Актуальность проблемы познавательной активности учащихся обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России и внедрении Федерального государственного образовательного стандарта необходимо реализовать качественно новую, личностно- ориентированную развивающую модель школы с целью общего развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться.Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие познавательной активности учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.
Поэтому необходимо развить у учащихся интерес к учению, к отдельным учебным предметам, сделать их как можно более увлекательным, тем самым мотивировать и повышать познавательную активность учащихся. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности.
Как же развивать познавательную активность у младших школьников?
Этим и обусловлен выбор темы доклада: Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель работы: Разработка заданий для повышения познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира.
Познавательная активность – это качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания: интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, установка к решению учебных задач и их выполнение.
Познавательная активность включает:
Познавательный
интерес (потребность, мотив) познавательная готовность (принятие учебной
задачи, психологический настрой)
познавательная
активность (выполнение практических заданий) = познавательная деятельность,
достижение цели или решение учебной задачи.
Развитие познавательной активности зависит от соблюдения ряда методических условий:
1) включение каждого ребенка в ее деятельность;
2) обращение к занимательным формам познавательной активности;
3) установление взаимоотношений учителя с учащимися с позиции педагога «равный участник по совместной деятельности». [3]
Выделяются три уровня познавательной активности младших школьников:
- воспроизводящая активность характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу – низкий уровень;
- интерпретирующая активность характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях – средний уровень;
- творческая активность характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ – высокий уровень.[2, C.41]
В формировании познавательной активности обучающихся может помочь использование учителем разнообразных методов обучения, среди которых особое место занимают игровые методы.
Как отметил В.А.Сухомлинский, «…игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Раскрываются творческие способности личности, в которой ребёнок действует активно, мыслит, строит, комбинирует, моделирует человеческие взаимоотношения.[9, c.93]
В учебной деятельности часто используются разнообразные дидактические игры, которые выполняют исключительную роль для развития познавательной активности детей и позволяют повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.
Как отмечают исследователи О.С. Газман, П.И. Пидкасистый, дидактическая игра имеет педагогическую направленность и позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся, взаимодействия школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем, которое строится как учебно-познавательное; учитель выступает как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками. [1, с.34]
Видами дидактических игр являются:
-обучающие: учащиеся, участвуя в игре, приобретают новые знания, умения, навыки;
-контролирующие: цель таких игр состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний;
-обобщающие: игры требуют интеграции, систематизации знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Структура дидактической игры включает:
1) дидактическую задачу – определение цели обучения;
2) игровую задачу – определение игровых действий;
3) игровые действия – решение познавательных и игровых задач;
4) правила игры –соблюдение учебных норм и нравственных требований к выполнению;
5) результат игры – подведение итогов игры сразу по ее окончанию.[6, C.19]
Для повышения познавательной активности учащихся 3 класса на уроках окружающего мира разработано 17 заданий в виде дидактических игр по учебно-методическому комплекту «Перспектива» (авторы: А.А. Плешаков и М.Ю.Новицкая). (см. Приложение 1)
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; анализ объектов с целью выделения признаков.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. [7, с.270]
Задания разработаны по темам: «Киьи организма хайдах улэлиирий?» «Гигиена диэн тугуй?», «Билгэ органнара», «Суьал кеме», «Доруобуйа – кунду баай» которые направлены на оценку и контроль собственного отношения к своему здоровью, формирование правильного понятия о человеке, значимости овощей и фруктов в питании человека, необходимости правил соблюдения гигиены.
Задания направлены на:
- На развитие интереса к уроку путем творческих заданий (лото);
- На формирование умения доказывать, сравнивать, анализировать, обобщать, сделать выводы.
- На формирование творческих способностей, умения работать в паре (придумать рисунок из овощей).
Таким образом, познавательная активность способствует развитию потребности к чтению, умственным занятиям, у учащихся формируется понимание ценности учения, значимого для общества и для отдельной личности.
Использованная литература
1. Газман, О.С. В школу – с игрой [Текст]: Кн. для учителя / О.С. Газман, Н.Е.Харитонова. - М.: Просвещение, 1991.-96с.
2. Зеленина, Е.Б. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе [Текст] / Е.Б. Зеленина // Учитель Приморья. 2014 №5 – С. 41-43.
3. Лисовая И.А Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/08/30/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh
4. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника [Текст] / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2011. – Вып. № 1. – С. 125-129.
5. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников [Текст] / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162-165.
6. Овчинникова, В.С. Дидактические игры – способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] / В.С. Овчинникова //Начальная школа. – 2010. №9. – с. 19-24
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. – 204с. – (Стандарты второго поколения).
8. Саблина, И.В. Повышение познавательной активности младших школьников с помощью интерактивной доски [Текст] / И.В.Саблина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 – С. 95.
9. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Айрис-пресс, 1985. -93
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.