Методические рекомендации "Здоровьесберегающие технологии"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

реализация здоровьесберегающей образовательной модели подтверждает эффективность применения современных здоровьесберегающих технологий на уроках фортепиано в музыкальном классе, достигая при этом положительных результатов. Обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важным аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья. Сама система обучения, предполагающая индивидуальные занятия, таит в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности.
Иконка файла материала ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.doc

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 Г. ДОНЕЦКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

преподавателя отдела фортепиано

МБУ ДО «Школа искусств № 2

г. Донецка»,

специалиста высшей категории

Вильгуцкой Виктории Станиславовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Донецк, 2024 г.

 

 

ПЛАН

1. Вступление.

2. Музыкотерапия.

3. Здоровьесберегающие технологии на уроках фортепиано.

3.1. Здоровьесберегающие технологии – что это такое?

3.2.  Музыкальное образование как здоровьесберегающая педагогическая система.

3.4. Психологический комфорт.

3.5. Отдых обучающихся во время занятий.

3.6. Экологические здоровьесберегающие технологии.

3.7. Стиль общения и здоровье педагога.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вступление

 

 

 

         Что такое здоровье? В основе благополучия любого человека лежит наше здоровье, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, реализовать поставленные цели.  Уровень нашей с вами современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей и подростков, что влечет за собой вопрос об организации здоровьесберегающего обучения.

Немалое количество детей уже в детстве имеют различные отклонения в состоянии здоровья: нарушения психики, гиперактивность, ослабление зрения, сколиоз. Эти недуги сказываются на качестве учебы и в целом на качестве жизни. Особенно актуально это по отношению к детям, обучающимся в учреждениях дополнительного образования. У них существенно возрастает учебная нагрузка, увеличиваются психологические моменты. Ограничение подвижности во время занятий вызывает риск развития заболеваний позвоночника. Соответственно, этим детям следует уделить особое внимание в отношении сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, цель данной работыэто теоретическое изучение опыта использования здоровьесберегающих технологий, обобщение всех методов применительно к практике преподавания в учреждениях дополнительного образования и на уроке фортепиано, в частности. 

Как уже отмечалось выше, ряд авторов (Н.К.Смирнова, М.М.Бурских и др.) отмечают, что дети, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования, испытывают более высокие нагрузки по сравнению с обычными школьниками, которые не занимаются музыкой, изобразительным искусством, хореографией и т.д. Но ведь любая нагрузка напрямую зависит от психологического отношения учащихся к обучению (например, обучение игре на фортепиано): если процесс интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки и дискомфорта. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бессмысленным и бесцельным, может привести к перегрузке даже при относительно небольших объёмах материала. Поэтому только благодаря комплексному подходу к обучению (использование различных методик и педагогических технологий, считаясь с индивидуальными особенностями детей), могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

 

 

 

 

 

 

2. Музыкотерапия

 

 

 

Музыкальная деятельность во многих ее проявлениях – пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки – обладает ярко выраженным терапевтическим эффектом. Она успокаивает нервную систему, дает возможность релаксации, дарит яркие эмоции, поднимает настроение. Пение и игра на духовых инструментах развивают органы дыхания. Игра на фортепиано развивает мелкую моторику и координацию движения. Научно доказано, что музыка способствует укреплению иммунной системы, улучшает обмен веществ, ускоряет восстановительные процессы в организме человека, активизирует работу мозга. 

Проведенные научные исследования показывают, что некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта». Медики установили, что звучание струнных инструментов наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

 В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой.

Таким образом, музыкальное образование можно считать здоровьесберегающей педагогической системой, которая способна оказать благотворное воздействие на физическое и психологическое здоровье детей. Наиболее глубоко здоровьесберегающий потенциал музыкального искусства проявляется в условиях музыкальных школ и школ искусств, предусматривающих индивидуальный подход к каждому учащемуся.

 

 

 

3. Здоровьесберегающие технологии на уроках фортепиано

 

 

 

Вопросы здоровьесбережения в рамках обучения игре на фортепиано долгое время находились на периферии внимания педагогов и исследователей, хотя на рубеже XX-ХХI вв. вышел ряд пособий, в которых использованы элементы    здоровьесберегающих    технологий:   «Я буду пианистом»

И.С. Корольковой, «Упражнения-трансформеры» Г.А. Емельяновой, «Азбука игры на фортепиано» С.А. Барсуковой, «В музыку с радостью» О.А. Геталовой и И.В. Визной, «Малыш и музыка» М.Н. Никольской. Более полно принципы здоровьесбережения отражены в книге «За роялем без слез» Т.Б. Юдовиной-Гальпериной, содержащей рассказы детей о том, как они достигли успехов в фортепианном исполнительстве, с какими трудностями столкнулись и как их преодолевали. Эти «жизненные истории» создают дополнительную мотивацию к обучению, воспитывают в учащихся профессиональную и жизненную стойкость. Т.Б. Юдовина-Гальперина рассматривает влияние музыки на здоровье детей; уделяет внимание выявлению, профилактике и коррекции профессиональных заболеваний пианистов; приводит комплекс упражнений, направленных на развитие опорно-двигательного аппарата и нормализацию дыхания юного музыканта.

  Мы с вами понимаем, что процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, так как здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (по нормам Всемирной организации здравоохранения).

  И так, какие же мы ставим задачи перед собой в ходе данной методической работы?

1. Осветить проблемы здоровьесбережения учащихся на уроках фортепиано.

2. Проанализировать необходимость использования современных технологий здоровьесбережения.

3. Раскрыть сущность здоровьесберегающего подхода в обучении учащихся.

4. Способствовать повышению грамотности педагогов образовательного учреждения в этом вопросе.

5. Показать практические пути для введения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

6. Подтвердить положительное влияние здоровьесберегающих технологий на формирование психического здоровья учащихся.

7. Обобщить собственный педагогический опыт в работе над здоровьесбережением учащихся.

Серьезное изучение данной проблематики является актуальным и продиктовано современными тенденциями заботы о состоянии здоровья подрастающего поколения.

3.1. Здоровьесберегающие технологии – что это такое?

 

 

 

         Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. К здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Особенности здоровьесберегающих технологий состоят в их рациональности, совместной организации деятельности педагога и учащегося, без которых невозможно достичь эффективности обучения. Это дает возможность преподавателю решать проблемы обучения успешнее, а учащимся облегчает напряженность учебного процесса. Тем самым создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие многих отрицательных факторов.

         В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье  среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей учащегося, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования. К примеру,  это должно быть проветренное помещение, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг, легкие; сияющие черно-белые клавиши инструмента – это установка на деятельность; достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и напряжения. Преподаватель должен чувствовать, когда учащийся устал, так как в этот момент у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным, и предпринять все возможные методы и приемы для снятия утомления. 

         Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого учащегося, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, развития творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Педагоги, сохраняя их здоровье, должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.

 

 

 

 

 

3.2.  Музыкальное образование как здоровьесберегающая

педагогическая система

 

 

         Модернизация образования предполагает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. В системе общего образования вопрос о сохранении здоровья детей и подростков разработан достаточно полно и носит систематический характер. Музыкальное образование  дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, способствует снятию психологического барьера, формированию культуры здоровья.  Обучение музыке поможет привить  навыки, необходимые в жизни. Но здесь стоит задуматься, что дает обучение игре на фортепиано с точки зрения здоровьесбережения? О плюсах и минусах занятий  можно говорить бесконечно. Главным аргументом «против» занятий музыкой может стать дополнительная нагрузка, ведь ребенок должен проводить часть свободного времени за инструментом, в то время как его сверстники  гуляют на свежем воздухе. Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот, так как совершенствуется физическое развитие – развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. Необходимость домашних занятий музыкой учит организовывать свой день так, чтобы все успеть. Но самое главное – общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после занятий, приобщит к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье. Многообразие видов деятельности на уроках фортепиано позволяет на каждом занятии прибегать к различным здоровьесберегающим технологиям.

         Поскольку основой любого образовательного процесса является занятие, то и его влияние на здоровье учащихся является наиболее важной частью в этой сфере. Большинство критериев, о которых говорит традиционная методика, касаются сугубо педагогических аспектов проведения  занятия. Однако почти каждый из этих элементов связан с проблемой сохранения здоровья учащихся.

         Гигиенические условия в классе должны соответствовать санитарным нормам. Следует поддерживать чистоту, определенную температуру и свежесть воздуха, уровень освещенности и т.п. Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств во многом  зависят от соблюдения этих условий.

            Главный упор, который мы делаем на  занятиях – это рациональная организация урока и  рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей детей. Показателем рациональной организации образовательного процесса являются:

• объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность;

• занятия активно-двигательного характера: динамические паузы и др.

          Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, насыщенность урока, смену позы, физические и эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к игре на инструменте, дети будут сохранять активность до конца урока, им будет нравиться узнавать все больше нового.

         Число видов учебной деятельности, используемых учителем, является важной составной частью занятия. К ним относятся следующие виды учебной работы: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Нормой считается использование 4–7 видов работы за занятие, но не менее трех. Однообразие урока способствует утомлению учащегося. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой утомляемости. 

         Следует учитывать продолжительность и чередование различных видов учебной деятельности. Нормой продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Необходимо чередовать различные виды слуховой, двигательной и творческой деятельности, где игра гамм и арпеджио сменяется разбором нового нотного материала, повторением уже выученных пьес, которые учащийся знает наизусть, сочинением и подбором знакомых мелодий.

         Работоспособность у детей связана с биоритмами и имеет два основных пика. Первый подъем приходится на 9-11 часов, второй – на 16-18 часов. Неодинакова умственная способность учащихся и в разные дни учебной недели. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что после выходных в понедельник не следует проводить академических концертов, зачетов и экзаменов. Учебная нагрузка в течение недели должна быть распределена таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и среду.

         Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. К таким методам относятся методы свободного выбора (беседа, выбор приемов исполнения, свобода творчества и т.д.); активные методы (учащийся в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, обучающийся как исследователь и др.); методы, направленные на развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и др. Эти приемы помогут снять признаки утомления, а хроническое утомление – это одна из главных причин истощения ресурсов здоровья школьников.

         Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка. Для детей игры – это эффективный способ самореализации и самовыражения.

         Подводя итог, следует отметить, что рациональная организация урока фортепиано с младшими школьниками с учетом здоровьесберегающего фактора помогает избежать перенапряжения и переутомления ребенка, сохранить его активность в течение всего урока, снимает проблему угасания интереса к игре на инструменте.

         Внедрение здовьесберегающих технологий в процесс фортепианного обучения предъявляет ряд требований к педагогу, который должен владеть не только методикой обучения игре на инструменте, но и специальными знаниями и навыками в области детского фитнеса, разбираться в анатомо-физиологических и возрастных особенностях детей, обладать психолого-педагогической компетентностью. 

 

3.4. Психологический комфорт

 

 

 

         Психологический комфорт учащегося на урокеэто важное условие для сохранения здоровья ребенка. Педагог должен обеспечить психологически комфортное состояние учащегося на занятии: разговаривать доброжелательным тоном, располагать к доверительным отношениям, поощрять за достигнутые результаты в исполнительской деятельности. Это создает положительный эмоциональный фон урока, моделирует ситуацию успеха. Большое значение имеет чувство юмора педагога, помогающее формировать у учащегося позитивный взгляд на мир и процесс обучения. Посадка за инструментом учащегося должна соответствовать характеру задачи, которую педагог перед ним поставил. Ребенок приходит на   занятия после того, как провел полдня в школе, отсидев за партой, а здесь опять приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком». Надо помнить, что у 6-7-летнего ребенка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут ребенок не может сидеть в одном положении. У  детей мышцы плечевого пояса и бедер  развиты хорошо, а мышцы спины еще слабо развиты, поэтому сидеть в вынужденной позе ему очень трудно. Ребенку следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу. 

Особое внимание следует уделить системе выставления оценок за урок, на академических концертах и экзаменах, различных контрольных прослушиваниях, без учета которой можно получить отрицательное  влияние на здоровье ребенка и успешность обучения.

За последние годы в этом отношении наметились определенные сдвиги, так как изменился контингент обучающихся, возросла занятость детей в школе. На уроке педагог всегда находит возможность поощрить ребенка за прилежание, отметить улучшения или недоработки в домашних занятиях. Оценки выставляются с учетом индивидуальных способностей учащихся. Хороший результат дает обсуждение оценки за урок совместно с обучающимся, чтобы он понимал, к какому результату должен стремиться. В своей практике мы используем систему оценивания, которую можно отнести к сохраняющей здоровье среде. Оценка за урок складывается из нескольких составляющих: самооценка, совместная оценка учителя и учащегося, окончательная оценка.

На итоговых прослушиваниях, академических концертах, переводных и выпускных экзаменах комиссия прислушивается к мнению педагога по специальности, характеристике музыкальных данных учащегося, анализу исполнения произведений, поэтому оценка является объективной и заключает в себе бережное отношение к психологическому состоянию ребенка. Мы стараемся исключить эмоциональную стрессовую нагрузку у учащихся при оценивании его результатов, учитываем различные психофизиологические особенности детей.

Таким образом, приведение в соответствие академических требований возможностям обучающихся, индивидуализация этих требований, придание содержанию образования личностного смысла позволяют создать условия для раскрытия возможностей учащегося, что делает обучение успешным и помогает избегать негативных моментов, влияющих на его психику.

 

3.5. Отдых обучающихся во время занятий

 

 

 

         Физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока. Цель проведения физкультурной минутки:

-  повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях;

-  обеспечить кратковременный активный отдых  для  обучающихся  во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха;

- расслабить мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии;

- освободить мышцы кисти работающей руки.

         Основная задача  таких «спортивных вкраплений» является укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, формирование стрессоустойчивых форм поведения.

Необходимо обратить внимание на  содержание физкультминутки и ее продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение  эмоциональный фон во время выполнения упражнений. Для формирования рационального дыхания, укрепления сердечно-сосудистой системы и повышения тонуса организма подойдет дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой (2-3 упражнения в течение одного урока).     Физкультминутки можно устраивать и в середине занятия, когда внимание учащегося притупляется, а длительное пребывание тела в одном положении за инструментом требует разрядки. Для гиперактивных учащихся вместо динамических минуток показано проведение релаксации под музыку.

Пример физминутки:

1. «У нас славная осанка,

     мы свели лопатки,

    мы походим на носках,

    а потом на пятках.

    Пойдем мягко, как лисята,

    ну, а если надоест, то пойдем все косолапо,

    как медведи ходят в лес».

2. «Дети по лесу гуляли,

    За природой наблюдали!

    Вверх на солнце посмотрели,

    И их лучики погрели.

    Бабочки летали,

    Крылышками махали.

    Дружно хлопнем: раз, два,

    три, четыре, пять,

    Нам пора букет собрать.

    Раз присели, два присели,

    В руках ландыши запели».

Игра на фортепиано развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше. Для отдыха можно использовать прохлопывание ритмических рисунков, раскладывание знакомых песенок на карточках. С удовольствием выполняют дети различные пальчиковые упражнения. Пальчиковая гимнастика улучшает цепкость пальцев, освобождает плечевой пояс, укрепляет локтевой и кистевой суставы, развивает координацию. Различают несколько типов пальчиковых упражнений:

-  упражнения за столом (педагог произносит текст, а ребенок отстукивает ритм пальчиками по столу согласно цифровке);

- показ фигур из пальцев;

-   пальчиковые игры на фиксирование произносимых действий;

-  пальчиковый театр, во время которого разыгрываются целые представления на сказочные сюжеты (например, «Репка», «Теремок», «Колобок» и т.д.) с участием пальчиковых кукол.

Для снятия напряжения с глаз можно делать с ребенком гимнастические упражнения. Набор упражнений включает такие несложные действия как зажмуривание (сесть на  стул, крепко зажмурить глаза на  3–5 секунд, а затем открыть их на  это же время), частое моргание, легкий массаж век, чередование взгляда вдаль и вблизь (встать, вытянуть руку вперед, посмотреть на  указательный палец, после чего медленно приблизить его к  глазам до  тех пор, пока изображение не  начнет двоиться), «стрельба глазами» (движения глазами вправо-влево, вверх-вниз) и т.п. Каждое из упражнений повторяется 5–6 раз. Это не займет много времени, но принесет несомненную пользу.

         Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше.  Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения. Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультурных минутках, с той лишь разницей, то их количество увеличивается до 5-8.  И физические упражнения, и игры должны быть детям хорошо знакомы.  Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном материале, включая в  них упражнения,  знакомые  детям,  или упражнения,  способствующие  подготовке  нового  двигательного  действия.  Прежде всего, каждый  педагог,  работающий  с  дошкольником,  обязан  помнить,  что  главное  назначение физкультурных минут и физкультурных пауз – активный отдых.

         Еженедельно  комплексы  физкультминуток  обновляются,  обогащаются  новыми движениями,  либо  заменяются  полностью.  Выполнение  упражнений  физкультминуток  с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки. Детям можно предложить упражнения с такими пособиями, как флажки, погремушки, кубики. Интересны упражнения с флажками, кубиками,  ленточками, палками, круговой веревкой, обручами. Дети старшего возраста  должны  уметь  выполнять  упражнения  с  обручами,  мячами  разного  размера, скакалками,  ленточками  и  др.  Прежде  всего,  важно,  чтобы  дети  принимали  правильное исходное положение.

         Дошкольникам младшего возраста удобное исходное положение для ног – стойка, ноги на ширине  плеч,  ступни  параллельно.  Такая стойка будет обеспечивать устойчивое положение и способствовать равномерному распределению тяжести тела.  Для детей старшего возраста можно использовать разные исходные положения для ног при выполнении упражнений. Приседание, поднимание и отведение ног выполняется из исходного положения ноги вместе.  Выполняя упражнения для туловища, используется исходное положение – ноги слегка расставлены, на ширине плеч, ноги вместе. Исходное положение для рук – руки вниз, отведены назад, за спину, на поясе, руки в стороны, вверх, за голову, перед грудью, к плечам.

         Дети младшего возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик.  

         На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. 

         Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти школьников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

         Благотворное воздействие физических упражнений многократно увеличивается в результате соединения с художественным словом и музыкой. Все эти компоненты содержит в себе логоритмика – система двигательных упражнений в сочетании с речевым текстом на фоне музыки. Пульсация, с которой связаны движения и звучащая музыка, вызывает согласованную реакцию всего организма. Это способствует развитию речевой функциональной системы и психических процессов, моторных и сенсорных функций, укрепляет опорно-двигательный аппарат, воспитывает чувство равновесия, формирует красивую осанку. Перед выполнением упражнения учащийся исполняет мелодию на инструменте, затем играет ее и поет, а далее поет и показывает движения.

 

3.6. Экологические здоровьесберегающие технологии

 

 

 

На уроке фортепиано могут успешно применяться экологические здоровьесберегающие технологии, направленные на создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, установление гармоничных взаимоотношений с природой. В учреждениях дополнительного образования это воплощается в обустройстве в кабинете уголка живой природы с комнатными растениями и аквариумом. Из растений нужно отдать предпочтение хлорофитуму, азалии, сансевьере, герани, гибискусу, алоэ, мурайе, спатифиллуму и др., которые очищают воздух, нормализуют давление, улучшают физическое состояние. Рыбки идеально подходят к условиям фортепианного класса, т.к. не издают отвлекающих звуков, не вызывают аллергических реакций и не требуют специального ухода. Наблюдение за ними сделает школьников более спокойными и уравновешенными, поможет справиться с усталостью, а также благоприятно скажется на состоянии глаз.          Особенно полезное воздействие оказывают рыбки на учащихся, страдающих неврозами и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Кроме того, аквариум является естественным увлажнителем воздуха в кабинете, благотворно влияя на органы дыхания.

Комнатные растения и аквариумные рыбки не только способствуют осознанному восприятию растительного и животного мира, но и служат источником непосредственных художественных впечатлений. Они становятся героями первых сочиненных детьми фортепианных миниатюр и песенок, дают неисчерпаемые темы для импровизаций в разных ладах, ритмах, темпах, регистрах в донотный период обучения. В дальнейшем пейзажные зарисовки и пьесы «музыкального зоопарка» составят основу педагогического репертуара начинающих пианистов. Их исполнение, продвигая учащихся в техническом и эмоционально-образном ключе, в то же время формирует бережное отношение к природе и своему здоровью.

К ожидаемым результатам музыкально-оздоровительной работы на уроке фортепиано с начинающими относятся:

-  развитие музыкальных и творческих способностей ребенка;

- эмоциональное благополучие личности;

- речевое развитие;

- снижение процента заболеваемости;

- увеличение физической и умственной работоспособности.

 

3.7. Стиль общения и здоровье педагога

 

 

 

О двух составляющих процесса обучения – педагог и учащийся – написано много методической литературы, поэтому скажем лишь несколько слов в контексте затронутой проблемы. Анализ психического здоровья педагогов показывает, что для формирования здоровья детей необходимо создать условия педагогам, чтобы они не только знаниями, но и собственным примером показывали учащимся путь к здоровью. При позитивном стиле общения педагог выслушивает обучающихся, приглашает участвовать в обсуждении, в его речи больше положительных оценок исполнения (хорошо, отлично, прекрасно и т.д.), лицо выражает радость и удовлетворение. У педагогов с таким стилем общения преобладают позитивные реакции, меньше категорических суждений. Они чаще используют разнообразные интересные технологии обучения, дети на уроке у них более активны и свободны.

Активными помощниками в оздоровлении детей должны быть их родители. Большинство семей заинтересовано в укреплении физического здоровья своих детей, многие из них могут поделиться опытом в этом направлении. Работа с родителями в учреждениях дополнительного образования включает в себя их просвещение: беседы, лекции, концерты и т.д.

Различные внеклассные мероприятия направлены на физическое и психическое оздоровление учащихся. Много творчества, терпения и сил нужно приложить педагогу, чтобы в классе каждому было комфортно, чтобы дети с радостью бежали на урок. Наши родители являются участниками и незаменимыми помощниками всех внеклассных мероприятий. Если оказаться на концерте для родителей, можно увидеть, с какой уверенностью дети выходят на сцену, как радуются аплодисментам, можно понять, что вот такие моменты общения с искусством и творчеством запоминаются на долгие годы и являются психологической поддержкой для воспитания личности, убежденной в своих возможностях. Все это повышает уровень мотивации процесса обучения, способствует развитию творчества, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности, уменьшает психическое напряжение. В этом плане следует отметить, что применение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию успешной творческой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

 

 

 

         В заключение хочется подчеркнуть, что реализация здоровьесберегающей образовательной модели подтверждает эффективность применения современных здоровьесберегающих технологий на уроках фортепиано в музыкальном классе, достигая при этом положительных результатов. Обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важным аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья. Сама система обучения, предполагающая индивидуальные занятия, таит в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности.

Мой многолетний опыт работы показал, что от того, как будет чувствовать себя ребёнок на уроках, зависит его психическое, физическое, эмоциональное здоровье, поэтому педагогу чаще нужно прислушиваться к советам:

1.Чаще улыбайтесь своим учащимся.

2. Называйте их по именам.

3. В общении с детьми будьте терпимее, умейте внимательно их выслушивать, поощряйте их откровенность с вами.

4. Позволяйте учащимся почувствовать их значимость.

5. Проявляйте уважение к их мнению, избегайте отрицательных оценочных суждений.

6. Если вы не правы, признайте это. Поощряйте детей, если они заметят ваши ошибки.

7. Не бойтесь перехвалить, бойтесь посеять неуверенность. Чаще хвалите ребёнка за самое скромное достижение и делайте это искренне.

8. Задавайте вопросы, вместо того чтобы давать приказания.

9. Никогда не ставьте на уроке ребёнка в ситуацию незнания.

10. Пусть ваш учащийся почувствует, что идея принадлежит ему.

11. Если вы хотите указать обучающемуся на его недостатки, сделайте это так, чтобы ошибка была легко исправима.

         Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью, и будет стремиться к ней – выиграют, в конечном счете, наши дети. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой должен стремиться каждый преподаватель.

 

 

 

 

 

Это интересно и полезно знать!

         Музыка П.И. Чайковского используется при лечении бессонницы, язве желудка, для снятия напряжения, для большой жизненной силы.

 

Список произведений классической музыки для регуляции

психоэмоционального состояния детей:

 

1.     Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности:

- Мазурки Ф. Шопена;

- Вальсы И. Штрауса;

- Мелодия А. Рубинштейна.

      2. Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности к прекрасному миру природы:

           - Кантата № 2 И.С. Баха;

           - Лунная соната Л. Бетховена;

      3. Для общего успокоения:

           - Симфония № 6 (часть 2) Л. Бетховена;

           - Колыбельная И. Брамса;

           - «Аве Мария» Ф. Шуберта.

      4. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:

           - Опера «Дон Жуан» В.А. Моцарта;

           - Венгерская рапсодия № 1 Ф. Листа;

           - Сюита «Маскарад» А. Хачатуряна.

       5. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения:

           - Симфония № 5 (часть 2) П.И. Чайковского;

           - Увертюра «Эдмонд» Л. Бетховена.

       6. Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности:

           - «Времена года» П.И. Чайковского;

           - «Лунный свет» К. Дебюсси.

 

 

 

 

 

 

 

5. Список используемой литературы

 

 

1.   Аврамкова, И.С. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано: на материале современных учебно-методических пособий: автореферат канд. пед. наук / И.С. Аврамкова. – СПб., 2007. – 54 с.

2. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. - /Н.В.Сократов и другие. – Оренбург.: 2001.

3.   Емельянова, Г.А. Упражнения-трансформеры: учебное пособие / Г.А. Емельянова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 84 с.

4.  Игнатьева, С.Г. Педагогические условия здоровьесбережения учащихся в системе предшкольной подготовки и начальной школы: канд. пед. наук / С.Г. Игнатьева. – Чебоксары, 2010. – 266 с. 

5. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып. 11. – М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1998. 

6.   Юдовина-Гальперина, Т.Б. За роялем без слез, или Я - детский педагог / Т.Б. Юдовина-Гальперина. – СПб.: Композитор, 1996. – 192 с.

 

 

 


Посмотрите также