Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)
Оценка 4.9

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
10 кл
05.04.2018
Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)
Программа элективного курса рассматривает психологические особенности личности и предназначена для учащихся 10 класса, является дополнением к рабочей программе. Сочетание литературы и психологии в данном курсе позволит получить психологические знания, на основе анализа психологических особенностей литературных произведений сформировать представление об окружающей действительности, позволит анализировать свои действия и поступки. Знания, полученные в ходе изучения курса, могут стать источником для подготовки к написанию итогового сочинения и сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Программа элективного курса по литературе.docx
Программа элективного курса  для учащихся 10 класса Психологические особенности литературных героев                                         Пояснительная записка Изучение   литературы,   предусмотренное   Стандартом   на   ступени   основного общего образования, направлено на достижение следующих целей:   формирование   гуманистического ­воспитание   духовно   развитой   личности, мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; ­развитие   эмоционального   восприятия   художественного   текста,   образного   и аналитического   мышления,   творческого   воображения,   читательской   культуры   и понимания авторской позиции; развитие устной и письменной речи учащихся; ­ овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых   литературоведческих   понятий   и   необходимых   сведений   по   истории литературы;   выявления   в   произведениях   конкретно­исторического   и общечеловеческого  содержания; грамотного  использования  русского  литературного языка   при   создании   собственных   устных   и   письменных высказываний. Особая роль в школе отводится литературе. Эти уроки преследуют, помимо прочих, и воспитательные   цели   —   формирование   личности   человека.  Каждый   учитель литературы   сталкивается   с   тем,   что   ученики   не   проявляют   интереса   к   чтению произведений школьной программы. Изучение литературы становится оторванным от реального   чтения   и   интересов   учащихся.       Учащиеся   старшей   школы   особенно нуждаются   в   получении   новых   Это период  жизненного и личностного  самоопределения, формирования мировоззрения, обретения  самостоятельности,   формулирования   отдаленных   жизненных   целей,   принятия ответственности за себя и свои поступки.   Эти задачи реализуются в личностной и социальной сфере. Именно в данный период очень важно заложить в душу ученика определенную   систему   ценностей   и   понятий,   на   которые   он   потом   будет ориентироваться, дать ему почувствовать свою собственную ценность и значимость. Лучше делать опосредованно, через анализ поступков и характеров литературных героев. Сочетание  литературы и психологии личности    позволит   получить психологические   знания,   на   основе   анализа   психологических   особенностей литературных   произведений   сформировать   представление     об   окружающей действительности,   позволит   анализировать   свои   действия   и   поступки.   Знания, полученные   в   ходе   изучения   курса,   могут   стать   источником   для   подготовки   к написанию итогового сочинения и сочинения­рассуждения на ЕГЭ.   в   данном   курсе   всего знаний о   себе, о мире.       это   Цель   курса  –   анализ   психологических   особенностей   литературных   героев, формирование мотивации к изучению произведений художественной литературы. Задачи:  Дать представление о психологических особенностях  личности;  Способствовать   развитию   умения   анализировать,   обобщать,   сравнивать, устанавливать причинно­следственные связи;  Навыки написания аргументированного высказывания.  Общая характеристика курса Программа включает в себя следующие  разделы: пояснительная записка, общая характеристика   курса,   личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты освоения курса, содержание учебного курса, календарно­тематическое планирование, используемая литература. Программа для учащихся 10 класса рассчитана на 18 часов и   является   дополнением   к   рабочей   программе   по   литературе   Продолжительность занятий 40 минут. Формы   организации   учебного   процесса:   традиционные   уроки,   лекции,   дискуссии, деловая игра, мозговой штурм. Использование технологий: проблемно­диалогического обучения, критического мышления, ИКТ. к     отношения   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения Личностные, учебного курса                                   Личностные результаты 1. Воспитание   патриотизма,   уважения   к   Отечеству;   усвоение   традиционных ценностей российского общества. 2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению и познанию. 3. Формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к другому   человеку,   его   мнению,   мировоззрению;   готовности   и   способности   вести диалог   с   другими   людьми   и   достигать   в   нем   взаимопонимания; 4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей. 5. Развитие сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование   нравственных   чувств   и   нравственного   поведения,   осознанного   и ответственного поступкам. 6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, и других видах деятельности.                                                                       7. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение своей семьи. к Метапредметные результаты 1.   Умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учебе   и   познавательной   деятельности, развивать   мотивы   и   интересы   своей   познавательной   деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее   эффективные   способы   решения   учебных   и   познавательных задач; 3. Умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий   в   рамках   предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои действия ситуацией; 4.   Умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные возможности ее решения; 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной   деятельности; изменяющейся соответствии собственным   в     с   членам 6. Умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии, классифицировать,   самостоятельно   выбирать   основания   и   критерии   для классификации,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое суждение, умозаключение  и делать выводы;                  и     аргументировать 7. Умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с учителем   и   сверстниками;   работать   индивидуально   и   в   группе:   находить   общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, отстаивать свое мнение; 8.   Умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической  Предметные результаты контекстной   речью.                                             1. Осознание   значимости   чтения   и   изучения   литературы   для   своего   дальнейшего развития;   формирование   потребности   в   систематическом   чтении   как   средстве познания мира и себя в этом мире.                                      2. Понимание литературы как одной из основных национально­культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;                                3.  Осознание возможностей русского языка на основе изучения  произведений русской литературы; 4. Воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно   в   устных   и   письменных   высказываниях   разных   жанров,   создавать развернутые   высказывания   аналитического   и   интерпретирующего   характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое  чтение; 5. Развитие   способности   понимать   литературные   художественные   произведения, отражающие разные традиции; 6. Овладение   приемами   анализа   текста,   формирование   умений   воспринимать, анализировать,   критически   оценивать   и   интерпретировать   прочитанное,   осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Содержание учебного курса. Раздел  1. Особенности характера и его проявления Д.И.Фонвизин   «Недоросль».  Роль   воспитания   и   образования   в   формировании характера. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка. А.С.Грибоедов   «Горе   от   ума».  Роль   системы   жизненных   ценностей   общества   в развитии   характера.     Влияние     общественного   мнения   и   поведения   ближайшего окружения на изменение характера. А.С.   Пушкин  «Евгений   Онегин»  Влияние   раннего   жизненного   опыта   на формирование   мировоззрения.   Внутренний   мир   –   основа   поступков     и   моральных ценностей.  Внутренний мир как основа характера. М.Ю.Лермонтов   «Герой   нашего   времени»  Психологический   портрет   Печорина. Проблема взаимоотношений между друзьями. Влияние дружбы на характер. Н.В.Гоголь «Мертвые души»  Разнообразие характеров   в поэме «Мертвые души». Характер и темперамент. Чичиков и его умение достигать цели. Образы помещиков как представители разных психологических типов.    Анализ Раздел  2.  Психология семейных отношений И.А.Гончаров «Обломов»  Роль семьи в жизни человека. Сон Обломова как ключ к пониманию его образа. А.Н.Островский «Гроза»  Модели и типы семейного воспитания. «Домостроевские традиции»   в   семейных   отношениях.   родственных   связей. И.С.Тургенев «Отцы и дети»  «Конфликт поколений». Отношения между сыном и родителями   —   Базаровы,   Кирсановы.   Преемственность   поколений,   умение воспринимать   новое   и   перенимать   жизненный   опыт   как   основу   дальнейших бесконфликтных взаимоотношений. Взросление человека и появление у него своей семьи поколениями. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Потребности, мотивы и их место в формировании личности. «Теория Раскольникова — опасная сверх идея».   Истинные   мотивы   убийства.   Влияние   сверх   идей   на   личность   человека. Л.Н.Толстой   «Война   и   мир»  «Семья   Болконских   и   семья   Ростовых   как   разные системы   воспитания».   Отношения   родителей   и   детей   в   двух   семьях.   Влияние внутрисемейного   воспитания   и   семейных   ценностей   на   жизненные   взгляды   героев: «мысль семейная» глазами Толстого. Пьер и Элен. Брак по любви или любовь по расчету?                                                                                                                              Календарно­тематическое планирование  отношений   между   как   новый   этап     № Автор и  произведение Тема занятия Кол­во часов Дата   Раздел 1.  Особенности характера и его проявления 1 Д.И.Фонвизин  «Недоросль». 2 А.С.Грибоедов «Горе от ума». 3 А.С. Пушкин  «Евгений Онегин» 4 5 М.Ю.Лермонтов  «Герой нашего  времени» 6 7 Н.В.Гоголь  «Мертвые души» Роль воспитания и образования в формировании характера. Роль системы жизненных  ценностей общества в развитии  характера. Внутренний мир как основа  характера. Дискуссия «Ранний жизненный  опыт: интересы и последствия». Проблема взаимоотношений  между друзьями. Влияние  дружбы на характер. Проект  «Психологический  портрет Печорина» Чичиков и его умение достигать  цели. Разнообразие характеров  в  поэме «Мертвые души» 1 1 1 1 1 1 1 8 9 Мозговой штурм  «Определение  типов темперамента помещиков» Сочинение­рассуждение  «Особенности изображения  разных  характеров в русской  литературе.  Раздел 2. Психология семейных отношений 10 И.А.Гончаров  «Обломов» 11 А.Н.Островский  «Гроза» 12 И.С.Тургенев  «Отцы и дети» 13 14 Ф.М.Достоевский  «Преступление и  наказание» 15 16 Л.Н.Толстой  «Война и мир» 17 18 Роль семьи в жизни человека. Сон Обломова как ключ к пониманию  его образа. Модели и типы семейного  воспитания. «Домостроевские»  традиции в драме. «Конфликт поколений».  Отношения между сыном и  родителями — Базаровы,  Кирсановы. Диспут «Отцы дети». Проблемы  и пути решения конфликта  поколений Потребности, мотивы и их место  в формировании личности. «Теория Раскольникова —  опасная сверх идея» «Семья Болконских и семья  Ростовых как разные системы  воспитания». Отношения  родителей и детей в двух семьях. Пьер и Элен. Брак по любви или любовь по расчету?  Сочинение­рассуждение «Влияние   семейных   отношений на формирование личности» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Планируемые результаты изучения курса           В результате изучения курса учащиеся расширят представления о литературных героях,   получат     знания   о   психологических   особенностях   литературных   героях, закрепят навык устного и письменного изложения мыслей на основе литературных произведений. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение 1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.  Министерство образования и науки Р.Ф.­ М.: Просвещение  2010.          2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.­метод. пособие к курсу «Психология  человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999.                                                    3. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе  XIX века. 10 класс. 1­ое полугодие. – М.: Вако, 2003.                      4. Еремина О.А..  Поурочное планирование по литературе 9 класс. Изд­во «Экзамен» М.­2005                    5. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для  общеобразовательных учреждений: в 2­х частях. – М.: Просвещение, 2010.   6.  Миронова Н.А.. Тематическое и поурочное планирование к учебнику­хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература 9 класс». Автор­составитель В.Я.  Коровина и др. ­  М.: Просвещение. Изд­во «Экзамен» Москва­2006                                 7. Программа общеобразовательных учреждений: Литература 10 класс  (базовый уровень) под редакцией Коровиной В.Я.                                                       8. Произведения, предусмотренные данным курсом: Д.И.Фонвизин «Недоросль»,  А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов  «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь,  «Мертвые души», И.А.Гончаров «Обломов»,  А.Н.Островский «Гроза», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Ф.М.Достоевский  «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»                                                  9. Ресурсы интернета                                                                                Технические средства                                                                                                Компьютер                                                                                                          Мультимедийный проектор

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)

Программа элективного курса "Психологические особенности литературных героев" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018