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве  или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. 3.  Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности и морали    Учитель. Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом  русского национального самосознания, традиционно, и за ним стоит поиск  смысла жизни ­ не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия,  такого состояния души, когда мирские ценности ­ ничто в сравнении с высокой  идеей Бытия в Боге.      Итак, странничество не только физическое перемещение в пространстве,  сколько духовное ­ в постижении высшего смысла жизни.Странник   ­ это не  турист, не искатель происшествий на новых местах. Это тот, кто ищет правду,  истину, докапывается до смысла жизни.      Почему Флягин назван странником? Да еще очарованным? Не  оксюморон ли это? Как можно было человеку, ищущему праведника, художнику слова,  объединить в такой оксюморон почти понятия „странник“ и „чары“?  Допустимо ли это? При каких условиях? ­Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к  природе и родине.  3)Чем же очаровывается Флягин?  Составим кластер.   а) природой (зачитываются необходимые для аргументации фрагменты  текста);    А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Северьяновича, артиста и  художника в душе, прежде всего, покоряет природа. Когда он попадает к монахам, он восторгается дорогой, по краям которой выросли "саженые  березы", "и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный...  Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул..."  Это детское воспоминание он пронес до своих поздних лет. А вот как он  рассказывает о курской ночи: "По небу звезды как лампады навешаны, а понизу  темнота такая густая, что словно в ней кто­то тебя шарит и трогает". Даже в  плену он может залюбоваться степью: "Ковыль белый, пушистый, как  серебряное море, волнуется".               б) живностью (история с голубями, анализ эпизода, речевая характеристика  героя);     Восхищается Флягин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его  увлечение голубями. Какие нежные слова находит он для них: "Голубь был  глинистого пера, а голубочка беленькая, и такая красноногенькая,  прехорошенькая!"     в) привязанностью к маленькой девочке (анализ эпизода, речевая  характеристика героя);        Иван Северьянович волею судьбы оказывается нянькой ребенка, и нет границ  его привязанности к маленькой девочке. Это слабое существо Флягинзащищает  сколько может, пока не приходит время отдать его матери. Странник способен  оценить по достоинству чужие нравы и обычаи, совершенно не разделяя при  этом взглядов "инородцев". "Я все эти любопытные примеры на ум взял", —  говорит Голован.       г) чужими нравами и обычаями (схватка татар под названием "  наперепором" показалась ему редким чудом);       д) музыкой (эпизод с гармонью) и песней. А как он умеет слушать песню, "томную –претомную, сердечнейшую",  которая "так за душу и щиплет, так и берет в полон".      е) лошадьми, их красотой и совершенством (работа с текстом);       И все же самым большим очарованием лесковского странника долго  оставались лошади. Он восторгается сильным характером лошади, ее "веселой  фантазией", ее тяготением к степной воле, ее грустью, но более всего — ее  красотой и совершенством. "Я в лошади красоту понимаю", — признается  лесковский герой.     ж) женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушей),      Когда Иван встречает цыганку Грушу, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: "Вот она, где настоящая­то красота, что природы  совершенством называется".     з) тишиной приобщения к Богу.     Все очарование объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие  Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы­кони ­ все это Отчизна. А все эти форейторы,кучера,  торговцы, солдаты,, дети,  красавицы­женщины ­ родной народ. И все это – достойно очарования.       4)Работа с текстом.      Оформление причинно­следственных связей в форме фишбоуна.     Учитель.В чем особенность композиции повести «Очарованный странник»?    Ученик. Нет центра повествования.Вся повесть  разбивается на  микросюжеты, которые связывает главный герой – Иван Северьянович.     Учитель.Почему автор выбирает такую композицию? Ученик.Я думаю, что автор делает это затем, чтобы лучше показать  формирование характера главного героя.     Учитель.Кто же такой Иван СеверьянычФлягин? Каким вы представляете его  себе?    Ученики цитируют текст, авторское описание героя:     «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми  волнистыми волосами свинцового цвета. Так странно отливала его проседь. Он  был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным  поясом и в высоком черном суконном колпачке…… Этому новому нашему  спутнику, отказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном  смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца …     Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в  лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный  бор». Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было  наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что  называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без  неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкой».    Учитель.Только ли внешне Иван Флягин напоминает богатыря?   Какой путь обычно выбирает богатырь на перепутье?     Ученики.Самый опасный, тяжелый. Сложный путь пройдет  и И.Флягин.             Учитель. Итак, именно Иван Флягин решает рассказать пассажирам парохода  свою жизнь.  Исповедь героя напоминает бусы, каждый эпизод нанизан на нитку его судьбы. Что же необычного случилось в жизни героя, почему он прожил такую  особенную насыщенную событиями жизнь? Кто предсказал ему, что жизнь его  будет непростой?    Ученик. Пересказ эпизода убийства монашка. (глава 2) – Что же сказал монашек Флягину? («Будешь ты много раз погибать и ни разу  не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь  материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы»). – Почему же он так противится предназначению? Герой пытается самостоятельно найти ответ на вопрос, для чего он пришел в  этот мир, ведь монастырь – это спокойная уравновешенная жизнь, наполненная  молитвами, а Иван – страстная натура, увлекающаяся, и жизнь однообразная  для него хуже смерти. – Сбылось ли предсказание монашка? Давайте проследим путь странствий Флягина.    Учитель.Разбейте повесть на фрагменты, озаглавьте их и определите качества характера, духовно­нравственное состояние главного героя, проявившиеся в  этих эпизодах. Примерный план анализа эпизода повести Озаглавьте фрагмент.                                                                                           Выделите основные черты характера героя и подтвердите свои суждения  текстом.                                                                                                                 Определите духовно­нравственное состояние героя.                                       Выявите авторскую оценку образа.                                                                     Сделайте выводы. Оформим наши наблюдения в форме фишбоуна.          Работа с текстом (по указанным главам) Эпизод 1.Крепостной форейтор.  История с кошкой и  голубятами.   Гл ав а 3 Качества Ивана Флягина Гордость, слепой азарт, совестливость, любовь  к живому.  В этом эпизоде раскрываются противоречия в  характере И. Флягина. Он убивает монаха и  жертвует собой ради семьи графа. Жалеет  голубков, запорол кошку. Вывод: Это нравственнаянепробужденность,  он не различает, где добро, а где зло, поступки  его стихийны. Он поступает по сиюминутному  настроению. Не знает границ между добром и  злом. Непоправимая беда­убийство монаха, в  тоже время спасает семью графа, рискуя  собой. Беспечность, откровенность, бесстрашие.  Смелость, отвага, умение быстро принимать  решение. Обида, месть 2.Побег.В разбойниках Непримиримость, поддаётся чужому влиянию. 3.В  няньках  на  воспитании девочки  4 Любовь к детям, умение делать все, щедрость,  ответственность.   Неподкупность, доброта,  сострадание.    Как вы думаете, когда пошло с  мертвой точки внутреннее движение Флягина?  Когда же пробуждается сознание героя?  (Отдать ребенка матери). 4.Поединок с Савакиреем.  «Наперепор». 6 Азарт, очарованность, смекалка, ум. Тонко  чувствует красоту природы, любуется конями,  говорит о них как поэт. Но в тоже время проявляет жестокость из простого азарта,  убивая татарина.                                                    У героя был талант любить и понимать коней.  Найдите в тексте данные героем описания  коней. (Гл. 5, гл. 6 ) ­ Перед нами ­ словно  картина, созданная художником, словно  сказочный образ, фольклорное, очарованное  восприятие природы, кони – словно не  настоящие, а сказочные, «волшебные». Наш  герой ­ артист, художник и поэт. Тяга к свободе, любовь к родине, вера в Бога.  Безответственность по отношению к детям.  Испытывает чувство острой тоски по родине,  но безответственно относится к своим женам и детям.не проходит незамеченной и красота  чужих степей. Найдите в тексте  подтверждение этому. 5.Плен. Побег из  татарского плена 9 6.Возвращение на родину.  Служба у князя конэсером 10 Покорность, терпение, доброта. Оказывается  сильнее враждебных обстоятельств. 7.Цыганка  Груша.Испытание  любовью.Преступление ли  это или подвиг во имя  любви?   13 ­ 18 Чтение по ролям Чтение учащимся  описания Груши.Умение  любить, очарованность красотой,  доверчивость. Умеет любить искренне. Через  любовь к Груше приходит к пониманию  красоты душевной. Убийство ради спасения  души любимой. Исчезло озорство, безумное своеволие,  появилась ответственность за свою судьбу и  поступки. И после смерти Груши Флягина  ждет опять дорога, но уже не от людей, а к  людям). Зачитать начало 19 гл. 8. В рекрутах под именем  Петра Сердюкова 19 ­ Как он искупает свой грех? Почему  отправляется  на Кавказ? Легко ли ему  служить под чужим именем и без исповеди?  (это очередное испытание) ­ А когда он решается искупить грех смертью,  что происходит? (чудо: не убили, произвели в  офицеры, наградили ... ­ он уверен, что его  спасла Груша, которая стала для него ангелом­ хранителем)  Осознание греховности, доброта,  сострадание,готовность  пожертвовать собой  ради другого. Смелый.Приходит к  необходимости очищения от грехов. Служение родине. 9. В монастыре: прозрение  20 Призвание. Пришел к покаянию, обретение  высших нравственных ценностей. Желание  послужить родине. Очарование тишиной и  покоем монастырской жизни. Обратимся к  пейзажу «Тихая обитель». Чтение отрывка из   повести: "Мне за народ очень помереть  хочется ... " (гл. 20). Герой обрел смысл жизни. Влекущая и манящая сила, толкавшая его и не  дававшая ему покоя, разрешилась в  осознанном чувстве любви к Родине ­  В конце концов дорога приводит его в  монастырь. Чем же оказывается для него  монастырь?  (испытание бесовскими искушениями,  духовные подвиги)                                                 Обратите внимание на разговор с  путешественниками о бесовских искушениях в  монастыре, гл.20, с.203.: «а вы и его, самого  беса, тоже пересилили ... ». Почему выделено  слово и рядом союз «и»? (все это заставляет  оглянуться на длинную цепь преодоленных препятствий и подивиться силе русского  человека, очарованного богатыря, который со  всем справится и своей победой не возгор­ дится, напротив, он смиренно осознает свое  недостоинство и греховность ).  ­ Почему он не принял постриг?  ­ Каково его отношение к душе?  ­ Почему же монастырь не оказался для  Флягина последней пристанью, а стал началом  нового пути? (дух его не успокоился).  ­ Обратимся к финальному абзацу повести  (с.207). Почему автор сравнивает его с Божьим младенцем? (указывает на дар пророчества,  которым Бог наделяет избранных, это знак  особой милости ­ любви Бога, божьей  благодати. Обычно им наделяются святые и  юродивые. Заканчивается мотив обещанного  сына. Он пришел к Богу).  ­ О чем же он пророчествует? – Что же привело героя в монастырь? Найдите в тексте объяснение самого Ивана Северьяныча: «Деться было  некуда...»     Учитель.Сбылось то, что было предначертано. Будучи у своей матери  «молитвенным сыном», Иван был с самого рождения предназначен для  служения Богу.Слова «моленый сын» и «сын обещанный» связаны с известной  древнерусской традицией.В многочисленных житиях святых мотив «моленого»  и «обещанного» чада связан с героями особого типа – святыми, чья жизнь чиста и безгрешна. Такие герои посвящают себя и свою жизнь Богу и уже в ранней  юности становятся монахами. –  Совпадает ли эта традиция с логикой изображения лесковского героя? (С  одной стороны, некоторые совпадения есть: Ивану Северьянычу в беспокойных снах является иногда «большой белый монастырь». В конце жизни странник  действительно становится монахом. С другой стороны, Иван Северьяныч  совсем не похож на святых. Он грешен, даже повинен в убийстве.)       Таким   образом, Лесков не только напоминает читателю об известной  традиции, но и заново ее переосмысливает.       Иван Флягин оправдан, очищен от грехов.Он стал монахом, чернецом и  обрел успокоение, даже какое­то тихое счастье в монастыре.      Он выдержал выпавшие на его долю испытания и сохранил гуманные  чувства, доброту души, любовь к человеку.        Но Иван Флягин не может жить для себя. Он убеждается, что жизнь нужно  отдать за общее и большое дело.     – Скажите, к какому жизненному итогу приходит наш герой? («Мне за народ  очень помереть хочется...»)     Сделайте вывод.     Учащиеся: Герой обрел смысл жизни. Влекущая и манящая сила, толкавшая его и не дававшая ему покоя,  разрешилась в осознанном чувстве любви к Родине. Им руководит какое­то интуитивное нравственное чувство, которое его  никогда не подводит. Лесков считал, что эта врожденная праведность – неотъемлемая черта русского национального характера. Он утверждает ценность и значимость души, сохранившей «живой дух веры».     Учитель. Мотив пути проходит через всю повесть. Каково, по­вашему, его  значение?    Значение его огромно: это не только передвижение героя, это его жизненный  путь и путь нравственного перерождения и становления.     Что вы можете отметить в характере И.Флягина?  (двойственность, духовный рост)      Какие качества выходят в нем на первый план к концу повести?       Сопоставьте мысль философа В. Розанова с характером героя повести "  Очарованный странник ": "... Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых " падений ", вечное оплакивание подлинными и удостоверенными "  праведниками " " грехов своих " ­ не есть только присказка и не есть  уничижение, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники  наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем  правды, а сердце источается в любви к слабому, "братскому" в грехе».       Как эта мысль соотносится с характером главного героя повести  «Очарованный странник» Ивана Флягина? Является ли, на ваш взгляд, И.  Флягин праведником?(оформление фишбоуна)      Перед нами своеобразное житие грешника, ставшего праведником, путь  такого праведника ­ настоящее хождение во мукам.       Многих отечественных писателей волновал вопрос: какие черты являются  основополагающими для русского человека, в чём смысл жизни? Лесков  пришёл к собственным выводам. Каким? Праведник Лескова – большей частью человек невысокого звания, он не  святой. Это простой человек, который живёт среди людей, скромный,  незаметный.Но если присмотреться, за внешней оболочкой увидишь редкой  нравственной чистоты душу. Это распознание внутренне прекрасного в  человеке, его человеческое достоинство, праведничество, понимаемое как  человеколюбие, бескорыстное служение людям – литературное открытие  Лескова.       На сегодняшнем уроке мы  через образ Ивана Флягина попытались  разобраться в особенностях русского национального характера. В чем эта  особенность?        Через образ русского крепостного человека показал Лесков нравственную  и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, Родине, природе, праведность.Русский  человек со всем справится. Это основные черты русского национального  характера       В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в  драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского  праведника». Это жизнь не идеального героя, но христианский идеал  деятельного добра представлен автором как верный путь к будущему спасению  и вечной жизни.       Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены  окружающими. Они любят добро для самого добра. Учитель.  Сидя в яме, куда его заточили по благословению отца игумена, Иван Северьяныч Флягин пророчествует о будущем русского народа, о причинах  грядущей национальной катастрофы и путях возрождения — эти  заключительные и очень поучительные слова прозвучали в финале фильма  «Очарованный странник».    Монолог Флягина.   Ученик читает стихотворение «Боже,... по суду любящих…»   Там ли погибель,   где оное боимся?   Там ли спасение,   где его чаем?   Очисти мя грешного,   и помилуй мя...   Силою своею я был горд,   но на неё боле не надеюсь...   А и ко мне приближется час,   когда не сам припояшешься,   а другой тебя припояшет...   На сердце своё надеюсь...   Слушаю его.   Что в нём простонет,   о том и говорю...   С сорной земли слетающих   на меня блох,отрясаю...   букву мёртвую блюдя...   здесь живое дело губят...   Людиимои,...людии мои!...   Чтобы я вам не сотворил... Чтобы я не Отдал вам...   Душу свою клади...   да так, чтобы видели   какая у тебя душа...   А не побрехеньками забавляйся...   Ребята!...Прошу заповедь одну   мою братскую соблюдите...   Не брешите вы на ветер..   Ох не брешите...   Вред в этом великий есть, вред...   И ног друг другу не подставляйте...   И будет с вас...   Что глядите...   Вы бы Родине своей,   как алтарю служили...   А то нынче благодатью,   как сукном торгуют...   Ничего,...пусть чужие земли   похвалой стоят...   а наша и хайкой крепка будет...   Боже,... по суду любящих,...   просвети невежду...   и прости развращённому и слепому,   его жестокосердие...   За землю нашу страшуся...   за Русь опасаюсь...   Не напало бы внезапно   всегубительство...   земля и небо сгорят,... и всё провалится...   Тьма, тьма на бездною...   Дай Бог, чтобы братоубийства не было...   Упаси от этого народ наш   и всех людей...   Боже,... по суду любящих...   просвети невежду...   и прости развращённому и слепому,   его жестокосердие!...    Учитель. Актуальны ли эти слова в наши дни? Поясните, почему вы так   думаете. ­Как вы думаете, как­то связаны проблемы сегодняшнего русского человека с  теми вопросами, которые мы сегодня обсуждали? 6.Рефлексия.  Понравилось ли вам произведение, о котором мы сегодня говорили? Кому бы  могли  вы порекомендовать его прочитать ?Почему?    Просмотр буктрейлера, снятого учащимися  10 класса после прочтения  повести.     Достигли ли мы цели урока? Подведем итог нашему диалогу. К каким  выводам мы пришли, отвечая на вопросы, обозначенные в начале урока?  Что значит «загадочная русская душа»? Каковы особенности русского  национального характера в понимании Н. Лескова?А в вашем понимании? Почему за длительную историю российского государства никому так и не  удалось победить русского человека, сломить его дух? Заключительное слово учителя. Сегодня на уроке состоялся серьёзный разговор. Очень хотелось бы, чтобы он не прошёл бесследно. Также мне хочется, чтобы вы постоянно помнили слова  Исаака Сирианина: «Сердце – корень, а если корень свят, то и ветви святы».  Ведь вы уже стоите на пороге взрослой жизни, вам как раз предстоит  наращивать «эти ветви».Не забывайте о тех крыльях, которые есть в вас, в нас,  во всём нашем народе. Не нужно забывать о национальном достоинстве, о своих корнях, о своей истории, о своей культуре. Будем помнить, что наша душа,  душа русского человека и некоторых людей других национальностей, но  близких нам по духу неисчерпаема и несокрушима. И пусть будет больше  очарованных странников, этих неуспокоенных замечательных людей в  нынешней России. 7. Итоги урока. Оценки  ­ Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. 7.Домашнее задание: Напишите сочинение­эссе на тему: «Нужны ли России праведники?»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова»

Методическая разработка уроков  литературы в 10 классе (2 часа) «Загадочная русская душа, или Русский национальный характер  в изображении Н. С. Лескова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018