Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Литература и кино" , 5-7 классыю

  • Образовательные программы
  • doc
  • 13.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала литература и кино 5-7.doc

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа Азовского района

 

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                                        Директор МБОУ Орловской СОШ

                                                                        Приказ от «___»__________20___ г. №____

                                                                  

                                                                     Подпись руководителя__________/                       /

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Литература и кино»

для учащихся 5-7 классов.

Разработчик: учитель литературы

МБОУ Орловской СОШ

Азовского района

Ростовской области

Цомая Екатерина Владимировна.

                    

                                                                    

                                                                          

                                                                   

 

 

 

 

 

                                                                   

 

с. Орловка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-7 класса и реализуется на основе следующих документов:

1.                        ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

2.                        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897

3.                        Образовательной программы основного общего образования МБОУ  Орловская СОШ Азовского района принятой решением педсовета 20.08.2018 года, протокол № 1.

4.                        Учебного плана МБОУ Орловская СОШ на 2018 – 2019 учебный год, принятого на педагогическом совете 22.06.2018 года, протокол №10.

5.                        Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010)

Актуальность программы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) немалое место отводится совершенствованию умений осуществлять текстовую деятельность. Современные программы ориентируют учителя на развитие текстовой компетенции учащихся.

Сегодня сочинение ввели как итоговую форму аттестации, что говорит о потребности общества в людях, умеющих письменно излагать свои мысли. На итоговой аттестации от выпускника требуется создание собственного текста на основе литературного произведения.

Между тем следует обратить внимание на то, что современные подростки печатному тексту предпочитают видео и аудиотексты. Если раньше информацию черпали только из книг, то сейчас все мы живём в медиапространстве, и поэтому надо разбираться в том, вся ли информация необходима, а для этого нужно иметь навыки критического анализа медиаинформации.

Если грамотно спланировать работу с медиатекстом, то ученику будет понятно, что анализ медиатекста ничуть не легче анализа печатного текста, а иногда даже сложнее. Т.о, работа с медиатекстом позволяет дать понять детям, что надо и смотреть, и читать.

Для любого учителя очевидно, что заменить прочтение художественного произведения на просмотр фильма невозможно. Медиатекст должен рассматриваться только в сравнении с печатной версией. Но где взять дополнительное время для просмотра экранизаций классических произведений? Здесь в помощь учителю стандартом образования предусмотрены часы внеурочной деятельности.

Таким образом, разработка программы курса «Литература и кино» обусловлена потребностью общества в гражданах, умеющих критически воспринимать любую информацию.

Курс внеурочной деятельности рассчитан на 35 часов в каждом классе. Просмотр фильмов сопровождается усиленной самостоятельной и практической работой учащихся.

 

Основные идеи по использованию медиатекстов в урочной и внеурочной деятельности по литературе изложены в Сборнике научных трудов участников XVII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки

«Информационные технологии в образовании – 2017» 23-24 ноября 2017года. – Ростов/Д: ЩЩЩ «Издательство «Эверест», 2017.,С. 111-112.

 

 

Цель и задачи курса

Цель данного курса - общее и литературное развитие детей: обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития школьника, становление устойчивых зрительских интересов в области содержательного кинематографа, развитие способности критического мышления.

Задачи:

- при параллельном изучении литературы продолжить изучение искусства на материале кино;

- проследить «жизнь» литературного произведения в разные эпохи и поставить в связи с этим проблему интерпретации;

- активизировать интерес к обоим видам искусства;

- воспитывать зрительскую культуру, приобщать к лучшим традициям литературы и кино.

- развить в ученике необходимость обдумать, понять и оценить фильм: его основные мысли, его соответствие действительности, его художественные качества, начиная с игры актёров и кончая тонкостями музыкального и цветового решения, композицией кадров, монтажа.

 

Планируемые задачи внеурочной деятельности способствуют формированию следующих результатов:

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

·         уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

·         потребность сотрудничества со сверстниками, бесконфликтное поведение;

·         эстетические потребности, нравственные ценности на основе просмотра отечественных и зарубежных фильмов и прочтения художественных произведений;

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

·         давать устный и письменный отзыв о кинофильме, игре актёров;

·         сопоставлять поступки героев;

·         писать отзыв на фильм, делать доклады и сообщения;

·         определять замысел, идейную или литературную основы;

·         высказывать суждение об эстетической ценности медиатекста;

·         различать произведения по жанру;

·         рассуждать о возможных вариантах судеб персонажей в произведениях с открытым финалом;

·         видеть различие между произведением литературы и экранизацией, т.е. восприятием художественного текста сценаристом, режиссером, актерами.

Метапредметные результаты

Познавательные

Обучающиеся научатся:

·         пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·         понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·         проявлять индивидуальные творческие способности при написании сочинений, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

·         формулировать собственное мнение и позицию, включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

·         работать в группе, учитывать мнения партнёров;

·         обращаться за помощью, формулировать причину затруднений;

·         предлагать помощь и сотрудничество;

·         договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·         осуществлять взаимный контроль;

·         адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

·         понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·         планировать свои действия на отдельных этапах работы над отзывом;

·         осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·         анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится»

 

В результате такой работы помимо развития текстовой деятельности ученик становится медиакомпетентным:

•  осмысленно воспринимает медиатекст;

•  интерпретирует, критически анализирует медиатексты, понимает их суть, адресную направленность; 

•  находит требуемую информацию в медиатекстах, систематизирует ее по определенным признакам;

•  трансформирует визуальную информацию в вербальную и обратно;

•  создает собственные тексты на основе медиатекста.

 

Работа с медиатекстами обеспечивает осмысление литературы на более глубоком уровне, обогащает опыт разнообразных переживаний, развивает эмоциональную культуру, эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора; развивает творческий подход к восприятию окружающего мира, любознательность учащихся.

 

  Программа содержит ресурсы построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Основная масса учеников в конечном итоге получит возможность научиться писать критическую статью на фильм, что представляет собой альтернативу традиционному написанию сочинения по прочитанному произведению. Творчески одарённым детям программа обеспечивает условия для создания собственных медиатекстов с целью самореализации и получения возможности участвовать в конкурсах (сейчас всё больше конкурсов на создание детьми собственных медиапродуктов). Слабый ученик с низкой техникой чтения, не позволяющей в полной мере понять печатный художественный текст, получает дополнительную возможность осмыслить замысел художественного произведения.

 

Содержание курса.

Оригинальностью данного курса является то, что внеурочная деятельность учащихся становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.  Содержание курса «Литература и кино» параллельно содержанию программы по литературе по УМК Г.С. Меркина и позволяет увидеть учащимся произведение другого вида искусства на материале художественной литературы, решая задачи развития, воспитания и социализации школьников, что соответствует ФГОС. 

5  класс (35 часов)

Вводное занятие. 1 ч.

Особенности интерпретации в кинематографе мифов Древней Греции. 2ч.

Экранизация сказки «Царевна-лягушка».  1ч.

Экранизация Повести временных лет. 2ч.

Экранизация басен И.А. Крылова 1ч.

Экранизация «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина 1ч.

Экранизация поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». 3 ч.

Документальный фильм «Бородино». 1 ч.

Экранизация повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 2 ч.

Экранизация повести И.С. Тургенева «Муму». 3 ч.

Экранизация повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 2 ч.

Экранизация рассказов А.П. Чехова. 2 ч.

Экранизация сказов П.П. Бажова. 4 ч.

Экранизация рассказа М. Шолохова «Жеребёнок». 1 ч.

Экранизация книги Д. Дэфо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». 2 ч.

Экранизация сказок Г.Х. Андерсена.  2.ч.

Экранизация произведения М. Твена «Том Сойер». 4.ч.

6  класс (35 часов)

Вводное занятие. Экранизация как жанр киноискусства. 1 ч.

Экранизация мифа о Прометее. 1ч.

Экранизация мифа «Яблоки Гесперид». 1ч.

Экранизация сказки «Молодильные яблоки»».  1ч.

Экранизация Повести о разорении Рязани «Евпатий Коловрат». 1ч.

Экранизация  повестей Белкина А.С. Пушкина  2ч.

Экранизация романа  А.С. Пушкина «Дубровский». 3 ч.

Экранизация романа  Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»3 ч.

Экранизация повести  Н.В. Гоголя «Страшная месть» 1 ч

Экранизация рассказа И.С. Ткргенева «Бирюк». 2 ч.

Экранизация повести  В.Г. Короленко «В дурном обществе» 2 ч.

Экранизация рассказа  И. Куприна «Белый пудель»2 ч.

Экранизация  сказки-были «Кладовая солнца»  2 ч.

Экранизация рассказа А.П. Чехова «Шуточка» 1 ч.

Экранизация  повести В.Астафьева «Конь с розовой гривой» 1 ч

Экранизация книги  В. Железникова «Чучело» 2 ч.

Экранизация сказок братьев Гримм.  2.ч.

Экранизация  приключений Синдбада-морехода  2.ч.

Экранизация рассказа О.Генри «Дары волхвов» 1 ч

Диалог литературы и киноискусства.  4 ч

 

 

7 класс (35 часов)

Вводное занятие. Что такое хорошее кино и как его делают? 1 ч.

Экранизация былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» 1975 г. 1ч.

Экранизация былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» 2007 г 2ч.

Экранизация сказа из ПВЛ о смерти Олега  1ч.

Экранизация  повести о Петре и Февронии  Муромских Н. Михайловой 2008 г  1ч.

Экранизация  повести о Петре и Февронии  Муромских Кулакова и Рязанова 2017 г. 2 ч

Документальный  фильм о Ломоносове. 1 ч.

Экранизация  комедии «Недоросль» в постановке В. Иванова  в Малом театре. 3 ч

Экранизация документального фильма о Полтавской битве. 1 ч.

Экранизация повести  Пушкина «Пиковая Дама» 2 ч.

Экранизация  романа «Князь Серебряный» 2 ч.

Экранизация  повести Н.В. Гоголя «Вий»   2 ч.

Экранизация сказки Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»   1ч.

Экранизация повести Н. Лескова «Левша»  1 ч.

Экранизация  рассказа  А.Чехова «Хамелеон» 1.ч.

Экранизация Рассказа Куприна «Чудесный доктор» 1 ч

Экранизация  повести  М.  Горького «Детство 1938 года 2 ч

Экранизация  легенды М.  Горького «Данко» 1 ч

Экранизация повести А. Грина «Алые паруса» 2 ч

Экранизация рассказа М. Шукшина «Чудик»2 ч

Экранизация книги Стивенсона «Остров сокровищ».2ч

Диалог литературы и киноискусства.  3 ч

 

Формы организации работы и виды учебной деятельности.

Чтобы занятие с использованием медиатекста стало интересно детям, чтобы оно работало на развитие критического мышления, чтобы у ребёнка возникло желание дольше разбираться в просмотренном, занятия строятся так, чтобы медиатекст был не просто иллюстрацией к прочитанному произведению, а работал на формирование УУД.

Программа рассчитана на использование технологий интерактивного обучения, метода проектов.

В каком порядке знакомить детей с художественными текстами (печатным и медиатекстом) зависит от целей, которые ставит перед собой учитель в каждом конкретном случае.

Если изучается небольшой рассказ, то можно сначала дать посмотреть фильм, проанализировать его, проследить, какой эффект он произвёл на детей, как дети поняли замысел режиссёра и т.д. Затем прочитать оригинальный художественный текст, по которому писался сценарий к фильму. Сравнить впечатления, замысел писателя с замыслом режиссёра и т.д.

При изучении объёмного произведения, можно сначала читать, а потом смотреть эпизоды и аналитически сравнивать их с текстом. Просмотр эпизодов позволят глубже понять смысл произведения, обратить внимание на детали, упущенные при чтении объёмных произведений. 

Можно после прочтения художественного текста нарезать и дать просмотреть эпизоды разных экранизаций и после сравнения их с печатным текстом, сравнить между собой экранизации.

 

Поскольку в 5-7 классах изучаются в основном произведения малых жанровых форм, схематически медиаобразовательное занятие можно представить так:

1)      установка на восприятие медиатекста, в которой излагаются цель и задачи занятия, дается информация об авторах медиатекста, выходные данные медиатекста и т.д;

2)      учитель даёт задание, которое дети будут выполнять по ходу просмотра медиатекста;

3)      непосредственный восприятие медиатекста и выполнение полученных заданий;

4)      дискуссия по медаматериалу, которая даёт возможность сравнить своё восприятие и восприятие одноклассников, посмотреть на картину глазами другого человека;

5)      проверка результатов проделанной во время просмотра работы, моделирование ситуаций и т.д.;

6)      рефлексия.

 

После работы с медиатекстом даётся домашнее задание на урок литературы: прочитать произведение, на основе которого создан медиатекст, и составить вопросы для интервью с режиссёром, сценаристом, звукорежиссёром и аниматором фильма, на основе прочитанного и увиденного.

 Такая работа наполняет уроки литературы новым содержанием, является необходимым условием развития письменной речи учащихся обеспечивает осмысление литературы на более глубоком уровне, обогащает опыт детских переживаний, развивает творческий подход к восприятию окружающего мира, любознательность учащихся, то есть даёт личностный и метапредметный результат, чего требует сегодня от учителя ФГОС.

 

условия реализации курса внеурочной деятельности

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

     Реализация программы курса внеурочной деятельности предполагает технические средства обучения:

-       компьютер;

-       экран.

Информационное обеспечение обучения

Литература для учителя

1.  Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. – 96 с.

2. Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия //Специалист. - 1993. - 5

 3. Одинцова С.М. Диалог литературы и киноискусства в учебном процессе //Проблемы кинообразования в вузе и в школе /Под ред. С.М.Одинцовой. - Курган:  Изд-во Курган. гос. ун-та, 1997. - С. 50-60.

4. Спичкин А.В. Содержание медиаобразования: предметный и аспектный  подходы //Наука и образование Зауралья. - 1999. - 3-4. - С. 121-124.

5. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 5 класс.

 

занятия

Тема

Формы организации работы и виды деятельности учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводное занятие.

Лекция, беседа, работа со справочной литературой, составление понятийного словаря.

 

 

2-3

 

 

Экранизация поэмы Гомера «Одиссея». Мультфильм Валентас Ашкинс «Разрушение Трои и приключения Одиссея», 1998г.

Просмотр художественного фильма.

Анализ фрагментов и их сопоставление с художественным текстом.

 

 

4

 

Экранизация сказки «Царевна-лягушка». Мультфильм   Михаила Цехановского «Царевна-лягушка», 1954г.

Просмотр фильма. Сравнение композиции в медиа и печатном текстах.

 

 

5-6

 

Экранизация Повести временных лет. Мультфильм «Повесть временных лет», 2011г. Режиссер: Мария Ховенко, Инга Монаенкова. 

Просмотр фильмов, оценка работы композитора, художника аниматора, речи за кадром.

 

 

7

Викторина по басням И.А. Крылова с использованием анимационных фильмов. Н. Фёдорова «Стрекоза и муравей», 1961г. А. Харжиновского «В мире басен», 1973г. и др.

Просмотр мультипликационных фильмов, выявление морали. Решение задач. Подготовка проекта по инсценированию басни.

 

 

8

 

Экранизация «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Мультфильм И.П. Иванова-Вано, 1951г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом.

 

 

9-11

 

 

Экранизация поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» А. Птушко, 1972г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Анализ игры актёров.

 

 

12.

Документальный фильм «Бородино». Выпуск «Галилео» «Бородино», 2012г.

Просмотр фильма. Оценка значимости документальной картины для понимания идейного смысла  стихотворения Лермонтова «Бородино».

 

 

13-14.

 

Экранизация повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» А. Роу, 1961г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Отзыв на игру актера. Подготовка собственной постановки повести Гоголя.

 

 

15-17.

Экранизация рассказа И.С. Тургенева «Муму». Мультфильм В. Караваева «Муму», 1987г. Фрагменты фильма Ю. Грымова «Му-му», 1998г.

Просмотр и анализ фильмов.  Сопоставление мультипликационного и художественного фильмов.

 

 

18-19.

 

Экранизация повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Г.Калатозишвили,1975г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Определение роли эпизодов, не вошедших в экранизацию.

 

 

20.

 

Экранизация рассказа А.П. Чехова «Пересолил». Мультфильм В. Дегтярёва, 1959г.

Просмотр фильма. Оформление возникших при просмотре вопросов для дальнейшей работы по произведению на уроке литературы.

 

 

21.

Экранизация рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник». Сценки А.П. Чехов Лен. ТВ. 1973г.

Самостоятельная работы «Самая удачная экранизация рассказов». Подготовка проекта по инсценированию рассказа А.П.Чехова.

 

 

22.

Экранизация сказа П.П. Бажова «Горный мастер». Мультфильм И. Ковалевской, 1978г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом.

 

 

23-24.

Экранизация сказа П.П. Бажова «Каменный цветок». Художественный фильм А.Птушко, 1946г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом.

 

 

25.

Экранизация сказа Бажова «Каменный цветок». Мультипликационный фильм О. Николаевского, 1977г.

Просмотр и сопоставление мультипликационного и художественного фильмов.

 

 

26.

Экранизация рассказа М. Шолохова «Жеребёнок» В. Фетина, 1959г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом.

 

 

27-28.

Экранизация книги Д. Дэфо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» С. Говорухина,  1972г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом.

 

 

29-30.

Экранизация сказок Г.Х. Андерсена. Мультфильм «Соловей»,  Иосиф ДоукшаМайя Бузинова, 1991г. Худ. Фильм Н. Кошеверовой, 1979г.

Просмотр фильмов по выбору учащихся. Самостоятельная работа «Самая удачная экранизация сказки».

 

 

31-34.

Экранизация произведения М.Твена «Том Сойер» С. Говорухина, 1981г.

Просмотр фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, актера.

 

 

35.

Диалог литературы и киноискусства.

Ответ на вопрос: читать или смотреть?

 

 

Календарно-тематическое планирование 6 класс.

 

занятия

Тема

Формы организации работы и виды деятельности учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

Экранизация как жанр киноискусства.

Лекция, беседа, работа со справочной литературой, составление понятийного словаря, просмотр эпизодов.

 

 

2

Особенности интерпретации мифа о Прометее. Мультипликационный фильм А. Снежко-Блоцкой, 1974г.

Просмотр мультипликационного фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, художника аниматора, актера.

 

 

3

 

 

Экранизация  подвига Геракла «Яблоки Гесперид» Мультфильм А. Снежко-Болоццкой 1969г.

  Просмотр фильма, оценка работы композитора, художника аниматора.

 

 

4

 

Экранизация сказки «Молодильные яблоки». Мультфильм  Ивана Аксенчука 1974г. 

Просмотр фильма. Сравнение композиции в медиа и печатном текстах.

 

 

5

 

Экранизация Повести о разорении Рязани Батыем «Сказ о Евпатии  Коловрате» 1985гРежиссер: Роман Давыдов

Просмотр фильма, оценка работы композитора, художника аниматора.

 

 

6-7

Кино-спектакль «Повести Белкина» Московского театра им. А.С. Пушкина. Режиссёр: Ю. Ерёмин. 2012 год.

Просмотр спектакля.

Анализ композиционного решения режиссёра, сопоставление с художественным текстом.

 

 

8-10

 

Экранизация романа А.С. Пушкина «Дубровский» Вячеслава Никифорова 1988г.

Просмотр художественного фильма.

Анализ фрагментов и их сопоставление с художественным текстом.

 

 

11-13

 

 

Экранизация повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Владимира Бортко 2009г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Анализ игры актёров.

 

 

14

Мультфильм по повести Н.В. Гоголя «Страшная месть» 1987г.

Просмотр мультфильма и его сопоставление с художественным текстом.

 

 

15-16.

Экранизация рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» 1977г. Режиссёр: Роман Балаян.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Анализ игры актёров.

 

 

17

Экранизация рассказа А.П. Чехова «Шуточка»1966г. режиссеров Андрея Смирнова и Бориса Яшина.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Анализ игры актёров.

 

 

18-19.

 

Экранизация повести В. Г. Короленко  «В дурном обществе». Фильм «Среди серых камней» Киры Муратовой 1983г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Анализ игры актёров.

 

 

20-21.

Экранизация рассказа И.А. Куприна «Белый пудель» 1955г. Режиссёр: Марина Рошаль.

Просмотр художественного фильма.

Анализ фрагментов и их сопоставление с художественным текстом.

 

 

22-23.

 

Экранизация  сказки-были «Кладовая солнца». Фильм «Ветер странствий» Юрия Егорова 1978г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Определение роли эпизодов, не вошедших в экранизацию.

 

 

24

Экранизация повести В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Просмотр анимационных роликов. Анализ голоса за кадром.

 

 

25-26.

 

Экранизация повести В. Железникова «Чучело» Фильм Ролана Быкова 1984г.

Просмотр фильма. Оформление возникших при просмотре вопросов для дальнейшей работы по произведению на уроке литературы.

 

 

27-28.

Экранизация сказок братьев Гримм.

Просмотр фильмов.

Анализ фрагментов и их сопоставление с художественным текстом.

 

 

29-30.

Экранизация путешествий Синдбада-морехода.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом.

 

 

31.

Экранизация рассказа О. Генри «Дары волхвов»

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом.

 

 

32-35.

Диалог литературы и киноискусства.

Ответ на вопрос: читать или смотреть?

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 7 класс.

занятия

Тема

Формы организации работы и виды деятельности учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

Что такое хорошее кино и как его делают?

Лекция, беседа, работа со справочной литературой, составление понятийного словаря, просмотр эпизодов.

 

 

2

Экранизация былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» Ивана Ансенчука 1975г.

Просмотр мультипликационного фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, художника аниматора.

 

 

3-4

 

 

Экранизация былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» Владимира Тропинича 2007г.

Просмотр анимационного  фильма.

Анализ фрагментов и их сопоставление с версией 1975 года и художественным текстом.

 

 

5

 

Экранизация сказа из ПВЛ о смерти Олега. 

Просмотр фильма. Сравнение композиции в медиа и печатном текстах.

 

 

6

Экранизация  повести о Петре и Февронии Муромских Надежды Михайловой 2008г.

Просмотр мультипликационного фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, художника аниматора.

 

 

7-8

 

Экранизация  повести о Петре и Февронии Муромских  Ю. Кулакова и Ю. Рязанова 2017г. 

Просмотр анимационного  фильма.

Анализ фрагментов и их сопоставление с версией 2008 года и художественным текстом.

 

 

9

Документальный  фильм о М. Ломоносове.

Просмотр документального фильма, выявление морали. Дискуссия.

 

 

10-12

 

Экранизация  комедии «Недоросль» в постановке В. Иванова  в Малом театре

Просмотр спектакля и его сопоставление с художественным текстом. Анализ игры актёров.

 

 

13

 

 

Экранизация документального фильма о Полтавской битве.

Просмотр фильма. Оценка значимости картины для понимания идейного смысла  поэмы А.С. Пушкина «Полтава»

 

 

14-15.

Экранизация повести  Пушкина «Пиковая Дама» 1982г.  Режиссёр: И. Масленников

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Анализ игры актёров.

 

 

16-17.

 

Экранизация  романа А.К. Толстого «Князь Серебряный». Фильм «Царь Иван Грозный» Г.Васильева 1991г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом. Отзыв на игру актера.

 

 

18-19.

Экранизация  повести Н.В. Гоголя «Вий» К. Ершова, Г. Кропачёва 1967г. 

Просмотр и анализ фильма.  Сопоставление с фильмом 2014 года.

 

 

20.

 

Экранизация  сказки  Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» 1965г.

Просмотр мультфильма. Оформление возникших при просмотре вопросов для дальнейшей работы по произведению на уроке литературы.

 

 

21.

Экранизация повести Н. Лескова «Левша» 1964г. 

Просмотр мультфильма. Оформление возникших при просмотре вопросов для дальнейшей работы по произведению на уроке литературы.

 

 

22.

Экранизация рассказа А.П.Чехова  «Хамелеон» 1971г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом.

 

 

23-24.

Экранизация Рассказа Куприна «Чудесный доктор»

Просмотр фильмов  и их сопоставление с художественным текстом.

 

 

25-26

Экранизация  повести  М.  Горького «Детство» 1938г.

Просмотр и сопоставление мультипликационного и художественного фильмов.

 

 

27.

Экранизация легенды М.  Горького «Данко». «Легенда о Пламенном сердце»1967г.

Просмотр и сопоставление мультипликационного и художественного фильмов.

 

 

28-29.

Экранизация повести А. Грина «Алые паруса» А. Птушко 1961г.

Просмотр фильма и его сопоставление с художественным текстом.

 

 

30

Экранизация рассказа М. Шукшина «Чудик»2014г.

Просмотр фильма  по выбору учащихся. Самостоятельная работа по написанию рецензии.

 

 

31-32.

Экранизация книги Стивенсона «Остров сокровищ»1971г.

Просмотр фильма, оценка сценария, работы режиссеров, композитора, актера.

 

 

33-35.

Диалог литературы и киноискусства.

 

 

 

 

 

Приложения к программе.

Приложение 1.

Пример медиаобразовательного занятия в системе изучения рассказа В.М. Шукшина «Чудик» с комментариями. 7 класс.

Структура занятия:

Комментарии

I. Предкоммуникативный этап. Стадия ВЫЗОВА. 

Предтекстовые стратегии чтения. Подготовка к восприятию текста.

1) Организационный момент. Мотивация. Актуализация знаний.

   - Сегодня на занятии мы будем смотреть фильм с интересным названием «Чудик», снятый в 2014 году по одноимённому рассказу В.М. Шукшина. На V международном кинофестивале короткометражного кино и видеороликов ArtShort 2014 мультфильм победил в номинации «Анимационный фильм».

В марте 2015 года на ХХ Открытом фестивале анимационного кино в Суздале мультфильм получил приз за лучшую экранизацию – медаль Дельвига. Этот приз учрежден в ознаменование Года литературы.

- Встречалось ли вам когда-нибудь в жизни такое слово?

- Какой смысл вы вкладываете в слово чудик? (ответы на доске).

- Когда и как можно чудить?

Обращение к личному опыту.

     2) Работа со справочной литературой

- Давайте заглянем в словарь Ожегова и посмотрим, что означает чудик?

ЧУДИК (прост.) То же, что чудак.

ЧУДАК. Странный, чудной человек.

ЧУДНОЙ. Странный, удивляющий своей необычностью.

Проверка: насколько жизненный опыт соответствует традиционной трактовке слова.

3) Целеполагание.

- Что вы ждёте от экранизации рассказа с таким названием?

- Сегодня мы познакомимся с мультипликационным фильмом, попытаемся понять, какой смысл в слово чудик вкладывает режиссёр и сценарист фильма Мария Филонец.

- Кто в кино помогает режиссёру и сценаристу донести до зрителя идею?

- Перед просмотром фильма каждый из вас получит задание:

1 ряд -  выписать самые важные, на Ваш взгляд, фразы (10 фраз).

2 ряд – сформулировать вопросы себе по ходу фильма (10 вопросов).

3 ряд – сформулировать на основе фильма памятку: как нужно жить? (10 пунктов).

Обращение к личному опыту.

Прогнозирование по названию.

 

 

 

II. Коммуникативный этап. Практикум. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ.

Текстовые стратегии.

 

     1) Просмотр экранизации. Выполнение задания.

 

Восприятие медиатекста.

Поиск и выделение информации; подведение под понятие;

Формулирование вопросов.

 

      2) Беседа по первым впечатлениям о увиденного.

- Понравился ли вам фильм?

- Какие эпизоды запомнились?

- Когда больше всего переживали и волновались?

- За кого?

- Когда смеялись? Над кем или чем? Почему?

Ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

3) Обобщение и формулирование результатов работы по фильму по принципу «Два, четыре вместе».

У каждого ученика на листочках записаны результаты по просмотру фильма (10 фраз, или 10 вопросов, или памятка из 10 пунктов).

Ученики объединяются в пары, обсуждают свои записи и из 20 вариантов выбирают 5, т.е. приходят к общему мнению. Время выполнения оговаривается.

Далее пары объединяются в четвёрки, развернувшись парта к парте. Обсудив свои варианты, уже вчетвером выбирают из 10 выбирают 5, т.е. снова приходят к согласию и единому решению вопроса.

По истечении времени ученики определяют, кто будет озвучивать полученный в ходе обсуждения результат.

Работа в паре, группе. Распределение ролей.

 

 

 

 

 

 

4) Проверка выполнения групповых заданий.

- Озвучивание выбранных вариантов. (Запись на доске).

- Обсуждение правомерности сделанных выборов.

Дискуссия. Составление таблицы.

 

III. Посткоммуникативный этап.

 

1) Подведение итогов.

    - Давайте посмотрим на наши записи:

1 группа

2 группа

3 группа

С ним постоянно что-то случалось.

Почему его назвали Чудик?

Не надо быть рассеянным, легкомысленным, надо быть внимательным и ко всему относиться серьёзно, ответственно.

Да почему я такой?

Почему сноха не взлюбила Чудика?

Прежде, чем делать, надо подумать.

Ему было очень больно и страшно.

Какой по характеру был Чудик?

Относитесь к человеку хорошо, каким бы он ни был.

Почему они стали злые?

Как Чудик чувствовал себя, когда его ненавидели?

Умейте прощать.

Зачем же жить?

 

Из-за чего уехал Чудик?

Не делай то, о чём тебя не просят.

 

 

Нужно отстаивать своё мнение.

 

        - Стало ли нам понятно, почему фильм называется «Чудик»?

        - А почему не «Чудак»?

        - Какую проблему вы видите в этом фильме? Что плохо?

Проблема: взаимоотношения между людьми.

Проблемный вопрос: Как помочь Чудику?

Варианты решений: ---------------------------

Систематизируем полученный результат.

2) Домашнее задание.

       - Прочитайте рассказ В.М. Шукшина «Чудик».

       - Составьте вопросы для интервью с режиссёром, сценаристом, звукорежиссёром и аниматором фильма на основе прочитанного и увиденного (по вариантам).

 

3) Рефлексия

 

 

Приложение 2.

Отрывки из сочинений учащихся по итогам работы с медиа и печатным текстами.

«В фильме Чудика мы воспринимаем, как простодушного, немного смешного и попадающего в разные казусы человека. Мы видим причудливого мужичка, и нам хочется смеяться от его простодушия. А в тексте Шукшина мы видим, насколько глубоко страдает и переживает главный герой, когда сталкивается с непониманием и озлобленностью. Героя становится жалко, хочется ему помочь». (Михайлик Н.).

 

«Сценарист убрал многие моменты, которые раскрывали весь характер, всю сущность Чудика. Из-за этого немного расходятся смыслы мультфильма и рассказа. Получается, что в мультфильме Чудик сам виноват в отношении окружающих к себе. Ведь он делает то, о чём его не просят, ведёт себя очень легкомысленно, в общем, сам ищет себе приключения. В рассказе в основном всё, то же самое, но там присутствуют моменты, которые так и наводят на мысль: «Ну не обижайте вы Чудика!», и получается так, что Чудика просто не понимают, вот и всё» (Краснопёрова А.).

 

«Автор фильма показал глупого, легкомысленного, бездарного, получающего нагоняй от жены человека. А в рассказе Чудика хочется пожалеть, пожать руку и сказать «спасибо» за добро, человечность. Хочется сказать: «Тебя не понимают, в жестоком обществе – жестокие люди, а ты хотел, чтобы всем было хорошо. Просто это никому не нужно» (Фрайтак О.).

 

«Читая рассказ Шукшина я представляла человека очень доброго, простого, открытого, не способного злиться, осуждать, обижать и обижаться. Это все качества нормального хорошего человека. Когда же мы смотрим мультфильм режиссера Марии Филонец, складывается впечатление, что перед нами не совсем адекватный человек, его поступки кажутся глупыми» (Полухина Д.).

 


Скачано с www.znanio.ru