Программа элективного курса рассматривает психологические особенности личности и предназначена для учащихся 10 класса, является дополнением к рабочей программе.
Сочетание литературы и психологии в данном курсе позволит получить психологические знания, на основе анализа психологических особенностей литературных произведений сформировать представление об окружающей действительности, позволит анализировать свои действия и поступки.
Знания, полученные в ходе изучения курса, могут стать источником для подготовки к написанию итогового сочинения и сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Программа элективного курса
для учащихся 10 класса
Психологические особенности литературных героев
Пояснительная записка
Изучение литературы, предусмотренное Стандартом на ступени основного
общего образования, направлено на достижение следующих целей:
формирование гуманистического
воспитание духовно развитой личности,
мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; развитие устной и письменной речи учащихся;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории
литературы;
выявления в произведениях конкретноисторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Особая роль в школе отводится литературе. Эти уроки преследуют, помимо прочих, и
воспитательные цели — формирование личности человека. Каждый учитель
литературы сталкивается с тем, что ученики не проявляют интереса к чтению
произведений школьной программы. Изучение литературы становится оторванным от
реального чтения и интересов учащихся. Учащиеся старшей школы особенно
нуждаются в получении новых
Это период
жизненного и личностного
самоопределения, формирования мировоззрения, обретения
самостоятельности, формулирования отдаленных жизненных целей, принятия
ответственности за себя и свои поступки. Эти задачи реализуются в личностной и
социальной сфере. Именно в данный период очень важно заложить в душу ученика
определенную систему ценностей и понятий, на которые он потом будет
ориентироваться, дать ему почувствовать свою собственную ценность и значимость.
Лучше
делать
опосредованно, через анализ поступков и характеров литературных героев. Сочетание
литературы и психологии личности
позволит получить
психологические знания, на основе анализа психологических особенностей
литературных произведений сформировать представление
об окружающей
действительности, позволит анализировать свои действия и поступки. Знания,
полученные в ходе изучения курса, могут стать источником для подготовки к
написанию итогового сочинения и сочинениярассуждения на ЕГЭ.
в данном курсе
всего
знаний о
себе, о мире.
это
Цель курса – анализ психологических особенностей литературных героев,
формирование мотивации к изучению произведений художественной литературы.
Задачи:
Дать представление о психологических особенностях личности;
Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, сравнивать,
устанавливать причинноследственные связи; Навыки написания аргументированного высказывания.
Общая характеристика курса
Программа включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, общая
характеристика курса, личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса, содержание учебного курса, календарнотематическое планирование,
используемая литература. Программа для учащихся 10 класса рассчитана на 18 часов
и является дополнением к рабочей программе по литературе Продолжительность
занятий 40 минут.
Формы организации учебного процесса: традиционные уроки, лекции, дискуссии,
деловая игра, мозговой штурм. Использование технологий: проблемнодиалогического
обучения, критического мышления, ИКТ.
к
отношения
метапредметные и предметные результаты освоения
Личностные,
учебного курса
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; усвоение традиционных
ценностей российского общества.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей.
5. Развитие сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного
поступкам.
6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, и других видах деятельности.
7. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение
своей семьи.
к
Метапредметные результаты
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия
ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
изменяющейся
соответствии
собственным
в
с
членам6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
суждение, умозаключение и делать выводы;
и
аргументировать
7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать,
отстаивать свое мнение;
8. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
Предметные результаты
контекстной речью.
1. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире. 2. Понимание литературы как
одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни; 3. Осознание возможностей русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
4. Воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое чтение;
5. Развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные традиции;
6. Овладение приемами анализа текста, формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного курса.
Раздел 1. Особенности характера и его проявления
Д.И.Фонвизин «Недоросль». Роль воспитания и образования в формировании
характера. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка.
А.С.Грибоедов «Горе от ума». Роль системы жизненных ценностей общества в
развитии характера. Влияние общественного мнения и поведения ближайшего
окружения на изменение характера.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Влияние раннего жизненного опыта на
формирование мировоззрения. Внутренний мир – основа поступков и моральных
ценностей. Внутренний мир как основа характера.
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Психологический портрет Печорина.
Проблема взаимоотношений между друзьями. Влияние дружбы на характер.
Н.В.Гоголь «Мертвые души» Разнообразие характеров в поэме «Мертвые души».
Характер и темперамент. Чичиков и его умение достигать цели. Образы помещиковкак представители разных психологических типов.
Анализ
Раздел 2. Психология семейных отношений
И.А.Гончаров «Обломов» Роль семьи в жизни человека. Сон Обломова как ключ к
пониманию его образа.
А.Н.Островский «Гроза» Модели и типы семейного воспитания. «Домостроевские
традиции» в семейных отношениях.
родственных связей.
И.С.Тургенев «Отцы и дети» «Конфликт поколений». Отношения между сыном и
родителями — Базаровы, Кирсановы. Преемственность поколений, умение
воспринимать новое и перенимать жизненный опыт как основу дальнейших
бесконфликтных взаимоотношений. Взросление человека и появление у него своей
семьи
поколениями.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Потребности, мотивы и их место в
формировании личности. «Теория Раскольникова — опасная сверх
идея». Истинные мотивы убийства. Влияние сверх идей на личность человека.
Л.Н.Толстой «Война и мир» «Семья Болконских и семья Ростовых как разные
системы воспитания». Отношения родителей и детей в двух семьях. Влияние
внутрисемейного воспитания и семейных ценностей на жизненные взгляды героев:
«мысль семейная» глазами Толстого. Пьер и Элен. Брак по любви или любовь по
расчету?
Календарнотематическое планирование
отношений
между
как
новый
этап
№ Автор и
произведение
Тема занятия
Колво
часов
Дата
Раздел 1. Особенности характера и его проявления
1 Д.И.Фонвизин
«Недоросль».
2 А.С.Грибоедов
«Горе от ума».
3 А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»
4
5 М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего
времени»
6
7 Н.В.Гоголь
«Мертвые души»
Роль воспитания и образования в
формировании характера.
Роль системы жизненных
ценностей общества в развитии
характера.
Внутренний мир как основа
характера.
Дискуссия «Ранний жизненный
опыт: интересы и последствия».
Проблема взаимоотношений
между друзьями. Влияние
дружбы на характер.
Проект «Психологический
портрет Печорина»
Чичиков и его умение достигать
цели. Разнообразие характеров в
поэме «Мертвые души»
1
1
1
1
1
1
18
9
Мозговой штурм «Определение
типов темперамента помещиков»
Сочинениерассуждение
«Особенности изображения
разных характеров в русской
литературе.
Раздел 2. Психология семейных отношений
10 И.А.Гончаров
«Обломов»
11 А.Н.Островский
«Гроза»
12 И.С.Тургенев
«Отцы и дети»
13
14 Ф.М.Достоевский
«Преступление и
наказание»
15
16 Л.Н.Толстой
«Война и мир»
17
18
Роль семьи в жизни человека. Сон
Обломова как ключ к пониманию
его образа.
Модели и типы семейного
воспитания. «Домостроевские»
традиции в драме.
«Конфликт поколений».
Отношения между сыном и
родителями — Базаровы,
Кирсановы.
Диспут «Отцы дети». Проблемы
и пути решения конфликта
поколений
Потребности, мотивы и их место
в формировании личности.
«Теория Раскольникова —
опасная сверх идея»
«Семья Болконских и семья
Ростовых как разные системы
воспитания». Отношения
родителей и детей в двух семьях.
Пьер и Элен. Брак по любви или
любовь по расчету?
Сочинениерассуждение
«Влияние семейных отношений
на формирование личности»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса учащиеся расширят представления о литературных
героях, получат знания о психологических особенностях литературных героях,
закрепят навык устного и письменного изложения мыслей на основе литературных
произведений.
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
Министерство образования и науки Р.Ф. М.: Просвещение 2010. 2. Гамезо М.В.,Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.метод. пособие к курсу «Психология
человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999.
3. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе
XIX века. 10 класс. 1ое полугодие. – М.: Вако, 2003. 4. Еремина О.А..
Поурочное планирование по литературе 9 класс. Издво «Экзамен» М.2005
5. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений: в 2х частях. – М.: Просвещение, 2010. 6.
Миронова Н.А.. Тематическое и поурочное планирование к учебникухрестоматии для
общеобразовательных учреждений «Литература 9 класс». Авторсоставитель В.Я.
Коровина и др. М.: Просвещение. Издво «Экзамен» Москва2006
7. Программа общеобразовательных учреждений: Литература 10 класс
(базовый уровень) под редакцией Коровиной В.Я.
8. Произведения, предусмотренные данным курсом: Д.И.Фонвизин «Недоросль»,
А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего времени», Н.В.Гоголь, «Мертвые души», И.А.Гончаров «Обломов»,
А.Н.Островский «Гроза», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»
9. Ресурсы интернета
Технические средства
Компьютер
Мультимедийный проектор