Иванова Анна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
ХМАО-Югра, МАОУ СОШ п. Сосновка Белоярского района
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Новым приоритетом образовательной политики России является формирование функциональной грамотности. Стратегически важной задачей в рамках достижения этой цели является построение общества, в котором главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.
А. Леонтьев в своих трудах писал: "Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений".
Функциональная грамотность как метапредметный образовательный результат подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Базовым навыком является читательская грамотность.
Цикл гуманитарных дисциплин, к которому относится русский язык и литература, является важной частью подготовки в средней школе.
При формировании функциональной грамотности предметы «русский язык и литература» помогают обучающимся решать следующие задачи:
1) Обеспечить взаимосвязь предметного и культурного развития;
2) Достичь поставленных целей и понять значимость гуманитарных дисциплин для будущей профессии;
3) Выработать познавательные и организационные умения, на основе которых формируются профессиональные умения.
Для формирования функциональной грамотности необходимы содержательные, технологические и организационные педагогические условия.
Очень важно переводить все полученные знания из пассивных в активные, включать их в свою деятельность, интегрировать, креативно применять и уметь давать объективную самооценку.
В настоящее время объём информации очень большой. Важно уметь находить достоверную информацию и быстро применять полученные знания в жизни.
Поэтому методика формирования функциональной грамотности при изучении русского языка и литературы должна быть нацелена на формирование функциональной грамотности школьников в сфере коммуникации, разработку и использование индивидуальных заданий, постепенное включение школьников в усложняющуюся учебную деятельность, а также оценку знаний и умений, составляющих когнитивную основу функциональной грамотности.
Для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы нужно:
1) Обучать чтению. Учить выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели (гибкое чтение).
2) Развивать механизмы речи. Учить делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать его содержание.
3) Развивать устную и письменную речь. Например, развивать орфоэпические навыки, обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.
4) Проводить комплексную работу с текстом. Это может быть лингвистический анализ текста, работа с текстами-миниатюрами.
5) Давать задания на написание сочинений-рассуждений, сжатых изложений, различных видов диктантов.
Как включить учеников в урок с самого его начала?
Во-первых, в структуру урока обязательно должны быть включены задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Накопленные знания помогут достичь определенных целей в учебе, жизни, если их применять на практике.
Во-вторых, оцениваемые компетенции должны быть продуманы педагогом. Читательская грамотность – это нахождение и извлечение информации, интегрирование и интерпретация изученного материала, умение оценивать форму и содержание текста, умелое использование информации в жизни.
В-третьих, важно продумать типы заданий при составлении урока или кейса. По форме ответа задания функциональной грамотности могут быть: с выбором одного или нескольких верных ответов, со свободным кратким ответом, со свободным полным ответом с записью решения поставленной проблемы.
Одна из технологий, которая дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности - это развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Данная технология предполагает использование трёх этапов: вызов, осмысление и рефлексия. На стадии вызова учащиеся высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Обмен мнениями способствует возникновению вопросов, которые мотивируют на поиск ответов и изучение нового материала. На этапе осмысления ученики работают с новой информацией. Они сопоставляют её с имеющимися знаниями, обращают внимание на поиск ответов на возникшие ранее трудности. На фазе рефлексии дети перерабатывают новую информацию. В процессе этой работы происходит отбор наиболее значимой информации. Учащиеся выражают новые идеи и информацию собственными словами, при этом устанавливают причинно-следственные связи.
ТРКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, в которую входят разнообразные приёмы, направленные сначала на пробуждение исследовательской и творческой активности, а затем на осмысление материала. Приёмы, помогающие повысить уровень читательской грамотности через технологию РКМЧП:
Приём «Банк идей»
Цель: вызов, включение каждого в учебный процесс, прогноз содержания. Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта.
Приём «Дерево предсказаний»
Цель: развитие образного мышления, фантазии и умения мыслить перспективно. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в произведении. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Приём «Переводчик»
Объяснить значение слов и выражений, «дать их перевод». Подобрать синонимы к слову
Приём «Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка».
Приём «Вижу, слышу, чувствую»
Цель: возможность посмотреть на текст глазами автора, увидеть, услышать и почувствовать, что хотел донести писатель до читателя. Этот приём формирует способность записывать информацию в сжатом виде.
Приём «Загадка». Речь идёт не только о классических загадках, но и о ребусах, мини-кроссвордах, шифровках и т.п. Отгадкой может быть тема урока или его ключевой термин.
Цель: вызов, включение каждого в учебный процесс, предугадывание темы.
Приём «Чёрный ящик». Педагог кладёт в коробку предмет, связанный с темой занятия, и даёт ребятам какое-то описание, чтобы намекнуть, что внутри. Ученики предлагают свои варианты. Тот, кто угадал верно, получает бонус — например, плюс балл к оценке.
Цель: вызов, включение каждого в учебный процесс, предугадывание темы.
Приём «Верю — не верю». Педагог называет несколько интересных фактов по теме урока (достаточно трёх), а ученики поднимают руки, если верят/не верят в это. Далее идёт изучение материала, а в конце занятия можно выбрать тех, у кого оказалась лучшая интуиция.
Приём «Вопросы на стикерах».
Цель: осмысление новой информации. Ученики сопоставляют её с имеющимися знаниями, обращают внимание на поиск ответов на возникшие ранее трудности. Они изучают текст, формулируют вопросы и отвечают на них, постепенно переходя на новый уровень сложности.
Важнейшими составляющими являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. В этом учителю помогут шаблоны-опоры для активной деятельности учащихся на уроке:
Шаблон-опора «Треугольник мыслей» - он вызывает у учеников интерес к заданиям, где они могут сами «додумать» концовку произведения и сравнить ее с оригинальной версией. Высказать свои предположения относительно главного героя или автора. Такой подход развивает творческое мышление и аналитические способности, помогая лучше понять и вникнуть в смысл текста.
Шаблон-опора «Спираль» - играет важную роль при осмыслении заголовков текстов. С его помощью учащиеся создают ассоциативные ряды и собирают различные слова и выражения, связанные с темой текста. Это помогает расширять словарный запас и избегать лексических и грамматических ошибок при формулировке выводов и создании собственных.
Шаблон-опора «Мозаика» - применяется в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Отлично подходит для отработки навыков анализа прозаического и поэтического текста. Незаменимый помощник в закреплении всех видов разбора для слабо мотивированных обучающихся.
Шаблон-опора «Стратегия Тарзана» - развитие понятий о содержании и форме текстового сообщения. Разбить учеников на группы и раздать стикеры. Разделить объёмный материал по теме урока на смысловые части, абзацы. Такой подход позволяет воспитывать чувство ответственности и командный дух. Также для формирования функциональной грамотности рекомендуется использовать интерактивные методы обучения, когда взаимодействие происходит не только между учителем и учеником, но и учеников друг с другом.
Содержание предлагаемого материала направлено на формирование способов чтения с пониманием любого текста. Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность носила не случайный, а системный характер. Тогда уроки русского языка и литературы содействуют формированию функциональной грамотности у учащихся. Не зря же одной из ключевых областей грамотности является функциональное чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.