Это творческий отчёт по важной проблеме активизации читательской деятельности. Поскольку современное поколение школьников систематически пользуется ИКТ, то эти умения им пригодились для создания буктрейлеров, плейкастов, презентаций по литературным произведениям. Очень важно, что добывать информацию при этом учащиеся должны самостоятельно, затем защитить свою работу так, чтобы одноклассникам захотелось прочитать это произведение или создать подобный продукт по другой книге.Форма устного журнала, где каждая страница рассказывает о необходимости активизировать читательскую деятельность учащихся и способах решения этой важной задачи с помощью ИКТ.
обобщение опыта 2018.docx
Обобщение опыта
«Активизация читательской деятельности
через использование ИКТ»
(Устный журнал)
1 страница «В мире сказок»
(по мотивам сказки про Федотастрельца и Сказки о царе Салтане)
1)Царь:
Вот, Федот, какое дело.
Дочь литературой заболела,
Дней уж семь не ест, не пьет,
А ночами все ревет.
Я, как любящий родитель,
Думаю, нужон учитель,
Чтоб направить дочь мою
В литературную струю.
Снаряжайся, братец, в путь
Да такого раздобудь,
Чтоб сумел моей дочуре
Разъяснить любую суть.
Федот:
Был вчера я чуть заря
На приеме у Царя.
Вишь, ему учитель нужен,
Я – ищи, а он не тужит.
Чтоб сочинение писала,
Чтоб пятёрки получала,
Чтоб могла царевне – дочке
Объснить все аж до точки.
А Директор говорит:
В нашей школе № 8
Учителя такие есть.
Все умны,
Не строптивы и добры
К детям все подход имеют.
На работу заводные,
В общем, все у нас такие –
Это правда, а не лесть! 2) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь бы школьный мир
Рекламу сделала б Шекспира».
«Кабы я была царица,
Говорит её сестрица,
Всех детей бы я одна
Читать заставила Дюма».
«Кабы я была царица,
Третья молвиласестрица,
И Шекспира, и Дюма
Читать бы стала им сама».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит он,
Ленинградский почтальон.
Он принёс вам всем поклон:
«Солженицына Наталья Вам
Велела кланяться к ногам:
Чтоб к декабрьской среде
Прочитали б по нужде
Не только Пушкина с Дюма,
Но и Катаева с Кольцовым,
Короленко с Ивановым,
Зайцева с Замятиным,
Лермонтова и Крылова,
Мандельштама и Шмелёва,
Пришвина, Тургенева,
Тютчева, Цветаеву,
Чехова, Чуковского,
Фета, Маяковского,
СалтыковаЩедрина,
Лескова, Ломоносова,
Зощенко, Есенина,
Державина и Бунина…
Список мы продолжить можем
Деткам нашим мы поможем.
2 страница «Наука. Новые открытия в методике преподавания литературы»
Вечно изобретать, пробовать,
совершенствовать и совершенствоваться
– вот единственный путь учительской жизни.
К.Д. Ушинский В настоящее время проблема развития интереса к чтению у учащихся
становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее
отдаляется, интерес к чтению падает. В чем причины? Развитие общества
привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой
информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал
человек 10 – 15 лет назад. Это закономерный результат развития современных
технологий. По оценке психологов, основное влияние информационная
революция оказывает на детей школьного возраста. Ребенок, получая огромные
информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую
активность и как результат отказывается от чтения.
Но мы знаем, что воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение
развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует
восприимчивость.
Современное понимание значимости литературы в образовании и воспитании
подростков и юношества последовательно реализуется в ряде важнейших
мероприятий общегосударственного масштаба: Президентом было созвано
«Литературное собрание», Общественная палата обсуждает проект новой
концепции литературного образования, 2015 год объявлен Годом литературы. На
территории Российской Федерации действует «Национальная программа
поддержки и развития чтения в России», рассчитанная с 2007 по 2020 год,
Минообрнауки России определил перечень «100 книг», рекомендуемых
школьникам к самостоятельному прочтению.
И всётаки как же активизировать читательскую деятельность обучающихся?
Учителя нашей школы не сдаются!!! Мы всегда находимся в поиске. А, как
известно, кто ищет – тот находит. Ещё К.Д. Ушинский говорил: «Вечно
изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот
единственный путь учительской жизни».
Образовательный стандарт нового поколения предполагает развитие
универсальных учебных действий в течение всего периода обучения в школе.
Педагогам приходится обновлять систему преподавания, используя такие формы
работы, которые позволяют развивать у обучающихся метапредметные умения и
навыки. Одним из таких видов работы в гуманитарном образовании может быть
создание видеороликов (буктрейлеров и плейкастов) как способа популяризации
книги и активизации читательской деятельности, так как создание собственных
видеоматериалов весьма интересно современным подросткам, у которых уже
имеется определенный опыт работы в специальных программах.
Можно предположить, что невысокий уровень мотивации к чтению связан с
недостаточным количеством информации о произведениях литературы, носящей
рекламный характер. Школьники разного возраста легко воспринимают рекламные ролики и, как и большинство взрослых людей, стремятся попробовать
то, что стало объектом рекламы.
Итак, что же такое буктрейлер?
Буктрейлер – это короткий видеоролик по мотивам книги; видео аннотация
книги; роликминиатюра, тизер (teaser), который включает в себя самые
яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание; новый жанр
рекламноиллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное
искусство, электронные и интернеттехнологии.
Цель таких роликов – пропаганда чтения (рассказать о книге, заинтересовать,
заинтриговать читателя), привлечение внимания к книге при помощи визуальных
средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. В ролике
продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, что
книга становится востребованной. Такие ролики снимают как к современным
книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.
Буктрейлер решает несколько задач:
• Привлечение внимания к книге;
• Создание аудитории читателей;
• Формирование персонального бренда писателя.
3 страница «Школа киномонтажа»
(памятки или буклеты)
4 страница «Реклама. Что интересного в мире литературы?»
(просмотр буктрейлеров и плейкастов)
5 страница «Поздравляем!»
(грамоты и дипломы) 6 страница «На заметку»
Помимо новых форм работы по активизации читательской деятельности
учащихся, мы не забываем и о традиционных:
создаём иллюстрациирекламы и гербы к художественным произведениям
проводим предметные недели литературы
конкурсы литературных газет
сотрудничаем с библиотеками
уроки внеклассного чтения
ведение читательских дневников
Интересная и результативная форма работы на уроках внеклассного чтения
– составление учащимися списка «Топ 10 лучших книг», когда дети
ранжируют свои любимые книги по степени значимости для себя и рекомендуют
их одноклассникам.
Слайд
Это стимулирует многих к прочтению произведений, ведь мнение сверстника для
подростка важнее зачастую, чем совет учителя.
Работу по ведению читательских дневников и работу со списками для летнего
чтения учащихся стараемся делать максимально творческой и самостоятельной.
В списки для летнего чтения включаем не книги по программе (они и так будут
изучаться на уроках), а книги современных писателей для детей и подростков.
Читательские дневники учащиеся ведут не для проверки, а для себя, записывая
то, что показалось интересным, подбирая иллюстрации, создавая коллажи.
Так что такое литература в школе сегодня? Насильственное чтение объёмных
томов русской классики? Заучивание наизусть? Сочинение, которое нужно
научиться какимто образом написать (списать, скачать), чтобы сдать ЕГЭ по
русскому языку?
Учителя литературы прекрасно понимают, что преподавание этого предмета и
отношение к нему школьников особое, оно выходит за рамки обязательной и
безусловной школьной программы. От авторского произведения к учителю
литературы, от учителя к ученику протягивается незримая нить, связывающая
поколения разных эпох, разных периодов мировой и отечественной истории.
Рождаются ценностные смыслы, ценностные установки, которые и определяют смысл жизни сейчас подростков, завтра граждан России. Философия,
психология, нравственность, проблемы общества и государства, тайны
внутреннего мира взрослеющего человека всё можно почерпнуть из
художественных произведений. А в процессе чтения развить свой интеллект,
воображение, фантазию, историческую память, память сердца и ума. Не умелых средь нас нет.
Нас четверка дружная,
Работа наша нужная
Опыт, мудрость и задор
Все умны как на подбор.
§ 3. Методические рекомендации по созданию буктрейлера
3.1. Выбор книги для буктрейлера.
Для того, чтобы приступить к созданию буктрейлера, необходимо понимать, какую книгу
хочет порекомендовать автор видеоролика. Мотиваций в выборе книг существует
множество. Это может быть новая книга уже известного писателя, книга молодого
неизвестного автора, делающего первые шаги в литературе, книгимемуары, книги,
посвященные знаменательным датам и событиям в истории или литературе, книги из серии
«Жизнь замечательных людей», книги лауреатов Нобелевской премии в области литературы
и другие виды книг. Главное хотеть рассказать о ней, передать ее ценностное значение.
Например, монография Людмилы Сараскиной «Достоевский» из серии «Жизнь
замечательных людей». "Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он
самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира". Это слова H. Бердяева, но с
ними согласны и другие исследователи творчества великого писателя, открывшего в душе
человека такие бездны добра и зла, каких не могла представить себе вся предшествующая
мировая литература. Подробности жизни писателя, от самых известных до незнакомых, в
полной мере отражены в его биографии, принадлежащей перу Людмилы Сараскиной–
известного историка литературы.
В романе «Санькя» Захар Прилепи , писатель с романной биографией, воплотил свой
жизненный опыт. Роман "Санькя", вошел в шортлист премии "Русский Букер". Начало
двухтысячных, молодые участники экстремистской организации "Союз созидающих"
захватили здание администрации с целью переворота… Герой романа Александр Тишин,
или Санькя, как зовут его бабушка с дедом, оказывается в самом центре омоновской
мясорубки и жестоко бьется за свои мечту и правду…
"Над пропастью во ржи" самая знаменитая повесть Дж. Д. Сэлинджера, принесшая
автору грандиозный успех и необычайную популярность как в США, так и во всем мире.
Современники приняли эту книгу как откровение. Молодые люди видели в главном герое
повести шестнадцатилетнем Холдене Колфилде выразителя своих взглядов и настроений,
им импонировали его наивность и жажда правды, противостоящие лицемерию и фальши,
царящим в обществе. Откровенная история подростка Холдена Колфилда, рассказанная им
самим, и по сей день не оставляет равнодушными сердца юных читателей, вступающих в
жизнь...
3.2. Создание сценария к буктрейлеру
Основа сценария – это сюжет, то, из чего будет состоять видеоролик. Важно внести интригу
и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же
будет дальше. Для этого необходимо:
определить вид буктрейлера по способу визуального воплощения текста:
ü игровой (минифильм по книге); ü неигровой (когда при создании буктрейлера могут использоваться иллюстрации,
фотографии, развороты изданий, текстовые материалы, фотографии, диаграммы, звуковое
оформление, видеофрагменты);
ü анимационный (мультфильм по книге)
определить жанр буктрейлера по содержанию:
ü повествовательный (презентующий основу сюжета произведения);
ü атмосферный (передающий основные настроения книги и ожидаемые читательские
эмоции);
ü концептуальный (транслирующий ключевые идеи и общую смысловую направленность
текста).
∙ написать текст, учитывая, что видеоролик длится не более 3 минут.
∙ Определиться с программой для работы с видео (WindowsMovieMaker, SonyVegasPro,
AdobePremiere и др.)
3.3. Написание текста буктрейлера
Текст для повествования о книге должен быть интересным, содержать интригу, привлекать
внимание к сюжету, героям. Например, в повествовательном буктрейлере можно
основываться на сюжете:
ü Где? Говорим о месте действия повествования.
ü Кто? Рассказываем о героях.
ü Как?В чем заключается основная проблема, поднимаемая автором в тексте? Обозначаем
завязку, конфликт, кульминацию, развязку сюжета
Вот пример текста, созданного учеником 11 класса ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной
профильный лицей» к буктрейлеру по повести Василя Быкова «Альпийская баллада».
v Более полувека назад фашистская Германия начала захватническую войну против СССР.
Эта страшная война принесла нашему Отечеству неисчислимые беды и страдания. Но она
показала всему миру русский героизм, патриотизм, величайшую жертвенность и силу любви
русского человека.
v Именно об этом повесть Василя Быкова «Альпийская баллада».
v Сергей Наровчатов писал: «Писатели, разделяя бремя войн со своими народами,
приобрели право говорить о войне от имени этих народов».
v Ктото из благодарных читателей сказал о Быкове: «В сердце писателя стучал пепел
сожженных белорусских деревень». v Действительно, за годы войны на территории Белоруссии вместе с жителями было
сожжено 186 деревень, там же существовало 260 лагерей смерти, погибло 2 миллиона 230
тысяч человеккаждый четвертый житель многострадальной Белоруссии.
v Повесть «Альпийская баллада» вышла в свет в 1964 году и имела огромный успех.
v О чем она?
v Австрийские Альпы. Глубокий тыл немецкого рейха. Концентрационный лагерь.
Нечеловеческие условия. Изнуряющий труд. И…голод, …голод….ГОЛОД!
v Среди пленных главный герой повести Иван Терешка, простой белорусский паренек. За
участие в боях он уже награжден двумя медалями «За отвагу».
v Избиения, унижения, презрение, физическое истощение от тяжелейших условий труда и
голода.
v Выдержит ли Терешка? Не сломают ли его трудности и невзгоды? Что еще приготовила
судьба этому юноше?
v Как он и итальянка Джулия начинают тяжелейший путь к спасению?
v Погоня, крутые горы, острые камни, отсутствие еды…
v Им предстоит пережить невероятное приключение в своей жизни. Голодные, измученные,
напуганные и растерянные, они будут скитаться в самых красивых горах Европы, с трудом
осознавая, что горы ещё могут быть прекрасными, а мужчина и женщина любить друг друга
даже в таких, казалось бы, нечеловеческих условиях.
3.4. Подбор материалов для видеоряда.
Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео в
Интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов
экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма.
3.5. Запись озвученного текста
Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку. В
библиотечных видеороликах можно использовать музыку по лицензии Creative Commons
это композиции, сочинённые, записанные и распространяемые людьми без взимания платы
за их использование как в личных, так и в коммерческих целях.
3.6.Подбор программы для работы с видео
Выбрать программудля работы с видео. Их представлено множество. Вот некоторые из них: а) WindowsMovieMaker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК,
так как входит в пакет MicrosoftWindows. Программа MovieMaker способна брать и
обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайдшоу,
добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать
их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко
используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео.
Минусы одна звуковая дорожка.
б) SonyVegasPro является более профессиональной программой для видеомонтажа.
Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать
различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление
большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно
работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и
голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэффектов,
переходов, кадр в кадре.
3.7. Подобрать Gifанимацию и футажи.
Работая над видео, роликом можно использовать Gifанимацию и футажи. Футажи это
заготовки видеофайлов. Они бывают для создания фона, для перехода и в большом
количестве представлены в Интернете
3.8. Заключительный этап видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео,
добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты,
переходы, разнообразную музыку, “свести” звук), потом записать на жесткий диск ПК.
При использовании чужих материалов в своем видео, следует в титрах или в описании под
видео указать ресурсы, откуда скачан материал, авторов и правообладателей.
§ 4. Методические рекомендации
по организации проектной деятельности по созданию буктрейлера
1.Определить цели и задачи проекта ( См. приложение 1)
Разработка проектными группами учителей, учеников комплекта
Цель исследования
видеороликов в формате «буктрейлеров», посвященных популярным произведениям
литературы досугового характера, доступных для школьников разного возраста, для
использования в процессе подготовки и проведения урочных и внеурочных учебных занятий
с целью повышения мотивации к смысловому чтению.
Задачи:
1)Внедрение современных информационных технологий в учебную деятельность;
2) Разработка системы диагностических процедур и проведение мониторинга для выявления
повышения мотивации школьников к смысловому досуговому чтению в процессе работы над
созданием буктрейлеров;
3)Развитие у учащихся способности к осмысленному чтению и анализу литературных
произведений;
4)Развитие творческих возможностей подростков; 5)Создание проектными группами буктрейлеров к одному из популярных произведений
литературы досугового характера
6)Подготовка и проведение конкурса буктрейлеров; участие в мероприятиях различного
уровня для трансляции подготовленных инновационных учебных материалов в
образовательном сообществе.
2. Составить алгоритм работы над буктрейлером (Памятка) (Приложение 2)
3.Определить актуальность проекта, его востребованность, временной отрезок
реализации и тип (См. Приложение 2)
4. Составить тематическое планирование проектной деятельности по созданию
буктрейлеров (См. Приложение 3)
5.Составить методический и ученический паспорт проекта(См. Приложение 4)
6. Приступить к реализации проекта;
7.Подготовить к публичной защите проектного продукта (буктрейлера);
8. Оценить работу по критериям;
9. Предложить оценить собственную работу(рефлексия)(См. Приложение 5)
§ 5.Предполагаемые результаты реализации проекта :
Инновационные продукты:
1. Комплект видеороликов, созданных в формате «буктрейлеров», посвященных популярным
произведениям литературы досугового характера, доступных для школьников разного
возраста, для использования в процессе подготовки и проведения урочных и внеурочных
учебных занятий с целью повышения мотивации к смысловому чтению.
2. Описанный алгоритм работы над проектом по созданию буктрейлера популярных
произведений литературы
3. Методические рекомендации для учителей, учащихся по использованию созданных
учениками проектовбуктрейлеров для повышения мотивации к смысловому досуговому
чтению.
Образовательные результаты для обучающихся:
Личностные:
1. высокий уровень мотивации к исследовательской деятельности, к творческому труду;
2. сформированность высокой культуры видения, понимания, чувствования и, в конечном
итоге, способность к постижению общечеловеческих ценностей;
3. бережное отношение к культурному и историческому наследию, осознанное
формирование собственной культурной среды;
4. осознанная потребность в самореализации в мире культуры.
Метапредметные:
1. освоение практических навыков комплексной работы с различными видами источников
информации;
2. развитие логического и креативного мышления; 3. развитие способности к интерпретации и оценке зрительных образов в условиях
постоянно возрастающего потока визуальной информации;
освоение умения излагать самостоятельные суждения
Глоссарий
Браузер (Интернетбраузер) – программа (приложение), которая предназначена для
просмотра вебстраниц.
Видеоредактор – компьютерная программа, включающая в себя набор инструментов,
которые позволяют осуществлять нелинейный монтаж видео и звуковых файлов на
компьютере.
Видеохостинг – сайт, позволяющий загружать и просматривать, комментировать видео в
браузере.
Скриншот (от англ. screen – экран, изображение на экране, кадр, содержимое экрана; shot –
снимок мгновенного состояния) – снимок содержимого экрана монитора.
Список источников:
1. Буктрейлер [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/Буктрейлер
2. Буктрейлер современный способ продвижения книг
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://wikisibiriada.
ru/index.
php/Буктрейлер_
_современный_способ_продвижения_книг
3. ак сделать буктрейлер? [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tvoya1kniga. ru/kak
sdelatbuktreyler
Интернетсайты
1.Буктрейлеры [Электронный ресурс] // Просто библиоблог[Электронный ресурс]:[блог]. –
URL: http://novichokprostobiblioblog. blogspot. ru/p/blogpage_3297.htm
2. Гущина, Д. Памятка для создания буктрейлера [Электронный ресурс] / Д. Гущина. – Режим
доступа: http://schoolofinspiration. ru/pamyatkadlyasozdaniyabuktrejlera. – 4.04.2015.
3.Как сделать буктрейлер? [Электронный ресурс] // Твоя перваякнига [Электронный ресурс]:
[блог]. URLhttp://tvoya1kniga. ru/kaksdelatbuktreyler
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.