ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС СПО

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 14.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Таким образом, проектная деятельность помогает каждому студенту стать умелым исследователем, способным к самостоятельной организации познавательного процесса, а главное - учит креативно мыслить. Преподаватель должен вооружать студентов методами осмысления окружающей действительности, методами ее преобразования. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда преподаватель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью студента.
Иконка файла материала Статья Гурьевой И.В..docx

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ

ВНЕДРЕНИЯ ФГОС СПО

Гурьева Ильза Валерьяновна,

преподаватель спецдисциплин  

ГАПОУ ЧР «Новочебоксарский химико

механический техникум»

МО Чувашской Республики

 

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности, которая относится к разряду инновационных, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, предполагающей возможность унифицировать, осваивать и усовершенствовать.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования;  во-вторых, владение логикой и технологией социально-культурного проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции;  в-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентную способность специалиста.

Для  формирования и развития компетенций приобщаю студентов к научно-исследовательской деятельности,  к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях, выполнение лабораторно-практических работ с элементами исследования.

С целью развития творческих способностей студентов и подготовке конкурентоспособного специалиста на рынке труда  применяю метод проектов, который  ориентирован на достижение целей самих студентов.  Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков,  дает  студентам опыт деятельности.

Для реализации  метода проектов   выбираю тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить.

Рассмотрим проект, предназначенный для студентов 3-го курса по профессии « Мастер  общестроительных работ». Проект разработан в рамках изучения программ общепрофессионального цикла ОП.01 Основы материаловедения, ОП.04 Основы технологии общестроительных работ,  ОП.03 Основы строительного черчения.

На основе справочной, технической литературы, на основе наблюдений во время экскурсий на строительные объекты, студентами исследуется процесс выбора проекта современного коттеджа с учетом удобств для всех членов семьи. Студенты определяют экономичность дома, изучают технологию общестроительных работ с использованием современных строительных материалов. В ходе проекта у студентов формируется понимание целесообразности выбранного проекта дома, прививается эстетический и художественный вкус.

В качестве примера может служить проект «Мой будущий коттедж». Краткое описание организации исследования.

Цель: изучить технологию постройки коттеджей

Задачи: провести сравнительный анализ конструкций и материалов, используемых в строительстве коттеджа

Гипотеза: предположим, что имеющиеся коттеджи на территории Республики Чувашии не соответствуют строительным нормам и требованиям.

Объект исследования: коттеджи

Предмет исследования: конструкции и материалы

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, интервью, изучение отзывов.

Работая над проектом, мы проанализировали многочисленные здания коттеджей, а также данные архитектурного отдела г. Новочебоксарка. Нами была прослежена динамика разрушения зданий и роста более современных коттеджных улиц и районов. Выявлены особенности и объективные причины этого процесса, определены непростые пути решения проблемы кризиса постройки. В исследовании были использованы такие методы, как   анкетирование жильцов коттеджей,  беседа со строителями и наблюдение строительных объектов.

После завершения проекта студенты смогут: освоить представление об архитектурно-планировочных решениях коттеджей; научиться выполнять сравнительный анализ конструкций коттеджей  и материалов, из которых их строят;  освоить выполнение рабочих чертежей коттеджа и умение читать их; освоить технологию общестроительных работ, используя современные строительные материалы; научиться представлять результаты исследований с помощью информационных технологий.

Прежде чем студенты начнут работать над проектом, активизирую знания, которые у них уже имеются с помощью мозгового штурма. Затем совместно составляем план проекта. План проекта помогает студентам чувствовать ответственность за свое обучение.

В процессе работы над проектом использую следующие методы оценивания: наблюдение процесса с помощью записей  (поддерживает корректировку обучения и основание для заключительного оценивания); наблюдение за группой). Провожу в ходе всей работы с помощью разнообразных методов и инструментов, в том числе: вопросников, контрольных листов, рубрик, наводящих вопросов. Этот метод позволяет мне оценить навыки совместной деятельности групп: отчет по выполнению проекта  (помогает студентам записывать свое продвижение и пояснять новые моменты в понимании изучаемого материала).  Для поддержки самостоятельности студентов проводится самооценка, ведется дневник рефлексии. Само оценивание и рефлексия дают студентам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их улучшения. Продуктом данного учебного проекта являются презентации. В них студенты показывают то, чему они научились. Для презентации разработан бальный лист оценивания. Защита проекта планируется на открытом уроке-конференции. Студенты берут на себя ответственность за организацию и обсуждают свою деятельность, рассматривая задачи, работы, бланки самооценки. В ходе конференции проводится экспертная оценка. Роль экспертов выполняют родители, преподаватели смежных дисциплин, приглашенные студенты с других курсов.
Подведение итогов. Заканчиваем конференцию выявлением достижений ожидаемых результатов у каждого участника проекта и рефлексия завершающего этапа.

Одаренные и талантливые студенты часто чувствуют, что на них возлагается дополнительная ответственность за достижение общего успеха. С другой стороны, продвинутые студенты, как и все остальные, нуждаются в обучении успешной совместной деятельности. В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые могут выбрать студенты.

Студенты, заинтересованные в более глубоком изучении строительства и архитектуре коттеджей, могут выйти за рамки выполняемых учебных задач, провести дополнительные исследования и расширить поле деятельности проекта. Например, они могут выполнить более детальные рабочие чертежи коттеджа или расширить знания по каменным материалам в странах Западной Европы

Таким образом, проектная деятельность  помогает каждому студенту  стать умелым исследователем, способным к самостоятельной организации познавательного процесса, а главное - учит креативно мыслить. Преподаватель должен вооружать студентов методами осмысления окружающей действительности, методами ее преобразования. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда преподаватель  превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью студента. 

 

Литература

 

1.     Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.

2.     Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интелект-Центр». 2005

3.     Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Издательский дом Федоров г. Самара, 2008

4.     Ларина Э.С. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009

5.     Интернет ресурсы:

1.     edu.cap.ru

2.     http://pedsovet.org

3.     www.researcher.ru

4.     http://www.rusedu.info

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru